Святая часовня париже


Терновый Венец Спасителя

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.
В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. В рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель – Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры – на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор. В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В самом центре Парижа в церкви Мадлен хранится большая из дошедших до нас частей мощей равноапостольной Марии Магдалины, а в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, 92) — равноапостольной царицы Елены. Близ Парижа, в пригороде Аржантёй хранится Хитон Христов. Начиная где-то с XIII века аржантёйскую реликвию стали почитать и как Tunica inconsutilis (тунику без шва), которая была на Иисусе во время Его Страстей. В самом деле, эта одежда покрыта пятнами, как от крови. По легенде, в начале ІХ века хитон Иисуса подарила франкскому королю Карлу Великому защитница почитания святых икон и реликвий византийская императрица Ирина. Тогда он и был доставлен из Константинополя во Францию. Император поместил его на хранение в город Аржантёй (под Парижем), где он находится и ныне. В годы Французской революции возникла угроза существованию реликвии. После разграбления бенедиктинского женского монастыря хитон Христа в 1791 году был впервые перенесен оттуда в приход. В 1793 году его пастырь, опасаясь, что святыню отнимут и надругаются над ней, разрезал хитон на части и спрятал в разных местах. Спустя два года четыре части хитона — одна большая и три поменьше — были найдены и возвращены в церковь. Возможно, поэтому нынче у снова цельного хитона рукава только до локтей.

Глава Иоанна Крестителя

В Амьене, расположенном на севере Франции, в кафедральном соборе, хранится глава пророка Иоанна Крестителя. 14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили столицу Византийской империи. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.
На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.
Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, “по горячим следам”. С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе. В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.
Постепенно Амьен становится местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцесс. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын – Филипп III Смелый, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей. После революции 1789 года по всей Франции проходили описи церковного имущества и изъятия мощей.
Реликварий честной главы св. Иоанна Предтечи оставался в соборе до ноября 1793 года, когда он был потребован представителями Конвента. Они сняли все драгоценности с мощей, а честную главу приказали отправить на кладбище. Но воля высокого начальства не была исполнена. По их отбытии мэр города Луи-Александр Лекув (Louis-Alexandre Lescouve) тайно вернулся в сокровищницу и забрал мощи к себе в дом. Таким образом была сохранена эта святыня. Через несколько лет бывший мэр передал ее на сохранение аббату Лёжёну (Lejeune). В 1816 году глава св. Иоанна была возвращена в собор.

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Близь Страсбурга, в городке Эшо, в церкви св. Трофима хранятся мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau,что буквально переводится как «ясеневый остров»). Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму». (завещание Ремигия, 15 марта 778 г.) С тех пор святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии.
Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих». В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями. После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается ее постепенное восстановление. 3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.

Плат Пресвятой Богородицы

Старинный французский город Шартр (Chartres), административный центр департамента Эр-и-Луар (Eure-et-Loir), находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой христианской церкви. Спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная святыня: Плат (риза, покров) Пресвятой Богородицы. Предание утверждает, что именно этот Плат был на Пречистой Деве в момент рождения Богомладенца Иисуса Христа.
Согласно одной из наиболее распространенных версий, святыня появилась в Шартре в 876 году во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени шартрский епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал Плат Божией Матери в восстановленный собор.
В 911 году под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное со святыней. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Плат на городской стене, и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство.
Второе чудо в Шартре произошло в 1194 году, когда Шартрский собор, где хранился Плат, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранилась святыня, уцелел! Его успели перенести в подземную часовню.
Практически сразу после пожара, в 1194 году, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад, который был включен в объем нового собора. Новый собор, посвященный Деве Марии и получивший название Нотр-Дам де Шартр (Notre-Dame de Chartres), строился почти полтора века и был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Католический собор Божией Матери в Шартре является одним из лучших образцов «чистой» готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит еще и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, Шартрский собор получил название «Акрополя Франции». Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII века.

Святитель Николай

Небольшая деревня Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии стала главным центром почитания св. Николая для христиан Германии, Эльзаса и Лотарингии после перенесения сюда части мощей святого из Бари в 1098г.
Здесь возникло почитание св. Николая как особенного покровителя детей, благодаря множеству чудесных благодеяний, совершенных по молитвам к этому великому угоднику Божию. В подражание милосердию св. Николая родился трогательный обычай дарить детям подарки в день его памяти 6/19 декабря.
В 16-ом веке протестанты, отвергнув почитание святых, связали этот обычай с праздником Рождества Христова.
В конце 19-го века, в эпоху еще большего оскудения веры, родился языческий образ Деда Мороза, берущего неизвестно откуда и от кого мешок подарков.
Для нас, православных христиан, важно, что, на самом деле, корни Деда Мороза находятся именно здесь, в Сен-Николя-де-Пор, и, что сейчас, в этом месте, по-прежнему лежат чудодейственные мощи одного из самых добрых и отзывчивых святых: св. Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В конце 2002 г., по образу поклонения мощам св. Николая в Бари (Италия), в базилике св. Николая в Сен-Николя-де-Пор начались регулярные православные богослужения.

Святая Женевьева

Смотрите так же:  Часовня одигитрия

Неисчислимы чудеса, совершавшиеся у мощей преподобной Геновефы. Среди исцеленных ею был и известный ученый-гуманист XV–XVI вв. Эразм Роттердамский, который после своего исцеления св. Женевьевой воздал ей благодарение, написав латинскими стихами “Оду св. Женевьеве”. В письме к некоему Николаю Вернеру он говорит о своем чудесном исцелении, описывая и самый крестный ход 12 января 1491 года, во время которого оно произошло.
Во время Французской революции мощи св. Геновефы сгорели. Но частицы, подаренные в свое время настоятелями аббатства различным приходам, сохранились. Они находятся в Париже, в храме “св. Стефана на Горе”. В 1803 году его настоятель извлек из-под развалин древней базилики гробницу, в которой покоилась в крипте св. Геновефа, и перенес ее в храм. И все, кто чтит православную галльскую святую, преподобную Геновефу, поднимаются на “ее гopy”, чтобы поклониться ее мощам, поставить свечку к гробнице и помолиться.
В Русской Православной Церкви память о западной поместной святой, преподобной Геновефе, постепенно стерлась. Но те из русских, кто, живя во Франции, учились в университетском Латинском квартале Парижа, узнав, что покровительница Парижа и учащихся есть православная святая V века, первые положили, точнее “обновили”, ее почитание. Они, по общему студенческому обычаю, стали ходить молиться (особенно перед экзаменами) к гробнице св. Женевьевы, “нашей св. Жинэт”, как называли ее парижские студенты.
С 1928 года в Париже существовал французский православный приход св. Женевьевы, состоявший главным образом из русской молодежи, почитавшей преподобную. В древнем Латинском квартале на самой “Горе св. Женевьевы”, был в 1935 году открыт храм в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радости”. Здесь же находилось древнее аббатство св. Женевьевы, в двух шагах в католическом храме “св. Стефана на Горе” (Saint-Etienne-du-Mont) находятся каменная гробница преподобной Геновефы и частицы ее мощей. Основатели прихода справедливо полагали, что одним из путей взаимного ознакомления восточного и западного миров является почитание православными русскими людьми западных святых, чтимых одновременно и Православною Церковью, а к таким святым принадлежит и преподобная Женевьева. Почитание св. Геновефы являлось таким образом для западного мира живым доказательством подлинной кафоличности Православия. Храм, освященный в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радости”, стал в общежитии широко известен под именем храма св. Женевьевы. Не случайно он был основан на “Горе св. Женевьевы” – в самом центре многоязычного Латинского, университетского, квартала Парижа.

Святая Мария Магдалина


В самом центре Парижа в церкви Мадлен хранится большая из дошедших до нас частей мощей равноапостольной Марии Магдалины.


Равноапостольная царица Елена.

В церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (улица Сен-Дени, 92) — хранятся мощи равноапостольной царицы Елены.

Иверская-Парижская икона Божьей Матери

В Париже находится также, святыня связанная непосредственно с русской православной диаспорой.
В 1930 году один из эмигрантов-москвичей А.Н. Павлов, проходя по улицам Парижа, в одном из антикварных магазинов на ул. Сент-Оноре, через витрину увидел верхнюю часть большой иконы, загроможденной другими предметами. Была видна только корона и голова по плечи Божией Матери. Он сразу узнал Иверскую икону, так как в прошлом много раз приходил в Иверскую часовню и молился перед чудотворным образом. В начале у него появилось горькое чувство: вот еще одна святыня – невольный свидетель бесчинств происходящих в России, – так как он думал, что икона попала в Париж после гражданской войны.
Но то, что он узнал, оказалось гораздо более удивительным.
В магазине ему сказали, что икона была вывезена из Москвы во Францию в 1812 году наполеоновским офицером, и что теперь его потомки ее хотят продать.
Вся русская эмиграция взволновалась. Не только Павлов, но и все москвичи в этом образе Божией Матери узнавали «ту самую», которая пребывала в Иверской часовне. На самом деле они видели список, сделанный в 1758 г., во всем подобный второму списку 1852 г. Но от этого все становилось еще более удивительным.
Промыслом Божиим, икона пребывала в безвестности 120 лет, как бы повторяя свою судьбу: в десятом веке, после иконоборческой смуты, когда около 200 лет не было ничего известно об ее судьбе, она чудесным образом была обретена на Афоне.
В XVII-м веке этот образ, прибыв в Москву, тоже занял место при «вратах», на этот раз Москвы, и именно там стал особенно почитаться .
Наконец, в ХХ веке, после революционных бурь и страшной Гражданской войны, Промыслом Божиим этот образ оказывается в Париже, главном центре русской эмиграции. С одной стороны, это было время страшной нужды и изнуряющей бедности. С другой стороны, эмиграция раздиралась противоречивыми оценками и анализами происшедшего и происходящего на Родине.
Необходимо сказать, что 1930-31 гг. нужно считать годами в основе изменившими церковную жизнь послереволюционной русской эмиграции, годами «парижской схизмы». Русская Церковь, точнее приходы, основанные русскими за границей, оказались разделенными на три, как говорят «юрисдикции», не общающиеся друг с другом, считавшие друг друга «предателями истинной Церкви, раскольниками».
Многие надеялись, что обретенная святыня примирит расколовшиеся православные приходы и соединит их чудесным образом с Россией. Так, митр. Евлогий в проповеди по окончании молебна по случаю обретения сказал: «Пусть этот образ Владычицы послужит нам символом единства и откроет нам двери в многострадальную Родину». С большим трудом, русские православные христиане отдавая последние сбережения выкупили святыню.
Ныне икона находится в русском Храме Трех Святителей на улице rue Petel 5.
До начала 60-х годов после каждой литургии неуклонно совершался молебен перед иконой. Эмиграция угасала, и новое поколение, родившееся во Франции, уже не так живо воспринимало историю обретения, да и саму икону. Молебны служить перестали. Помощь пришла, откуда ее совсем не ждали. В 1975 году на Трехсвятительское Подворье был прислан иеромонах, ныне архимандрит, Георгий (Вострель), австриец по происхождению, для помощи состарившимся священникам в осуществлении ежедневного богослужения. Именно он стал восстановителем литургического почитания святого Образа. С 1984 года каждую среду вечером, только в этом месте Парижа, православные христиане самых разных национальностей поют акафист перед чудотворным образом. Вот еще одно чудо, свидетелями которого мы все становимся. Являя собой незримую связь оплотов Православия: Афона и Москвы, – этот образ, в ХХ веке, стал вратами Православной Церкви в столице современной цивилизации и культуры Париже.

Сколько православных приезжает во Францию – и только немногие знают, как много святынь до сих пор, несмотря на бесчинство революций и забвение достояния христианского прошлого, содержит в себе французская земля. Ведь и ее, как и нашу святую Русь, Господь, “по естеству благий и безстрастный”, по-прежнему любит и желает всем проживающим и приезжающим туда “спастися, и в разум истины приити”.

Святая Капелла в Париже

Сент-Шапель, или Святая Капелла — это чудо готической архитектуры, которое нельзя сравнить ни с одним из католических соборов. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров.

Запись относится к месту:
Париж

Капелла Сент-Шапель построена по заказу Людовика IX Святого для хранения христианской реликвии — тернового венца. Король купил эту реликвию в Венеции в 1239 году, куда она была привезена из Константинополя. Примечательно, что за терновый венец король уплатил немаленькую сумму, достаточно сказать, что она почти на порядок превышала затраты на строительство капеллы Сент-Шапель.

Так как эта небольшая капелла заведомо задумывалась как хранилище для особо ценных реликвий — поэтому её и построили такой пышной. Реликвиями были Терновый Венец Христа, частица Креста Господня и другие, которые привез из Константинополя в 1239 году король. Священные реликвии хранились на втором этаже в апсиде под деревянным балдахином, но во время Великой французской революции их конфисковали.

Сент-Шапель, простоявшую в центре Парижа уже восемь столетий, выстроили всего за три года, с 1245 по 1248.

Создатель капеллы, которым по-видимому был Пьер де Монтеро, построивший также церковь Сен-Жермен-де-Пре, в данном случае решил воздвигнуть две церкви, расположенные одна над другой. Строительство было завершено в 1248 году. Нижняя церковь служит как бы фундаментом для верхней. Прямо от нее поднимаются на огромную высоту колоссальные витражные окна, заканчивающиеся стрельчатыми башенками. Крутая наклонная крыша венчается ажурным, устремленным ввысь шпилем высотой 75 метров. В целом все это производит впечатление необычайной легкости, ажурности, как будто бы все убранство сплетено из кружев. И в то же время элементы декора отличаются яркостью и красочностью. Нет ощущения подавленности, характерного для многих католических соборов. Скорее у посетителей возникает светлое, праздничное настроение. Создается впечатление, что стен вообще нет, и остаются только огромные витражные окна.

Смотрите так же:  Часовня царицы тамары в красном селе

Святая Капелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором. Она поделена на два яруса равной площади, но разной высоты.

Первый из двух ярусов (нижняя капелла) освящён в честь Девы Марии и менее великолепен, его высота всего лишь около 7 метров. Он был предназначен для королевского двора — придворных, дворцовой гвардии и слуг.

Ярус имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта.

В основной ярус, верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков, в котором молилось исключительно королевское семейство, — это шедевр роскоши и архитектуры. Освящена верхняя капелла во имя Святого Креста.

Витражи с люстрами-пауками

Прежде всего зал кажется бесконечно высоким. Высота сводов здесь — 20 метров, и впечатление высоты многократно усиливается особенностями постройки: параллельными окнами высотой по 15 метров, тонкими колоннами.

Там, где стены свободны от витражей, они витиевато украшены рисунками, скульптурами или лепкой. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном XIII в., превращающими интерьер в настоящую ювелирную шкатулку.

В главной апсиде некогда располагался монументальный реликварий. Наружный портик с западной стороны, круглое окно-роза и пинакли, а также башенка были перестроены в эпоху Нового времени.

Сводчатые потолки, башенки-пинакли, шпиль, на 75 метров уходящий в небо, — все это делает Сент-Шапель чистейшим образцом готики в архитектуре. Часовня стала примером для многих других построек.

Окна занимают почти всю поверхность стен и расцвечены витражами. Посчитано, что витражи покрывают в Сент-Шапель 618 кв. метров. Свет, проникая через цветные витражи, создает мягкое золотое свечение в часовне. Ее настоящую красоту можно поэтому оценить, только поднявшись на второй этаж. Витражи Сент-Шапель изображают библейские сюжеты: от сотворения мира и вплоть до создания самой часовни. Большая часть витражей уникальна: это подлинные сохранившиеся витражи XIII века. Более молодое окно-роза над фасадом добавлено в XV веке, но тоже стало чертой готического стиля часовни.

В старые времена специальная галерея соединяла второй этаж Сент-Шапель прямо с внутренними покоями королевского дворца, в зале часовни были устроены ниши для королевской семьи.

Дата закладки капеллы неизвестна, но есть точная дата дня освящения Сент-Шапель — 26 апреля 1248 г. В дальнейшем капелла подвергалась нескольким реставрациям: в XV веке, в 1837 году — Лассю и Виолле-ле-Дюком и позднее. В 2008 году начинается реставрация семи витражей. Реставрация продлится 5 лет, стоимость работ — 10 млн. евро

Пешеходная экскурсия «Сердце Парижа» (Сите и Латинский квартал)

Сите — сердце Парижа и Франции. Здесь родилось и оформилось французское государство. В III в. до н.э. здесь поселяются кельтские племена “паризии”. В I в. до н.э. Сите представляет собой центр галло-римской провинции с римской крепостью, церковью, домами, банями, рынком…

На месте первых римских церквей сегодня возвышается Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) со своими уникальными реликвиями, историей, барельефами, скульптурами, витражами, часовнями… За ним – Двор монастыря каноников, из которого родилась Сорбонна (Sorbonne).

Консьержери (Conciergerie) — королевский замок, построенный в начале XIV в. и ставший позднее тюрьмой (здесь, в частности, дожидалась своей казни Мария-Антуанетта). На его Часовой башне — самые древние часы Парижа. Сен-Шапель (Sainte Chapelle — Святая часовня) — дворцовая церковь, построенная в XIII в. для хранения тернового венца Иисуса Христа. От Консьержери открывается вид на площадь Шатле (Place du Chatelet), в середине которой стоит колонна, посвященная победам Наполеона. На противоположенных сторонах площади два театра, где в свое время проходили Дягелевские балеты с Вацлавом Нижинским и Анной Павловой.

Площадь Дофины (Place Dauphine) – первая королевская площадь Парижа.

Латинский квартал (Quartier latin) — здесь бурлила некогда галло-римская провинция Лютеция. Сейчас это студенческий и ресторанный район с недорогими магазинами и незабываемыми улочками, на которых жили Герцог Бэкингем, Атос, Наполеон, Цветаева и др. Сохранились величественные останки римских бань, построенных в III в.н.э. и в том же веке разрушенных варварами…

Бульвары Сен-Мишель (Sait-Michel) и Сен-Жермен (Saint-Germain) (оба XIX в., эпохи барона Османа) и улица Сен-Жак (Saint-Jacques), проложенная римлянами в I в.н.э. Церкви — Сен-Северин (Saint-Severin — XIII в.) и Сен-Жюльен-лё-Повр (Saint-Julien-le-Pauvre — XIII в.).

На каждом углу – рестораны. В том числе и самый старый и самый первый ресторан Парижа, открытый в 1686 г. Рядом с ним — дом доктора Гильотина.
Замок XV в. — Клюни, Сорбонна — университет, основанный в XIII в. (в его церкви — гробница Ришелье), Пантеон, где покоятся Вольтер, Жан-Жак Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя.

От монастыря Св.Женевьевы сохранились могилы первого короля Франции Кловиса и его жены Клотильды (VI в.), а также трапезные XIII в., в которых располагается самый престижный лицей Франции.
Церковь Св.Этьена-дю-Мон (Saint-Etienne-du-Mont — XVI в.), где находятся мощи Св.Женевьевы — покровительницы Парижа и могилы Расина и Паскаля. Рядом — остатки крепостной городской стены, окружавшей Париж в 1196 г.

Люксембургский дворец (Palais du Luxembourg — нынешний Сенат, верхняя палата Парламента) и Люксембургский сад (Jardin du Luxembourg). Некоторые французы считают, что в Люксембургском саду находится Центр Мира. Статуи знаменитых женщин, влиявших на историю Франции, окружают его центральный фонтан. Вокруг, на изысканных французских лужайках расположились скульптуры XIX в. — писатели, художники, артисты… Здесь находится и оригинал статуи Свободы и, вероятно, самый красивый фонтан Парижа — фонтан Медичи (огромный Циклоп, ревнуя, собирается раздавить каменной глыбой нагую влюбленную пару).

Из парка открывается перспектива на авеню Обсерватории — фешенебельную улицу, в конце которой видна Обсерватория, построенная при Людовике Великом. Там, в конце улицы начинается бульвар Монпарнас (Montparnasse), где находятся кафе, описанные Эренбургом, Хемингуэем, русской литературной эмиграцией. В некоторых из них и сегодня можно встретить современных знаменитостей…

Капелла Сент-Шапель в Париже. Архитектура и дизайн интерьера

Вид Парижа и Сен-Шапель на иллюстрации братьев Лимбургов

Капелла Сент-Шапель (Святая капелла) в Париже традиционно считается одним из самых посещаемых мест во время культурно-познавательных туров во Францию. Она была построена в период с 1241 по 1248 гг. (во времена правления короля Людовика IX) как дворцовая часовня для хранения христианских реликвий. Главными среди них являлись: терновый венец Христа (по преданию, надетый на него перед казнью) и часть Животворящего Креста, на котором он был распят. Таким образом, Сент-Шапель изначально задумывалась как архитектурный реликварий (обрамление христианских ценностей).

Сен-Шапель. Общий вид нефа капеллы

В средние века строительство церквей было часто связано с сюжетами Священной истории, или атрибутами жизни святых. Таковы, например, церковь Сан-Марко в Венеции (посвященная Св.Марку), или Шартрский собор (посвященный Богоматери и ее одеянию). Вместе с тем, Сент-Шапель строилась как королевская капелла, убранству которой следовало быть дорогим и элегантным. Будучи одним из символов монархии, сооружение идейно связывало Терновый венец Христа с королевской властью, подчеркивая, тем самым, ее божественное происхождение. Вместе с тем, богатое убранство Сент-Шапель подчеркивало статус короля (который, сам по себе, являясь глубоко религиозным человеком, жил и одевался довольно скромно). Доступ в капеллу в то время был возможен лишь со второго этажа королевского дворца, располагавшегося на острове Сите в центре Парижа (позже, королевский дворец был перенесен на другую сторону Сены с северной стороны). Лестницы, по которым вход в сооружение осуществляется в наши дни, тогда были служебными.

Сен-Шапель. Общий вид капеллы и дворца

Сооружение капеллы, предположительно, было начато в 1241 г.

8-го августа 1239 г. Терновый венец был доставлен в Париж. Для ускорения строительства было выделено 40000 ливров (по тем временам, большие средства), которые, тем не менее, уступали затратам на приобретение реликвий у императора Балдуина II (последнего латинского императора Константинополя). Освящение сооружения состоялось в 1248 г., когда Людовик IX отправился в седьмой крестовый поход, поручив заботу о капелле своему управляющему (именуемому также капелланом и казначеем).

Святые реликвии, хранящиеся в капелле, выставлялись для обозрения каждую Страстную пятницу. В это время больным прихожанам разрешалось прикасаться к ним для обретения веры в исцеление. В остальное время реликвии хранились в богато украшенных нишах часовен. В 1306 году в сооружение был доставлен великолепный реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение), служивший во время канонизации Людовика IX в 1299 г.

Сен-Шапель. Витражи нефа верхнего этажа

Строительство Сент-Шапель велось спустя почти столетие после зарождения готического стиля, одним из первых образцов которого стала базилика Сен-Дени. За это время четыре поколения архитекторов и строителей широко практиковали и совершенствовали формы, детали и методы возведения сооружений. Появилась новая разновидность готики, получившая название «лучистый стиль» (Rayonnant style). Сент-Шапель стала одним из первых образцов его применения. Особенностями новой разновидности стиля являлись:

  • внедрение витражной рамы, независимой от конструктивных особенностей стен;
  • технологические усовершенствования при работе с металлом;
  • использование пергамента для предварительной разработки планов и архитектурных деталей.

Сен-Шапель. Неф капеллы с ребрами жесткости

Все нововведения «лучистого стиля» капеллы были взаимосвязаны.

Особенность новой конструкции состояла в том, что большие витражные пространства (ослабляя кладку стен) требовали дополнительных мер усиления, с целью сопротивления ветровой нагрузке. По этой причине, в конструкции использовались кованные железные прутья, хорошо выдерживающие нагрузку на растяжение и изгиб. В Сент-Шапель, прутья визуально скрыты внутри каменной кладки и ребер жесткости. Подобная конструктивная система за восемьсот лет предвосхитила появление армированных железобетонных конструкций. В Сент-Шапель использованы две горизонтальные железные ленты, опоясывающие сооружение по периметру и связанные между собой системой зажимов. Одна из лент расположена в уровне середины высоты витражных окон. Металлические ленты опоясывают и часовню. В некоторых местах, замаскированные под каркас, соединения железных элементов создают иллюзию витражного окна. Железные тяги выполняет в сооружении ту же роль, что и контрфорсы в большинстве готических церквей. Именно они, компенсируя нагрузки, позволили Сент-Шапель сохранить относительно ровный и компактный внешний силуэт.

Смотрите так же:  Часовня гвоздя

Сен-Шапель. Готическая роза западного портала

Схемы, изображенные на пергаменте, давали возможность не только донести идеи архитектора до каменщиков, но и передать опыт строительства из одного места в другое. Это обеспечило быстрое распространение готических сооружений на большей части территории Северной Европы. Возможно, именно использование рисунков и описаний в этот период позволило сохранить имена архитекторов Сент-Шапель. Среди них: Жан де Шель (скончался около 1260 г.) и Пьер де Монтрей (скончался в 1267 г.), разработавший трансепт собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам). Схожесть деталей часовен Сент-Шапель и Амьенского собора свидетельствует, что в разработке мог принимать участие кто-то из архитекторов последнего (или его преемник).

Сен-Шапель. Скульптура в нефе

При проектировании дизайна интерьера королевской капеллы возникла непростая задача ее практической и эстетической совместимости с местом для хранения реликвий. Функционально, Сент-Шапель должна была иметь 2 этажа. Первый, в уровне земли, посвященный Богоматери, предназначался для персонала дворца. Верхний этаж был непосредственно связан с королевским дворцом. Для реализации проекта был введен дополнительный ряд колонн, компенсирующих перераспределения нагрузки. Вместо традиционных готических контрфорсов, в Сен-Шапель использованы элегантные простенки, перпендикулярные плоскости стен с витражами, идущие от уровня пола до низа сводчатого перекрытия. Они делят стены на пять частей, в каждой из которых располагается по четыре ряда витражных окон. Семь подобных отсеков (бухт) формируют скругленную стену апсиды. Каждый простенок, подобно стенам, армирован (снабжен) каркасом из железных прутьев.

Сен-Шапель. Фрагмент витража со сценой Крещения

Витражный декор Сен-Шапель уникален.

6672 квадратных метра его остекления содержат 1134 религиозные сцены. Витражные стекла отличает весьма высокое, для своего времени, качество. Даже там, где витражи были восстановлены в XIX веке, цельность композиции не позволяет легко отличить их от оригинальных. По всей вероятности, в их создании принимали участие разные группы художников. За исходные образцы были приняты витражи Шартрского собора. В отличие от Шартра, в Сен-Шапель вместо раздельного использования красного и синего цветов был использован синтезированный фиолетовый. Цвет оказался столь популярен, что часто давая характеристику тем или иным винам, говорили что они имеют «цвет окон Сен-Шапель».

Витражи прямых стен нефа, в основном, иллюстрируют сцены из Ветхого Завета. Композиции в первой из семи бухт апсиды отражают историю хранящихся в капелле реликвий, остальные посвящены жизнеописанию Христа. Нервюры перекрытия, имитирующие небесный свод со звездами, окрашены в синий цвет с золотым вкраплением. Оформление капеллы дает представление о том, насколько популярны в период средневековья были яркие цвета.

Сен-Шапель. Статуя короля Людовика IX

Время внесло ряд изменений в изначальный вид Сен-Шапель.

В 1383 г. к ней были пристроены ризница и архив. Последний, был разрушен в 1776 г. во время замены помещений суда королевской резиденцией. В пятнадцатом веке была добавлена фигура ангела, которого с помощью механических приспособлений опускали в помещение во время проведения службы. Во времена Карла VII на западной стене было установлено великолепное готическое окно, сохранившееся до нашего времени. При Людовике XII была достроена наружная лестница. Шпиль на крыше менялся, по меньшей мере, трижды. Будучи символом королевской семьи, Сен-Шапель, хоть и не была разрушена, но сильно пострадала во времена Французской революции. Из интерьера исчезла мебель и часть убранства, реликвии были отправлены на монетный двор. Ряд скульптур, перевезенных в другие музеи и церкви, удалось спасти. Верхний этаж часовни был превращен сначала в клуб, затем – в судебный архив. В это, неблагоприятное для Сен-Шапель, время, часть витражей была распродана.

С 1836 по 1857 гг. Жан-Батист Лассо (архитектор сотрудничавший с Виоле-ле-Дюком) занимался восстановлением капеллы, невзирая на нехватку средств. Великолепные скульптуры двенадцати апостолов, размещенные на верхнем этаже Сен-Шапель были собраны лишь к 1844 г. Но, лишь половина из них оказалась в пригодном для экспонирования состоянии. В настоящее время, большинство фигур заменены копиями, оригиналы которых хранятся в музее средневекового искусства Парижа.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Экскурсии русского гида–переводчика: часовня Катрин де Лабуре

Часовня Катрин де Лабуре

Одним из самых святых и малоизвестных мест в Париже является часовня со святыми мощами Катрин де Лабуре.

(нажимать русскую клавишу А, она же английская F, для максимального увеличения; ухватившись мышкой за изображение перемещайте его по своему усмотрению)‘, headingText: ‘Статуя Марии, явившейся Катрине в этой часовне’ > )»> Именно ей в 1830 году 2 раза являлась Дева Мария и показала изображение медальона, который с тех пор чеканится в Париже и распространяется по многим странам мира.

Мощи Катрин находятся в прозрачном саркофаге и просьбы, обращённые к Богу с её помощью, сбываются гораздо чаще, чем обычно.

Здесь просят о здоровье, об успехах в работе, о детях, о любимых и родных.

Это самая посещаемая верующими часовня в Париже, но туристы почти ничего не знают о ней, и монастырь, в котором она находится, не делает ей рекламу. Чтобы не тревожить тех, кто пришёл с молитвой сюда.

Я тоже не даю её адрес для случайных любопытных.

Если мы приходим сюда, то чтобы, действительно, обратиться с просьбой к Катрин, проведя здесь 20 минут или больше в медитации или в молитве. Иначе нет смысла сюда приходить.

Вот что сообщила Катрин своему духовному отцу после Чудесного Явления в ночь с 18 на 19 июля 1830 года.

«Был день Святого Винсена. Около половины двенадцатого ночи, когда я уснула, я услышала, как кто-то зовёт меня про имени.
Это было дитя 4-х или 5 лет, одетое в белое.
«Иди в церковь, Пресвятая Дева Мария ждёт тебя! Будь спокойна, сейчас половина двенадцатого, все крепко спят. Ступай, я жду»

(нажимать русскую клавишу А, она же английская F, для максимального увеличения; ухватившись мышкой за изображение перемещайте его по своему усмотрению)‘, headingText: ‘Тело Катрин лежит в прозрачном саркофаге’ > )»> Я быстро оделась и последовала за ребёнком. Везде сиял свет. Как только мы подошли к двери, дверь распахнулась. Канделябры горели ярко, но я не видела Святой девы. Дитя привело меня к алтарю, и там я опустилась на колени. Около полуночи ребёнок обратился ко мне и сказал:

«Взгляни на Пресвятую! Она здесь.»
Я услышала звук, подобный шелесту шелкового платья. Очень красивая дама сидела в кресле отца-настоятеля.
Я бросилась к Ней, пала на колени на ступенях алтаря у её ног и коснулась её колен. Это была сладчайшая минута всей моей жизни.
Святая дева поведала мне следующее –
Дитя моё! Милосердный Господь призывает тебя на подвиг, но ты преодолеешь всё. Тебе не поверят, но не бойся, ибо на тебе милость господня. Ты увидишь нечто расскажешь об этом, твои молитвы послужат тебе поддержкой.»
Катрин не смогла сказать, сколько времени длилось её видение.
«Святая Дева исчезла так, как угасает свет»

2-е явление 27 ноября 1830 года

Вот , что говорит Катрин об этом Явлении:
«это было в субботу. Была половина шестого вечера. В молчании, последовавшем за призывом к сосредоточению, услышала звук со стороны кафедры. Посмотрев в ту сторону, я увидела Пресвятую Деву. Она стояла в белом шелковом платье, её ноги опирались на шар, а в руках Её покоилась держава.
Лицо её было необыкновенно прекрасно, я не могу описать его я заметила на Её пальцах кольца, украшенные драгоценностями. От них расходились лучи, один прекраснее другого. Пресвятая Дева опустила глаза и сказала :
Держава, которую ты видишь, это весь мир и каждый человек в отдельности. Это знак милостей, которые изолью я на тех, кто простит меня о них.
Внезапно вокруг Девы образовалось нечто вроде овальной рамы, а на ней появились золотые письмена:

О Мария, зачатая без греха, молись за нас, к твоей помощи прибегающих!

Затем я услышала голос:

Сделай медаль по этому образцу. Носящий её обретёт великие милости. Милости эти не истощатся для тех, кто имеет веру.

Тут некоторые из драгоценных камней перестали светиться.

Камни, которые не испускают лучей, означают милости. О которых люди забывают просить меня.
Образ начал поворачиваться. Я увидела оборотную сторону, на которой была начертана буква «М», увенчанная крестом, а под ним два сердца, одно – окружённое терновым венцом, второе – пронзённое мечом. И казалось, был слышан голос
«Буква «М» и два сердца говорят сами за себя».
Мария и Иисус . два страдания во имя нашего искупления.

Первые медальоны появились в мае 1832 года. Вскоре пришли известия о многих исцелениях и обращениях в веру. В своём послании пастве архиепископ призвал верных носить медальон, который в народе стал известен как «ЧУДОТВОРНЫЙ МЕДАЛЬОН».

Если вам нужна экскурсия в часовню Катрин де Лабуре, то обращайтесь ко мне. Все способы связи, указанные на странице Контакты, вам доступны! Обращайтесь! Но вы можете это сделать прямо сейчас, заполнив небольшую форму, что ни к чему вас не обязывает, а ваш электронный почтовый адрес я сохраню в секрете:

Вы можете самостоятельно проставить гиперссылку на эту страницу в своем блоге, на форуме или где пожелаете, скопировав код ссылки:

Или поделитесь ссылкой на эту страницу:

Related Post

Часовня 19 линия

Часовня свт. Спиридона Тримифунтского До революции часовня принадлежала домовой церкви свт. Спиридона Тримифунтского, расположенной в здании усиленного лазарета лейб-гвардии Финляндского полка. В 1807 году император Александр I при дворцовой резиденции

На развалинах часовни

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика «Кавка?зская пле?нница, и?ли Но?вые приключе?ния Шу?рика» — кинокомедия Леонида Гайдая, снятая в 1966 году. Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого

Часовня в дзержинске

«Как господь на душу положит» Дзержинские чиновники строят культовое сооружение, не считаясь с мнением горожан Равноценных мест в городе предостаточно Михаил Сеславинский, присутствовавший на церемонии закладки культового сооружения, рассказал, что