Меню

Свенский монастырь брянск маршрутка

На чем добраться до Свенской ярмарки

Администрация опубликовала список автобусов, которые будут работать в день праздника.

26 августа состоится Светская ярмарка — большой праздник, который соберет немало гостей. Те, у кого нет личного транспорта, смогут без труда добраться к месту проведения мероприятия на общественном. На маршрут выйдет 38 автобусов.

Автобусное сообщение:

— маршрут «Телецентр — Свенский монастырь» — 6 автобусов, интервал движения 4 минуты (проезд бесплатный);

— маршрут «Памятник лётчикам — Свенский монастырь» — 22 автобус, интервал движения 3 минуты;

— маршрут «пос. Толмачево — Свенский монастырь» — 6 автобусов, интервал движения 15 минут;

— маршрут «Белые Берега — Свенский монастырь» — 4 автобуса, интервал движения 35 минут.

Троллейбусное сообщение:

— подвоз пассажиров для посещения Свенской ярмарки дополнительными троллейбусными рейсами по маршрутам «Мясокомбинат — Телецентр», «Стальзавод — Курган Бессмертия — Телецентр»;

— №1т «Бульвар Щорса — Телецентр» — 8 троллейбусов, интервал движения 10 минут;

— №12т «Камвольный комбинат — Телецентр» — 14 троллейбусов, интервал движения 13 минут;

— №4т «Юридический факультет БГУ — Телецентр» — 8 троллейбусов, интервал движения 12 минут.

Хотите читать наши новости раньше всех?

Новости из приоритетных источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Заголовок модального окна

Наш ассортимент более 14000 наименований всевозможных товаров от ведущих отечественных и зарубежных производителей:
— канцелярские товары для офиса и школы;
— бумажная продукция;
— товары для детского творчества;
— сувенирная продукция;
— фотоальбомы;
— фоторамки;
— батарейки.

Фотоколлаж ? хороший подарок, который станет действительно памятной вещицей. У нас вы можете купить фоторамки разных видов:
— Деревянные. Классическое изделие из дерева, тонированного в разные оттенки.
— Жемчужные. Такие модели хороши для спальни или гостиной ? они будут дополнять интерьер.
— Керамические. Этот материал позволяет создавать рамки для фото самой немыслимой формы, ярких цветов.
— Металлические.
— Пластиковые. Имеют привлекательный вид, устойчивы к механическим повреждениям и купить их можно недорого.
— Стеклянные. Выпуклые и вогнутые, гладкие и с гравировкой, однотонные и разноцветные ? становятся настоящими произведениями искусства.

В наших магазинах представлены различные товары, в частности солевые, щелочные, литиевые элементы питания. Последние являются самым современным решением, имеют длительный срок хранения и эксплуатации.

При нашей компании работает мастерская, услугами специалистов которой вы можете воспользоваться. Среди наших клиентов и любители произведений искусства, и их создатели, и ценители красивых дополнений к интерьеру.
Мы предлагаем большой выбор багетной продукции, в качестве которой сомневаться не приходится. Чтобы стать обладателем товаров, нужно оформить заказ на сайте. Сделать это можно прямо сейчас, заполнив простую и понятную форму.

Опт от 3 000 руб.

Наш ассортимент более 14000 наименований всевозможных товаров от ведущих отечественных и зарубежных производителей:
— канцелярские товары для офиса и школы;
— бумажная продукция;
— товары для детского творчества;
— сувенирная продукция;
— фотоальбомы;
— фоторамки;
— батарейки.
График работы службы доставки:
Понедельник-пятница — с 9:00 до 18:00
Действует гибкая система скидок для постоянных покупателей.

Цена: от 150 руб.

Товары для творчества

Планета канцтоваров «ВиЗа»

Мы предлагаем оформление картин, портретов, вышивок, зеркал и фотографий в багет.
Багеты представляют собой планки, применяемые для создания рам под картины, фотографии, зеркала и т. д. Они придают предмету законченный вид, выделяют его границы, позволяют скрыть мелкие дефекты на срезах.
— Деревянные рамы. Наиболее популярный вариант оформления живописных полотен. Благодаря тому, что древесина хорошо поддаётся обработке и тонировке, появляется возможность реализовать на практике самые необычные дизайнерские задумки.
— Пластиковые рамы. Преимущественно используются для обрамления фотографий или вышивки, дополняются стеклянной панелью. Несомненный плюс такой продукции ? широкая цветовая гамма и доступная цена.

Сувенирная продукция: магниты

Свенский Успенский монастырь в Супонево (Брянск)

Свято-Успенский Свенский монастырь, расположенный на окраине Брянска в Супонево, является одним из древнейших русских монастырей.

Он основан в 1288 году Черниговским князем Романом Михайловичем, на том месте где произошло чудесное исцеление от слепоты после молитвы перед иконой Богоматери Печёрской, доставленой из Киева.

После революции 1917 года монастырь был разорен. С 1992 года он вновь передан церкви и постепенно восстанавливается.

В начале 2010-х восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских. Храм на этом месте был основан ещё при Иване Грозном.

Первоначально выстроенный храм быстро обветшал и в 1677 — 1681 годах был перестроен заново. С различными, порой весьма значительными переделками тот храм вошел в 20-й век, но в конце 1920-х годов стараниями большевиков был превращен в руины. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.

Восстанавливается и Успенский собор, бывший ранее самым величественным храмом Свенского монастыря. Разрушенный в начале 1930-х годов прежний собор был освящённ в 1758 году. А впервые каменный храм Успения был построен на этом месте в 1567 году тверским зодчим Гавриилом Маковым по приказу Ивана Грозного.

Встречает всех входящих в монастырь Сретенская церковь, построенная в конце 17 века на том месте, где великому князю Роману Михайловичу пришло первое облегчение от болезни и слепоты после молитвы перед иконой Божией Матери Печерской.

Над западными, закрытыми сейчас, воротами монастыря в 1742 году на средства брянского купечества построена пятиярусная церковь Спаса Преображения.

Сохранился построеный в 1881 году настоятельский дом.

Колокольня монастыря не сохранилась до наших дней и потому сейчас здесь выполнена временная деревянная звонница.

Выдержана в стилистике башен ограды монастыря водонапорная башня 2002 года постройки.

За свою историю Свенский монастырь не раз подвергался разорению, так как находился на самой окраине Руси.

В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары.

Тем не менее, к 18 веку Свенский Успенский монастырь стал одним из крупнейших на юго-западе Руси.

В 1764 году после секуляризации монастырских земель владения монастыря были существены сокращены и монастырь стал испытывать некоторые финансовые затруднения, так что монастырю стало непросто даже содержать живущих в нем монахов.

К началу 20 века в монастыре несли службу 100 монахов. Но после революции 1917 года годы монастыря были сочтены. В 1926 году монастырь был окончательно закрыт, а в 1930 Успенский собор был взорван. При этом пострадали и многие иные монастырские постройки и монастырское кладбище.

Лишь в 1970-х годах началась реставрация монастыря и в 1988 году он открыл свои двери для посетителей в качестве филиала Брянского краеведческого музея.

В 1992 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви и по сей день здесь продолжается восстановление храмов и благоустройство территории.

Вокруг стен монастыря, по которым расставлены 6 башен, ведёт хорошо натоптанная «народная тропа».

Рядом — большой яблоневый сад.

Стены Свенского монастыря и пейзажи возле него являются любимым местом брянских, в том числе свадебных, фотографов.

Свенский монастырь стоит на высоком берегу над рекой и со стороны его южной стены открывается прекрасная панорама.

От стен монастыря почти к самому берегу реки ведет железная лестница, в конце которой находится святой источник и купель. (Фото с прогулки по Свенскому монастырю в 2019 году).

Хочется надеяться, что сил и средств на восстановление монастыря во всем его прежнем великолепии у братии монастыря хватит, и вскоре здесь не только завершится воссоздание Успенского собора, но и поднимется разрушенная в лихие 1930-е годы колокольня.

Востановление медленно но поступательно движется. На панораме ниже и на странице Свенский монастырь 2019г можно увидеть некоторую динамику за 2 года.

До монастыря можно доехать:

  • От железнодорожного вокзала Брянска на троллейбусе №1 до конечной «Телецентр», далее пройти минирынок на остановку автобуса №7, идушего в п. Супонево до остановки «Свенский монастырь».
  • От автовокзала г. Брянска на автобусе №7 до остановки «Свенский монастырь».
  • Маршрутки №№ 45, 36 до остановки «Свенский монастырь».
Смотрите так же:  Тимашевский монастырь оГеоргий

Кстати от Москвы до Брянска поезд идет от 4,5 до 6 часов с Киевского вокзала.

Подробную информацию о монастыре можно получить на сайте Свенского Успенского монастыря.

Успенский Свенский мужской монастырь в Брянской области

Успенский Свенский монастырь г. Брянска, расположен на высоком берегу р. Десны в месте впадения р. Свени. Это один из древнейших монастырей в России. Расположенный на юго-западе Руси, за свою историю он претерпел немало испытаний, но сохранился до нашего времени.

Основания монастыря относят к 1288 году и связано оно со следующим чудом. Брянский князь Роман Михайлович ослеп. Желая получить исцеление, он приказал доставить в Брянск икону Божией Матери из Киево-Печерского монастыря. По прибытии в город повозка с иконой остановилась именно на том месте, где будет основан Свенский монастырь, а князь получает исцеление.

Сама икона осталась в монастыре и прославилась в дальнейшем многими чудесами, получив название Свенская. А дальнейшая судьба обители складывалась следующим образом:

  • князь Роман Михайлович заложил деревянную Успенскую церковь, в которой и был погребен, при его жизни в монастыре уже проживало 70 монахов и послушников;
  • в XVI веке началось каменное строительство в обители: в 1566 году возведен храм в честь св. прп. Антония и Феодосия Печерских, в 1578 году возведен Успенский собор, а также каменная колокольня;
  • в течение XVII века обитель не раз подвергалась разорению, то со стороны литовцев, то со стороны крымских татар, а в 1664 г. монастырь был сожжен крымскими татарами, все деревянные постройки сгорели, а храмы были сильно повреждены;
  • в 1682 году Свенская обитель была приписана к Киево-Печерскому монастырю, так как самостоятельно уже не могла поддерживать в должном состоянии все постройки;
  • надвратная Сретенская церковь была построена в 1678 году;
  • новый Успенский собор был воздвигнут в 1758 году;
  • в 1764 г. Свенский Успенский монастырь г. Брянска обнесен каменной оградой высотой от 5,5 до 8 м.
  • С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, главная святыня Свенская икона Божией Матери передана в Третьяковскую галерею. В 1930 году взорван Успенский собор, повреждена церковь прп. Антония и Феодосия и колокольня. Став филиалом Брянского областного краеведческого музея Свенская обитель начала восстанавливаться с 1970 года и в 1988 году смогла принимать первых посетителей.

    Новая страница в истории Свенского монастыря г. Брянска открылась в 1992 году, когда его передали Церкви и началось возрождение обители.

    Интересный факт! Находясь в Свенском монастыре в 1708 году, Петр I узнал о предательстве Мазепы. Долгое время на территории монастыря сохранялся домик Петра, где государь останавливался, когда пребывал в обители.

    Описание архитектуры

    Из дореволюционных построек монастыря хорошо сохранилась стена, разрушенная только частично и восстановленная в 2011 году. Храм надвратный Сретенский выкрашен в розовый цвет и имеет несколько главок. Церковь прп. Антония и Феодосия Печерских восстановлена, так как была полностью разрушена. Это однокупольная церковь без столпа.

    Преображенская церковь (построена в 1742 г.) — пятиярусная башня над вратами, у которой нижние ярусы квадратные, а верхние круглые. Восстановлен также и главный храм обители — Успенский собор. На деньги жертвователей восстановление его осуществилось в течение последних нескольких лет. В соборе установлен 22 метровый иконостас. Иконы в нем именные, т. е. написаны на пожертвования тех, кто жертвовал на каждую конкретную икону.

    Важно! К концу XIX века монастырь обладал довольно большой библиотекой, в которой была неплохая коллекция старопечатных книг XVI — XVII веков. К сожалению, большая часть книг погибла во времена советского лихолетья.

    Престольные праздники и святыни

    В монастыре несколько престольных праздников:

  • 19 августа Преображение Господне;
  • 28 августа Успение Божией Матери;
  • 15 мая память прп. Антония Печерского;
  • 26 июля память прп. Феодосия Печерского;
  • 15 февраля Сретение Господне.
  • В возрожденной обители не так ещё много святынь. Среди них наиболее почитаемыми являются икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей его св. мощей и список с иконы Свенской Божией Матери.

    Есть и свои реликвии, а также достопримечательные места. Не так давно жительница Канады передала в монастырь покровец XVII века с изображением иконы Божией Матери «Знамение». Когда-то он принадлежал монастырю, но в послереволюционное время был вывезен за границу.

    Недалеко от монастыря сохранился так называемый Петровский дуб. По преданию, Петр I, когда останавливался в обители, любил отдыхать под этим дубом. Также у стен монастыря располагается святой источник, к которому ведет длинная лестница-спуск с высокого склона.

    Интересно! В 2019 году на территории Свенской обители был обнаружен уникальный артефакт, белая плита с изображением всадника с мечом и надписью. Сама надпись до сих пор расшифровывается, но остается непонятным предназначение самой плиты. Она находится в стенах обители.

    Расписание богослужений

    Служат в монастыре ежедневно, вечернее богослужение начинается в 17.00, литургия в будние дни в 8.00. По воскресеньям служат две литургии: раннюю в 8.00 и позднюю в 10.00.

    Во все дни после литургии обязательно служат молебен святому дня и панихиду по усопшим.

    Рядовыми будничными днями вечером служат вечерню и утреню, а под воскресенье и праздничные дни всенощное бдение. На сайте монастыря есть расписание на каждый день с указанием праздников и памяти святых каждого дня.

    Свенский монастырь находится по адресу: г. Брянск, поселок Супонево по адресу ул. Фрунзе, д. 1б. Если паломник добирается до монастыря от железнодорожного вокзала, то надо сесть на троллейбус № 1 и доехать до конечной станции «Телецентр», здесь пересесть на автобус № 7 и уже добраться до остановки «Свенский монастырь».

    В случае когда приходится добираться от автовокзала, также надо сесть на автобус № 7 и добраться до монастыря. Также до остановки под названием «Свенский монастырь» едут маршрутки №№ 36 и 45.

    Телефон Свенского монастыря в Брянске (4832) 92-20-74.

    Свенский монастырь — один из старейших в России памятников церковной архитектуры. К его строительству приложили руку несколько правителей Руси: Иван Грозный, Петр Первый, Елизавета Петровна. Обитель пережила немало исторических событий, но сохранила величие, хотя часть построек утрачены безвозвратно. Считается, что основал ее в 1288 г. князь Роман Михайлович на месте явления чудотворной иконы Богоматери, которая помогла ему улучшить зрение. Икону по приказу князя везли из Киево-Печерского монастыря, но из лодки она исчезла, появившись на берегу, где ее и нашел князь. Это была река Свинь, по имени которой монастырь до 17 века носил не очень благозвучное название: Свинский.

    Возможно, выбор места имел практическое значение: крепость в месте слияния Десны и Свини играла важную оборонительную роль.

    В 16-17 веках обитель регулярно подвергалась набегам разорявших ее литовцев, крымских татар, после чего постройки восстанавливали уже в новом виде. В конце 17 столетия монастырь приписали к Киево-Печерской лавре, переименовав его в Ново-Печерский. Вновь началось строительство: появились Сретенская надвратная церковь и Успенский собор. В 1786 г. обитель стала самостоятельной, но уже под названием Свенской — для этого пришлось переименовать и реку в Свень.

    После революции монастырь закрыли, а его главную икону отвезли в Третьяковскую галерею, где она находится и сейчас. В 1930 г. снесли основную часть построек. Оставшиеся здания вернули церкви в 1992 г., тогда же монастырь стал действующим. В настоящее время продолжаются восстановительные работы.

    Стены в форме неправильного восьмиугольника, окружающие монастырь, сохранились сравнительно хорошо — разрушена только их третья часть. Сооружались они в 1764 г., чтобы защищать обитель от врагов, но не вызвали никакой агрессии у советской взрывной бригады, уничтожавшей храмы. Из 6 башен стены сохранились 3, но утраченные башни и часть стены уже восстановлены.

    Самая старая церковь обители — Сретенская надвратная, построенная во второй половине 17 века, находится сразу же при входе — довольно большая, розового цвета, с тремя аккуратными башенками. Напротив — храм Антония и Феодосия, возведенный по приказу Ивана Грозного в 16 веке, разрушенный практически полностью, но воссозданный в 2011 г. Выглядит основательно и даже сурово: бесстолпный и однокупольный, практически без декора. Отреставрирована Преображенская церковь 1742 г. — пятиярусная башня над вторыми, ярморочными воротами. Она небольшая, белого цвета, нижние ярусы квадратные, а верхние — круглые. Сохранились некоторые хозяйственные постройки: настоятельский дом, кельи. Многие здания, включая братский корпус, появились только несколько лет назад.

    Успенский собор, самый масштабный и значимый из всего комплекса, расположенный в его центре, не пережил советские годы. Сейчас ведутся работы по его реконструкции: возведены стены, но они еще не отштукатурены, нет внутренней отделки. Зато уже изготовлен иконостас, который со временем будет установлен в соборе. Не уцелели колокольня и Домик Петра Первого, где он жил, посещая обитель.

    Практическая информация

    Адрес: Брянская область, с. Супонево. Координаты GPS: 53.205527; 34.327457. Веб-сайт.

    В Супонево из Брянска ходят маршрутное такси № 36 и автобус № 7. На машине нужно ехать в сторону трассы М13, дорога занимает 20-30 минут.

    Свенский Успенский мужской монастырь п. Супонево Епархиальный мужской монастырь

    Свенский монастырь является одним из древних и известных монастырей в России. Обитель расположена недалеко от места впадения в Десну речки Свени, вследствие чего и получила название Свенской.

    В 1288 году, когда Черниговский и Дебрянский князь Роман Михайлович неожиданно стал слепнуть, памятуя об иконе, исцелявшей недуги, послал в Киево-Печерскую Лавру за нею архимандрита. Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит предание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы немогуще загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром икона с ладьи исчезла. В поисках исходили все побережье, пока не нашли ее среди ветвей дуба, стоящего на самом высоком месте меловой горы у изгиба реки Десны.

    Эта икона, размером 68 на 42 см, изображает Пресвятую Деву, Матерь Божию, восседающую на золотом троне и Держащую на коленях Предвечного Младенца, поднявшего руку для благословения. По обеим сторонам трона, на особых возвышениях стоят Печерские чудотворцы: с правой стороны Феодосии, с левой — Антоний. На свитке у преподобного Феодосия начертано: «Владыко, Господи Боже… возгради дом Пречистыя Своея Матери мною, рабом твоим Феодосием, его же утверди недвижимо до дне суда Твоего страшного в хвалу и славословие Тебе». На свитке преподобного Антония можно прочесть: «Молю, убо вы, чада, держимся воздержания и не ленимся; имамы в сем Господа помощника».

    Прослышав о чудесном исчезновении и обретении привезенной иконы, князь Роман с родными, приближенными боярами и Брянским духовенством с воодушевлением направился к месту обретения образа. Подойдя к дубу, помолился и воскликнул со слезами: «О, Пресвятая Владычица, Госпожа, Дева, Богородица! Услыши глас молитвы моей и дай прозрение очима!». И в тот же час прозрел, став видеть лучше прежнего. После благодарственных молитв князь, пообещав Богоматери отдать Ей в удел все, что теперь окрест видит, стал собственноручно заготавливать лес для постройки обыденного храма. Дуб же, на котором отыскалась чудотворная икона, был разделен на части и роздан желающим. Позднее на месте явления иконы поставили каменный столб, украшенный копией этой иконы.

    Построенный деревянный храм в честь Успения Богородицы стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.

    С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Петр I, императрица Елизавета Петровна, патриархи Филарет и Иосиф, бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и др. всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Особенно был щедр набожный Иван Грозный, надеявшийся богатыми вкладами замолить свои личные утраты и злодеяния.
    При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных. Успенский собор монастыря был построен в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра. Он был покрыт серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
    19 мая 1566 года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.

    Приблизительно тогда же была построена каменная колокольня, для которой Иван Грозный пожаловал два колокола в 40 и 200 пудов.

    В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В 1583 году при нападении на Брянск отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону.

    Смутное время оказалось самым тяжелым периодом в истории этой святой обители. Во время продолжительной осады города в 1607 году монахи с жителями испытывали страшный голод. И вместе с тем история повествует, что наряду с другими во главе патриотического движения горожан стояли свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий, призывавшие жителей к самоотверженной обороне города и его святынь, терпению при перенесении бедствий и мужественной борьбе на крепостных стенах. Эти два старца и строитель Свенской обители Варсонофий украсили своими подписями знаменитый акт об избрании в 1613 году царем Михаила Федоровича Романова.

    9 января 1664 года он подвергся опустошению и разграблению крымскими татарами. «Под Брянск приходили крымские ратные люди, — сообщалось в записях обители, — и стояли в Дому Пречистыя Богородицы, в конец разорили монастырь и церкви пожгли“. Вследствие полного разорения монастыря царь Алексей Михайлович освободил его от прежних недоимок и ямских налогов.

    Из новопостроек последующих лет значительной была трехкупольная Сретенская надвратная церковь. Официально считалось, что она возведена в 1694 году при Петре I, но в книге вкладов упоминается еще под 1678 годом. О ее местонахождении архимандрит Иерофей в своей известной книге говорил: “Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со священным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен, был крест».

    Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее формы были выдержаны в том своеобразном русско-украинском духе XVII века, о котором одни говорили, что стиль занесен из России на Украину, другие — наоборот. Но точным было то, что барочные формы церкви очень живописны и нарядны.

    Но отдельные постройки не могли затмить картину бедственного положения Свенского монастыря. Поэтому царскому правительству пришлось принимать срочные меры для исправления положения. Во время борьбы Московского государства с польско-литовским Киево-Печерская Лавра, жалуясь русским государям на причиненные ей и ее владениям обиды и разорения от бесконечных набегов западных соседей, неоднократно просила себе какого-либо убежища в московских приделах. Посылая в 1680 году к царю делегацию с челобитной, конкретно указывала «пристанище иметь в своей Великороссийской великой державе до времени тихого, как-то при Брянску или Трубчевску». В своей просьбе, ссылаясь на считающуюся ныне подложной грамоту великого князя Андрея Боголюбского, по которой «Монастыри Брянский, Новгородский (Северский), Черниговский, Елецкий подлежали до области монастыря Киево-Печерского». И хорошо осведомленный об истинном положении Свенского монастыря царь Федор Алексеевич 28 марта 1681 года своей послушной грамотой приписал его к Киево-Печерской Лавре. Киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу (прославлен в лике святителей) наказано было описать все хозяйство и имущество Свенской обители с вотчинами, скотом и хлебными припасами.

    Помимо церквей обитель имела 29 келий с проживающими в них 90 монахами и послушниками.

    Поближе к ограде ютились хозяйственные постройки: конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами. Для гостей и паломников были выстроены две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку.

    Окончательная передача монастыря Киево-Печерской Лавре была узаконена царской жалованной грамотой 1682 года, по которой обитель стала называться Новопечерским (Свенским) монастырем.
    В 1742 году наместник обители бил челом императрице Елизавете Петровне, прося о помощи в строительстве храма, так как все монастырские доходы еще со времен Петра I забирались «на войны со шведскою короною и Партой Оттоманскою». Челобитная была заслушана в Сенате, в присутствии самой царицы, после чего в Киево-Печерскую Лавру был послан запрос о нужной сумме. Свенские же монахи тем временем тщательно объезжали монастыри, пытаясь найти образец, по которому бы равнялись. По душе пришелся собор Донской монастырь, в чем-то похожий на старый развалившийся Успенский собор родного монастыря. И в 1747 году обратились с просьбой о составлении проекта и сметы к архитектору Н.А. Мичурину, находившемуся в то время в Киеве, где строил дом для приема императрицы.

    Храм был заложен 30 июля 1749 года, однако окончено строительство было только в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя св. Захария и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
    На Успенском соборе новостройки в Свенском монастыре не завершились. 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать ветхую Спасо-Преображенскую церковь над западными ярмарочными воротами и построить на ее месте новую. Строительство этой одноглавой церкви на средства брянского купечества длилось восемь лет. Освящена она была 29 июля 1742 года. Этот храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость. С нее открывался неповторимый вид на окрестности.
    Изменения коснулись даже колокольни: она была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.

    Памятным местом обители был маленький каменный домик, стоявший напротив колокольни, неподалеку от Успенского собора. По местным сказаниям, в нем останавливался Петр I во время своего пребывания 22–24 октября 1708 года в Брянске. Его приезд был вызван необходимостью проверки городских укреплений и наблюдением за передвижением шведской армии к Стародубу и далее на Украину. Узнав в обители об измене гетмана Мазепы, отправился в с. Погребки, чтобы предупредить последствия измены. После Полтавской битвы приезжал в обитель опять, где отслужил благодарственный молебен за победу. С северной стороны домика был прибит царский герб, а под самой крышей издалека виднелась надпись: «В сем домике неоднократно пребывал преобразователь России».

    Постройкой в 1764 году каменной ограды, протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, Свенский монастырь получил свое архитектурное завершение. Эта ограда, прорезанная пилястрами и амбразурами, имела форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
    Свенская обитель была также крупным землевладельцем. В пределах Брянского уезда ей с XVI века принадлежали шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать — в Батаговской волости, шесть — в Пьяновской. А по ревизии 1744 года указывалось уже 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян. Монастырь также располагал собственными подворьями в Брянске и Карачеве. Крестьяне обрабатывали пашню, ухаживали за посевами, чистили пруды, рубили и вывозили лес и т.д. Ведь свенские монахи имели квасоварни, рыбопитомник, мельницу, пасеку, кузницу, сукновальни и даже собственную пристань. В довершение всего крестьяне платили еще оброк маслом, медом, грибами, холстами и деньгами.

    После секуляризации в 1764 году монастырских земель обители были оставлены лишь приусадебный участок, десять десятин пашни, огород, сад и луг для выпаса скота. И очень скоро свенские насельники почувствовали немалые финансовые затруднения. Дело дошло до того, что игумен Ираклий стал просить о сокращении числа монахов до двенадцати человек. Но получил отказ. Содержание иноков становилось все более скудным, и монахи стали самовольно покидать монастырь, ища для себя лучшей доли. Чаще всего уходили на Афонскую гору и Молдавию.
    Изменения коснулись и храма во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, обвалившегося от ветхости в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. А в 1932 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
    Как и все святые обители, Свенский монастырь был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В последней. Главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХУ1-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

    Со Свенским монастырем было связано немало учеников и последователей Паисия Величковского, чьи большие заслуги в возрождении православной духовности во второй половине XVIII века стали основанием для отнесения его к числу святых. Среди них назывались иеромонах Афанасий (Степанов), схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров), иеродиакон Анастасий и др., получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся схиархимандрит Моисей, бывший в 1809–1811 годах послушником Свенского монастыря, а позднее — наместником Козельской Оптиной пустыни.

    На соответствующем уровне была и рядовая духовная братия — люди талантливые, трудолюбивые, много знавшие и много умевшие.

    В начале 1900-х годов Свенский монастырь, насчитывавший сто монахов, владел 80 десятинами распашной и луговой земли, семью десятинами фруктового сада, являвшегося его главным источником дохода. Основной капитал обители составлял тогда 40 980 рублей.

    После известного декрета 1918 года знаменитый Свенский монастырь стал доживать свои последние дни.

    На первых порах богослужение проводилось в Успенском соборе и церкви чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, а 11 сентября 1926 года вся бывшая обитель была передана губмузею.

    Гнусное дело довершила бригада подрывников под руководством Я.П. Рыхлова, взорвавших в 1930 году Успенский собор. Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I.

    В 1970-х годах взялись, наконец, за восстановление монастыря. И в 1988 году бывший монастырь, ставший филиалом Брянского областного краеведческого музея, впервые открыл ворота для посетителей.

    В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения обители Русской Православной Церкви.

    Смотрите так же:  Мужской монастырь в тольятти отец гермоген отзывы