Меню

Железная дорога в парке маяковского екатеринбург

Центральный парк культуры и отдыха им. Маяковского (ЦПКиО)

  • Карта Екатеринбурга
  • Куда сходить
    • Зоопарки (8)
    • Магазины и ТРЦ (22)
    • Парки (11)
    • Рынки (3)
    • Автовокзалы (2)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Театры (20)
    • Смотровые площадки (3)
    • СПА, источники (1)
    • Горнолыжные курорты (6)
    • Клубы, концертные площадки (4)
    • Пабы (4)
    • Галереи (1)
    • Озера (3)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Водопады (1)
    • Горы (1)
    • Забронировать отель в Екатеринбурге
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Екатеринбурга
    • Экскурсии в Екатеринбурге
    • Трамвай ост. «ЦПКиО», № 3, 6, 9, 10, 20, 21, 33.
      Троллейбус ост. «ЦПКиО (ул. Щорса)», № 5.

      Свердловская детская железная дорога

      Екатеринбург: полезная информация

    • Информация о городе
    • Достопримечательности (113)
    • Парки развлечений (13)
    • Музеи (44)
    • Храмы, соборы, мечети (17)
    • Аэропорты (1)
    • Кинотеатры (18)
    • Площади (1)
    • Заповедники (1)
    • Рестораны и кафе (12)
    • Пляжи (7)
    • Фестивали, праздники, шоу (4)
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Советы о Екатеринбурге
    • Вопрос-ответ
    • Трамвай ост. ЦПКиО, № 3, 6, 9, 10, 20, 21, 33
      Автострада через ул. Розы Люксембург

      Детская железная дорога в Екатеринбурге является структурным подразделением Свердловской железной дороги и занимает лесную часть Центрального парка культуры и отдыха имени Маяковского. Будучи учебно-воспитательным учреждением, предназначенным для детей школьного возраста, дорога призвана прививать интерес подрастающего поколения к железнодорожным специальностям и железнодорожному транспорту, а также помогать развиваться техническому творчеству и железнодорожному моделизму.

      По детской железной дороге курсирует самый настоящий состав, имеющий тепловозы и вагоны, также ДЖД обладает своим собственным вокзалом, станциями и платформами, с настоящей железной дорогой ее роднит и наличие путепроводов, переезда и пешеходного мостика. Оборудование детской железной дороги вполне взрослое: она имеет свое собственное депо и котельную, на пути следования поезда установлено несколько железнодорожных светофоров и стрелок, действует локомотивная связь.

      Расписание и цены в 2019 году

      На протяжении нескольких десятилетий сезон на ДЖД длился с 1 мая по 1 октября, но в 2019 году была проведена реконструкция и в эксплуатацию был введен ряд инфраструктурных объектов. С тех пор детская железная дорога обслуживает пассажиров в течение всего года.

      Зимний график предполагает возможность совершения поездки три раза в неделю: в пятницу, субботу и воскресенье. Первый рейс стартует в 11.00, последний поезд отправляется в 18.28. В летний сезон железная дорога работает ежедневно с 10.00 до 19.00, в выходные и праздничные дни время работы ДЖД удлиняется до 20.30.

      Приобрести билет можно в кассе вокзала; в 2010 году на смену картонным билетам советского образца пришли билеты с новым дизайном. Стоимость взрослого билета составляет 160 рублей, детского — 90 рублей. Дети до пяти лет могут прокатиться бесплатно, также действуют семейные скидки.

      Детская железная дорога Екатеринбурга имеет хорошее оснащение даже по нынешним меркам, в момент своего появления ее составляющие же были пределом мечтаний для прочих ДЖД. Каждый из остановочных пунктов имеет высокую платформу, также на перегоне Центральная-Солнечная есть стальной путепровод, служащий пешеходным мостиком, а железобетонная конструкция, установленная позади платформы станции Пионерская, выполняет роль пропуска железнодорожного пути над дорожкой для пешеходов.

      На данный момент в парке подвижного состава имеется 5 действующих локомотивов, 2 паровоза и 11 вагонов. Курсирующий сейчас состав носит название «Юный Уралец», в процессе следования он проходит через остановочные пункты Екатеринбург-Детский, станции Юбилейная, Центральная, Пионерская и Солнечная. Остановка, а также посадка и высадка пассажиров осуществляются на каждом остановочном пункте, покупка билетов происходит на станции Екатеринбург-Детский. На каждой станции поезд стоит не более трех минут. На базе ДЖД функционирует музей железнодорожной техники, в коллекции которого свыше 70 экспонатов, 30 из которых находятся рядом со зданием детского вокзала.

      Ежегодно на ДЖД проходит обучение свыше 700 мальчиков и девочек, курс обучения составляет 3–4 года. Набор группы для первого года учебы проходит среди учащихся пятых классов, прощаются со школой юных железнодорожников дети, уже учась в седьмых и восьмых классах. После теоретического и практического курсов обучения ребятам становятся доступны 20 железнодорожных профессий, наиболее популярной является машинист. Также многие выбирают специальность дежурного по переезду, спросом пользуются и должности проводника и главного кондуктора.

      В декабре 2019 года на базе ДЖД открылся технопарк для детей «Кванториум», где посетители могут взаимодействовать с дополненной и виртуальной реальностями, попробовать свои силы в хай-тек мастерских или заняться промышленным дизайном.

      История появления ДЖД

      В конце 1950-х годов во время собраний трудовых коллективов, а также в печатной продукции города регулярно начал подниматься вопрос о создании детской железной дороги. С течением времени идеей заинтересовались советские и партийные органы, после чего нашлись средства на возведение дороги. Над созданием проекта принялись работать специалисты института Уралгипротранс. Летом 1958 года проект завершился, а уже осенью начали строить дорогу, выбрав в качестве места живописный лесной массив Центрального парка культуры имени Маяковского.

      Тогда же создали особый детский сектор при совете ветеранов Свердловской дороги, он отвечал за подготовку юных железнодорожников. До появления железной дороги для практической части занятий были выбраны Южно-Уральская детская железная дорога в Челябинске и Алапаевская узкоколейка, теории обучали в Дорожном доме детей железнодорожников.

      Наконец, в июле 1960 года было торжественно открыто движение по Малой Свердловской железной дороге. С этого времени подрастающим железнодорожникам больше не нужно было выезжать за пределы города для прохождения практики. На момент открытия ДЖД имела две станции: Пионерскую и Центральную, также она была снабжена двумя остановочными пунктами — Водной, которая была переименована в Солнечную в 1970 году, и Пост (с 1970 года — Юбилейная). Протяженность дороги составила 2,5 км, поезд проходил данный путь за 27 минут.

      Спустя год дорога получила имя Н. А. Островского, тогда же на ДЖД был организован кружок железнодорожного моделизма, функционирующий до сих пор. В 1979 году дорога смогла похвастаться первым перевезенным миллионом пассажиров, к тому моменту поездом «Юный уралец» было преодолено 40 тысяч км пути.

      С 1962 года ДЖД регулярно принимает участие в выставках технического творчества ВДНХ СССР, МПС, ОАО «РЖД», куда привозит результат творчества подрастающего поколения железнодорожников. Большая часть экспонатов принесла своим создателям медали и дипломы. Также ДЖД на постоянной основе участвует во Всероссийском слете юных железнодорожников, проводимом раз в два года на одной из 25-и детских железных дорог страны.

      Непосредственно перед открытием железной дороги в город были привезены пассажирские вагоны в количестве восьми штук, также Калужский машиностроительный завод передал тогдашнему Свердловску тепловоз ТУ2-092. Спустя время состав пополнился еще одним тепловозом. В начале 1990-х годов три вагона были списаны, однако, весь прочий подвижной состав функционирует до сих пор. В 2000 году дороге был передан очередной тепловоз, ранее работавший на Тула-Лихвинской узкоколейке, а весной 2010 года детская железная дорога обзавелась новым тепловозом ТУ7А-3355 и тремя пассажирскими вагонами, весной 2012 года на ДЖД также поступил еще один тепловоз.

      В 2010 году ДЖД подверглась замене рельсов, тогда же были уложены железобетонные шпалы. Станция Юбилейная получила новую платформу, было обновлено депо для локомотивов.

      С 2019 по 2019 годы велась масштабная реконструкция дороги, а 13 сентября 2019 года она была торжественно открыта. За время ремонта протяженность ДЖД выросла с 2,5 км до 3,11 км, также осенью 2019 года было открыто вагонно-локомотивное депо, позволяющее не только знакомиться с конструкцией подвижного состава, но и принимать участие в ремонте и обслуживании раритетной техники, и новый вокзал, состоящий из четырех этажей. Новое здание сейчас расположено ближе к входу в парк.

      Официальный сайт детской железной дороги

      На сайте Российских железных дорог Свердловской детской железной дороге посвящена страница, на которой можно увидеть основную информацию и фотографии, а также узнать необходимые характеристики, контакты и адрес ДЖД.

      Страница регулярно обновляется, все основные новости касаемо детской железной дороги появляются на ней оперативно.

      При создании нового здания вокзала ДЖД было решено полностью отвести третий этаж в пользование пассажиров станции «Екатеринбург — Детский». Каждый состав прибывает по эстакаде на платформу, уже с нее пассажиры попадают непосредственно на третий этаж. Гостей место готово порадовать залом ожидания, детским буфетом, медицинским кабинетом, билетными кассами и рядом служебных помещений, таких как кабинеты поездного диспетчера и дежурного по станции. В будущем предполагается установка здесь тренажеров для взрослых и детей, которые будут внешне напоминать кабины узкоколейного тепловоза и «Сапсана».

      Лицам с ограниченными физическими возможностями благодаря созданной здесь безбарьерной среде также будет удобно: на вокзале имеется несколько специально оборудованных туалетных комнат, пандусов и комфортных лифтов, также есть отдельный вход для инвалидов. С 2019 года на ДЖД функционирует особый вагон, способный перевозить граждан из маломобильной категории и пассажиров, имеющих с собой коляски.

      Обновленное здание насчитывает несколько кабинетов на втором этаже, в которых занимаются юные железнодорожники. В классах имеются современные интерактивные средства обучения, так, например, детей и подростков наверняка удивят тренажерные комплексы, которые максимально реалистично моделируют процесс управления поездом. Здесь же есть отдельные классы, позволяющие изучить функционирование самых разных служб железной дороги, компьютерный класс, библиотека и класс моделирования. Самые любознательные наверняка заинтересуются химической лабораторией, имеющей покрасочную камеру, позволяющую окрашивать свои макеты, и отдельным кабинетом под станки, где можно самостоятельно создавать модели поездов.

      Четвертый этаж стал местом расположения актового и выставочных залов. Первый транслирует ребятам мультфильмы, второй принимает на своей территории выставки макетов поездов. Здесь же расположена терраса, где можно отдохнуть за столиками. На первом этаже разместились гардероб, комната для планерок и тренажерный зал для детей.

      Как добраться до Свердловской детской железной дороги в Екатеринбурге

      Ближайшей к Свердловской детской железной дороге остановкой является ЦПКиО, до которой движутся трамваи № 3, № 6, № 9, № 10, № 20, № 21 и № 33.

      Также доехать до места можно самостоятельно, если выезжать из центра Екатеринбурга, следует ехать через улицу Розы Люксембург. Поездка займет не более 13 минут.

      В городе действуют популярные приложения, позволяющие легко вызвать такси со смартфона — Яндекс. Такси, Максим, Gett и Uber.

      Свердловская детская железная дорога им. Н.Островского

    • Расчёт по картам
    • Наличный расчёт

    Во вкладке Рекомендованные находятся отзывы только от опытных авторов

  • Любопытное местечко. Все такое новое, чистенькое, аж глаз радует. Всего было три остановки по 3 минуты, две из которых на одном и том же перроне. Вообще скульптуры, расположенные на перронах, очень странные, не для маленьких детей точно — например, проводник из чёрного металла не то чтобы напугал моего ребёнка. но явно ему не понравился.

    Любопытное местечко. Все такое новое, чистенькое, аж глаз радует. Всего было три остановки по 3 минуты, две из которых на одном и том же перроне. Вообще скульптуры, расположенные на перронах, очень странные, не для маленьких детей точно — например, проводник из чёрного металла не то чтобы напугал моего ребёнка. но явно ему не понравился. Киберпанковская улитка понравилась мне, но интереса у детей, что оказались с нами в одном вагоне, не вызвала.

    Стоит отметить, что вид из окон на лес завораживает. Проводники, что с нами ехали, с самого начала воссоздали ощущение настоящего поезда — инструктаж, проверка билетов, объявление станций. Очень мне импонировало то, что молодой человек взял билет у ребёнка и ему же отдал, при этом был терпелив (поскольку мой мелкий слишком мелкий и не сразу соображает, что билет надо забрать назад).

    Думаю, что это место добавится в наш список для посещения с детьми, но не чаще, чем раз в год.

    • Пожаловаться модератору
    • Спасибо! Все ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ здорово, детенышу понравилось. Мы ходии в парк на атракционы, но по факту все затмила эта железная дорога. У меня малыш просто фанат всяких паровозиков и машинок. а тут такое . Про окрытый верх в вагоне кто-то писал — да согасна это было бы здорово.

    • Подписаться на комментарии
    • Добавить в друзья
    • Свердловская детская железная дорога (Екатеринбург) — очень крутое место для детских праздников. Здесь, как оказалось можно не просто на экскурсию прийти и на поезде покататься, но и предлагается много вариантов для времяпрепровождения детей от 2х лет до 16 (у них еще и Кванториум есть для старших детей).

      Можно и день рождения отметить , и квест.

      Можно и день рождения отметить , и квест заказать и на мастер-класс сходить с погружением в профессию, и поуправлять настоящим локомотивом (с инструктором конечно), и аренда зала есть с крутым свето-оборудованием, и шоу-программы, и даже питание можно заказать на месте. И при этом цены очень даже адекватные (1250р/час аренда зала, оборудование включено, а надо сказать за счет свето-музыки атмосфера была праздничная и и в прямом смысле сказочная).

      Нас проконсультировала менеджер по мероприятия от Детской железной дороги- очень приятная девушка Дарья, помогла нам подобрать оптимальную программу (8-912-646-12-20, 358-58-67), за что ей отдельное спасибо.

      Мы провели день рождения и это был самым запоминающимся праздником: необычно, интересно и увлекательно

      У нас было 18 деток.

      Мы выбрали следующую программу:

      — поездка на поезде с аниматором — 27 минут ( в отдельном празднично украшенном вагоне), управление поездом (самые яркие эмоции),

      -потом м поднялись в зал, игровая диско-программа с аниматором- ребенок выбрал агента, получил секретное задание, прошли школу агентов.

      — потом перекусили шашлычками и пиццей.

      — Бумажное шоу- побесились в море фальгиованной бумаги вместе со взрослыми

      — ТОРТ (торт заказывали тут же, 2,5 кг, медовик, по отзывам гостей — вкуснейший и свежайший, обошелся в 2 т.р.)

      В итоге праздник получился незабываемым и фееричным, эмоций хватит на год.

      Сделано все было на высшем уровне. Аниматоры (с детской дорогой работает агентство «Мелисента») отработали замечательно. БЫло много приятных сюрпризов, например нам сделали видеозаставку трогательную про именинника. Аквагрим крутой, фотозона и оформление стильное. Мы очень довольны. Получилась по-взрослому крутая вечеринка.

      История: 55 лет назад открылась детская железная дорога в парке Маяковского

      22 октября 2019 17:58

      Торжественное открытие Малой (детской) Свердловской железной дороги состоялось летом 1960 года.

      Свердловская детская железная дорога находится в лесной части Центрального парка культуры и отдыха имени Маяковского (улица Мичурина, 230).

      История создания этого объекта началась еще в 1958 году, когда горисполком и горком комсомола Свердловска приняли решение сделать пионерам города подарок — собственную железную дорогу. В том же году началось ее строительство. При Совете ветеранов Свердловской железной дороги был создан специальный детский сектор, который отвечал за организацию обучения юных железнодорожников. Теоретические занятия проходили в Доме железнодорожников. Во время летних каникул ребята отправлялись на практику, которая проходила в двух местах: Южно-Уральской детской железной дороге и Алапаевской УЖД.

      По детской железной дороге ходит настоящий состав с тепловозами и вагонами, который называется «Юный Уралец». Все 5 вагонов состава раскрашены в цвета фирменных поездов Свердловской магистрали: «Малахит», «Кама», «Урал», «Ямал» и «Демидовский экспресс». Оборудована дорога тоже по-настоящему: есть депо, здание вокзала, котельная, различные виды связи, семафоры, стрелки.

      С сентября 2009 года по июнь 2010 года на Малой Свердловской железной дороге проходил ремонт, были обновлены здания, платформы, подвижной состав.

      На ней имеется две станции и два остановочных пункта:

      — Центральная (главная станция, также является вокзалом);

      — Солнечная (остановочный пункт, до 1970 года назывался Водной);

      — Пионерская (остановочный пункт, до 2010 года назывался Юбилейной);

      — Юбилейная (станция, до 2010 года называлась Пионерской).

      Посадка и высадка маленьких пассажиров происходит только на вокзале, на станциях поезд лишь останавливается (стоянка от 1 до 3 минут), диктор объявляет названия станций. Общее время в пути — 27 минут. Длина пути составляет 3,8 километра. Все поезда отправляются с вокзала под звуки марша «Прощание славянки».

      Работает детская железная дорога с мая по сентябрь. И это не только аттракцион, но и место подготовки юных железнодорожников. Ребята осваивают 19 профессий, которые есть и на большой железной дороге. Зимой дети проходят теоретический курс обучения в учебных классах, летом водят тепловозы и работают в вагонах проводниками. Детскую железную дорогу обслуживают пять смен школьников из пяти районов города. Многие выпускники МСЖД продолжают обучение в Уральском государственном университете путей сообщения, Колледже железнодорожного транспорта и других учебных заведениях, а затем приходят работать на железную дорогу.

      При детской железной дороге с 1961 года работает кружок железнодорожного моделизма. Ребята учатся делать макеты железной дороги и станционных строений.

      Детская железная дорога является постоянным участником Всероссийского слета юных железнодорожников, который проводится каждые два года на одной из 25 детских железных дорог России.

      Свердловская детская железная дорога: как добраться, история, фотографии

      Детская железная дорога – учебно-воспитательное учреждение для детей школьного возраста на железнодорожном транспорте, способствующее развитию технического творчества и железнодорожного моделизма, интереса к железнодорожным специальностям. Для джд специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (ширина колеи 750 мм) протяжённостью обычно 1,5-5 км, предоставляют подвижной состав (1-2 тепловоза и 4-5 пасс. вагонов), оборудуют дорогу устройствами СЦБ и связи, строят небольшое вокзальное здание, депо, стрелочные посты, а также создают учебные кабинеты, лаборатории и мастерские для проведения занятий с юными железнодорожниками.

      Подготовкой юных железнодорожников ведётся по трёхгодичным программам. Изучаются (в осн. в зимний период) теоретические основы железнодорожной техники, технологии перевозок, правила, необходимые для выполнения должностных обязанностей определённых профессий. В летний период, во время каникул, школьники под руководством инструкторов-педагогов из числа опытных железнодорожников проходят учебно-производственную практику по организации перевозочного процесса в качестве машиниста локомотива и его помощника, диспетчера, дежурных по станции и стрелочному посту, проводника и осмотрщика вагонов, кассира, ревизора-контролёра, монтёра пути, дежурных по переезду и перрону и др.

      Первая джд открыта в Тбилиси в 1935 году. В 1990 в СССР функционировало 50 джд общей протяженностью около 150 км, действовало свыше 3 тысяч кружков в которых занималось свыше 50 тысяч учащихся. За лето по джд проходило 15 тысяч пассажирских поездов, в которых перевозилось свыше 2 млн. пассажиров.

      История Свердловской детской железной дороги

      Вопрос о создании детской железной дороги в Свердловске был поднят по инициативе городской комсомольской организации города и ветеранами железнодорожного транспорта в конце 1958-го года. Идея строительства широко обсуждался на страницах советской печати и собраниях рабочих. Со времен идея создания Детской Железной Дороги получила финансовую поддержку партии.

      Схема Свердловской детской железной дороги

      Проект Детской Железной Дороги разрабатывали специалисты института Уралгипротранс уже в 1958-м году. Осенью того же года в живописном лесном массиве Центрального Парка Культуры и Отдыха имени Маяковского началось строительство Детской Железной Дороги.

      Одновременно со строительством дорожный дом пионеров начал подготовку юных железнодорожников. Эту работу взяли на себя ветераны труда, во главе с П.А. Перепёлкиным. Школьники изучали железнодорожные специальности, а практику летом 1959 года проходили у своих товарищей на Южно-Уральской детской железной дороге и на Алапаевской узкоколейной железной дороге. В течение 1959-1960 гг. было проведено много субботников и воскресников на строительстве дороги, учащиеся Свердловских школ и комсомольцев промышленных и строительных организаций города активно участвовали в планировке пути, выполняли земляные работы, занимались озеленением территории.

      28 апреля 1959 года на станцию Свердловск – Сортировочный поступил первый тепловоз для детской железной дороги серии ТУ2-092 построенный на Калужском машиностроительном заводе. Он прибыл из Кустаная в адрес дорожного Дома техники.

      И вот 4 июля 1960 года вышел приказ Начальника Свердловской железной дороги об открытии и обслуживании нового объекта железнодорожного транспорта, который впредь стали именовать Малой Свердловской железной дорогой.

      К моменту открытия детской железной дороги на ней было 2 станции: Центральная и Пионерская, а так же два остановочных пункта: Водная, ставшая в 70-м году Солнечной, и Пост, ставший в 70-м году Юбилейной. Длина дороги составила 2,5 км. Время в пути 27 минут.

      Железная дорога была торжественно открыта 9 июля 1960 года. Первым машинистом, который повёл поезд по Малой Свердловской, стал ученик 9 класса 39-й школы Виктор Дубровский.

      Газета «Путёвка» от 12 июля 1960, №83 (5049) описывает открытие Малой Свердловской так (автор текста Г. ДМИТРИЕВ):

      9 июля Суббота. Но какое праздничное оживление царило в этот день в Центральном парке культуры и отдыха имени Маяковского в Свердловске. Здесь открылась Малая Свердловская железная дорога…

      … У перрона вокзала станции Центральная – состав цельнометаллических вагонов полученных из Польской Народной Республики, на каждом из которых поблёскивает на солнце Герб Советского Союза и под ним буквы: «Сверд». В вестибюле вокзала и на перроне снуют взад-вперёд в форменном обмундировании юные железнодорожники – не по годам серьёзные и озабоченные в этот час. Можно понять их волнение: ведь им предстоит стать хозяевами настоящей, хотя и малой, железной дороги.

      … 12 часов. Начинается митинг. Секретарь Свердловского горкома партии т.Морщаков поздравляет юных граждан города с открытием детской дороги.

      — Берегите, дети, свою дорогу, — взволновано говорит ветеран транспорта П.А. Перепёлкин.

      Председатель Совета юных железнодорожников Светлана Панекина произносит торжественно:

      — Мы обещаем хорошо работать! Благодарим Коммунистическую партию и Советское правительство за заботу о детях.

      Аплодисменты тонут в резком шуме взлетающих в небо ракет, участники митинга спешат на посадку. Светлана Панекина разрезает красную ленту перед поездом. Загорается зелёный огонь светофора – путь свободен! Виктор Дубровский, ученик 9 класса 39-й школы, приводит в движение тепловоз ТУ2-092. За левым крылом машины – его помощник Анатолий Козлов.

      Под звуки духового оркестра первый поезд №121 тронулся в путь.

      В первом вагоне стихийно возникает песня:

      Наш тепловоз лети
      вперёд.
      в коммуне – остановка…

      — Граждане пассажиры, поезд подходит к станции Водная, — объявляет юный проводник Юра Симонов. Минутная стоянка – и дальше в путь. В открытые окна вагонов вдруг влетает «Ур-ра-а!.» Это приветствуют первый поезд ребятишки из парка.

      — Смотрите, всё по-настоящему! – с восхищением говорят первые пассажиры.

      Да, всё по-настоящему! Малая Свердловская тысячам ребят откроет дорогу в большую жизнь!

      Так начиналась трудовая жизнь Малой Свердловской железной дороги.

      9 мая 1961 года вышел приказ Свердловского горкома ВЛКСМ “О ПРИСВОЕНИИ МАЛОЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ДОРОГЕ ИМЕНИ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО”. Так же в 1961 году на детской железной дороге организован кружок железнодорожного моделизма, который действует и по сей день.

      С 1962 года ДЖД является неоднократным участником ВДНХ СССР, более 80 юных техников награждены медалями «Юный участник ВДНХ СССР». К 1979 пионерский поезд совершил «кругосветное путешествие», пройдя более 50.000 км и перевезя 1.000.000 пассажиров.

      В 70-х годах на Детскую железную Дорогу с узкоколейки Таллин — Вяйке поступил тепловоз ТУ2-141. В 2000-м году на дорогу с закрывшейся Тула — Лихвинской узкоколейной железной дороги передан тепловоз ТУ2-236.

      До 2010 года основным типом вагонов который перевозил пассажиров по Детской железной Дороге были 8 Польских цельнометаллических вагонов завода PAFAWAG построенных в 1960 году.

      В 2010 году на Детской Железной Дороге были заменены рельсы, уложены железобетонные шпалы. На станции Центральная был заменён пульт управления движением. На протяжении всего пути следования поезда работают новые светофоры и автоблокировка. На ст. Юбилейная построена новая платформа. На станции Пионерская установлен новый пульт управления. Отремонтировано депо для локомотивов, построен новый тупиковый путь. Все стрелочные переводы стали централизованными.

      Поступил в эксплуатацию новый подвижной состав – тепловоз ТУ7А и три новых вагона Камбарского машиностроительного завода. Старые вагоны и тепловоз ТУ2-236 были отремонтированы и покрашены. Первый Тепловоз СвДЖД ТУ2-092 в 2010 году был отправлен на станцию Свердловск — Сортировочный для прохождения капитального ремонта, но отправка в ремонт осуществилась только в мае 2019 года, в 2019 после ремонта, тепловоз вернули на детскую железную дорогу.

      В 2012 году на ДЖД поступил тепловоз ТУ10-013 Камбарского машиностроительного завода, а летом 2013 года три новых вагона серии ВП-750 того же завода.

      После реконструкции 2019 года на детской железной дороги было обновлено путевое хозяйство, создано депо, возведена эстакада и четырехэтажное здание вокзального комплекса.

      В новом здании вокзала третий этаж полностью отведен под нужды пассажиров станции «Екатеринбург — детский». Там есть зал ожидания, билетные кассы, медицинский кабинет и служебные помещения, такие, как кабинет дежурного по станции, поездного диспетчера и другие. Поезда прибывают по эстакаде на платформу, с которой сразу можно попасть на третий этаж.

      Стоит отметить, что в помещениях вокзального комплекса создана безбарьерная среда для инвалидов — отдельный вход для инвалидов, удобные лифты, пандусы, специально оборудованные туалетные комнаты. А с 2019 года на детской железной дороге также появился специальный вагон для перевозки маломобильных граждан и пассажиров с колясками.

      Помимо помещений для пассажиров, в обновленном здании есть кабинеты для занятий юных железнодорожников. Классы оснащены современными интерактивными средствами обучения. В частности, там установлены тренажерные комплексы, максимально реалистично моделирующие процесс ведения поезда. В реализации проекта были задействованы серьезные силы и средства. Длина дороги увеличилась до 3,1 километра.

      Церемония открытия обновлённой Свердловской детской железной дороги состоялась 13 сентября 2019 года в ЦПКиО им. Маяковского.

      9 ноября 2019 года в рамках дней Свердловской железной дороги в законодательном собрании Свердловской области на детской железной дороге было открыто новое вагонно-локомотивное депо.

      В июне 2013 года было принято решение о создании Музея узкоколейных железных дорог на Свердловской детской железной дороге.

      Размещение Музея УЖД в комплексе зданий и сооружений на Свердловской детской железной дороге позволит создать уникальный музейный комплекс и организовать круглогодичные туристско-экскурсионные перевозки. Для жителей и гостей Екатеринбурга музей станет одним из популярных мест отдыха. На сегодняшний день уже собрано и находится на реставрации около 70 экспонатов. Главной изюминкой будет являться то, что почти все экспонаты будут действующими, в экспозиции будет около 10 паровозов различных серий и заводов, в том числе паровоз серии 157С из парка Энгельса.

      Первым действующим экспонатом музея стал немецкий паровоз построенный в 1931 году на заводе Orenstien&Koppel, он был привезён из Германии в 2019 году. Сегодня этот паровоз можно увидеть в работе в летнее время, каждые выходные в субботу и воскресенье он совершает по 3 рейса. Таким образом у жителей и гостей города есть возможность проехаться в поезде под управлением настоящего действующего узкоколейного паровоза.

      Историческая справка

      Детская железная дорога – задумка исключительно советская, идея о строительстве таких дорог пришла в середине 30-х годов 20-го века. Идея рождалась в городских Дворцах пионеров и ТЮЗах, когда руководители кружков и пионеры выдвигали идеи о строительстве таких дорог руководителям городов, начальникам и работникам железных дорог. Первая детская железная дорога в Мире была открыта в Тбилиси (Тифлисе) 24 июня 1935 года, дорога длинной 400 метро имела две станции «Пионерскую» и «Радостную», паровоз и 3 вагона. Дорогу обслуживали дети, в строительстве дороги так же были задействованы они (нет, не по указанию, а по собственному желанию) ведь им так хотелось иметь хоть и маленькую, но свою детскую железную дорогу, где они смогли бы оттачивать навыки железнодорожных профессий, от проводника и стрелочника до дежурного по станции и машиниста.

      После первого летнего сезона юные железнодорожники Тифлиса поехали на приём в Москву к наркому путей сообщения Лазарю Моисеевичу Кагановичу, где попросили удлинить дорогу и рассказали о том, как они отработали первый летний сезон. 8 октября 1935 года в газете «Пионерская правда» вышла статья, на первой странице газеты расположился шарж из 22 первых юных железнодорожников, которые строили свою дорогу и обслуживали её в летний сезон, и название статьи «Тифлисские пионеры предлагают – построить в красной столице детскую железную дорогу» эта статья дала старт массовому строительству детских железных дорог по всему советскому союзу. Москвичи не остались в стороне и открыли свою дорогу двумя годам позже – 2 мая 1937 года. 1 августа 1936 года в городе Красноярске была открыта первая детская железная дорога России (первой она стала после развала Советского Союза). Первая детская железная дорога Украины — «Малая Сталинская» железная дорога, была открыта 6 июня 1936 года в городе Днепропетровске. Всего до Великой Отечественной Войны было построено более 15 детских железных дорог. Во время ВОВ многие детские железные дороги оказались на оккупированных территориях и, к сожалению, были разрушены, оборудование – паровозы и вагоны немцы увозили собой, но следующие за ними части Красной армии быстро забирали у них трофеи и возвращали обратно на детские железные дороги, такая истории случилась с Днепропетровской ДЖД на которую части красной армии успели вернуть вагоны которые увезли немцы. В отличие от других детских дорог, сильно пострадавших в годы войны и не возрождённых после Победы, Днепропетровскую ДЖД ждала иная судьба. Восстановлению дороги придавалось особое значение. Его можно смело назвать важной политической акцией с очень большим пропагандистским эффектом. Открытие ДЖД должно было стать видимым примером возвращения города к мирной жизни, способствовать поднятие духа, как у мирного населения, так и у фронтовиков. Именно поэтому реконструкция дороги велась наравне с восстановлением жизненно важных объектов города. 29 октября 1944 года на Днепропетровской детской железной дороге было возобновлено регулярное пассажирское движение. Многие ДЖД были разобраны во время войны, рельсы пускались на метал или использовались в других местах, а подвижной состав отправляли на заводы и узкоколейки.

      Детская железная дорога: 1. Ленинград. Детская ж.д. «Малая Октябрьская» имени XXX ВЛКСМ. Дежурный по станции «Озёрная» даёт сигнал отправления. 2. «Малая Сталинградская» ж.д. Главный кондуктор вручает жезл машинисту. 3. Ташкент. «Малая Ташкентская» ж.д. в парке имени И.В.Сталина.
      поезд в пути. 4. Ереванская детская ж.д. Поезд на станции «Пионерская». 5. Ростов-на-Дону. Детская «Малая Северо-Кавказская» ж.д. Прибытие поезда «Голубой экспресс» на станцию «Победа». 6. Тбилиси. Детская ж.д. 7.Детская ж.д. в Днепропетровске. 8.Московская «Малая Ленинская» детская ж.д. Стрелочник встречает поезд.

      Послевоенное восстановление страны так же отразилось и на детских железных дорогах, они как символ победы начали возникать в городах героях Ленинграде и Сталинграде, а так же по всему Советскому Союзу. Ко времени распада СССР количество действующих «малых» железных дорог достигло 52. К сожалению после развала не все страны смогли тянуть на себе такой важный социальный груз, да и к тому же затратный. Во многих союзных республиках на сегодняшний день детских железных дорог не осталось. На территории Украины сегодня действует 9 ДЖД, на территории России 25, за последние 10 лет в России построено 3 новых детских железных дорог в Новосибирске, Кемерово и Казани, и новая трасса в Санкт-Петербурге. В Белоруссии работает 1 детская железная дорога в столице – Минске. К сожалению судьба не пощадила первую в Мире Детскую Железную Дорогу находящуюся в Тбилиси – после развала дорога долгое время не работала а после реконструкции 1999 года к сожалению стала обычным парковым аттракцион обслуживающаяся взрослыми.

      Смотрите так же:  Отправить в парке