Свято-благовещенский храм днепропетровск

Днепр: тайны Благовещенского храма

В конце 2019 года, свое 120-летие со дня освещения отмечает Благовещенский храм, находящийся в Днепре на улице Рабочей, 3-б. Это один из самых известных храмов нашего города и выдающийся памятник архитектуры.

Но у этой церкви, оказывается, есть целый ряд тайн и загадок. У этого храма (возможно, единственного в городе) – двойное название. До сих пор не известен его архитектор. Больше полувека храм остается без колокольни, и до сих пор доподлинно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах она была разрушена. Необычна причина строительства этой церкви, первоначально бывшей Императорской часовней.

По традиции, об этих тайнах и загадках нам расскажет давний друг Городского сайта, кандидат исторических наук, заведующий отделом Днепропетровского Национального исторического музея имени Яворницкого Максим Эдуардович Кавун.

«Императорская» часовня на Цыганской площади

«Нынешний Благовещенский храм – не первое культовое сооружение на данном месте, – рассказывает Максим Кавун. – Всю первую половину XIX века это была незастроенная окраина Екатеринослава, так называемая «выгонная земля». Город стал подбираться сюда только во второй половине XIX века. В 1850–1860-х годах застроилась Подгорная слободка – неблагоустроенный, полукриминальный анклав Екатеринослава, располагавшийся между Военной улицей (проспект Пушкина) и Болотной площадью, на месте которой позднее возник рынок «Озерка». Только в 1860-х годах Екатеринослав перешагнул через Аптекарскую балку, и на противоположном холме стала застраиваться Чечелевская слобода.

Район вокруг будущей церкви первоначально назывался Цыганской площадью, так как на этом месте любили ставить свои шатры цыгане. Район южнее (первые кварталы улицы Рабочей) до самой революции 1917 г. назывался Ярмарочной площадью. Название говорит само за себя – в этом месте собирались ярмарки и народные гулянья.

Характер этого района города был очень сложным. Здесь располагались слободки – самые неблагоустроенные участки с отсутствием регулярной планировки и высоким уровнем преступности. В 1860-х годах западнее Подгорной слободки, на восточном склоне Аптекарской балки, стала застраиваться Солдатская слободка с улицей Солдатской, позднее переименованной в Канатную. К концу XIX века эта местность представляла собой уже вполне сформированный городской район, которому нужны были свои культовые сооружения.

Исторически сложилось так, что местом строительства культовых сооружений стала Цыганская площадь – крупное пустое пространство. Позднее площадь называлась Александро-Невской и площадью Калинина. В XX веке площадь была застроена и исчезла с карты города. На ее месте теперь железнодорожный техникум, школа, стадион «Локомотив» и другие сооружения.

В 1889 г. на месте будущего Благовещенского храма была построена часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского. По давней традиции часовни часто посвящали какому-нибудь знаменательному событию. Таким событием стало «чудесное спасение Царской Семьи». Речь идет о катастрофе 17 октября (29 по новому стилю) 1888 года возле станции Борки в Харьковской губернии. Тогда потерпел крушение императорский поезд, следовавший из Крыма в Санкт-Петербург, трагедия произошла на 295-м километре железнодорожной линии Курск – Харьков – Азов. При крушении поезда погиб 21 человек, а всего пострадало 68 человек. Но императорская семья чудом уцелела. После этого во многих местах возводились часовни и храмы в память «чудесного спасения». Не стал исключением и Екатеринослав.

В первую годовщину спасения императорской семьи на Цыганской площади была торжественно освящена часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Церемонию возглавил епископ Екатеринославский и Таганрогский Серапион (Маевский). Освящению предшествовал грандиозный крестный ход. Имя часовни было выбрано с аналогией на имя Александра III. Интересно, что часовню освятили «для возбуждения усердия местных жителей к скорейшему сооружению постоянного каменного храма».

Через год на этом месте была освящена временная приходская Александро-Невская церковь. Почему был повышен статус культового сооружения? Во-первых, этот район крайне нуждался в полноценных храмах, а храмы строятся не за один год. Во-вторых, казалось солидным иметь в губернском городе Екатеринославе не часовню, а храм, посвященный спасению императора.

Часовня-церковь быстро стала популярной, поскольку других храмов в районе не было. Из-за этого площадь, переулок и даже спуск, находящиеся рядом, стали называться Александро-Невскими (в 1923 г. все три объекта были названы именем Калинина). Больше того – даже Благовещенский храм, поставленный на месте часовни, в народе называли двойным именем — в том числе Александро-Невским. В новом храме один из приделов носил название Александро-Невского. Поэтому в литературе часто Благовещенский храм называют вторым именем.

Церковь на заводской окраине Екатеринослава

Уже в 1889 году дирекция Александровского Южно-Русского или Брянского завода (затем завод Петровского, ныне «Евраз»), в то время самого крупного предприятия Екатеринослава, решила построить в западном районе города крупную Александро-Невскую церковь. По негласному кодексу того времени, строительство церкви являлось своеобразным «брендом» предприятия, символом его финансового благополучия и влияния на рынке. Важности проекту прибавляло и то обстоятельство, что заглавное название завода совпадало с названием церкви и именем императора.

Меценатами строительства, кроме дирекции Брянского завода, выступили другие промышленники, в частности, владельцы кирпичных заводов, расположенных неподалеку, в Рыбаковской балке (ныне Рыбальская). Но основным жертвователем выступил купец 1-й гильдии Яков Михайлович Михайличенко. Строительство из-за активного финансирования шло довольно быстро.

22 декабря 1896 года (по новому стилю 3 января 1897 г.) состоялось освящение новой церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Правда, церковь до сих пор имеет два названия – Благовещенская и Александро-Невская. Второе название можно встретить в справочнике «Весь Екатеринослав», на открытках. Она построена на месте часовни Александра Невского, в честь князя был назван и один из приделов храма. Есть информация, что освящение церкви состоялось в день памяти канонизированного защитника православия Александра Невского. Цыганская площадь возле храма также получила название Александро-Невской (сейчас застроена).

Кто построил Благовещенскую церковь – придворный зодчий императора или епархиальный архитектор?

До сих пор остается загадкой вопрос – кто же является архитектором Благовещенской церкви в Екатеринославе? В историко-архитектурных работах существует информация, что в 1889 году дирекция Брянского завода заказала проект новой церкви не кому-нибудь, а крупнейшему столичному зодчему – придворному архитектору императора Александра III Николаю Султанову.

Эта логика довольно часто имела место в Екатеринославе и не должна удивлять. По этой же схеме выстроено роскошное здание Английского клуба 1890-1891 гг. (Дом офицеров, ул. Воскресенская, 3), которое проектировал петербургский архитектор Александр фон Гоген, и Окружной суд 1896-1898 гг. (областная прокуратура, просп. Яворницкого, 38), который спроектировал петербургский архитектор Александр Векшинский. И примеры эти не единственные.

Однако в некоторых публикациях имеется информация, что архитектором Благовещенской церкви является екатеринославский архитектор Леонид Бродницкий. Я склоняюсь к версии, что в основу был взят проект для церкви Брянского завода 1899 г., разработанный Н.В. Султановым, а осуществление на месте и привязку курировал Л.А. Бродницкий. Такая практика была в целом типичной для провинциального зодчества. Однако нужно отметить, что вопрос об авторстве здания храма может быть закрыт только после обнаружения источников – чертежей, протоколов и других документов.

Кто же эти два архитектора, два возможных автора храма?

Академика Николая Султанова называют классиком «неорусского стиля» в архитектуре конца XIX века. Этот стиль соединял в себе византийские черты и традиционные формы русского средневекового зодчества. Зодчий получил известность во время правления императора Александра III, превратившись фактически в придворного архитектора.

Николай Владимирович Султанов (1850-1908) был талантливым архитектором. Он окончил Строительное училище в Санкт-Петербурге (в 1873 г.), получил специальность гражданского инженера. Султанов стал известным исследователем древнерусской архитектуры, читал курс лекций по древнерусскому зодчеству в Археологическом институте в Петербурге (в 1882-1885 гг.). Он посетил также Италию, Грецию, Турцию.

Архитектурная карьера Султанова началась с высокой ноты. После знакомства с графом С. Д. Шереметевым, он стал домашним архитектором этой династии. С 1878 по 1891 гг. Султанов работал домашним архитектором Шереметевых и Юсуповых. С 1895 по 1903 гг. возглавлял свою альма-матер, называвшуюся тогда Институт гражданских инженеров. Венцом признания стало звание академика Академии художеств в 1893 году.

В период правления Александра III (1881-1894 гг.) Султанов фактически превратился в придворного архитектора. Он стал живым классиком «неорусского стиля», идеально отвечавшего вкусам императора. Зодчий спроектировал ряд знаковых построек. Это «придворный» собор Петра и Павла в императорской резиденции Петергоф (1895-1905) и архитектурная часть памятника Александру II в Кремле (1893-1898). Султанов также прославился реставрацией древнерусских зданий, например, церкви в Останкино, дворца царевича Дмитрия в Угличе на Волге. Ему поручали отделку роскошных дворцов, например, дизайн интерьеров дворца Юсуповых в Петербурге и генерал-губернаторского дома в Москве. А ученик Султанова Василий Косяков построил знаменитый Морской собор в Кронштадте.

Смотрите так же:  Храм во влахерне

Также в литературе можно встретить информацию, что проект Султанова был использован для строительства другой городской церкви, тоже Александро-Невской. Она была построена в конце 1890-х годов неподалеку от первой – на Чечелевском кладбище (парк Калинина, ныне парк Памяти и примирения), и была снесена в середине XX века. Правда, эта церковь выглядела настолько скромно и провинциально, что версия об авторстве Султанова мне кажется очень сомнительной.

Леонид Альбертович Бродницкий – выдающийся екатеринославский зодчий. Он родился в 1864 г. в Екатеринославе и пошел по стопам отца – губернского архитектора в 1860-х годах, автора проекта костела в Екатеринославе, почтовых станций, мостов и других объектов. Леонид Бродницкий стал епархиальным, а затем и губернским архитектором. Как раз во время работы епархиальным архитектором Бродницкого и строился Благовещенский храм. Л.А. Бродницкий – автор проекта православной церкви Святого Николая в Каменском; особняка, а ныне дома-музея Д.И. Яворницкого; Аудитории народных чтений (ул. Половицкая, 5, совместно с С.Ю. Харманским) и других объектов.

Храм в Екатеринославе имеет «двойника» в Павлограде

Имеется еще одна архитектурная загадка в истории Благовещенского храма. 15 октября 1898 г. в городе Павлоград был освящен собор Спасо-Нерукотворного Образа, известный больше как «Церковь Голубицкого», в память о меценате строительства, купце и городском голове Якове Федоровиче Голубицком. Храм сохранился, и сейчас является кафедральным храмом Павлограда. Но дело в том, что его облик в основной части является… практически точной копией екатеринославской Благовещенской церкви, на что пока почему-то не обращали внимания. А заложен храм в Павлограде был в 1892 г., т.е. на три года позже екатеринославского.

А вот колокольня храма в Павлограде совсем не похожа на Благовещенский храм. Но зато она внешне аналогична колокольне нашего Троицкого собора и собора в Харлампиевского нового собора в Мариуполе, не уцелевшего до наших дней.

Еще более интересно то, что два храма посвящались одному и тому же событию – «чудесному спасению» императора Александра III и его семьи в катастрофе в Борках 1888 года. Дело в том, что в столовом вагоне поезда находилась икона Спаса Нерукотворного, которая осталась невредимой – даже стекло в раме осталось целым. Император и его семья считали, что именно этот образ спас их от гибели. И вот храм в Екатеринославе посвятили имени императора, а храм в Павлограде – иконе, которая, как считалось, спасла его и семью от гибели.

Ясно одно – в проектах обоих храмов видно руку одного мастера. А пока не обнаружены чертежи – вопрос об авторстве храмов не закрыт.

Благовещенская церковь была архитектурной жемчужиной целого района

Благовещенская церковь – памятник архитектуры местного значения конца XIX века. Построена она в неорусском стиле, который использует мотивы древнерусских храмов и палат XVI–XVII веков. В частности, это кокошники в оформлении проемов, колонны с утолщением по центру, напоминающие балясины. Провинциальный вариант неорусского стиля, использовавшийся при оформлении церквей во второй половине XIX века, принято называть «епархиальным».

Первоначально это был однокупольный храм с высоким луковичным куполом и высокой шатровой колокольней. Купол и колокольню украшал очень пышный декор. Церковь отлично просматривалась с многих точек и служила доминантой нижних кварталов улицы Рабочей. В западном районе Екатеринослава, где практически отсутствовали значимые архитектурные объекты, Благовещенский храм был абсолютной доминантой вплоть до 1930-х годов.

Церковь имеет три придела. Главный придел – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, от которого происходит и название церкви. Два других придела названы в честь Святого Николая и Апостола Иакова.

До революции при церкви действовали две церковно-приходские школы и две школы грамотности. В штате храма числились три священнослужителя и три псаломщика. Храм имел счет в Государственном банке Российской империи. Согласно информации «Справочной книги Екатеринославской епархии» на 1908 год, в приходе Благовещенского храма были 357 с половиной дворов, а прихожанами были 2887 человек – 1430 человек мужского пола и 1457 – женского.

Интересно, что первоначально храм занимал гораздо большую территорию, чем теперь. Церковь была окружена высокой оградой и занимала обширное пространство бывшей Цыганской площади. Внутри ограды находился сквер с зелеными насаждениями и хозяйственные помещения. В советское время прямо по бывшей территории церкви прошла линия улицы Рабочей при выходе на проспект Пушкина. Сейчас выход из колокольни находится прямо на красной линии улицы Рабочей.

Информации об интерьере храма практически не сохранилось. Видимо, внутренняя отделка церкви была скромной, но эстетически привлекательной, как в большинстве храмов.

В советское время Благовещенский храм оставался действующим, но потерял колокольню

В 1930-е годы церковь постигла участь большинства культовых сооружений города – её закрыли, несмотря на протесты общины. В списке церквей города 1933 года, хранящемся в областном архиве, Благовещенский храм числился еще действующим. В литературе можно встретить упоминание, что церковь закрыли в 1934 г. Последний настоятель протоиерей Филипп Гераскевич и другие служители были арестованы, их судьба неизвестна.

Богослужения в Благовещенском храме возобновились во время немецкой оккупации, тогда это было повсеместной практикой. После освобождения города церковь оставили действующей, и с 1944 г. здесь вновь начали проводиться богослужения. Интересно, что первую Божественную литургию в возрождаемом храме совершил протоиерей Виталий Лелюхин (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин), экзарх Украины) со своей сестрой-псаломщицей. Он же возглавил тогда ремонтные работы.

Интересно, что в послевоенный советский период Благовещенская церковь была одним из немногих действующих храмов Днепропетровска, наряду с Троицким собором, Николаевской церковью в Кайдаках, Крестовоздвиженской в Диевке, Николаевской на Игрени и Трехсвятительской на Клочко.

Однако Благовещенский храм, хоть и остался действующим, понес значительные утраты. Время не пощадило великолепный архитектурный облик храма. Основная потеря – это утрата массивной колокольни, бывшей доминантой окружающего района. В литературе указывалось, что колокольня была разрушена во время войны. Однако есть версия, что это было сделано в 1930-е годы, по аналогии с тем, что у Преображенского кафедрального собора был в те же годы разобран шпиль. Существуют фотографии военного времени, на которых четко видно здание без колокольни и без сильных следов разрушений. Поэтому мне кажется более вероятной версия, что здание храма было «обезглавлено» еще до войны.

Кроме колокольни, здание храма изменило и форму купола. По неизвестным мне причинам, он был реконструирован в сильно упрощенном виде. Купол стал полусферической формы и с небольшой деревянной простой главкой наверху. А первоначально купол имел луковичную форму, наверху его украшала массивная декоративная глава с пышной окантовкой.

Во время войны сохранились только стены и купол Благовещенского храма без покрытия. В 1947 году стал действующим уже главный алтарь храма. Его освятил архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров) и в сослужении протоиерея Евлампия совершил Литургию.

Возрождение церкви, пусть и в измененном виде, длилось вплоть до середины 1950-х годов. Но все равно надо сказать спасибо тем, кто в те трудные для религиозной жизни годы сохранил здание храма. В 1958 г. при протоиерее Николае Волкославском в храме наконец-то появился новый иконостас, изготовленный мастерами из Почаева. А боковые иконостасы, иконы ко всем иконостасам и новые настенные росписи выполнил художник-иконописец Валерий Чугаев, причем безвозмездно! Завершилась реконструкция интерьера церкви в 1964 году.

Более полувека настоятелем, а ныне почетным настоятелем храма является протоиерей Георгий Свирякин (1936 г.р.) – старейший по рукоположению священник в Днепропетровской епархии, рукоположенный в иерейский сан еще в 1958 г., во времена правления Святейшего Патриарха Алексия I.

На территории Благовещенского храма по традиции похоронено несколько его священнослужителей – протоиерей Анатолий Пасенко и протоиерей Андрей Панский.

Недавно храм сменил цвет с зеленого на синий, а в стене обнаружили древний колокол

Благовещенская церковь охраняется государством как памятник архитектуры местного значения. Будем надеяться, что со временем храм все-таки будет полностью восстановлен как один из самых ценных памятников культового зодчества XIX века в нашем городе.

Смотрите так же:  Храм часовня покрова пресвятой богородицы в раменках

В 1994 г. храму были возвращены надворные помещения и проведен ремонт фасада. В середине 1990-х годов был разработан проект восстановления храма в его первоначальном виде с колокольней, но он пока не начал реализовываться из-за недостатка средств. Очень жаль, что в нашем не бедном городе, где ежегодно открываются торговые центры и элитные жилые комплексы, пока не нашлось средств на восстановление одной колокольни древнего храма!

Последние несколько лет открыли новую страницу в многотрудной истории храма. В 2019 г. была проведена реконструкция, в рамках которой храм сменил окраску фасадов с зеленого цвета на синий. При этом был заново отреставрирован наружный декор, установлены новые двери и окна, проведено благоустройство церковной территории. В праздничные дни храм посещает до 8 тысяч человек.

В 2019 г. в одной из стен колокольни при проведении строительных работ был случайно обнаружен древний колокол начала XX века с надписью «Завод Усачевых – Валдай». Видимо, он был замурован и чудом уцелел во время гонений 1930-х годов. Эта неожиданная находка, видимо, несет в себе определенный посыл – древний храм живет и продолжает восстанавливаться», – завершает свой рассказ Максим Кавун.

Днепр. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Свято-Благовещенский собор

В конце XIX века, по ходатайству некоторых городских промышленников на западной окраине города (а современная улица Рабочая была тогда еще окраиной) было принято решение возвести новый храм.

В 1889 году, когда кафедру возглавлял епископ Екатеринославский и Таганрогский Серапион (Маевский), на месте Александро-Невской часовни, расположенной на Цыганской площади, в основание будущего храма были заложены святые мощи и освящено место под строительство. Возведение церкви осуществлялось на добровольные пожертвования богатых граждан города, в первую очередь, владельцев кирпичных заводов Екатеринослава и, в частности, купца первой гильдии Якова Михайловича Михайличенко. Благодаря наличию достаточных средств строительство шло быстрыми темпами, и уже в 1896 году состоялось освящение новой церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вышло так, что церковь получила сразу два названия — Благовещенская и Александро-Невская. Это объясняется тем, что освящение храма состоялось в день святого благоверного князя Александра Невского, и тогда же был освящен один из приделов в честь святого князя (об этом свидетельствует памятная доска, установленная на стене храма). Кроме этого, после торжественного открытия нововыстроенного храма, площадь, на которой он находится, была переименована из Цыганской в Александро-Невскую.

Церковь была построена в так называемом «неорусском стиле” по проекту архитектора Н.В. Султанова. Светлый и величественный храм являлся типовым для большинства церквей провинции и всей средней полосы Российской империи того времени. Он был окружен забором и территориально занимал значительную часть Александро-Невской площади, которая к тому времени еще не была застроена. В храме не было множества украшений, но его внутреннее убранство оставляло приятное эстетичное впечатление благодаря художественным достоинствам иконостаса и настенных росписей. Нововыстроенная церковь имела три придела: главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный — в честь апостола Иакова и северный престол — в честь святого князя Александра Невского.

К открытию храма насчитывалось 2887 прихожан, из которых 1430 мужчин и 1457 женщин. При церкви действовало две церковно-приходские школы и две школы для так называемых «кухаркиных детей». В штате храма было три священнослужителя и три псаломщика. Храм имел счет в Государственном Банке Русской Империи.

В 1911 году Свято-Благовещенский клир насчитывал уже четыре священника: настоятель — протоиерей Андрей Одинцов, иерей Филипп Гераскевич, иерей Павел Соколовский и иерей (на вакансии псаломщика) Феоктист Безклубов. Должность церковного старосты занимал Иоанн Кириллович Кравцов.

После революционных событий XX столетия и прихода советской власти в Благовещенской церкви еще некоторое время продолжались богослужения, но в 1933 году ее постигла судьба многих храмов того времени: она была закрыта и переоборудована под складское помещение. Священнослужители вместе с настоятелем протоиереем Филиппом Гераскевичем арестованы, их дальнейшая судьба неизвестна. Чуть позже была снесена колокольня и поврежден главный купол.

Во время Великой Отечественной войны храм был сильно разрушен — уцелели только стены и купол без покрытия. В это время прихожане молились в доме, расположенном рядом с разрушенным храмом, по улице Свердлова, 99. Богослужение в церкви возобновилось лишь во время немецкой оккупации Днепропетровска — в 1943 году, когда священнослужителям удалось частично упорядочить ее состояние и немного отремонтировать. После войны церковь вторично уже не закрывали. Тогда начался период некоторой послевоенной либерализации церковной жизни, и служителям пришлось приложить много усилий, чтобы ликвидировать многочисленные разрушения, нанесенные во время боевых действий и богоборческой кампании.

В 1944 году, после освобождения города, силами прихожан началось восстановление храма и богослужение в Александро-Невском приделе. Первую Божественную литургию совершил протоиерей Виталий Лелюхин (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф (Лелюхин), экзарх Украины) со своей сестрой — псаломщицей. Он и возглавлял ремонтные работы. Не было средств и материалов — возрождали храм со слезами и молитвой. В 1947 году был уже действующим главный алтарь, который освятил архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров), после чего в сослужении протоиерея Евлампия совершил литургию.

В 1949 году архитектор С.К. Щукин выполнил эскизы восстановления храма, попытавшись изменить его стиль. До 1956 года не было иконостасов, вместо них были фанерные заставки. В 1958 году при протоиерее Николае Волкославском мастерами из Почаева был установлен новый, профессионально изготовленный, центральный иконостас. Немного позже известным художником-иконописцем Валерием Чугаевым были сделаны боковые. Он же написал иконы ко всем иконостасам и заново расписал стены храма. Всю работу мастер выполнил безвозмездно. Реконструкция внутреннего убранства продолжалась до 1964 года. Во времена богоборческой власти Свято-Благовещенский храм был одним из немногих храмов, которые действовали к тому времени в Днепропетровске. В центре города, кроме него, действовал лишь Свято-Троицкий кафедральный собор.

В 1994 году привели в надлежащий вид фасад и внутренние стены храма. В этом же году церкви были возвращены ранее принадлежавшие ей надворные постройки, в том числе и крестильное помещение.

Ныне Свято-Благовещенский храм имеет статус памятника архитектуры местного значения под № 119 и является одним из лучших образцов неорусского стиля в Днепропетровске. На территории храма похоронено несколько священнослужителей несших свой пастырский подвиг под сводами храма — протоиерей Анатолий Пасенко и протоиерей Андрей Панский. В храме служили выдающиеся и знаменитые священнослужители епархии: протоиерей Валентин Поликарпов — ученик Святейшего Патриарха Алексия I и священника Павла Флоренского, протоиереи Алексий Жбанчиков, Ананий Корнейчук, Владимир Заяц, Владимир Медведь, Арсений Емельяненко, Константин Стаховский, Константин Огиенко, Николай Волкославский, Иоанн Асанов, Иоанн Реутов, Иоанн Олейник, Петр Чирва, Иоанн Скорик и Борис Головач. Настоятель храма протоиерей Георгий Свирякин — один из старейших по хиротонии священников в Днепропетровской епархии, был рукоположен в иерейский сан в 1958 году. Уже 48 лет он служит в Свято-Благовещенском храме, куда был назначен сразу по окончании Киевской духовной семинарии архиепископом Днепропетровским и Запорожским Гурием (Егоровым).

БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ (АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ) ЦЕРКОВЬ

Во второй половине XIX столетия, с ростом численности населения Екатеринослава, стремительно осваивались городские окраины. Обширная местность в районе пересечения современных проспекта Пушкина и улицы Рабочей, получила название Цыганская площадь. Раньше в этом месте часто останавливались цыганские таборы, что и определило название площади. 18 сентября 1888 года в центре площади архиепископом Серапионом «для возбуждения усердия местных жителей к скорейшему сооружению каменного храма» была освящена временная часовня во имя благоверного князя Александра Невского. В соответствии с названием новой часовни, в 1889 году Цыганская площадь была переименована в Александро-Невскую площадь.

17 октября 1889 года, в годовщину крушения царского поезда у станции Борки, часовня была торжественно и при большом стечении народа освящена в церковь, во славу чудесного спасения царской семьи. А в 1896 году вместо часовни была освящена каменная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее возведение осуществлялось на добровольные пожертвования богатых граждан города, в первую очередь, владельцев кирпичных заводов Екатеринослава и, в частности, купца Первой гильдии Якова Михайличенко. Благодаря наличию достаточных средств строительство шло быстрыми темпами. Новая церковь получила сразу два названия — Благовещенская и Александро-Невская. Она отлично просматривалась со многих точек и служила доминантой всего района.

Смотрите так же:  Храм у парк культуры

Церковь была построена в «неорусском стиле». Ее авторство в разных источниках одновременно приписывают как петербургскому архитектору Николаю Султанову, так и екатеринославскому епархиальному архитектору Леониду Бродницкому. Величественный храм был окружен забором и занимал значительную часть тогда еще не застроенной Александро-Невской площади. Внутреннее убранство оставляло приятное эстетичное впечатление благодаря художественным достоинствам иконостаса и настенных росписей. Церковь имела три придела: главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, южный — в честь апостола Иакова и северный — в честь святого князя Александра Невского.

После революции и установлении советской власти в Благовещенской церкви еще некоторое время продолжались богослужения, но в 1933 году она была закрыта и переоборудована под размещение ветеринарного склада. Чуть позже была снесена колокольня и поврежден главный купол. В 1941 году храм был сильно разрушен — уцелели только стены и купол без покрытия. Богослужение возобновилось лишь во время немецкой оккупации Днепропетровска — в 1943 году, когда священнослужителям удалось немного подремонтировать храм. После войны церковь уже не закрывали. Тогда начался период некоторой послевоенной либерализации церковной жизни, и служителям пришлось приложить много усилий, чтобы ликвидировать многочисленные разрушения, нанесенные во время боевых действий и богоборческой кампании.

В 1944 году силами прихожан началось восстановление храма и богослужение в Александро-Невском приделе. В 1947 году уже был действующим главный алтарь. А еще через два года архитектор С. Щукин выполнил эскизы восстановления храма, попытавшись изменить его стиль. До 1956 года в храме не было иконостасов, вместо них были фанерные заставки. В 1958 году мастерами из Почаева был установлен новый центральный иконостас, а немного позже известным художником-иконописцем Валерием Чугаевым были сделаны и боковые. Он же написал иконы ко всем иконостасам и заново расписал стены храма. Всю работу мастер выполнил безвозмездно. Реконструкция внутреннего убранства церкви продолжалась до 1964 года.

Во времена богоборческой власти Свято-Благовещенский храм был одним из немногих храмов, которые действовали в Днепропетровске. Кроме него, в центральной части города, действовал лишь Свято-Троицкий кафедральный собор. В 1994 году в надлежащий вид были приведены фасад и внутренние стены храма. Тогда же церкви были возвращены ранее принадлежавшие ей надворные постройки, в том числе и крестильное помещение.

Днепропетровская епархия УПЦ

Официальная страница епархии

Отошел ко Господу клирик Днепропетровской епархии протоиерей Георгий Свирякин

5 марта 2019 года на 82 году жизни скончался Почетный настоятель Свято-Благовещенского храма г. Днепра протоиерей Георгий Георгиевич Свирякин. Служению Святой Православной Церкви он посвятил 60 лет своей жизни. Его пастырская деятельность проходила в храмах г. Днепра (Днепропетровска).

Отпевание и погребение новопреставленного протоиерея Георгия Свирякина состоится в Свято-Благовещенском храме г. Днепра. В 7.00 Божественную литургию и заупокойное богослужение совершит управляющий Днепропетровской епархией митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней. Погребен усопший будет в церковной ограде Благовещенского храма, в котором он провел большую часть своего пастырского служения.

НЕКРОЛОГ.

Протоиерей Георгий Георгиевич Свирякин родился 12 апреля 1936 года в поселке Константиновск (ныне город Константиновск-на-Дону) Ростовской области в семье рабочих. Таинство святого Крещения принял в детстве. Его отец Свирякин Георгий Стефанович погиб в годы Второй мировой войны.

После получения начального среднего образования он поступил на очное обучение в Киевскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1958 году по первому разряду. В этом же году сочетался церковным браком с Левон Евфросинией Афанасьевной. Воспитывал дочь Ангелину.

20 июля 1958 года был рукоположен в сан диакона, а 19 августа того же года в сан пресвитера архиепископом Днепропетровским и Запорожским Гурием (Егоровым).

20 августа 1958 года указом правящего архиерея назначен вторым священником Свято-Благовещенского храма г. Днепропетровска.

27 июня 1961 года – переведен в клир Свято-Троицкого кафедрального собора г. Днепропетровска.

В 1969 году по первому разряду окончил заочное отделение Московской Духовной Академии.

20 ноября 1984 года назначен настоятелем Свято-Благовещенского храма г. Днепропетровска.

12 июня 1991 года – настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Днепропетровска.

2 августа 1993 года переведен в клир Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Днепропетровска.

11 октября 1993 года назначен настоятелем Свято-Благовещенского храма г. Днепропетровска.

15 января 2013 года в связи с почтенным возрастом и ухудшением состояния здоровья был назначен Почетным настоятелем Свято-Благовещенского храма г. Днепропетровска.

За годы служения был удостоен священнических наград, последняя из которых – право ношения второго креста с украшениями была благословлена Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) в 1993 году.

За годы служения протоиерей Георгий был удостоен церковных наград: ордена преподобного Ильи Муромца 2 степени, ордена святого равноапостольного князя Владимира 3 степени, юбилейного ордена «Рождество Христово – 2000» 1 степени, ордена 1020-летия Крещения Руси. Также отмечен государственной наградой Украины – орденом «За заслуги» ІІІ степени.

Почил о Господе 5 марта 2019 года.

Да упокоит Всемилостивый Господь душу новопреставленного раба Своего протоиерея Георгия в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная и сотворит ему вечную память!

Информационный отдел Днепропетровской епархии УПЦ

Церкви Днепропетровска

Список храмов и церквей Днепропетровска. Адреса, фотографии церквей и храмов. Описание церквей и храмов Днепропетровска. Православные и католические церкви и храмы.

Днепропетровская и Павлоградская Епархия

Адрес: г. Днепропетровск, Красная площадь, 7.

Собор святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Адрес: г. Днепропетровск, Набережная имени Ленина.

Спасо-Преображенский собор в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, площадь Октябрьская, 1

Брянская (Николаевская) церковь в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, проспект Калинина, 66.

Днепропетровский Свято – Покровский храм

Адрес: г. Днепропетровск, улица Воспоминаний, 65, ж/м Одинковка, левый берег.

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, проспект Карла Маркса, 103.

Свято — Благовещенский храм в Днепропетровске церковь Александра Невского

Адрес: г. Днепропетровск, улица Рабочая, 3 – б.

Свято-Троицкий кафедральный собор в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Красная площадь, 7.

Свято-Николаевский храм на Монастырском острове в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, Монастырский остров, парк Шевченко.

Синагога «Золотая роза» в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, площадь Демьяна Бедного, улица Шолом Алейхама, 4.

Храм Всех Святых в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, ж/м Победа-5.

Храм Преподобного Агапита Печерского в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Батумская, 13 (6-я городская больница), левый берег.

Храм Святого Георгия Победоносца в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Красная.

Храм Святого равноапостольного князя Владимира в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, проспект Петровского, 4.

Храм в честь иконы Божьей Матери «В скорби и печалях утешение» в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Мандрыковская, 127.

Церковь Воздвижения Креста Господня 133-го пехотного Симферопольского полка в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Чернышевского, 24-а, территория Академии

Храм Святых Царственных мучеников и страстотерпцев и иконы Божией Матери «Державная» в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, жилой массив Игрень.

Храм святых мучеников Космы и Дамиана в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, площадь Октябрьская, 14, областная больница имени Мечникова.

Храм Святой преподобной Ксении Римляныни в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Бехтерева, 1, левый берег.

Храмовый комплекс в честь иконы Божьей Матери Иверской в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Семафорная, 60.

Свято-Николаевский храм в Новых Кайдаках в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Жовтенят, 108, Новые Кайдаки.

Свято-Крестовоздвиженский храм в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Арзамасская, 59, Диевка.

Свято-Успенский храм в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Степная, 5, Диевка-2.

Свято-Трехсвятительский храм в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, улица Юридическая, 1, Старое Клочко, левый берег.

Римско — католический приход святого Иосифа Днепропетровска

Адрес: г. Днепропетровск, улица Комсомольская, 24 / 1-А.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Святогорская» в Днепропетровске

Адрес: г. Днепропетровск, жилой массив Сокол.

Храм в честь святителя Иоанна Златоуста Днепропетровска

Адрес: г. Днепропетровск, микрорайон «Золотые ключи».

Хочешь быть в курсе событий?
Еженедельная рассылка от relax):

Просто оставьте заявку и в течение одного рабочего дня с вами свяжется менеджер для уточнения деталей заказа.

* — поля, обязательные для заполнения.

Отправляя данную заявку, Вы подтверждаете свое согласие на обработку Ваших персональных данных администрацией портала relax.com.ua и получение информационных писем от портала relax.com.ua, а также на передачу этих данных третьим лицам, для обеспечения предоставления услуги бронирования мероприятий.

ЗАБРОНИРОВАТЬ ОТДЬІХ

Related Post

Каменный успенский храм

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ В КОСИНЕ Московский храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино Московский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Косине Московской епархии Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной, апп.

Храм александър невски

Храм александър невски Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших

Александро-невская лавра храм

Cобор во имя Святой Троицы в Александро-Невской лавре Место для строительства Свято-Троицкого собора было выбрано архитектором Доменико Трезини ещё при составлении первоначального проекта Александро-Невской лавры. Строительство началось в 1719, при