Меню

Успенский собор владимира на карте

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Первый храм на этом месте был построен еще во времена Владимира Мономаха. Потом, в XIII веке здесь возвели собор из белого камня, от которого осталась только нижняя часть стен. Выше стены были выложены три века спустя из белого кирпича. Собор неоднократно горел. Фасады храма затейливо украшены орнаментами, львами и женскими масками — узоры вырезаны из гладкотесаного камня.

В монастыре была создана знаменитая Лаврентьевская летопись, повествующая о событиях во Владимиро-Суздальской Руси XII-XIII веках, именно в Рождественской обители было написано Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. Сегодня главной святыней обители являются мощи святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца.

Успенский собор Свято-Успенского Княгининого монастыря

Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире основан в XII веке княгиней Марией Шварновной, женой князя Всеволода Большое Гнездо. Собор монастыря был заложен в 1200 году. Он использовался как усыпальница, в нем были погребены жены и дочери Александра Невского и Всеволода Большое Гнездо, с 1230 года здесь находились мощи святого Авраамия Болгарского.

В конце XV-начале XVI веков собор, разрушенный татарами, был перестроен в традициях раннемосковского зодчества. Он реставрировался в 1926 и 1961 годах.

Современный облик собора, в основном,сохранился с XV-XVI веков. Здание представляет собой одноглавый четырехстолпный храм, с тремя алтарными апсидами, для него характерно широкое членение фасадов. С южной и северной сторон к собору пристроены приделы.

Внутри собора сохранились уникальные настенные росписи 1649 года, работы мастера Марка Матвеева.

В соборе также находится чудотворная Боголюбовская икона Божией Матери XII века.

Колокольня Успенского собора

Сооружённая в 1810 г. высокая, первоначально отдельно стоящая колокольня принадлежит к ярким образцам стиля, сочетающего формы казаковского классицизма и неоготики наиболее представительный памятник этого стиля во Владимирской области (возможно арх. А.Н. Вершинский). Играет значительную роль в силуэте соборного комплекса и всего города.

Дмитриевский собор (Владимир)

Дмитриевский собор находится в городе Владимире. В некоторых источниках он упоминается как «Дмитровский». Он был построен, если верить найденным летописям, в 1191 году, на княжеском дворе по приказу Всеволода Большое Гнездо.

Сам собор известен украшающими его рельефами, которых насчитывается более шестисот. На них изображены святые, некоторые животные — как реальные, так и мифические. Большое количество из этих рельефов сохранилось до наших дней в первоначальном виде. Некоторые из них были заменены при реставрации в XIX веке.

Внутреннюю часть храма украшало огромное количество фресок, и лишь некоторые из них дошли до нашего времени. Одна из фресок, которая сохранилась лишь частями, изображает композицию «Страшный суд».

Успенский собор (Владимир)

Успенский собор во Владимире является одним из самых значимых памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси. Он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси до того, как возвысилась Москва. В нём проходили венчания великих князей-наследников из Владимирской Московской областей. По образу этого собора строилось огромное количество более поздних соборов, в их числе Успенский собор Аристотеля Фиораванти.

У Успенского собора богатая история и изумительный внешний вид, он внесён в объект ЮНЕСКО.

Собор был построен в 1158-1160 годах при князе Андрее Боголюбском. Уже в 1161 году собор покрыли богатыми росписями. По меркам того времени он был очень большим, вся его структура говорила о стремлении ввысь. Камень, из которого построен храм, был только высочайшего качества. Храм гораздо выше Софийских соборов Киева и Новгорода.

Владимир, улица Б. Московская, 56

Успенский собор на карте

Безмолвный свидетель былых лихолетий, устремивший купола выше Софийских соборов Киева и Великого Новгорода, создавался как вызов величию и пышности своих собратьев. Построенный в середине ХII века при великом князе Андрее Боголюбском, храм отличало изысканное внутреннее убранство. И действительно, немецким и греческим иконописцам, ювелирам, архитекторам и другим мастерам удалось создать настоящий белокаменный шедевр. К сожалению, многочисленные пожары и другие перипетии не позволили сохранить памятник белокаменного зодчества в первозданном виде. Облик собора менялся под рукой мастеров и реставраторов средневековья, нового времени и наших дней. Обрывки дошедших до XXI века сведений повествуют о пятиглавом соборе, северная часть которого вместе с аркатурно-колончатый поясом сохранилась по сей день.

Но уже при князе Всеволоде III собор стал перестраиваться, увеличивая внутреннее пространство. Множились галереи, разрастались арки и расширялось священная обитель алтаря. Но все эти метаморфозы гармонично сливались со сводами прежней постройки, создавая одно целое и оберегая великий труд прежних архитекторов. При Всеволоде III в XII веке появляются полукруглые надстройки с внешней части храма, что придает собору сегодняшнюю ступенчатость.

Еще она важная веха в судьбе уникального памятника связана с прикосновением к его стенам рук великих художников прошлого Андрея Рублева и Даниила Черного. В XV веке талантом этих необычайных иконописцев созданы искусные фрески алтарной и западной части храма.

Своему обновлению и бережному сохранению храм обязан мудрости императрицы Екатерины Великой. Выделенная, по тем временам значительная сумма в 14 000 рублей, позволила обновить храм и его внутреннее убранство. Самое глобальное изменение коснулось иконостаса. Место прежнего, деревянного, созданного мастерством Андрея Рублева занял новый — в барочном стиле.

В XVIII-XIX веке величественных храм продолжал меняться, обретая колокольню, арочные проемы и золотой шпиль.

Смотрите так же:  Троицком соборе троице сергиевой лавры

В XX веке собор впервые подвергся не обновлению и перестройке, а научной реставрации, в ходе которой ученых ждал неожиданный сюрприз: взорам реставраторов открылись фрески иконописца далекого прошлого Андрея Рублева.

Современное убранство храма соткано стараниями художников более позднего периода XIX века. До наших дней неумолимое время сохранило лишь частичку души, вложенную художниками эпохи седой старины. Одним из таких творений и, пожалуй, самым масштабным может считаться фрагмент композиции «Страшного суда».

Сегодня новые технологии стремятся оберегать тонкое искусство фресок, трепетно сохранять чистоту белого камня стен и позолоту куполов. Тем не менее, собору периодически необходима реставрация, соблюдение режима влажности и температуры, чтобы сохранить свои богатства на долгие века.

Успенский собор Владимира

Владимир: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Владимира
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (20)
    • Музеи (11)
    • Храмы, соборы, мечети (7)
    • Рестораны и кафе (3)
    • Парки развлечений (1)
    • Автовокзалы (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Забронировать отель в Владимире
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Владимира
    • Советы о Владимире
    • Экскурсии в Владимире
    • Автобус ост. «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» – № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 139
      Автобус ост. «пл. Соборная» – № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152
      Автобус ост. «ул. Гагарина» – № 1С, 5, 6С, 17, 27, 36
      Троллейбус ост. «пл. Соборная» – № 1, 5
      Троллейбус ост. «ул. Гагарина» – № 2, 7, 8

      Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

    • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
    • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
    • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
    • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.
    • Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

      Описание Успенского собора во Владимире

      Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

      Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

      Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

      Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

    • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
    • длина — 22,5 и 30 метров.
    • Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

    • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
    • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
    • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
    • начало XVII века — запустение;
    • 1774 г. — новый иконостас;
    • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
    • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
    • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.
    • В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

      Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

      Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

      Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

      В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

    • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
    • четырехскатной кровлей;
    • приделом во имя Георгия Победоносца;
    • шлемовидными главками (ранее были луковичные).
    • Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

      Интерьер и внутреннее убранство

      Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

      В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

      В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

      В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

    • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
    • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
    • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
    • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.
    • В храме находятся иконы:

    • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
    • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
    • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

    В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

    Фрески Успенского собора

    В интерьере церкви сохранились некоторые фрагменты росписи, созданной еще в XII столетии. Кроме того, здесь присутствуют совместные работы уже зрелого мастера русской иконописи и монументальной живописи преподобного Андрея Рублева и его современника — монаха Даниила Чёрного, почитаемого православной церковью в лике святого преподобного. Эти росписи имеют научно подтвержденную дату создания — 1408 год.

    Наиболее значимая из фресок Рублева, изображающая сцену Страшного суда, выполнена в светлой, торжественно-утверждающей манере, возвеличивающей духовные ценности и справедливость. Такой подход кардинально отличался от традиционно принятого грозного восприятия Судного дня. Изначально композиция занимала всю западную часть собора.

    Владимирский кафедральный собор работает ежедневно с 07:00 до 20:00. Экскурсионное время — с 13:00 до 16:45, кроме понедельника. Часовня открыта ежедневно с 10:00 до 18:00.

    С понедельника по субботу в 07:30 проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 09:00. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

    Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

    Что посмотреть рядом

    Территория соборного комплекса со всех сторон окружена белокаменной оградой.

  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
  • Дмитриевский собор;
  • парк имени Пушкина;
  • Дмитриевский парк;
  • Соборная площадь с памятником 850-летия Владимира;
  • памятник Андрею Рублеву;
  • памятник князю Владимиру и святителю Федору.
  • Как добраться до Успенского собора Владимира

    До остановки «пл. Соборная» следуют:

  • автобусные маршруты — № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152;
  • троллейбусные маршруты — № 1, 5.
  • До остановок «Ерофеевский спуск» и «ул. Муромская» довезут автобусы № 7С, 13С, 54, 55С, 56, 139.

    В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

    • с автобусов — № 1С, 5, 6С, 17, 27, 36;
    • с троллейбусов — № 2, 7, 8.
    • На специальном сайте указано, где находятся ближайшие остановки автобусов и троллейбусов. Справочник маршрутов общественного транспорта Владимира можно посмотреть здесь.

      От железнодорожной станции «Владимир-Пассажирский» и городского автовокзала до Свято-Успенского собора можно дойти пешком за 20 минут или доехать на троллейбусе № 5 до остановки «Соборная площадь» за 7 минут.

      Во Владимире работают мобильные службы такси Rutaxi, Максим, Яндекс. Такси, Gett и др.

      Свято-Успенский кафедральный собор Владимира: видео

      Успенский собор во Владимире

      Уже более 850 лет над рекой Клязьмой во Владимире возвышается белоснежный храм, он хорошо виден издалека. Это кафедральный Успенский собор, в котором великих князей из Владимира и Москвы венчали на княжение. Построенный в 12 веке шедевр древнерусского зодчества послужил образцом для создателей одноименного храма в Москве, а в наши дни он входит в реестр памятников мирового значения. Cобор посвящен Успению Богородицы, в нем проходят регулярные богослужения, а для мирян работает музей.

      В Успенском соборе можно увидеть фрагменты подлинных фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 15 века, росписи 19 столетия и некрополь с захоронениями князей и духовенства, некоторые из которых причислены к лику святых.

      Храм основал владимирский князь Андрей Боголюбский в 1158 г. как усыпальницу для брата и трех своих сыновей и придал ему статус главного храма владимирских и суздальских земель. Для его украшения были приглашены лучшие зодчие, иконописных и золотых дел мастера из Греции, Германии, Киева и Галича. Здание построили из белого известняка и декорировали каменной резьбой. Позже в великокняжеском соборе венчали на престол и хоронили великих владимирских князей, для чего собор расширили, надстроили и пышно убрали. Главной реликвией была Владимирская икона Божией Матери, позднее переданная в Москву, и находящаяся ныне в храме при Третьяковской галерее.

      В 1238 г. татаро-монгольские войска взяли Владимир. Множество горожан вместе с епископом заперлись в соборе, чтобы не сдаться супостату, но воины хана Батыя подожгли храм, и прихожане задохнулись от дыма. Храм обгорел, часть фресок были утеряны, а реликвии похищены, но в 1408 г. сын Дмитрия Донского — князь Василий — взялся восстановить его.

      Для росписи внутренних помещений в 1408 г. пригласили именитых московских иконописцев — Андрея Рублева и Даниила Черного, чьи фрески частично дошли до наших дней.

      Фрагменты изображений на тему «Страшного суда» можно видеть в западной, северной и алтарной частях церкви. Но большая часть росписей, украшающих собор, — это новодел 19 века.

      В 17 веке по указанию императрицы Екатерины II и на ее пожертвования был сделан ремонт храма. Тогда средневековый иконостас заменили на новый, барочный, а в начале 20 века находящиеся на нем иконы работы Рублева отправили в Государственный Русский музей и Третьяковскую галерею.

      В некрополе захоронены великие князья и духовенство, некоторые из них — святые великомученики. Здесь покоятся основатель Успенского собора князь Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын и дочь, мученики Митрофан и Патрикий. Паломники приезжают поклониться к частицам мощей святого Александра Невского — полководца, чьи войска одержали победу над тевтонскими рыцарями на Чудском озере, а также останкам святителей Симона, Максима, Серапиона. Здесь также можно приложиться к иконам Боголюбской, Владимирской, Максимовской Божией Матери (это списки со знаменитых оригиналов).

      Практическая информация

      Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 56. Веб-сайт.

      Посещение собора: для моления — в часы регулярных богослужений (расписание на сайте, вход свободный), для осмотра экспозиции — в составе экскурсии (с 13:30 до 16:30 ежедневно, кроме понедельника).

      Успенский Собор во Владимире

      Два века после крещения Руси ее монументальная архитектура практически не отличалась от византийских образцов. Культурной жизнью государства руководили митрополиты-греки, не склонные поощрять внедрение национальных традиций в православном искусстве. Однако после Любечского съезда (1096 г.) единству Руси было положено конец, и амбициозные северные князья начали проводить самостоятельную политику, которая не совпадает с интересами Киева и Константинополя. Особенно отличился в этом владимирский князь Андрей Боголюбский (1111 — 1174) — он был половцем по происхождению и не признавал сантиментов по поводу Матери городов русских. В 1169 году войска под руководством Андрея разграбили и разрушили древний Киев, забрав оттуда большую часть княжеских богатств, церковной утвари, икон и книг. По замыслу князя, новым центром Руси должен был стать Владимир, где уже десять лет продолжалось бурное строительство.

      Храмы и дворцы новой столицы сводились в новом, невиданном стиле, в котором воплотилась и мощь молодого государства, и стремление покончить с византийским духовным диктатом. Вероятно, князь склонялся к западному христианству, его главным политическим союзником был Фридрих Барбаросса, который, собственно, и послал во Владимир архитекторов, которые руководили строительством новой столицы. Так, благодаря европейским мастерам и награбленным в междоусобицах богатствам была создана уникальная владимиро-суздальская школа, ставшая наиболее значимым явлением в архитектуре Древней Руси.

      Лучшим образцом владимиро-суздальской школы по праву считается белокаменный Успенский собор, построенный Андреем Боголюбским в 1158 — 1160 годах, и значительно расширенный его братом Всеволодом III Большое Гнездо в 1186 — 1189 годах. Согласно своей композиции этот храм является шестистолпным и пятибанным. Сначала он имел три нефа, но после реконструкции в 1189 году их стало пять. Купол Успенского собора достиг высоты 32,3 метра, превзойдя Киевскую и Новгородскую Софии, что, конечно же, имело символическое значение.

      Внешний вид собора определил вкусы архитекторов Северо-Восточной Руси на ближайшие триста лет. Фасады храма были расчленены по высоте на вертикальные сегменты-прясла, завершающиеся полуциркульными закомарами. Между пряслами расположились сложные пилястры с коринфскими капителями и горизонтальный аркатурно-колончатый пояс, выполненный в романском стиле. Стены собора были украшены великолепной резьбой с библейскими сюжетами и зооантропоморфными мотивами. К сожалению, при реконструкции собора в 1189 году значительная часть резного декора была утрачена, лишь часть резных каменных плит была перенесена на новые стены храма.

      От первобытных фресок Успенского собора до нашего времени сохранились только фрагменты, однако в 1408 году храм был расписан Даниилом Черным и Андреем Рублевым, работы которых и сейчас украшают его интерьер.

      Смотрите так же:  Соборы в барановичах