Меню

За нахождение в заповеднике

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»(с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 4 декабря 2006 г., 23 марта, 10 мая 2007 г., 14, 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 18 июля, 21, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 14 октября, 24 ноября, 31 декабря 2019 г., 13 июля 2019 г., 3 июля, 28 декабря 2019 г., 29 июля 2019 г., 3 августа 2019 г.

Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

14 марта 1995 г.

Урегулируются отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

К особо охраняемым природным территориям относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 марта 1995 г. N 12 ст. 1024, в «Российской газете» от 22 марта 1995 г. N 57

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2019 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г. и с 1 сентября 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2019 г. N 340-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2019 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2019 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2019 г. N 486-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 254-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2019 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2019 г. N 221-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2019 г. N 499-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2019 г. N 361-ФЗ

Федеральный закон от 14 октября 2019 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2019 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 12 марта 2019 г. N 27-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 219-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 244-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ

Федеральный закон от 23 марта 2007 г. N 37-ФЗ

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников

1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ подпункт «г» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.

г) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

д) выполнение научно-исследовательских задач;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в подпункт «е» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

е) ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма;

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в подпункт «ж» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

ж) осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Смотрите так же:  Заповедник русской народной культуры поморье или новгородская земля

Пункт 5 изменен с 3 августа 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2019 г. N 321-ФЗ

5. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.

См. Порядок определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников, находящихся в ведении Федерального агентства научных организаций, в целях познавательного туризма, утвержденный приказом ФАНО от 7 ноября 2019 г. N 51н

См. Порядок определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма, утвержденный приказом Минприроды от 9 декабря 2019 г. N 546

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

СТ 8.39 КоАП РФ

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.39 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения — окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Законодательством об особо охраняемых природных территориях выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, природные парки, государственные природные заказники; памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные территории, территории традиционного природопользования. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны. Так, на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного пользования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир). На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации, а равно пребывание граждан, не имеющих специального разрешения.

2. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием «режим». Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

3. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. Субъективная сторона заключается в умысле или неосторожности.

5. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — в отношении правонарушений, совершенных на территориях санитарных (горно-санитарных) зон и округов (ст. 23.31 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Однако если должностное лицо, уполномоченное назначать административные наказания, считает необходимым применить (наряду с основным) дополнительное наказание в виде конфискации орудия или предмета совершения правонарушения, оно передает дело судье (ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).

7. Статья 262 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, если оно повлекло причинение значительного ущерба.

За нахождение в заповеднике

“Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
“Об особо охраняемых природных территориях”

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 36. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

1. Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территорий, их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа на граждан в размере от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от трех до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

1. Настоящая статья по сравнению с ранее действовавшими правовыми нормами повышает предельный размер административного штрафа за соответствующие нарушения в два раза, предусматривает применение такого дополнительного взыскания, как конфискация (теперь, чтобы лишить ружья его легального владельца-браконьера, не надо нести протокол в органы госохотнадзора), а самое главное — дает всеохватывающую универсальную формулировку: “нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов”.

2. Под нарушениями установленного режима следует понимать действия, совершаемые вопреки требованиям, содержащимся в разделах “Режим” (“Режим особой охраны”) индивидуального положения о государственном природном заповеднике, индивидуального положения о биосферном полигоне государственного природного заповедника, индивидуального положения о национальном парке, положения о государственном природном заказнике, находящемся в ведении заповедника, положения об охранной зоне государственного природного заповедника или национального парка, а также в положении о любой другой ООПТ, устанавливаемой настоящим Законом, либо об ее охранной зоне.

Под нарушением иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах следует понимать действия, непосредственно не противоречащие требованиям, содержащимся в вышеупомянутых документах, но запрещаемые иными правовыми актами (Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, Санитарными правилами в лесах Российской Федерации, региональными правилами охоты, бассейновыми правилами любительского и спортивного рыболовства и т. п.).

Смотрите так же:  Заповедник кивач водопад кивач

3. В соответствии с настоящей статьей, например, самовольное нахождение на территории заповедника (или заповедной зоны национального парка) влечет конкретные административные санкции, что действовавшее ранее законодательство не предусматривало.

4. Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом (ч. 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3). Закрепленные в названных конституционных положениях гарантии права собственности представляются в отношении имущества, которое принадлежит субъектам права на законных основаниях.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г. № 8-П (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 12, ст. 1458) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации ч. 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения.

Согласно ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Вывод Конституционного Суда, признавшего, что конфискация имущества в виде санкции за правонарушение может применяться только судом, распространяется на все без исключения иные органы, независимо от того, каким нормативным актом такое право предоставлено. Именно это отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июля 1998 г. № 97-О (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 35, ст. 4464). Таким образом, конфискация орудий природопользования (принадлежавших их владельцам на законном основании) в виде санкции за административное правонарушение, предусмотренной ст. 36 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях”, может применяться только судом.

5. Согласно ст. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, конфискация огнестрельного оружия, боевых припасов и других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

6. Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории РСФСР иностранными гражданами, которые, согласно действующим законам и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается дипломатическим путем.

7. В соответствии со ст. 15 КоАП РСФСР должностные лица подлежат административной ответственности за административное правонарушение, связанное с несоблюдением установленных правил в сфере охраны природы, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

8. Согласно ст. 16 КоАП РСФСР, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Но при этом на военнослужащих не может быть наложен штраф.

9. Согласно ст. 282 КоАП РСФСР, не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения. В случае приостановления исполнения постановления в связи с подачей жалобы или принесением протеста течение срока давности также приостанавливается до рассмотрения жалобы или протеста.

10. В соответствии со ст. 22 КоАП РСФСР при малозначительности совершенного административного проступка должностное лицо, уполномоченное решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

11. Согласно ст. 262 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, — наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Кроме того, согласно ст. 256 УК Российской Федерации, незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых морских растений, если это деяние совершено на территории заповедника или заказника, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно же ст. 258 УК Российской Федерации, незаконная охота, если это деяние совершено на территории заповедника или заказника, — наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

12. Чаще всего на практике используются следующие утвержденные на федеральном уровне таксы и методики исчисления размера ущерба, причиненного природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий:

  • Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 388).
  • Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 515 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2000 г. № 724).
  • Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (утверждены приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 399; зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 июня 1999 г., рег. № 1812).
  • Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира (утверждены приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 4 мая 1994 г. № 126; зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 1994 г., рег. № 592), включающие:
    • Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных (исключая виды и подвиды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации);
    • Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
    • Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием, сбором, заготовкой или уничтожением объектов растительного мира, относящихся к видам растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также уничтожением, истощением и разрушением мест их произрастания;
    • Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах (утверждена 20 октября 1989 г. Госкомприродой СССР и 18 декабря 1989 г. Минрыбхозом СССР, согласована 21 декабря 1989 г. с Минфином СССР).

      Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден 10 ноября 1993 г. Роскомземом и 18 ноября 1993 г. Минприродой России по согласованию с Минсельхозом России, Госсанэпиднадзором России и Россельхозакадемией).

    • Инструкция по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами (утверждена приказом Рослесхоза от 3 апреля 1998 г. № 53).
    Смотрите так же:  Заповедники ленинградской области список названий

    13. Необходимо учитывать, что общие положения о возмещении вреда регулируются ст. 1064—1083 Части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410).

    Так, согласно ст. 1068, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива.

    Согласно же ст. 1069, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

    Ст. 1073 устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине. Согласно же ст. 1074, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

    Согласно ст. 1079, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т. п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса.

    Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.).

    Ст. 1080 устанавливает, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях.

    14. При предъявлении исков физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет возмещения ущерба необходимо иметь в виду, что, согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности (срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено) устанавливается в три года. При этом, согласно ст. 200 Гражданского кодекса, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

    Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

    Территории, представляющие собой особую эстетическую, научную и культурную ценность, места обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в научном отношении объектов растительного и животного мира в соответствии с нормами Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ), Закона Республики Крым от 10.11.2019 № 5-ЗРК/2019 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее – Закон № 5-ЗРК) отнесены к особо охраняемым природным территориям.

    Режим охраны особо охраняемых природных территорий, т.е. система ограничений деятельности, осуществляемой в их границах, для конкретного вида объекта, в зависимости от его статуса, устанавливается отдельно для каждого из них нормами указанных законов и положениями о таком объекте.

    Так, например, в государственном природном заповеднике согласно п. 5. ст. 9 Закона № 33-ФЗ пребывание на его территории физических лиц, не являющихся работниками учреждений, осуществляющих управление им, должностными лицами соответствующего федерального контролирующего органа допускается только при наличии разрешения управляющего учреждения.

    В парках-памятниках садово-паркового искусства и ботанических садах в соответствии со ст. 29 Закона № 33-ФЗ и ст. 21 Закона № 5-ЗРК доступ в научно-экспериментальную зону имеют только научные сотрудники парков, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений. Вместе с тем экспозиционную зону таких природных объектов могут посещать все желающие в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление такими территориями.

    Нормами Закона № 33-ФЗ предусмотрена возможность взимать плату за посещение физическими лицами в целях познавательного туризма только на территории государственных природных заповедников и национальных парков. Данная плата взимается федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими территориями, в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники и парки.

    Распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02.2019 № 69-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым.

    Например, в указанный перечень входят такие природные объекты как Государственный природный заказник «Большой каньон Крыма», парк-памятник садово-паркового искусства «Парк дома отдыха «Айвазовское», Ландшафтно-рекреационный парк «Бакальская коса» и многие другие.

    Таким образом, данные особо охраняемые объекты имеют статус регионального значения.

    Закон № 5-ЗРК не содержит норм, устанавливающих право взимать плату за посещение особо охраняемых природных территорий регионального значения, в связи с чем доступ на указанные объекты, при отсутствии указанных выше ограничений, является бесплатным.

    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

    За нарушение режима особо охраняемых природных территорий законодательством Российской Федерации установлена административная и уголовная ответственность.

    Статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях установлена административная ответственность в виде штрафа:

    — на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой;

    — на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой;

    — на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

    Уголовная ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, предусмотрена статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

    Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке размерами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.

    Она применяется в случае причинения значительного ущерба особо охраняемым территориям и объектам, который может выражаться в уничтожении отдельных комплексов и памятников природы, ухудшении их состояния, добыче населяющих эти территории животных и т.п.

    Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Демьяненко Я.И.