Зачем нам нужны заповедники

Заповедано,— значит, строго запрещено. Заповедники— это такие территории или акватории, на которых полностью запрещена любая хозяйственная деятельность: охота, рыбная ловля, рубка и повреждение деревьев и кустарников, сенокошение, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых и т. п. Посторонние лица могут бывать в заповедниках только с разрешения администрации. Туризм здесь строго ограничен.

Именно этим заповедники отличаются от национальных (природных) парков, которые создаются и для охраны природы, и для массового отдыха людей. Заповедники создаются по решению государственных органов и с согласия местных Советов народных депутатов.

Зачем нужны заповедники? Природа нашей планеты быстро изменяется под воздействием человека. Для того чтобы научиться поддерживать экологическое равновесие на Земле, необходимо оставить—для сравнения и изучения— участки неизмененных ландшафтов, где леса, луга, пустыни, степи, воды, растительность и животный мир в целом сохраняются в «чисто природном» виде.

В заповедниках ведется важная научная работа. Здесь работают преимущественно биологи и географы, организуются и комплексные исследования специалистами разных областей науки. Но заповедники не только научные учреждения, их главнейшая задача— сохранение природных комплексов с характерными и часто уникальными сообществами животных и растений.

Заповедники—своеобразная Красная книга природы, здесь биоценозы и отдельные виды сохраняются непосредственно в жизни.

Главная задача научных коллективов самих заповедников—ведение «летописи природы». Для «летописи» ежегодно и для всех сезонов года собираются сведения о состоянии растительности, животного мира и других компонентов природы. Здесь и данные о численности животных, об их сезонных миграциях, урожайности ягод, грибов и пр. Анализ накопленных многочисленных материалов позволяет решать сложные экологические задачи, следить за изменениями, происходящими в природе, составлять прогнозы на будущее.

Для того чтобы заповедники успешно охраняли природные комплексы, площадь их, как правило, должна быть не меньше 10 тыс. га. Площадь крупных ландшафтных заповедников в СССР достигает 500—700 тыс. га, а в отдельных случаях превышает 1 млн. га.

Заповедное дело в нашей стране стало быстро развиваться после Великой Октябрьской революции. Первые советские заповедники: Астраханский и Ильменский—были созданы при личном участии В. И. Ленина. В 1977 г. в стране было 113 заповедников (без национальных парков, заповедно-охотничьих хозяйств и пр.) общей площадью 8,5 млн. га. Заповедная система в стране продолжает развиваться. Заповедники организуются во всех главных природных зонах и ландшафта. Вот только несколько примеров.

Арктика и зона тундры. Заповедник «Остров Врангеля» (Магаданская область). 800 тыс. га. Основные объекты охраны: белый медведь, уникальная колония белых гусей, лежбища моржей, овцебыки, завезенные из Америки и недавно выпущенные на острове.

Таймырский заповедник (Красноярский край). 1,3 млн. га. Охраняет растительность тундры, стада диких северных оленей, гнездовья диких гусей нескольких видов, в том числе редкой краснозобой казарки.

Таежная зона и горно-таежные области Сибири. Печоро-Илычский заповедник (Коми АССР). 720 тыс. га. Охраняет северотаежные леса Восточной Европы с типичной таежной фауной. Здесь обитают бурый медведь, лось, дикий северный олень, куница, глухарь.

Саяно-Шушенский заповедник (Красноярский край). 390 тыс. га. Охраняет горнотаежный комплекс Южной Сибири. Типичные представители фауны: бурный медведь, лось, марал, дикий северный олень, сибирский горный козел, соболь.

Хвойно-широколиственные леса юга Дальнего Востока. Сихотэ- Алинский заповедник (Приморский край). 340 тыс. га. Охраняет замечательный комплекс тайги Дальнего Востока, в основном кедрово- широколиственной. Среди животных — амурский тигр, гималайский и бурый медведи, соболь, харза, изюбрь, горал, утка- мандаринка, дикуша, чешуйчатый крохаль, рыбный филин.

Смешанные леса. Березинский заповедник (Белорусская ССР). 76 тыс. га. Охраняет ландшафты Белорусского Полесья с сосновыми борами, множеством болот и озер. Среди животных главный охраняемый вид—бобр. Обычны зубр, косуля, кабан, благородный олень, глухарь, тетерев.

Башкирский заповедник (Башкирская АССР). 72 тыс. га. Охраняет южноуральские сосново-березовые и сосново-широко- лиственные леса. Среди животных обычны бурый медведь, куница, лось, косуля, глухарь. На территории заповедника—знаменитая Ка- пова пещера с настенными рисунками времен палеолита.

Степи и пустыни. Заповедник Аскания- Нова (Украинская ССР). 11 тыс. га. Охраняет уникальный участок целинной украинской ковыльной степи. Среди животных обычны суслики, большой тушканчик. Гнездится степной орел. В зоопарке при заповеднике Аскания- Нова замечательная коллекция диких копытных животных мировой фауны, среди которых ряд видов антилоп, зебры.

Бадхызский заповедник (Туркменская ССР). 88 тыс. га. Охраняет пустынный комплекс вблизи самой южной точки страны: сухие полусаванны, фисташники. Среди животных — кулан, горный баран, встречаются леопард, полосатая гиена, медоед, каракал, дикобраз.

Репетекский заповедник (Туркменская ССР). 34 тыс. га. Охраняет растительный комплекс песчаной пустыни Каракумы с богатыми зарослями саксаула. Фауна типично пустынная: серый варан, стрела-змея, эфа, большая песчанка, мохноногий тушканчик, ушастый еж. Встречаются джейран, барханный кот, каракал.

Кавказ, Крым. Кавказский заповедник (Краснодарский край). 263 тыс. га. Охраняет горный комплекс Кавказа с богатыми широколиственными лесами в нижнем поясе и альпийскими лугами и ледниками высокогорий. В фауне обычны бурый медведь, рысь, благородный олень, кубанский тур, серна, кабан, лесная и каменная куницы, встречается кавказский тетерев.

Крымское заповедно-охотничье хозяйство (Украинская ССР). 30 тыс. га. Охраняет буковые, дубовые и сосновые леса Крымских гор. Для фауны характерны крымский благородный олень, косуля, муфлон и каменная куница.

Пицундско-Мюссерский заповедник (Абхазская АССР). 3,7 тыс. га. Главный объект охраны—роща реликтовой эндемичной пи- цундской сосны. Сосновая роща с примесью самшита расположена на Пицундском мысе Черного моря.

Горы Средней Азии и Казахстана. Сары-Челекский заповедник (Киргизская ССР). 23,8 тыс. га. Основной объект охраны— великолепные дикие плодовые леса из грецкого ореха, яблони, груши, алычи, абрикоса и др. Среди животных — архар, белокоготный медведь, снежный барс.

Алма-Атинский заповедник (Казахская ССР). 89 тыс. га. Охраняет горно-лесо-лугово- степные комплексы Заилийского Алатау. Характерны леса из огромных тянь-шаньских елей. Хорошо представлены смешанные леса с преобладанием яблони и альпийские луга. В фауне — сибирский горный козел, архар, косуля, снежный барс, белокоготный медведь, серый сурок, дикобраз.

На заповедники возложены следующие задачи
Также как и заповедники, национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и.

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники.

места сохранения генетического фонда растений и животных. 2. Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими.

Зачем нам нужны заповедники

Зачем нужны заповедники и национальные парки?

1 . Заповедники и национальные парки сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразие видов, сохраняют природное наследие страны и всего мира.

2 . В заповедниках и национальных парках охраняются участки, имеющие большого значение для сохранения культурного наследия.

3 . Охранный режим заповедников и национальных парков обеспечивает чистоту воды, свежий воздух и сберегают иные жизненно необходимые ресурсы.

4 . Природа заповедников и национальных парков является хранилищем естественного генетического материала (видовое биологическое разнообразие).

5 . Сохранение здоровой среды для жизни людей.

6 . Заповедники и национальные парки вносят существенный вклад в развитие науки, экологическое просвещение населения, в развитие гражданского общества.

7 . Биосферные модели, создаваемые на базе заповедников и национальных парков, демонстрируют возможность развития человечества в гармонии с природой.

8 . Привлечение средств для экономики районов, прилегающих к заповедникам и национальным паркам, в первую очередь, развитие экологического туризма, экологических троп и маршрутов, а также инициация программ, сочетающих интересы общества и природы.

9 . Территория заповедников и национальных парков — места, где люди могут приобщиться к ценностям первозданной природы, духовным ценностям своей нации и всего человечества.

10 . Сети заповедников и национальных парков и система образования – эффективное партнерство для формирования экологической культуры общества.

Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»

В.М. Захаров, директор Центра экологической политики

Экоцентр Заповедники – всё о национальных парках и заповедниках России, экологическое просвещение и образование.

Для получения подробной информации о программах экоцентра связывайтесь
по телефону 8(495) 626-28-57
или перейдите на сайт Экологического просветительского центра
Заповедники

Заповедники и национальные парки России – история экологического просвещения в России.

Н.Р. Данилина, директор Экоцентра «Заповедники»

Когда была принята в 94-м году целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных парков. На экологическое просвещение этой программы не было предусмотрено ни копейки. Но в программе строка о развитии экологического просвещения была, и было указано, что это направление должно развиваться при поддержке регионов. Больше других указаний не было. Во всех практически регионах не менее 90 процентов и национальные парки, и заповедники, и местные заказники, и природные парки, проявив активность, получили, в том числе финансовую поддержку от своих властей на эту работу.

Смотрите так же:  Какие заповедники есть на территории австралии

Яркие учителя, директора школ, директора заповедников и национальных парков, просвещенцы, даже не являющиеся директорами или заместителями руководителей. Они начинают действовать, когда у них есть на что сослаться. Это серьезный аргумент. Это рекомендательное письмо, с которым ты можешь прийти, не я придумала это все, это рекомендует наша власть делать. А дальше зависит от нашей пробивной силы. Естественно, не каждому удастся, но 90 процентов, 80 процентов сделает. Это уже результат.

С момента выхода Федерального закона об особо охраняемых природных территориях ( 1995 г .), экологическое просвещение стало обязательной составляющей в деятельности государственных природных заповедников и национальных парков. Была создана Концепция работы этих организаций, подготовлены специалисты. Действовавшая Федеральная целевая программа государственной поддержки государственных заповедников и национальных парков (1994) способствовала тому, что власти многих российских регионов также активно помогали развитию эколого-просветительской работы на федеральных особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

С 1996 по 2002 годы в период реализации проекта ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации» выделялись крупные гранты на развитие общественной поддержки ООПТ. Более десяти заповедников и национальных парков успешно реализовали модельные школьные проекты, благодаря которым значительно укреплена материальная и организационно-методическая база эколого-просветительской работы со школьниками. Появились визит-центры, новые музеи природы, развивалась сеть экологических троп, просветительских маршрутов. Сегодня все это является необходимой, неотъемлемой частью работы по экологическому просвещению.

Значителен вклад в наращивание эколого-просветительского потенциала на ООПТ зарубежных и международных благотворительных программ и фондов. Например, благодаря финансовой поддержке Института устойчивых сообществ и Агентства США по международному развитию была получена возможность тиражирования удачных примеров работы ООПТ с населением. Способствовали развитию экологического просвещения в заповедниках и национальных парках малые гранты Службы рыбы и дичи США. Ряд проектов, поддержанных Фондом МакАртуров, Фондом Ноу Хау, Фондом национальных парков и другими организациями, также были успешными и вносили свой вклад в формирование в обществе понимания важной роли охраняемых территорий в сохранении биоразнообразия и природного наследия.

Многочисленные методические разработки специалистов ООПТ широко используются в регионах в системе образования. Например, факультативная учебная программа для средней школы «Мир заповедной природы» (Экоцентр «Заповедники», 2001 г .), которая предусматривает изучение школьниками охраняемых природных территорий России и мира, их вклад в сохранение биоразнообразия, а также участие школьников в природоохранных проектах. Программа рекомендована Российской Академией образования для использования в школах России. Экопросветители заповедников и национальных парков внедряют ее в школах, с которыми сотрудничают.

В заповедной системе появилась целая плеяда ярких, талантливых специалистов, которые становятся основателями «школы заповедных просветителей». Вот только несколько имен — это Алла Гудым (Водлозерский Национальный парк), Ольга Хохрякова (Лазовский заповедник), Александр Егоров (Воронинский заповедник), Марина Зюзина (Национальный парк «Плещеево озеро»), Александр Губернаторов (Национальный парк «Самарская лука»), Ирина Цветкова (Себежский Национальный парк), Наталья Мех (Астраханский заповедник), и другие, чей опыт сегодня широко используется в системе ООПТ.

С 2000 года начало развиваться детское и молодежное Движение «Друзья заповедных островов», которое родилось на учебных семинарах Экоцентра «Заповедники». Теперь оно объединяет коллективы добровольных помощников ООПТ. Ребята, объединенные в кружки юных натуралистов, фольклорные коллективы, молодежные экологические театры, отряды юных рейнджеров, школьные лесничества. Помогают сохранять природное и культурное наследие в заповедниках и национальных парках.

Сеть государственных природных заповедников и национальных парков, включающая большинство регионов России, превратилась в своеобразный сетевой эколого-просветительский институт, способный играть заметную роль в формировании экологической культуры населения Российской Федерации. Свою лепту вносят и региональные охраняемые территории, особенно природные парки, многие заказники. Например, республиканские заказники в Татарстане, природные парки Камчатки. В эколого-просветительские программы этих ООПТ включаются школьники, студенческая молодежь, и, даже, малыши из детских садов. У заповедных территорий появилось немало партнеров и единомышленников, которые оказывают и моральную, и реальную практическую помощь. Среди них школьники и студенты, учителя и журналисты, представители региональных властей, бизнеса. Полагаем, что во многом благодаря активной «просветительской политике» федеральной системы ООПТ заповедники и национальные парки все-таки живы, хотя их жизнь в «эпоху перемен» нелегка.

Появился у ряда государственных природных заповедников и национальных парков новый опыт сотрудничества с населением, а также опыт реализации социально-значимых программ, направленных на улучшение жизни местных жителей. Подобные программы помогают учесть интересы местного населения при принятии природоохранных решений, повышать уровень жизни населения, бороться с бедностью. А значит, защищают природные ресурсы охраняемых территорий, помогают им приобрести новых сторонников. Успешны проекты, реализованные Центром охраны дикой природы совместно с Катунским заповедником, национальными парками «Угра» и «Смоленское поозерье». В рамках этих проектов созданы фонды микрокредитования населения для развития дружественного природе бизнеса на охраняемых территориях и сопредельных с ними землях. Например, оказана поддержка для развития пчелиного хозяйства на Алтае (Катунский заповедник), семейных гостиниц (на территории Национального парка «Угра»).

Значительный опыт совместной работы с местными жителями при реализации проектов сохранения культурного ландшафта, восстановления памятников истории и культуры, развития туризма, народных и художественных промыслов, социальной реабилитации населения накоплен в Кенозерском национальном парке. Таким образом, в системе российских заповедников и национальных парков начал формироваться новый опыт участия в социально-экономическом развитии российских регионов. Изучение этого опыта, тиражирование через учебные семинары, дальнейшее его развитие, наряду с повышением эффективности просветительской работы будет способствовать лучшему пониманию обществом не только роли ООПТ, но и необходимости разумного и бережного отношения к природе, ее ресурсам.

Выбравшись из экономического кризиса, российские ООПТ оказались в кризисе новом, кризисе государственного управления системой ООПТ. Он произошел, когда в систему государственного управления пришли новые люди, к сожалению, не знакомые с заповедным делом, не знающие и не понимающие роли ООПТ. Можно находить различные причины происходящего. Но, объективно, в систему приоритетных ценностей большинства наших сограждан все еще не входят уникальные территории, хранящие природное и культурное достояние страны. Почему во многих развитых странах для государственных деятелей немыслимо «забыть», например, о национальных парках. Потому что общество о парках знает, они нужны людям, они вносят значительный вклад в развитие общества и с этим нельзя не считаться. Нам еще предстоит немало поработать, чтобы в «сферу влияния» заповедных идей попали те, кто сегодня и в ближайшем будущем будут определять пути развития страны, регионов. Это задача «заповедных просветителей», всех работников системы ООПТ. Нам нужны новые, современные обучающие программы для экологического просвещения людей, от которых уже сегодня зависит судьба российской природы.

Особо охраняемые природные территории, получив необходимую государственную поддержку, будут способны в полной мере реализовать свой просветительский потенциал и станут реальными очагами формирования культуры, в первую очередь, экологической, в российских регионах.

Экологическое просвещение в заповедниках и национальных парках В.М. Захаров, директор Центра экологической политики

Не только на собраниях экологов, но и на конференциях, где обсуждаются современные проблемы экономического развития, природопользования и энергетики, все чаще звучат слова озабоченности низким уровнем экологической культуры в российском обществе. Это проявляется и в быту (стихийные свалки вокруг населенных пунктов, мусор у домов, поведение людей во время отдыха на природе и др), и на уровне принятия решений, причем как в отдельных небольших поселений, так и при реализации проектов, затрагивающих интересы огромных регионов. Как изменить ситуацию? Учитывая масштабы нашей страны, различия в условиях и уровне жизни людей разных регионов, проживающих в селах, больших и малых городах, результатов можно добиться при хорошо организованной, планомерной, ориентированной на самые широкие круги населения просветительской работе и при наличии ее государственной поддержке. Работа, в которой будут учитываться возможности, особенности, интересы и проблемы всех участников этого процесса, как со стороны потенциально «обучаемых», так и тех, кто включается в ряды «экологических просветителей». Разумеется, ведущую роль в этом процессе должна играть система образования. Значительный вклад могут внести (и уже вносят) сетевые природоохранные организации, в первую очередь сети особо охраняемых природных территорий – федеральная и региональные. Объединение усилий работников охраняемых природных территорий и учителей дают поразительные результаты. Многолетний опыт Экоцентра «Заповедники» по подготовке специалистов в области экологического просвещения для заповедников, национальных и природных парков, организации взаимодействия ООПТ и школ это подтверждает. Вот только один пример. Башкирский заповедник, вокруг него 18 сельских школ. Все школы являются партнерами заповедника. Специалисты заповедника – носители экологических знаний, инициаторы просветительских программ, сам заповедник – база проведения детских экологических экспедиций, очаг экологической культуры. Учителя используют в своей работе возможности, которые предоставляет им заповедник

Смотрите так же:  Арктика заповедник

И все-таки закончу я теми детскими движениями, которые сегодня развиваются. Я думаю, что все-таки наша школа не заполняет пока ту брешь, которая образовалась с ликвидацией пионерской организации. Постепенно где-то еще элементы движений развиваются, они становятся важны там, где есть энтузиасты. Какой-то широкой программы нет. И хорошо бы эту нишу заполнять именно формированием экологической культуры, потому что здесь соединено все: воспитание патриотизма, поскольку наша природа, ее красота и разнообразие, чем нельзя не гордиться. Это формирование гражданской активности. То есть решается сразу несколько задач именно при развитии таких движений.

Наше движение немножко, может быть, моложе, движение “Друзей заповедных островов”. Есть скаутские движения, которые, может быть, меньше масштабно и могут быть наполнены экологической составляющей серьезно. И такие примеры есть в регионах. Я думаю, что государственная поддержка этих движений и более широкая поддержка их на уровне системы образования, мне кажется, это серьезный элемент формирования экологической культуры. А также в обучении работников муниципальных образований, которые находятся рядом с охраняемыми природными территориями. Модели, которые были нами, отработаны, показывают, что обучающие программы для муниципальных образований очень важны, они дают реальный результат. У нас появляются соратники по внедрению эколого-ориентированных программ, по эколого-просветительской работе с местным населением. Когда говорят, что работа образовательная эффективна только как работа на будущее, работа с детьми и молодежью. С этим нельзя ни согласиться. Но чтобы изменять ситуацию в обществе уже сегодня, чтобы все шире вовлекать в разного рода эколого-образовательные программы молодежь, нужна поддержка взрослых, в первую очередь лиц принимающих решения на всех этажах власти. Взрослое население, как показывает опыт, часто активно откликается и не безнадежно, тогда, когда они видят в этом пользу. И через вот эту пользу для себя, для семьи, для своего городка или села. Они приобщаются к экологической культуре, которая становится им необходима.

Вот поэтому мне кажется, что, используя возможности Общественной палаты, желательно запустить программы. Пропагандистскую работу, используя СМИ, сетевые организации, систему образования и опыты, и библиотеки, и сети неправительственных организаций. И СМИ в широком масштабе. Плюс потенциал ярких, известных людей, известные лица, деятелей, артистов для популяризации и запуска, может быть, программ-конкурсов, какие проводятся иногда и сейчас. Но это не стало массовым и престижным, как “Чистое село”, “Чистота, здоровье поселка”. Ведь у нас визитная карточка почти любого поселения, особенно на Северах, а у нас Севера – большая часть России, это помойка. И в этой помойке живут люди и вырастают дети. Окружают почти любое село вот эти вот разрушенные, грязные, неэстетичные территории. Отсутствие культуры работы с мусором, несомненно.

Мне кажется, что сработать могла бы социальная реклама, с лицами известных людей, которые именно к этому призывают, общероссийские конкурсы, когда примеры прекрасных сел и деятельности муниципальных или районных администраций достойны того, чтобы они были прославлены на всю страну.

Мне кажется, что это должно получать отклик, тем более что сегодняшняя реклама по телевизору действительно работает, ее повторяют, ее заучивают детишки, и порой она становится элементом тостов, застолий и так далее. Почему не внедрить это, используя возможности, которые, мне кажется, могут быть.

Затем есть еще очень хорошие примеры, их не так много, но они есть, это развитие дружественного природе бизнеса. Мне кажется, что программы под таким условным лозунгом “Охранять природу выгодно” нужно тоже тиражировать, показывать, они должны звучать и на уровне регионов, и на уровне центра. Такие программы есть. Это и устойчивое сельское хозяйство, работа фермеров, работа в целом районов, которые принимают подобные программы. Примеры таких программ есть. Я думаю, что вот этот механизм, если его запустить, он должен дать и начать работать широко в обществе.

Мне очень понравилось, когда культура экологическая становится понятной людям, когда она переходит на бытовой уровень, в анекдоты, в тосты, в шутки и становится престижным для властей и для участников процесса, для тех же местных жителей. Примеры вот таких конкурсов. Которые проводили наши просвещенцы в своих селах, в Башкирии, в Татарстане, показывают. Что народ откликается и соревнование внутри деревни продолжается и тогда, когда все конкурсы закончились. Это становится каким-то элементом жизни. Взрослые с удовольствием играют, тем более, они видят и результат.

И, конечно, я не могу не согласиться с Витольдом Альбертовичем по поводу подготовки людей – экологических просвещенцев. Действительно, те, кто занимается экологическим просвещением с широким кругом людей, не только студентами, не только школьниками, с разными категориями людей, должны иметь специальную подготовку, специальную базу. И я полагаю, что примеры, которые мы имеем, видно, что каждый такой человек становится катализатором процесса там, где он начинает работать. И когда люди получают такую подготовку, и затем мы имеем таких людей во многих регионах, во многих районах и так далее, то вот эта сеть и круги вокруг этих катализаторов начинают распространяться очень широко. Поэтому мне кажется, что это серьезно.

Зачем нужны заповедники

С увеличением роста народонаселения возрастает численность обитателей городов, что, в свою очередь, ведет к еще большему развитию промышленности. Чем стремительнее развивается экономика, тем сильнее люди оказывают нагрузку на природу: загрязняются все сферы географической оболочки земли. Сегодня все меньше остается территорий, не тронутых человеком, где сохранилась дикая природа. Если не охранять природные зоны целенаправленно от пагубных действий людей, у многих экосистем планеты нет будущего. Уже достаточно давно некоторые организации и отдельные люди собственными усилиями стали создавать заповедники и национальные парки. Их принцип состоит в том, чтобы оставить природу в первозданном виде, охранять ее и дать возможность зверям и птицам жить в дикой среде. Очень важно защищать заповедники от различных угроз: загрязнений, транспорта, браконьеров. Любой заповедник находится под охраной того государства, на территории которого он располагается.

p, blockquote 1,0,1,0,0 —>

Причины создания заповедников

Существует множество причин, по которым были созданы заповедники. Одни являются глобальными и общими для всех, а другие – локальные, исходя из особенностей той или иной местности. Среди основных причин следует назвать такие:

p, blockquote 2,1,0,0,0 —>

  • заповедники создаются для сохранения популяций видов флоры и фауны;
  • сберегается среда обитания, которая еще не слишком изменена человеком;
  • водоемы в таких местах остаются чистыми;
  • развитие экологического туризма, средства от которого идут на охрану заповедников;
  • в таких местах возрождаются духовные ценности и почитание природы;
  • создание охраняемых природных зон помогает сформировать экологическую культуру людей.

Основные принципы организации заповедников

Существует большое количество принципов, на которых основывается организация заповедников. В первую очередь стоит выделить такой принцип, как полный запрет хозяйственной деятельности. Следующий принцип говорит о том, что реорганизовывать заповедники нельзя. Их территория всегда должна находится в состоянии нетронутости человеком. Вся организация и управление заповедником должна основываться на свободе дикой природы. Кроме того, не только разрешается, но и поощряется исследование биосферы в этих местах. И один из главнейших принципов организации заповедников гласит то, что высшая ответственность за сохранность заповедников несет государство.

p, blockquote 3,0,0,1,0 —>

Таким образом, заповедники нужны в каждой стране. Это своеобразная попытка сохранить хотя бы часть природы. Посещая заповедник, можно наблюдать жизнь животных в диких условиях, в которых они могут жить спокойно и увеличивать свою численность. И чем больше заповедников будет создано на планете, тем больше у нас будет шансов возродить природу и хоть как-то компенсировать тот ущерб, который нанесли люди земле.

Смотрите так же:  Лесостепной заповедник

Для чего нужны заповедники

Идея заповедного дела родилась не в России и не в современное время. Еще с древних времен человек по тем или иным причинам ограничивал свое присутствие на определенных природных территориях. Сначала причинам создания заповедных территорий были религиозные верования. С развитием цивилизации выделялись территории красивые, «полезные» (или целебные) и появлялись частные владения. Считается, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н. э. И тогда же, в местечке Михинтале, царём Деванампиятисса был основан первый в мире природный заповедник.

В 19 веке концепция заповедного дела ориентировалась больше на интересы человека, нежели природы. Первый в мире национальный парк был создан в США в 1872 году – Йеллоустонский национальный парк. Этот факт широко известен и цитируется во многих источниках. Создан он был «для пользования и на радость народа на все времена в качестве общенационального парка». Эти слова очень точно передают сущность исходной концепции создания первых государственных заповедных территорий.


Фото 1. Госинспекторы участка Оглахты. А.Колбасов.


Фото 2. Исследование воды научными сотрудниками. Б.Налобин.

Следуя принципам заповедного дела, заложенным великими русскими естествоиспытателями, в России имеются различные виды государственных особо охраняемых природных территорий – заповедники, заказники и национальные парки. В чем же различие между этими территориями? Основное различие – в степени «закрытости» природы от человека. Говоря простым языком, заповедники – это когда почти все «нельзя» и только совсем чуть-чуть «можно». В национальных парках «можно» гораздо больше, а в заказниках практически все «можно» и только совсем чуть-чуть «нельзя».
Государственный природный заповедник «Хакасский», как это видно из названия, является самым строгим вариантом особо охраняемой природной территории. Практически ничего нельзя делать человеку в заповеднике. Нельзя рубить деревья и нельзя их сажать, нельзя собирать ягоды, грибы или орехи, нельзя убивать животных и нельзя их в заповеднике искусственно разводить. Даже лечить животных или уничтожать насекомых-вредителей нельзя. А что же можно? А можно, согласно нашим целям и задачам, охранять природу, изучать природу и, на особо выделенных для этого участках, знакомить с природой людей.


Фото 3. Нам не страшен серый волк. И.Аникина.


Фото 4. Патрулирование территории на Малом Абакане. Г.Киселев.

Сотрудники научного отдела вносят большой вклад в изучение природы Хакасии. Уже несколько лет научные сотрудники изучают особенности популяции косули сибирской, оценивают качество воды озера Иткуль, занимаются геоботаническим картографированием участка «Озеро Шира», оценивают жизненное состояние кедровых лесов Западного Саяна, изучают хакасские степи, оценивают состояние окружающей среды по количеству токсичных веществ в снеге, наблюдают за редкими и исчезающими животными таежной и степной зоны. Публикуемые сотрудниками заповедника статьи позволяют всему научному сообществу пользоваться полученными результатами проведенных исследовательских работ.

Так для чего же созданы заповедники? Наверное, для того, чтобы человеку было куда вернуться после всех научно-технических революций, космических открытий и прочих завоеваний окружающего мира. Для того чтобы на Земле остались уголки той исконной и нетронутой природы, природы детских сказок и древних легенд.

Энциклопедия владельца птицы

11 января в России празднуется День заповедников и национальных парков. В этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник — Баргузинский, получивший международное признание: в 1986 году решением ЮНЕСКО ему был присвоен статус биосферного, он включен в международную сеть биосферных резерватов.

В это же время в России появляется своя концепция заповедного дела. У истоков ее развития стояли такие выдающиеся естествоиспытатели, как В. В. Докучаев, И. К., П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. Н. Сукачев и другие. В отличие от общепринятой цели создания заповедных территорий русские ученые впервые поставили интересы природы выше интересов человека. Еще в 1883 г. В. В. Докучаев в книге «Русский чернозем» (С.Петербург, 1883) обосновал эталонное значение заповедников как мест полностью исключенных из хозяйственного пользования. Русскими учеными была высказана мысль о необходимости сохранения в заповедниках всего природного комплекса, всех входящих в него видов живых организмов и системы их взаимодействия. Основным предназначением заповедников называлось использование их в научно-исследовательских целях. В 1895 г. В. В. Докучаев писал об исчезновении степей и необходимости их заповедания для научных целей. Таким образом, в России перед заповедниками сразу ставились важные научно-исследовательские задачи и задачи сохранения всего природного комплекса охраняемой территории в целом.

Следуя принципам заповедного дела, заложенным великими русскими естествоиспытателями, в России имеются различные виды государственных особо охраняемых природных территорий – заповедники, заказники и национальные парки. В чем же различие между этими территориями? Основное различие – в степени «закрытости» природы от человека. Говоря простым языком, заповедники – это когда почти все «нельзя» и только совсем чуть-чуть «можно». В национальных парках «можно» гораздо больше, а в заказниках практически все «можно» и только совсем чуть-чуть «нельзя».

Государственный природный заповедник «Хакасский», как это видно из названия, является самым строгим вариантом особо охраняемой природной территории. Практически ничего нельзя делать человеку в заповеднике. Нельзя рубить деревья и нельзя их сажать, нельзя собирать ягоды, грибы или орехи, нельзя убивать животных и нельзя их в заповеднике искусственно разводить. Даже лечить животных или уничтожать насекомых-вредителей нельзя. А что же можно? А можно, согласно нашим целям и задачам, охранять природу, изучать природу и, на особо выделенных для этого участках, знакомить с природой людей.

За все время своего существования, заповедник «Хакасский» своей незаметной, на первый взгляд, работой делает огромный вклад в благосостояние Хакасии. А ведь благополучие республики складывается не только из материальных ценностей. Такие понятия как чистая вода, чистый воздух, нетронутая природа никто не отменял, хотя они часто воспринимаются как просто красивые термины. Но человек на 80% состоит из воды и для того, чтобы человек был здоров — вода должна быть чистой. И дышать хлором, углекислым газом и серой человек тоже пока не научился. Поэтому заповедники – это фундамент здоровья человека и окружающей его среды.

Но кроме сохранения общечеловеческих ценностей, заповедник «Хакасский» поддерживает экономику республики Хакасия. Прежде всего, это создание рабочих мест и налоги, которые заповедник платит в бюджет республики. Только в 2011 году было перечислено более 3,5 млн. рублей в местные и республиканский бюджеты, сотрудникам заповедника выплачено более 13,7 млн. рублей заработной платы. Кроме этого, заповедник «Хакасский» ведет большую работу и вкладывает большие средства в развитие экологического туризма в Хакасии. В Абазе ведется строительство нового Визит-центра и Музея народных промыслов, оформляется экологическая тропа. В Абакане с 2008 года работает и принимает более 2000 посетителей в год Музей природы заповедника.

Напряженная работа отдела охраны заповедника «Хакасский» также приносит большие положительные результаты. Вот уже два года подряд на охраняемых территориях не было весенних и осенних пожаров. Оборудованные по границам всех степных участков противопожарные полосы и закупленное противопожарное оборудование позволяют останавливать природные пожары далеко от заповедных границ. На многих участках заповедника уже долгое время не фиксируются случаи браконьерства или незаконного нахождения на заповедной территории. Для предотвращения подобных нарушений, и зимой и летом государственные инспектора отдела охраны совершают обходы и объезды границ заповедника.

Елена Ким
Государственный природный заповедник «Хакасский»

Все материалы данного сайта, в том числе структура расположения информации и графическое оформление (дизайн), являются объектами авторского права. Копирование информации на сторонние ресурсы и сайты сети Интернет, а также любое иное использование материалов сайта без предварительного согласия правообладателя НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

При копировании материалов сайта (в случае получения согласия правообладателя), размещение активной индексируемой гиперссылки на сайт обязательно.

Related Post

Аскания нова заповедник где находится

Биосферный заповедник «Аскания-Нова» Национальной академии аграрных наук Украины ? уникальный природоохранный комплекс, включающий в себя рукотворный дендропарк, зоопарк под открытым небом и обширную территорию дикой природы. Несмотря на довольно длинный

В каком заповеднике разводят зубров

Зубры: могучие потомки древних быков, нуждающиеся в защите Когда-то по Европе бродили огромные стада диких быков — близких родственников американских бизонов. В древности народы Кавказа поклонялись этим мощным животным, олицетворяющим

Тобольск музей заповедник

Телефон: (3456) 22-37-13 Проезд: Из г. Тюмень — пригородный поезд «Тюмень-Тобольск» (два раза в сутки), автобусы (каждый час с 7.00 до 19.00). Внутри города — автобусы до ост. «Кремль» Режим