Все часовни вологды

Вологда. Часовня Белоризцев.

Часовня святых отцов-белоризцев

Название и история часовни связаны с легендой о «белоризцах». События, о которых говорится в этой легенде, относятся, по одним данным, к середине XV века (нападение Дмитрия Шемяки на Вологду), а по другим — к 1612 году (разорение Вологды польско-литовским отрядом). По наиболее распространенной версии легенды, во время осады Вологды противником воины городской стражи заметили «двух неизвестных витязей, облеченных в белые доспехи и вооруженных железными палицами». Эти витязи вышли из города на поляну, где расположился вражеский стан, напали на врагов и уничтожили многих, а прочих обратили в бегство. После сражения витязи были найдены убитыми и с честью похоронены, а над их могилой возведен каменный памятник в виде плиты с выложенным на ней крестом. Согласно другой интерпретации, воины-белоризцы сражаются не в одиночку, а появляются в разгар сражения вологжан с врагом и своей самоотверженностью вдохновляют их на победу. Самая ранняя запись легенды содержится в древнем Житии Димитрия Прилуцкого, составленном в конце XV века, именно там упоминается слово «белоризцы». Однако в Житии белоризцы нематериальны-они вместе с покровителем Вологды Дмитрием Прилуцким в ночь перед штурмом города являются во сне трем вологжанам, молятся о спасении города от гибели и укрепляют городские стены, после чего становятся невидимыми.

Историчность существования белоризцев не признавалась церковью: они не были причислены даже к местночтимым святым. Их хотя и называли уважительно «отцами», но, в соответствии с текстом Жития Димитрия Прилуцкого, вспоминали лишь как персонажей чудесного видения, свидетельствующего о заступничестве святого. На месте часовни Белоризцев до 1771 года существовал так называемый «убогий дом» — место, где хоронили самоубийц и других умерших неестественной смертью людей. Согласно Житию Дмитрия Прилуцкого, именно оттуда к святому выходят белоризцы. Погребение в «убогих домах» было запрещено указом Екатерины II от 25 марта 1771 года. В XIX веке (не позже 1842 года) на этом месте возводится деревянная часовня-сначала маленькая, а затем более вместительная. Часовня Белоризцев была приписана к церкви Лазаря Праведного на Горбачевском кладбище. Совершением крестных ходов и панихид занимался причт Лазаревской церкви. Ежегодно в Семик (четверг на Троицкой неделе) у часовни устраивались поминальные празднества, собиралось много людей, на поляне велись панихиды. Из кладбищенской Лазаревской церкви надгробную икону, на которой были изображены, по сообщению священника С.А. Непеина, «два мужа в белых одеждах и преподобный Димитрий Прилуцкий, подпирающие городские стены бревнами в знак их молитвенной помощи городу».

Примерно в 1896 году деревянная часовня сгорела, после чего могила, считавшаяся местом захоронения белоризцев, долгое время стояла открытой. Новая (каменная) часовня была выстроена в 1911 году на средства председателя местного отделения «Союза русского народа», жены земского начальника А.И. Карауловой. 26 мая 1911 года (в Семик) преосвященный Антоний, епископ Вольский, освятил часовню. По сообщениям местной прессы, обряд освящения был заснят на кинопленку. Также писалось, что «при рытии рва для фундамента были найдены человеческие кости, которые собраны в одно место и погребены после совершения над ними панихиды в особой могиле близ часовни и на могиле поставлен крест». После революции часовня Белоризцев была передана в частное владение, в настоящее время представляет собой жилой дом.

Источники: http://history.nason.ru/; http://www.booksite.ru/cherch/vologda/beloriz3.htm

Часовня построена над местом явления Белоризцев — двух старцев в белых одеждах, видение которых, вместе с прп.Димитрием Прилуцким, горожанам было во время осады Вологды Шемякой в 1448 г. (1449). В XV-XVI вв. здесь находилась городская «скудельница».

Легенда о белоризцах. Их было двое. В руках – только дубины, а напротив – отряд разбойников. Двое вышли против целой банды и разгромили её наголову – выжить сумел лишь тот, кто в страхе бежал. Осаждённая Вологда была спасена. Откуда взялись те двое? Как их звали? Это осталось тайной. Единственное, что известно точно – они были одеты в белое. Остальные сведения туманны и противоречивы. И, как во всякой легенде, существуют различные версии, мнения, догадки. Неправда, что на них были доспехи! Это лишь выдумки досужего лекаря, краеведа-любителя. Неужели наши предки не смогли бы отличить боевое облачение от простых белых одежд? Да и оружие в таком случае было бы побогаче – мечи, а не дубины. Это много времени спустя, в начале XIX века, лекарь Флёров записал: «вдруг являются два неизвестные витязя, в белые доспехи облечённые и железными палицами вооружённые».

Кстати, когда происходила осада, в разгар которой явились белоризцы? Время в легендах всегда текучее: только масштабные события прочно стоят на своих местах. К ним притягиваются менее крупные, концентрируются вокруг. Именно поэтому действие истории о белоризцах сместилось в восприятии потомков к периоду Смутного времени. На самом деле белоризцы спасли Вологду на полтора века раньше, и не от польско-литовских захватчиков, а от своих же, русских.

В середине XV столетия шла междоусобная война между великим князем Василием II и его двоюродными братьями – Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Перевес склонялся то на одну, то на другую сторону. Одолев Василия II, Шемяка ослепил его, назвал Тёмным и проводил в почётную ссылку – на княжение в Вологду. Вот так и появилось княжество Вологодское. Впрочем, оно недолго просуществовало. Василий Тёмный уже был знаком с Вологдой: он использовал наш город в качестве надёжной опоры и места сбора войск. Вскоре после прибытия ослеплённый князь отправился на богомолье. ИгуменКирилло-Белозерского монастыря Трифон «разрешил» Василия Тёмного от «проклятых грамот» (освободил от клятвы не выступать против Шемяки), а игумен Ферапонтова монастыря Мартинианблагословил на поход против двоюродного брата. И Василий Тёмный стремительно отвоевал московский престол.

А через некоторое время Дмитрий Шемяка напал на Вологду. Взял её в осаду, разорил окрестности и мог бы захватить, но помешали белоризцы. Вряд ли Шемяка оказался возле Вологды случайно. Сомнительно, что он осадил город поддавшись мимолётному порыву или ради мести. Князь Дмитрий Шемяка всё-таки был политик и военачальник, в основе его действий явно имелась логика. Он, конечно, ослепил Василия II в порядке возмездия за то, что тот ранее ослепил Василия Косого – но это был поступок с чётким политическим обоснованием. Считалось, что незрячий человек недееспособен, управлять государством не может.

Откуда же такой интерес Шемяки к нашему городу? Становится понятно, если вспомнить, что Василий Тёмный считал Вологду опорой своей власти. Именно здесь он хранил государственную казну. Вот казну-то князь Дмитрий Шемяка и стремился захватить. Появившиеся невесть откуда белоризцы нарушили эти планы, разгромив княжеское войско. По всей видимости, следует считать художественным преувеличением то, что они выступили против шемякиной рати всего лишь вдвоём. Более осторожные источники рассказывают, что вместе с белоризцами сражались и вологжане. Если бы Шемяка заполучил казну, гражданская война могла продолжаться ещё очень долго. Получается, белоризцы не просто город Вологду защищали – они обороняли Русь от междоусобиц. А что, если они как раз царскую казну-то и охраняли? Может быть, они прибыли из Москвы для того, чтобы обеспечить безопасность казны? Впрочем, здесь мы вступаем на поле предположений.

Сами белоризцы ничего поведать не успели. Они погибли в бою. Похоронены белоризцы на Поляне – на том месте, где были найдены их тела. Сейчас адрес их могилы — Завражский переулок, 10а – недалеко от здания Вологодского многопрофильного лицея на улице Пролетарской. Каждый год по весне у могилы белоризцев устраивались «гулянья на Поляне».

Церковь не могла без внимания отнестись к почитанию белоризцев в Вологде. Упоминания о них появились в поздних списках Жития Дмитрия Прилуцкого, где ратный подвиг переведён на метафизический уровень. Выяснилось, что белоризцы были не то чтобы люди – скорее, бесплотные духи, посланники преподобного Дмитрия Прилуцкого, небесного покровителя Вологды. Они явились для того, чтобы подпереть огромными брёвнами стены города, дабы те не рухнули («целыми древесы вся четыре стены градные подопроша»). После чего осаждавшие разбойники, несолоно хлебавши, отошли к Галичу «и тамо мнози побиени быша гневом Божиим».

На могиле белоризцев была выстроена часовня, которая сейчас находится в частном владении и используется под жильё. В качестве замены народным гуляниям на Семик, в день поминовения (в четверг на седьмой неделе после Пасхи), проводился крестный ход.

Крупная кирпичная кубическая часовня в псевдорусском стиле, построенная в 1911 г. на средства А.И. Карауловой. Была приписана к Лазаревской церкви. Закрыта в 1929 г. В настоящее время занята жильём.

Заря над Вологдой встает!
И в дымке храмы с поволокой.
И колокольный звон плывет
За горизонт земли далекой!

Алексей Маклахов «Моя Вологда»

Вологда – один из древнейших городов Русского Севера. Датой ее основания считается 1147 год. Этот год упоминается в житии преподобного Герасима Вологодского, который, придя из Киева, основал на реке Вологде Троицкий монастырь, положивший начало поселению.

Вологда входит в число российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Ее исторический облик сформировало гармоничное сочетание каменного и деревянного зодчества. Здесь насчитывается около 200 памятников истории и культуры федерального и регионального значения. Среди них наиболее известны Вологодский кремль, Софийский собор, Спасо-Прилуцкий монастырь, ансамбль Владимирских церквей, церковь Константина и Елены, а также церкви с фресками – Иоанна Предтечи в Рощенье, Дмитрия Прилуцкого и Покрова на Козлене.

Вологда: монастыри и храмы города» – это историко-краеведческие очерки и информационные материалы, подготовленные краеведом Евгением Стариковым и специалистами некоммерческого партнерства «Научно-исследовательский центр «Древности» для регионального интернет-портала «Культура в Вологодской области». Техническое сопровождение проекта осуществляет БУК ВО «Информационно-аналитический центр культуры».

Перед авторами стояла задача собрать в одном ресурсе информацию о культовых зданиях на территории г. Вологды и пригородов, возведенных в период с начала ХII века и до наших дней. Просветительская направленность проекта, ориентированного, прежде всего, на школьников и студентов, предполагает подачу информации в научно-популярном изложении. Информационный ресурс может быть полезен всем, кому интересна история и церковная архитектура Вологды. Проект, не являясь научным исследованием, не претендует на абсолютную историческую точность и исчерпывающую справочную информацию.

Информация систематизирована по разделам: «Монастыри»; «Соборные храмы»; «Приходские, бесприходные и приписные храмы»; «Домовые церкви»; «Городские кладбищенские церкви»; «Часовни»; «Культовые здания иноверных, инославных вероисповеданий»; «Полезные ссылки».

Для удобства пользователей поиск материалов возможен по алфавитному, географическому и хронологическому принципу. За основу хронологического (время постройки) поиска взято деление на века. Информация о дате постройки некоторых культовых здания условна, варьируется в разных исторических источниках и не всегда может датироваться с абсолютной точностью. В основу географического фильтра (район расположения) положено современное административно-территориальное деление города.

Раздел «Полезные ссылки» содержит информацию об аналогичных ресурсах, находящихся в свободном доступе в сети Интернет, список используемых исторических источников и краеведческой литературы по теме.

Тематические интернет-ресурсы

Сайт проекта «Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области». В ходе реализации проекта на объектах устанавливаются информационные таблички, содержащие QR-код и текстовую часть.

Храмы Вологды – страница в Википедии. Список храмов всех религий и конфессий, находящихся на территории города Вологды в его современных границах.

Святые места Вологодского края – на сайте Вологодской областной универсальной библиотеки им. И.В. Бабушкина.

Церковная история Вологодского края – на сайте Вологодской областной универсальной библиотеки им. И.В. Бабушкина.

Храмы Вологды на портале Храмы России. Проект посвящен православным и старообрядческим храмам. В границах г. Вологды собран перечень храмов и монастырей с краткой справочной информацией

Раздел Вологда. Все храмы и монастыри Народного каталога православной архитектуры содержит описания и фотографии православных храмов и монастырей города.

Раздел Храмы и церкви на сайте Насон-город содержит исторические очерки о монастырях, храмах и часовнях Вологды

Краеведческая литература

Альбом видов города Вологды: Вып. 1: Соборы и архиерейский дом / Фото С. Непеина. Вологда, 1898.

Баниге В., Перцев Н. Вологда. Москва, 1970.

Бочаров Г.Н., Выголов В. П., Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. Москва, 1979.

Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. Вологда, 2004.

Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2006.

Дмитриевский А. Церковь святой великомученицы Екатерины, что во Флеровке в городе Вологде. Вологда, 1911.

Дунаев Б. Севернорусское гражданское и церковное зодчество: Город Вологда. Москва, 1914.

Евдокимов И. Два памятника зодчества в Вологде: Об Ильинском монастыре и о церкви Варлаама Хутынского. Вологда, 1922.

Железняк В. Вологда: Краткий путеводитель по мемориальным, архитектурным и живописным памятникам. Вологда: Областной краеведческий музей, 1947.

Засецкий А. Исторические и топографические известия по древности о России, и частично о городе Вологде и его уезде. Изд. второе исправленное и дополненное. Москва, 1782.

Коваль С. Приложение к плану г. Вологды, 1908 г. (Краткий очерк о городе). Вологда, 1908.

Комарова В. Часовни города Вологды. // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. IX. Вологда, 2001.

Коновалов Ф. Я., Панов Л. С., Уваров Н. В., Вологда. XII — начало XX века. — Архангельск, 1993.

Коноплев Н. Спасовсеградский собор в городе Вологде и его святыни. — Сергиев Посад, 1915.

Малиновский Н. Владимирская церковь в городе Вологде. Историческое описание. Вологда, 1905.

Лебедев В. Историческая записка о состоянии Вологодского духовного училища за сто лет его существования и списки служивших в училище и учеников, окончивших полный курс в нем за первое столетие (1814-1914 гг.). Вологда, 1916.

Лебедев А. Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь. Вологда, 1899.

Летопись города Вологды (1147-1962). Вологда, 1963.

Лукомский Г.К. Вологда в ее старине: Описание памятников художественной и архитектурной старины, составленное и изданное при участии членов Северного кружка любителей изящных искусств. СПб, 1914.

Непеин С. Вологда прежде и теперь. Вологда, 1906.

Непеин С. Краткий очерк города Вологды. Вологда, 1905.

Непеин С. Цареконстантиновская церковь в городе Вологде. Вологда,1905.

Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде, церкви. Изд. второе исправленное и дополненное. Вологда, 1879.

Пахолков X. Город Вологда и окрестности (с приложением плана города). Вологда, 1896.

Савваитов П. Описание вологодского Спасо-Каменского Духова монастыря. СПб, 1860.

Савваитов П. Описание вологодского Духова монастыря, составленное в 1860 г. П. Савваитовым, исправленное и дополненное в 1885 г. И. Суворовым, в 1912 г. И. Суворовым. Вологда, 1912.

Сазонов А. И. Моя Вологда. Прогулки по старому городу. Вологда, 2006.

Сазонов А. И., Стариков Е. А. Моя Вологда. Город нашей памяти. Вологда, 2007.

Сборник истории старых улиц города Вологды / Вологодский областной краеведческий музей, секция ветеранов революции и гражданской войны: машинописи, текст. Вологда, 1970.

Случевский К. К. По Северу-Западу России. Второе издание. Т. 2. СПб, 1897.

Соколов В. Вологда: История строительства и благоустройства города. Вологда, 1977.

Спасенкова И. В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е годы (на материалах Вологды): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 07.00.02 — отечественная история; 07.00.07 — этнография, этнология и антропология /Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 1999.

Спасенкова И. В. Этноконфессиональные традиции русского города (на материалах Вологды 1920—1930 годов) // Краеведческие исследования на Европейском Севере. Вологда, 2007

Старая Вологда, XII — начало XX в.: Сб. докум. и материалов. Вологда, 2004.

Степановский И. К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890.

Суворов Н. Описание вологодского кафедрального Софийского собора. Москва, 1863.

Суворов Н. Описание Спасообыденной Всеградской, что в Вологде церкви. Второе изд., исправленное и дополненное. Вологда, 1879.

Суворов Н. Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и другие достопримечательности. Вологда, 1874.

Фехнер М. Вологда. Москва, 1958.

Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вологда – Москва, 2007.

Достопримечательности Вологды

Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.

Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.

Если Вы не нашли в этом списке интересного места, о котором хотели бы поделиться впечатлениями — оставьте информацию на нашем форуме, в разделе Что посмотреть.

Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX

В состав Вологодского кремлевского комплекса традиционно относят бывший Архиерейский дом, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, неразрывно связанные с этими стенами Воскресенский собор и Софийскую колокольню (постройки ХVII-ХIX веков). На територии Кремля собрано большое количество памятников деревянного зодчества.

Координаты: N059 13.422, E039 52.933

Рейтинг: 282.70

Общий облик города и архитектура Вологды

В Вологде кроме Кремля и Соборной горки представляют интерес район Заречье со старинной застройкой и многочисленными церквями (за рекой напротив Кремля); набережные реки Вологда; улицы Благовещенская, Герцена и другие: с хорошо сохранившимися деревянными домами с резьбой (дома Кирхогланина, Бутуриной, Скворцовой).

Смотрите так же:  Часовня георгия победоносца в перми

Рейтинг: 230.40

Первый (1568-1570гг.) каменный храм Вологды, возведнный по образу Успенского собора в Московском Кремле, в 1686-1688 годах внутри был расписан прославленным ярославским изографом Дмитрием Григорьевичем Плехановым. Построенная в 1654 году восьмигранная колокольня приобрела современный вид в 1869 году. На высоте 73 метров на колокольне устроена верхняя (смотровая) площадка, откуда открывается вид на город.

Координаты: N059 13.464, E039 52.943

Рейтинг: 190.40

Спасо-Прилуцкий монастырь

Спасо-Прилуцкий монастырь основан между 1377 и 1392 годами Дмитрием Прилуцким — видным деятелем русской церкви второй половины XIV века, сподвижником Сергия Радонежского.
Именно здесь в 1812 году, при вторжении французов в столицу, хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой Лавры, Чудова и других монастырей, некоторых московских соборов.

Режим работы: доступ посетителей с 10.00 до 17.00, воскресенье — с 12.00

Координаты: N059 15.767, E039 53.280

Рейтинг: 189.82

В обновленной экспозиции музея кружева, расположенной в историческом здании госбанка XIX века, представлены западноевропейские, традиционные вологодские и современные авторские кружева.

Координаты: N059 13.442, E039 53.091

Рейтинг: 149.97

Памятник первому городскому фонарю

Памятник посвящен 100-летию электрического освещения Вологды и пердставляет собой скульптурную композицию из фонарного столба в натуральную величину и писающей на него дворняги.

Координаты: N059 13.355, E039 54.004

Рейтинг: 137.98

Памятник К.Н.Батюшкову

Памятник установлен в 1987 году к 200-летию со дня рождения поэта. Спешившийся Батюшков держит в поводу наклонившего голову коня. Скульптор — В.М.Клыков.

Координаты: N059 13.480, E039 53.034

Рейтинг: 126.03

Церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке

Состоит из холодной церкви (построена в 1651 г.) и тёплой Успенской церкви с колокольней (1710, 1750 гг.). Сохранились фрески начала 18 в.

Координаты: N059 13.448, E039 53.641

Рейтинг: 109.11

Постройка башни и других сооружений первого вологодского водопровода началась в 1898 году.

Координаты: N059 13.399, E039 53.392

Рейтинг: 94.28

Музей «Мир забытых вещей»

Расположен в старинном особняке, на первом этаже восстановлены типичные интерьеры, на втором распожена коллекция живописи 18-19 веков из дворянских усадеб Вологодчины.

Режим работы: С 10 до 17, выходные — понедельник, вторник

Координаты: N059 13.488, E039 52.629

Рейтинг: 75.62

Современная городская скульптура

Дерево гостеприимства (59.213567, 39.881704)
Представляет собой дерево с разноцветными скворечниками.
Адрес: г. Вологда, ул. Мира

Памятник резному палисад (59.221352, 39.879258)
Установлен в 2004г. в честь 30-летия песни о резном палисаде.
Адрес: г.Вологда, ул. Благовещенская, д.34/14

Памятник птице Говоруну из мультфильма «Тайна третьей планеты»
точная копия птицы из мультфильма в натуральную величину
Адрес: г. Вологда,ул. Сергея Орлова, 4а

Памятник «Дверь в. » в виде большой кованой двери, создан участниками международного фестиваля «Голос ремесел» (
Адрес: г. Вологда,на пересечении улиц Ленинградской и Маяковского возле фонтана

Памятник букве «О»
Адрес: г. Вологда,напротив Софийского собора на Кремлевской площади

Скамья примирения
Адрес: г. Вологда,ул. Благовещенская, 24

Скульптура — Голубок с голубкою воркует на скамейке, также известна как скамейка влюбленных
Адрес: г. Вологда,на пересечении ул. Пушкинской и площади Революции

Артефакт «Зарядись Энергией Денег»
Адрес: г. Вологда,ул. Зосимовская, 40

Скамья «Посидим, поокаем»
Адрес: г. Вологда,ул. Сергея Орлова, 15А

Памятник монаху Герасиму Вологодскому
Адрес: г. Вологда,ул. Бурмагиных, 1

С Вологдой напрямую связана жизнь многих выдающихся россиян: первого доктора медицины Матвея Мудрова; поэтов и писателей Константина Батюшкова, Владимира Гиляровского, Николая Рубцова, Сергея Орлова, Варлама Шаламова, Василия Белова; мецената Христофора Леденцова; святителя Игнатия Брянчанинова; защитников Отечества Александра Панкратова, Степана Ловенецкого, Евгения Преображенского; спортсменов Александра Бородюка, Николая Гуляева; авиаконструкторов Александра Можайского и Сергея Ильюшина; киноактеров Лидии Сухаревской, Риммы Марковой и других.

Первое письменное упоминание о городе относится к 1147 году. В житии преподобного Герасима повествуется, что именно в этот год «на великий лес на средний посад Воскресения Христова Ленивая площадка малого Торжку» пришел на Вологду из Киева монах Герасим и основал на Кайсарове ручье Троицкий монастырь. Обитель была поставлена не на безлюдном месте. В то время на территории будущего города уже находилось небольшое поселение, судя по всему, имевшее православную церковь.

Место для города было выбрано весьма удачно. Окрестные леса и болота надежно охраняли его от нашествия неприятелей. Река Вологда сполна обеспечивала горожан рыбой, служила главной «дорогой» для торговых отношений местных жителей с другими городами, в первую очередь с Белозерском и Новгородом Великим.

Одни исследователи утверждают, что название города древневепского (финно-угорского) происхождения. В переводе оно звучит как река с белой (чистой) водой. Белый цвет весьма подходит нашему городу. Он символизирует чистоту, простоту, добропорядочность. Многие поэты воспели в стихах именно белую, «снежную» Вологду.

Быстрый рост города объясняется прежде всего тем, что он занимал выгодное географическое положение и являлся одним из главных ключей к овладению богатствами Заволочья. Новгородские, ростово-суздальские, тверские и другие князья стремились закрепить за собой богатый Север. Открытие торговых отношений с заграницей послужило толчком к процветанию Вологды. В середине XVII века по числу жителей она входила в пятерку самых крупных городов Московии. Поэтому легенда о том, что царь Иван Грозный захотел перенести в Вологду столицу Русского государства, имеет под собой и экономико-политическое обоснование.

Иван IV ценил Вологду не столько за торговое, сколько за ее оборонное значение. Вологда со своим Кремлем — мощной фортификацией своего времени (так до конца и недостроенной в камне) надежно прикрывала пути к Москве с севера.

Иван Грозный сыграл большую роль в развитии города. Благодаря ему на высоком берегу реки Вологды был возведен величественный Софийский собор — главная достопримечательность города вот уже четырех с половиной веков, центр православия. При первом русском царе оформилось направление нескольких ныне существующих улиц и площадей, был прорыт искусственный канал Золотуха.

Рано или поздно вологжане обязательно поставят памятник этому царю. Иван Грозный заслужил это.

Во времена смуты и лихолетья начала XVII века вологжане внесли особый вклад в восстановление российской государственности. Наши пращуры принимали участие в освободительной борьбе Минина и Пожарского. Вологде удалось объединить для совместной борьбы с захватчиками крупные северные города — Великий Устюг, Тотьму, Сольвычегодск. В 1612 году в первый и в последний раз в своей истории город подвергся нападению интервентов. Взяли и сожгли Вологду отряды польских и литовских захватчиков «с черкасами и казаками». Местное население подвергалось пыткам и насилию. О жестокости их говорит хотя бы тот факт, что нападавшие казнили не только защитников города, но и 59 монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

На рубеже ХVI-ХVIII веков на Русский Север особое внимание обратил Петр I. При Петре Великом Вологда становится одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся кораблей, возводились суда для доставки припасов в Архангельск. От стен Вологодского Кремля начинался поход на Нюхчу, Повенец, Орешек, закончившийся победой русской армии над шведами.

Государь пять раз бывал в Вологде! В последний раз он останавливался в доме голландского купца Гоутмана, благополучно сохранившегося до наших дней. Первый музей был открыт в Петровском домике еще до революции. Сейчас в нем находится экспозиция, рассказывающая о первом русском императоре. Вологжане, по воле монарха, были в числе первых строителей новой столицы — Санкт-Петербурга.

С основанием города на Неве, с открытием морского пути в Европу через Балтийское море экономическое и торговое развитие Вологды несколько замедлилось, на несколько десятилетий прекратилось и каменное строительство.

В царствование Екатерины II определилось и возросло административное значение Вологды. Указом императрицы Вологда в 1772 году становится центром Вологодского наместничества, а в 1796 году — столицей обширной Вологодской губернии. Матушка Екатерина росчерком своего пера утвердила и план застройки губернского города Вологды. Хаотичная средневековая застройка заменялась четкой сетью прямоугольных кварталов. По этому плану Вологда развивалась почти до 20-х годов XX века.

При Екатерине Великой началось строительство каменного Гостиного двора (торговых рядов по нынешней улице Мира), был возведен Каменный мост, первые общественные здания. Многие из тех построек екатерининского времени сохранились до наших времен.

На рубеже XVIII–XIX веков было построено немало каменных храмов. В это же время был утвержден герб губернского города Вологды — в червленом (красном) щите, выходящем из серебряного облака, в золотом одеянии рука держит золотую державу и серебряный меч с золотым эфесом. Червлень считается символом храбрости, мужества и неустрашимости, золото — символ значимости и богатства. После революции герб был запрещен. 31 мая 1967 года Вологодский горисполком утвердил новый герб города. В центре его появилось изображение лося. В апреле 1991 года Вологде был возвращен исторический герб.

Не остались безучастны вологжане к судьбе страны во время нашествия Наполеона. Всем известно имя участника Отечественной войны 1812 года поэта Константина Батюшкова. В 1987 году благодарные потомки возвели на Соборной горке памятник выдающемуся земляку. Во время Отечественной войны 1812 года в Спасо-Прилуцком монастыре, ныне входящем в черту города, хранились сокровища ризницы Московского кремля, монастырей и храмов первопрестольной.

В 1824 году губернскую Вологду посетил император Александр I. Специально к его приезду были разобраны остатки крепостных сооружений времен Ивана Грозного, а на их месте разбиты Дворянский и Пятницкий бульвары (по современным улицам Октябрьской и Ленинградской). Александр Благословенный дал высокую оценку приему, оказанному ему со стороны вологжан. Остался доволен посещением города в 1858 году и его племянник — император Александр II Освободитель.

В середине XIX века Вологда обретает первые черты цивилизованного города. Строятся мосты: Красный и Соборный через реку Вологду, Рыбнорядский, Винтеровский, Мяснорядский через Золотуху. На вологодскую январскую ярмарку привозят товар не только со всех концов Российской империи, но и из-за границы. В городе появляются первые заводики. Начинается мощение улиц. Так, в 1844 году булыжной мостовой были покрыты четыре площади и 11 улиц. В Вологде открылся театр, медицинские учреждения, гимназии и училища, кипела культурная и общественная жизнь.

Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль–Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска. В 1905 году стальная магистраль связала наш город с Санкт-Петербургом и Вяткой. Таким образом, город, лежавший на берегах судоходной реки, оказался, кроме того, в центре пересечения важных транспортных путей. Как и ранее, он стал занимать видное место во внутренней торговле Российской империи. Ее ярмарочный характер постепенно уступал место стационарной работе специализированных магазинов и торговых домов.

В конце XIX–начале XX веков Вологда быстро становится промышленным центром Северо-Запада России. В губернском городе открываются кирпичные, кожевенный, сахарные, маслодельные заводы, колбасные и обувные фабрики. Появились и крупные государственные предприятия — Казенный винный склад (ликеро-водочный завод), Главные транспортные мастерские железной дороги (ныне ВРЗ), паровозное депо. Вместе с тем, как таковой рабочий класс в Вологде до революции еще не сложился. Население росло за счет переезда в город крестьян. Бывшие селяне долго сохраняли крестьянский уклад жизни, содержали огороды и домашний скот. Немногие из них перешли в мещанство, обзавелись торговлей. По данным Первой всероссийской переписи 1897 года в Вологде проживало 27872 человека.

На рубеже веков в городе были построены электростанция, водопровод, телефонная станция. К началу первой мировой войны работали гостиницы и кинематографы, издавалось несколько газет, функционировали общественные и благотворительные организации и политические партии.

Продолжают развиваться традиционные народные промыслы — прежде всего кружевоплетение. В 1912 году в окрестностях города насчитывалось до 40000 кружевниц. Вологодские кружева шли не только на внутренний рынок, но и за границу.

В начале 1870-х годов в Вологодском уезде стало активно развиваться маслоделие. В 1876 году Н.В. Верещагиным, братом известного художника-баталиста, был получен способ приготовления особого сливочного масла с приятным ореховым вкусом высокопастеризованных сливок. Созданное им масло получило названия Парижского. В конце 1930-х годов его назвали по месту производства — Вологодским.

Многочисленные маслодельческие артели и кооперативы снабжали маслом не только Российскую империю, но и европейские страны. Благодаря хлопотам Николая Васильевича уже после его смерти в 1911 году под Вологдой было открыто первое высшее молочнохозяйственное учебное заведение России — Вологодский молочный институт (ныне Вологодская молочнохозяйственная академия). В 1912 году в Вологде появился учительский институт, прообраз современного Вологодского государственного педагогического университета.

В предреволюционный период Вологда, названная за высокий уровень интеллектуальной жизни «Северными Афинами», стала местом встреч и дискуссий ссыльных литераторов, политиков, ученых. Здесь отбывали ссылку Н.А. Бердяев, А.М. Ремизов, А.А. Богданов-Малиновский, Б.В. Савинков, П.Е. Щеголев, В.В. Воровский, А.В. Луначарский, М.И. Ульянова, И.В. Сталин, А.Я. Аросев, В.М. Молотов, О.А. Варенцова и другие.

В годы революции и гражданской войны за счет беженцев, военных, миграции крестьян, численность населения города временами доходила до 60000 человек. Вологда пережила обе революции 1917 года относительно спокойно. Почти полгода здесь сохранялось двоевластие — параллельно действовала городская Дума и Совет. В 1918 году работали дипломатические миссии ведущих стран Антанты. Советская власть фактически установилась только в июне-июле 1918 года с приездом в Вологду комиссара советской ревизии М.С. Кедрова. С этим человеком связывают и первые политические репрессии.

В послереволюционные годы Вологда начинает менять свой облик. Возникает жилищное кооперативное строительство. Строятся города-сады рабочих транспортных мастерских (Октябрьский поселок) и водников.

В сентябре 1937 года Вологда стала областным центром обширной области на севере СССР. В городе начинается строительство льнокомбината, реконструируется паровозное депо, расширяется железнодорожный узел, вступает в строй дизельная электростанция, открываются новые артели промкооперации. Промышленность требовала новых рабочих рук. К началу Великой Отечественной войны в Вологде проживало около 100000 человек.

С первых дней Великой Отечественной войны в Вологодской области было объявлено военное положение. Тысячи вологжан ушли добровольцами на фронт. В городе формировались целые соединения и части.

За всю войну на Вологду не упало ни одной авиабомбы, хотя немецкие летчики предпринимали неоднократные попытки прорваться к городу. Заслуга в этом бойцов Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО. Служили в нем в основном молодые девушки, уроженцы Вологодской области. В знак признательности значимости их подвига, в 1984 году в Вологде был установлен памятник бойцам дивизионного района — 85-миллиметровая зенитная пушка. В 1975 году на улице Мира, в память о формировании в Вологде танковой бригады состоялось открытие памятника-танка Т-34.

В кратчайшие сроки промышленные предприятия Вологды перестроились на выпуск военной продукции: оружия, военного обмундирования и снаряжения. Оборонными стали заводы: «Северный коммунар», ВПВРЗ, станкозавод и другие. Огромная ответственность легла в годы войны на транспорт, особенно железнодорожный. Северная железная дорога была единственной связью блокадного Ленинграда с востоком. По ней осуществлялась эвакуация блокадников, по ней из Архангельска поступала по ленд-лизу помощь союзников. Противник не раз пытался высаживать десанты с целью проведения диверсий на СЖД. В окрестностях Вологды постоянно задерживались группы вражеских диверсантов.

Уже к сентябрю 1941 года вологжанами на нужды обороны было собрано 2,7 миллиона рублей, килограмм золота и 36,7 килограмма серебра. На свои средства жители Вологды построили авиаэскадрилью «Героическому Ленинграду». За годы войны доноры сдали свыше 35 тонн крови.

Как тыловой город, Вологда являлась важным госпитальным центром. Здесь было размещено девять эвакогоспиталей. С прибытием первых эшелонов на станциях Вологда I и Вологда II были оборудовали эвакопункты, где ленинградцы-блокадники получали питание и медицинскую помощь. Только зимой и весной 1942 года Вологда приняла из осажденного города 554000 блокадников. Многие из них умерли от болезней и истощения в Вологде. В 1988 году на Пошехонском кладбище, на месте захоронения ленинградцев-блокадников состоялось открытие мемориала.

Не вернулись домой с полей сражений Великой Отечественной войны 8379 вологжан. В память о погибших, в мае 1975 года на площади Революции областного центра был зажжен Вечный огонь.

За годы войны 18 вологжан были удостоены звания Героя Советского Союза, а свыше 20000 тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В послевоенные годы Вологда становится крупнейшим центром машиностроения. Здесь был построен Государственный подшипниковый завод, а несколько позже — «Вологодский оптико-механический завод», завод «Электротехмаш». Бурный рост промышленности вызвал интенсивный приток населения. В 1973 году численность вологжан составила 200000 человек. В 1979 году в городе проживало уже 249000 жителей. Велось большое жилищное строительство. Вологда расширилась за счет включения в черту города бывших деревень: Бывалово, Говорово, Зерново, Ватланово, Шарапово и других.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1982 года за успехи, достигнутые трудящимися города Вологды в хозяйственном и культурном строительстве и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, Вологда была удостоена ордена Октябрьской Революции. В июле 1983 года высокую награду прикрепил к знамени города член ЦК КПСС Г.А. Алиев – будущий президент Азербайджана.

Смотрите так же:  Часовня на туристской

1990-е годы для Вологды, как и для всей страны, выдались весьма трудными. Наработанные годами экономические и деловые связи претерпели существенные изменения, а то и вовсе прекратились. Несмотря на это, Вологде удалось сохранить свой экономический и научный потенциал.

Машиностроительная отрасль — ведущая в городе — не только наверстала упущенное, но и получила мощный толчок к своему развитию. Активно развиваются учреждения торговли, открываются новые банки, производства. Вологодские предприятия год от года наращивают выпуск продукции, осваивают новые рынки сбыта, в том числе в странах СНГ и мира, растет уровень заработной платы.

За последние годы в Вологде, в отличие от других областных центров, не была закрыта ни одна музыкальная, спортивная или художественная школа. Даже в самые тяжелые годы нам удалось избежать роста социальной напряженности, массовых акций протеста. Заработная плата бюджетников является социальной статьей городского бюджета.

Историческим событием стало посещение в апреле 2001 года Вологды президентом В.В. Путиным. Владимир Владимирович осмотрел производственные мощности подшипникового завода, провел на заводе совещание, посвященное разработке нового Кодекса законов о труде РФ.

По мнению экспертов, у нашего города, благодаря его выгодному географическому положению, большое будущее. Вологда играет все более заметную роль в экономических связях регионов России.

Территория города составляет 11,6 тысяч гектаров. В Вологде по данным переписи 2010 года проживало 309900 жителей.

На территории города находится 224 памятника истории, архитектуры, культуры, из них 128 взяты под охрану государства.

Вологда входит в число 116 российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием.

Путеводитель по Вологде. Маршрут по достопримечательностям. День 1.

Как уже говорилось в статье, где описан пошаговый осмотр достопримечательностей Вологды, город совсем не скуп на интересные места.

И первый день в Вологде самый насыщенный! Мы посмотрим его старую центральную часть, Вологодский Кремль. А также пройдёмся по квартальчику среди деревянных домов с резными палисадами.

Карта «Достопримечательности Вологды». День 1.»

Список «Достопримечательности Вологды. День 1.»

Пройдя по ссылке по каждому месту, можете найдите его описание и фото, если вас интересует что-то конкретное. Все достопримечательности по туристическому маршруту Вологды идут в порядке их посещения.

А теперь про достопримечательности Вологды подробнее!

Что посмотреть в Вологде за первый день

Вологодский Кремль :

Вологодский кремль – уникальный памятник архитектуры, возводился по приказу Ивана IV Грозного и планировался как будущая личная резиденция царя. Но в силу исторических событий этому было не суждено сбыться. Строительные работы проводились 1565 по 1571 годы под руководством известного инженера XVI столетия — Размысла Петрова. Даже после окончания строительства на протяжении веков ещё возводили и перестраивали многие сооружения. Традиционно в комплекс Вологодского Кремля входит: Архиерейский дом, Воскресенский собор, Софийский собор с колокольней, расположенные за стенами Кремля. Среди достопримечательностей стоит посмотреть изумительные фрески Софийского собора, являющийся памятником живописи XVII столетия. Их общая площадь составляет около 5000 кв. метров. Сегодня туристы и паломники могут посетить Вологодский Кремль через два входа: главный, находящийся между Архиерейским и Воскресенским собором; и вторым — северную сторону каменной ограды. На территории Кремля бессистемно располагаются здания, условно разделенные на три двора: центральный, Консисторский и хозяйственный дворики. Большая часть помещений архиерейской резиденции и двора используются Областным краеведческим музеем-заповедником.

Колокольня Вологодского Кремля. Эта восьмигранная колокольня является шатровой. Построена в 1654 — 1659 гг. Её стиль соответствует архитектурным формам XVII в. Епископ Палладия считал, что колокольня должна быть выше других колоколен. В 1869 году архитектору Шильдкнехту дали задание перестроить ее. Вершину колокольни разобрали, а на её основании была построена новая колокольня. На колокольне находятся куранты, они являются главными часами Вологды. Вершина колокольни позолочена. В колокольне находится экспозиция колоколов XVII-XIX вв. С колокольни открывается красивая панорама на Вологду и вдалеке виднеется Спасо-Прилуцкий монастырь.

Софийский собор — первый каменный храм и главная вологодская святыня. К строительству приложил руку сам Иоанн Васильевич Грозный. В 1565 году он начал сооружение каменной крепости, по площади вдвое превышающей Московский Кремль. Иван Грозный успел выстроить две каменных стены с 11 башнями, основал могучий Софийский собор, заложил еще несколько храмов и каменные палаты. К Софийскому собору примыкает ансамбль, условно именуемый Вологодским кремлем, но на самом деле являющийся усадьбой архиерея. Внутри хорошо сохранились росписи 1680-х годов, выполненные ярославскими мастерами. При соборе имеется монументальная колокольня со смотровой площадкой, подъем на которую осуществляется посредством не менее монументальных деревянных всходов, занимающих все внутреннее пространство башни.

Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник был открыт в 1923 году на территории Вологодского кремля в помещении бывшего архиерейского двора. Новый музей объединил в себе четыре городских музея: Петровский домик, Епархиальное древлехранилище, картинную галерею и музей родиноведения. Переходя из зала в зал, посетители музея окунаются в историю Вологодской земли. В первом зале можно познакомиться с древней дикой природой эпохи динозавров, и дальше по ходу экспозиции показано поэтапное развитие флоры и фауны, вплоть до наших дней. Отдельное место занимает историческая тема, представленная богатым фактическим материалом, вплоть до старинных пушек, которые можно подробно рассмотреть вблизи. Один из залов оборудован под русскую деревянную избу с оригинальной мебелью и предметами домашней утвари. Практически все жители Вологды побывали в этом музее, дети сначала приходят сюда с родителями, а повзрослев, идут сюда уже со своей новой семьей.

Воскресенская церковь – это бывший кафедральный собор Вологды, который был возведен в 1772—1776 годах в стиле барокко под руководством великого вологодского архиепископа Иосифа Золотого. В настоящее время она является основным зданием картинной галереи и памятником архитектуры федерального значения. Новый Воскресенский собор был построен на месте разобранной башни Вологодского кремля. На его постройку шел камень из развалин крепостных башен и стен. Строительство велось местным известным архитектором Златицким по модели, которая была выполнена столичным мастером. Строительство закончили в 1776 году, при епископе Иринее, уже после смерти Иосифа Золотого. Фасады храма украшены тосканскими колоннами и пилястрами, а окна обрамлены фигурными наличниками. Парадный вход в собор был построен в стиле ампир и располагается на Кремлёвской площади. О внутреннем интерьере собора судить сложно. В 1832—1833 годах он подвергся реставрации. Роспись стен изображает стиль эпохи Александра II и III, а иконостасы отдают поползновениями к роскоши.

Архиерейский двор (Архиерейский дом) в Вологде — историко-архитектурный комплекс в самом центре города, на территории бывшего Вологодского кремля, резиденция вологодских архиепископов и епископов. Состоит из каменной ограды и построек, сооружённых в XVII, XVIII и XIX веках. До середины XVII века все постройки резиденции владыки были деревянными, только в конце 1650-х годов в Архиерейском доме появилась первая каменная постройка — здание Казенного приказа. В настоящее время название за Архиерейским домом осталось название Вологодский кремль. Впервые название «малый кремль» к зданиям Архиерейского двора применил в 1855 году автор «Русской Фиваиды на Севере» А. Н. Муравьёв. С 1923 года территорию кремля — Архиерейского двора в Вологде стал занимать Вологодский музей-заповедник.

Церковь Рождества Христова на Архиерейском дворе в Вологде находится на территории Вологодского Кремля и входит в состав архитектурного ансамбля Архиерейского двора. Церковь была построена в 1667 году, но в XVIII ее упразднили и стали использовать совершенно в другом направлении. Сначала в церкви хранили архивные документы, а после революции церковь стала подчиняться Вологодскому краеведческому музею. В шестидесятых годах XX века была проведена масштабная реконструкция, затронувшая и церковь. Ей придали более парадный вид, восстановив в некоторой степени старинный декор, кокошники, открытую галерею. Церковь Рождества Христова является памятником культуры, в помещении находится музейная экспозиция.

Пятницкая башня Вологодского Кремля, известная также как Северо-Западная, находится в недостроенной с внутренней стороны западной стене. В свое время крепость имела так называемые «проезжие задние ворота», которые через время были заложены. Именно через эти ворота можно было попасть в Архиерейский двор с южной стороны. Через Пятницкую башню, когда она была проездной, можно было попасть с города на хозяйственный двор. В период с конца XVII по начало XX века между Пятницкой и Спасской башнями находилась Торговая площадь. Согласно данным за 1627 год здесь стояло одиннадцать торговых рядов. Точно известно, что в 1711 году их было уже двадцать два. Позже их количество увеличилось и они перестали помещаться в городе, поэтому их перенесли на берег реки Золотухи.

Пряничный домик является частью историко-архитектурного ансамбля XVI века в городе Вологда. Он находится на территории бывшего Вологодского Кремля. Памятник деревянного зодчества ? бревенчатый Пряничный домик выглядит изящным и кружевным на фоне каменных построек Архиерейского двора и Софийского собора в Вологде. Отделка крыльца и наличников окон украшена ажурной резьбой по дереву и это неслучайно. С давних времен город Вологда считается столицей русского кружева. Именно рисунок кружева стал прототипом дивных узоров в украшении Пряничного домика. Глядя на этот необычный дом у многих возникают ассоциации с песней про «резной палисад» в Вологде. И хотя резного палисада вокруг Пряничного домика нет, оформление крыльца очень напоминает его, как будто миниатюрная версия того самого палисада, воспетого Песнярами. Домик называют «пряничным» за нежный пастельный цвет его фасада, напоминающим многим цвет пряника. Сегодня в нем расположена администрация краеведческого музея.

Юго-Западная башня Вологодского Кремля – это одно из четырех угловых строений стен вокруг Архиерейского двора, сложного архитектурного ансамбля, который включает в себя культовые, гражданские и крепостные строения. Вологодский Кремль с конца XVI по начало XX служил резиденцией вологодских епископов и архиепископов. Юго-Западная башня практически все время использовалась в качестве каретника и сеновала. В настоящее время в этом отреставрированном строении, оснащенным современными техническими средствами, находятся выставочный, концертный и конференц-зал. Башня может вместить около 150 участников конференций и семинаров. Здесь постоянно находится одна из экспозиций Вологодского государственного музея-заповедника.

Кремлёвская площадь в Вологде:

Главная достопримечательность Вологды – кремль, расположенный на берегу реки. Ансамбль кремлевской площади включает в себя три храма, колокольню. Рядом с Кремлем расположена Соборная горка. Возводить кремль начал Иван Грозный, однако застраивалась площадь в течение нескольких столетий. Поэтому сооружения, которые расположены здесь, по архитектуре и стилю отличаются друг от друга. Изначально мостовая Кремлёвской площади была деревянная. В 1947 году к 800-летию города вместо старой мостовой на площади была уложена новая каменная. Были восстановлены оба бульвара, а в центре сделан газон. В 1957 году мостовая на площади была покрыта асфальтом. В середине 1970-х через площадь закрыто движение транспорта. В 1960-м году, к юбилейной выставке промышленности Вологодской области, рядом с церковью Александра Невского был построен стеклянный павильон «Машиностроение и транспорт» (стеклянный), который через несколько лет был разобран. В 2006 году была начата реконструкция площади, законченная в 2007 году. Площадь была выложена плиткой, а газон в центре, на котором росли ели, убран. Площадь стала пешеходной.

Музей кружева в Вологде. Идею губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва о создании музея кружева поддержало правительство, и в 2010 году музей кружева был открыт для посетителей. Площадь музея составляет 1500 м?. В каждой комнате представлены образцы художественного промысла Вологды и всего мира с конца XIX — начала XXI веков. Также в музее находятся авторские кружевные работы известных мастериц Вологды и образцы работ французских, бельгийских, немецких, австрийских и польских кружевных центров. Музей проводит экспозиционно-выставочную, просветительскую, фондовую и издательскую работу. Известные выставки: «Очарование европейского кружева», «Вологодское кружево – царское кружево», а также презентации ежегодных новых поступлений образцов работ из кружева. В 2011 году в музее проводился международный фестиваль кружева, в котором приняли участие мастерицы из 18 стран и 36 регионов России. В этом году была акция самого массового кружевоплетения, в которой 570 мастериц работали 2 часа подряд. Акцию занесли в Книгу рекордов России.

Вологодская областная картинная галерея организована в 1952 году в городе Вологда.Это единственная в Вологодской области картинная галерея. Первая экспозиция открылась для зрителей в 1954. История создания галереи самым тесным образом связана с деятельностью Северного кружка любителей изящных искусств, коллекция которого, состоящая из произведений ведущих русских живописцев и графиков конца XIX – начала XX века, была передана галерее из фондов областного краеведческого музея. Позже галерея пополнялась при участии центральных музеев страны: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского и Нижегородского художественных музеев; за счет закупок Министерства культуры СССР и РСФСР; при поддержке творческих союзов и коллекционеров. В коллекции галереи можно увидеть работы М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, А.Н. Бенуа, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана.

Храм святого благоверного князя Александра Невского находится на правом берегу реки Вологды, близ кафедрального Воскресенского собора, юго-восточнее Архиерейского дома. Храм удачно дополняет панораму соборов со стороны реки. Основание храма, по свидетельству одного старинного сказания, относится ко времени царя Иоанна Грозного, а именно к 1554 году. В этом году, по преданию, в Вологду из Вятской области была принесена икона святого Николая Чудотворца Великорецкого. По этому случаю в Вологде во имя этого Угодника был построен новый деревянный храм, в котором была установлена святая чудотворная икона, однако первоначально месторасположение Николаевской церкви было иным. Деревянная церковь Николая Чудотворца сгорела во время сильного пожара в 1698 году. Год построения каменного храма точно неизвестен. Судя по его архитектуре, можно предположить, что храм возведен во второй половине XVIII века. В 1869 году в связи с приездом в Вологду Царя-Освободителя Александра II храм был переосвящен в честь небесного покровителя императора — святого благоверного князя Александра Невского – после чего состоялась его масштабная реставрация. В 1924 году храм был закрыт. В 1941—1945 годах в его здании располагалась воинская часть. После войны — управление «Главкинопроката». Позднее, до 1993 года — лыжный прокатный пункт. В 1997 году здание было передано православной общине. Сегодня среди особо почитаемых икон храма — образ святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей, Тихвинский образ Божией Матери, образ преподобного Сисоя Великого, написанный на Афоне (подарок правнучки русских эмигрантов баронессы фон Шлипенбах из Англии). Храм открыт ежедневно с 8 часов.

Соборная горка — историческое место, возвышенность на правом берегу реки Вологда рядом с Софийским собором. Во времена Ивана Грозного именно это место было выбрано для строительства Вологодского кремля, а ученые в XIX веке высказывали предположение, что на Соборной горке Иван Грозный собирался строить каменный дворец и даже заложил под него фундамент. Дальше остальных пошел историк и филолог С. П. Шевырёв, считавший, что подвалы зданий на Соборной горке предназначались для знаменитой Либерии — легендарной библиотеки Ивана Грозного.Так это или нет, никто не знает, но достоверно известно, что в разное время на Соборной горке располагались каменные палаты для хранения пушечных запасов, кладовая и подвал, частные дома. В начале XVIII века здесь был построен деревянный летний Архиерейский двор – резиденция вологодских архиепископов и епископов, которая была административным и культурным центром Вологодской епархии. В настоящее время постройки архиерейского двора занимает Вологодский музей-заповедник. Сегодня Соборная горка благоустроена, здесь разбит сад, который является излюбленным местом отдыха вологодцев. В 2002 году на Соборной горке была построена часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.

Скульптура «Ника» – это один из объектов композиции, посвящённой поэту Константину Николаевичу Батюшкову, прожившего в Вологде почти 22 года. В лирической «высокой» поэзии Батюшкова чувствовался глубокий интерес к античности и тяги к тому времени, когда все в людях должно быть гармоничным – и тело, и его дух.Скульптура «Ника» — это своеобразный символ победы поэта над «миром зла», который помешал ему раскрыться в полной мере. Памятник изображает прекрасно сложенную женщину – богиню Победы, в одной руке которой свиток, а в другой щит. К сожалению, такого щита, отражающего нападки мира и обстоятельств, не оказалось у Батюшкова. Скульптура «Ника» находится в самом центре города Вологда, где любят гулять местные жители и гости города.

Скульптура «Муза» в Вологде расположена на Соборной горке, у церкви Александра Невского. Входит в композицию памятника К. Н. Батюшкову (1787 – 1855), открытого к 200-летию со дня рождения поэта в 1987 году. «Муза», установленная на гранитной тумбе, изображает простую вологодскую крестьянку со свирелью. Неподалеку расположены фигуры поэта, коня и богини войны Паллады. Этот памятник является самым известным в городе. К нему приезжают выпускники, молодожены, туристы, здесь проводятся различные городские праздники и мероприятия Дней славянской письменности и культуры. Автор композиции — вологодский скульптор В. Клыков. Местные жители верят, что если потереть большой палец на ноге Музы и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Смотрите так же:  Часовня одигитрия

Памятник поэту Батюшкову Константину Николаевичу — учителю Александра Сергеевича Пушкина, установлен в 1987 году на Кремлёвской площади у церкви Александра Невского. Он был открыт в честь двухсотлетия со дня рождения поэта в рамках празднования дней славянской письменности и культуры. Памятник изготовлен из бронзы скульптором В. Клыковым по проекту архитектора В. Снигерева. Он представляет собой фигуру поэта, перед которым, склоня голову, стоит огромный конь. Обе скульптуры находятся на достаточно высоком постаменте.

Памятник букве «О» находится в Вологде, в одном из городских скверов на Соборной горке напротив дома Шаламова. Он является символом специфического вологодского говора и призван увековечить самую любимую букву алфавита. Буква «О» тесно связана с Вологдой — почти во всех названиях брендов города встречается эта буква. Инициаторами этого памятника выступили студенты Вологодского института бизнеса. Памятник представляет собой прописную букву «О» высотой около 2.5 метров, стоящую на металлическом постаменте и украшенную витиеватым орнаментом.

Кремлёвский сад:

Часовня в честь Рождества Христова. Полное название этого храма: «Памятный Знак — часовня по увековечению 2000-летия Христианства и вступления России в третье тысячелетие». Место для него выбрали в историческом центре древнего русского города, на берегу реки Вологды. Строительство велось на пожертвования жителей города Вологды, предприятий и организаций, а также приходов храмов Вологодской епархии. Имена всех жертвователей сохранил памятный свиток, запечатанный в металлической капсуле, которую вложили в нишу бетонного саркофага перед часовней. Автор проекта – архитектор Г. И. Виноградов. Часовня освящена 7 июля 2002 года, в день Всех святых Преосвященнейшим Максимилианом, епископом Вологодским и Великоустюжским. Украшением строгого и скромного интерьера часовни стала большая (в полтора человеческих роста) мозаичная икона Пресвятой Богородицы «Владимирская». А сама часовня украсила собою и парк отдыха, и городской центр. Легкая, стремящаяся в высь, она словно бы повторяет контуры Софийского собора. Часовня открывается для посещения, когда в ней совершаются молебны. Расписание молебнов можно узнать в храме Покрова Пресвятой Богородицы «на Торгу».

Арт-объект «Кресло-рука» – это необычная двухметровая рука, выполненная в стиле топиарного искусства, специальной техники фигурной стрижки кустов и деревьев. Для того, чтобы скульптура просуществовала как можно дольше, ее природный материал со времен был заменен на искусственный. Администрация Вологды планировала, что «Кресло-рука» станет визитной карточкой города. Оригинальный предмет ландшафтного искусства находится на набережной реки Вологды на небольшом расстоянии от Софийского собора. Арт-объект многофункционален. В этом зелёном «кресле» можно не только посидеть, но и сделать здесь оригинальную фотосессию, поэтому сюда часто за памятными снимками приезжают молодожены.

Мост поцелуев появился в Вологде несколько лет назад, 7 июля — в официальный праздник этого прекрасного занятия. По случаю открытия на нем собралось несколько десятков пар, чтобы нехитрым способом поучаствовать в этом международном торжестве. Мост поцелуев находится в парке Вологодского вагоноремонтного завода. Каждое лето здесь организуется массовый флешмоб, когда прохожих заманивают на мост и предлагают отпраздновать международный день поцелуев, перецеловав всех на нем находящихся вне зависимости от пола и возраста. Этот праздник так полюбился горожанам, что каждое 7 июля они собираются у фонтана Одуванчик и с плакатами «Поцелуй меня» устраивают шествие к мосту. Доброй традицией стало посещение моста для молодоженов — новая семья вешает на ограждение моста замок со своими именами и кидает ключи в воду, как символ нерушимости брачного союза. Судя по сегодняшнему количеству замком на мосту демографическая ситуация в Вологде идет в гору!

Овсянниковский мост над Пятницкими прудами имеет интересную историю, связанную с семьей последнего русского императора Николая II. Согласно преданию, в 1907 году на мосту поднялся переполох: всем показалось, что в пруд упала девочка! Когда городовой примчался на место происшествия, оказалось, что ничего страшного не произошло, и в воду упала вовсе не маленькая девочка, а только ее кукла. А девочкой этой была сама Александра, дочь последнего российского императора Николая Второго. Примечательно, что девочка вместе с кормилицей была сослана в Вологду потому, что государыню, в жилах которой текла немецкая кровь, да еще и неспособную подарить супругу наследника, в народе не очень-то жаловали. Поэтому было принято решение поселить Александру в доме, расположенном близ этих замечательных прудов.

Пятницкий пруд – это небольшой водоем, который располагается в одном из крупнейших городских парков Вологды – парке ВРЗ. Во времена Ивана Грозного пруд служил частью рва защитной крепости. Пятницкий пруд был создан в качестве пожарного водоема. В настоящее время – это пруд, который входит в общую композицию парка. Несколько лет назад на Пятницком пруде в зимнее время устраивали бесплатный каток для всех горожан. В настоящее время около пруда располагается несколько беседок и лавочек. В теплое время года на водоеме часто можно видеть диких уток, гусей и лебедей. Около пруда находится небольшая аллея, на которой высажено шестнадцать пород различных деревьев. Это и лиственница, и тополь, и вяз, и береза, и сирень, и другие породы деревьев, которые встречаются практически в каждом российском городе. Недалеко от Пятницкого пруда располагаются аттракционы. Для самых маленьких посетителей здесь создан специальный детский городок.

Набережная вдоль реки Вологды:

Арт-объект «Дверь в…» на набережной реки Вологды появился 6 сентября 2019 года в рамках проходящего в Вологде с 4 по 7 сентября фестиваля «Голос ремесел». Большую кованую дверь установили на перекрестке улиц Ленинградской и Маяковского. Арт-объект украшен изображениями золотых рыбок, солнца, Вологодского Кремля с куполами. Необычный памятник установлен на основании в виде карты Вологды. Вся конструкция весом 1200 килограмм изготовлялась пятью вологодскими мастерами в течении полутора месяцев. Работу выполняли пять кузнецов – А. Скворцов, А. Попов, Р. Воробьев, А. Маршак и М. Шубин, им помогал сварщик П. Петров. Разные части двери они выполнили по-своему, каждый в своем стиле и манере работы. Главная цель этой работы – показать всем, на что способны вологодские кузнецы.

Скульптуру преподобного Герасима — основателя Вологды — открыли на набережной реки 28 июня. Памятник создан московским скульптором Олегом Уваровым. Фигура святого из бронзы и меди высотой в 1 метр 20 сантиметров располагается на перекрёстке улиц Маяковского и Бурмагиных, рядом с памятником 800-летию города. Памятник преподобному Герасиму воздвигли в этом месте не случайно. Это фактически то место, куда вышел Герасим. Скульптура установлена для того, чтобы жители и гости города знали, кто основал Вологду и принес сюда веру. Также в память об основателе Вологды в парке Мира строится часовня преподобного Герасима.

Памятник 800 летию Вологды располагается на набережной реки Вологды в самой древней части нашего города. Местность эта ранее носила название Ленивая площадка, на которой находилась церковь Воскресения Христова, упомянутая в летописи о чудесах Преподобного Герасима. Она просуществовавшая до 1930-х годов. В 1959 году на её месте был воздвигнут обелиск в честь 800-летия Вологды с барельефами, отображающими основные вехи истории города.Постамент и обелиск выполнены из отшлифованного северного гранита. На гранях основания выложены декоративные ниши-кокошники, в которых выставлены бронзовые барельефы. Северный барельеф изображает ситуацию из жизни древней Вологды: проходит торг на «Ленивой площадке» на фоне деревянной церкви Воскресения Христова. Барельеф на восточной грани изображает эпизод борьбы вологжан с польско-литовскими интервентами в 1605-1613 годах. На барельефе южной грани изображены сцены провозглашения советской власти в Вологде. В западной грани установлен бронзовый барельеф с надписью «В память 800-летия Вологды 1147 – 1947».В июле 1965 года после завершения космического полета космонавты П.И.Беляев и А.А.Леонов побывали в Вологде и посадили возле памятника 800-летию молодые дубки.

Квартал с деревянной архитектурой Вологды между улицами Маяковской и проспектом Победы :

Дом Засецких – самое старое деревянное строение, которое сохранилось в Вологде, классический пример городской дворянской архитектуры. Дом был построен в девяностые годы XVIII века в стиле классицизма. Здание являлось собственностью Засецких, которые были представителями старинного дворянского рода. В конце следующего столетия здание было перестроено. На рубеже веков дом был украшен резьбой. Фасад оформлен четырехколонным портиком, который поддерживает террасу. Фасад венчает треугольный фронтон, характерный для архитектуры Вологды. Интересно отметить, что до настоящего времени в интерьере дома сохранились двери из красного дерева.

Музей «Мир забытых вещей» находится на Ленинградской улице города Вологды. Он размещен в двухэтажном деревянном особняке середины XIX столетия. В экспозиции музея находится два раздела. На первом этаже представлена коллекция «Мир забытых вещей». Здесь гости смогут узнать быт и культуру горожан в дореволюционную эпоху. На втором этаже размещена выставка «История Вологодского портрета XVIII-XIX веков». На выставке можно увидеть написанные в XVIII-XIX веках портреты. Картины для выставки собирались со всех усадеб Вологодской губернии еще в начале XX столетия, и долгие годы хранились в разных музеях. Не редко в музее проходят литературные вечера и различные детские праздники.

Дом А. Ф. Орлова – это большой деревянный особняк, расположенный в исторической части Вологды. Он был возведен во второй половине XIХ века в стиле классицизма. В 1876 году особняком владел Александр Федорович Орлов. Был ли он первым хозяином этого дома или нет доподлинно неизвестно, но дом получил название по его фамилии. Дом А. Ф. Орлова представляет собой большое прямоугольное в плане деревянное двухэтажное здание с полуподвалом и мезонином в три окна. Его фасад прост и строг. Главными его украшениями являются деревянные сандрики над окнами второго этажа и междуэтажный пояс с ромбами. Мезонин, увенчанный треугольным фронтоном с полуциркульным окном, разрывает линию карниза. Углы основного объема здания и мезонина подчеркнуты лопатками. Сейчас в доме А. Ф. Орлова располагается вологодский Дом актера. В историческом здании регулярно ставятся спектакли, литературные и музыкальные постановки.

Дом на Маяковской – яркий представитель деревянного зодчества, который находится в городе Вологда. Вологда обладает богатым наследием русской городской деревянной архитектуры. В настоящее время в городе насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников, многие из которых хорошо сохранились до наших дней. Дом на улице Маяковского 9 построен на рубеже XIX-XX веков. Когда-то он стоял в Заречье, а на правый берег реки Вологда был перенесен в 1970-х годах в неосуществленной программе создания музея городского деревянного зодчества. Динамичная сложная композиция дома с угловыми ризалитами, разорванным карнизом, разностильными окнами, балюстрадами на крыше, а также резной декор наличников, фриза и карниза традиционно привлекают взгляды гостей города.

Дом Якубовой – это один из самых старых из сохранившихся деревянных домов Вологды, расположенный на территории Верхнего посада. Он был возведен в 1852 году в стиле позднего классицизма. Имя первого владельца дома осталось невыясненным. Дом получил свое название по имени последнего дореволюционного хозяина – некой гражданки Якубовой. После революции в особняке размещались различные учреждения, затем детская художественная школа, а с 2011 года в нем располагается Центр народных промыслов «Резной палисад». Дом Якубовой представляет собой строгое приземистое одноэтажное деревянное здание с антресольным «полуэтажом». На первом этаже жили господа, а в антресоли – прислуга. К основному объему здания примыкает пристройка, завершенная большим треугольным фронтоном с полуциркульным окошком. Фасады дома оформлены строго и просто. Над входным крыльцом расположен небольшой открытый балкончик.

Церковь Варлаама Хутынского в городе Вологда была построена в 1780 году и освящена в честь знатного новгородца, основавшего в XII веке монастырь, вблизи своего города — игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря Варлаама Хутынского. Построена в стиле раннего классицизма — колонны входной полуротонды и яруса звона колокольни, необычные по форме и декору главы придают церкви Варлаама Хуторского очень изящный облик. Архитектором церкви, судя по оригинальности строения, по видимому, был столичный, петербургский, мастер. Кроме небольшой пристройки и других мелких переделок, по всей вероятности, внешне храм Варлаама Хутынского сохранился в том же виде, каким он был в 1780 году, но не его внутреннее убранство, которое все же менялось с течением времени.

Церковь Ильи Пророка является памятником конца 17 века. До этого времени деревянная и так называемая «холодная» церковь Ильи Пророка входила в комплекс мужского Ильинского монастыря и практически единственная уцелела после пожара во время польско-литовского нашествия на эти земли. Отстроили церковь в камне как раз в конце 17 века. Монастырь просуществовал до 1738 года, после чего его закрыли, а церковь в честь Ильи Пророка стала приходской. Церковь выглядит очень по-русски — одноэтажная, небольшая, простой кубической формы с трогательным куполом. Внутреннее убранство также не отличается роскошью. Но именно строгость и скупость оформления придают храму очарование, здесь чувствуется сокровенное ощущение цельности и целомудрия.

Дом Воробьева – это красивый двухэтажный деревянный особняк, расположенный в исторической части Вологды. Он был возведен в 1910 году в стиле модерн. На протяжении всей своей истории здание всегда оставалось частным жилым домом. Удивительно, но то прекрасное состояние дома, которое мы видим сегодня, является заслугой не реставраторов (дом ни разу не реставрировался), а его жильцов, поддерживающих историческое здание в отличном состоянии. Дом Воробьева является прекрасным образцом провинциального модерна. Его главный фасад содержит два одинаковых балкона – на первом и втором этажах, решетки которых стилизованы под лиры. Главным украшением фасада является резной подкарнизный фриз, своим видом напоминающий тонкое вологодское кружево. Таким же «кружевом» оформлен подзор балкона второго этажа. Этот прекрасный дом можно увидеть в фильме Николая Досталя «Мелкий бес», снятом по роману Федора Сологуба.

Торговая площадь находится в центре Вологды, изначально называлась Казанской. Пересекается с проспектом Победы, улицей Сергея Орлова. На ней расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, и Храм Покрова На Торгу, а так же множество продуктовых и сувенирных лавок. Свое нынешнее название получила в 1925 году. На площади проходят различные праздничные шествия, и другие мероприятия.

Интереснейшим православным храмом в Вологде является Церковь Покрова? Богородицы на Торгу?. Она считается памятником архитектуры регионального значения. Храм был построен в XVIII веке, на месте домовой церкви Иоакима и Анны, которую возвели во времена посещения Вологды Иваном Грозным. Первое его пребывание здесь значится 1545 годом. В 1549 году в честь рождения его дочери закладывается храм, который именуют «Иоакима и Анны». В 1679 году в церкви случился пожар. После ее восстановления, главный престол посвятили памяти Покрова Пресвятой Богородицы. Просуществовала она в таком виде до 1780-х годов. Потом было получено разрешение на строительство каменного храма, и деревянная церковь была перемещена без прекращения службы. После постройки нового храма, она была разобрана на дрова. Основная часть церкви является бесстолпным кубом, на вершине которого расположена двухъярусная глава. С восточной стороны к храму примыкает пятигранная аспида, а с западной — трапезная. Шатровая колокольня расположена над притвором. Позже было пристроено крыльцо, исполненное в псевдорусском стиле. В церкви имеется большое количество древних икон, некоторые из них считаются чудотворными.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери на Торгу — православный храм в городе Вологде,является памятником архитектуры федерального значения. Церковь была заложена царем Иваном Грозным в честь начала строительства Вологодского кремля. Существующее каменное здание церкви было возведено в более позднее время. Здание церкви казанской иконы Божьей Матери на Торгу построили в духе традиционного зодчества в 1760 году: кирпичный одноглавый бесстолпный четверик с трапезной и шатровой колокольней. Также, к церкви имелись пределы Андрея Первозванного, апостолов Иасона и Сосипатра и Адриана Пошехонского. С 1820 была церковь была приписана к церкви Покрова на Торгу, служила зимним храмом прихода. В 1929 церковь закрыли, она обветшала, венцы церкви сломались. Некоторое время была занята архивом. Церковь Казанской иконы Божьей Матери на Торгу?возвратили верующим в 1992, в данное время она ремонтируется. Для регулярных богослужений не используется.

Водонапорная башня в Вологде находится неподалеку от Октябрьского моста. За счет своего изящного и опрятного внешнего вида башня неизменно привлекает внимание туристов и является одной из достопримечательностей города.
Интересно, что это самая первая водонапорная башня, которая была построена в Вологде в 1898 году. Отметим, что в 1899 году в эксплуатацию был введен водопровод, а в прежние времена местные жители набирали воду из нескольких колодцев или попросту из реки, при этом одноименная речка уже в XIX веке считалась весьма загрязненной. Башня очень изящна и устремлена ввысь, в ее внешнем декоре присутствуют два цвета, светло-коричневый и белый, которые создают очень гармоничное сочетание.

Related Post

Храм чем отличается от часовни

Что такое часовня и чем она отличается от храма? Часовня и храм — чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие

Часовня во имя святителя николая чудотворца в новосибирске

Часовня во имя Святителя Николая, Чудотворца г. Новосибирск, Красный проспект На главном проспекте нашего города Новосибирска радостно видеть восставшую из руин часовню во имя Святителя Николая, Чудотворца. Часовня была построена

Часовня в дзержинске

«Как господь на душу положит» Дзержинские чиновники строят культовое сооружение, не считаясь с мнением горожан Равноценных мест в городе предостаточно Михаил Сеславинский, присутствовавший на церемонии закладки культового сооружения, рассказал, что