Загадки про замок дворец

Загадки рыцарских замков

Город Касерес. Эстремадура. Испания

Замок — это дом феодала и одно­временно крепость, защищавшая большой участок местности. Причем второе явно было важнее, чем первое. Ведь замки строились, когда единственно важным занятием для мужчины считалась война. Все в архитектуре замка было подчинено войне. Стены крепкие, сначала деревянные, потом каменные, в два слоя, а промежуток между ними заполнялся щебнем, иногда скрепленным раствором. Толщина стен была от 2 до 5 метров. Тесать камень — нелегкая работа, но ею гордились — каменщики вырезали на обработанном камне свой знак точно так же, как живописцы подписывали картины. Известно, что на строительст­ве замка Бомари в Северном Уэльсе в 1295 году было задействовано 400 каменщиков и 2000 рабочих для работ в камено­ломнях. Верхняя часть стены состояла из зубцов — не для красоты, а чтобы укрывать в бою защитников замка. К зубцам крепились деревянные галереи, на которых и «работали» защитники замка.

Окон в стене не было, только бойницы — узкие щели, сквозь которые стреляли защитники замка.
Бойницы прикрывались деревянными щитами-заслонками. Башни выступали за линию стен, чтобы можно было стрелять вдоль стены. Самая большая башня называлась донжон, обычно она стояла в центре замка и была наиболее сильно укреплена, это был последний оплот защиты.

Замок Суарес де Фигеруа. Эстремадура. Испания

Вокруг замка тянулся ров с водой. В средневековой кампучийской крепости Анг- кор-Тхом во рве шириной сто метров даже разводили крокодилов! Через ров перебрасывали подъемный мост — еще один рубеж обороны. Вход перекрывала подъемная решетка (герс), которая тоже могла на какое-то время задержать нападающих. В больших замках было двойное кольцо стен. Перед внутренними воротами устраивайся так называемый барбакан — это площадка окруженная со всех сторон стенами. Если враг прорывался сквозь внешние ворота, то его обстреливали в барбакане со всех сторон. Но даже если враг проникал сквозь эти укрепления, борьба все равно продолжалась, даже на внутреннем дворе, даже в башнях. Не случайно винтовая лестница в замке всегда поворачивает на право. Вражеский рыцарь, поднимающийся с боем наверх, не мог как следует размахнуться рукой с мечом… Конечно, если он был правшой.

Братья Лимбурги.Назаднем плане замок Лувр

Понятие комфорта в то время было неизвестно, а значит, никого не огорчали сквозняки, гулявшие по комнатам, отсутствие мебели духота и сумрак в зимнее время (ведь стекол не было, и окна открывать было холодно).
В любом замке обязательно была церковь или часовня. Это было время, когда в Бога верили все — и не было прощения тому, кто верил не в того Бога.

Королевский замок. Швеция. 16 век

Первый известный нам замок — это Дуэ-ла-Фон-тен во французской провинции Анжу (950 год). Самый последний — замок Нойшванштайн, построенный в XIX веке по прихоти Людвига Баварского.
А между ними — тысячи замков Европы… и десятки японских деревянных замков. История некоторых замков насчитывает многие столетия и многих хозяев. Например, знаменитый Замок Рыцарей, Крак- де-Шевалье в Сирии.
Сначала это была сарацинская крепость, но в 1142 году ее захватили крестоносцы.

Ф. Клуз. Портрет короля Франциска 1. Фрагмент

Загадка Шамборского замка
Это очень красивый замок, скорее, даже дворец, который начали строить по приказу французского короля Франциска I в 1519 году в долине реки Луары. Но король не дождался окончания строи­тельства — умер. Наследники достроили его, но почему-то там не жили. Шли годы, сменялись короли на троне Франции, но никто из них в Шамборском замке не селился. 440 роскошных залов пустовали.
Почему? Замок очень красив, с нему прилегал великолепный парк рядом — красавица Луара. Говорили что-то о привидениях, о плохих приметах, о несчастливой судьбе, ожидающей хозяина замка… Но подобное рассказывали почти про все старые замки. В XX веке Заморский замок перешел во владения государства, и теперь в его парке охотится французский президент с гостями (там водятся дикие кабаны и олени). Так что непонятно, почему его не любили французские короли.

И.Машков. Испания. Сеговия

В 1205 году замок перешел во владение другого рыцарского ордена, госпитальеров. В 1271 году мусульмане вновь захватили его. Крак-де-Шевалье стоит до сих пор — прочно строили в XII веке.
В XV веке начался упадок замкового зодчества. Мощные укрепления уже не спасают от появившейся артиллерии, и замки становятся не крепостями, а дворцами. Их строят из кирпича, в них появляются большие окна… Типичное не то. Уходят в прошлое донжоны и бойницы, рвы и подъемные мосты, рыцари и крестовые походы…
Светящийся замок
В Осетии есть крепостная башня, которая светится в полдень. Не сама по себе, конечно: очевидно, лучи солнца в определенный момент дня падают на гладкие поверхности и отражаются, создавая эффект свечения. Это видно издали. А вот приблизиться к башне почти невозможно — она стоит на отвесной скале, причем вокруг стены нет никакой площадки. Только горная коза может обойти крепость по периметру. Как туда попадали обитатели — непонятно, возможно, по веревочной лестнице.
Местные жители называют башню «крепость обеденного времени». Кто, когда и для чего ее построил — неизвестно.
Закопан в землю…
Французский писатель Виктор Гюго однажды отметил, что средневековые здания строились «по пояс в земле». То есть одна половина сооружения возвышалась над землей, а другая уходила под землю. Подвалы средневекового замка — целый мир. Там хранили огромные запасы продовольствия и оружия, скрывались люди во время нападения врагов, содержались преступники, обитали привидения…

Загадки Украины: замки, дворцы и крепости

  • Отзывы :
  • Просмотров: 851

Разнообразные сооружения с древних времен можно найти почти в каждом уголке Украины. О некоторых мы знаем, давно или недавно, в некоторых нам даже посчастливилось побывать. А есть и те, о которых мы слышали, но не так часто можем видеть – они словно прячутся от человеческого нескромного взгляда. Именно они и вызывают наш самый ярко выраженный интерес. Сегодня мы наверстаем упущенное и расскажем вам о малоизвестных сооружениях, дворцах и других фортификациях страны, которые вам непременно нужно посетить.

Месторасположения: с. Приозерное, Ивано-Франковская область.

Дворец прячется от всего мира в густой лесной чаще, полной сумерек, и дорога к нему идет запутанная и сложная. Некогда он был велик и роскошен, сегодня же от сооружения остались только полуразрушенные лабиринты, напоминающие о былой роскоши. Когда-то давно все это богатство находилось в руках династии Потоцких. Тем, у кого богатое воображение, и сегодня будет несложно увидеть в разросшихся зарослях, окружающих имение, поместье, хранящее память о былых днях величия.

Местоположение: между сел Нагоряны и Нырков, Тернопольская область

Его называют самым таинственным замком Украины, и не без оснований. Сегодня от него остались только две зубчатые круглые башни, а когда-то замок был очень величественен. Жаль, наши современники уже не смогут восхититься его красотой. Замок старинный, был построен в IX столетии, позднее неоднократно реконструировался, перестраивался, а сегодня только напоминает о поселении, расположенном в лесах, и давно исчезнувшем. Его отстраненность от цивилизации придает ему еще больше таинственности, а когда непогода, то и та единственная дорога, которая соединяет замок с окружающим цивилизационным миром, становится непроходимой.

Местоположение: г. Васильевка, Запорожская область

На Восточной Украине эта усадьба считается одним из самых интересных архитектурных памятников, и единственным экземпляром дворцово-замковой архитектуры XIX столетия, тем более из тех, которые сохранились до наших дней. Строительство замка заняло ни много ни мало 30 лет. Его зубчатые стены, башни со шпилями, подпирающие небо, видны издалека. Ходят легенды, что когда-то во время ярмарки одна цыганка нагадала местному хозяину усадьбы, что он будет только жить до тех времен, пока строится замок. Суеверный помещик стремился как можно дальше отдалить день окончания строительства, многократно переделывая и реконструируя его. Но от судьбы не уйдешь, и вот наступил день, когда строительство все же было завершено – и предсказание сбылось так же неотвратимо, как пришел этот заключительный день.

Мавританская жемчужина

Местоположение: с.Петровка, Одесская область

Когда-то здесь протекала река – об этом говорят опоры моста, который был разрушен. Развалины старого сооружения сегодня прикрыты полем камышей, здесь течет небольшой ручеек. Если пройти немного дальше – откроется вид на местное село, довольно непримечательное. И если не знать о тайне местных полей, то можно пройти мимо и не заметить, что шпиль, который едва просматривается в пейзаже, похожий на верхушку церковного купола, на самом деле приведет к удивительному мавританскому замку.

Местоположение: с. Жванец, Каменец-Подольский район, Хмельницкой области.

Когда-то это была могучая крепость, сегодня – остатки в форме пятиугольной башни, гордо возвышающейся на скале у реки. Что удивительно, даже местные жители, обитающие в деревеньках неподалеку, не знают о том, что здесь был замок, причем играющий немалую роль в исторической жизни страны. Замок был построен в XVII веке, тогда он включал шесть башен и был окружен глубоким рвом. Для владык этих мест он был хорошей защитой. С потерей стратегической роли замок постепенно пришел в негодность, а его территория опустела. Но это не мешает любителям старины и ее памяток навещать здешние места и любоваться прекрасными видами, открывающимися отсюда.

Надзбручанская крепость

Местоположение: с.Чернокозинцы, Каменец-Подольский район, Хмельницкой области.

Берег реки Збруч скрывает густую каменную линию, это одна из забытых сегодня подольских крепостей. Сегодня от него остались только руины, а во второй половине XIV века он был построен для обороны этих мест. Стены были настолько толсты, что послужили крепкой защитой и во времена Первой мировой войны. Эта крепость стала необычной музой для многих писателей и сделала, можно сказать, литературную карьеру. Ее имя упоминалось во многих произведениях.

Местоположение: г. Бучач, Тернопольская область

Был построен в XIV веке, на возвышении у реки Стрип, сплошь покрытом скалами. Склоны одной из небольших гор резко обрывались со всех трех сторон, устремляясь к водной глади. Когда-то это был величественный дворец, имеющий овальную форму, с перекидным мостом через реку. Позже замок стал понемногу терять свое стратегическое назначение. Жители окрестных сел потихоньку разбирали на собственные хозяйственные нужды его камин и дерево. И так спустя время от могущественного сооружения остался один остов, к которому сегодня приходят в гости любознательные туристы.

Арочный замок и его руины

Местоположение: с. Зализцы, Зборовский район, Тернопольская область

На территории, окруженной большими прудами, рядом с маленьким поселком притаился замок. Сегодня его можно увидеть только в виде оставшихся руин, встречающихся то тут, то там. А когда-то он тоже сыграл роль в истории нашей страны, причем немаловажную. От его стен походом на Москву пошел Лжедмитрий. Первая мировая война нанесла ему значительный урон снарядами русской артиллерии. Больше всего осталось от юго-западных стен, но даже и они не составляют и четвертой части строений в первоначальной красоте и масштабах.

Случ-Икопотская крепость

Местоположение: г. Староконстантинов, Хмельницкая область

Этой крепости не меньше пятисот лет, причем надо учитывать, что это не самая древняя в этих краях крепость. Здание было построено на «черном» пути, что значит – на одной из тех дорог с плохой славой, по которым следовали татары. Хотя несмотря на это, он чудесно сохранился и до наших дней. В этих местах ведутся реставрационные и археологические работы. Многие строения, примыкающие к этому замку, восстановлены и ими можно полюбоваться уже сейчас.

Замковые руины на реке Случ

Местоположение: с. Губков, Ровенская область

Берега реки Случ несли на себе могущественный замок, построенный в XV веке. Очертания этого сооружения сегодня не дают возможности четко понять, какую задачу выполняло строение, остается только выдвигать гипотезы и строить догадки. Историки говорят об этой фортификации как о неприступной крепости. Однако 1708 год показал, что ее можно сломить, и это удалось сделать шведам. И это стало началом конца – замок так и не смог восстановиться и воспрянуть из руин. Сегодня и самих руин осталось довольно мало, и еще десяток лет может их низвергнуть в забытье.

Местоположение: на границе сел Немешаево и Мироцкое, Киевская область.

История этого замка, увы, не сохранилась до наших дней. Впервые он был упомянут в XIX веке, когда его владельцем был граф Сакен. После этого имение неоднократно переходило из рук в руки, советская власть разместила на его территории биохимический завод. Как раз в это время и возник пожар, практически уничтоживший все здание. На сегодняшний день некогда величественный дворец превратился в зону отчуждения – сплошные руины, внутренний интерьер полностью разрушен. Вполне вероятно, что когда-нибудь это место все же отреставрируют, но сейчас нам ничего не остается, кроме как любоваться руинами, пусть и живописными, но безжизненными.

Смотрите так же:  Кассы дворец молодёжи екатеринбург

Гербуртский фортификационный замок

Местоположение: с.Кудринцы, Тернопольская область

На горе Стрелка находятся развалины оборонного замка, который на удивление хорошо сохранился и до наших дней. Давным-давно он был возведен для защиты от многократных нападений татар, его создатели – поляки. Ходят слухи, что под его стенами разветвляется запутанная сеть подземных ходов и туннелей, однако так ли это – проверить невозможно, потому что сегодня они все плотно засыпаны землей. Но легенды говорят, а многие верят, что в этих ходах надежно спрятаны целые груды сокровищ, некогда принадлежавших владельцам замка. Кроме этой легенды, есть еще одна, повествующая о привидении – увидеть его можно в окрестностях замка. Это дух одной молодой девушки – ее замуровали турки в одну из стен подземелья замка.

Руины замка на Слепой горе

Местоположение: г. Добромыль, Львовская область

Впервые эта крепость была упомянута в 1450 годах. Тогда она была полностью деревянная, но после очередного нападения татар была сожжена вместе со всеми жителями. Об этом даже была создана легенда. Когда в одной из кровопролитных битв враги уже почти одержали верх, во двор замка вышла молодая княжна. Она была одета в красивый свадебный наряд, и ее появление очень удивило всех присутствующих, настолько, что даже приостановилось сражение. А тем временем сама княжна с гордо поднятой головой прошла мимо застывших врагов и защитников крепости и «обвенчалась со смерть» — она бросилась в местный колодец, только чтобы не стать военным трофеем врагов. Поговаривают, что дух княжны и сегодня все еще охраняет эти красивые места.

Местоположение: с. Невицкое, Ужгородский район, Закарпатская область

У этого замка очень своеобразная история. Она удивительна и запутана, а тем более для тех людей, кто не особо любит и разбирается в истории. И ее название имеет тоже свою необычную историю своего происхождения. Исследователи связывают название замка с именем Елизаветы Батори, которую также называли Кровавой графиней (или же Чахтицким чудовищем). Она была знаменита печальной славой – будучи очень жестокой и изобретательной в своих пытках, она ввела традицию устраивать банные дни, когда купалась в свежей крови юных девушек. Пришел час расплаты, и начались ее преследования, и она пыталась укрыться от них в стенах замка. Местные жители говорят, что ее дух бродит и сегодня среди оставшихся руин, а ближе к приходу ночи в этих местах раздаются крики неуспокоенных погибших.

Местоположение: г. Виноградов, Закарпатская область

На террасе среди скал Черной горы находится замок Канко. Вначале это было деревянное сооружение, которое позднее трансформировалось в каменную рыцарскую крепость. Она защищала соляной путь, проходящий неподалеку от реки Тиса. В этой роли он прослужил более 300 лет, а потом стал использоваться как монастырь.

Если говорить о его названии, то встречаются две версии, объясняющие его. По одной версии, хозяином замка какое-то время был разбойник Канко. Вторая версия больше похожа на правду и говорит о монахах, которые одевались в специальную одежду, надеваемую поверх остальной и сделанную из овечьей шерсти. Эту шерсть и называли «канко».

Местоположение: поселок Сатанов, Городецкий район, Хмельницкая область

Это очень ценная и удивительная памятка старины, несмотря на то, что сегодня от нее остались только руины, свободно обвеваемые ветром. К сожалению, нет никаких весомых данных, говорящих о том, благодаря чему и почему возникла эта крепость, потому ее происхождение во многом домысливается легендами и версиями. К крепости ведет непростой и тяжелый путь, проходящий через сахарозавод, ныне заброшенный. Заканчивается он высокими воротами, сделанными из железа. Мы не сможем оценить величие замка сегодня, потому что от него остались только толстые стены да руины немногих уцелевших башен. Но если взобраться на эти стены, с них откроется прекрасный вид на окрестности.

Цитадель Галицких князей

Местонахождение: г. Галич, Ивано-Франковская область.

Правый берег реки Днестр несет на себе руины старой сохранившейся крепости. Как начиналось ее строение, не упоминает ни один источник или летописец. Существуют версии, что она была построена еще в середине XIV века, но с другой стороны, сохранились письменные доказательства, говорящие, что в 1114 году она уже была построена.

Бесспорно одно – это самая крупная крепость Галичины. Жаль, что к середине XVIII века от него остались одни руины. В наши дни он относится к значимым памятникам Украины и здесь проводятся реставрационные работы.

Замок-крепость в долине Боржава

Местонахождение: с. Долгое, Иршавский район, Закарпатская область.

Это сооружение является единственным во всей Европе образцом архитектуры сельской усадьбы средневековых времен. Некоторые исследователи считают, что первоначально крепость была возведена полностью из дерева, но письменных свидетельств об этом не найдено никаких. В XV веке было начато строительство нового замка, на этот раз возведенного из камня.

Сегодня замок на удивление хорошо сохранился, полностью уцелели все его основные строения. Сейчас идет активное обсуждение возможности реставрации крепости.

Местонахождение: с. Буша, Ямпольский район, Винницкая область

Эта крепость имеет свою легенду, и она рассказывает об осаде ее польскими войсками и тех временах. Поляки, несмотря на долгие и кровопролитные сражения, все же смогли пробраться на территорию этого замка. Но вдова казацкого сотника Марьяна вошла в пороховые погреба и подожгла их, тем самым уничтожив вместе с замком и врагов, находящихся внутри. От самой крепости остались только некоторая часть подземных туннелей и ходов, а также одна уцелевшая башня. Позже она была перестроена в колокольню. Теперь остатки этой башни символизируют смелось, гордость и волю украинского народа, который защищал родные края ценой даже собственной жизни.

Бериславский форпост

Местонахождения: г. Берислав, Херсонская область

Крепость была построена в XV веке турками, взамен захваченной литовской таможни. Остатки ее на сегодня наглядно свидетельствуют о борьбе турецких войск с украинскими казаками.

Крепость использовалась вражескими войсками для противодействия казацким походам по реке Днепр, а также чтобы совершать набеги на земли украинских казаков. Еще в 1689 году были попытки осады крепости войсками Голицына, но тогда они были еще безуспешны. И только в 1695 году это удалось совершить гетману Мазепе. Сегодня мы видим только отдельные фрагменты руин, которые напоминают нам о военных событиях тех лет.

Местонахождение: г. Тараканов, Ровенская область

Сложно назвать замком или крепостью эту огромную крепостную махину. Построение совсем не похоже на привычные нашему взгляду подобные сооружения и является уникальнейшей памяткой истории и архитектуры. Кроме этих его достоинств, оно еще и прекрасно сохранилось до наших дней. В свое время форт использовали с целью противостояния между Россией и Австро-Венгрией. Сооружение было построено, чтобы защищать железнодорожные львовские пути.

Во время Второй мировой войны были слухи, словно в этих стенах проводились испытания секретного оружия, а также ядерного. Сегодня форт заброшен, а имя ему дали Город призраков.

Местоположение: г. Новгород-Волынский

При строительстве этого замка первый камень был собственноручно заложен князем Острожским. Он нашел левый берег реки Случь самым лучшим местом для начала нового строительства замка. И произошло это в XVI веке. Позднее в ходе Освободительной войны этот замок был разрушен, причем собственными силами украинского народа. Долгое время развалины оставались нетронутыми, но прошло время, и люди снова вспомнили о том, что некогда эта крепость была могущественной и полной величия. Потому в память об исторических событиях прошлого было решено восстановить крепость, но многие элементы современности совсем не похожи на то, как она выглядела в оригинале.

Местоположение: г. Киев

Эта крепость является земляной и по величине считается второй во всем мире. Строительство крепости заняло более двух веков, а размеры ее настолько велики, что жители целого района были выселены, когда началось ее возведение.

В действительности Косой капонир только часть крепости, одна из многочисленных. Здесь располагалось разнообразное огнестрельное оружие, бойницы. Специфическое размещение бойницы под особым углом давало возможность ведения эффективного артиллерийского огня. После середины XIX века капонир начал играть роль тюрьмы для политических заключенных. Сегодня это крупнейший музей. В нем можно рассмотреть темницы, здесь находится «карета смертников», а также различное оружие и многие другие не менее ценные экспонаты тех лет.

Загадки Михайловского замка

Загадки Михайловского замка

Император Павел перекраивал Россию на свой манер, желая создать идеальное государство. Так, чтобы прекратить девальвацию рубля, Павел сжег на площади перед Зимним более 5 миллионов рублей ассигнациями, а придворные серебряные сервизы приказал переплавить в монету. «Я буду есть на олове до тех пор, пока курсы серебряного и бумажного рубля не стабилизируются», – заявил император. Жест, безусловно, красивый, но, отказавшись от серебряной посуды, Павел I начал тратить миллионы рублей золотом на строительство новой императорской резиденции – Михайловского замка. Подобные противоречия в поступках императора встречаются довольно часто. Современники считали, что это было вызвано безумием, историки же полагают, что всему виной был страх. Именно страх перед заговором, который мерещился Павлу в стенах Зимнего, заставил его приступить к реализации своей давней мечты – постройке рыцарского замка.

Прежде царские дворцы называли, как правило, либо по имени владельца, либо по топонимическому принципу. Новый дворец был назван Михайловским замком в честь архангела Михаила. Возможно, это несколько неожиданное название объяснялось тем, что Павел вступил на престол как раз накануне дня этого архангела, которого он считал к тому же небесным покровителем своей семьи. По замыслу Павла I, Михайловский замок должен был стать не просто очередной императорской резиденцией, но и символом его царствования.

Михайловский замок стоит в северной столице особняком, как Эскуриал в Мадриде. По стилю подобных зданий в городе нет, но от него, однако, веет своеобразной и мрачной прелестью. Первые чертежи Михайловского появились еще в 1784 году, но за 13 лет, вплоть до начала строительства в 1797-м, было уже 13 различных вариантов будущего дворца. Причем большинство из них созданы самим Павлом. Случайное совпадение цифр с чертовой дюжиной никого не смущало, к тому же, если верить легенде, строительству предшествовало доброе знамение.

По воспоминаниям современников Павла записана легенда, которая, кроме прочего, дает еще одно объяснение неожиданному названию замка. Караульному, стоявшему возле старого Елизаветинского Летнего дворца (прежде размещавшегося на месте Михайловского замка), привиделся светлоликий юноша. И повелел передать императору приказ: разобрать деревянное строение «веселой императрицы» и построить на этом месте церковь в честь архистратига Михаила, а над главными воротами сделать надпись из Библии. Однако что за надпись, простой солдат не разобрал. Но оказывается, что и у самого императора было подобное видение, и он понял, что это за текст.

Некоторые скептики уверяют, что слух о галлюцинациях караульного был пущен специально, дабы оправдать дорогостоящую затею. А что касается Елизаветинского дворца, то это место Павел выбрал лично: «Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть», – таковы были пророческие слова Павла. А родился Павел Петрович, наследник российского престола, 20 сентября 1754 года в летнем деревянном дворце, построенном архитектором Растрелли для Елизаветы Петровны.

Как бы там ни было, но в полном соответствии с видением на фронтоне главного фасада была сделана надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Что она означает, вопрос второстепенный, зато число символов в этом изречении оказалось равным числу прожитых Павлом лет – 47. Незадолго до смерти Павла I блаженная Ксения Петербургская предрекла скорую кончину императору Павлу Петровичу, добавляя при этом, что жить ему на земле столько лет, сколько букв в тексте изречения над главными воротами Михайловского замка. Из уст в уста передавалось в Петербурге это мрачное предсказание, пока не стало повсеместно распространенным поверьем. С суеверным страхом и тайной надеждой ждали наступления 1801 года. Считали и пересчитывали буквы библейского текста…

На самом же деле изречение было предназначено для украшения фасада Исаакиевского собора. Но вместе с облицовочными мраморными плитами и другими строительными материалами каменная надпись была изъята со строительства храма, что, возможно, и стало поводом для суеверных предположений.

Смотрите так же:  Дворец звезды хоккея

Но это лишь часть загадки. Дело в том, что надпись эта исчезла с фронтона в начале ХХ века. «В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем. То же самое повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем упоминания о нем как будто исчезают. Исчезает и сама надпись, от которой осталась таинственная петербургская легенда да темные точки на чистом поле фриза над Воскресенскими воротами замка – давние меты крепления мистических знаков», – читаем мы у Синдаловского в книге «История в преданиях и легендах», выпущенной в 2003 году. А летом 2005 года эти мистические знаки проступают вновь… Загадка!

Но вернемся во времена постройки Михайловского замка. В общем, с Божьего благословения или нет, но Летний дворец был разобран, и на его месте началось строительство резиденции Павла I. Замок был отделен от города лугом и рвами.

Император торопил художников и мастеров, он самолично контролировал все работы по сооружению своей резиденции. Главным архитектором дворца был назначен Винченцо Бренна, сумевший соединить все 13 вариантов чертежей замка. Сам император постоянно интересовался трудом зодчих. Это здание проникнуто его настроением.

Работы велись с такой поспешностью, будто надвигалась война. На строительной площадке одновременно трудилось около шести тысяч человек. Мастеровые не знали отдыха ни днем ни ночью. С наступлением темноты вокруг замка разводили костры и зажигали факелы, но работы не прекращались. Вопреки здравому смыслу, логике и строительному опыту рытье рвов под фундаменты начали глубокой осенью, а кладку стен – зимой! Штукатурные и отделочные работы велись почти одновременно. Не оставалось времени на просушку и необходимую выдержку. Строительных материалов катастрофически не хватало. И Павел дает распоряжение использовать мрамор Исаакиевской церкви (кроме вышеупомянутой надписи). Попутно разоряются имения Екатерины в Пелле и интерьеры Таврического дворца, которые использовались для внутренней отделки замка.

В Михайловском не было ни одной случайной детали. Все несло в себе глубокий смысл, зачастую понятный только Павлу. Петербуржцы XVIII века с ужасом взирали на рождающегося монстра. Такого город еще не видел. Все фасады строения были разными. Люди с любопытством ходили вокруг Михайловского, удивляясь странному эффекту, благодаря которому казалось, что замок постоянно меняется. К тому же он был полностью окружен каналами и рвами, наполненными водой. Вход во дворец осуществлялся через единственный мост, который с заходом солнца разводился.

Необычен был и красновато-кирпичный цвет замка. О его происхождении ходила романтическая легенда. По преданию, когда строительство Михайловского замка приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами будущая фаворитка императора Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял ее и собирался было вернуть владелице, как вдруг обратил внимание на странный, необычный, красно-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для колера дворца.

Хотя вряд ли перед Павлом всерьез стояла проблема выбора цвета фасадов замка и вряд ли в этом выборе такую решающую роль сыграла Анна Лопухина, но чего только не бывало в российской истории. скорее всего, архитектура Михайловского замка, необычная для северной столицы, исключала применение традиционных классицистических тонов петербургских зданий. Так или иначе, загадочный цвет Михайловского замка оказался настолько удачным, что другую окраску этого «памятника тирана» невозможно представить. Но история с покраской фасадов Михайловского замка на этом не закончилась. Легендарная рыцарская любезность императора по отношению к даме вызвала волну верноподданнических чувств у приближенных. И фасады многих петербургских особняков были поспешно перекрашены в мрачноватый цвет царской резиденции.

Михайловский замок в Петербурге. Гравюра XIX в.

Замок еще не был окончательно готов, когда 1 февраля 1801 года к нему двинулась торжественная процессия. Еще не просохли стены, когда император повелел двору переехать в полюбившийся ему дворец. Но лишь сорок дней довелось Павлу прожить в нем.

А 2 февраля был маскарад. Приглашено было три тысячи человек. Гости робко бродили по залам, пораженные необычайностью обстановки. Но трудно было оценить роскошь и великолепие убранства, потому что от холода, сырости и дымных печей все залы были наполнены синим туманом, и, несмотря на множество свечей, люди в них были похожи на привидения.

«Ничто не могло быть вреднее для здоровья, как это жилище, – рассказывает один из современников, – повсюду видны были следы сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам». Темные лестницы и жуткие коридоры, в которых постоянно горели лампы, придавали дворцу таинственный вид. В нем легко было заблудиться. На площадках дул непонятный ледяной ветер. Везде были сквозняки. И неожиданно хлопали двери, наводя ужас на окружающих.

В замке был мрачный лабиринт зал, и лишь в конце этих пышных комнат находился кабинет и спальня императора. Здесь стояла статуя безбожника Фридриха II, а над узкой походной кроватью висел сентиментальный ангел Гвидо Рени. Обстановка была сухой и строгой, за исключением роскошного письменного стола. В спальне было несколько дверей. Одна, вскоре запертая Павлом наглухо, вела в покои императрицы. Была и потаенная дверь, ведущая вниз по винтовой лестнице в покои царской любовницы Анны Лопухиной-Гагариной.

Вселившись в свой замок, император вел себя все более странно. Казалось бы, сбылась его давняя мечта, но радости от происходящего Павел не испытывал. Наступление нового века его пугало. Вечные страхи усугублялись и разными слухами, которые витали вокруг замка. Пытавшийся убежать от собственных страхов император не нашел покоя даже в этих могучих стенах. Смерть призрачным туманом витала по узким коридорам и просторным залам. Ночью 9 марта 1801 года Павел проснулся в холодном поту. Ему снилось, будто на него надели слишком узкую рубашку, которая его душит. Утро следующего дня также было омрачено одним странным событием. Готовясь к выходу на завтрак, император остановился у зеркала. «Посмотрите, какое смешное зеркало, – горько заметил Павел, – я вижу себя в нем с шеей на сторону». Говорят, в последние дни жизни он как-то сник. Всегдашнее беспокойство сменилось апатией. Павел словно махнул рукой на свою судьбу.

В ночь с 11 на 12 марта император неожиданно проснулся. Прошло не более десяти минут, в спальню ворвались заговорщики – и судьба императора была решена.

После убийства императора двор покинул Михайловский замок, навсегда лишившийся статуса резиденции царей. А ведь современники называли его «чудом роскоши и вкуса». И не случайно! Здесь Павел собрал великолепные коллекции живописи и скульптуры, да и сами интерьеры поражали богатством и изысканностью отделки.

После смерти Павла I Михайловский замок остался без хозяина… Чертежи, хранящие тайны подземелий, были уничтожены самим Бренной, уехавшим из России ровно через год после убийства царя. С тех пор с замком стало происходить что-то неладное. Говорят, что в совершенно пустой заброшенной резиденции после полуночи слышались шаги, стоны и иногда был виден слабый тусклый свет. Люди стали сторониться этого места. Мрачный полуразрушенный дворец, овеянный дурной славой, пустовал 18 лет.

А затем в XIX веке по воле третьего сына Павла, великого князя Николая (будущего императора Николая I), в здании разместилось Военно-инженерное училище. Многие интерьеры были перестроены, изменилось даже само название: с февраля 1823 года Михайловский замок стал называться Инженерным.

Однажды команда солдат столичного гарнизона, перевозящая военное имущество и застигнутая ливнем, была вынуждена заночевать в еще пустующем дворце. Старший – унтер-офицер – позволил подчиненным осмотреть бывшие царские покои. Буквально через полчаса один из солдат с перекошенным от страха лицом, лихорадочно крестясь, доложил о виденном им призраке со свечой в руке. Через некоторое время в замок перевезли имущество училища и выставили для охраны караул. И вот как-то ночью разводящий ефрейтор, некто Лямин, произведя смену часовых, справил малую нужду прямо у входа. Повернув голову в сторону, он обратил внимание на падающее на газон светлое пятно, исходящее из окна третьего этажа. Ефрейтор отошел подальше и вгляделся в окно. Горела свеча. Причем она не стояла на подоконнике, а парила в воздухе. Свечу держала незримая рука… Поговаривают, что это мятущаяся душа убиенного императора посещает свой замок.

Скорее всего, гамлетовская история с явлением императора связана с проделками кадетов. Но она доказывает, что и после смерти Павла последовательно появлялись мистические предания об императоре, незримая тень которого вот уже два столетия окрашивает биографию Михайловского замка в сумрачные тона загадочности и тайны.

И расскажем еще об одном загадочном происшествии, правда, произошедшем не в Михайловском замке, а в Гатчине, где через пятьдесят лет после смерти Павла I в 1852 году открыли памятник императору. Во время торжественной церемонии император Николай I расплакался, но слезы катились не от умиления. По свидетельству очевидцев, «покровы сняли, но веревка осталась на шее статуи, и державный сын, увидя это, заплакал. Всех поразила эта случайность», в которой невозможно было не увидеть некий символический смысл. Характерно, что всю свою жизнь Николай Павлович с фанатическим упорством уничтожал любые документы, которые могли пролить хоть какой-то свет на обстоятельства смерти его отца. Но, как говорится, истина сильнее царя!

Царская игрушка или загадки «восьмого чуда света» (пешеходная, с посещением Дворца Алексея Михайловича в Коломенском)

Полюбуйтесь возрожденным шедевром русского деревянного зодчества в Коломенском! Грандиозный деревянный Теремной дворец царя Алексея Михайловича Романова — настоящее «восьмое чудо света», по свидетельству современников. Загородная царская резиденция, поражающая своей пышностью и великолепием, обрела новую жизнь в начале нашего века, и сегодня вы в этом убедитесь. С посещением Смотровой площадки одной из Башен Теремного дворца.

Музей-заповедник Коломенское – один из самых очаровательных и живописных парков Москвы. Это уникальный природно-ландшафтный и архитектурный музей под открытым небом. Раскинувшись на территории около 400 гектаров, парк поражает своими вековыми дубовыми и липовыми рощами, живописными перелесками, глубокими оврагами с кристальными родничками в прохладной глубине.

Когда-то село Коломенское было излюбленной загородной резиденцией российских монархов. Здесь жили, отсюда правили страной и здесь принимали гостей практически все правители из династии Романовых.

Приглашаем прикоснуться к самой истории и полюбоваться шедевром деревянного зодчества Московского царства – дворцом царя Алексея Михайловича Романова. Уникальный Теремной дворец царя Алексея Михайловича был построен еще в конце XVII века. С ростом семьи царя (а у него было 16 детей!), дворец неоднократно достраивался и перестраивался. Грандиозное сооружение состояло из шести Теремов и занимало площадь 5000 квадратных метров! Высота некоторых башен доходила до 50 метров! На башне перед воротами установили часы со львами, рычащими каждый час — уникальное творение мастера оружейной палаты Петра Высоцкого. Два года (!) богатые интерьеры расписывали знаменитый русский иконописец Симон Ушаков и приглашенный из Персии знаменитый армянский иконописец Богдан Салтанов. Дворец был настолько великолепен, что современники называли его «восьмым чудом света». Но к середине XVIII века дворец оказался в запустении, и без надлежащего ухода и ремонта совсем обветшал.

В наши дни дворец обрел вторую жизнь, правда, на новом месте Коломенского. Лес для дворца был привезен из Красноярского края и обрабатывался искусными резчиками из Владимира. Полностью восстановлен богатый внутренний интерьер дворца – пышный и великолепный. Историческая точность и достоверность – главное, чему следовали реставраторы, историки и архитекторы в своей работе. В 24 воссозданных интерьерах – Хоромах Государя царя, Царицыных хоромах, в хоромах царевен и царевичей, парадных залах и жилых покоях создается полная иллюзия погружения в саму историю. Уникальная настенная и потолочная роспись, слюдяные витражи окон, роскошные светильники, затейливая резьба мебели и дверей из драгоценных пород дерева, богатые парчовые занавеси. Поражающая своим великолепием и грандиозностью потолочная роспись Столовой палаты «Зодий небесный». Подлинные древние иконы Крестовой палаты Хором царя и в Молельне царицы. Уникальные подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства, посуда, столовые приборы. Общее впечатление от посещения этого удивительного дворца похоже на путешествие в прекрасную сказку.

В ходе увлекательной экскурсии по великолепному дворцу вы узнаете:

— почему дворец воссоздан вдалеке от своего исторического местоположения

— как устраивали «пир горой» и кто допускался к столу

— как стращали иноземных послов и какие дары они подносили Государю

— как решили проблему водоснабжения государева дворца в 17 веке и как устроена государева баня

Смотрите так же:  Дворец брата васильева

— как жили царица и царевны

— где хранили «рухлядь»

— как «мужеумная» царевна шагнула из «средневековья» в «новый свет».

Посещение Башни Теремного дворца. В одной из башен дворца царя Алексея Михайловича вы посетите смотровую площадку, где с высоты сможете полюбоваться необычными по форме и материалам крышами царского дворца, венчающими сказочный дворец, которые поражали воображение современников царя Алексея. Вы узнаете, что такое шатры, сдвоенные шатры, бочки, «перебитые бочки», кубы и полюбуетесь многочисленными и очень красивыми флюгерами дворца.

Внимание! Доступ на открытое пространство башни зависит от погодных условий.

Продолжительность экскурсии

Сбор в 10:15 м. «Каширская», на выходе из метро в сторону музея-заповедника «Коломенское» (последний вагон из центра). Отправление в 10:30.

Стоимость программы:
взрослый — 950 руб.

ребенок — 950 руб.
Окончание экскурсии — во дворце.

В стоимость тура включено:

Услуги гида-сопровождающего, экскурсионное обслуживание, входные билеты.

Дополнительно оплачивается:

— посещение женской половины дворца — 300 руб.
— фото- и видеосъемка на любые носители оплачивается дополнительно согласно тарифу музея — 70 руб.

Информация на сайте не является публичной офертой и носит информативный характер: для уточнения обратитесь, пожалуйста, к менеджерам.

Время в пути и продолжительность экскурсии указано ориентировочное.

На всех экскурсиях необходимо иметь с собой паспорт, на детей — свидетельство о рождении.

Иностранные граждане должны иметь при себе миграционную карту.

Воронцовский замок-дворец: с любовью и восхищением…

Есть замки, похожие на дворцы, и дворцы – похожие на замки. Но есть дворец, который с одной стороны точно замок, а вот с другой – точно дворец, но подобная эклектика его почему-то не портит. Речь идет о знаменитом Воронцовском дворце…

Ну, а теперь давайте вспомним, что, наверное, каждый человек, проживающий на территории России, хотя бы раз в жизни да побывал… в Крыму. И почти каждый и тогда, и сейчас страстно желает посетить маленькую Алупку, а в ней знаменитый Воронцовский дворец. Отдыхающих не останавливают ни цены на экскурсии, ни время, которое придется потратить на знакомство с этим уникальным дворцовым комплексом. Дворец манит и притягивает к себе неповторимостью, каким-то особым духом давно ушедшей эпохи, а еще причудливым сочетанием в архитектуре двух таких разных стилей: строгого «замкового» британского и затейливого мавританского. Но, обо всем по порядку…

История замка-дворца началась в 1783 году, когда полуостров Крым высочайшим манифестом императрицы Екатерины II был присоединен к России.

Засушливую в большинстве своем территорию древней Тавриды жители полуострова стали засаживать деревьями и кустарниками. А в это время русским дворянам, желающим построить имения в Крыму, стали активно предлагать земли. Одним из первых, кто приобрел себе изрядный кусок земли, был Ф. Ревелиоти, командир Балаклавского греческого батальона. Радость покупки вскоре сменилась разочарованием: чтобы на этой земле что-то выросло, требовалось немало финансовых вложений. Нехватка воды на полуострове и жаркий климат не позволяли вырастить на этой земле что-то стоящее. Поэтому для воплощения планов требовались очень большие деньги. И тут выпал счастливый случай: в 1823 г. генерал-губернатор М.С. Воронцов просит Ф. Ревелиоти уступить ему этот участок земли. Ревелиоти не стал долго раздумывать, назначил цену, и сделка состоялась, к взаимному удовольствию обеих сторон.

Генерал-губернатору так пришлось по душе это место, что он решает как можно скорее приступить к строительству летней резиденции. Зимняя, где он работал, размещалась в Одессе. Поначалу Воронцов хотел построить Алупкинский дворец по образцу одесского. Но судьба распорядилась иначе.

В 1827 году граф Воронцов отправляется в поездку в далекую Британию. Там прошли его детство и юность. Там остался его отец, которого и собирался навестить любящий его сын. После посещения Британии планы его сиятельства относительно стиля, в котором собирались возводить дворец, изменились в корне.

А вот это Южный фасад – Индия не иначе…

Первыми архитекторами дворца были итальянец Франческо Боффо, построивший первый дворец Воронцова в Одессе, и англичанин, любитель неоклассицизма и инженер Томас Харрисон. После кончины Харрисона граф вдруг решает остановить строительство и изменить стиль дворца. Нашли тогда и нового зодчего – знаменитого на всю Британию архитектора Эдуарда Блора, который и предложил возвести дворец в английском готическом стиле. Интересен факт, что Блор, никогда в жизни не посещавший Крымский полуостров и вообще не собиравшийся туда ехать, по привезенным из-за моря рисункам окрестностей Алупки смог набросать план строительства дворца с учетом особенностей места, где планировалось его строительство.

Дворцовый ансамбль, по велению графа Воронцова и желанию архитектора, должен был органично вписаться в потрясающий прибрежный пейзаж Алупки и «оттенить» красоту этой местности, но никак не входить в диссонанс с ней. На том и порешили…

Начало строительства графских «апартаментов» началось с поиска материала для фундамента. Его искали долго. Наконец нашли то, что искали: это был диабаз (или долерит): представлявший из себя серо-зеленый минерал, который добывали в окрестностях Симферополя, обладавший необыкновенной прочностью. Долерит стали массово свозить к месту постройки дворца, работа закипела и через некоторое время сверхпрочный фундамент, способный выдержать любые нагрузки, был уже готов.

Государь-император Николай I, побывавший в 1837 году в Крыму и лично посетивший стройку дворца, отметил красоту и оригинальность сего сооружения.

Стоит отметить, что строили дворец его сиятельству графу Воронцову почти шестьдесят тысяч крепостных, а для земляных работ привлекли саперный батальон! Служивые трудились на южной стороне дворца, возводя террасы.

Внутренний двор. Готовое место для съемок кинофильма про средние века.

В 1851 году, когда дворец был окончательно построен, уложены последние террасы, установлены вазы, скульптуры и фонтаны, высажены кусты роз и олеандров, стало ясно, что получилось что-то необыкновенное, совместившее в себе два стиля, но при этом не потерявшее ни собственной индивидуальности, ни особенностей обоих архитектурных направлений.

С северной стороны дворца расположен закрытый парадный двор, войти в который можно, пройдя сквозь ворота, выполненные в стиле английской поздней готики. Дворец с этой стороны внешне очень похож на феодальный английский замок. Пушечные бойницы, расположенные на высоте второго этажа по обеим сторонам от ворот, придают его стенам суровый «оборонительный» вид. Справа от входных ворот находится башня, в стену которой вмонтированы часы. Удивительно, но эти дворцовые часы, кроме того, что придают законченный вид дворцовому ансамблю, еще до сих пор исправны и точны, «идут в ногу со временем», не убегая вперед и не отставая.

Южная же сторона, обращенная к морю, выполнена полностью в восточном стиле. В этом и вся неповторимость архитектуры дворца: стоит обойти его, и из аристократичного Запада ты мгновенно переносишься на чарующий своими изысками Восток. Витиеватые надписи, скульптуры, колонны, такие тонкие и изящные, придающие удивительную легкость и воздушность этой половине дворца, купола – все это создает ощущение бесконечного праздника.

Южный фасад и знаменитый рычащий лев.

Поражает воображение великолепная лестница, «Львиная терраса», с тремя парами мраморных львов. Потрясающее впечатление оставляют эти «постепенно настораживающиеся» звери: вначале «спящие», затем «сидящие» и, наконец, грозно «рычащие». Фигуры выполнены из белого каррарского мрамора, а изготовлены были в мастерской флорентийского мастера Боннани. Лестница приводит к центральному порталу, заканчивающимся высоким куполом. Под ним начертана надпись на арабском языке, которая повторяется шесть раз, и означает: «Нет победителя, кроме Аллаха!». Восточный колорит дворцу придают и башенки с куполами, очень похожими на купола минаретов, из-за чего все сооружение производит впечатление исключительной воздушности и легкости.

Да, действительно, сооружение получилось необыкновенным… С одной стороны, в нем можно снимать кинофильмы «про рыцарей», с другой – про похождения Синдбада-морехода и «Багдадского вора»!

Воронцовский дворец привлекал к себе внимание всегда: в довоенное время сюда уже толпами ходили посетители, а вот в конце Великой Отечественной войны дворцу выпала иная миссия…

Дело было в феврале 1945 года. Война шла к завершению. И тогда в Крыму, а точнее в Яте, должна была пройти встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции: СССР, Великобритании и США, «большой тройки», как их тогда называли. Участники конференции были размещены в трех дворцах. Английская делегация, возглавляемая У.Черчиллем, располагалась как раз в Воронцовском дворце. Немцы хотели его взорвать, но… не учли прочности диабаза. Как бы там ни было, именно там имела место одна забавная история, которая произошла, как говорят, во время прогулки премьер-министра по Воронцовскому парку вместе со Сталиным.

А вот это лев спящий. Тот самый…

Дело в том, что знаменитая лестница со скульптурами стерегущих львов уж очень приглянулась Черчиллю, особенно фигура спящего льва. Премьер отчего-то нашел в ней сходство с собой, и попросил Сталина продать льва за хорошие деньги. Сталин вначале наотрез отказался выполнять эту просьбу, но потом предложил Черчиллю «угадать загадку». В случае если ответ будет верным, то Сталин обещал просто подарить спящего льва. А вопрос был простой: «Какой палец на руке является главным?» Черчилль, считая ответ очевидным, не раздумывая, ответил: «Ну, конечно же, указательный». «Неправильно» – ответил Сталин и скрутил из пальцев фигуру, именуемую в народе кукишем. К счастью и по сей день, спящий лев, впрочем, как и все остальные, радует глаз многочисленных посетителей. А ведь мог и в Англии оказаться…

Неповторимость дворца заключается не только в его архитектуре, но и в парке, прилегающем к дворцу. Парк, по сути, стал великолепным продолжением всего дворцового сооружения и одновременно самостоятельным, уникальным местом, также притягивающим немалое количество туристов.

Зимний сад и мраморные скульптуры.

Заложен парк был в 1824 году, специально выписанным из Германии садовником Карлом Антоновичем Кебахом, в честь которого у входа в парк открыта памятная доска. Планировкой парка и высадкой растений Кебах занимался более четверти века. На разбивку парка он привлек огромное количество крепостных крестьян. Вся тяжелая работа была выполнена их руками: расчистка земли от камней и диких кустарников, выравнивание почвы, создание искусственных наслоений. Почву для растений везли на подводах в мешках, а затем растаскивали по всей территории будущего парка. Наслоения почвы, особенно для создания полян, порой доходили до восьми метров.

Воронцовский парк просто прекрасен! Гулять в нем одно удовольствие!

Было высажено несметное количество деревьев. Причем при посадке учитывались не только вид растения, но и внешние особенности: необычная форма кроны, цвет листьев и ствола. И в соответствии с особенностями растение высаживалось в том месте, где оно бы вписалось в естественное окружение. Саженцы, выписываемые немцем-садовником, везли со всех сторон света: были растения из Японии, Южной Америки, стран Средиземноморья. Здесь прекрасно прижились и индийская сирень, и японская софора, североамериканская сосна Монтесумы прекрасно соседствовала с чилийской араукарией и коралловым деревом. За каждым деревом, дабы оно хорошо прижилось и пустило корни, Кебах приказал установить особый уход: работники поддерживали определенную влажность почвы, хорошенько удобряли почву (даже поливали кровью убитых животных). Особо нежные теплолюбивые растения на зиму заботливо укрывали.

И по сей день в парке растет более двух сотен видов уникальных деревьев и кустарников. Некоторые экземпляры, высаженные еще любовной рукой садовода-ботаника, растут в парке до сих пор.

Кроме того, на территории парка были выкопаны три пруда: Верхний, Лебяжий и Форельный. В Лебяжьем действительно плавают лебеди, для них специально построен домик, где они и ночуют. Лебедей кормят, поэтому они никуда не улетают. Интересен такой факт. Для Лебяжьего Михаил Семенович выписал двадцать мешков коктебельских полудрагоценных камней: яшмы, сердолика, халцедонов, которые были высыпаны на дно и причудливо играли, преломляя солнечный свет. Далее за прудами расположены четыре поляны, которые совершенно не создают ощущения искусственности: Платановая, Солнечная, Контрастная с гигантским гималайским кедром и ягодным тисом и Каштановая.

Восхищаться этим чудом можно бесконечно. Труды Карла Антоновича, талантливого мастера, тонко чувствующего природную красоту, не прошли даром. Уникальнейшая «жемчужина» Крыма, этого «полуострова сокровищ», пожалуй, самая драгоценная из всех, которыми обладает древняя Таврида.

И пожелания от всей души напоследок: тем, кто не был – не пожалейте денег и времени, приезжайте и посмотрите на все это великолепие. А всем, кто был, я желаю возвращаться туда вновь и вновь, как к хорошему, доброму другу. Желаю каждый раз испытывать волнение перед встречей с прошлым, а гуляя по дорожкам паркам, вспомнить добрым словом трудолюбивого садовода-ботаника, бесконечно преданного своему делу и посвятившего всю жизнь своему детищу – Воронцовскому парку, Карлу Антоновичу Кебаху…

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Related Post

Дворец принца евгения савойского

Дворец Бельведер в Вене и принц Евгений Савойский Одним из символов Вены, как участницы списка культурных столиц Европы, является дворцовый комплекс Бельведер. Дворец был построен в начале 18-го века знаменитым

Лабиринт минотавра дворец

Существует ли лабиринт минотавра в действительности? На острове Крит сохраняется множество памятников старины, относящихся не только к периоду античности или средних веков, но и к минойской цивилизации. Найдется ли среди

Галич дворец культуры

Галич Костромской История Страницы истории театра в Галиче. Часть II I часть «Страницы истории театра в Галиче» мною была завершена началом 80-х годов прошлого века. В состоянии культуры Галича происходила