Традиционные религии народов россии войдем в православный храм

Открытый урок по ОРКСЭ «Традиционные религии России»

Цель урока: формирование у учащихся уважения к мировым религиям, как к ценностям культуры человечества

Задачи урока:

  • предметные — формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные — формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные — формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки с таблицами; карточки с рисунками, ватман.

I. Организационный момент.

«В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу«. (народная мудрость)

Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Практически на всех предыдущих уроках в основном рассказывала я и показывала различные презентации. Сегодня урок повторения и обобщения. Вы должны будете показать свои знания по предмету, умение думать и рассуждать.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (эпиграф урока) Это и будет являться гепотезой, правоту которой мы докажем или опровергнем в ходе нашего сегодняшнего урока.

II. Актуализация опорных знаний.

А что такое религия?(от латинского слава «связывать», «соединять») (различные верования людей, поведение людей в повседневной жизни, участи людей в религиозных ритуалах)

Когда возникла религия?

А что такое ритуал? (действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов или духов.)

Назовите религии символы которых вы здесь видите. (на слайде символы 4 религий). Да, совершенно верно. Это христианство, буддизм ислам и иудаизм. Какие из этих религий являются мировыми, а какие национальными?

III. Формулирование учебной проблемы, планирование.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? — иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!

И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, — до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах.

Один кричит: «Над нами Божий Сын!»,
Ему в ответ: «Аллах всех круче!»,
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.

Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.

Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равно,
Не глядя на наряды и отличья.

А вы как думаете, какая из религий истинней и лучше? Давайте разберемся, сможем ли мы дать однозначный ответ на данный вопрос.

Разделимся на 4 группы (по количеству религий.) Каждой группе нужно будет представить одну из религий. По одному человеку от каждой группы подходят ко мне и выбирают листок с название религии. (листочки перевернуты, названий не видно)

На ваших партах лежат большие листы. На них вы будете создавать проект по религии в соответствии с представленным планом.

1. Название религии.

3. Священная книга.

4. Хранители традиций.

5. Священное сооружение.

6. Обычаи и ритуалы.

Каждой группе я даю конверты с иллюстрациями и напечатанными словами.

Вы выбираете то, что относится к вашей религии. Наклеиваете на листы в соответствии с планом.

(Каждая группа выполняет задание)

IV. Защита проектов.

На доску вывешиваем получившиеся проекты.

Каждая команда расскажет о религии, по которой они работали.

(Дети представляют свою работу)

Христианство: Ислам:
Иисус Христос Мухаммад
Библия Коран
Епископ, священник, дьякон. Мулла, имам, хафиз
Церковь Мечеть
Евхаристия крещение, венчание Намаз, шахада, пятничные молитва
Иудаизм: Буддизм:
Патриарх Авраам Сиддхартха Гаутама
Тора Трипитака
Раввин Лама
Синагога Пагода
Шаббат Мантра

Но наверно картина была бы не полной, если бы мы не отразили праздники каждой религии. Попробуйте отгадать название праздника по его описанию.

В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство на Землю обетованную (Песах)

Этот праздник празднуется верующими 7 января. Он означает рождение основателя данной религии. (Рождество)

Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына, но этого не потребовалось.(Курбан — байрам).

Новый год по лунному календарю. (Сагаалган).

В этот праздник верующие должны построить шалаш и прожить в нем некоторое время.(Суккот).

Праздник означает воскресение из мертвых. В этот день верующие пекут куличи и красят яйца. (Пасха).

Он празднуется в честь окончания 30 дневного поста в месяц рамадан. (Ураза-байрам)

Этот праздник день рождения и просветления. В этот день совершают обряд омовения статуй подслащенной водой и осыпание их цветами. (Дончод)

К каким религиям относятся эти праздники?

Прочитаем мудрые мысли из священных книг религий.

Буддизм: «. можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».

Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: «. Почитай отца твоего и мать, . не убий, не прелюбодействуй, не кради . «

Христианство: «Не суди да не судимы будете . И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

Чему учат эти мудрые мысли?

Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?».

Перед вами представлены слова объясните, что они обозначают и к какой религии относятся.

Икона, менора, каллиграфия, тфилин, минарет, скрижали, алтарь, умма, нирвана.

Икона изображение Христа, его матери, святых.

Каллиграфия — изображение слов Божьих на письме.

Тфилин — коробочки из кожи животных, в которых содержатся отрывки из священного писания торы. Одна из них крепиться на голову выше глаз, а другая на бицепс слабой руки.

Скрижали — каменные таблички, на которых были записаны заповеди.

Алтарь- самое святое место в священном сооружении.

Умма — община мусульман.

Нирвана состояние покоя и удовлетворённости.

Что общего на ваш взгляд можно найти в разных религиях?

Можем ли мы сказать, что одна из них лучше другой? Почему?

Как вы думаете, как должны относиться люди разных религий друг к другу?

Можно ли осуждать человека, унижать его, если он исповедует другую религию?

Наш урок мне хотелось бы закончить словами:

Поймите! Бог — не ритуал,
Не словоблудье, песнопенья,
Бог — состояние Любви!
ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4-й класс

02.03.13.в целях методического сопровождения учителей начальной школы, реализующих учебный курс ОРКСЭ кафедрой теории и методики начального образования Института развития образования РБ проводился однодневный семинар для учителей начальных классов на тему : “Реализация образовательной области основы духовно нравственной культуры народов России

(На примере УМК “ Начальной школы 21 века”.)

Лектор Виноградова Наталья Федоровна, автор учебника “ Окружающий мир, 1–4 классы и учебника Основы духовно-нравственной культуры народов России ”, 4 класс, член – корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

Основная цель выступления автора учебника “Основы духовно-нравственной культуры народов России” издательство “Вентана-Граф”:
раскрыть возможности реализации стандартов первого и второго поколения в предметных областях “Духовно-нравственная культура народов России” и “Основы религиозных культур и светской этики” ;
– познакомить с особенностями построения учебника, рассмотреть формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Для изучения предмета основ светской этики были выделены основные предпосылки.

Стандарт второго поколения, (октябрь 2009): выделил:

– Предметная область – “Основы духовно-нравственной культуры народов России”.
– Приказ Минобрнауки РФ (январь 2012 г.) О дополнении стандарта 2004: Об изучении предмета “Основы религиозных культур и светской этики”.

Причина введения курса.

1. Социальный заказ:
– снижение культуры общества, разрушение моральных норм, ценностных ориентиров подрастающего поколения, принятие от взрослых асоциальных норм поведения;
– наблюдающиеся в обществе явления нарушения межнациональных отношений.

2. Педагогические причины:
– целесообразно начинать воспитания с такого периода, когда дети подвержены подражанию и принимают без обсуждения идеи взрослого (возраст 10–11 лет).

С 2012–2013 уч. года в соответствии с учебным планом школы введен предмет ОРКСЭ. В учебном плане МБОУ СОШ №20 на изучение курса “Основы религиозных культур и светской этики” отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.

В сентябре месяце получены учебники “Основы духовно-нравственной культуры народов России” издательство “Вентана-Граф” автор Виноградова Н.Ф.

Учебник соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования и требованиям ФГОС

Смотрите так же:  Храм спаса-преображения тверь

В идеальном варианте.

Учебник предназначен для работы в первом полугодии.

Во втором полугодии обучение должно осуществляться по 6 модулям.

Возможно два варианта обучения по данному учебнику.

1. Весь учебный материал рассчитан на 34 часа.
2. Интегрированный вариант позволяет объединить ДНК (духовно-нравственную культуру ) И ОРКС.

1-е полугодие – ДНК 17 часов.

Цель: осознания того, каковы источники формирования культуры общества.

2-е полугодие – модульная организация содержания ДНК 17 часов как углубление ДНК (Духовно-нравственной культуры.).

Модульное содержание интегрированного курса позволит обучающимся расширить и систематизировать знания основ религиозных культур и светской этики. (Если родители не будут против.)

Обучение по модулям осуществляется по учебникам-тетрадям.

К данному учебнику соответствует учебник-тетрадь Основы светской этики под редакцией Виноградовой Н.Ф. (Учебник закупают родители.)

Мною приобретен один экземпляр учебника-тетради. Использую на уроках как дополнительный материал к каждой теме основного учебника.

Данные учебники-тетради есть ко всем учебникам. (Бунеев.)

Основные блоки содержания курса Духовно-нравственной культуры.

Учебный материал изучается по 5 разделам.

Учебник знакомит с духовно нравственными ценностями, составляющими основу культуры многонациональной России.

Слайд 10. Содержательный компонент учебника.

Родина, природа, семья, труд все компоненты должны рассматриваться на основе традиций, фольклора, религий, истории Российского государства.

Сближению народов способствует религиозная культура. Она возвышает души и смягчает нравы людей. Разные религии исповедуют народы России. Традиционными являются: православие, ислам, иудаизм, буддизм.

Культура России должна рассматриваться в тесной связи с традиционными религиями. Знание о религии должны быть в включены в каждую тему учебного материала.

Берется тема и в нее вкрапляются традиции, религия, разных народов.

Слайд 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Особенности конструирования курса

Знание о религии естественно вплетаются в общую канву повествования и подчиняются теме. В каждой теме представлены примеры из реальной жизни и религиозных книг.

Система условных знаков, условные обозначения побуждает разные виды деятельности (Показ стр. 4 ).

Перед каждым разделом учебного материала разворот Шмутц-титул

Изучение раздела и подведение итогов по окончанию изученного раздела работаем по данному развороту. О чем узнаешь и на какие вопросы ответишь.

Чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем, групповая и парная совместная деятельность, минутка релаксации, самооценка деятельности, взаимные вопросы и задания групп, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, составление словаря терминов, составление галереи образов..

Задания, специально направленные на развитие речи обучающихся.

1. Работа с пословицами поговорками (объясни смысл, соедини начало и конец, выдели главную мысль).
2. Составь описание по иллюстрации.
3. Работа с историческими документами.
4. Составь рассказ.
5. Задай вопрос.

– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника “Обсудим вместе”, “Жил на свете человек”, “Путешествие вглубь веков”, “Давайте знакомиться”;
– установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика “Вспомни: это ты уже знаешь”;
– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника “Картинная галерея”, “Работаем с картой”, тематические фото и рисунки);
– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).

Накопленный материал (папки).

Для регионального компонента Культура Башкортостана использую демонстрационный материал.

Представить Сборник ОРКСЭ.

Уроки ОРКСЭ помогают формировать у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В учебнике содержится научный и познавательный материал не только для обучающихся, но и для учителя.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

В течение года планируется провести три диагностических работы.

Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.

Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17).

Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.

Этика – это наука о поступках и отношениях между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

Слово этика придумал около 2500 лет назад древнегреческий философ Аристотель. Слово философия состоит из двух греческих слов фило (любовь) и софия (мудрость), поэтому философия это любовь к мудрости.

Этика изучает мораль и нравственность.

Слово мораль возникло в Древнем Риме и означает привычки, обычаи, правила поведения, черты характера человека.

Этика существует в разных формах. Основные из них – религиозная и светская этика. Светская этика использует отдельные этические мысли, существующие в религиях.

Слово “светское” означает нерелигиозное. Светская этика предполагает, что люди сами могут определить, что такое добро и зло; что, именно от человека зависит, какой он – хороший или плохой; что человек должен отвечать за свои поступки перед другими людьми и получить заслуженную оценку от окружающих.

Культура в переводе с латинского языка означает “возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание”. Исторически определяет уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Культура включает в себя не только предметы человеческого труда (материальную культуру), но и представления, мысли людей, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовную культуру). Иногда духовную культуру называют духовно-практической, потому что от мыслей и знаний людей зависит, как они поступают.

Смотрите так же:  Введение во храм картинки

Существует разные виды духовной культуры: политическая культура, религиозная культура, семейная культура и др.. Религиозная культура рассказывает людям о высшем существе (боге), о традициях поклонения ему и общения с ним, о тех правилах, по которым должен жить человек, если он верит в Бога.

И есть мораль, как совокупность мыслей, ценностей и идеалов, норм и правил поведения человека с точки зрения добра и зла. От каждого человека в значительной степени зависит, каковы те моральные правила и нормы, по которым живут он сам и окружающие его люди. Именно от него зависит, какова мораль в том обществе, в котором он живет.

Цель учебного курса.

Формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса.

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – “культурная традиция”, “мировоззрение”, “духовность (душевность)” и “нравственность” – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
  • Включение курса “Основы религиозных культур и светской этики” в основной вид деятельности обучающихся – в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм.
  • Социальная солидарность.
  • Гражданственность.
  • Семья.
  • Труд и творчество.
  • Наука.
  • Традиционные российские религии.
  • Искусство и литература.
  • Природа.
  • Человечество.
  • Планируемые результаты изучения учебного предмета “Основы религиозных культур и светской этики”.

    – Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
    – Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    – Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета “Основы религиозных культур и светской этики”, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

    • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
    • Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    • Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
    • Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
    • Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
    • Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
    • Осознание ценности человеческой жизни.

    Содержание учебного предмета.

    Основные концептуальные положения, заложенные авторским коллективом при составлении программы и учебника “Основы духовно-нравственной культуры народов России”, основаны на следующем:

    1. Младший школьник проявляет большой интерес к социальному миру, общественным событиям; он открыт для общения на различные социальные темы, включая и религиозные. Социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с этими пластами культуры может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде.

    2. Содержание предмета построено на основе культуроведческого принципа, в соответствии с которым различные грани многонациональной российской культуры раскрываются как сплав традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью за предшествующие поколения и сохраненные ими духовные ценности.

    Средствами учебника решаются основные задачи реализации предметной области “Основы духовно-нравственной культуры народов России”:

    1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

    2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;

    3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека – это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;

    4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

    5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.

    В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:

    1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава “Россия – страна, объединившая народы”).

    2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении (глава “Многообразие культур народов России”).

    3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава “Что объединяет разные народы”).

    Отличительные черты учебника:

    – обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника “Обсудим вместе”, “Жил на свете человек”, “Путешествие вглубь веков”, “Давайте знакомиться”;
    – установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика “Вспомни: это ты уже знаешь”;
    – отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника “Картинная галерея”, “Работаем с картой”, тематические фото и рисунки);– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).

    Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

    Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

    – словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
    – наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
    – практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
    – репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
    – индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

    Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

    Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

    При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

    Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

    Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10–15 минут.

    При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

    Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

    К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

    Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью “черного ящика”, “волшебной шляпы” или по аналогии с игрой в фанты).

    Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

    Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

    На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов.

    Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование.

    № п/п Дата
    пл/фактич
    Тема урока. ЭКОР Примечания
    Глава I. Россия – страна, объединившая народы.
    1 Россия – многонациональная держава. История России. Отличия и сходство народов.
    2 Как все начиналось. Древняя Русь.
    3 Как всё начиналось. Народы Поволжья.
    4 Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.
    5 Как всё начиналось. Народы Сибири.
    6 Как всё начиналось. Народы Сибири.
    7 Русский язык – государственный язык России. Многонациональность народов РБ.
    8 Когда люди объединяются.
    Глава II. Многообразие культур народов России.
    9 Культура каждого народа неповторима. Что нам стоит дом построить.
    10 Заглянем в бабушкин сундук. История семьи.
    11 Приглашаем к праздничному столу. Традиционная кухня народов.
    Глава III. Культура, рождённая религией.
    12 Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм. Экскурсия в православный храм.
    13 Войдём в православный храм.
    14 Войдём в буддийский храм.
    15 Войдём в мечеть. Экскурсия в мусульманский храм.
    16 Войдём в синагогу.
    Глава IV. Народные и религиозные праздники.
    17 Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз. Ритуальные действия во время торжества народных и религиозных праздников.
    18 Этот весёлый праздник Новый год.
    19 Рождество. Пасха.
    20 Курбан-байрам. День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота
    21 Шмуэль-тряпичник. Пурим.
    22 Праздник Весак.
    Глава V. Что объединяет разные народы.
    23 Как возникли правила.
    24 Будь милосерден и добр
    25 Кирилл Белозерский
    26 “Кто есть ближний?” Милосердная Руфь.
    27 Чудо Георгия о змии.
    28 Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка). Устное народное творчество.
    29 Будь щедрым, довольствуйся малым.
    30 Что дороже?
    31 Не завидуй.
    32 Не предавай
    33 Будь терпим, умей прощать.
    34 Будь честным

    Модуль Светская этика.

    Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе.

    Преподавание основ светской этики строится с учетом таких подходов, как:

    – целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
    – активизация познавательной активности школьников;
    – создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

    Большое внимание на каждом уроке уделяется мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся.

    Мотивационные условия изучения курса расширяются за счет использования наглядности нового качественного уровня: учебные пособия на печатной основе, электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио– и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.

    В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса применяются следующие методы:

    Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения “героя” выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

    Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

    Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

    Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

    В начальной школе (4 класс) наиболее широко используются эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.

    В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.

    Смотрите так же:  Пещерные храмы в белогорье

Related Post

Храм в садовниках

Официальный сайт храма преподобного Алексия, Человека Божия, в Садовниках (Алексеевская церковь) в Москве Настоятель храма: иерей Алексей Лымарев Священник Алексей Федорович Лымарев родился 15 апреля 1974 года в г. Москве.

Храмы российской империи

Все цвета Российской империи С ергей Прокудин-Горский учился и в Императорской Военно-медицинской академии, и в Академии художеств, но курса нигде не закончил. Зато увлекся фотографией, стал издавать тематический журнал, писать

Храм при университете

Зачем нужны домовые храмы в вузах? — Владимир Викторович, в чем, по-вашему, смысл присутствия Церкви в учебных заведениях? — Я считаю создание или, как это было в Московском университете, возрождение