Меню

Тобольск музей заповедник

Телефон: (3456) 22-37-13

Проезд: Из г. Тюмень — пригородный поезд «Тюмень-Тобольск» (два раза в сутки), автобусы (каждый час с 7.00 до 19.00). Внутри города — автобусы до ост. «Кремль»

Режим работы:* Зимний период (сентябрь-апрель) — ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника. Летний (май-август) период: ежедневно с 10.00 до 19.00, кроме понедельника

Интернет:
www.museum.ru/M1106 — официальная страница
Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник — W1052, официальный сайт tiamz.ru/
Тюменское музейно-просветительское объединение — W735 museum-72.ru/

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 08.04.1870

30 октября — День памяти жертв политических репрессий
3 декабря — Международный день инвалидов
8 июля — Семейный фестиваль «Любование»
май — Международная акция «Ночь в музее»
апрель — Всероссийская акция «Библионочь»
3 ноября — Ночь искусств
ноябрь — Музейная региональная конференция «Невиданная Отчизна»

Описание:

В результате реорганизаций советской эпохи в 1961 г. музей был преобразован в Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, который в 1995 г. был включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения.

Сегодня Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник — удивительное сочетание природно-культурного наследия, архитектурных памятников и музейных комплексов. В его фондах хранится более 400 тыс. предметов, повествующих о богатом прошлом сибирского края. Наиболее ценными являются коллекции этнографии, археологии, палеонтологии, рукописных и старопечатных книг, изделий прикладного искусства (в числе которых художественная резьба по кости), фотоколлекция, коллекция предметов, принадлежавших царской семье Романовых.

Объектами показа являются: Гостиный двор (Музей сибирского предпринимательства), Губернаторский дом (Музей Семьи Императора Николая II), Архиерейский дом (Музей истории православия в Сибири), Дворец Наместника (Музей истории управления Сибирью), Губернская судебная управа (Сменно-выставочный проект «Единый дух Победы»), Губернская типография (Семейный музейный центр «Камелек»), Рентерея (Открытое фондохранение «Временно доступно»), Тюремный замок (Музей сибирской каторги и ссылки), Тюремный замок: Больничный корпус (Научная библиотека. Музей уникальных книг и редких изданий), Губернский музей (Первый музей Сибири), Дом Мастеров (Музей сибирских промыслов и ремесел)

Здание(я):

Основатель: Юшков Иван Николаевич (1833-1877)

Основные экскурсии:
Музей истории управления Сибирью
Предания Сибирского Кремля
Первый музей Сибири
Музей уникальных книг и редких изданий
Музей семьи Императора Николая II
Древний Тобольск на седом Иртыше. Экскурсия по городу
Святые места окрестностей Тобольска. Экскурсия по окрестностям города. Абалак
Музей сибирской каторги и ссылки
Музей сибирского предпринимательства
«Временно доступно»
Историческая прогулка в Саду Ермака
Историческая прогулка в Нижний Посад
Историческая прогулка в сквер П.П. Ершова
Музей сибирских промыслов и ремесел

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека, кафе или бар, игротека

Образовательные услуги:
Курсы лекций
Общеобразовательная программа по туристско-краеведческой направленности «Сибирская мироколица». Рассчитана на учащихся 3-5 классов общеобразовательных школ
Общеобразовательная программа по декоративно-прикладному творчеству «Традиции живая нить». Рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-11 лет

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Сад Ермака. История парка начинается с 23 августа 1839 г., когда состоялось торжественное открытие памятника «Покорителю Сибири Ермаку». Позже, в 1855 г. вокруг него был разбит сад
Памятник Ф.М. Достоевскому. Выполненный из бронзы памятник показывает сидящего на скамье Фёдора Достоевского, который в 1850 г. провёл в Тобольске 10 дней в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омске
Польский костел — католический храм Пресвятой Троицы в городе Тобольске. Построен в 1907 г. в неоготическом стиле
Сквер Ершова. Один из самых красивых скверов Тобольска носит имя Петра Павловича Ершова, поэта-сказочника XIX века, автора всем известного «Конька-Горбунка». Вся жизнь его прошла в этом городе, здесь же, на Завальном кладбище, известный писатель нашел свой покой
Александровский сад и часовня. Название сада тесно связано с именем Императора Александра II. Будучи наследником престола, Цесаревич Александр Николаевич 2 июня 1837 г. посетил Тобольск. Для его приема был приготовлен генерал-губернаторский дом на Плацпарадной площади. Жизнь императора Александра II трагически оборвалась 1 марта 1881 г., а в 1882 г. тобольское купечество решило поставить на упомянутой площади каменную часовню в ознаменование посещения Александром II Тобольска. В конце XIX в. часть Плацпарадной площади была отгорожена для устройства городского сада, который по имени часовни получил название Александровского. Александровский сад по сей день является любимым местом отдыха горожан
Ул. Мира с прилегающей Базарной площадью. На своем веку она сменила несколько названий: была Большой Пятницкой (в городе когда-то существовал и свой трактир на Пятницкой), Большой Благовещенской, Свободы и улицей Сталина. На улице располагаются: церковь Захария и Елизаветы XVIII в., каменные купеческие дома и магазины XVIII-XIX вв.

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Дронова Владислава Владимировна, тел. (3456) ) 26-41-60
Заместитель директора: Чернова Марина Игоревна, тел. (3456) ) 26-41-60

Тел. дирекции:
(3456) 26-41-60, Факс: (3456) 22-34-55

Адрес дирекции:
625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Советская, 63

Даты открытия и основания:
основан: 08.04.1870

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческая автономная

Тип организации:
культурно-массовая

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 6163,2м 2
временных выставок 934,8м 2
фондохранилищ 1125,1м 2
парковая 25,5га

Количество сотрудников:
159, из них 16 научных

Среднее кол. посетителей в год:
421765

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, реставрационные мастерские (дерево, бумага, графика, иконопись)

Единиц хранения:
411210, из них 292403 предметов основного фонда

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Знакомство со всеми залами и экспозициями музея истории духовной культуры народов Западной Сибири может дать посетителю детальное и целостное представление об истории края с древнейших времен. Одними из самых древних экспонатов музея являются бронзовые бляхи, обнаруженные в Истяцком кладе, происхождение которого археологи относят к первой половине II века до нашей эры. Помимо богатой коллекции археологических экспонатов, музей обладает уникальным этнографическим собранием предметов культа, украшений и одежды коренных народов Сибири. Зал Ермака воссоздает эпоху покорения Сибири. Здесь можно встретить реконструкции первых деревянных острогов и дошедшие до наших дней образцы одежды и оружия, принадлежавшие дружине легендарного атамана. Множество уникальных предметов в собрании музея принадлежит XVIII веку — периоду расцвета Тобольска, являвшегося тогда столицей всей необъятной Сибирской земли.

Яркими иллюстрациями, раскрывающими значение Тобольска в русской истории и культуре XVIII и XIX столетий, являются экспозиции, рассказывающие о великих уроженцах города — Семене Ремезове, Александре Алябьеве, Дмитрии Менделееве, а также о выдающихся общественных деятелях, писателях и декабристах, побывавших в сибирской ссылке. Полная драматических событий первая половина ХХ века представлена рядом исторических документов и лаконичных экспонатов. В 2005 году открыта ершовская литературная гостиная и кабинет П.П. Ершова.

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник является одним из старейших музеев в Сибири. Дата его основания — 1870 год. Основателем музея был Иван Юшков — бескорыстный энтузиаст, знаток истории и этнографии края. Первоначально музей не имел официальной материальной поддержки и существовал при Губернском статистическом комитете. В 1886 году в честь 300-летияТобольска было принято решение о строительстве специального здания для музея недалеко от места,где в настоящее время находится Сад Ермака (ныне в этом здании расположился филиал ТГИАМЗ —«Художественный музей»). Его открытие состоялось 10 апреля 1889 года. В то время в здании размещалось пять разделов: естественноисторический, этнографический, археологический, промышленный и общеобразовательный. Этот период ознаменовался расцветом научной и общественной деятельности музея. Тобольский музей принимает участие в крупных всероссийских и международных научно-хозяйственных выставках, его коллектив занимается изучением этнографического наследия и кустарных ремесел Тобольской губернии. С 1893 года начинает издаваться “Ежегодник” музея, донесший до потомков ценнейшие факты истории и краеведческие исследования тех времен. С 1891 года Тобольский музей находился под высочайшим покровительством Николая II. С 1925 года музей был переведен в здание Архиерейского дома, находящегося на территории Кремля. В 1961 год он приобрел статус Государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В составе музея-заповедника — 33 объекта федерального значения.

Сегодня ТГИАМЗ хранит в своих фондах около 300 тыс. музейных предметов. Наиболее ценными являются коллекции этнографии, археологии, палеонтологии, рукописных и старопечатных книг, фотоколлекция, коллекция предметов, принадлежавших царской семье, художественная резьба по кости. Музей имеет филиалы: Мемориальный кабинет — музей Николая II, Музей книги, Художественный музей, Музей природы, Музей истории духовной культуры народов Западной Сибири, комплекс Тюремного замка, а также Детский учебно-методический центр, Выставочный зал.

В ближайшее время планируется открытие ряда новых филиалов музея, а также музеефицированных архитектурно-ландшафтных комплексов. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ежегодно посещают более 250 тыс. человек (население города 115 тыс. человек). Музей является крупным научно-исследовательским и просветительским центром, координирует деятельность туристических бюро города и области по вопросам экскурсионного обслуживания. Сотрудниками музея разработаны обзорные и тематические экскурсии по всем объектам музеяи историческим памятникам города и окрестностей. В музее регулярно проводятся научные семинары и конференции, посвященные исследованию этнических культур народов Севера, истории, архитектуре, музееведению. С 2002 года музей организовывает ежегодный фестиваль “Тобольский музей встречает друзей”, объединяющий большое количество представителей учреждений культуры, творческих людей и научной общественности Урало-Сибирского региона и всей России.

Тобольск музей заповедник

Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник

Контакты

Адрес: 626152, Тюменская область, г. Тобольск, Красная площадь 1, строение 4
Телефон/факс: +7 3456 26-41-60, телефон 22-34-55 – приемная. Кабинет: 105
E-mail: [email protected] Сайт музея: http://tiamz.ru/ru
И.О. директора: Вертянкина Наталья Викторовна. Кабинет: 107. Телефон: +7 3456 22-08-93,+7 982 978-70-04
Заместитель директора по работе с фондами — главный хранитель фондов: Жучкова Любовь Николаевна, Телефон: +7 3456 22-09-64, +7 912 078-89-55, E-mail: [email protected]
Мария Тропина, хранитель коллекций изобразительных источников ТГИАМЗ, в фондохранилище рядом с работами авангардистов

Коллекция авангарда: Попова («Живописная архитектоника». 1917), Розанова (Футуристическая композиция»), Родченко (Футуристическая компзиция)

Основатель Тобольского музея Чукомин

Чукомин родился 18 июля 1874 года в Тобольске, в семье сапожника. В 1891 окончил Тобольское уездное училище и до 1898 «занимался канцелярской работой» в экспедиции о ссыльных. В 25 лет уехал в С.-Петербург, поступил в Петербургское Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в 1899 и в 1905 его окончил. Вернулся в Тобольск. За неблагонадежность и связь с политическими ссыльными за Чукоминым был установлен негласный полицейский надзор.

Преподавал графические искусства: в Тобольском духовном мужском училище (1906—1914), в епархиальном женском училище (1907—1914). Создает картины, в которых преобладают мотивы нерадостной жизни крестьян: «Пряха», «Нищий старик», «Нянька поневоле» и др. На картинах Чукомина-пейзажиста — Тобольск и его окрестности, памятники каменного зодчества 17?18 вв. В 1910 в Тобольске прошла его первая персональная выставка. Представлено 56 живописных полотен, а также эскизы театральных декораций и предметов прикладного искусства, графические листы. С 1910 преподавал живопись: в духовной семинарии (1910—1919), в женской гимназии (1914—1919), в учительском институте и высшем начальном при нем училище (1916—1919), в учительской семинарии (1917—1919) и торговой школе (1916—1919). В 1913—1915 участвовал в художественных конкурсах, проводившихся в С.-Петербурге, на проект обложки для одного из Российских педагогических журналов и проект «Памяток» воинам, павшим при защите Отечества. За первый проект ему присуждают вторую премию. Проектов «Памяток» им было предоставлено три варианта и за каждый из них он награждается третьей премией. В то же время писал статьи («По поводу исчезания древне-церковного художества»; «О копиях с чудотворных икон»).

В конце 1919, после бегства из Тобольска состоятельных горожан, обратился к заведующему отделом народного образования с проектом о сборе всех брошенных предметов искусства и об устройстве в Тобольске музея изящных искусств и художественной школы при нем. Отдел народного образования уполномочил Чукомина создавать музей. «До известной степени эту задачу удалось мне выполнить, но кое-что, известное мне как старожилу, так и исчезло.

Уже к началу апреля 1920 мною была собрана настолько порядочная по тобольскому масштабу коллекция картин и художественных предметов, что из них составился музей, каковой под названием «Музей Изящных искусств» в апреле был открыт для обозрения публикой, — позже вспоминал Чукомин. Ему во всех делах помогали художники-передвижники И. М. Лысенко, С. С. Туманьянц.

За пополнением фондов музея Чукомин поехал в Москву. Там встречался с наркомом просвещения А. В. Луначарским и с главой отдела ИЗО Наркомпроса В. Кандинским. Привез в Тобольск десять ящиков ваз, гипсовых слепков и 30 картин, среди которых имелись произведения И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова, И. К. Айвазовского, братьев В.Е. и К. Е. Маковских, а также «новое искусство» — Кандинского, Розанову, Попову, Родченко и др.

В августе 1920, при поддержке заведующего районным отделом народного образования А. Ф. Демьянова, Чукомин открыл в Тобольске художественную школу.

Музей изящных искусств и художественная школа размещались в средней школе №1 (бывшая женская гимназия). В экспозиции рядом с реквизированными и привезенными произведениями соседствовали картины художников-сибиряков, предметы народного быта, образцы художественной резьбы по мамонтовой кости.

В это время в городе сложился круг художников, ориентированных по преимуществу на «русский импрессионизм» — Н.П. Колмогоров, ученик К.Е. Маковского, имел тут частную мастерскую. В школах города преподавал А.Н. Шохин, учившийся в школе живописи у И.А. Левитана и К.А. Коровина. Кроме Чукомина, в Петербургском Центральном училище технического рисования учились тобольские худоники А.О. Никулин и П.Н. Лазутянский. В их группу входил П.И. Львов, будущий преподаватель Академии Художеств.

В июне 1924, по постановлению окрОНО, чукоминская художественная школа была закрыта. Он в докладной записке объясняет: «По-видимому, думают, что сейчас-де не до искусства, как мне было сказано, что художественная школа в Тобольске чуть ли не буржуазный предрассудок».

В 1925-1928 все предметы из Музея изящных искусств были переданы в Музей Тобольского Севера (бывш. Тобольский губернский музей) (В 1925 музей Севера преобразован в Тобольский государственный музей (до 1944) и переведен из собственного здания (где расположился Дворец Пионеров) в бывший Архиерейский дом. С 1961 — Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник. В 2002 Музей изобразительных искусств ТГАИМЗа вернулся в первоначальное музейное здание).

В 1929 Музей изящных искусств окончательно расформирован.

Чукомину предложено место преподавателя в педагогическом техникуме. В 30-е годы Чукомин подготовил к изданию ряд книжек для детей дошкольного возраста, иллюстрируя их и сопровождая рисунки своими стихами. В 1935 разработал проект памятника борцам за Советскую власть на братских могилах в Тобольске. Его проект был признан лучшим.

С 1934 он — член СХ; участвовал во всех выставках Союза в Тобольске, а также в Тюмени (1934) и Омске (1935?1937), Москве. Тематика картин, написанных в годы Советской власти, — новая жизнь народов Обского Севера, трудовые будни родного края: «Вечер в хантыйском чуме» (1929); «Ненки у чума«(1929); «Возвращение ханта со съезда»; «В ожидании отела» (1936); «Судостроительство на Тобольской судоверфи Севморпути» (1935). Чукомин создал ряд портретов известных людей: губернского агронома Н. Л. Скалозубова, краеведа А.А. Дунина-Горкавича, путешественника Г. Н. Потанина, писателей А. Н. Радищева, Ф. М. Достоевского, М. Л. Михайлова, В. Г. Короленко, ученого Д. И. Менделеева. Много времени художник посвятил созданию портретных образов поэта П. П. Ершова: «П. П. Ершов у Пушкина» (1936), «П. П. Ершов пишет сказку «Конек-Горбунок»(1936), «П. П. Ершов сочиняет стихи» (1937).

В 1937 в одном из писем жалуется: «Должен сознаться, что творчество наше на этот раз весьма и весьма небогато. У меня лично причины к этому были. Пожалуй самая главная — пониженный интерес к творчеству. Почему, отчего — распространяться не буду».

17 марта 1938 арестован по обвинению за участие в контрреволюционной эсеровской организации. 10 июля 1938 Тройка при УНКВД по Омской области приговорила к расстрелу. II июля 1938 приговор приведен в исполнение.

Сегодня в Тобольском музее хранятся десятки работ Пантелеймона Чукомина. В июне 2019 в городе прошла его ретроспективная выставка.

Из воспоминаний М.Булатова:

Я учился у художника Пантелеймона Петровича Чукомина в начале 20-х годов в Тобольской художественной школе, но художником-живописцем не стал, а получил образование архитектора.

Первое мое знакомство с Пантелеймоном Петровичем произошло в 1922 году, когда я вместе с моим двоюродным братом Асхатом пришел в художественную школу с просьбой о приеме. Это было за три недели до рождественских каникул и, естественно, никакого приема не было. Однако Пантелеймон Петрович очень заинтересовался нами и решил проверить как мы рисуем, после чего мы были допущены к занятиям в подготовительном классе. В художественной школе было два класса: подготовительный и первый. В обоих классах было 14-15 учеников. Учителями были Пантелеймон Петрович Чукомин и Сардар Сергеевич Туманьянц. Историю искусств преподавал театральный деятель Дюпин. Для меня здесь все было ново и очень интересно. В дни рождественских каникул был подведен итог первому семестру, организована выставка ученических работ. Мои четыре рисунка получили «похвалу» и со второго семестра меня перевели в первый класс.

Рядом с нашими классами были две комнаты, где был размещен музей изящных искусств. Пантелеймон Петрович здесь собрал картины и скульптуру. Для этого он ездил в Москву и Петроград. Из музейных фондов были выделены картины Репина, братьев Маковских, Поленова, Серова, Айвазовского и др. В основном это были копии, но несколько картин были в подлинниках. Новое направление в манере письма было представлено картиной Никитина, написанной крупными мазками, причем не кистью, а шпателем, картинами футуристов, кубистов, экспрессионистов. Скульптура, главным образом античная, была в копиях.

В процессе учебы Пантелеймон Петрович рассказывал нам об этих картинах и мне представляется, что он был поклонником передвижников. Были здесь и картины самого Пантелеймона Петровича. Он был реалистом, писал жанровые картины и портреты. Помню прекрасный портрет жены художника — Ираиды Павловны Чукоминой. Он уделял большое внимание книжной графике — иллюстрациям к русским сказкам. Я видел у него дома эти иллюстрации, мне они напоминали картины Васнецова. Просматривая их, я невольно задумывался над сюжетами татарских и казахских сказок, услышанных дома, которые тоже можно бы интересно иллюстрировать.

Чем же мы занимались в художественной школе и какие предметы преподавались? Перечисляю. Рисунок углем, карандашом, пером, акварель, масло, клеевая живопись, натюрморт, интерьер, живая натура, в том числе портрет, композиция плаката, черчение и перспектива. Ставилась задача передать фактуру дерева, камня, чугуна, гипса.

За годы учебы в художественной школе мы ознакомились с историей искусств древнего Египта, древней Греции, итальянского Ренессанса. Занимались по Гнедичу и Верману. В «Жизнеописании» читали о Рафаэле, Тициане, Микеланджело, Леонардо да Винчи и др. Библиотека при школе, собранная П.П. Чукоминым, была богатая. Здесь было много книг и журналов по искусству, в том числе и на французском языке, из личной библиотеки последнего тобольского губернатора.

Пантелеймон Петрович требовал от нас овладения основами художественного мастерства — рисунком. «Рисовать значит правильно видеть», «Глаз наиболее точный инструмент, надо научиться им владеть», — не уставал он повторять нам.

Начало 20-х годов было временем тяжелой разрухи после гражданской войны. У нас не было красок, кистей, бумаги, но это никого не смущало. Пантелеймон Петрович научил нас делать колонковые, беличьи и щетинные кисти, медовые акварельные краски. Растирая сажу из печной трубы на масле, мы делали черную краску. Уголь для рисования также обжигали сами — консервную банку заполняли березовыми палочками, засыпали песком, обмазывали глиной и бросали в печку.

П.П. Чукомин интересовался и любил косторезное искусство, широко распространенное среди народов Тобольского Севера. Он очень хотел научить и нас этому искусству. В то время в Тобольске были два специалиста, работавшие в этой области: один из них столяр Денисов, который делал из мамонтовой кости шкатулки, шахматные доски, второй — Терентьев — косторез-художник. Пантелеймон Петрович приглашал Терентьева преподавателем в художественную школу, но он отказался. Организовать обучение косторезному искусству не удалось. Однако я посещал мастерскую Терентьева и наблюдал за его работой. Терентьев не имел профессионального образования и не считал себя художником, ему было трудно передавать портретное сходство, но передача этнических типов ему удавалась легко. Он мог в течение 20-30 минут вырезать маленькую головку бородатого русского крестьянина, или немца с трубкой в зубах, или жителя Тобольского Севера. Косторез он был прекрасный, и его работы за большие деньги скупали приезжие. Несколько работ Терентьева находятся в экспозиции Московского музея восточных культур.

После моего ознакомления с технологией косторезного дела в мастерской у Терентьева Пантелеймон Петрович вручил мне кусок мамонтовой кости и предложил сделать нож для резания бумаги. Этот нож с головкой слона стал экспонатом в нашем музее изящных искусств.

Здание бывшей губернской управы возле Захарьевской церкви было реконструировано под рабочий клуб. П.П. Чукомин для этого клуба написал несколько художественных панно на революционную тематику и транспаранты со словами «Вся власть Советам». Мы — ученики художественной школы — ему помогали.

П.П. Чукомин любовно относился к ученикам и всегда находил время поговорить с нами, посоветовать. Его серьезно волновал метод преподавания. Свои сомнения об этом он частенько высказывал в следующих выражениях: «Настанет время, вы сами будете художниками и, может быть, будете ругать нас, что мы не так и не тому вас учили».

П.П. Чукомин был ищущий художник, воспитавшийся на передвижниках, и в своем творчестве отражал действительность. Как педагог Чукомин дал нам очень много. Теперь через много лет, отмечая 100-летие художника, можно сказать, что основы познания, которые мы постигали в художественной школе, помогли мне не только тогда, когда я держал экзамен по рисунку при поступлении на архитектурный факультет в Ленинграде, но и после, когда наступила зрелость.

С большой любовью и благодарностью я вспоминаю художественную школу и нашего учителя — человека большого сердца — Пантелеймона Петровича Чукомина.

МНОТО. Ф. 54 (личный фонд П.П. Чукомина).

РАБОТЫ РОЗАНОВОЙ

Проблемы атрибуции:
Работа Розановой из собрания музея не датирована, в самом музее не выставляется и никогда никем не изучалась.

Ольга Розанова. Футуристическая композиция

Масло, холст, 39,8х32
Инв.: ТМ КП 15473

Литература:
Ольга Розанова, 1886-1918. Хельсинки, 1992. С. 56, 108
В каталоги Гурьяновой и «Лефанты чиол» работа не внесена

В настоящее время работы авангардистов в постоянную экспозицию не включены, хранятся в фондохранилище.
В выставках никогда не участвовали.

ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК.

Этнографическую коллекцию Тобольского музея-заповедника можно смело отнести к одному из самых лучших в стране собраний предметов, связанных с жизненным укладом коренных народов Сибири.

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник является одним из старейших музеев в Сибири. Дата его основания — 1870 год. Основателем музея был Иван Юшков — бескорыстный энтузиаст, знаток истории и этнографии края.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.

6 августа 1917 года император Николай II с семьей прибыли в Тобольск. Семья Романовых разместились в Губернаторском доме, находящемся в нижнем городе. Она занимала второй этаж здания, а на первом этаже была устроена столовая и комнаты для прислуги. В настоящее время в этом доме действует экспозиция, посвященная тобольскому периоду ссылки семьи Романовых. Детально воссоздан интерьер кабинета последнего российского императора. В апреле 1918 года императорская семья навсегда покинула Тобольск.

В начале августа 1917 года семья последнего российского императора Николая II была отправлена в Тобольск. Это решение было принято Временным правительством, ввиду опасений из-за напряженной ситуации, связанной с активизацией большевистского движения в Петербурге. Этим отъездом предполагалось «разрядить» обстановку в столице и одновременно обезопасить царскую семью. До Тюмени семья Романовых была доставлена специальным поездом в сопровождении охраны из 300 отборных солдат гвардейских полков и многочисленной прислуги. Семья последнего российского императора прибыла в Тобольск 6 августа на пароходе «Русь». Здесь она была размещена в доме бывшего губернатора, находящемся в нижнем городе. Семья занимала второй этаж здания, на первом этаже была устроена столовая и комнаты для прислуги. По сути дела, пребывание царской семьи в Тобольске все больше напоминало ссылку. Членам семьи Романовых было запрещено появляться в городе. Находясь в вынужденной изоляции, они продолжали приковывать к себе внимание различных политических сил.

До наших дней дошли дневники Николая II, описывающие период пребывания царской семьи в Тобольске. Император продолжал сохранять внешнее спокойствие и смирение. Прочитывал много книг и журналов. Охотно занимался физическим трудом — пилил и колол дрова. Младшие члены семьи продолжали учебу. Отец читал им курс истории России. Иногда семья устраивала в доме любительские спектакли. Политическая ситуация в стране становилось все более напряженной. В марте 1918 года во многих населенных пунктах Тобольской губернии была установлена советская власть. В апреле того же года в город прибыл специальный уполномоченный комиссар В. Яковлев с заданием вывести семью Романовых в Москву. Однако, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года царская семья без суда и следствия была расстреляна в особняке инженера Ипатьева в Екатеринбурге.

Начиная с первых десятилетий своего существования, собрание Тобольского музея пополнялось произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Еще в 1896 году в собрание музея вошли живописные произведения из коллекций Строгановского училища, училища Штиглица и Академии художеств. Достоянием музея является коллекция лубочных картин, собранных в селениях Тобольской губернии в конце XIX века, а также картины и рисунки местных художников — П.П. Чукомина, М.С. Знаменского, Д.П. Шелуткова и др. В собрании музея находятся работы выдающегося хантыйского художника Геннадия Райшева, а также ряда других современных самобытных авторов. Музей изобразительных искусств был открыт в 2002 году в бывшем здании Тобольского краеведческого музея. Сегодня в его стенах регулярно открываются экспозиции из фондов ТГИАМЗ. Среди новых экспозиций — выставки работ художников Тюменской области, произведения изобразительного искусства на мифологические мотивы тюркских народов и др.

Тобольский музей-заповедник представил свои реликвии на фотоснимках

Персональная фотовыставка «Тобольский реликвариум. Музейный ракурс» открылась в торговом павильоне «Вольница» многофункционального комплекса «Ермак». На ней представлен авторский взгляд художника-дизайнера Сергея Здановского. Работы мастера демонстрируют художественно-культурные ценности посредством представления экстерьеров, интерьеров, экспозиций и отдельных артефактов Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.

Первый заместитель директора ТИАМЗ Сергей Здановский по профессии художник-дизайнер, по призванию – фотограф. За 20 лет работы в музее-заповеднике он подготовил около 30 экспозиций сменных выставочных проектов. Среди них музей-рабочий кабинет Николая II, Ершовская литературная гостиная, Музей книги, музей Судебной системы Западной Сибири, Тобольская резная кость.

Фотовыставка «Тобольский реликвариум. Музейный ракурс» организована по инициативе общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» и посвящена 426-летию первой столицы Сибири.

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

Другие новости:

  • К начальнику Межмуниципального отдела МВД России «Тобольский» Андрею Князеву обратилась пенсионерка Нина Васильевна Васечкина. В своём письме она от всего сердца благодарила сотрудника ППС за то, что тот не остался равнодушен к ее беде. …

«>«Славный парень» Ильдар Хабибулин. Сотрудника ППС Тобольска попросила наградить за свое спасение пенсионерка
25 декабря в Тобольске начальник следственной части следственного управления УМВД России по Тюменской области полковник юстиции Галина Бонисеева встретилась с трудовым коллективом ООО «Тобольск – Нефтехим». Пообщаться с полицией на актуальные темы и задать интересующие вопросы пришли 60 человек. Вместе с представителями полиции организацию посетили …

«>Тобольская полиция просит не стесняться фотографировать курильщиков-нарушителей
21 декабря в ТРЦ «Жемчужина Сибири» состоялось официальное открытие благотворительной акции «Подари ребёнку праздник». На открытие акции были приглашены творческие коллективы города, а также всеми любимые Дед Мороз и Снегурочка. …

«>Тоболякам под силу исполнить новогодние желания детей-инвалидов и сирот
На стенах и стеклянных стеллажах представлена большая часть работы тобольского дарования — преподавательницы Тобольского колледжа искусств и культуры Натальи Бекасовой. По работам, представленным на выставке, можно проследить весь творческий путь художницы. …

«>Выставка тобольской художницы Натальи Бекасовой
В тобольской детской художественной школе им. В. Г. Перова открылась выставка ученика школы Дмитрия Прасина. Это не просто признание достижений юного художника, но и шаг в будущее. Дима родился в Тобольске в ноябре 2000 года. Рисовать в изостудии школы начал с семи лет. Как он сам сказал на открытии выставки: «Спасибо бабушке, что привела меня сюда …

Смотрите так же:  Национальный заповедник му ко чанг
Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Этнография народов Севера и сибирских татар — 3329 ед. хр.
Живопись — 860 ед. хр.
Оружие и вооружение — 224 ед. хр.

Крупные выставочные проекты:
Выставка «Бэйрэм: реликвии и традиции», Музейный комплекс им. И.Я. Словцова, Тюмень, 2019 г.
Передвижные выставки Тюменского музейно-просветительского объединения в рамках акции «Приобщение», 2019 г.

Выездные и обменные выставки:
«Трава Огонь». Интерактивная передвижная выставка, представляющая уникальную коллекцию изделий из крапивного полотна и технологию крапивного ткачества хантов
«Сибирские древности». Передвижной проект, представляющий древнейшую историю коренных народов Западной Сибири
«Костюмы российских губерний». Передвижной выставочный проект представляет народные костюмы, которые олицетворяют эпоху, традиции, обычаи и нравы российских губерний

Издания, выпущенные организацией:
Журнал «Реликвариум». ТИАМЗ. Издается с 2011 года
Журнал «Юниум». ТИАМЗ. Издается с 2012 года

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское музейно-просветительское объединение» структурное подразделение «Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник».

Виды деятельности и первоочередные задачи, в которых нужна помощь сторонних организаций и фондов: реставрация большеформатных художественных произведений Альберта Николаевича Бенуа, являющихся федеральной собственностью.

информация от: 29.03.2019
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .