Все церкви минского шоссе

Можайское благочиние

ПОДВОРЬЕ ЛУЖЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Храм-памятник в честь Покрова Пресвятой Богородицы у деревни Ельни

Дорога снова всем ветрам открыта,
И перед нами в утренней росе
Солдатские фигуры из гранита.
Как много их по Минскому шоссе…

Константин Ваншенкин

И на больших автомагистралях, и на малых дорогах к западу от Москвы стоит не один десяток памятников, посвященных подвигу солдат, защищавших подступы к столице страшной осенью 1941 года.

На 125-м километре Минского шоссе, у деревни Ельни, недавно появился особенный памятник – храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Его голубой, усыпанный золотыми звездочками купол обязательно привлечет к себе взгляд путешественника. И если путешественник, остановившись, подойдет к храму, то неожиданно для себя увидит рядом с ним черную амбразуру железобетонного дота и несколько могильных холмов. Памятная доска у дота объяснит, что он являлся укреплением Можайской линии обороны, а из надписей на могильных плитах станет понятно, что это братские могилы красноармейцев, останки которых были найдены совсем недавно.

Когда, почтив память павших, путешественник повернется, чтобы уйти, он увидит широкую полосу асфальта, насквозь пронзившую лес и спускающуюся вниз, к речке Еленке, а затем резко поднимающуюся вверх и уходящую на запад, за линию горизонта.

В вечерних сумерках 12 октября 1941 года именно оттуда появились первые фашистские танки 10-й танковой дивизии и моторизованная пехота дивизии СС «Райх». Это были отборные части вермахта. До Москвы по Минскому шоссе им оставалось всего несколько часов. Однако ход времени с этого места на Можайском боевом участке стал исчисляться для фашистов не часами, а сутками. Имеющий многократное численное превосходство противник встретил здесь ожесточенное сопротивление 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии под командованием полковника Виктора Ивановича Полосухина с приданными ей частями и был задержан на шесть суток. Это произошло тогда, когда каждый день, каждый час имел для обороны Москвы огромное значение. 14 октября из столицы началась эвакуация партийных и правительственных учреждений, дипломатического корпуса, крупных оборонных заводов, научных и культурных учреждений. Двумя днями ранее Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве оборонительной линии в непосредственной близости от Москвы. Что же помогло продержаться шесть суток? Или Кто помог? Не умаляя личного подвига каждого бойца в отдельности, дерзнем предположить, что многие из тогдашних членов ВКП(б) и ВЛКСМ вопреки господствующей в стране идеологии обращали свои помыслы к Богу.

14 октября 1941 года митрополит Сергий обратился к чадам Русской Православной Церкви с посланием «Посодействуем нашим доблестным защитникам!»: «Вторгшийся в наши пределы коварный и жестокий враг, по-видимому, напрягает все свои силы. Огнем и мечом проходит он нашу землю, грабя и разрушая наши села, наши города. Но не в первый раз русский народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать и огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог земли Русской!», как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный русским воинством. Господь даст, придется повторить этот возглас и теперешнему нашему врагу. Над нами покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли. За нас молитвы всего светозарного сонма святых, в земле нашей воссиявших. С Божиею помощию и в эту годину испытаний наш народ сумеет по-прежнему постоять за себя и рано или поздно, но прогонит прочь наседающего чуженина. Такая надежда как железная броня да оградит нас от всякого малодушия перед нашествием врага. Каждый на своей страже, на своем посту будем бодро стоять, содействуя обороне отечества нашего и ревниво храня драгоценные заветы нашей святой православной веры. Да не потерпят наши московские святыни того, что случилось со святынями других городов, захваченных немецкими ордами.

На тех же, кто, не щадя своей жизни, подвизается на защиту Святой Церкви и родины и на всех, кто своими молитвами, сочувствием, трудами и пожертвованиями содействует нашим доблестным защитникам, да пребудет благословение Господне…» И место у деревни Ельни близ Можайска, где шли ожесточенные бои, и время, в которое они совершались, вряд ли были следствием простого совпадения ряда случайностей.

В деревне Ельне в то время еще существовал построенный в 1730 году и разрушенный в 1960-х годах храм в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение». Икона «Знамение», представляющая собой поясное изображение Божией Матери с поднятыми в молении руками и Богомладенцем на чреслах, прославилась в XII веке в Великом Новгороде. В молитвах, издревле возносимых на Руси перед иконой «Знамение», Божия Матерь прославлялась как «необоримая стена», как низложительница «сопротивных ополчений». Кроме того, небесным покровителем Можайска, города, именем которого был назван оборонительный рубеж на дальних подступах к Москве, издавна считается святитель Николай Мирликийский. «Победы тезоименитый» святой явился некогда с мечом в правой руке и изображением храма за крепостной стеной в левой в небе над осажденным неприятелем «градом Можаем» и спас город от разорения.

Накал боев на участке обороны в районе Ельни, в 15 километрах западнее Можайска, достиг наивысшей точки 14 октября, в день, когда Русская Православная Церковь совершает празднование Покрова Пресвятой Богородицы. Примечательно, что в русских летописях находится упоминание о событии шестивековой давности, также произошедшем в праздник Покрова. В этот самый день в 1341 году у стен можайской крепости встало идущее с запада на Москву войско великого князя литовского Ольгерда, который «и волости, и села плени, и посад позже; и под градом стоя, но града не взем, возвратишася восвояси». Вполне вероятно, что именно тогда и случилось чудо явления святителя Николая. Позднее в память этого события на городских воротах была помещена вырезанная из дерева икона святителя. Резной образ «Николы Можайского», как защитника русских земель от нашествия иноплеменных, стал одной из самых почитаемых святынь не только для можайцев, но и для всего русского народа.

В день памяти другого защитника земли Русской и особо почитаемого святого – благоверного князя Александра Невского 6 декабря 1941 года также произошло судьбоносное для страны событие. Как сообщала сводка Совинформбюро, «войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление», завершившееся зимой 1942 года разгромом немецко-фашистских захватчиков под Москвой. И как же не вспомнить здесь победу над немецкими рыцарями, одержанную Александром Невским в 1242 году на Чудском озере!

На этом исторические параллели не заканчиваются. В центре 40-километровой линии обороны, которую занимала дивизия Полосухина, находилось легендарное Бородинское поле, место подвига чудо-богатырей, русских воинов под командованием М. И. Кутузова. Прибыв в Бородино, воины-полосухинцы поклялись не посрамить славы доблестных предков и, так же как они в далеком 1812-м стояли насмерть, закрывая грудью Москву. Наступление противника на Минском шоссе, в районе Ельни, сдерживал 17-й стрелковый полк под командованием майора Евдокима Васильевича Бородинова. Здесь же боевое крещение получил батальон курсантов Московского окружного военно-политического училища им. В. И. Ленина под командованием майора Михаила Тимофеевича Малыгина. Поразительную оценку мужеству красноармейцев, проявленному в боях на Минском шоссе, можно найти в воспоминаниях самого противника – немецкого офицера: «Они были стойкими. У них не было паники. Они стояли и дрались. Они наносили удары и принимали их. Это была ужасная битва… Кровавые потери дивизии СС «Райх» были столь кошмарно велики, что ее третий пехотный полк пришлось расформировать и остатки поделить между полками «Германия» и «Фюрер». Командир дивизии тяжело ранен…»

Немыми свидетелями событий октября 1941 года в районе Ельни многие десятилетия оставались лишь долговременные огневые точки – доты. Один из них называют дотом Харинцева. Именно артиллерийский расчет младшего сержанта Ивана Харинцева в первом же бою 12 октября уничтожил три фашистских танка. Затем в течение еще двух дней боевые машины неприятеля пытались, но так и не смогли миновать рубеж линии обороны у Ельни. С 15 октября фашисты вынуждены были искать обходные пути и еще три дня пробиваться к Можайску. 18 октября части Красной армии оставили Можайск, с 20 октября Москва была объявлена на осадном положении. А еще через неделю фашисты были остановлены на западном направлении, в районе Кубинки, на 72-м километре Минского шоссе.

По окончании Великой Отечественной войны ветераны 17-го стрелкового полка мечтали установить памятник своим погибшим товарищам именно в окрестностях Ельни, на месте их первого столкновения с немецко-фашистскими захватчиками. Планы эти не осуществились, и все же… Миновало 60 лет после битвы за Москву, и на бывшем рубеже обороны начали строить храм. Так случилось, что его решено было сооружать не на том месте, где прежде стояла Знаменская церковь, посреди разросшегося деревенского кладбища, а в непосредственной близости от дороги, именно там, где и ветеранам хотелось бы видеть памятник. А вокруг храма – поначалу спонтанно – стал формироваться воинский мемориал. И в том, что храм основан непосредственно на месте боевых действий, и в истории его создания также просматриваются удивительные параллели с прошлым.

Деревня Ельня располагается на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. В 1820 году на месте наиболее кровопролитных схваток русских войск с армией Наполеона – на Багратионовых флешах – стараниями вдовы убитого в Бородинской битве генерала А. А. Тучкова Маргаритой Михайловной Тучковой была сооружена церковь во имя Спаса Нерукотворного. Эта небольшая по размеру церковь стала первым памятником на поле грандиозной битвы и первым храмом Спасо-Бородинского женского монастыря. По благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) ежедневное молитвенное поминовение воинов, за веру, царя и отечество живот свой положивших, в Спасской церкви, а затем и в устроенной М. М. Тучковой обители с 1827 по 1873 год совершали монахи Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря.

Покровская церковь в Ельне также сооружена по инициативе женщины-подвижницы Тамары Викторовны Чижиковой, профессора Московского государственного университета прикладной биологии. А место для строительства нового храма по ее просьбе было выбрано в октябре 2002 года настоятелем Можайского Лужецкого монастыря игуменом Борисом (Петрухиным). Проект храма-памятника разработали в архитектурной мастерской Свято-Данилова монастыря под руководством Д. С. Соколова.

Церковь была построена в 2004 году. Сейчас в ней ведутся отделочные работы. Иконостас предполагается выполнить в технике мозаики, и уже готовы образы «Николы Можайского», благоверного князя Александра Невского и великомученика Георгия Победоносца. Автор мозаичных икон – молодая художница Ольга Дрёмина. Ее предки, князья Вадбольские, были участниками Бородинской битвы, а дед, народный художник России Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский, 18-летним юношей уже 23 июня 1941 года ушел добровольцем на фронт и боевое крещение получил под Москвой.

В Покровском храме затеплился огонек молитвы. Молебны, панихиды и другие требы здесь, так же как некогда и в Спасском храме на Бородинском поле, совершаются монахами Лужецкого монастыря. В 2007 году указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, Покровский храм стал подворьем Можайского Лужецкого Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря и настоятелем храма был назначен настоятель монастыря игумен Мефодий (Соколов).

Строительство храма совпало по времени с обследованием района боевых действий у Ельни, которое начал проводить Бородинский музей. Поисковые работы по заданию музея вел отряд «Рубеж» (руководитель – А. Ю. Кузнецов) Можайского районного отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». С 2005 года у деревни Ельня и у соседней деревни Рогачево были обнаружены останки более 40 бойцов, погибших здесь. Большой удачей у поисковиков считается обнаружение при останках солдатских медальонов. Но еще большая удача, если записку из медальона можно прочитать, ведь в этом случае боец, останки которого найдены, перестает быть без вести пропавшим. Так, из небытия вернулись:

  • Махнач Иван Иванович, 1919 года рождения;
  • Жернаков Иван Алексеевич, 1918 года рождения;
  • Карташев Никита Григорьевич, 1920 года рождения;
  • Тувтин Николай Павлович, 1907 года рождения;
  • Гончаров Александр Константинович, 1913 года рождения;
  • Петрищев Егор Васильевич, 1907 года рождения;
  • Бутин Василий Ильич, 1913 года рождения;
  • Борисов Тимофей Анемподистович, 1915 года рождения;
  • Лобачёв Александр Пантелеевич, 1918 года рождения;
  • Целовальников Николай Николаевич, 1924 года рождения.

Останки Ивана Ивановича Махнача были подняты первыми в мае 2005 года. Судя по информации из его медальона, он был уроженцем Минской области Узденского района Прысынковского сельсовета деревни Заболотье. Очень скоро с помощью телефонных переговоров с Белоруссией и благодаря отзывчивости людей на другом конце провода, нашлась указанная в записке деревня. Среди многих ее жителей, также носящих фамилию Махнач, была и дочь героя. Ада Ивановна родилась в 1940 году. Первая встреча отца, солдата срочной службы, с новорожденной дочерью должна была состояться после его скорой демобилизации. Но наступил 1941 год. Демобилизацию отсрочили. С отцом Ада Ивановна встретилась, будучи уже втрое старше его, без вести пропавшего в октябре 1941-го. С фотографии, которую она привезла на перезахоронение его останков, смотрит молодой танкист. Значит, под Ельней И. И. Махнач воевал в составе 18-й или 19-й танковой бригады. Исходя из этого, можно предположить, что он участвовал в боях с первых же дней Великой Отечественной и пережил все тяготы этого времени. Вместе с войсками отступал, все более удаляясь и от своего родного дома, терял боевых товарищей, выходил из окружения и вновь оказывался на передовой. В год 60-летия Великой Победы танкист Иван Махнач наконец вернулся с войны.

История самого молодого из бойцов, останки которых были найдены у Ельни, заинтересовала и поисковиков, и сотрудников музея. Поначалу предположили, что 17-летний Коля Целовальников из Тюмени приписал себе недостающий год и, обманув таким образом военкомат, попал на фронт. Но впоследствии выяснилось, что он тайком пробрался в проходящий военный эшелон и с дивизией В. И. Полосухина, которая в начале осени передислоцировалась с Дальнего Востока на Западный фронт, и прибыл под Москву. В дивизии он был поставлен на довольствие. Об этом свидетельствует то, что при останках, кроме медальона, найдены каска, остатки шинели, штык-нож и комплект боеприпасов. Родители узнали о побеге младшего сына от его товарищей. Коля не прислал им ни одного письма. Может быть, он хотел сначала убить хотя бы одного фашиста, а уже потом написать домой. Видимо, первый бой оказался для него и последним. И вот спустя 65 лет в руках таких же молодых ребят, каким осенью 1941-го был Коля, оказалась записка из его «смертного» медальона. Конечно, уже нет в живых его родителей, так и не узнавших о судьбе их сына. Умерли и оба старших брата. Но в Тюмени нашлась внучатая племянница. Она и прояснила то, что вызвало недоумение поисковиков в отношении Николая Николаевича Целовальникова, 1924 года рождения.

Со времени Великой Отечественной войны на старом деревенском кладбище, у разрушенного Знаменского храма, в Ельне существовала братская могила. За ней ухаживали местные жители и сотрудники администрации Ямского сельского округа.

Смотрите так же:  Церковь во власьево

Начиная с 2005 года торжественное перезахоронение вновь найденных останков красноармейцев происходит в каждую годовщину боев в районе Ельни, у нового Покровского храма. Их отпевание совершается в стенах Спасо-Бородинского монастыря в церкви Спаса Нерукотворного. Затем траурный кортеж с поля, политого кровью русских солдат в 1812 году, отправляется к месту подвига их потомков, так же как и их доблестные предки сдержавших клятву верности и умерших под Москвой.

Командовавший в 1941 году Западным фронтом Георгий Константинович Жуков на вопрос, что больше всего запомнилось ему из минувшей войны, всегда отвечал: битва за Москву. «Я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины… мы все в неоплатном долгу перед ними», – писал он в своих воспоминаниях. Долг этот и в самом деле неоплатный. Сколько бы ни прошло лет после войны, ставшей для нашего отечества Великой, каждое новое поколение будет помнить о нем. Памятью об этом долге можно назвать тот труд, который по велению сердца прилагают теперь уже сотни людей, старающихся сделать долину речки Еленки не просто памятным, но и мемориальным местом.

Путешественник, остановившийся здесь, продолжит свой путь. И независимо от того, куда он направляется – к Москве или от нее, все новые и новые бронзовые и гранитные фигуры солдат и слева и справа от Минского шоссе будут возникать перед его взором.

Нас ждут дела.
Мы проезжаем мимо,
И вот они скрываются из глаз.
Но в нас, живых, живут они незримо,
Как в них, гранитных, есть частица нас.

Этими словами закончил свое стихотворение поэт Константин Ваншенкин, участник Великой Отечественной войны.

Одной из примет возвращения нашего народа к своим духовным корням стало появление храмов на местах боев Великой Отечественной войны. И церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ельне – из их числа. Вечный огонь у мемориалов воинской славы горит для того, чтобы не оскудевала память о павших у живых. Но трепетный огонек свечей, зажигаемых в память о павших воинах, и молитва, возносимая о них в горние обители, необходимы и нам, живым, и им, положившим по заповеди Спасителя «души свои за други своя»…

Елена Семенищева

В подмосковном парке «Патриот» построят главный храм Вооруженный сил России

Величественный храмовый комплекс станет и символом победы жизни над смертью и величия духа русских воинов. В СМИ также появилась информация о том, что главный духовный центр российских военных может стать третьим по высоте православным храмом в мире.

Сегодня в прессе появились и новые подробности проекта храма. Он будет выполнен в новых архитектурных традициях с использованием большого количества стекла и металла, что, в общей сложности, будет напоминать воинские доспехи. Примечательно, что в декоре храма будут представлены все направления русских промыслов, такие как гжель, палех, каслинское литье и тд.

Хочу отметить, что строительство главного военного храма общими услиями при правильном подходе может дать стимул и к восствнолению локальных духвных центров, связанных с героями России. Ведь во многих регионах России существуют нуждающиеся в помощи храмы, которые либо были построены знаменитымси военными деятелями, либо являлись центром их духовной жизни.

Ниже я хочу предложить вам небольшую подборку известных старинных храмов, связанных с именами известных военных деятелей Российской Империи. Какими объектами в ваших регионах вы могли бы ее дополнить? И понравилась ли вам идея архитектурного проекта главного храма Вооруженных сил РФ?

Казанская церковь в усадьбе Ярополец Чернышевых, Московская область. Построена русским генералом-фельдмаршалом Захаром Григорьевичем Чернышевым, который получил наибольшую известность благодаря героизму, проявленному в ходе Семилетней войны.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Чижово, Смоленская область. Была тесно связана с родом и усадьбой Потемкиных. Построена в год смерти легендарного генерала-фельдмаршала Григория Александровича Потемкина, создателя Черноморского фоенного флота.


Фото: Николай Смолянкин, Википедия

Церковь Рождества Христова в бывшей усадьба Старая Ольшанка, Тамбовская область. Церковь находится на территории бывшей усадьбы выдающегося военного деятеля, героя войны 1812 года, Алексея Васильевича Воейкова. Его ввнутом является великий русский художни к Василий Поленов, который часто гостил в имении своих дедушки и бабушки и написал здесь несколько известных картин.


Фото: instar09 для Соборы ру

Вы просматриваете записи с тэгом Минское шоссе

На авто до Бреста: продолжение…

До Ружан добрались без приключений, в одном месте, правда, навигатор сошел с ума и предлагал ехать куда-то в поле, хотя дорога была прямая и хорошая. С ним такое порой случается, так что я на это особо не обращал внимания. Погода была солнечная и теплая, в машине приятная музыка…и все дрыхнут…хорошо доехали.

Ружаны, Брестская область

Вояж по замкам Белоруссии: Новогрудок, Лида, Гродно

После Мира мы двинулись в Новогрудок смотреть то, что осталось от тамошнего замка. А осталось, надо сказать не так уж и много, одна стена.

Руины Новогрудского замка (дата постройки середина XIII века)

Вояж по замкам Белоруссии или на авто до Бреста

Даты: 7-11 марта.
Маршрут был таков: Москва-Несвиж-Мир-Новогрудок-Лида-Гродно-Ружаны-Брест-Пинск-Бобруйск-Москва.
Пройдено в районе 2500 км.
Денег на бензин ушло 3800, правда выезжали мы с полным баком, так что прибавляем еще 1600, итого 5400.

Выезд из Москвы состоялся 7-го марта вечером. Мы проявили чудеса собранности и выехали всего на полчаса позже, чем планировали. Ехали от Кунцевской, по Можайке, далее по М1 до поворота на Несвиж.
В пробку встали еще на Можайке и протолкались до поворота на Одинцово, дальше ехали спокойно по довольно пустой дороге.

Дорога радовала несказанно…небо чистое, машин мало, красота…

Стены и фундаменты Средневековья – путешествие в Можайск

Осмотр Можайска начинаем с исторического центра – кремлевских валов (сам Кремль не сохранился). На вершине холма возвышается необыкновенно красивый Новоникольский собор в псевдоготическом стиле (1779-1814).

Крутые берега Москвы-реки, миниатюрные церкви и дом-замок — путешествие по усадьбам Рузского района

Путешествие начинается от ст. Тучково Рузского района Московской обл. Подобрав подруг, приехавших на электричке, отправляемся, теперь уже все вместе и на автомобиле, в усадьбу Любвино, находящуюся на восточной окраине поселка Тучково.

«Пизанская» колокольня и усадебный дом Повалишиных в Васильевском

Деревня Васильевское (Гагаринский район Смоленской обл.), расположившаяся, как и Баскаково, на берегу реки Сежи, известна с XVII-XVIII вв. Это было еще одно имение семейства Плохово. Уже при прапорщике Н. В. Плохово в Васильевском существовали деревянный господский дом и церковь Благовещения, от которой до наших дней сохранилась только кладбищенская колокольня, вполне способная претендовать на звание «Пизанской башни Смоленщины».

Читать полностью эту запись »

Церковь с короной на кресте

На правом берегу реки Сеж лежит село Баскаково (Гагаринский район Смоленской области), известное с XVI века, когда оно принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. В 1701 году в селе была построена деревянная церковь, а в 1760 году уже из кирпича воздвигли пятиглавую церковь, которая является оригинальным памятником барокко, дошедшим до наших дней.

Деревня Потапово (ныне Гагаринский район Смоленской обл.) была родовым владением дворян Плохово. Точная дата основания Потапова неизвестна, первые сведения об этом месте относятся к середине XVIII в. – периоду постройки каменной церкви Николая чудотворца.

Смоленские хроники. Ода стене и русскому двору

Наше путешествие в Смоленск началось с посещения старинного дома в деревне Жуково под Смоленском. Дом сейчас — дворец культуры, а раньше был как-то связан с революционером Каховским, вот только как — не помню. Окрашен в насыщенный синий цвет в сочетании с белым, поэтому очень фотогеничен. Был зафоткан со всех сторон.

Далее мы поехали в Смоленск. Как всегда, окраины провинциальных городов, даже областных, производят тягостное впечатление. Еще и с погодой нам не повезло: было уныло, серо и холодно.


Читать полностью эту запись »

Гжатские усадьбы Пречистое Голицыных-Муромцевых и Самуйлово Голицыных

Перенесемся в середину XIX века в Гжатский уезд Смоленской губернии. Почти весь он в то время принадлежит Голицыным.

Голицыны владеют двумя крупными усадьбами: Самуйловом и Пречистым.


Пречистое (слева) и Самуйлово (справа)

Любаново основано в конце XVII в. К. И. Чарторыжским и принадлежало его наследникам. В середине XIX века имением владел В. П. Апухтин, а после него с 1881 г. Владимир Карлович фон Шлиппе (род. 1834), сын известного химика-изобретателя. Усадебный дом был построен в 1910-х годах его сыном Карлом фон Шлиппе (род. 1871).
В парке, спускающемся к реке, сохранился симпатичный грот (1900-е гг.).

В 1751 году село Спас-Косицы вместе со всей Вышгородской волостью Верейского уезда было пожаловано графу Александру Ивановичу Шувалову (1710-1771). С именем нового владельца связаны основание в селе усадьбы и постройка сохранившейся до нашего времени каменной церкви во имя Преображения Господня (1761 год).
Читать полностью эту запись »

Вышгород. Церковь успения пресвятой богородицы в Набережной слободе

Вышгород — бывший город, а ныне село на Протве ниже Вереи. Первое упоминание относится к 1352 г. Город занимал мыс левого берега реки. Протва делает петлю, в которой он и располагается, окруженный водой с трех сторон. Крепость площадью 1,5 га имела овальную в плане форму и была обнесена валом с деревянными стенами, шедшими вдоль высокого обрывистого берега реки.
Читать полностью эту запись »

Дуброво. Храм святого великомученика Димитрия Солунского

Первое упоминание о Димитриевской церкви связано с именем Святого благоверного князя Димитрия Донского.
По преданию он построил здесь храм в ХIV в. в честь своего небесного покровителя после победы на Куликовом поле.
Первый каменный храм был построен в 1780 г. владельцем села графом А. И. Шуваловым. В 1896 г. на средства двух священников братьев Пшеничниковых на месте обветшавшего храма была построена новая каменная церковь.
В тридцатых годах прошлого века церковь была закрыта. Ее здание разрушалось и расхищалось.
Сейчас храм восстановлен, действующий.

Читать полностью эту запись »

Если вы слышали о генерале Дорохове…

… то вам непременно нужно побывать в Верее.

Названием города является славянское слово, означающее «столбы, на которые навешиваются полотенца ворот», «косяк, столб у двери и у ворот». По своему расположению город вполне соответствовал такому названию, будучи как бы западными «воротами» Московского княжества. Впервые город упоминается в 1371 году.
Да, Верея — город старинный, впитавший в себя, конечно, всю подмосковную историю. Читать полностью эту запись »

Кубинка: история танка

Посещение танкового музея в Кубинке — это экскурс в историю танкостроения, историю Красной армии, мировую историю ХХ века.

Первые советские попытки разработать танк были предприняты в 1914-1915 гг. инженером Николаем Лебеденко. Он построил самую крупную бронированную сухопутную боевую машину. О том, какая участь постигла его изобретение, мы узнали, посетив музей истории танка Т-34, что в деревне Шолохово, близ города Лобня, и уже писали об этом вот тут.

Памятник истории областного значения

Официальное название: «Мемориальный комплекс в честь односельчан, погибших в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Находится в селе Никольское Гагаринского района Смоленской области.

Поездка в Гагарин. Вязьма, Пречистое

Долго же пришлось ждать вдохновения для описания этой поездки, слишком уж все безрадостно в российской глубинке. Куда в еще морозный мартовский день отправилась моя машинка «за пропиской». И слишком мало что в это время года могло порадовать взгляд. За окном серость и остатки снега. Смоленская губерния.

Нет худа без добра, и, не успев получить номера для «бибики» за один день, нам пришлось познакомиться с городом Вязьма. Пока ожидавшая номеров машинка была нетранспортабельна, мы отправились осматривать местные достопримечательности пешком. Оказывается, кроме ж/д вокзала и паровоза-памятника, которыми ранее и ограничивалось мое знакомство с городом, там еще есть на что посмотреть.

Наше увлечение можно определить как автотуризм. Поездка в путешествие на авто делает экскурсии комфотными и неутомительными. Иногда автотур затягивается на несколько дней, иногда это поездка одного выходного дня. Цель сайта — помочь всем желающим в составлении автомобильных маршрутов.
Отправной точкой наших автопутешествий чаще всего является Москва, и большая часть маршрутов пролегает по Подмосковью.
Мы с удовольствием публикуем рассказы и отчеты о путешествиях не только от участников нашего «Клуба автопутешественников», но и от всех, интересующихся историческими и культурными достопримечательностями.

Святые места Подмосковья. Запад и юго-запад. Часть 3

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево — Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ
СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ
мужской МОНАСТЫРЬ

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Георгиевская башня
Расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 — 1 мая 1477 гг.).

Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь[1], где и принял постриг с именем Пафнутий.

Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите[2], который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. N1, с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего.

Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос » до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители.

В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.

Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию. Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых — Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

Смотрите так же:  Церковь на девичьем поле

Восемнадцать лет проходил у прп. Пафнутия школу иноческого воспитания будущий великий деятель Русской Православной Церкви — прп. Иосиф Волоцкий, который возглавил обитель после преставления святого в 1477 г. Пострижениками прп. Пафнутия были: брат прп. Иосифа Вассиан Санин, позднее автор жития прп. Пафнутия и архиепископ Ростовский; прп. Давид — основатель Вознесенской Давидовой пустыни (см. Вып.1, с.23-27); прп. Даниил — основатель Троицкого монастыря в Переславле-Залесском и крестный отец Ивана Грозного.

Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени — Митрофания и его ученика Дионисия. Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно — ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт. Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542-1563 гг.).

В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в. монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго-западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в. Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.

В 1511 г. была сооружена величественная Трапезная палата с теплым храмом во имя Рождества Христова, а в конце столетия перестроили Соборный храм — один из самых совершенных на то время. В архитектуре этого четырехстолпного, пятиглавого храма заметно влияние Архангельского собора Московского Кремля. В 1644 г. он был расписан фресками. В 1651 г. на средства царицы Ирины Михайловны был построен северный придел во имя св. вмц. Ирины. Архитектурная композиция самого собора нарушена в XIX в. пристройкой притвора и переделкой куполов.

Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь-крепость до тех пор, пока двое изменников-воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн. Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице-Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.

В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум. Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова. Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г.

В XVII-XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность. Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г. монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.

В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно-трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933-35 гг. на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г. здесь начались реставрационные работы.

В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники. Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) — ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова)[3] — последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор. Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, — она сохранялась в Псково-Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.

С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. — утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины.

Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника.

Соборный — во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1467, 80 гг. XVI в.), сев. придел — св. вмц. Ирины (1651 г.); притвор — XIX в. с приделом во имя прп. Пафнутия Боровского (90-ые гг. XX в.)

во имя Рождества Христова, при Трапезной палате (XVI в.)

во имя св. пророка Илии, больничный (1670 г.)

во имя св. Митрофана, Патриарха Цареградского, в верхнем этаже при настоятельских кельях (возобновлен в 1760 г.; освящен после нашествия Наполеона в 1819 г.; после возвращения монастыря Русской Православной Церкви освящен 27 июля 1992 г., приэтом устроен новый четырехъярусный иконостас)

во имя Всех Святых (1837 г.; в 30-х гг. XX в. на его месте выстроили школьное здание)

Святыни:

часть св. мощей прп. Пафнутия Боровского

древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы в храме св. Митрофана

Источник: Прп. Пафнутия — рядом с монастырем. Купальня.

в Калуге — ц. Преображения Спасителя, т.н. Спас за Верхом

в Москве — Ипатьевский пер.,12 (не действует)

Адрес: 249002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща.

Телефон (08238) 4-37-39; 4-47-62

Проезд: До ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км). Далее автобусом до ост. с. Роща (15 км) Киевское, Боровское шоссе.

Боровск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Расположен в 106 км к сев. От г. Калуги и в 80 км к ю-зап. от Москвы, на холмистом берегу р. Протвы (приток Оки). Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана III под 1356 г. Первоначально принадлежал черниговским наместникам, позднее отошел к Рязанскому княжеству. В 1382 г. по договору Вел. кн. Димитрия Донского с рязанским князем Олегом вошел в состав Московского княжества и в 1386 г. был отдан серпуховскому кн. Владимиру Андреевичу. До 1456 г. оставался центром удельного княжества. С XV в. становится одним из звеньев оборонного кольца вокруг Москвы. Со 2-ой пол. XVII в. торговый и ремесленный город, один из центров русского старообрядчества. В 1708 г. приписан к Московской губ., с 1776 г. — уездный город Калужского наместничества. В окт. 1812 г. был занят французскими войсками. Близ города в с. Городня Наполеон принял решение об отступлении по разоренной Смоленской дороге. С 15 окт. 1941 г. по 4 янв. 1942 г. был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Ныне — райцентр Калужской обл.

В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня — чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора.

В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. — женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу N 2.

С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте — кинотеатр «Родина»

БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище)

Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским).

В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия.

Проезд: до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)

Расположен в Наро-Фоминском районе, в 113 км к ю.-западу от Москвы, на правом берегу р. Протвы. Первое летописное упоминание относится к 1371 г. В 1432-86 гг. центр Верейского княжества. С 1487 г. в составе Московского государства. С 1782 г. — уездный город Московской губернии. Сохранил архитектурный облик, сложившийся в XVIII-XIX вв. В 1812 г. разорен французами. 29 сент. 1812 г. отряд под командованием генерала И.С.Дорохова[4] штурмом освободила город. С нояб. 1941 г. по янв 1942 г. был оккупирован немецко-фашистскими войсками.

На территории бывшего кремля, обнесенного земляными валами (т.н. Городище) — собор во имя Рождества Христова (1552 г., перестроен в кон. XVII — нач. XVIII вв.), в подклете которого захоронение И.С.Дорохова; классицистическая колокольня (1802г). По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия один из приделов трапезной части верхнего храма освящен во имя сщмч Илариона Троицкого, который носил титул архиеп. Верейского. В соборе хранится частица его св. мощей[5].

Город Верея. Собор во имя Рождества Христова
Сохранились Ильинская (1803 г.), Константино-Еленинская (1789 г.) и Богоявленская (1777 г.) церкви. Памятник И.С.Дорохову (бронза, 1912 г., скульптор А.Ф.Рахманинов; разрушен в 1918 г., воссоздан в 1957 г., скульптор С.С.Алешин).

До 1764 г. в городе действовал Спасский-Входо-Иерусалимский муж. монастырь, возникший до 1631 г. В 1725-28 гг. он был приписным к Николаевскому Возмицкому мон-рю. Сохранилась монастырская ц. Входа Господня в Иерусалим, что в Красной слободе (1667-1679 гг).

Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. В подклете храма в конце XIX в. был освящен престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Гладкий восьмигранный столп примыкающей к храму колокольни украшен муравлеными изразцами и завершен каменным шатром. Частично реставрирован в 1960-е гг.

Город Верея. Ильинская церковь
Когда-то в верхнем храме находилось всеми чтимое резное из дерева изображение св. Николая Чудотворца. Согласно преданию, образ пребывал в деревянном Никольском храме г. Вереи. Во время большого пожара 1788 г. сгорел почти весь город и все деревянные церкви, но резная икона была чудесным образом обретена на р. Протве монахами, которые и поместили его в соборном храме.

Несколько выше Входоиерусалимского м-ря по течению р. Протвы до 1629 г. существовал Воскресенский монастырь. С сев. стороны земли, принадлежавшии обители, граничили с деревнями Рождествено и Годуново, которые сохранились.

До ст. Дорохово Белорусской ж/д (87 км), далее авт. (27 км).

От Москвы авт. (автостанция у м.Тушинская, т.490-24-24) до Вереи (114 км). Минское шоссе.

СЕРГИЕВО — ДУБРОВСКИЙ женский МОНАСТЫРЬ

Находился в лесу, близ с. Дуброво, в 12 км от г. Вереи Московской губернии. Образован Указом Св. Синода от 10-12 сентября 1914 г. на основе Сергиево — Дубровской женской общины, в связи с чем, 4 окт. в новооткрытый монастырь прибыл благочинный монастырей Московской епархии архим. Валентин. Он отслужил в обители малую вечерню, за которой облек в рясофор 6 послушниц монастыря, и Всенощное бдение.

Село Дуброво. Димитриевская церковь
5 октября из с. Дуброво был встречен крестный ход, затем началась Литургия, в которой принял участие о. Николай Лебедев, священник церкви св. Димитрия Солунского в с. Дуброво. Интересно отметить, что в торжественном богослужении архим. Валентину сослужил не только сам основатель обители протоиерей из Московского Вознесенского монастыря А.И. Пшеничников, но и его близкие родственники: сакелларий Московского Успенского собора прот. Николай Пшеничников, священник церкви св. Павла Латрского при Третьяковской богадельне о. Иоанн Пшеничников и священник московской же церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что у Петровских ворот, о. Николай Пшеничников. Во время Литургии о. благочинный совершил первый иноческий постриг в обители — казначеи послушницы Феодосии с именем Фомаида, которую о. Валентин поручил духовному руководству настоятельницы Сергиево — Дубровского монастыря игумении Макарии.

Духовником обители со дня своего посвящения в сан (5 сент. 1926 г.) и до кончины (2 марта 1929 г.) стал известный церковный историк о. Сергий Мансуров.

После 1917 г. Сергиево — Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов.

Адрес: Московская обл., Наро — Фоминский р-н, с. Дуброво.

Проезд: От г. Вереи авт. до с. Вышгород — 16 км, далее пешком — 2 км.

Можайск. Никольский Собор. Фотография С. М. Прокудина-Горского
Расположен в 110 км к западу от Москвы, в верхнем течении р. Москва. Впервые упоминается в Никоновской летописи в 1231 г.; удел Черниговского, а затем Смоленского княжества. В 1303 г. вошел в состав Московского княжества как крепость на его западных стратегических рубежах. В 1389-1454 гг. — центр удельного княжества. В нач. XV в. значение Можайска как крепости было усилено сооружением Лужецкого и Колочского монастырей. В 1541 г. город был укреплен бревенчатыми стенами и каменными башнями. В это время Можайск — значительный торгово-ремесленный центр с огромными посадами и многочисленными слободами.

Смотрите так же:  Церкви смирны

В 1608-14 гг. был занят войсками Лжедмитрия II, а в 1617-18 гг. осаждался войсками польского королевича Владислава. В 1620-е гг. воевода Д.М.Пожарский построил новую крепость вокруг города. С 1708 г. — уездный город Московской губ. 18 окт. 1941 г. оккупирован немецко-фашистскими войсками и разрушен; освобожден 20 янв. 1942 г.

Уже к XVI в. город известен как один из крупных духовных центров России. Сохранились сведения о многочисленных монастырях Можайска:

Якиманский (Иоакимоаннский), муж. Стоял к сев. от крепости. Собор свв. Богоотец Иоакима и Анны был возведен в 90-е гг. XIV в. и в перестроенном виде сохранился до наших дней. В XVI в. имел приделы Воскресения Христова и свт. Леонтия Ростовского, а ныне — придел Ахтырской иконы Божией Матери. В монастыре была шатровая деревянная ц. Трех Святителей, две кельи игуменских, шесть келий братских. В конце 1675 г. обитель была приписана к Лужецкому м-рю, а затем упразднена; церковь стала приходской. Современный адрес: ул. Крупской, 6.

Благовещенский на Посаде, жен. Стоял западнее крепости, справа от дороги в с. Марфин Брод. В 1597 г. имел собор Благовещения, келью игуменьи, 9 келий стариц и 3 кельи нищих, «питавшихся от церкви Божией». В 1720 г. упоминается как «бывший». Ныне здесь пахотное поле.

Борисоглебский, муж. Стоял с левой стороны Большой Московской улицы (дороги на Москву). Имел холодный собор свв. Бориса и Глеба и теплый храм свт. Иоанна Златоуста. В 1660 г. еще существовал, но к 1724 г. закрыт. Современный адрес: ул. Пионерская, 5-9

Петровский, жен. Стоял к ю.-зап. от кремлевской горы, на Петровской горе, при впадении безымянного ручья в речку Петровку, слева от дороги на Вязьму. Имел шатровый собор свт. Петра, митр. Московского и теплую ц. Покрова Пресвятой Богородицы (клетского типа), келью игуменьи и 16 келий стариц. Ныне на месте обители городское кладбище.

Петропавловский, муж. Стоял сев.-западнее крепости, за р. Можайкой и лугами. Имел собор свв. Апп. Петра и Павла (клетского типа). Ныне здесь пахотное поле.

Сретенский, муж. Стоял на восточной окраине города, на холме близ Московской дороги. Имел собор Сретения Господня (деревянный, шатровый) и ц. св. Екатерины с приделом св. архид. Стефана (клетского типа). Ныне здесь городская больница.

Троицкий, муж. Стоял восточнее крепости посреди посада, на Троицкой улице. Имел собор Пресвятой Троицы (дерев., клетского типа) и ц. Усекновения Главы Иоанна Предтечи (клецкого типа), келью игумена, 2 кельи братии и 8 келий нищих. Упразднен между 1672 и 1685 гг., собор м-ря стал приходской церковью. В сер. XIX в. выстроен новый, каменный храм, разобранный в 1941 г. на месте древнего монастырского кладбища выстроен дворец культуры.

Успенский-Богородицкий, жен. Стоял в 250 метрах юго-западнее крепости, венчал собой Богородицкую гору между речками Можайкой и Петровкой. Имел собор Успения Божией Матери (дерев., шатровый). Обитель запустела после морового поветрия 1570-71 гг., а храм стал приходским. Ныне здесь городское кладбище (занимающее и место Петровского м-ря)

Алексеевский, муж. Стоял сев.-восточнее города, на берегу Москвы реки при впадении в нее Чернцовского ручья. Имел собор свт. Алексия, митр. Моск. (дерев., клетского типа). После Смуты здесь была приходская церковь. Ныне монастырский холм срыт под песчаный карьер.

Васильевский, муж. Стоял на сев.-вост. окраине посада, на высоком холме близ устья р. Можайки. Имел собор свт. Василия Великого (дерев., шатровый). Обитель исчезла после моровых поветрий кон. XVI в. Ныне здесь мототрек местных «рокеров».

Воскресенский, муж.(?). Местоположение точно не известно. Возможно, стоял на Воскресенской горе, над дорогой в Вязьму, напротив Петровского м-ря. Имел собор Воскресения Христова, исчез после мора 1571 г.

Настасьинский, жен. Стоял на сев.-вост. окраине посада на высоком восточном берегу Псаревского ручья, при впадении его в р. Можайку. Имел собор св. Анастасии Узорешительницы (дерев., шатровый). С конца XVI в. собор стал приходским. Ныне здесь огороды.

Мироносицкий, жен. Стоял севернее крепости, напротив Иоакимоаннского м-ря, через р. Можайку. Обитель запустела после мора 1571 г. Соборный храм пострадал в Смутное время, но окончательно исчез только в сер. XVII в. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Стрелецкая, 19-21)

Мокро-Никольский, муж. Стоял к югу от крепости, на сев. берегу Никольского ручья, впадающего в Можайку. Собор свт. Николая Чудотворца («Николы-Мокрого») — дерев., клетского типа, — после мора 1571 г. стал приходским храмом. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Герцена, 10-12)

Пятницкий, жен. (?). стоял к югу от крепости, близ дороги в Верею. В XVII в. обращен в приходскую ц. Собор св. Параскевы Пятницы до Смуты был шатровым, затем была выстроена приходская ц. клетского типа. Второй храм — Вознесения Господня — был также клетский, в XIX в. его возвели в камне, а в 1941 г. уничтожили. Современный адрес: ул. Карасева, 19-21.

Иоанно-Богословский, муж. Находился за пределами городского посада, «на Псарне». Возник не позднее 1569 г. В 1672 г. здесь была ц. св. Георгия — бывшая монастырская.

Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. 2 км. Минское ш.

МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЦАРЕВО-БОРИСОВОМ Городке (Не Сохранился)

Борисов городок. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова
Располагался в 10 км. от Можайска, на дороге к гг. Верее и Боровску, на высоком правом берегу р. Протвы.

В 1598 г. Борис Годунов выстроил здесь каменную крепость, украшением которой стал каменный шатровый храм в имя свв.Бориса и Глеба, созданный по образу и подобию Вознесенского храма в Коломенском, но превосходивший его по высоте (74 м). Позднее городок превратился в обычное село. В 1755 г. обветшавший храм разобрали для строительства присутственных мест в Можайске и Верее. Вероятно, монастырь, известный с кон. XVI в. и имевший 15 келий, пострадал от «литовских людей», т.к. в 1629 г. здесь значилось только «место монастырское». Не пережил Смутного Времени и храм св.Иоанна Предтечи. До наших дней в с. Борисово дожила лишь обезображенная ц. Обновления Храма Воскресения Христова[6], впервые она упомянута в 1629 г. как приходская, в 1811 г. на средства прихожан вместо деревянной выстроили каменный храм с приделами Собора Пресвятой Богородицы и свв.Бориса и Глеба, — под последним похоронен благотворитель храма крестьянин Матвей Яковлев. Храм не действует.

Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. N 35 (на Верею) до ост. с.Борисово (10 км.).

ФЕРАПОНТОВ ЛУЖЕЦКИЙ МОЖАЙСКИЙ
Мужской МОНАСТЫРЬ

Ферапонтов монастырь под Можайском
Расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп.Ферапонт.

Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства — так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма. В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV — нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.

Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Братия монастыря (5 насельников) во главе с настоятелем игум. Борисом неустанно трудится, возрождая древнюю обитель.

Храмы:

соборный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1420, 1526-42 гг.)

во имя прп. Иоанна Лествичника (кон.XVI в., с 1723 — во имя прп. Ферапонта) с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разобрана в 1960-е гг. Сохранились фундаменты.

во имя Преображения Господня, над святыми вратами (1547 г.)

во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (1-я пол.XVI в., перестроена во 2-й пол. XVIII в.)

Источник: Родник (колодец) прп. Ферапонта. В 100 м. от монастыря.

Подворья: в г. Дмитрове. Адрес: 141 800, Моск.обл., г.Дмитров, ул.Профессиональная 19.

Телефон: (222) 3-28-10

Ферапонтов монастырь под Можайском. Собор Рождества Богородицы
в Москве, на площади у Серпуховских ворот (стрелка Б. Серпуховской ул. и М. Серпуховской, ныне Люсиновской). Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю (см.выпуск 1, стр.7-9), деревянная часовня в 1825 г. была возведена в камне, а в 1859 г. передана Ферапонтову монастырю. Перестроена в 1894 г. Перед революцией числилась за Николо-Пешношским монастырем. Представляла собой одноглавый куб с украшениями в русском стиле. Внутри часовни находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость». Часовня сломана в нач.1920 гг. Стрелка улиц разрушена позднее при расширении Серпуховской пл.

в Москве, на пл. Калужских ворот (угол Б. Калужской, ныне Ленинский пр-т, 1 и Донской ул, близ Калужской пл.) Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю она в 1859 г была передана Ферапонтову монастырю. Закрыта в нач.1920 гг. Сломана позднее при сносе стрелки улиц — Донской и Б. Калужской

Адрес: 141200, Московская обл., г. Можайск, ул. С.Герасимова, 1

Телефон: (238) 4-06-73

Проезд: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км), далее авт. до ост. Река Москва (3 км) Минское шоссе

[1] См. отдельный очерк

[3] Прп. Амвросий Балабановский (1 января 1882 г.-15 октября 1978 г.) проживал в Пафнутьево-Боровском монастыре с 1904 г. по 1923 г. Преемник по имени и духу прп. Амвросия Оптинского. Считается последним Оптинским и Боровским старцем. Был репрессирован. После освобождения служил до самой кончины. Похоронен на месте своего многолетнего служения у храма с. Спас — Прогнань, недалеко от г. Балабаново. (см. очерк о с. Спас-Прогнань)

[4] И.С.Дорохов (1762-1815гг) — герой Отечественной войны 1812г, командир Изюмского гусарского полка. В Бородинской битве командовал резервным кавалерийским отрядом, защищавшим Багратионовы флеши. За отличие произведен в генерал-лейтенанты. В сражении при Малоярославце был тяжело ранен. Предвидя свою кончину, Иван Семенович писал жителям Вереи: «Если вы слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов отечества вашего, то я прошу вас за то воздаяние, почтенные граждане, дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я приступом взял укрепление неприятеля, истребив его наголову. Дети мои вам будут за то благодарны.» Жители Вереи 5 верст несли гроб героя до Рождественского собора, где и упокоились его честные останки.

[5] Мощи свт. Илариона ныне почивают в соборном храме московского Сретенского монастыря

Related Post

Патриарха отлучили от церкви

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) 1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным Деянием Архиерейского Собора от 11

Для чего используют масло из церкви

Церковные благовония. Как использовать В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра

Вопросы иерархии русской православной церкви

Ответы на вопросы Русской Православной Церкви Вопросы расположены в несколько ином порядке, чем было предложено со стороны Русской Православной Церкви, дабы ответы имели логическую последовательность. Вопрос от РПЦ №4 Непосредственно