Возможности использования реки в будущем волга

Александр Иванов: «У Волги есть будущее»

Город на реке – это особый мир. Это особая ситуация и для реки, и для города – с точки зрения архитектуры, инфраструктуры, и для жителей – с точки зрения культуры, образа жизни. Александр Владимирович, в чем уникальность именно Нижнего Новгорода – города на двух реках? В чем плюсы и минусы этого положения?

Вопрос очень хороший, и он к месту, но вот ко времени ли? Жизнь на реке за историю человечества очень сильно менялась, притом что цивилизации формировалась в значительной степени именно вдоль рек. Китай и Россия во многом формировались вокруг рек. Европейская цивилизация в значительной степени возникала вдоль Дуная и Рейна, да и в Италии коротенькие речушки имели порой не меньшее значение, чем выход к морю.

История жизни Нижнего Новгорода на реке, на мой взгляд, состоит из трех этапов. Если говорить о древности, то жизнь нашей области на реке началась примерно 800–1000 лет назад, когда часть ее нынешней территории входила в Волжскую Булгарию и здесь промышляли персидские купцы. Река была важной магистралью, торговым путем.

В XIX веке, когда появились пароходы, произошел мощнейший всплеск интереса к реке – на ней строился капитализм. Волга была дорогой с двусторонним движением: вниз по течению шел лес, вверх – текстиль, украшения, пряности, фрукты, овощи, рыба, икра. Это определяло весь образ жизни, формировало шкалу ценностей, развивало эту территорию. Два волжским города, Самара и Нижний Новгород, оспаривали право называться биржевым центром торговли зерном. Это ли не показатель! И, наверное, завершающий эпизод этого периода – XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года. Прекрасная последняя страница целой эпохи в развитии Волги.

Потом в какой-то мере из-за исчерпания ресурсов, в какой-то мере из-за развития железных дорог и автотранспорта многое изменилось. В ХХ века предназначение у реки было совсем другое. Из нее попытались сделать энергетического монстра: настроили равнинных плотин, превратили реку в набор водохранилищ. В какой-то мере это было оправдано, потому что для индустриализации всей страны нужна была электроэнергия.

Вы хотите сказать, что лучшее время Волги прошло? Тем, чем она была для нижегородцев, она уже никогда не будет?

Она будет другой. На сегодня мы находимся в ситуации безвременья. Речной транспорт с учетом его нынешнего состояния оставляет желать лучшего, но, думаю, это временное явление.

Сейчас много говорят о строительстве низконапорной плотины, о том, что поток судов станет таким, каким он был хотя бы 30 лет назад. Так вот, ничего такого не будет. Суда устарели, они изношены, береговая инфраструктура несовременна, стоимость перевозок и их время не соответствуют запросам рынка. Только еще какие-то многотоннажные грузы типа металлолома, щебня и песка лучше перевозить речным транспортом. Что касается иных грузов, то железнодорожный и автомобильный транспорт справляются с этой задачей гораздо эффективнее.

Что тогда остается реке? Незначительная часть грузов, пассажирские перевозки, туризм.

Как внутригородской транспорт речные перевозки не очень себя оправдали с экономической точки зрения, но любой городской транспорт нуждаются в дотациях. При этом у нас в Нижнем интерес к речному транспорту очень большой. Здесь дело не в прибылях – нужно, чтобы это развивалось как бренд города, как то, что воспитывает уважение и к реке, к своему прошлому.

Европа пользуется своими реками, и весьма активно, Китай также находит экономические механизмы, позволяющие развиваться речному транспорту. Что же с нами? Мы ведь не глупее.

Я думаю, что XXI век – это век грандиозного преображения транспортных систем Евразии. Сегодня самая развивающаяся часть мира переместилась в район Индийского океана. Пришло время Индии, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, арабского мира. Придет черед и восточной части Африки, выходящей к Индийскому океану, – Танзании, Кении, Судана, Египта… Уже сегодня здесь проживает треть всего населения Земли. Именно эта зона, как мне представляется, будет развиваться наиболее динамично. А если это так, то, конечно, обретает значение вся система коммуникаций «Север–Юг», идущих из России через Каспийское море и Иран в Индию.

Потенциал реки огромен. Главное — пристальное внимание

И обратите внимание, я не говорю о растиражированном, в том числе в СМИ, направлении «Восток–Запад», о Шелковом пути. Нужно понимать, что все основные коммуникации Шелкового пути проходят южнее России и предложить нам со своей стороны нечего. Мы на этом празднике жизни нужны, только чтобы пыль глотать.

Совсем другая история – направление «Север–Юг». Здесь нам на руку играет и расположение страны, и тот международный вес, который Россия имеет для ряда стран.

Какая же роль отводится Волге?

У Ирана есть проект, который он готов реализовать за четыре года, – строительство канала «Иранруд», или «Иранская река», соединяющего Каспийское море с Индийским океаном. Канал шириной 100 метров, около 700 километров длиной, с довольно большим перепадом высот. Иранцы сейчас активно изучают российский опыт эксплуатации Волго-Донского канала, предполагая, что эти два канала – Иранский и российский – будут работать в связке и предоставят им доступ в Черное море.

Я думаю, что это рано или поздно будет. Может, уже в 2020 году, а может, в 2060-м. В нынешних условиях строительство обойдется в 10 миллиардов долларов, то есть проект масштабный, но он вполне соизмерим с другими проектами, как, например, Никарагуанский канал из Карибского моря в Тихий океан.

Если это произойдет, Волга преобразится. Как только у нее появится реальный международный статус, на поле придут совершенно другие игроки, и, безусловно, они пробьют дорогу тем проектам, которые наполнят Волгу жизнью, и она станет той артерией, по которой Северная и Центральная Европа через Балтику, Санкт-Петербург, каналы и Волгу найдет дорогу к Каспию, Персидскому заливу и Индийскому океану.

Мне представляется это вполне реальным.

А пока великие волжские города – это лишь красивый образ, не подкрепленный действительностью? Сказка из прошлого?

Конечно, если мы посмотрим, какой вклад вносит в экономику области наш нижегородский порт или самарский порт в экономику Самарской области, то мы увидим, что у нас совсем плохо дело, в Самаре – чуть лучше. Да и в нашем образе жизни река – это скорее декорация. Но мы на самом деле не знаем, насколько глубоко река в нас засела.

Есть много рычагов, с помощью которых интерес к реке и понимание важности реки могут утвердиться в сознании. Первое, что можно сделать на этом пути, – изменить систему приоритетов в градостроительстве, в жилищном строительстве, в освоении внутригородских территорий. Известно, что в Лондоне недвижимость с видом на Темзу стоит на 50% дороже, чем аналогичная недвижимость без такого вида. В Париже точно так же – виды Сены увеличивают стоимость недвижимости на 50%. В США в среднем близость к водным ресурсам и к зеленым зонам увеличивает стоимость недвижимости на 28%. Это общедоступная информация. Мы на кафедре экологии и природопользования ННГАСУ попытались провести такое исследование в Нижнем Новгороде лет 10 назад. Различий в цене выявлено не было. А теперь ситуация меняется. Близость природных объектов увеличивает стоимость жилья до 10%. Такие же точно исследования проводятся в других городах-миллионниках, и о 10% удорожания говорят риелторы многих городов.

Что это означает для нас? Нижний Новгород занимает второе место в России по длине береговой линии крупных рек. То есть Ока и Волга дают нам береговую линию больше, чем у Волгограда, который вытянулся на 70 километров вдоль Волги. Опережает нас только Москва – 80 километров вдоль Москвы-реки. Другое дело – привести реки и их берега в порядок. Причем и малые речушки в черте города тоже.

Второе, что необходимо, – целостное представление о транспортной системе города, в которой у речного транспорта могло бы быть свое заметное место. Конечно, необходимы дотации, но это вполне реальные суммы. Нужно выводить его из положения аутсайдера.

Что касается грузовых перевозок, то если задаться целью и помощь нашему малому и среднему бизнесу, ситуация может измениться к лучшему. Только нужно понимать, что мы поддерживаем не предпринимателя с такой-то фамилией, а мы поддерживаем образ жизни, который обращен к реке.

Да, все это – большой комплекс мер. Волга, Ока, их притоки – эти реки сегодня нуждаются в нашем внимании, но их потенциал стоит нашего участия.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлено героем рубрики.

Презентация «Волга: ее значение для России. Проблемы и решения»

от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ «Архангельская о о школа» Старицкий район Тверская область Исследовательская работа Волга: ее значение для России Проблемы и решения Выполнили Еграментова ДДарья, Садиков Дмитрий — ученики9 класса Руководитель Быстрова Любовь Петровна, учитель географии д. Архангельское 2019 г

Основная часть. Географическое положение и значение реки. Волга- великая русская река, крупнейшая в Европе и одна из величайших рек в мире. Длина-3690 км. Берет начало на Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье на высоте 223 метра. Впадает в Каспийское море. Падение от истока до устья 256 метров. В ее бассейне расположены 8 республик, 29 областей, столица России — Москва . В Волжском бассейне проживает более 60 миллионов человек, и производится более 30% промышленной и сельскохозяйственной продукции.

И н ф о р м а ц и о н н а я с п р а в к а 1. Решаемая проблема: раскрыть и расширить представления, имеющиеся у нас о значении Волги для жителей России, о потенциальных проблемах, связанных с использованием возможных ресурсов Волги, и о путях решения природоохранных проблем, воспитать веру в свои экологические силы 2. Цель: создание условий для проявления нашей познавательной активности, развитие у нас устойчивого интереса к экологическим знаниям и потребности в их самостоятельном поиске Краеведческая составляющая: мы живём на берегу нашей Волги и знать все аспекты реки наша обязанность 3.Задачи: работа над развитием активной жизненной позиции учащихся; Умение доказывать свою точку зрения, уметь сравнивать, анализировать, обобщать. Важным делом является также мелиорация озер и малых рек нашей области, а также выращивание в них прудовой рыбы, так как малые реки питают великую Волгу 4.Ожидаемые результаты: экологическое развитие подрастающего (знание есть средство, а не цель развития)поколения; включение в разные виды деятельности; способствование овладению детьми средствами и способами мышления; развитие воображения, внимания, памяти, воли; формирование эмоциональной культуры, экологической культуры. Воспитание правильной жизненной позиции по отношению к вопросам природоохранной деятельности.

Смотрите так же:  Вохна река

Самооценка в результате работы стало понятно, как на примере Волги природа жестоко мстит человеку. Хотим мы или нет, но вынуждены признать, что будущее у человека может быть только в том случае, если оно найдёт способы быть в равновесии с природой.

Значение Волги велико Волга- главная транспортная магистраль России. На нее приходится 70% грузооборота речного транспорта России. По каналам Волга связана с 5 морями: Белое, Баренцево, Каспийское, Черное, Балтийское На Волгу приходится более 20% электроэнергии, производимой на ГЭС в России Волго-Камские водохранилища — важнейшие источники снабжения водой городов Волги Волга и ее водохранилища- места массового отдыха, туризма и спорта.

Волга- это рыбная река . В ней много видов ценной промысловой рыбы: белуга, севрюга, осетр, стерлядь, щука, сом, судак, хариус, голавль, плотва, сазан, лещ, подлещик, берш и другие. Жителям города Рыбинска по указу царя Алексея Михайловича от 1672 года предписывалось ежегодно доставлять ко двору 1500 крупных осетров. В настоящее время из волжских водохранилищ ежегодно вылавливается до 300 тысяч тонн рыбы.

Меры по охране и воспроизводству рыбы Используя мощные современные средства лова рыбы, легко можно было бы всю ее выловить и тем самым совсем прекратить рыболовство. Чтобы этого не произошло, уже давно применяют меры по охране и воспроизводству рыбы. Уже в 18 веке царь Петр 1 подписал указ, в котором были такие строки: «А ежели кто впредь будет на реке всякий сор и помет возить и метать, и с тем пометом пойманы будут, какого бы звания ни был, чинить наказание: бить батогами. 09.06.1722 г»

Соблюдать правила рыболовства! Закон «Об охране и воспроизводстве животного мира» существует и в настоящее время и предписывает всем рыболовецким организациям и учреждениям, а также рыболовам любителям строго соблюдать правила рыболовства. К сожалению, закон этот в нашей стране не всегда выполняется. В последнее время рыбу травят химическими веществами. В Волге нашли соединения свинца, который уплотняет слизь на жабрах рыбы и она от отсутствия газообмена гибнет в своей родной стихии. Много добывается осетровых не из-за мяса, а только ради икры. Икру обрабатывают специальным способом, а мяса выбрасывают.

Хозяйственная деятельность на реке и ее последствия В результате неумного, неумелого, безграмотного хозяйствования Волга и Каспий оказались на грани экологической катастрофы. Сегодня не надо гадать «чей стон раздается» над великой русской рекой. То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперек, больная, с рассольной водой, перетянутая плотинами гидроэлектростанций, распухшая от водохранилищ, с убывающими год от года знаменитыми рыбными богатствами.

Охраняемые территории и использование волжских богатств. На реке и ее притоках находится множество заповедников: Дарвинский (на берегу Рыбинского водохранилища); Приокско- Террасный (вблизи города Серпухов) Мещера (край дремучих лесов, озер и болот) Окский (юго-восточная часть Мещеры) Жигулевский (центральная часть Жигулевских гор) Астраханский (прибрежная часть дельты Волги, самый старый и крупнейший в нашей стране)

Заповедник Заповедник участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. АСТРАХАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Основные проблемы Волги: В результате строительства ГЭС и водохранилищ затоплено 96 городов, 2500 сел и деревень, 700 монастырей, 60 000 церквей. Только на дне Рыбинского водохранилища находятся древний город Молога с дворцовым посадом 17 века, 700 сел, древнерусская ярмарка, леса, сотни тысяч гектаров плодородной пашни, заливные луга.

Волжские плотины- «тромбы» -закупорили реку, до строительства плотин вода из Рыбинска до Волгограда доходила за 50 дней, в половодье за 50 суток, сейчас- за 400-500 суток. Самоочищаемость Волги снизилась в десятки раз, вода стала застойной. Наблюдается резкое ухудшение условий воспроизводства ценных видов рыб. За последние 30 лет вылов леща сократился в 45 раз, воблы в 8 раз, сельди в 16 раз, судака в 24 раза. Площадь нерестилищ для осетровых снизилась в 8 раз и составляет 450 га.

Высокий уровень грунтовых вод в прибрежных районах привел к тому, что около 600 000 га земель подтоплено, засолено, заболочено. Однако, в Калмыкии около 50 000 га опустынено. В Волгу впадает 2600 рек, 150 тыс. ручьев и речушек, которые несут ежегодно 23 миллиарда кубометров неочищенных стоков и 300 миллионов твердых отходов, что в 8 раз больше в среднем по стране. Великая река «заминирована», ядерными зарядами замедленного действия. В бассейне Волги находится АЭС: Татарская и Костромская.

Поволжье стало химическим комплексом смерти: Дзержинск, Ново- Чебоксарск, Чапаевск, Волгоград, Ульяновск… ПДК некоторых веществ превышены более чем в 60 раз. В этом регионе самая высокая детская смертность. Заболеваемость раком в 20 раз выше средней в связи с употреблением некачественной воды. По мировым стандартам волжская вода непригодна для стирки.

Заключение В своей работе мы рассмотрели очень важные на современном этапе развития экологического образования вопросы использования природных богатств, а именно водных ресурсов. Проблем по охране волжского бассейна на сегоднейший день много. Необходимо не только обеспечить процесс познания этих проблем и окружающей их действительности, но и подсказать пути их решения. Концепция личностно – заинтересованности каждого гражданина страны предполагает учебную и общественную деятельность как познавательную и деятельностную, построенную по теоретическому и практическому типу. Ученик сегодня- это рабочий завтра. Наша работа- это не просто познание окружающего мира, а присвоение нами общественно-исторического опыта, накопленного предками, воспроизводство экологической культуры. Умение при этом понимать не просто как плохо люди влияют на природу, а как сделать так, чтобы отрицательное влияние было минимальным. Таким образом, наша работа является еще и условием развития личности. На кружке много раз мы ходили на Волгу. Задачи, которые ставились перед нами, были различными, но всегда экологические проблемы нашей реки были на лицо. Итак, в нашей работе сделана попытка доказать, что личная заинтересованность каждого ребёнка в чистоте наших вод ведет к здоровью не только нашему, но и будущих поколений. Такое понимание направлено на развитие активной жизненной позиции, становлению экологически образованной личности с учетом временных особенностей, хозяйственных интересов и культурно-бытовых традиций.

Использование человеком реки Волги: судоходство, рыбный промысел и многое другое

С давних времен люди использовали водные пути для своих нужд, для реализации определенных целей. В Древнем Египте такой рекой являлся плодородный и судоходный Нил. Не исключение, а скорее яркий пример — использование человеком реки Волги. Здесь, можно сказать, России очень повезло. Ведь не зря эту реку называют Великой. Она самая крупная и многоводная среди всех не только на Русской равнине, но и в Европе.

Так ее ласково называли славяне. Ее длина составляет по современным подсчетам более трех с половиной тысяч километров. А площадь водосборного бассейна – более миллиона квадратных километров. От Валдая до Урала Волга занимает громадные площади. Не удивительно, что использование человеком реки Волги началось еще в незапамятные времена. А построенные города, такие как Казань, Волгоград, Нижний Новгород, Самара – достигают по количеству жителей миллиона. Безусловно, водное русло оказывает огромное влияние на культуру, экономику и общественную жизнь этих городов.

Волга – кормилица. И была таковой во все времена существования людей. Наверное, первоначально использование человеком реки Волги начиналось с обеспечения питанием. Даже сейчас, в такое непростое для экологии время, в реке обитает более семидесяти видов рыб, сорок из которых являются или являлись еще в недавнем прошлом промысловыми. Среди них: вобла, судак, лещ, щука, сазан, сом. Осетр и стерлядь, практически перевелись в последние годы. Издавна человек не упускал малейшей возможности запастись такими – практически бесплатными – ресурсами. Как результат чрезмерно интенсивного использования этих богатств – загрязнение воды и вымирание некоторых видов рыбы. Ситуация, практически, принявшая вид экологической катастрофы, что приводит к истощению рыбных запасов (по подсчетам специалистов, река в этом плане обеднела почти в десять раз).

Транспортная артерия

Использование человеком реки Волги в транспортных целях также является одним из древнейших способов. Русло и притоки с давних пор были судоходными. А Волжский торговый путь возникает еще в 8-м веке! Сначала на утлых суденышках, затем на мощных пароходах и сухогрузах — люди издавна перевозили сырье и материалы, предназначенные для торговли. Также осуществлялась связь, в том числе и почтовая, между различными регионами. Лес, рыба, уголь, пиломатериалы, нефть и нефтепродукты, и многое другое транспортируется по воде из одной точки страны в другую, из одного государства в иное. Интересно, что, по подсчетам экономистов, около половины всех водных грузоперевозок приходится на ее бассейн. В этом плане использование реки Волги человеком неоспоримо и не подлежит переоценке. Оно имеет фундаментальное значение для развития всей страны России.

Судоходство осуществляется на протяжении почти всего течения реки. Исключение составляют первые двести километров. Оно стало возможным благодаря проекту «Большая Волга», воплощавшемуся в жизнь в 20-м веке. Были построены (с 1932-го по 1982-й) мощнейшие гидротехнические сооружения. Проводилось углубление русла. Строились водохранилища. Водные просторы связывались каналами, давшими доступ к морям. В результате возникла мощная, не имеющая аналогов в мире, воднотранспортная сеть, делающая использование реки Волги человеком наиболее удобным. Безусловно, при этом нарушилась природная экология обширных земельных участков. Какие-то территории были затоплены, а люди выселены. Некоторые специалисты-экологи считают данный проект губительным для Великой реки и всей окружающей ее среды – флоры и фауны, зависимых от Волги. Реализация подобного предприятия оказалась смертельной для некоторых видов растений и животных. Конечно же, в этом присутствует определенное негативное воздействие. Но в целом для человека, позиционируемого как «хозяина природы», для развития человечества как общности значение «Большой Волги» трудно переоценить.

Смотрите так же:  Начало реки угры

Река Волга в хозяйственной деятельности человека

А еще на реке построены одиннадцать электростанций, использующих водный ресурс. Этот каскад был задуман еще в 30-е годы и впоследствии довольно успешно воплощен в жизнь. Были задействованы огромные людские и материальные ресурсы. Порой данные проекты также шли вразрез с сохранением экологии и окружающей природы. Были также затоплены целые деревни и города. Но результат был достигнут: ныне на гидроэлектростанциях Волги вырабатывается более тридцати миллиардов киловатт в час. Причем производство энергии при помощи воды считается в пять раз дешевле, чем на ТЭЦ, например. К тому же это позволяет сэкономить огромные количества угля и ГСМ.

Не имеющая аналогов мире, построенная гидросистема эффективно участвует и в орошении засушливых, но плодородных, территорий Поволжья, среднего и нижнего. Без системы орошения невозможно было бы собирать огромные урожаи на этих землях, и они попросту пустовали бы. Орошение земель дополнительно показывает, какая река Волга. Использование этих почв без нее было бы невозможным.

Ресурс реки активно используется и современными промышленными объектами, в изобилии построенными на берегах. Много химических, машиностроительных, добывающих предприятий. Все они не могли бы в полной мере и таких масштабах производить продукцию без волжской воды.

В последнее время Волга активно используется и как туристический объект. По маршрутам реки существует на данное время более ста туристических линий. Как правило, путешествия осуществляются на современных лайнерах или пассажирских судах, достаточно комфортных. И подобные круизы вниз по Волге становятся очень популярными у россиян и иностранных гостей. А путешествуя неспешно, вы можете убедиться воочию, насколько велики мать-Россия и матерь-Волга.

Использование реки Волги человеком

Кратко в заключение можно сказать, что величайшая река оказала и продолжает оказывать неоспоримое влияние на судьбу русского народа в целом и на каждого россиянина в частности. Нужно только больше уделять внимания очистке вод, предупреждению загрязнения бассейна, и в этом нельзя не согласиться со многими учеными-экологами.

Использование рек, каналы и водохранилища

Из поверхностных вод наибольшее значение в жизни и хозяйственной деятельности человека имеют реки. Реки способствуют экономическому развитию государств. По берегам рек издревле люди создавали свои поселения, с незапамятных времен и до сих пор реки служат путями сообщения. Воды рек используются для водоснабжения населения питьевой и технической водой, для рыболовства и гигиены человека, а в последние годы все более активно — для отдыха и лечения.

Реки широко используются для орошения и полива полей, заключают в себе огромный запас дешевой энергии и благодаря созданию электростанций являются важнейшим источником электроэнергии. С полным правом можно вспомнить древнее изречение: “Вода — это жизнь!”

Опыт постоянного обитания человека на берегах рек подсказал пути кратчайшего перехода из одной реки в другую. Это как бы соединяло разные реки и значительно расширяло возможности их использования для плаваний. В засушливых районах воды рек также с древних времен активно использовались для орошения с помощью отводов части вод на поля (арыки).

Позднее в интересах хозяйственной деятельности человеком стали создаваться постоянные и более грандиозные гидротехнические сооружения. Стали сооружаться каналы, предназначенные для орошения, водного транспорта, обеспечения населения питьевой и технической водой. Каракумский канал несет часть вод Амударьи в Ашхабад, Саратовский канал — воды Волги в заволжские степи, а Северо-Крымский канал — в степи Крыма. Судоходные каналы соединяют естественные морские и речные пути — geoglobus.ru. Они обеспечивают кратчайший водный путь между морями. Главнейшие судоходные каналы России: Волго-Донской (соединяет Волгу и Дон), Беломоро-Балтийский (Белое море и Онежское озеро), Волго-Балтийский водный путь (Волга — Рыбинское водохранилище — Онежское озеро), канал Волга — Москва. Система этих каналов образует сквозной водный путь между Белым и Балтийскими морями на северо-западе и Каспийским, Азовским и Черным на юге.

Каналы перераспределяют сток рек, резко увеличивают расход воды, что может привести и к негативным последствиям: увеличение расхода воды в Амударье уменьшило поступление ее вод в Аральское море. В результате море пересыхает, повысилась его засоленность, а береговая линия отступила на 20, в отдельных местах на 150 км.

Строительство каналов, многочисленных гидроэлектростанций потребовало перераспределения речного стока этих рек во времени, создания запасов воды для нормального функционирования всей системы. С этой целью стали создавать искусственные водохранилища. Крупнейшими водохранилищами в нашей стране являются: Братское на Ангаре, Куйбышевское, Рыбинское, Волгоградское на Волге, Киевское, Кременчугское и Каховское на Днепре, Воткинское и Камское на Каме, а также Цимлянское, Вилейское и другие.

Водохранилища имеют черты сходства с озером и рекой: с первым — по замедленному водообмену, со второй — по поступательному характеру движения вод.

Как крупные сооружения водохранилища нарушают природный баланс местности: происходит затопление плодородных земель, заболачивание прилегающих территорий, вырубка лесов, в реках прерываются генетические миграционные пути рыб, нередко не прогнозируемо меняется погода.

Егор Холмогоров: Будущее русской реки

Вопрос про Волгу, заданный Владимиру Путину, — ключевой для судеб русской цивилизации

На прямой линии с Владимиром Путиным житель Астраханской области попросил президента взять под личный контроль ситуацию с уровнем воды в Нижней Волге. По словам местных жителей, уровень воды в реке упал до критических отметок. Из-за этого нерест рыбы проходит плохо, и некоторые ценные породы рыб, например популяции четырех видов осетровых в дельте Волги, оказались на грани вымирания. Президент отметил, что проблема обмеления в заповедной дельте Волги и выше по течению существует уже много лет. Он поставил задачу чистки русла реки и призвал более внимательно относиться к работе гидросооружений.

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

РЕКИ — НАША СУДЬБА

На эту тему, в отличие от многих других, пресса обратила очень мало внимания. Между тем перед нами один из ключевых вопросов выживания русского этноса и цивилизации. Наши реки мелют и загрязняются. То же происходит с нашими озерами, даже с легендарным Байкалом. Еще недавно все учебники хвастались, что в нем содержатся запасы пресной воды, достаточные для всего мира, и вот уже озеро мелеет, спускаясь ниже критической отметки, о чем и предупреждал в «Прощании с Матерой» и своей публицистике Валентин Распутин.

Тем ландшафтом, адаптация к которому сформировала специфичный облик русского этноса, а затем и цивилизации, является пойменный ландшафт больших и малых рек. Русская цивилизация должна быть определена нами как речная по преимуществу. Ни климатические регионы, ни отличия леса от лесостепи и степи, ни различение равнин, плоскогорий и гор не играли в становлении русского хозяйственно-культурного типа практически никакой роли. Русский одинаково легко приспосабливается к любому ландшафту, если в нем присутствует река или связанное с нею водное пространство — озеро, внутреннее море.

Калязин. Затопленная колокольня Николаевского собора

Русский пейзаж без реки тревожит своей неполнотой. Ни к чему в природе русский человек не обращает столько любви, нежности, благодарности, как к русской реке. Он ласкает ее прозвищами «Волга-матушка», «Дон-батюшка», «Обь-бабушка». Он воспевает ее в бесчисленных песнях и стихотворениях, как ту же Волгу — от ее утеса и подарков ей Стеньки Разина и до песен, таких как «Издалека долго» или «От Волги и до Енисея».

ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ

У меня лично с Волгой свои особые отношения. Нижнего течения, так получилось, я никогда не видел, хотя феномен «Столовой Номер 100» намекает, что пора бы уж и в Астрахань съездить. А вот верхнее течение мне знакомо даже слишком хорошо — в 10 лет я едва не утонул где-то подо Ржевом — меня таким странным способом пытались научить плавать. В итоге мы с Волгой сговорились, не унесла она меня своим быстрым течением? и я остался жив. Хотя, конечно, если уж где и тонуть, то в Волге — величавой и быстрой, стройной и приветливой, с высоким правым берегом, покрытым лесом…

И. Левитан. «Над вечным покоем»

«На реке русский человек оживал и жил с ней душа в душу. — отмечал Василий Осипович Ключевский. — Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов — и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она — его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его… Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Ее великолепные половодья, совершаясь правильно, в урочное время, не имеют ничего себе подобного в западноевропейской гидрографии. Указывая, где не следует селиться, они превращают на время скромные речки в настоящие сплавные потоки и приносят неисчислимую пользу судоходству, торговле, луговодству, огородничеству… Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности».

Место, где берет начало река Волга. Фото: Александра Овчинникова/ТАСС

КОРМИЛИЦА, ЗАЩИТНИЦА, ДОРОГА

Для русских река — кормилица, источник энергии, хранительница, но, прежде всего, дорога. Чаще всего — единственная. Город — основа любой цивилизации. Русский город, по традиции, ставится на высоком берегу у слияния двух рек, тем самым одновременно контролируя водную дорогу и максимально огораживаясь водой и высотой берега от непрошенных гостей. То же правило соблюдается, по возможности, и при основании русского села и в особенности острога. Поставленный на реке острог — идеальное укрепление, поскольку мыслится в русской традиции как потенциально связанный со всеми другими русскими городами и землями при помощи рек, а потому не могущий попасть в осаду.

Смотрите так же:  Река на аляске лета

Эта черта русского речного самосознания ярко проявляется у Михаила Васильевича Ломоносова, когда он характеризует положение Санкт-Петербурга: «Примечая состояние сего места, находим, что пользуемся великим доброхотством натуры, которая на востоке распространяет великия через целое отечество реки для сообщения с дальними асийскими пределами, кое природное дарование усугубить тщится Ваше Величество соединениями водного пути к несказанной пользе сея славныя столица и пристани».

П.П. Верещагин. Набережная Невы

Речь, как видим, идет не об изолированной реке, но о громадной сети рек, существование которой геополитически предопределяет самоосуществление России. «Сверху взгляд на Россию брось — рассинелась речками»,- писал Маяковский. Именно уникальная сеть взаимопроникающих речных бассейнов, сплетшаяся на пространстве от Днестра и Немана до Амура и Колымы, стала тем природным фактором, который делал великую географическую судьбу России неизбежной.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОСТРОВ

Древняя Русь, изображаемая на наших картах мощными мазками, покрывающими невообразимую для раннего Средневековья территорию, на деле должна была бы нами мыслиться как тонкая паутина из поселений, расположенных по рекам Русской равнины на всем пространстве от «Варяг в Греки». Управление речной сетью и торговыми коммуникациями по ней и предопределили значение древнерусской державы. А спаивание славян и варягов в единый русский этнос было обусловлено синтезом варяжских навыков в стратегическом мореплавании и исключительно высокой компетенции славян в освоении внутренних торговых путей. Результаты этого синтеза были настолько впечатляющими, что немецкий хронист Адам Бременский искренне предполагал, что Балтийское и Черное моря связаны проливом, настолько быстрым и легким был для русов переход из одного бассейна в другой. Арабский географ аль-Идриси пишет о «Русской реке», устье которой, кстати, однозначно идентифицируемо с Керченским проливом.

И. Айвазовский. «Из варяг в греки»

Уже в первоначальную эпоху в арабской географической литературе возникает представление об Острове Русов, являющемся сосредоточением их державы. Эта парадоксальная на первый взгляд метафора острова применительно к Русской земле возникает в русской культуре вновь и вновь, контрастируя к восходящими к английскому геополитику Маккиндеру геополитическому мифу о «континентальности» России как Хартленда. В наши дни эту метафору острова вновь оживил геополитик Вадим Цымбурский в своей концепции «Остров Россия».

В.И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком»

«Остров», применительно к России, — это больше чем метафора. Россия отделена от окружающего мира со всех сторон реками, морями и океанами, пронизана бесчисленными внутренними водными путями. Она не впаяна в континент, а напротив — отделена от него большими и малыми водными границами. При этом внутренняя связанность России за счет ее водных путей чрезвычайно высока. Всего за 68 лет после похода Ермака русские землепроходцы сибирскими реками и арктическими морями добрались уже до края земли — мыса Дежнева, Камчатки и Сахалина. Покорение русскими Урала и Сибири стало возможно только благодаря амфибийной военной тактике казаков и землепроходцев.

ОТ РЕКИ ЧЕРЕЗ ОЗЕРО И МОРЕ — В ОКЕАН

Начиная свое движение по рекам, русская история развертывается затем в сторону морей, включая «море de facto» — Каспий, и океанов. Там, где континентальные силы препятствуют развертыванию русского продвижения, оно совершает стремительный морской маневр, самым блестящим примером которого является открытие Геннадием Ивановичем Невельским устья Амура и островного положения Сахалина в ходе экспедиции, начавшейся в Кронштадте.

Геннадий Иванович Невельской

Эта особенность русского восприятия гидросферы ярко выразилась в доктрине морской мощи государства создателя советского океанского флота адмирала Сергея Георгиевича Горшкова. В своеобразную антитезу американцу Мэхену, начинающему свое знаменитое рассуждение о значении флота так: «если бы Средиземное море было ровной пустыней». И далее рассуждает о флоте как о силе, господствующей над этой воображаемой пустыней, русский адмирал начинает с утверждения понятия об океане как о многообразной и живой стихии:

«С древних времен океан привлекал к себе человека своей таинственностью и грозной силой, обещая ему не только средства к существованию, но и путь к неизведанным землям. Он сулил человеку несметные богатства, но и таил большие опасности… Сущность морской мощи государства заключается в возможности наиболее эффективно использовать Мировой океан, или, как иногда говорят, гидросферу земли, в интересах государства в целом. … возможности государства в изучении (исследовании) океана и освоении его богатств, состояние транспортного и промыслового флотов… возможности судостроительной промышленности… наличие военно-морского флота».

Остров Валаам. Фото: Сергей Метелица/ ТАСС

И неясный образ арабского географа ибн-Русте («что касается ар-Русия, то она расположена на острове, окруженном озером»), и «остров Русия» из «Повести о Евфросине Полоцком» наполняются тем самым ясным географическим содержанием. Россия — остров, точнее целый архипелаг на водоеме, состоящем из паутины русских великих и малых рек, озер и морей. Бытие России связано со стоянием на водах, но это не мертвые безжизненные воды, подобные великой пустыне, а живые воды речной поймы, тесно связанные с человеческой жизнью. Море и океан в конечном счете являются для русских продолжением нашего живого пойменного пространства.

ГРУСТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Но какова же ситуация с нашими реками сегодня? Она весьма плачевна. Нам кажется само собой разумеющимся, что запасы пресной воды в России огромны. И это действительно так: 4324 кубических километров в год — таков среднемноголетний уровень наших водных ресурсов. На одну Волгу приходится 238 кубических километров, но ей не сравниться с Енисеем с его 635 километрами и другими сибирскими реками. А наши запасы еще выше — в одном Байкале в многоводные годы было сосредоточено 23 тысячи кубических километров пресной воды.

Енисей

Но на самом деле значительной и самой населенной части России воды не хватает. Если в Сибири водообеспеченность составляет 63 тысячи кубометров в год на человека, то даже в Приволжском ФО — всего 5,5 тысячи кубометров, при реальном расходе 500 кубометров на человека. Еще хуже ситуация в Центральном и Южном федеральном округах — около 2,5 тысячи кубометров. То есть в европейской России мы балансируем на грани того, чтобы израсходовать всю полагающуюся на нас воду.

Решается водная проблема наших больших городов созданием крупных водохранилищ. На одной Волге их девять. Немало их и на больших сибирских реках, где они носят, прежде всего, характер, связанный с промышленностью и гидроэнергетикой. А водохранилища — это затопление огромного массива пойменных территорий, того самого русского вмещающего ландшафта — мы потеряли 4,5 миллиона гектаров земли под затопление, это эрозия речных берегов, это снижение потенциала самоочищения рек, это, наконец, маловодность, с которой мы и начали свою речь. Затопление стало своеобразным символом катастрофы традиционного русского уклада, о чем многократно писал Валентин Распутин.

Но мы уперлись в тяжелую развилку. ГЭС дают не так много электроэнергии в общем балансе, но это чистая энергия, не связанная с сожжением миллионов тонн угля и выбросами в атмосферу. Альтернативой могла бы стать атомная энергетика, которая снизила бы потребность в энергии ГЭС, но не утихшая после Чернобыля фобия ядерных катастроф продолжает подогреваться. Хотя уже совсем не очевидно — что хуже: незначительный шанс большой катастрофы или постоянное умирание ландшафта под воздействием выбросов или в результате издержек гидроэнергетики.

Сброс воды на Богучанской ГЭС. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Вторая проблема — неравномерность распределения нашего населения. Нас много там, где нам не хватает воды, зато мало там, где воды с избытком. У этого есть объективные причины — и исторические (Россия началась в Европе, в центре Русской равнины), и климатические (в Сибири холодно и неуютно). Но все-таки скученность населения в мегаполисах европейской части России приближает исчерпание водных ресурсов. Уже сейчас крупнейшие города европейской части вынуждены брать воду из поверхностного стока, так как подземные источники полностью исчерпаны. А в центре карты бессмысленно расползается Москва, превратившаяся в монструозный гигаполис с латиноамериканским санитарным стандартом, где застройщики охотятся за каждым еще не изуродованным участком земли.

БЕССМЫСЛЕННАЯ СВЕРХУРБАНИЗАЦИЯ

Никакой необходимости в такой концентрации масс населения в деиндустриализированной «либеральными реформаторами» России попросту нет. Да и если новой индустриализации мы все-таки дождемся, то она будет связана с роботизацией, то есть не потребует такой сверхконцентрации населения в городах, как на предыдущей фазе экономической истории. Наша варварская сверхурбанизация — результат коллапса транспортной и социальной инфраструктуры и рентно-сырьевой модели экономики, при которой единственный способ чего-то добиться в жизни — быть поближе к источникам нефтяных и административных ресурсов и зонам статусного потребления. В «нормальной стране» такая модель расселения попросту недопустима.

Байкал. Фото: Эдгар Брюханенко /ТАСС

России предстоит решать проблему более равномерного распределения населения, изменения нашей городской географии со сдвигом на восток. Решить ее непросто, и невозможно это сделать нахрапом. Хотя, возможно, пресловутое «глобальное потепление» нам отчасти поможет, сделав «азиатскую Россию» более привлекательной для жизни, а тихоокеанскую Россию равноправным участником региона, где расположены такие развитые страны, как Китай, Япония, Корея. Хотя в еще большей степени нам нужно помочь самим себе, значительно улучшив коммуникации внутри страны.

Так или иначе, без подобного более равномерного распределения населения по территории России нагрузка на наши водные ресурсы будет критичной, а значит, ресурсы нашего демографического роста окажутся экологически ограниченными. Да и радости русская река будет приносить нам все меньше и меньше, тем самым отчуждая русского человека от самых основ его бытия.

А ведь так хотелось бы, глядя на Волгу, думать не об обмелевшем устье и не о загрязненных водах, а о ее величии и полноводности, так замечательно изображенных Александром Твардовским:

Семь тысяч рек,

Ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих вдаль — семь тысяч рек.

Она со всех концов собрала —

Больших и малых — до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

Related Post

Река лавна карта

В Мурманской области началось строительство угольного терминала «Лавна» Сегодня в Мурманской области прошла торжественная церемония начала строительства угольного терминала «Лавна», который станет одним из ключевых объектов реализуемого проекта развития Мурманского

Сила реки сила сибири

Разманов Владислав Владимирович Начальник службы по связям с общественностью и СМИ Тел.: (+7 3822) 60-33-22, 60-32-88 факс Крупнейшая система транспортировки газа на Востоке России Магистральный газопровод «Сила Сибири» будет транспортировать

Земельные участки в пермском крае у реки

Продажа земельных участков — Пермский край Сохранить мой поиск Показать на карте Продам земельный участок с домом и беседкой, постройками, участок прямоугольный, дом большой с баней, на участке теплица в