Меню

Троицкий собор чертеж

Свято-Троицкий кафедральный собор

Г лавный храм Калуги — Свято-Троицкий кафедральный собор — располагается в историческом центре города. Безопорный купол этого храма — первый в России по величине, он на 2,5 метра больше купола Казанского собора в Санкт-Петербурге. Жители города называют собор сердцем старой Калуги.

Внешний облик и интерьер храма

Рисунок и чертеж собора хранятся в Центральном государственном историческом архиве, на них стоит личная подпись архитектора Ивана Ясныгина, который еще в конце XVIII века спроектировал план и фасад храма.

Чертеж первого иконостаса принадлежал известному архитектору Матвею Казакову, он был выполнен в стиле ампир и достигал 8 метров. После революции иконостас покинул стены собора, его дальнейшая судьба неизвестна. Проект нового многоярусного иконостаса в древнерусском стиле только в 2000-х годах разработал протоиерей Александр Кадин, его высота — 18,9 метра.

Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, Северный придел — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Южный — в честь Калужской иконы Божией Матери. Собор хранит списки чудотворных икон Калужской, Черниговской и Иверской Божией Матери, а также переданные из художественного музея иконы XVIII века — Святой Троицы, Воскресения Христова, святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца.

По воспоминаниям калужан, в стенах собора размещался Дом обороны и кинотеатр, помещения были оборудованы для учебных занятий по противовоздушной и химической обороне, а зимой 1937 года в здании располагался зверинец. В конце 30-х годов собор хотели взорвать, но, подсчитав затраты на уборку завала, храм оставили.

В военное время здание сильно пострадало: его подожгли изнутри, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы обороны. Только в 90-х годах собор передали Русской православной церкви.

Свято-Троицкий кафедральный собор

Г лавный храм Калуги — Свято-Троицкий кафедральный собор — располагается в историческом центре города. Безопорный купол этого храма — первый в России по величине, он на 2,5 метра больше купола Казанского собора в Санкт-Петербурге. Жители города называют собор сердцем старой Калуги.

Рисунок и чертеж собора хранятся в Центральном государственном историческом архиве, на них стоит личная подпись архитектора Ивана Ясныгина, который еще в конце XVIII века спроектировал план и фасад храма.

Семнадцатиметровый в диаметре купол построен без использования внутренних опор, он возведен в византийском стиле в форме полушария. К стенам Кафедрального собора тесно примыкает колоннада из тосканских колонн, в промежутках между ними — изображения святых. Фронтоны с росписями украшают боковые входы.

Сегодня колокольня соединена с храмом, но в первоначальной постройке их объединял только ряд колонн. Колокольня состоит из нескольких уровней, на верхнем круглом ярусе установлены часы с циферблатом на четыре стороны. Звонницу венчает длинный шпиль, благодаря которому колокольня достигает 70 метров в высоту.

Чертеж первого иконостаса принадлежал известному архитектору Матвею Казакову, он был выполнен в стиле ампир и достигал 8 метров. После революции иконостас покинул стены собора, его дальнейшая судьба неизвестна. Проект нового многоярусного иконостаса в древнерусском стиле только в 2000-х годах разработал протоиерей Александр Кадин, его высота — 18,9 метра.

Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, Северный придел — в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Южный — в честь Калужской иконы Божией Матери. Собор хранит списки чудотворных икон Калужской, Черниговской и Иверской Божией Матери, а также переданные из художественного музея иконы XVIII века — Святой Троицы, Воскресения Христова, святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца.

История собора

Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора началось еще в 1786 году, и только спустя 33 года (в 1819 году) епископ Антоний освятил храм.

В послереволюционное время специальной комиссии поручили выяснить «возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях». Все «предметы культа», среди которых был и «казаковский» иконостас, решили убрать из храма, сняли колокола и кресты, вынесли иконы, закрасили росписи на куполе и стенах.

По воспоминаниям калужан, в стенах собора размещался Дом обороны и кинотеатр, помещения были оборудованы для учебных занятий по противовоздушной и химической обороне, а зимой 1937 года в здании располагался зверинец. В конце 30-х годов собор хотели взорвать, но, подсчитав затраты на уборку завала, храм оставили.

В военное время здание сильно пострадало: его подожгли изнутри, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы обороны. Только в 90-х годах собор передали Русской православной церкви.

Храм восстановили и отреставрировали: в 2000 году освятили новый главный колокол весом более пяти тонн, изготовили резную сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери и расписали стены. Иконописцы Калужской епархии и тверские мастера создали иконы для Царских врат нового иконостаса.

Документы В. П. Стасова в собрании ОР РНБ как источник по истории строительства Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка Текст научной статьи по специальности « История. Исторические науки»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Ивицкая Анна Николаевна

В статье рассмотрены малоизученные источники по строительству собора Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка документы архитектора В. П. Стасова из собрания Отдела Рукописей Российской Национальной Библиотеки. Впервые документы архитектора представлены как отдельный, самостоятельный источник по истории начального этапа строительства Троицкого собора (1829-1830 гг.). Подробно описана структура комплекса документов и дана его характеристика. Выделены письменные (переписка, делопроизводственные документы, черновые записи) и изобразительные (рабочие зарисовки) источники. Строительство собора было задержано в связи с серьезной аварией, подтверждения которой мы можем видеть в документах. 4 августа 1830 г. из-за неравномерной нагрузки здания, возникшей в процессе строительства, 16 колонн в подкупольном пространстве дали продольные трещины (около 3-х метров). Рапорты, деловая переписка и делопроизводственные материалы позволяют в деталях восстановить события, связанные с приостановкой строительства воинского храма. Подробное изучение, сопоставление и анализ документов Василия Петровича Стасова с другими письменными и изобразительными источниками позволяет в мельчайших подробностях реконструировать процесс начального этапа строительства собора, проследить изменение замыслов архитектора, касающихся внутренней отделки церкви, динамики изменения архитектурных особенностей, понять причины временной приостановки строительства воинского храма. Отдельное внимание уделено схематичным пометкам изобразительного характера: отдельным карандашным зарисовкам, мелким иллюстрациям архитектора. Зарисовки Василия Стасова являются ценным изобразительным источником, требующим глубокого изучения, детального анализа и сопоставления с существующими чертежами для наиболее полного восстановления процесса строительства Измайловского собора. Благодаря сохранившимся документальным материалам архитектора В. П. Стасова можно проследить процесс построения полкового храма и изменение планов архитектора.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Ивицкая Анна Николаевна,

V. P. Stasov’ documents in the collection of the the Department of manuscripts of National Library of Russia as a source on the history of construction of the Holy Trinity Cathedral of the Life guard Izmailovsky regiment

In the article are cons >V. P. Stasov from a collection of Department of Manuscripts of the National Library of Russia. For the first time documents of the architect are submitted, as a separate, independent source on stories of the initial stage of construction of the cathedral (1829-1830). The structure of a complex of documents is in detail described and its characteristic is given. Written (correspondence, office work documents, draft records) and graphic (working sketches) sources are allocated. Cathedral construction, was detained in connection with the serious acc >V. P. Stasov , it is possible to track process of creation of the regimental temple and change of plans of the architect.

Текст научной работы на тему «Документы В. П. Стасова в собрании ОР РНБ как источник по истории строительства Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка»

?«СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ИСТОРИОГРАФИИ. СПб., 2019»

документы в. п. стасова в собрании ор рнб как источник по истории строительства троицкого собора лейб-гвардии

Собор Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка — один из самых знаменитых сохранившихся воинских храмов Петербурга. Крестообразный в плане, увенчанный мощным пятиглавием, собор был построен по проекту архитектора В. П. Стасова на месте ранее существовавшего храма, возведенного в 1754-1756 гг.

В фонде 737 Отдела рукописей Российской Национальной Библиотеки собран архив Василия Петровича Стасова: записки, письма, личные документы, деловая переписка, бумаги, связанные со служебной деятельностью архитектора. Особый интерес для исследования истории строительства Троицкого собора представляет комплекс под названием «Документы В. П. Стасова по строительству Троицко-Измайловского собора в Петербурге: записки, расчеты, официальная переписка»1 за 18291830 гг. К сожалению, материалы фонда мало изучены, хотя и не остались без внимания исследователей. К ним обращались в 1952, 1955, 1957, 1958 гг. Новая волна интереса исследователей к этим документам пришлась на конец 1980-х гг. Следует отметить работу Т. Е. Тыжненко «Василий Стасов»2, в которой, в частности, подробно описана история строительства Троицкого собора. Материалы, касающиеся постройки со-

1 Отдел рукописей Российской Национальной библиотеки. Ф. 737. Ед. хр. 25. Л. 1-25 (далее — ОР РНБ).

2 Тыжненко Т. Е. Василий Стасов. Л., 1990. С. 105-119.

бора, изучены с точки зрения истории архитектуры. Относительно недавно, в 2009 г., вышла отдельная книга Е. В. Исаковой и М. В. Шкаровского «Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка»3. Среди большого массива источников исследователями были использованы отдельные документальные материалы, касающиеся строительства полкового собора лейб-гвардии Измайловского полка.

К сожалению, до сих пор исследователи не рассматривали документы В. П. Стасова как отдельный, самостоятельный источник по истории строительства Троицкого собора с 1829 по 1830 гг. Следует отметить, что именно этот временной промежуток охватывает наименее изученный начальный этап строительства воинского собора. Весь комплекс документов архитектора В. П. Стасова по строительству Троице-Измайловского собора лейб-гвардии Измайловского полка (25 листов различного формата), хранящийся в ОР РНБ, можно разделить на следующие группы:

1. Переписка, касающаяся строительства собора (письма, записки и черновики писем как самого Стасова, так и лиц, имеющих отношение к строительству Троицкого собора).

2. Черновые записи архитектора В. П. Стасова (расчетные записи к сметам, карандашные зарисовки).

Смотрите так же:  Воскресенская собор томск

3. Материалы делопроизводства (извещения и предписания строительной комиссии, копии актов осмотра строящейся церкви, служебные рапорты).

2 октября 1827 г. император Николай I распорядился построить для лейб-гвардии Измайловского полка взамен существующей, но пришедшей в ветхость церкви, — каменный собор Святой Троицы. 18 января 1829 г. в Строительный комитет по высочайшему повелению были предоставлены планы и чертежи будущей каменной церкви Измайловского полка, перечень которых представлен в черновой записке В. П. Стасова4.

1. План 1828 г.: фасад и разрез (от А до В) и общий план церкви (от В до С) на 1829 г. (напротив рукой Стасова карандашом перечислены сметы на строительство в 1829 и 1831 гг. и подробные исчисления).

2. Увеличенный план церкви Святой Троицы в Измайловском полку.

«а. свай пробойку

в. погреба и фундамента

3 Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. СПб., 2009.

4 ОР РНБ. Ф. 737. Ед. хр. 25. К XIII. № 23.

c. собственно церковь

d. поверх кровли основания куполов»5.

3. Общий план церкви святой Троицы лейб-гвардии Измайловском полку.

4. «Фасад и разрез увеличенный для строительства церкви».

5. «Работный разрез церкви святой Троицы в лейб-гвардии Измайловском полку».

Планы и чертежи полковых церквей лейб-гвардии Измайловского полка были опубликованы А. М. Дренякиным6 в 1851 г. Особый интерес представляет чертеж фасада каменной теплой церкви: «С четырех сторон — красивые портики, в каждом по шести колонн; всходы, площадки гранитныя и по обе стороны от входа в углублениях, Архангелы Михаил и Гавриил из гипса, произведения Гильберга»7. Следует отметить, что чертежи, опубликованные Дренякиным, датированы 1828 г. и полностью совпадают со списком планов полковой церкви лейб-гвардии Измайловского полка в черновой записке Стасова: фасад церкви, разрез фасада, под которым подписано «по линии а/Ь»8, общий план. Можно предположить, что опубликованные планы и чертежи — литографии чертежей К. Крайя с работ В. П. Стасова, перечисленных в списке.

В собрании ГМИ СПб сохранился «чертеж восточного фасада собора Святой Троицы при лейб-гвадии Измайловском полку»9, датированный 1827 г. Чертеж принадлежит Стасову и исполнен на бумаге тушью и акварелью. Список планов и фасадов в черновой записке для Строительного комитета датируется 1829 г.10 и не содержит упоминания о чертеже восточного фасада Троицкого собора. Чертеж из собрания ГМИ СПб — чертеж-проект, который имеет особую ценность для исследователей, так как на нем мы можем увидеть первоначальный вариант восточного фасада церкви.

Закладка собора состоялась весной 1828 г. В черновой записи на небольшом листке, по всей видимости, написанной В. П. Стасовым, сказа-

6 Дренякин А. М. Историческое описание церквей лейб-гвардии Измайловского полка. 1730-1850. СПб., 1851. С. 19.

8 Дренякин А. М. Историческое описание. Рис. 6-8.

9 Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Инв. № 1-А-4863-и.

10 Последнюю цифру в дате не удалось расшифровать в связи с чернильным пятном на записке, но так как все собранные материалы архива датированы периодом с 1829 по 1830 гг., следовательно, верно будет считать, что последняя цифра в дате 9, а не 8.

но: «Заложен сей храм л-гв. Измайловского полка во имя Святой Троицы с двумя боковыми приделами 13 мая 1828 г.»11

Строительство собора было задержано в связи с серьезной аварией, документальные подтверждения которой мы можем видеть в документах. Рапорты, деловая переписка и делопроизводственные материалы позволяют в мельчайших деталях восстановить события, связанные с приостановкой строительства воинского храма. 4 августа 1830 г. из-за неравномерной нагрузки здания, возникшей в процессе строительства, 16 колонн в под-купольном пространстве дали продольные трещины (около 3-х метров). Смотритель за работами и материалами Григорьев в тот же день отправил рапорт главному архитектору В. П. Стасову: «внутри церкви, от тягости большого купола, часть колонн нажало и попортило оные»12.

Стасов в своем рапорте строительной комиссии написал: «начала сказываться в некоторых верхних частях внутренних колонн осадка, почему счел нужным средний купол более не возвышать, а между колоннами сделать массив и связать колонны с оными»13. Рапорт Стасова датирован 9 августа 1830 г., т. е. через четыре дня после разрушения колонн. Работы были приостановлены, расследование инцидента поручили специальной комиссии в составе П. П. Базена, К. И. Оппермана, архитектора Л. Е. Штауберга.

12 августа 1830 г. одним из членов специальной комиссии, графом Опперманом, было направлено письмо к главному архитектору Стасову с извещением о дате осмотра повреждений «строящейся в Измайловском полку церкви»14. Особую ценность для исследования представляет обоотная сторона письма, исчерченная расчетами архитектора. Из карандашных записей можно разобрать расчеты диаметра арок, клина для сводов, а также список строительных материалов (кирпичи, плиты). Возможно эти карандашные записи — попытка просчитать, выяснить причину разрушения колонн.

Сохранилась копия акта об осмотре повреждений, датируемая 14 августа 1830 г., с карандашными пометками архитектора, анализ которых позволяет сделать вывод об исправлениях колонн, задуманных В. П. Стасовым. Подробно рассмотрев все повреждения внутренних колонн церкви, комиссия записала в акте, что «повреждения значитель-

11 ОР РНБ. Ф. 737. Ед. хр. 25. Е XIII. № 23.

ны, кирпич местами совершенно растреплен и в других местах имеются значительные трещины по самим кирпичам Все сии повреждения оказались по одной верхней части колонн от капителей вниз от 9 до 10 футов»15. Внизу следуют карандашные записи Стасова с рассуждением, чем же исправить поврежденные колонны; четко можно разобрать: «еще более отягощен, прежде, ежели колонны укреплены, а ниже твоя укрепления»16. Можно предположить, что архитектор счел основной причиной разрушения дополнительную нагрузку на верхнюю часть внутренних колонн. Интересна еще одна запись комиссии: «Все внутренние колонны складены из кирпича, нарочно для того сделанного но не лучшего свойства. Между сим кирпичом не имеется прокладной плиты, но вместо оной положены железные связи (сбоку: какой есть лучший в Петербурге)»17. Возможно, что Стасов, вследствие спешки, не имел плана работ по установке колонн и для равномерного распределения нагрузки по площади поперечного сечения заменил прокладные ряды железными скобами. Сохранилась записка графа Оппермана от 20 августа 1830 г., адресованная Стасову, с просьбой прибыть к нему «с чертежами, означающими расположение внутренних арок и сводов оной церкви»18.

Таким образом, утверждать, что плана установки колонн не было, не совсем верно, так как колонны располагались под сводами и должны были присутствовать на чертежах. Данный дефект свидетельствовал о непрочности колонн, но сам по себе не являлся причиной разрушения. «Причиною повреждения колонн должно полагать забудку между двумя арками над которой верхняя при осадке своей произвела сильное давление на нижнюю арку, основанную на колоннах»19, т. е. возведя дополнительную забудку на подпружных арках для того, чтобы уравновесить распоры малых куполов, архитектор не рассчитал необходимые зазоры, в результате чего верхние части колонн были повреждены. Интересен черновик письма Стасова к Строительной комиссии, в котором высказано мнение по поводу разрушения колонн: «1-е. Начатые и сделанные уже до двух третей между колонн массивы полагаю за необходимое окончить для удержания основанных на колоннах арок, потому что колонны поте-

ряли до половины своей силы. 2-е. Работы не продолжать над большим куполом до окончания массивов»20.

18 августа 1830 г. Строительной комиссией было отправлено предписание с изложением воли императора: «Своды над колоннами сломать, равно как и все поврежденные части всех колонн. Исполнить перемены по предложению, изъясненному инженер графом Опперманом»21. А 19 августа генерал-лейтенант Селавин в письме к архитектору требует «предоставить примерное исчисление: во что обойдется разобрание куполов, сводов и колонн в строющейся церкви л-гв. в Измайловском полку»22. Следовательно, непосредственного отстранения архитектора от работы не последовало, хотя надзор за строительством и был поручен графу Опперману, а потом генерал-лейтенанту Базену. Сохранилась рабочая запись архитектора23, сделанная карандашом, — черновик с подробными расчетами по колоннам, сводам. Можно предположить, что эта запись — расчеты по разборке сводов и колонн, сделанные по просьбе Селавина.

Интерес для исследования представляет документ с замечаниями по строению церкви Святой Троицы в Измайловском полку. Документ не имеет даты и подписи, судя по почерку — автором замечаний является не В. П. Стасов. Можно предположить, что замечания — коллективные выводы членов комиссии по осмотру разрушений колонн.

В замечаниях выделено три пункта: первый свидетельствует о том, что общий план церкви не изменяется от строительства «массивов», второй — об основательности и полезности массивов для колонн, третий пункт выясняет причину осадки колонн: «по введении малых куполов и когда все устройство находилось в неизменном и должном положении, рассужено было другую половину широты арок, на которых устроены малые купола, нагрузить для должного равновесия в отношении к малым куполам»24.

По окончании своей работы комиссия постановила, что необходимо следовать первоначальному плану внутренней отделки церкви, а также проводить ежедневные наблюдения за осадками, которые продолжались до осени 1831 г. Последствия разрушений разобрали, колонны оставили кирпичными.

Среди докладных записок, расчетов, рапортов в строительный комитет, перечня планов и чертежей по Троицкому собору встречаются отдельные карандашные зарисовки или мелкие иллюстрации Стасова, нередко выполненные на черновиках докладов Николаю I или рапортов в Строительную комиссию. Вряд ли можно считать такие зарисовки чертежами — это скорее пометки изобразительного характера. В документах Стасова по строительству Троицкого собора можно насчитать не менее десяти рабочих зарисовок. Все они выполнены карандашом, часть из них — на черновых записях архитектора, часть — на обратной стороне делопроизводственной документации. Так, например, на обратной стороне копии акта строительной комиссии по осмотру строящейся церкви Измайловского полка25 есть две зарисовки архитектора. Одна из них — колонна в разрезе, с вырисованной кирпичной кладкой и четкими горизонтальными линиями — железными скобами, вторая зарисовка — приблизительный план церкви, на нижней линии прямоугольника обозначены два круга, обведенные (вместе) карандашом.

На записке от графа Оппермана с прилагающимся к ней актом «об осмотре повреждений, случившихся в колоннах церкви лейб-гвардии Измайловского полка»26, отправленной Стасову 14 августа 1830 г., есть черновая зарисовка, иллюстрирующая давление сводов на колонны. Все зарисовки сделаны архитектором не ранее 14 августа, т. е. уже после осмотра разрушений комиссией и составления акта, но до принятия дальнейшего плана действий, касающихся продолжения строительства собора (18-19 августа 1830 г.). Таким образом, зарисовки демонстрируют поиск архитектором причины непосредственного разрушения в верхней части внутренних колонн.

Смотрите так же:  Халкидонский собор постановления

На черновике письма В. П. Стасова к графу Опперману27 о предпринятых после разрушения мерах — наблюдениях за колоннами, остановке работ по главному куполу — есть рабочие рисунки арок и сводов.

Особый интерес представляют карандашные наброски рабочего характера, выполненные на черновых записях с расчетами28. К сожалению, дата на черновике не проставлена, но анализ записей позволяет сделать вывод о том, что план по устранению разрушений и восстановлению колонн сделан не ранее 19-20 августа 1830 г., т. е.

уже после выводов специальной комиссии и мнения, высказанного императором по дальнейшему строительству собора. Четыре небольших по размеру черновых рисунка расположены друг под другом, как и все предыдущие, выполнены карандашом, но чуть более ярко (с нажимом). Первый рисунок — план с обозначением месторасположения колонн, второй — арка и своды, третий — общий план собора с обозначением колонн, а четвертый — несколько увеличенный свод арки. При сравнении с записями архитектора выясняется, что четыре рисунка являются иллюстрацией к строительству стенок, «чтоб не нажимало на колонны»29, и возведению массивов (Стасов планировал «залить основную пустоту от колонн до пилястр»30).

Все зарисовки сделаны схематично, в процессе работы архитектора, и относятся к аварии 4 августа 1830 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все они направлены либо на поиск непосредственной причины разрушения колонн, либо на процесс восстановления.

Зарисовки Стасова являются ценным изобразительным источником, требующим глубокого изучения, детального анализа и сопоставления с существующими чертежами для наиболее полного восстановления процесса строительства Измайловского собора. Таким образом, исследователь имеет дело не только с письменными, но и с изобразительными источниками, что позволяет в полной мере восстановить картину строительства собора, динамику изменения его архитектурных особенностей. Торжественное освящение храма состоялось 25 мая 1835 г. «За труды при сооружении церкви св. Троицы лейб-гвардии в Измайловском полку» архитектора наградили орденом Св. Станислава второй степени31. По окончании строительства В. П. Стасов писал в письме (от 26 мая 1835 г.) к сыну Александру: «Угодно было Всевышнему допустить меня окончить семилетний труд. как и все наши действия, столь часто мнимые, нами принимаемые за что-то большое, так и мою работу находят теперь все знакомые и чужие чем-то хорошею»32.

Подводя итог, можно отметить ценность архива В. П. Стасова, находящегося в ОР РНБ, для изучения истории Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка. Благодаря сохранившимся документальным мате-

32 ИРЛИ. Ф. 294. Оп. 2. Д. 122. Л. 24-28. Письмо В. П. Стасова от 26 мая 1835 г.

риалам можно проследить процесс построения полкового храма и изменение планов архитектора.

Информация о статье

ББК 63.3 УДК 930.2

Автор: Ивицкая Анна Николаевна, студентка кафедры источниковедения истории России, Институт истории, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия, [email protected] Название: Документы В. П. Стасова в собрании ОР РНБ как источник по истории строительства Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка Аннотация: В статье рассмотрены малоизученные источники по строительству собора Святой Троицы лейб-гвардии Измайловского полка — документы архитектора В. П. Стасова из собрания Отдела Рукописей Российской Национальной Библиотеки. Впервые документы архитектора представлены как отдельный, самостоятельный источник по истории начального этапа строительства Троицкого собора (1829-1830 гг.). Подробно описана структура комплекса документов и дана его характеристика. Выделены письменные (переписка, делопроизводственные документы, черновые записи) и изобразительные (рабочие зарисовки) источники.

Строительство собора было задержано в связи с серьезной аварией, подтверждения которой мы можем видеть в документах. 4 августа 1830 г из-за неравномерной нагрузки здания, возникшей в процессе строительства, 16 колонн в подку-польном пространстве дали продольные трещины (около 3-х метров). Рапорты, деловая переписка и делопроизводственные материалы позволяют в деталях восстановить события, связанные с приостановкой строительства воинского храма. Подробное изучение, сопоставление и анализ документов Василия Петровича Стасова с другими письменными и изобразительными источниками позволяет в мельчайших подробностях реконструировать процесс начального этапа строительства собора, проследить изменение замыслов архитектора, касающихся внутренней отделки церкви, динамики изменения архитектурных особенностей, понять причины временной приостановки строительства воинского храма. Отдельное внимание уделено схематичным пометкам изобразительного характера: отдельным карандашным зарисовкам, мелким иллюстрациям архитектора. Зарисовки Василия Стасова являются ценным изобразительным источником, требующим глубокого изучения, детального анализа и сопоставления с существующими чертежами для наиболее полного восстановления процесса строи-

тельства Измайловского собора. Благодаря сохранившимся документальным материалам архитектора В. П. Стасова можно проследить процесс построения полкового храма и изменение планов архитектора.

Ключевые слова: В. П. Стасов, Троицкий собор, лейб-гвардии Измайловский полк, исторические источники

Литература, использованная в статье

Дренякин, Александр Максимович. Историческое описание церквей лейб-гвардии Измайловского полка. 1730-1850. Санкт-Петербург: Типография главного управления путей сообщения и публичных зданий, 1851. 72 с. Исакова, Елена Валентиновна; Шкаровский, Михаил Витальевич. Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка. Санкт-Петербург: Арт Деко, 2009. 304 с. Тыжненко, Татьяна Евгеньевна. Василий Стасов. Ленинград: Лениздат, 1990. 190 с.

Information about the article

Author: Ivitskaya Anna Nikolaevna, student of the Department of Source Studies of Russian History, Institute of History, St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russia, [email protected]

Title: V. P. Stasov’ documents in the collection of the the Department of manuscripts of National Library of Russia as a source on the history of construction of the Holy Trinity Cathedral of the Life guard Izmailovsky regiment

Summary: In the article are considered the low-studied sources on construction of the Holy Trinity cathedral of life-guard Izmaylovsky regiment—documents of architect V. P. Stasov from a collection of Department of Manuscripts of the National Library of Russia. For the first time documents of the architect are submitted, as a separate, independent source on stories of the initial stage of construction of the cathedral (1829-1830). The structure of a complex of documents is in detail described and its characteristic is given. Written (correspondence, office work documents, draft records) and graphic (working sketches) sources are allocated. Cathedral construction, was detained in connection with the serious accident which confirmations, we can see in documents. On August 4, 1830, because of the uneven loading of the building which has arisen in the course of construction, 16 columns in sub dome space gave longitudinal cracks (about 3 meters). Official reports, business correspondence and office work materials allow to restore the events connected with a

suspension of construction of the military temple in details. Detailed studying, comparison and the analysis of documents of Vasily Petrovitch Stasov with other written and graphic sources allows to reconstruct process of the initial stage of construction of a cathedral in the smallest details, and to track change of plans of the architect concerning internal finishing of church, dynamics of change of architectural features, to understand the reasons of a temporary suspension of construction of the military temple. The separate attention, is given to schematical marks of graphic character: to separate pencil sketches, small illustrations of the architect. Vasily Stasov’s sketches are the valuable graphic source demanding deep studying, the detailed analysis and comparison to existing drawings, for the most complete recovery of process of construction of the Izmaylovsky cathedral. Thanks to the remained documentary materials of architect V P. Stasov, it is possible to track process of creation of the regimental temple and change of plans of the architect.

Keywords: V. P. Stasov, Holy Trinity Cathedral, life guard Izmailovsky regiment, historical sourses

Drenyakin, Aleksandr Maksimovich. Istoricheskoe opisanie tserkvey leyb-gvardii Izmaylovskogo polka. 1730-1850 [Historical description of the churches of the life guard Izmailovsky regiment]. St. Petersburg: Tipografiya glavnogo upravleniya putey soobshcheniya i publichnykh zdaniy, 1851.72 p. Isakova, Elena Valentinovna; Shkarovskiy, Mikhail Vital’evich. Sobor Svyatoy Zhivonachalnoy Troitsy Leyb-gvardii Izmaylovskogo polka [The Holy Trinity Cathedral of the Life guard Izmailovsky regiment]. St. Peterburg: Art Deko, 2009. 304 p. Tyzhnenko, Tat’yana Evgen’evna. Vasiliy Stasov. Leningrad: Lenizdat, 1990. 190 p.

Свято-Троицкий Измайловский собор —
Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Архитекторы: Стасов В. П.
Год постройки: 1828-1835
Стиль: Классицизм

Свято-Троицкий Измайловский собор . Классицизм

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка

Памятник архитектуры (федер.)

1828-1835 — арх. Стасов Василий Петрович

1952-1956, арх. Греков Д.И., арх Толстов М.И., арх. Толстова Г.С.

Первая церковь на месте нынешнего собора была заложена 1 июля 1754 г. Закладку освятил архиепископ Сильвестр, а 1 июля 1756 г. он же совершил чин освящения храма. Главный придел имел посвящение Святой Живоначальной Троице; имелся и второй придел во имя св. Иоанна Воина.

Постепенно здание храма ветшало, к тому же оно пострадало при наводнении 1824 г.

13 мая 1828 г. состоялась торжественная закладка нового каменного храма. Строительство продолжалось семь лет и велось на личные средства императора Николая I, в память командования им Измайловским полком: до своего восшествия на престол в декабре 1825 г. великий князь Николай Павлович семь лет являлся командиром второй бригады Первой гвардии пехотной дивизии, к которой относился Измайловский полк. Николай I лично приказал, чтобы «все купола были выкрашены голубою краскою с золотыми звездами, как в Москве на Архангельском, а в Твери на Тверском соборе». Существует легенда, что синий цвет куполов соответствует цвету мундира измайловцев.

В 1830 г. возвели малые купола и покрыли их, по указанию Стасова, медью для долговечности. К октябрю 1831 г. возвели металлический главный купол и установили на нем крест. 23 февраля 1834 г. страшною бурею повредило главный купол и снесло с него крест. Была сорвана большая часть медной обшивки. Комиссия пришла к выводу, что ребра полосового железа, из которых состоял купол, были недостаточной жесткости, а сама конструкция была слишком тяжела. Составление проекта купола поручили гражданскому инженеру Петру Базену, который создал ставшую впоследствии классической конструкцию из деревянных радиальных ферм, которую возвели за три месяца, без лесов, методом навесного монтажа, используя лишь внутренние подмостки. Убытки Император возместил за свой счет.

К 1835 г. храм был готов. Здание высотой около 80 м и вместимостью до 3000 человек. В соответствии с пожеланиями духовенства, зодчий положил в основу плана собора греческий равноконечный крест. Малые купола вокруг главного купола были расставлены не диагонально, как делалось обычно, а над рукавами креста, по странам света. На большом куполе было 280 звезд, а на малых по 208. Главный купол собора — второй по величине деревянный купол в Европе.

Смотрите так же:  Собор святой богородицы построенный в

Проект деревянной холодной
церкви л.-гв. Измайловского
полка. В. П. Стасов.
28 июня 1827
Добавил — Петербуржец .

Чертежи Троицкого
собора
Добавил — Петербуржец .

Открытие колонны
Славы перед Измайловским
собором, 1886 г., ГЭ
Фото: С. Л. Левицкий
Добавил — vladimir-2013 .

Грабарь «История русского искусства»
(добавил
Андрей Агафонов )

«Архитектурно-художественный еженедельник»
Добавил — Андрей Агафонов .

Купол собора. 1944 г.
Фото: Всеволод Тарасевич
Добавил — Ладада .

Следы обстрелов.
Фото послевоенное.
(добавил Данелия)

Фото — Альбом «Санкт-Петербург
с птичьего полета» —
СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.95
(добавил nikspb)

Здание украшают скульптурный фриз, портики из коринфских колонн. Чугунные треножники на балюстрадах придают зданию нарядность и пышность. Скульптуры ангелов в нишах изваял скульптор С. И. Гальберг.

Освящение храма состоялось 25 мая 1835 г.: архимандрит Нил освятил придел св. Иоанна Воина, архимандрит Феодотий освятил южный придел во имя св. равноапостольной Марии Магдалины, а митрополит Московский Филарет, в сослужении с наместником Александро-Невской лавры Палладием и архимандритом Платоном главный придел Святой Живоначальной Троицы.

В 1836 г. в стены собора были вмонтированы памятные мраморные доски с именами офицеров Измайловского полка, погибших в сражениях при Аустерлице, Фридланде, Бородине и Кульме. Здесь хранились знамена полка и ключи от крепостей Карса, Баязета, Лемотика, Никополя, Адрианополя и других городов, а также трофеи военных кампаний 1854, 1877 – 1878 гг.

Внутри собора барабан главного купола, отделанный кессонами с розетками, покоится на 24 стройных коринфских колоннах. Колонны и пилястры облицованы белым мрамором. Сень над престолом, решенная в виде полуротонды из четырёх колонн, составляла единую композицию с резным деревянным иконостасом, изготовленным в мастерской Тарасова. Образа для иконостаса написали художники В. К. Шебуев, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, роспись выполнили художники А. И. Травин и Т. А. Медведев. Император Николай I подарил собору утварь из самоцветных камней. Среди святынь храма была икона «Христос – Великий Архиерей», писанная для первой, деревянной церкви.

Вид накануне
установки креста.
Фото — Наталия 2008.

Колонна Славы.
Фото — Mary

Наутро после пожара.
Фото — Валерий Глотов.

Фото апрель 2010 г.

Вид с запада
Фото —
Наталия, 04.2019.

В 1867 г. в Троицком соборе венчался Ф. М. Достоевский, в 1894 г. в нем отпевали А. Г. Рубинштейна.

В 1886 г. перед собором открыт памятник Славы, изготовленный из стволов 108 трофейных турецких орудий. Архитектор Д. И. Гримм, скульптор П. И. Шварц. Завершался памятник крылатой фигурой Победы с лавровым венком и пальмовой ветвью в руках. На семиметровом пьедестале памятника находились бронзовые доски с выбитыми на них наименованиями войсковых частей, участвовавших в войне 1877-1878 гг. В 1930 г. памятник был разрушен, в 2004 г. восстановлен на прежнем месте.

В 1938 г. собор был закрыт. На его месте планировалось построить, то Дом Трудящихся, то крематорий, то устроить трамвайное кольцо. Подвалы использовались в качестве овощехранилища. Снести собор до ВОВ не успели. Здание было повреждено во время артобстрелов, были разрушены металлические конструкции одного из малых куполов, которые восстановили в 1952-1953 гг. Внутреннее убранство было полностью утрачено. Здание долгое время использовалось в качестве склада, не отапливалось. В 1980-х гг. возникла идея устроить в здании храма концертный зал Консерватории, но воплощению ее в жизнь помешали залитые водой подвалы.

В 1990 г. здание было возвращено Епархии. Было восстановлено отопление, осушены подвалы, начался ремонт. Придел св. мч. Иоанна Воина освящен малым чином 22 мая 2006 г.

Фото — Mary, 2009, 2010.

Фото — В.Глотов, 05.2019.

Скульптуры на фасаде.
Фото — Анчар, 08.2019.

25 августа 2006 г. собор пострадал от пожара, возникшего на строительных лесах главного купола. Сгорели деревянные конструкции центрального купола, пострадал малый западный купол. Виновных определить так и не удалось. На восстановление храма было собрано более 3 млн. руб. пожертвований, столько же передал приходу Святейший Патриарх Алексий II, участие в восстановлении приняло Русское Афонское общество, Папа Римский выделил 10 тысяч евро. Были выделены средства и из городского бюджета.

В наличии имелись обмерные чертежи и модель купола инженера Базена, сделанная в 1834 г., которая находится в Эрмитаже. Институт «Спецпроектреставрация» рассматривал несколько вариантов восстановления купола. Росохранкультура не согласилась с применением металла.

Было принято решение восстановить купол из клееного бруса, который можно монтировать без сварки. Генеральным подрядчиком работ являлась реставрационная компания «Акме-дек». Работы велись совместно с НИИ клееных деревянных конструкций имени Кучеренко (Москва) и под наблюдением Союза реставраторов Санкт-Петербурга. Купол собирался из широкопролетных арок из клееной армированной сосновой древесины. Детали были изготовлены в Нижнем Новгороде, на Деревообрабатывающем комбинате № 78. Элементы каркаса купола монтировались на земле и поднимались на барабан с помощью башенного крана. Каждое ребро имеет вес 2,5 т, всего использовано 32 ребра.

Купол покрыт медью. Восстановлены исторические шестиконечные звезды. В 2009 г. проведена реставрация фасадов.

Здание храма внесено в охранный реестр ЮНЕСКО

([ 57 ] С. 202-208, Санкт-Петербург: Энциклопедия.

– 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: ООО «Бизнес-пресса» М.: «российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2006 С.889
Синдаловский Н.А. Петербург. От дома к дому. От легенды к легенде. Путеводитель СПб.:»Норинт», 2002

Сообщения информационных агентств «Вода живая» http://news.aquaviva.ru/news, Благовест-инфо, Седмица-ру

Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

До пожара. 2000 г.
Фото — renata

Фото — С. Политин

Фото —
Валерий Мишаков

Восстановление купола
(июнь 2008 г.)

май 2008 г.
Фото — Наталия

Фото — Валерий Глотов,
2010 апр.

Восстановление купола.
2008 год
Фото — Петербуржец

Снимки рабочих моментов
внутри собора. 2012.

Фото — Кирилл Иванов
(добавил Ладада)

Из книги «История Измайловского полка». Автор: Н. Зноско-Боровский. 1882 год.

В январе 1732 года Императрица (Анна Иоанновна) переехала на место жительства в С.-Петербург и первою Ее заботою было устроить Измайловцам походную церковь в честь Св. Троицы. (С. 8).

В 1754 году был Высочайше утвержден проект деревянной церкви для Измайловского полка, по которому и начата была постройка, окончившаяся к 1 июня 1756 года. Церковь эта существовала до 1828 года, когда взамен был выстроен по тому же проекту каменный храм. (С. 26).

1828 год: 13-го мая 1828 года, в день Св. Троицы произошла закладка новой церкви. В строю находился 3-й батальон полка, (1-й, 2-й были в походе с 22-го апреля), а при закладке присутствовала Ея Императорское Величество Императрица Мария Федоровна, которую и был положен первый камень от имени Государя Императора, второй — от лица Императрицы Александры Федоровны, а третий — лично от себя. На закладке присутствовал вместе, со своею бабкою, внук Ея, Наследник Великий Князь Александр Николаевич и принц Оранский. (С. 90).

Наконец окончилась постройка теплой, каменной церкви. Начатая еще за 7 лет до этого, она приведена была в окончательную готовность 25 мая, в 4:30 утра. При колокольном звоне началось освещение северного предела в честь Св. Иоанна Воина, которое производил соборный архимандрит Нил. В 7:30 началось освещение южного предела в честь Св. Марии Магдалины, совершенное тоже соборным архимандритом Иодосием, после чего начался благовест. В 10 часов, началось освящение главного предела, во имя Св. Живоначальной Троицы, совершенное метрополитом московским и коломенским Филаретом, с архимандритами Палладием, Платоном и прочим духовенством. В 7 часов вечера, Государь Император с Государыней Императрицей и с Наследником престола, на возвратном пути своем из Москвы, изволили посетить храм и осмотреть его в подробности. Означенный храм, имея 38 сажень вышины, есть четвертая по вышине постройка в С.-Петербурге. Пять звездных глав его, грандиозно возвышаются над домами столицы, знаменуя собою благоволение Императора, к лейб-гвардии Измайловскому полку.

Под фундаментом этого храма вбито 5500 свай. Над этой работой трудились чины 3 батальона, так как, 1 и 2 батальоны, в это время были в походе. Церковь построена на 3000 человек. Иконостас работы купца Тарасова. Образ в иконостасе и по одному престольному в пределах, работы художника академии Майкова, стоимость в 50 000 рублей. На сооружение всего храма издержано из кабинета Его Величества 2. 473.512 рублей, 74 коп. В храм из Царских даров замечательны:

1) Потир и дискос, дар Императрицы Елизаветы Петровны, 1-го июня 1756 года.

2) Воздух по голубому атласу с изображением посредине Спасителя и по краям двух Ангелов и 4-х Херувимов, с шитьем золотыми словами, собственноручной работы, Императрицы Елизаветы Петровны. К этому воздуху имеются два покровца, тоже собственноручной работы Императрицы.

3) Два серебрянных чеканных подсвечника, дар императрицы Елизаветы (18-го сентября 1753 года).

4) Золотые потир, дискос, звездица, лжица, копье, и две тарелочки.

5) Тоже с финивтивыми образами из ревневской яшмы, потир и дискос.

6) Крест большой напрестольный.

7) Ковчеги: в главном алтае серебрянный, в южном хрустальный.

8) Евангелие в серебрянном окладе.

9) Ризы зеленого бархата с измайловским шитьем.

Все эти дары Императора Николая Павловича:

10) Образа Спасителя, Богоматери, Исаакия Далматского, Александра Невского, писанные академиком Нефом, для Исаакиевского собора, и кроме того, других 8 образов пожалованы на церковь из Исаакиевского собора, Его Величеством, Государем Императором Александром Николаевичем. Кроме того, в храме хранятся мундиры, Императоров Александра I, Николая I и Александра II.

Как победные трофеи, в церкви Св. Троицы, хранятся ключи городов: Баязета и Карса и огромное количество турецких, английских и французских знамен, отнятых в последние две компании 1852-56, и 1877-78 года и между ними хранится знамя собственноручно отбитое, рядовым 2-й Роты л.-гв. Измайловского полка, Иваном Овчинниковым, при взятии укрепленной турецкой позиции у д. Горный Дубняк, 12-го октября 1877 года. Кроме того, в ознаменование отличия полка, под Горным Дубняком ему пожалованы 4 турецких орудия, взятых в редут, для помещения их около церкви. (С. 109, 110, 111).

Проект деревянной холодной церкви л.-гв. Измайловского полка. В. П. Стасов. 28 июня 1827