Меню

Тэц памятник

Созидатель, Фантомас или муж Авроры: история одного памятника в Краснодаре

История создания памятника

Официальное название монумента — «Созидатель», его автор Олег Коломойцев. Работу над ним скульптор начал во второй половине годов прошлого века. Памятник планировали установить на трассе при въезде в аэропорт Внуково.

Гранитный пьедестал увенчивался бронзовой фигурой рабочего, протягивающего вперед руки, обращенные к зрителям ладонями. Олег Коломойцев стремился передать воплощение основной идеи монумента — утверждение созидательного труда во имя блага Отчизны. Формы тела, их лепка, образная характеристика — все в этом эскизе уже было определено, вплоть до портретной характеристики лица, в котором был подчеркнут оттенок суровости, — написала в своей книге «Скульптор » (1974) Светлана Зеленова.

Заказчик принял и одобрил проект Олега Коломойцева, но вскоре решение о возведении памятника отменили. На этом история «Созидателя» не закончилась. Автор начал работу над схожей скульптурой для установки в Краснодаре в честь Великого Октября как подарок для рабочих и коммунистов.


Снимок из книги Светланы Зеленовой

В новом проекте «Созидатель» претерпел серьезные изменения. Его голова оказалась энергично повернута вправо, руки оперлись на молот, а в лице исчез оттенок суровости. Выражение, напротив, стало спокойным и сосредоточенным, за ним скрываются внутренняя сила и мужество.

«Созидатель» в Краснодаре

Монумент установили при въезде в краевую столицу со стороны аэропорта в 1967 году. Железобетонная скульптура стоит на двухметровом постаменте, состоящем из двух параллелепипедов разных размеров. На одном из них была выбита надпись: «Мы наш, мы новый мир построим». Сейчас от нее не осталось и следа.

В статьях и публикациях местной прессы тех лет памятник называют , который посвящен молодым .

Приведем отрывок из заметки «Строителю нового мира», найденной в газете «Комсомолец Кубани» (11 ноября, 1967 год):

Город строится, город развивается. Вчера еще это была ничем не примечательная развилка дорог, а сегодня здесь возвышается монументальная скульптура. На крутом берегу Старой Кубани рядом с ТЭЦ воздвигнут в канун юбилея Великого Октября многометровый монумент … Новые кварталы жилых домов, новые магазины и школы, детские сады и спортивные комплексы — все это навеки сохранит тепло рабочих рук, печать мастерства и самоотверженности строителей, — написал тогда корреспондент Ю. Ластовкин.


Старая заметка в газете «Комсомолец Кубани»

Из архивов известно, что монумент воздвигался силами рабочих строительного управления Краснодарской ТЭЦ, завода железнобетонных изделий и конструкций, строительного управления, учащимися школы строительных мастеров. Также «Созидателя» помогала возводить молодежь, комсомольцы собирали средства, сами вносили деньги, которые заработали во время трудовых десантов и сбора металлолома.

Величественный монумент будет стоять на века. Как немеркнущая, вечно молодая память о героическом пути, пройденном рабочим классом за 50 лет Советской власти, — так завершил свой текст автор статьи.

Однако, по мнению Светланы Зеленовой, установленный монумент совершенно не вписывается в окружающую его среду.

Большие размеры памятника (18 метров и постамент) и недостаточный пластический язык скульптора, — пишет автор книги, — сделали его лишним среди остального ландшафта на местности.

Легенды о «Созидателе»

Больше чем за 50 лет смысловое значение памятника размылось, стало непонятным для новых поколений. Постепенно вокруг монумента появилось множество городских легенд.

Некоторые местные жители называют монумент «Мужем Авроры». По их словам, иногда по ночам, когда весь город погружается в сон, памятник оживает и отправляется на встречу со своей супругой «Авророй», которая стоит на улице Красной возле одноименного кинотеатра и ожидает его прихода. После они вместе отправляются гулять по Краснодару, но к рассвету им вновь приходится разлучиться.

Интересна и альтернативная народная версия названия памятника со времени основания — «Фантомас». Оказывается, во время открытия скульптуры в краснодарских кинотеатрах показывали картину про неуловимого преступника Фантомаса. Видимо, образом в сознании людей оба персонажа объединились, так и появилось новое имя для «Созидателя».

Есть и шутливое наименование «Муж жену из Сочи ждет». Это объясняется тем, что голова памятника повернута в сторону въезда в город, и якобы во взгляде мужчины можно разглядеть укоризненные нотки в адрес неверной супруги.

Еще варианты — «Метатель молота» или «Молотобоец». Первый означает, что рабочий охраняет город, и если на него нападут враги, то он бросит в них орудие, тем самым спасая жителей.

Второй — если из берегов выйдет Краснодарское водохранилище, то первым это увидит «Молотобоец» и начнет громко стучать молотом о землю, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе.

Назад в СССР: затерянные скульптуры и памятники Кемерова

Со времени распада Союза прошло почти двадцать лет, сменился политический строй, выросло не одно поколение россиян, но далеко не все советское ушло из нашей жизни. В тихих кемеровских двориках и скверах сегодня еще можно найти затерявшиеся во времени памятники советской эпохи. Конечно, большинство из установленных в то время монументов давно и бесследно исчезли (например, памятник Иосифу Виссарионовичу, стоявший возле ДК «Москва» снесли после того, как тело Отца народов вынесли из Мавзолея на Красной площади; скульптура «Ленин и Сталин», украшавшая горсад, также была уничтожена), но некоторые композиции в нашем городе все-таки сохранились.

Гипс на службе пропаганды

Появлению огромного количества памятников и парковых скульптур мы обязаны Ленину и Сталину. Первый рассматривал монументальное искусство в качестве агитационного средства коммунистической идеологии, с разрешения второго в городах стали ставить памятники не только историческим личностям, но и обычные парковые скульптуры. В Кемерове расцвет парковой скульптуры пришелся на послевоенные годы. В 1947 году небольшая группа любителей живописи организовала товарищество «Художник», которое как раз и занимались возведением таких фигур.

Тогда в городе появился целый ряд гипсовых изваяний. В горсаду установили копию статуи Ивана Шадра «Девушка с веслом», скульптуру девушки с мячом, юношу с полотенцем. Памятники стали появляться в кемеровских двориках: двор краеведческого музея (здание с пушками) украсила девушка с тяпкой на плече, во дворе дома на Советском (где сейчас располагается «Сбербанк») поставили скульптуру, изображающую хрупкого мальчика с глиняным горшочком, на Арочной – памятник рабочему. Последний, кстати, сохранился до сих пор. Многие кемеровчане гадают, кому же посвящена эта скульптура. И, действительно, по внешнему виду, сложно догадаться, о какой профессии идет речь. По предположениям историков, это фигуру поставили либо в честь работников ТЭЦ (дома на Арочной в 30-х годах строила для своих сотрудников ТЭЦ), либо — «Коксохима» (раньше в здании «Театра для детей и молодежи» располагался клуб КЗХ).

Смотрите так же:  Муравьев амурский памятник в хабаровске

В это же время в Кемерове появился представитель рабочего класса у «Токема» (именно там, кстати, собирались первые кемеровские неформалы, а после место тусовки перенесли на «драму»), скульптура напротив «Химпрома», изображающая двух мужчин и девушку с колбой (композиция установили в честь передовиков, досрочно выполнивших план), «Машенька и медведь» возле магазина детского питания на 50-лет Октября, 16 (сейчас там располагается «Чибис»). К слову в начале 2000-х годов «сказочную» скульптуру убрали и вместо нее поставили «Флору» (работа кемеровского скульптора Алексея Хмелевского). Но «Машеньку» не уничтожили, ее перенесли на ФПК.

До сих пор украшает один из кемеровских двориков (пересечение Гагарина и 9 января – ближе к Сибиряков-Гвардейцев) памятник летчику – также творение художников 60-х годов. Изрядно потрепанная гипсовая статуя, давно лишившаяся носа, стоит в окружении таких же древних двухэтажных бараков, в которых даже нет санузла. По некоторым данным, фигура раньше украшала горсад, а после (возможно, в 1967 году, когда улицу Гагарина переименовали в проспект Ленина, а в честь Гагарина назвали улицу, идущую параллельно) была перенесена в этот дворик.

Из этой же эпохи гипсовых скульптур памятник двум спортсменкам, установленный в горсаду (вид спорта, которым занимаются девушки, не очень понятен: играют в баскетбол или регби, но волейбольным мячом). Стояла композиция в парке не всегда, она появилась там всего пару лет назад: один из кемеровчан обнаружил скульптуру в детском лагере и стал инициатором «перемещения» девушек в «Парк чудес».

Чуть позже – в начале 70-х годов – в скверике возле областной библиотеки по инициативе обкома комсомола установили памятник космонавтам. Металлическую скульптуру, изображающую девушку и парня, держащего в руках шлем с надписью «СССР», можно увидеть в парке до сих пор. Кстати, по одной из городских легенд один из кемеровчан решил примерить шлем космонавта и… не смог самостоятельно вынуть голову.
К слову, легенд, связанных с парковыми скульптурами и памятниками раньше по городу ходило немало. Сейчас, когда самих композиций практически не осталось, забываются и истории, связанные с ними. Кто, например, помнит, что раньше памятник Сталину стоял возле ДК «Москва» и знаменит он был тем, что какой-то шутник уже после смерти Отца народов засунул непочатую бутылку водки в руку памятнику. Несколько дней Сталин стоял с этой бутылкой, и никто — ни милиционеры, ни алкоголики – не решались отобрать «пузырь» у товарища Сталина. Согласно еще одной городской легенде, другой памятник Иосифу Виссарионовичу, установленный в горсаду, никуда из «Парка чудес» вывезен не был, а закопан где-то там же.

Эпоха советского китча

— Конечно, никакой художественной ценности эти гипсовые скульптуры не имели. Это была чистой воды пропаганда. Обратите внимание, в основном устанавливали памятники рабочим, летчикам, шахтерам. А парень с полотенцами, девушка с мячом – это воспитание советского спортсмена, — рассказал журналист-краевед Владимир Сухацкий, — По сути дела, это был советский китч, сродни тому, что в каждом доме раньше стояли слоники на комоде. В Кемерове это была недолгая эпоха китчевых скульптур: с конца 30-х годов и до 70-х годов.

Со временем большинство гипсовых скульптур исчезли с улиц и с двориков города. Сыграло свою роль то, что гипс – материал недолговечный. К слову, если даже металлической «Труженице Томь», стоящей на Набережной, вандалы умудрились помять грудь, то, что говорить о гипсовых фигурах…
Кроме того, в 70-80-х годах в Кемерове стали появляться профессиональные художники (Алексей Хмелевской, Рудольф Корягин) и архитекторы, которые отрицали эстетику дешевых гипсовых статуй. Поэтому больше копии коксохимиков и токемовцев в городе не ставили, а начали возводить уже более художественные фигуры, сделанные из долговечных материалов. В 80-е в областной столице настала эпоха Хмелевского – выпускника Московского высшего художественно-промышленного училища, приехавшего в Кемерово по распределению. Статуи девушки у областной Филармонии, у «Кузбассэнергосбыта», у гостиницы «Кузбасс» — автором всех этих работ является Хмелевской. Один из сибирских поэтов даже назвал Кемерово «городом железных женщин». Благодаря новым авторам и новым подходам начал формироваться совершенно другой облик города. Но это уже другая история

P.S. Кстати, один из самых необычных памятников стоит в кустах на перекрестке улиц Мариинская и Суворова. Согласно надписи на монументе, он посвящен «Погибшим на трудовом фронте от удара электрическим током 3300 вольт 31.03.1932». Кто и кому установил это изваяние, точно не известно. Есть версия, что в 1932 году электрики проводили ЛЭП, и их ударило током. В память о погибших возвели этот монумент. Интересно, что за памятником ухаживают до сих пор.

За помощь в подготовке материала благодарим Владимира Сухацкого.
Фото автора

Новосибирский
Краеведческий портал

ТЭЦ № 1 (первая крупная электростанция города)

Датировка памятника — 1924 г.

Категория охраны — региональная, решение Новосибирского облисполкома от 22.11.1960 г. № 868

г. Новосибирск, пер. Пристанский, 4

Согласно плану Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), было необходимо электрифицировать крупные торгово-промышленные города Западной Сибири – Тюмень, Омск, Томск, Новониколаевск. Существовавшая в Новониколаевске электростанция, построенная в 1911 – 1912 гг., не удовлетворяла потребностей города. Она размещалась в каменном здании городских базарных весов, на том месте, где сейчас находится здание мэрии г. Новосибирска. Её мощность составляла всего 252 кВт.

Для строительства ТЭЦ в Новониколаевск был приглашен инженер А.Ф. Ильин, который составил проект и смету на строительство, в сумме 1 000 070 рублей.

10 мая 1924 г. состоялась закладка фундамента станции. На десятитысячном митинге присутствовали делегаты I Сибирской краевой партийной конференции и М.И. Калинин, выступивший с речью. Он же заложил первый камень в фундамент станции.

Работы по строительству станции были возложены на «Энергострой», организованный губисполкомом 15 марта 1924 г. Здание станции было выстроено в течение года.

В марте 1926г. на ТЭЦ-1 были пущены два агрегата мощностью по 500 кВт каждый. Котлы паропроизводительностью 10 т/час были привезены из г. Николаева, турбины поставлены Ленинградским машиностроительным заводом, генераторы — заводом «Электросила». Чтобы удовлетворить возрастающую потребность в электроэнергии, на ТЭЦ-1 устанавливались дополнительные агрегаты, строились линии электропередачи, электростанции и трансформаторные пункты.

Смотрите так же:  Памятник в честь собаки

Торжественное открытие крупнейшей для своего времени электростанции Сибири, с помощью которой предполагалось электрифицировать не только город, но и близлежащие сельскохозяйственные районы, состоялось 14 марта 1926 г. Первоначально мощность ТЭЦ составляла 1 тыс. кВт, в 1928 г. – 3 тыс. кВт, а к 1933 г. она достигла 11,5 кВт.

В 1939 г. Новониколаевская электростанция была переименована в Новосибирскую ТЭЦ-1 им. М.И. Калинина. В июле 1964 г. ТЭЦ-1 была упразднена, а здание реконструировано под котельную.

Электростанция была построена в промышленной зоне города, между ул. Фабричной и береговой полосой р. Обь.

Первоначально пространственная композиция прямоугольного в плане (? 28 х 44 м.) кирпичного здания, была определена сочетанием трехэтажного центрального и двухэтажных боковых объемов. Фасады с насыщенным декором — фронтоны с декоративными башенками, филенки под окнами второго этажа, вертикальные оштукатуренные лопатки, переходящие в парапетные столбики — создавали индивидуальный образ промышленного здания. Главный вход в здание с широкими ступенями лестницы был акцентирован большой остекленной аркой-витражом. Оконные проемы различались по размерам и оформлению: прямоугольные с сандриком, с замковым камнем, лучковые, арочные.

В 1939 г. и позднее, в 1959 г., монтаж нового оборудования потребовал расширения площадей производственных помещений. Кроме того, со стороны северо-восточного фасада к зданию была пристроена галерея топливоподачи. В настоящее время, после реконструкции под промышленную котельную, первоначальный облик помещения ТЭЦ-1 значительно изменился.

На юго-западном фасаде здания установлена мемориальная доска с текстом: «Михаил Иванович Калинин в мае 1924 года заложил первый камень этого здания».

Новониколаевская электростанция (ТЭЦ-1) — первая крупная электростанция Сибири, спроектированная и построенная при Советской власти, оснащённая отечественным оборудованием.

  1. Алексеев В.В. Электрификация Сибири, Н., 1973, ч. I, с.35.
  2. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства 1893 – 1945 гг., Н., 1978, с. 27, 59 – 61.
  3. Гришакова Н.А. ТЭЦ им. М.И.Калинина в г.Новосибирске – памятник трудовой славы // Вопросы научно-методической работы над сводом памятников истории и культуры народов Сибири, Н., 1974, с. 69 – 74.
  4. Московский А.С. Промышленной освоение Сибири в период строительства социализма 1917 – 1973 гг., Н., 1975, с. 107.
  5. Новосибирск. Памятные места. Достопримечательности, Н., 1967, с. 132 – 134.
  6. Новосибирск. 100 лет. События. Люди, Н., 1993, с. 134.
  7. Памятники Новосибирска, Н., 1982, с. 79 – 82.
  8. Чаплик В.Е. Новониколаевская губернская парторганизация в борьбе за восстановление и развитие народного хозяйства (1920 – 1925 гг.), Н., 1964, с. 88 – 89.

Труба ТЭЦ на набережной. Символ города или пережиток прошлого?

  • Не заливайте бетон, пока не прочитаете!

    Вам немецкое качество или «кисель», не набирающий прочность?

    Труба ТЭЦ-2 на Цесовской набережной Иркутска видна издалека. Объект уже 10 лет не эксплуатируется. И несмотря на то, что ТЭЦ не является памятником культурного наследия, история станции уходит в начало 20 века. Мнения иркутян разделились, одни считают, что сооружение необходимо сохранить, другие не видят в нем особой ценности.

    «Она родная»: иркутяне о трубе ТЭЦ

    Первые сообщения о том, что трубу ТЭЦ разбирают, появились в «Фейсбуке» в середине марта. Иркутский писатель и журналист Роман Днепровский написал о работах, проводимых на объекте, и высказал мнение по этому поводу.

    — Огромную трубу, которая более сотни лет (если я не прав с её возрастом, то поправьте) возвышалась над центральной частью города, уже через полгода разберут на кирпич. Ее больше не будет. Кому как, а мне эту трубу очень жаль, хоть она и не является никаким выдающимся архитектурным сооружением. Но от этого мне не легче, — возмутился он.

    Писатель предложил архитекторам отстоять хотя бы небольшой фрагмент основания трубы. В качестве примера он привел знаменитую «Башню Грифонов» в Санкт-Петербурге.

    — Те, кто бывал в Санкт-Петербурге и интересовался его неформальными достопримечательностями, наверняка слышал о «Башне Грифонов» во дворе бывшей аптеки Пеля, а ведь эта самая «Башня Грифонов» есть ни что иное, как такой же обрубок обыкновенной кирпичной трубы придомовой котельной, превращённый волей и фантазией неравнодушных петербуржцев в городскую достопримечательность, оригинальную и таинственную, — поделился Днепровский. — Так, может быть, и вправду, а? Просто будет очень жаль, если знаковое для Иркутска сооружение исчезнет без следа.

    Художник Яна Лисицина тоже обратила внимание, что трубу разбирают. «Мне жаль немного, она родная, ее я всегда видела: и из окон своей мастерской, и из окон аудитории, и из дома. Красненькие огоньки в иркутской ночи. Скоро их не будет, по-видимому, время пришло», — написала она.

    По словам художника, среди конкурсных проектов по развитию территории были интересные решения. Но будут ли они реализованы — в этом уверенности нет.

    — Обещать — не значит жениться. Как бы не построили очередное многоэтажное гетто, где скучные однообразные высотки будут утыкаться в небо вместо красноогоньковой трубы. Что приобретет город? Новое жилье. Что потеряет? Кусочек уникальности, — считает Яна Лисицина. — У нас просто не станет этой трубы, привета из промышленного прошлого, которое именно наше, иркутское прошлое, ну уж какое есть, и разве мы стыдимся его? У нас не будет этой вертикальной доминанты, которая видна из разных городских точек. У нас не будет потенциальной смотровой площадки.

    Функцию трубы можно было бы переформатировать под арт-пространство, ресторан или другой городской объект. Трубу можно интегрировать с новыми постройками. Но для всего этого, убеждена художник, нужно совсем иное видение ситуации, совершенно другая концепция.

    — Проще и дешевле, «не парясь ни о чем», снести и забыть. Что ж… решение принято, трубы не будет уже в этом году. Прощайте, красные огоньки, символ ночного центра Иркутска, — добавила Яна Лисицина.

    Историк Всеволод Напартэ живет по соседству с ТЭЦ и считает, что сносить сооружение надо только в том случае, если оно несет угрозу. Объект не является рядовой постройкой и его уникальность можно использовать, организовав на этом месте общественное пространство без торговых рядов и элитных многоэтажек.

    Смотрите так же:  Памятник культуры в новосибирске

    — Всегда в таких случаях возникает вопрос — а ради чего демонтируют? Если есть какой-то план застройки, то неплохо бы было его предъявить, чтобы развеять сомнения горожан. Если его нет, то зачем вообще ломать? Новое, как показывает практика, далеко не всегда лучше старого, — объяснил историк.

    Далеко не все считают трубу ТЭЦ символом Иркутска. И уж тем более, не видят смысла сохранять ее как уникальный объект.

    — Трубу построили на моих глазах. То есть в 1961-1965 годах там вместо нее были две железные небольшие, которые коптили на весь район. Сильно сомневаюсь, что ТЭЦ — это памятник. Памятник черному дыму, — написал иркутянин Сергей Солдатов.

    — Труба от кочегарки — одно из самых жутких воспоминаний из детства. Я даже как-то небольшой рассказик про это написал… — добавил фотограф Юрий Назыров.

    — Эту территорию надо развивать. Если нет концепции как вписать трубу в будущую застройку, ее надо убрать. Есть еще вопрос, связанный со стоимостью работ по реконструкции, уверен, что она не маленькая для такого объекта как ТЭЦ. Поэтому новое строительство, может быть, очевидно выгоднее, — высказался иркутянин Михаил Астахов.

    Что будет на месте ТЭЦ?

    Работы по демонтажу начались 15 февраля. Собственником земли и объектов, размещенных на площадке ТЭЦ, является «Иркутскэнерго». К сентябрю полностью разберут дымовую трубу, линию углеподачи и жилое трехэтажное здание.

    Объекты станции не эксплуатируются уже в течение 10 лет и не входят в реестр памятников культурного наследия. Здание ТЭЦ-2 выведено из реестра памятников постановлением кабмина РФ от 10 июля 2019 года.

    Историю создания первой Иркутской электрической станции (впоследствии ТЭЦ-2) на IRK.ru рассказал блогер Иван Попов. Станцию запустили в 1910 году. С момента ее появления улицы Иркутска получили постоянное освещение. В статье представлены архивные фотографии и интересные факты, связанные с работой сооружения.

    В пресс-службе «Иркутскэнерго» пояснили, что демонтаж проводится в рамках благоустройства Цесовской набережной. Проект был представлен на слушаниях в городской думе в конце прошлого года и подразумевал полный снос существующих строений для подготовки территории к комплексному освоению.

    Осенью прошлого года администрация Иркутска проводила конкурс на лучшую концепцию застройки Цесовской набережной. Лучшим признали проект группы архитекторов. Авторы предложили исключить сквозной проезд транспорта вдоль береговой линии, улицу Марата продлить до набережной и сделать ее основной пешеходной артерией, соединить два уровня набережной за счет откосов, террас и амфитеатров, организовать творческое пространство.

    В ноябре, выступая на слушаниях в городской думе, главный архитектор Иркутска Сергей Александров заявил, что в январе-феврале 2019 года объявят конкурс на разработку проекта реконструкции Цесовской набережной. На это планируют выделить 14,3 миллиона рублей. Проект создадут на основании концепции, предложенной иркутскими архитекторами.

    Работы уже идут, а каким будет благоустройство и дальнейшее развитие площадки бывшей ТЭЦ пока не понятно. В мэрии объяснили, что последнее слово за собственником земли — «Иркутскэнерго». Однако компания не торопится озвучивать свои планы по будущему территории.

    Автор фото — Анастасия Влади

    Обзор ДТП: пьяные за рулем и дети под колесами

    За две недели погибли 21 человек.

    Абитуриентов СФУ заселят в общежития Универсиады

    Их разместят в современных общежитиях квартирного типа.

    Алина Вовчек, IRK.ru

    Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

    Краснодар. Монумент рабочему-созидателю

    Скульптор О.А.Коломойцев Архитектор Н.И.Корсаков Фото Ю.Меснянкина

    Краснодар. Монумент рабочему-созидателю
    год: 1971
    Издатели: Краснодар. 1971 год. Издательство «Планета». Москва.
    Место: Мачуги улица — от Трамвайной до Автолюбителей

    Смотрите также: Краснодар. 1971 год. Издательство «Планета». Москва.


    • Адресная сторона

    • Краснодар. Детский парк

    • Краснодар. Монумент рабочему-созидателю

    • Краснодар. Памятник воинам-освободителям Краснодара

    • Краснодар. Широкоформатный кинотеатр «Аврора»

    • Краснодар. Театр оперетты, 1971 год

    • Краснодар. Улица Мира и Красная.

    • Краснодар. Здание краевого Совета депутатов трудящихся

    • Краснодар. Железнодорожный вокзал

    • Краснодар. Крайком КПСС, 1971 год

    • Обложка комплекта открыток издательства «Планета». 1971год.

    Фантомас!Вернее монумент рабочему-гидростроевцу!

    И прав Михаил Юрьев, «Муж ждет жену с курорта» тоже звучало, что особенно пикантно с учетом соседства памятника и трассы на Джубгу-Туапсе-Сочи:)

    Вдогонку, конечно, «рабочему», никакому не «человеку», тут явно неточность. Какие «человеки»? Были либо рабочие/крестьяне, либо вся остальная недостойная серьезного внимания «масса»!

    Ну, про «фантомаса» — тут предельно просто. Появление любого, даже такого несправедливого, с современной точке зрения, «ника» в истории надо рассматривать только в контексте времени, когда он возник. В качестве одного из многих «пионэров» я был на открытии и помню, как мы, пацаны, собирали гильзы после торжественного залпа. А незадолго до этого весь кинопрокат только что взорвала первая серия «Фантомаса», только что появившаяся в нашем широком прокате. Во всем союзе не исключая Краснодара началась «фантомасомания». Да, герой скульптуры не похож на Жана Маре, но что-то есть. Тогда же примерно в Краснодаре стал гулять анекдот: «Ты когда-нибудь ночью Фантомаса видел?» – «Нет…» – «И не увидешь — он к бабе, что у «Авроры», ходит». Согласен, плосковато, но была, свидетельствую, такая байка в те прекрасные времена…

    Согласно Паспорта памятника его Архитектором является сам Скульптор О.А.Коломойцев, но на открытке издательства Министерства связи СССР 1975 года указан Архитектор Н.Корсаков

    Новая информация происхождения этого памятника: Рабочий-кузнец, не казак, а значит сегодня не в моде, полностью скрыт от глаз вымахавшими деревьями и даже многие жители посёлка Гидростроителей не подозревают о нём и тем более о истории его создания.

    avch70, ну не Ален Делон же! 🙂 И как такие глобальные вопросы без поллитры решить .

    19.04.2013 23:29 avch70, Краснодар

    Все канешно. хорошо, а ответ на май вопрос ?

    На открытке 1971 года написано: рабочему-созидателю, на 1974 уже Человеку-созидателю. В Паспорте памятнтка написано Человеку-созидателю.

    По-моему, точное название памятника — «Монумент Человеку-созидателю». Именно «человеку», а не «рабочему».

    18.04.2013 21:48 avch70, Краснодар

    До сих пор, не могу понять, почему «фантомас». Да же со своим «креативным» воображением )))

    У этого памятника было два народных имени: Его называли популярным в то время «Фантомасом» и «Ждёт жену с курорта. «

    Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

    М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2019 Все права защищены.

    Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям