Меню

Убранство лютеранской церкви

Круглая лютеранская церковь (Ronde Lutherse Kerk)

Амстердам: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Амстердама
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (145)
    • Музеи (27)
    • Кофешопы (54)
    • Рынки (13)
    • Площади (52)
    • Магазины и ТРЦ (7)
    • Храмы, соборы, мечети (17)
    • Клубы, концертные площадки (29)
    • Аэропорты (1)
    • Кварталы красных фонарей (2)
    • ЖД вокзалы (9)
    • Фестивали, праздники, шоу (5)
    • Театры (13)
    • Каналы (6)
    • Мосты (4)
    • Национальные парки (1)
    • Зоопарки (1)
    • Парки (3)
    • Кинотеатры (2)
    • Порты (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Туристические офисы (1)
    • Рестораны и кафе (1)
    • Забронировать отель в Амстердаме
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Амстердама
    • Советы об Амстердаме
    • Вопрос-ответ
    • Экскурсии в Амстердаме
    • Круглая лютеранская церковь стала второй лютеранской церковью в Амстердаме. Она была построена в 1668–71 гг. по проекту Адриана Дортсмана. Хотя лютеранам и разрешалось строить церкви (как и евреи, русские и армяне, они считались иностранцами и имели определенные привилегии), им было строго запрещено возводить церкви с башнями.

      Круглая Лютеранская Церковь была построена в 1668—1671 гг. и стала второй — и потому «новой» — церковью лютеранской конфессии в Амстердаме. Старая Лютеранская Церковь просто стала слишком мала для растущей паствы из числа многочисленных иммигрантов-лютеран. Архитектором был Адриаан Дортсман. Лютеранам было запрещено строить колокольни, поэтому Дортсман возводит купольную церковь. В маленькой башенке на куполе, называемой «верхний свет», был изображен лютеранский лебедь.

      18 сентября 1822 года церковь практически полностью погибла в огне пожара — остались только наружные стены — и была перестроена практически в первозданном виде по проектам Т. Ф. Сейса и Й. де Греефа. Они внесли очень мало изменений: купол стал немного выше и был украшен кассетами в романском стиле. Тогда же в церкви был установлен новый орган «Johan Batz».

      Интерьер церкви производит монументальное впечатление. Несмотря на перестройку 1826, внутреннее убранство Круглой Лютеранской Церкви хранит дух эпохи барокко, недаром оно считается едва ли не главным памятником нидерландского барокко XVII века. Стиль самой постройки тяготеет к классицизму.

      Лютеране продали церковь в 1835. После прекращения служб помещение стали использовать под концерты. Там же на протяжении долгого времени проходили ярмарки походного снаряжения. В 1975 здание церкви получило в свое распоряжение находящийся напротив отель «Сонеста», был даже вырыт подземный туннель, по которому постояльцы отеля могли попадать в «конференц- и концерт-зал», устроенный в здании церкви. В 1984 орган претерпел серьезную реставрацию. Хотя впоследствии зданием владели еще другие сети отелей, среди амстердамцев этот дом до сих известен как Сонеста Купол.

      Не прошло и 10 лет после реставрации органа, как в церкви снова случился пожар. Тогда 3-го февраля 1993 в огне погибло все убранство купольного зала вместе с крышей. На серьезную реставрацию ушло 16 месяцев, но теперь церковь снова в полном порядке, если не считать того, что бронзовую крышу в этот раз решили не красить в зеленый, а оставить в первозданном виде.

      Особенности евангелическо-лютеранского вероучения

      В центре евангелическо-лютеранской теологии находится учение об оправдании по милости Божьей (по благодати) через веру. Конкретизировать и развить его можно через принципиальное различие между законом и Евангелием. Согласно лютеранскому вероучению Бог говорит с человеком двумя совершенно разными способами. Эти способы именуются Закон и Евангелие. Закон и Евангелие, согласно классической лютеранской теологии, — это два принципиально различных Слова Божия, два принципиально различных образа, при помощи которых Бог обращается к людям.

      По Мартину Лютеру, закон — это все требования, которые Бог предъявляет людям (как через записанные заповеди в Писании, так и через голос совести), причём требования, по его мнению, заведомо невыполнимые в их падшем состоянии. Главным является требование превыше всего любить Бога. Тем самым закон показывает человеку всю его несостоятельность и греховность, а также приоткрывает ему невероятную святость Божью. Таким образом, единственное, что может закон, по мнению Лютера, — это довести человека до отчаяния.

      Закон должен показывать человеку, что никакие его дела, никакие его качества и усилия не могут ему помочь приблизиться к Богу, бесконечно далёкому в Своей святости. Ведь, идя по пути исполнения закона, стараясь оправдаться перед Богом через исполнение закона, человек так или иначе полагается на себя, на свои дела и силы, а не на Бога и тем самым вольно или невольно ставит себя самого в центр своей религиозной жизни. Поэтому путь закона для Мартина Лютера — это путь «проклятия и только проклятия».

      Лютеранское вероучение особенно подчёркивает: самое главное и, по сути, единственное, что требует от нас Бог, — это то, чтобы люди чтили Его как Бога, т. е. чтобы целиком и полностью в жизни и смерти, во времени и в вечности доверились Богу. Однако грех человека заключается именно в обращённости человека к себе самому, его отдалённости от Бога.

      В большинстве религий, да и во многих христианских церквях учат, что человек сам должен в той или иной мере нравственно совершенствоваться, «работать над собой», грех должен быть преодолён изнутри человеческого существа. И таким образом спасение становится человеческим делом. Человек уповает отчасти на себя самого, и поэтому он не может всё своё упование возложить целиком и полностью на Бога. Таким образом, как ни странно это звучит, согласно лютеранскому вероучению, чем благочестивее и религиознее в традиционном смысле человек, тем дальше он от Бога. В этом трагедия человеческого греха: даже если человек своими усилиями действительно становится лучше, он всё равно тем самым отдаляется от Бога.

      Евангелие, как Слово Божие, учит Мартин Лютер, принципиально иное, чем закон. Оно выражает абсолютное и безусловное принятие человека Богом; ставит отношения человека и Бога на совершенно иную основу. Если человек постигает Евангелие, то он уже не должен что-то делать для своего спасения. Он просто понимает, что уже спасён, спасён без всяких заслуг и усилий со своей стороны. Спасением он обязан только Богу. Человек смотрит уже не на себя, а на Иисуса Христа, уповает только на Него. Это и есть вера: взгляд вне себя, взгляд на Христа, отказ от того, чтобы самому спасать себя, полное и безраздельное доверие одному Богу.

      Лютеранское богослужение и лютеранская церковь

      Главными элементами лютеранского богослужения являются проповедь и таинства. Проповедь — это свободная речь пастора или проповедника, обращённая к конкретной общине, возвещающая Евангелие, весть о Божьем прощении и принятии.

      Таинствами в лютеранском богословии признаются два священнодействия — это крещение и причастие. В крещении через обливание водой верующему возвещается прощение его грехов ради Христа. Крещение младенцев означает то, что только Бог может спасти человека, но не человек сам себя.

      Причастие точно так же возвещает мир с Богом и прощение грехов: «Я могу сомневаться в том, касаются ли меня лично слова пастора о Божьем прощении, но я не могу сомневаться в простом факте своего крещения или в том, что я могу регулярно причащаться». При этом для лютеран причастие (так же, как и крещение) не просто некий знак. Согласно лютеранскому вероучению в причастии человек сталкивается с реальным присутствием Христа.

      Из учения о богослужении вытекает и лютеранское учение о церкви. Церковь (в отличие от православного или католического богословия) — это не «богочеловече-ский организм», не мистическая связь со Христом или «продолжение» Христа в этом мире. Церковь для лютеран — это не посредница в деле спасения и не «сосуд благодати», она сама по себе не обладает спасительной ценностью. Она лишь собрание людей, слушающих Слово Евангелия. Центр церкви и её основание — вне её, в Иисусе Христе. В понимании лютеран церковь — это сообщество людей, сосредоточенных на Иисусе Христе, на Евангелии.

      Евангелическо-лютеранская этика

      Для евангели-ческо-лютеранской этики характерны следующие особенности: реалистичность; евангельская спонтанность и ситу-ативность; положительное отношение к миру.
      Реалистичность лютеранской этики выражается прежде всего в лютеровском учении о двух царствах, которое лежит в основе взаимодействия церкви с государством и обществом. Согласно этому учению, Бог правит в мире двумя совершенно различными способами. Во-первых, Он действует через Слово Евангелия, через безусловное прощение и спасение грешников. Возвещение этого Слова является прямой и непосредственной задачей церкви. Во-вторых, Бог действует через мирские институты, законы и порядки. Задача государственной власти, общественно-политических и экономических институтов — заботиться о земном благе людей, решать их внешние проблемы и сдерживать зло. Эта область жизни тоже управляема Богом.

      Мирская жизнь не автономна. Она тоже в руках Божьих. Однако здесь Бог управляет совершенно другим способом. В мирской жизни действуют другие законы, чем в провозвестии Евангелия. Например, вполне может быть применено насилие с целью противостояния злу (необходимость полицейских сил или армии обосновывается именно этим).

      Задача государства и общества — заботиться о благе человека. Церковь должна признавать эту задачу государства, уважать и принимать её. Это может выражаться прежде всего в молитве о государстве, властях, об успехах в политической или экономической жизни. Церковь, будучи социальным институтом, не может уклоняться от выполнения других, пусть второстепенных для неё, но всё же важных задач. Там, где государство не выполняет свою основную задачу или выполняет её недостаточно хорошо, церковь может и должна критиковать его, предлагать пути решения проблем: призывать отказаться от избыточного применения насилия или противостоять ксенофобии, распространённой в обществе, и т. д. Тем не менее церковь не может брать на себя проблемы государства, хотя должна оказывать сопротивление государству, если оно навязывает ей формы жизни, противоречащие Евангелию. Так было в нацистской Германии, когда многие церковные деятели активно выступали против государственного преследования евреев, спасали обречённых на отправку в концлагеря и смерть людей.

      Второй особенностью лютеранской этики является евангельская спонтанность и ситуативность. Например, в дискуссии, нужно ли подавать милостыню нищему, если заведомо знаешь, что он распорядится ею не лучшим образом, мнения расходятся. Типичный ответ — милостыню подавать нужно, ведь она важна не столько для нищего, сколько для тебя самого. Лютеранство категорически против этого, так как считает, что доброе дело только тогда является по-настоящему добрым, если совершается не из желания заслужить одобрение у Бога или даже улучшить самого себя, а из спонтанного и бескорыстного желания помочь ближнему. Поэтому подлинно нравственным импульсом является не исполнение абстрактного закона, общих заповедей, а поиск способа эффективной помощи нуждающемуся человеку. Соответственно лютеранин в ситуации, требующей этического решения, ориентируется не только на «вечные» нормы и заповеди, но и на конкретную ситуацию, в которой он оказался и которая, может быть, требует нетрадиционного подхода.

      Отсюда исходят две особенности лютеранской церкви: первая — кажущаяся «сухость и бюрократичность» (ведь необходимо точно выявить нужду и определить пути помощи), но в то же время эффективность её социального, диаконического служения. Вторая — большая, чем у других церквей, готовность к новым, нестандартным подходам в решении этических вопросов, с полным осознанием своей ответственности за эти решения: поступать не по написанному закону, а по любви. Любовь же очень конкретна, она всегда смотрит на конкретную нужду конкретного человека, а не на некие вечные принципы.

      Третьей важнейшей особенностью лютеранской этики является положительное отношение к миру. Истоки такого отношения также были заложены Мартином Лютером, и суть их в следующем. Средневековая культура была во многом культурой аскетизма. М. Лютер открывает человеку совершенно другой взгляд на мир. Он создан Богом на радость людям, поэтому истинная духовность не может заключаться в бегстве от мира. Только живя в мире, можно жить подлинно духовной жизнью. И более того, жить в мире не значит принимать на себя всё трудное и печальное и избегать радостей мира.

      Для Лютера религиозная жизнь, подлинная духовность не только включала в себя телесный аспект, но и требовала его. Телесность — неотъемлемый аспект человеческой жизни. Согласно убеждению лютеран, мы не должны делить свою жизнь, свои потребности на «возвышенное» и «низкое», «бездуховное». Отказываться от человеческих потребностей — значит противостоять Богу. Для лютеранской этики в чувственности человека нет ничего постыдного.

      Разумная реализация потребностей и чувство ответственности перед Богом и ближними — вот что определяет поведение человека. Поэтому сплочённая многодетная семья представляется наиболее естественной и предпочтительной формой организации человеческой жизни, и тем не менее с точки зрения лютеранской церкви трудно раз и навсегда провести абсолютно чёткие границы допустимого. Поэтому многие современные лютеранские богословы, всячески подчёркивая безусловную ценность семьи, всё же готовы вести критический диалог и о других формах реализации человеческой сексуальности, ни в коем случае не пропагандируя её сомнительные формы, но в то же время внимательно относясь к нуждам и потребностям конкретных людей. Например, активные дискуссии ведутся по проблеме церковного отношения к незарегистрированному официально «гражданскому браку». Большинство богословов не отвергают добрачные интимные отношения.

      Божьим призванием в лютеранстве становится любой честный труд. Но не только работа, профессия является призванием, призванием является и повседневная семейная жизнь. Лютер считал, например, великолепным, что отец меняет и стирает детские пелёнки, люди насмехаются над этим, но зато Бог вместе со всеми ангелами улыбается этому. По Лютеру, настоящая духовность, духовное призвание — честно вести простую, мирскую, семейную жизнь. Для лютеран идеалом являлась и до сих пор является дружная, многодетная семья. При этом сегодня подчёркивается равноправие и необходимость взаимного служения друг другу мужчины и женщины. Патриархальное распределение ролей как в семье, так и в обществе считается изжившим себя.

      Организационная структура и особенности религиозной практики

      Каждая лютеранская церковь является независимой. Нередко на территории одного государства может существовать сразу несколько лютеранских церквей, отличающихся друг от друга своими историко-этническими корнями, традициями или богословием. Единого центра, способного принимать обязательные для всех лютеранских церквей решения, не существует. Тем не менее подавляющее их большинство объединены во Всемирную Лютеранскую Федерацию, занимающуюся развитием внутриконфессиональных связей, а также отношениями с другими христианскими сообществами. Всемирная Лютеранская Федерация большое значение придаёт и гуманитарному, социальному служению в мире.
      Каждая местная община решает свои вопросы на своём собрании, а в промежутках между ними общиной руководит церковный совет (совет общины) совместно с её пастором. Несколько общин одной церкви и одного региона могут быть объединены в пробство (деканат) с пробстом (деканом) в качестве духовного руководителя. Необходимо учитывать, что церковное служение в лютеранстве значительно отличается от того служения, которое существует в некоторых традиционных церквях (особенно православной и католической). Пастор в лютеранстве по своему духовному статусу не отличается от остальных верующих. Каждый верующий в силу Крещения является священником, т. е. не нуждается в посредниках в своих отношениях с Господом и имеет право и духовную способность проповедовать Слово Божие (учение о всеобщем священстве верующих). Однако поскольку в церкви необходим порядок, то во избежание хаоса служение публичной проповеди и преподания таинств, как правило, поручается лишь отдельным, специально назначенным на это людям — пасторам. В этом смысле служение пастора ничем не отличается от любого «мирского» призвания. Оно ничуть не более «священно». Пастор не обладает никакой особой «благодатью» или особыми «духовными дарами». Духовные предпосылки для своего служения он получает не в результате ординации (рукоположения), а, как и любой другой верующий, ещё в Крещении. Необходимость пасторского служения имеет скорее не духовную, а организационную, техническую природу.

      Поскольку пастор не является священником в католическом или православном смысле слова и в духовном смысле ничем не отличается от других верующих, поскольку во Христе, в свете Евангелия, стираются внешние различия между людьми, то в большинстве лютеранских церквей на пасторское и епископское служение призываются как мужчины, так и женщины.

      Порядки богослужения в разных лютеранских церквях и общинах могут быть различными. Лютеранская церковь в этой области готова к восприятию совершенно новых подходов, равно как и к возрождению древних традиций. Важным для лютеран является обряд конфирмации, на котором девушки и юноши (после соответствующего, иногда многолетнего обучения) публично свидетельствуют о своей вере и получают благословение от пастора. Этот обряд вырос, с одной стороны, из таинства миропомазания, до сих пор сохраняющегося в православной или католической церкви, с другой стороны, из необходимости наставления молодёжи в вопросах вероучения.

      Заключение брака сопровождается красивым и торжественным обрядом венчания, которое, однако, таинством не считается. Оно является лишь молитвой о новобрачных, их обетом вести христианскую жизнь в браке и их благословением на совместную жизнь. Брак понимается как «светское дело» (Лютер), и моментом его заключения считается момент его официальной регистрации. Разводы не запрещаются. Повторное венчание также является возможным, хотя и требует более тщательной предварительной душепопечительской беседы с пастором.

      Во время богослужений и официальных актов пасторы и проповедники лютеранской церкви, как правило, носят специальные облачения. Это может быть чёрный талар (то же, что и знакомая всем судейская мантия) или более древнее, традиционное западноцерковное белое облачение — альба. Никакой специально предписанной внебогослужеб-ной одежды не существует, однако многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой). В некоторых церквях каждый пастор носит служебный наперсный крест, в других такие кресты имеют право носить лишь пробсты и епископы.

      Лютеранские церкви могут быть построены в любом архитектурном стиле. В случае если у той или иной общины нет церковного здания, она может проводить свои богослужения в любом технически подходящем для этого месте или даже под открытым небом.

      Во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Огромную роль в жизни лютеранской церкви играет музыка. С самого начала движение Реформации завоёвывало новых сторонников своими песнопениями. И сейчас лютеранское богослужение невозможно представить себе без общинного пения. Это могут быть переложенные на современный язык древнецерковные песнопения, хоралы времён Реформации (многие из которых написаны самим Лютером), песнопения более поздних времён, современные духовные песни из разных стран и традиций.

      Почти в каждой лютеранской церкви установлен орган. Без имён таких церковных музыкантов и глубоко верующих лютеран, как, например, Дитрих Букстехуде или Иоганн Себастьян Бах, невозможно представить себе мировую культуру. Имея такое богатое наследие, лютеранская церковь и сегодня большое внимание уделяет сохранению и развитию музыкальной культуры. Убранство лютеранской церкви может быть очень скромным, создающим ощущение пустоты. Такое, какое описал Ф. Тютчев в своём знаменитом стихотворении: Я лютеран люблю богослуженье, Обряд их строгий, важный и простой — Сих голых стен, сей храмины пустой Понятно мне высокое ученье.
      (Я лютеран люблю богослуженье. )

      Но лютеранская церковь может быть и богато украшенной, полной картин и скульптурных изображений.

      Единых правил и канонов здесь не существует. Важно лишь, чтобы всё убранство церкви и всё происходящее на богослужении помогало верующим сосредоточиваться на восприятии Евангелия. Свои отношения с другими христианскими церквями лютеранство строит на принципе взаимоуважения и взаимной заинтересованности.

      Плодотворный диалог на самых разных уровнях лютеранские богословы ведут с православной, католической церквями и другими христианскими конфессиями. Хотя здесь до полного церковного общения ещё очень далеко, лютеране надеются, что принцип примирённых различий может в конце концов оказаться продуктивным и в отношениях с этими церквями.

      В России первые лютеране появились уже в XVI в. Первая лютеранская церковь в Москве была построена в 1576 г., спустя несколько десятилетий после Реформации.

      Общая численность российских лютеран на сегодня — 50—150 тыс. человек.

      Дворянский род Рогге (Rogge)

      Российские немцы – истоки

      Немецкие лютеранские общины и их церкви

      Важнейшим наряду отличительным признаком русских немцев были их конфессиональная принадлежность жизнь. Подавляющее большинство русских немцев, до 3/4 от общего числа, исповедовали лютеранство, поэтому расселение немцев повсюду естественным образом сопровождалось возникновением лютеранских общин их церквей.

      Первые лютеране появились в XVI веке — столетии возникновения лютеранства, царствования Василия III (1505–1533). Это были ценные специалисты, главным образом, военные. Политику привлечения иностранных специалистов продолжил Грозный (1547–1584), причем многие из этих специалистов-лютеран попали военнопленных Ливонской войны (1557–1582). Вместе их проповедниками пленные были расселены Владимире, Нижнем Новгороде, Костроме Проповедники совершали богослужения, отправляли таинства, вели душепопечительскую работу для своих товарищей Так возникли первые лютеранские общины правления Ивана Грозного стало столь много лютеран, что царь разрешил им построить собственную церковь. Так, году была воздвигнута первая лютеранская церковь позже освященная во имя Св. Михаила. В XVII веке число лютеран постоянно увеличивалось, среди них были военные, пушкари, медно- купцы, врачи, аптекари. лютеран пасторов имеются сведения для Москвы, Архангельска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Перми, Тулы. из этих городов в XVII веке строятся лютеранские церкви.

      Принципиально новый этап проникновения лютеран принесла эпоха петровских преобразований. Громадное число лютеран переселилось иностранных специалистов, которым Петр I открыл поистине безграничный доступ 1702 года среди многих привилегий Петр I наделил иностранцев свободой вероисповедания. Отныне они могли строить свои церкви проводить богослужения таинствами месте города, как это было прежде — за городской чертой слободе. В XVIII веке лютеранские общины основываются — пунктах интенсивной деятельности иностранных специалистов. Прежде всего это — Санкт-Петербург (моряки, корабелы, гидротехники, строители, управленцы), Екатеринбург (1720), Барнаул (1745), где концентрировались мастера горнорудного дела. Гарнизоны количеством военных-лютеран предопределили возникновение лютеранских общин (1718), Иркутске (1720-е), Смоленске (1740), Казани (1767), Оренбурге (1767), Омске (1792), Полоцке (1775).

      Новую громадную группу лютеран составили немецкие колонисты, привлеченные манифестом Екатерины II от 22 июля 1763 года. политики Екатерины II, продолженной Александром I, были заселены безлюдные области течении Волги, на юге Малороссии, Причерноморье Северном Кавказе, где возникли лютеранские общины церквями.

      Единые правовые основы существования богослужебные правила дал российским лютеранам «Закон -лютеранской церкви » от 1832 года. все лютеранские общины объединялись церковь, которой стояла Генеральная консистория, подчинявшаяся через посредство министра внутренних дел императору. Генеральной консистории было называемое «Особое заседание» для реформатских общин. Генеральной консистории было округов, шесть из которых располагались провинциях, два — Петербургский — охватывали практически всю империю: первый — запад Европейской части России — территорию от Москвы океана. Новый закон обеспечивал лютеранской церкви государственную поддержку, способствовал развитию форм солидарной поддержки сильных общин слабым. мощный толчок церковных зданий, образовательных учреждений лютеран. направлении действовала основанная году «Вспомогательная касса для Евангелическо-лютеранских общин », которая также обеспечивала жалованье духовенству семьям общинах.

      По официальной церковной статистике на 1905 год -Петербургском консисториальном округе было 117 приходов с 145 церквами, числе 107 каменными. располагались 89 — местности. -Петербургском консисториальном округе проживала 641 тыс. лютеран, 390 тыс. из которых были немцы. Московского консисториального округа соответственно находилось с 142 церквами, них были каменные, 105 — местности. Общее число лютеран консисториальном округе достигало 459 тыс. человек, 411 тыс. числе были немцами.

      Самым крупным проживавших лютеран городским центром империи, конечно, городов Остзейских провинций, являлся Санкт-Петербург. На 1905 год из его населения, равного примерно 1 млн. 300 тыс. жителей, лютеран насчитывалось 93 тыс. человек, числе 42 тыс. немецкого происхождения, или даже 45 тыс., если считать 3 тыс. членов Немецкой реформаторской общины.

      К началу XX веке имелось общин, при этом них были немецкими, включая две смешанные: эстонско-немецкую -немецкую. Образование этих общин своими корнями уходит основания города значительного числа иностранных специалистов-лютеран. Первая лютеранская церковь -Петербурге — маленькая деревянная башенкой — была построена уже основания города (1703) крепости, среди персонала которой было много лютеран. трети XVIII веке возникли крупнейшие лютеранские общины Санкт-Петербурга: Св. Петра, Св. Анны

      Община Св. Петра возникла на левом берегу Невы вблизи Адмиралтейства, наиболее влиятельные представители немецкой диаспоры. года они вместе евангелическими христианами собирались на богослужения вице-адмирала русского флота Корнелиуса Крюйса. году немецкие лютеране выделились группу, а году освятили во имя Св. Петра свою первую церковь на Невском проспекте. составу, богатству, влиянию она стала самой блестящей лютеранской общиной России. Патронами общины были высшие сановники империи граф Б.К. Миних А.И. Остерман, герцоги Ольденбургские, близкие родственники правящей династии. входили многие представители остзейского дворянства из числа бюрократической элиты России (графы фон Сивере, бароны фон Бреверн, фон Остен-Сакен, фон Мейендорф, фон Будберг и т.п.), чиновники всех видов банкиры (Штегельман, Штиглиц), предприниматели (К. Тур), ученые, архитекторы (А. Поль, М. Месмахер), врачи, аптекари, ремесленники. Число членов общины году составляло 17 606, а — 15 000 человек. году было освящено новое здание церкви Св. Петра на Невском проспекте, построенное известным архитектором А. Брюлловым. Оно стало самой большой лютеранской церковью России, вмещавшей 3 000 посетителей картинами Ганса Гольбейна Младшего Брюллова. Община Св. Петра обладала крупной недвижимостью, широкой сетью разнообразных благотворительных учреждений. Европейской известностью пользовалась её школа, Petri-Schule, — основанная XVIII веке гуманистическая гимназия.

      Община Св. Анны зародилась центре активности иностранных мастеров: Литейного двора месте дислокации военных специалистов. Датой её рождения считается 1719 год, когда И.Л. Шаттнер, полевой проповедник дивизиона генерал-майора фон Бона начал проводить богослужения для всех окрестных лютеран Берг-коллегии. оформившаяся община выстроила поблизости собственную церковь на улице, получившей поэтому название «Кирочная», году эту церковь во имя Св. Анны. Позднейшее каменное здание церкви Св. Анны (1779) было творением знаменитого петербургского архитектора совета общины Св. Анны Ю. Фельтена. Это легкое, изысканное здание, завершающееся части полукруглой ротондой, поддерживаемой изящными ионическими колоннами, относится творениям петербургской архитектуры раннего классицизма. здание сильно пострадало от пожара 2002 года

      К 1905 году Св. Анны насчитывалось 11 тыс. членов, людей, буржуазных слоев столичного общества. Она содержала несколько приютов, знаменитую Санкт-Петербургскую гимназию Annen-Schule.

      Особенно много петербургских немцев проживало на Васильевском острове. XVIII века там возникли порт, таможня, биржа, основана Академия наук. Неудивительно, что районе средоточия немецких специалистов также появилась лютеранская община. Её каменное здание — прекрасное классическое здание Ю. Фельтена — было году освящено во имя Св. Екатерины. Сама община, однако, возникла ранее — году. XIX века насчитывалось 8 тыс. членов, эта цифра осталась неизменной и году. Публика была несколько скромнее: ремесленники, купцы, аптекари, врачи, служащие университета, Академии художеств, Академии наук, военные. по 1844 год патроном общины Св. Екатерины был граф А. Бенкендорф, шеф жандармерии, гонитель революционных идей.

      На Васильевском острове году императрицей Анной Иоанновной был основан Дворянский кадетский корпус подготовки офицеров для русской армии. Так как среди его воспитанников находилось множество отпрысков остзейского дворянства, учредили должность лютеранского пастора. Службы стали посещать близлежащих кварталов, так образовалась община при кадетском корпусе, маленькая церковь которой позже была освящена во имя Св. Михаила, «знаменосца небесного воинства». Только году общине удалось построить собственную церковь на Среднем проспекте Васильевского острова (архитектор К. Бульмеринк), единственное -Петербурге здание стиле. из 2 тыс. членов.

      После присоединения Остзейских провинций XVIII века на берегах Невы стали появляться эстонские лютеране, их небольшие группы обслуживались при немецких общинах немецкими пасторами из Прибалтики, знавшими эстонский или латышский языки. XIX век отмечен очень быстрым ростом групп эстонских лютеран, что объясняется бурным процессом индустриализации русской столицы притоком рабочей силы из Остзейских провинций. Эстонцы составляли неимущие группы населения, поэтому постройка их церквей оказалась возможной только после крупных пожертвований из государственной казны. году была освящена латышская церковь Христа Спасителя на Загородном проспекте, а году — эстонская церковь Св. Иоанна. Латышская община насчитывала году 10 тыс. членов, — 23 тыс. членов. Каждая из двух общин, однако, включала часть, которая общине достигала 2 600 человек, а равнялась 500 членам. Сравнительно небольшая, особенно общине, часть немецких членов, однако, была намного состоятельнее остальных прихожан на себе основную финансовую нагрузку, поддерживая своими весомыми взносами благотворительные учреждения школы общин.

      Сравнительно поздно возникла община Св. Марии на Петроградской стороне. Её причудливое деревянное здание средневековой романтики было освящено году. Она предназначалась для обрусевших, небогатых немцев, утративших язык предков, единственной -Петербурге, где богослужения наряду проводились русском языке. Характерно, что разрешение на проведение русскоязычных богослужений от властей пришлось ждать долго. Власти боялись миссионирующего воздействия проповеди Евангелия на коренное русское население, ведь смена православия на другое вероисповедание для русских Российской империи была запрещена до 1905 года.

      Я лютеран люблю богослуженье,
      Обряд их строгий, важный
      Сих голых стен, сей храмины пустой
      Понятно мне высокое ученье.

      Постройка церкви финансировалась из государственной казны кассы для евангелическо-лютеранских общин году община насчитывала 2,5 тыс. членов, при ней имелись сиротский дома, школа.

      Еще четыре лютеранских общины -Петербурге, членов от 300 состояли при образовательных учреждениях, одним из которых, например, был Евангелический госпиталь.

      Хотя каждая из санкт-петербургских лютеранских общин содержала целый ряд собственных благотворительных заведений, они создали вместе немало подобных учреждений, служащих задачам христианского просвещения ближнему. Кроме Евангелического госпиталя это, например, были Евангелическая городская миссия, Евангелическая библиотека, газета «St. Petersburger Evangelisches Sonntagsblatt», Заведение для поддержки прислуги евангелического вероисповедания, Приют Св. Эммануила для эпилептиков и т.д. школы, большинство из этих заведений было открыто для людей разных вероисповеданий

      Для санкт-петербургских немцев, живших окружении, жизнь их церковных общин была особенно дорога. Это был неповторимый сплоченный мир, где они были только между собой, говорили только на родном языке и культивировали собственные религиозные, культурные традиции Герман Дальтон, пастор Немецкой реформатской общины так писал об этом году: большей степени, чем за границей, для немцев здесь их церкви, церковные школы, общины учреждения при них являются прекрасными согревающими очагами, вокруг которых они собираются которых исходят импульсы духовной жизни».

      Следует отметить, что государственные власти относились лютеранским общинам столице исключительно благоприятно вплоть до 1914 года. Изначально их члены были для них очень ценными специалистами, надежными сотрудниками, многие из которых достигли большого веса среди государственной элиты России. деле, ведь, несмотря на национальные различия, петербургские немцы своем уже поколениями были русскими гражданами особой верноподданностью власти. Интересно, что церкви они освящали во имя небесных покровителей царствующих особ. жизни они старались откликаться на все важнейшие события Так, например, русско-турецкой войны 1877–1878 годов совместными силами лютеранских общин города при Евангелическом госпитале был создан Евангелический полевой лазарет, отправившийся на фронт впоследствии образом русско-японской войны 1904–1905 годов мировой войны.

      Хочется отметить также, что своими церквами постройками немецкие лютеране внесли неповторимый вклад западноевропейского облика Санкт-Петербурга.

      Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

      Петрикирхе — лютеранская церковь Святых Петра и Павла

      В нескольких шагах от Невского проспекта можно увидеть Лютеранскую церковь святых Петра и Павла – старинное сооружение с двумя башенками и фигурами святых перед входом. В настоящее время это действующий храм, история которого началась во времена строительства Петербурга.

      Земля для возведения храма была дарована лютеранам указом Петра II в 1727 году. Через год на этом месте заложили первый камень.

      Всего два года понадобилось для завершения строительства. Храм был освящен в 1730 году в честь святых Петра и Павла.

      Сооружение было выстроено из кирпича, венчала его деревянная башенка. Храм мог вместить одновременно до 1500 человек. Через несколько лет рядом с церковью выстроили два дома, в которых размещались школа и жилье для служителей храма.

      Здание церкви постепенно разрушалось, и в 1832 году приняли решение о сносе старого и постройке нового культового сооружения. В проведенном конкурсе проектов победителем стал Александр Брюллов. Новую церковь достроили в 1838 году.

      Главным украшением храма стало полотно Карла Брюллова с изображением распятия. В шестидесятые годы XIX века в башне появились колокола. Капитальный ремонт здания был проведен в конце столетия. Автором работ по изменению внутреннего убранства и приведению его к единому стилю стал М. Месмахер. Оформление интерьера было выполнено с яркой полихромной росписью. В это же время перед входом установили мраморные фигуры двух апостолов.

      Двадцатый век стал разрушительным для многих культовых сооружений. Храм закрыли, имущество экспроприировали, служителей церкви расстреляли. Долгое время здание использовали не по назначению. В 1958 году советская власть решила устроить в здании лютеранской церкви бассейн.

      С началом перестройки появилась возможность вести переговоры о возвращении храма верующим. Здание вернули лютеранской общине в 1993 году, тогда же церковь стала Кафедральным Собором.

      Внутреннее убранство

      Протестантские церкви отличаются простотой убранства и некоторым аскетизмом. Церковь Святых Петра и Павла не является исключением. Величие храма подчеркивают выкрашенные в белый цвет стены.

      Восстановить внутреннее убранство реставраторы не смогли, слишком большим изменениям подверглись внутренние помещения

      Новый зал для богослужений расположен сейчас прямо над чашей бассейна. Уровень пола был поднят на 4 метра, что привело к нарушению акустики. Подвалы храма расписаны христианскими символами в 2000 году и носят название «катакомбы». Под алтарем оборудована часовня и установлен крест. Стены, выкрашенные в белый цвет, подчеркивают величие храма.

      Внешнее убранство

      Внешне сооружение напоминает лютеранские храмы, возводимые в Западной Европе в середине прошлого тысячелетия. На главном фасаде расположена арка и две трехъярусные башни. В центре на карнизе – фигура херувима с крестом. С обеих сторон от главного входа установлены фигуры святых Петра и Павла. Внешнее убранство строго и немногосложно.

      Фигура святого Павла возле Лютеранской церкви. Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того был гонителем христиан.

      Расписание богослужений в 2019 году

      Воскресенье

      • 11.30 – богослужение со Св. Причастием в соборе на русском языке
      • 14.00 – богослужение в капелле на французском языке
      • Четверг

      • 19.00 – богослужение со Св. Причастием в капелле на русском языке

      Режим работы в 2019 году

    • Церковь Святых Петра и Павла работает ежедневно без выходных
    • Время работы с 10:00 до 21:00
    • Адрес

      Невский проспект, дом 22

      Метро

    • Невский проспект
    • Адмиралтейская
    • Как добраться

      5-10 мин пешком от станций метро

      Церковь Святых Петра и Павла приглашает сегодня всех желающих на экскурсии по катакомбам, стены которых покрыты росписью Адама Шмидта. Можно увидеть также чашу бассейна, напоминающую о трагической истории русских немцев в советское время.

      Кирха Евангелическо-Лютеранская

      Евангелическо-Лютеранская церковь

      Первые немецкие переселенцы на территории современного Башкортостана появились в XVII в. – они несли службу в уфимском гарнизоне. Около трёх веков назад на территории нашего края в связи с освоением месторождений полезных ископаемых, прежде всего меди, а также строительством заводов для их переработки стали появляться специалисты из Западной Европы, главным образом исповедовавшие лютеранство немцы. Пик миграции немецких переселенцев в Уфимскую губернию приходится на годы столыпинской аграрной реформы. По переписи 1897 г. в губернии было чуть больше одной тысячи немцев, через 15 лет – уже около 4 тысяч человек. В 1810 году в Златоусте была построена лютеранская церковь – кирха (или кирка). А через сто лет, в ноябре 1910 года, евангелическо-лютеранский приход был образован и в Уфе. В начале прошлого века крупный уфимский промышленник, производитель строительных материалов, немец Фек решил построить в Уфе культовое сооружение для лютеран. Возможно, инициатором возведения храма, была его супруга, которая занималась благотворительностью. Первая подвода со стройматериалами пришла на территорию в 1900 году, а спустя десять лет в церкви прошла первая служба. Здание из красного кирпича было передано в дар приходу.

      Кирха на улице Самарской (ныне Белякова) – одноэтажное кирпичное здание с крытой железом крышей, стала вторым лютеранским храмом в Уфимской губернии. Разрешение на открытие храма дал уфимский губернатор Ключарёв, посетивший возведённую кирху. Первый обряд провел самарский пастор фон Энгельгард.

      В полном соответствии с лютеранским вероучением уфимская кирха была выстроена в строгих формах, восходящим к готике и барокко. Оканчивающиеся немудрёными пинаклями контрфорсы здесь всего лишь признак стилизаторства, а не элементы несущей конструкции, как это принято в архитектуре готики. Оригинальные архивольты над окнами, это никак не килевидные арки, а тоже элемент стилизаторства, напоминающий, скорее, деталь псевдорусского стиля здания московского ГУМа, нежели готику. Не известный нам зодчий настолько увлёкся проектом в духе неоготики, или даже кирпичной неоготики, что порой не замечает, что его творение больше начинает походить на некий изящный образец так называемого кирпичного стиля. Тем не менее, здание выглядит солидно и естественно.

      Внутреннее убранство кирхи отличалось скромностью и простотой: три иконы, фисгармония, скамейки для прихожан, деревянная и мельхиоровая утварь. Причт состоял из одного пастора. Так как прихожанами являлись обрусевшие выходцы из Германии и Прибалтики (95 немцев, 26 латышей, 12 эстонцев и 1 русский), богослужение велось на трёх языках – немецком, латышском и эстонском.

      Место для постройки кирхи было выбрано не случайно. После открытия в 1888 году Самаро-Уфимской железной дороги (через два года она была продлена до Златоуста) в город стали прибывать сотни новых жителей. Главным местом их расселения стала как раз Северная слобода, возникшая между Уфой и Софроновской пристанью в период строительства железной дороги.

      Начавшаяся война с Германией и Австро-Венгрией не повлекла закрытия кирхи (равно как и запрета так называемой австрийской старообрядческой общины). В октябре 1927 года Евангелическо-лютеранское религиозное общество заключило договор о получении здания в бессрочное и бесплатное пользование. Однако уже в июле 1930 года договор был расторгнут по причине якобы отсутствия ремонта, председателя общества Маргариту Теодоровну Линке привлекли к уголовной ответственности, обвинив в халатности, а храм передали паровозоремонтному заводу. В здании долгое время находилась база Советского райпродторга. Несколько лет назад на месте церкви хотели возвести бизнес-центр, но в конечном итоге в 1992 году здание передали в пользование общине, и указом Верховного совета республики кирха в числе других сооружений была взята под государственную охрану. Сейчас лютеранскую церковь посещает около пятисот уфимцев.

      Смотрите так же:  Свитлыця белая церковь мебельная фабрика