Меню

Сточное или бессточное верхнее озеро

Озера – это углубления в суше, заполненные водой, возникшие естественным путем и занимающие около 2 % всей суши. На территории России расположены самое глубокое озеро – Байкал и самое крупное озеро в мире – Каспийское.

Люди используют озера для водоснабжения. Озера служат путями сообщения, в них водится много рыбы. На дне некоторых озер найдены ценные ископаемые: железные руды, соли, сапропель. Берега озер оборудованы для отдыха людей, там возведены санатории, дома отдыха.

В проточные озера впадают и вытекают из них много рек, например, к ним относятся Онежское, Ладожское озера. Сточным озером называется такое озеро, которое пополняется водой из большого количества рек, а из него берет начало только одна река. К данному типу относятся озера Байкал, Телецкое. Бессточные озера располагаются, в основном, в засушливых областях и в тундре, из них ни одна река не вытекает. Представителями таких озер являются Каспийское, Аральское, Балхаш.

Озерные впадины возникли вследствие действия разнообразных природных процессов. Впадины, которые возникли под воздействием внутренних сил Земли, называются эндогенными. К ним относятся тектонические и вулканические. Такое происхождение у большинства крупных озер мира. Озера, возникшие в результате деятельности внешних сил, называются экзогенными, это, в основном, мелкие озера. Тектонические котловины образовались в местах опустившихся участков земной коры. Они могли образоваться в результате сбросов вдоль трещин земной коры или прогиба ее слоев. В тектонических котловинах образовались такие озера: Аральское — за счет прогиба земных слоев, а Байкал, Верхнее, Гурон, Мичиган, Танганьика — за счет сбросов.

Вулканические котловины представляют собой кратеры вулканов, углубления на поверхности лавовых потоков или ровные участки, перекрытые лавовыми потоками. В вулканических котловинах образовалось Кроноцкое озеро на Камчатке, озера Новой Зеландии, Курильских островов и острова Ява.

Озерные котловины экзогенного происхождения также разнообразны. Озера-старицы, встречающиеся в долинах рек и имеющие продолговатую форму, возникли в местах бывших русел рек. Ледниковое происхождение имеют озера, образовавшиеся вследствие давнего наступления ледников на сушу, то есть в ледниковый период. Они образовались за счет движения ледников, которые пропахивали на земной поверхности огромные борозды, заполняющиеся водой. Такие ледниковые озера по форме узкие и вытянутые, находятся в Канаде, Финляндии, на северо-западе России. В местах, где ледник отступая, оставлял свои обломки, возникли широкие, неглубокие озера овальной формы. Много таких озер встречается на севере Европы и в Северной Америке, например, Ладожское, Большое Медвежье.

На территориях, где встречаются растворимые в воде горные породы – известняк, доломит и гипс — нередко образуются котловины карстового происхождения. Вода заполняет пустоты земной коры, образуя карстовые озера, многие из которых очень глубокие, например, Свитязь. Термокарстовые котловины, возникшие в результате неравномерного таяния многолетней мерзлоты, часто встречаются в тундре и тайге.

Запрудные озера возникли в горах, когда в результате сильных землетрясений случалось перекрытие рек завалами или потоками лавы. Так образовалось озеро Тана в Африке. А на Памире в 1911 г. прямо на глазах у людей образовалось Сарезское озеро, когда во время землетрясения обломок горного хребта обрушился в долину реки и перекрыл ее запрудой высотой более 500 м.

Очень много котловин — искусственных водоемов — созданы человеком. Так, на многих крупных реках нашей страны (Волга, Ангара, Енисей) созданы большие водохранилища за счет возведения на них плотин, следовательно, сток этих рек отрегулирован.

Множество озерных котловин имеют смешанное происхождение. К примеру, Ладожское, Онежское озера имеют тектоническое происхождение, но их котловины претерпевали изменения под воздействием ледников и рек. Остатки давних морей, которые вследствие вертикальных сдвигов земной коры оказались отрезанными сушей от океана, называются реликтовыми озерами. Условно их называют морями, к ним относится Каспийское озеро – остаток крупного морского бассейна, самое большое озеро в мире (площадь около 371 тыс. км2), и Аральское море.Источниками озерных вод являются подземных источники, атмосферные осадки и впадающие в них реки. Часть воды испаряется с поверхности озера, уходит на подземный сток, выносится из озера в реки. За счет притока и оттока происходит колебание уровня воды, а поэтому изменяется и площадь озер. Так, озеро Чад в Африке в дождливое время года имеет площадь до 26 тыс. км2, а в сухое уменьшается до 12 тыс. км2.

Уровень воды в озере изменяется в связи с климатическими условиями, а именно при испарении воды с его поверхности или уменьшении объема выпавших осадков в бассейне озера. Изменяться уровень воды в озере может также вследствие тектонических сдвигов.

В озерных водах содержится много растворенных веществ и в зависимости от их количества в воде озера делятся на: пресные, солоноватые и соленые. Пресные озера содержат менее 1%о растворенных солей, солоноватые озера — больше 1%о, а соленые – свыше 24,7%о.

К пресным относятся проточные и сточные озера, так как в них приток пресной воды превышает расход. Бессточные озера, в основном, соленые или солоноватые. Соленость в этих озерах увеличивается из-за меньшего притока воды относительно ее расхода. Соленые озера располагаются в степной и пустынной зонах (Баскунчак, Эльтон, Мертвое, Большое Соленое и ряд других). В некоторых озерах содержится большое содержание соды, например, в содовых озерах Юго-Западной Сибири.

Развиваются озера в зависимости от изменений окружающих условий. В озера попадает очень много неорганических и органических веществ, приносимых водой рек и временными водными потоками, которые накапливаются на дне. Остатки растительности также откладываются на дне, постепенно заполняя котловины. В результате таких накоплений озера мелеют и могут превратиться в болота. Располагаются озера зонально. В России наибольшее количество озер находится в районах древнего оледенения: в Карелии, на Кольском полуострове. Здесь озера проточные с пресной водой и быстро зарастающие. В степной и лесостепной зонах южных районов озер очень мало. В пустынной зоне расположены бессточные соленые озера, которые со временем пересыхают, образуя солончаки. Во всех поясах встречаются тектонические озера, имеющие больше глубины, поэтому изменения в них трудно различимы.

О системе Великих озер Северной Америки знают многие: со школьной скамьи, из книг об индейцах, кино или из рассказов путешественников. Один из самых легендарных водоемов нашей планеты привлекает к своим берегам как ученых, так и туристов. Так какое оно, Верхнее озеро: сточное или бессточное, соленое или пресное, где, на каком материке находится на карте мира и к бассейну какого моря относится? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Описание озера Верхнее

Это название принадлежит крупнейшему и наиболее глубокому пресному водоему среди пяти Великих озер. Географическое положение озера Верхнее – Северная Америка, восточная часть границы Канады и США. Северное побережье водоема омывает канадскую провинцию Онтарио. Западные и южные берега лежат уже на территории США.

Это второе озеро в мире по запасам пресной воды и первое – по зеркальной площади. Площадь озера Верхнее равна примерно 82,7 тысяч кв. км. Считается, что оно меньше легендарного Каспийского моря всего в пять раз! Водоем образован во второй ледниковый период и является относительно «молодым»: ему порядка 10 тыс. лет.

Почему озеро назвали Верхним?

На языке местных индейских племен название озера переводится как «большая вода». Первые французские переселенцы именовали его «самое высокое озеро». Чтобы понять, какое из озер – Верхнее или Мичиган – находится севернее, просто посмотрите на карту – она наглядно иллюстрирует название Верхнего озера.

Чем интересно это место?

Протяженность всей береговой линии составляет 4385 м. Линия берега местами сильно изрезана, также можно выделить два наиболее крупных залива: Уайтфиш и Кивино. Зеркало пресного озера украшено несколькими островами: Апосл, Айл-Ройал (крупнейший со своим озером в центре), Мадлен и Мишипикотен. Канадские берега в основном высокие и скалистые, местами отвесные (до 400 м в высоту). Помимо пейзажей озера Верхнего, которые подарят вам прекрасные фото и долгие воспоминания, данный водоем значительно отличается от соседних своими данными.

Смотрите так же:  Рыбалка на озере каинкуль

Основные характеристики Верхнего озера:

  1. Температура центра всегда +4 °С, Верхнее озеро никогда не замерзает из-за сильных штормов в зимнее время. Около берега лед можно наблюдать с декабря и до первых чисел мая. Вода всегда холодна и очень прозрачна. Летом у берегов поверхность воды может прогреваться до +12 °С.
  2. Глубина (наибольшая) озера Верхнее – 406 м: мало какой пресный водоем может похвастаться такими данными. Однако средняя глубина составляет около 147 м. Ученые подсчитали примерный общий объем воды – 11,6 тыс. куб. км. Это примерно 10% от всего запаса питьевой воды в мире.
  3. Координаты озера Верхнего: 48° северной широты и 87° западной долготы.
  4. Водоем находится на отметке 183 м над уровнем моря. Происхождение котловины, в которой сформировалось озеро Верхнее – деформация ледником кристаллических пород Канадского щита.
  5. Длина озера Верхнего примерно 616 км, ширина – 257 км.
  6. Соленость Верхнего озера менее 1‰ (вода пресная).
  7. Какие же реки впадают в озеро Верхнее? Наиболее значимый приток из всех 300 рек и ручейков – Нипигон, но особо крупных и полноводных притоков у озера нет. Сток у водоема также один – река Сент-Мэрис, которая через 112 км впадает в озеро Гурон. Верхнее богато рыбой. Здесь можно встретить царь-рыбу – среднего и крупного осетра, любимые многими разновидности так называемой «красной» рыбы: форель, сиг, а также щуку и др.

    Направление и протяженность озера Верхнее – с запад на восток. Водоем играет важную энергетическую и судоходную роль в своем регионе. Наиболее крупный порт Канады – Тандер-Бей. Озеро Верхнее является одним из этапов маршрута водного пути по шлюзам в Атлантический океан (залив Святого Лаврентия).

    Большинство экскурсий по озеру Верхнее начинаются в городах Тандер-Бей и Су-Сент-Мари. Добраться до них вы можете по шоссе 17 или 129 соответственно. Это крупные города, куда на междугороднем автобусе можно доехать из Оттавы и Монреаля. Также можно принять участие в удивительном групповом экскурсионном туре по Великим озерам.

    Верхнее озеро является пресным водоемом с максимальной площадью. Расположилось оно в Северной Америке. Общий размер озера составляет 82,4 тысячи квадратных километров. Это озеро стоит на 3-ем месте по своему объему пресной воды на нашей земле, на первом и втором — Байкал и Танганьика. Пресная вода в озере насчитывает 11,6 тысяч кубических километра. Средняя глубина составляет 147 метров, максимальная — 406 метров. Верхнее озеро расположилось на территории между Канадой и США. (Узнайте заодно глубину озера Байкал). Оно является одним из Великих озер, звеном вереницы пресноводных водоемов, расположенных на восточной части Северной Америки между США и Канадой. Эта система заключает в себе пять озер: Онтарио, Мичиган, Гурон, Эри и Верхнее. И только Мичиган относится всецело к США. Остальные озера делятся границей.

    На Канадской территории озеро расположилось в провинции под названием Онтарио. С западной части берега озера расположился штат под названием Миннесота. С юго-западной части — штат Висконсин. Южная часть берега расположилась в штате Мичиган.

    Береговая линия имеет длину в 4387 километров. Длина озера насчитывает 560 километров. Ширина его составляет 260 километров. Береговая линия полностью изрезана заливами и бухтами. С северной части берега утесы и скалы. На юге побережья исключительно ровная местность. Верхнее озеро — это третий по своей величине водоем на всей планете. Здесь заканчивается путь из Атлантики внутрь материка. Каждое Великое озеро связано между собой каналами и реками. Верхнее озеро объединено с рекой Сент-Мэрис и с озером Гурон, река имеет длину примерно 112 км. Она обладает множеством перекатов и порогов, тут она идеально подходит для судоходства. Как раз по этой причине в обход порогов создали каналы. Посмотрите на карта реки и озера России.

    Верхнее озеро объединено еще и с канадским озером под названием Нипигон, а объединяет их небольшая речка. Появление озера Чаша похоже на впадину тектонического происхождения. По причине частых землетрясений образовались глубочайшие разломы. Озерное днище смогли выровнять ледники. Согласно предположениям исследователей примерно 30000 лет назад в восточной части Северная Америка находилась вся под ледниками, которые пришли в эти места с севера. Подобные ледники не являлись постоянными. Движение происходило то на Север, оставляя от себя огромные чаши, то вновь возвращались обратно. Почитайте зедсь о водопаде Девичьи слезы.

    В тот момент, когда ледники ушли окончательно с восточных территорий материка, в данной местности образовалось озеро, которое называется в современной науке Алгонкин. Согласно своей площади оно считалось очень огромным и по всем предположениям долгое время превосходило размеры озера Байкал в 10 раз. Просуществовать смогло оно не так долго. По истечение времени было потеряно большое количество воды, наполнявшую реку Св. Лаврентия. А когда прошли тысячелетия в этой местности смогли появиться Великие озера.

    Эти известные озера являются одними из колоссальных чудес света. Они считаются уникальными. Эти озера формируют в себе гидрографическое сообщество. Расположились они в 500 км от самой Атлантики, а также в 700 км. от Гудзонского пролива. Это самая крупная озерная система Северной Америки, которая находится в средней и верхней части речного бассейна Св. Лаврентия. Морской путь — Великие озера, являются самыми основными судоходными путями на восточной территории Северной Америки. Для того чтобы доехать из порта Дулут, который расположен на Верхнем озере до верховья реки Св. Лаврентия нужно преодолеть путь больше чем в 2000 км. Верхнее озеро является наиболее высокогорным высотой, оно насчитывает 183, 6 м. Этот водоем питается атмосферными осадками и водой, которая несется реками.

    Каким является Верхнее озеро сточным или бессточным? Давайте разберемся с этим вопросом. Это озеро сточное, его сток идет по реке Сент-Мэрис. Начиная с декабря месяца и заканчивая апрелем в береговых районах случается ледостав. Уровень воды в озере становится ниже. Осадки — редкое явление в этот период времени, достаточного водного объема для того чтобы поддерживать уровень в озере. Наименьший уровень — с марта по апрель. После этого температура воздуха становится выше и береговые снега оттаивают. Реки стремительно начинают наполняться водой, и тем самым это приводит к увлечению ее уровня в самом озере. Наиболее значительный водный объем в Верхнем озере можно наблюдать в летнее время, именно в этот период проходят обильные осадки.

    Хотите тут побывать? Нажмите Ctrl+D и вы сюда еще обязательно вернетесь!

    Консультанты портала Great-Travel рекомендуют каждому туристу:

    Обратите внимание! Это кнопка помощи! Спросите совет друзей об этом месте, ведь среди них точно найдутся те, кому есть что сказать или кто там уже был! Узнайте мнение друзей — кликните на социальную сеть, в которой вы зарегистрированы:

    Задавайте любые вопросы в комментариях — на них отвечают наши консультанты!

    Сточное или бессточное верхнее озеро

    Озера: сточные и бессточные, пресные и соленые.

    • Главная •
    • Школа географии •
    • ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ •
    • Гидросфера •
    • Озера: сточные и бессточные, пресные и соленые.

    Физическая география

    Озера: сточные и бессточные, пресные и соленые.

    Озеро – естественный замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.Озеро не имеет прямой связи с Мировым океаном. В отличие от рек, в озерах вода не течет потоком.

    Озера на картах показаны объемными объектами голубым цветом. На картах их нужно показывать по береговой линии.

    Самое большое по площади озеро на Земле – Каспийское море. Это озеро соленое. Оно не имеет связи с океаном, поэтому относится к озерам, хотя раньше оно было частью океана.

    Рис. 1. Снимок Каспийского моря

    Самое глубокое озеро – Байкал, глубиной 1642 метра. Это озеро содержит 1/5 всех озерных вод мира и является самым объемным жидким пресноводным объектом! Самое большое пресноводное озеро по площади в мире – Верхнее (Северная Америка).

    Рис. 2. Озеро Байкал на карте

    Виды озер по происхождению котловин

    Озерная котловина – место (углубление), в котором находится озеро.

    По происхождению котловин выделяют следующие виды озер:

    Самые глубокие озера – тектонические, они образуются в трещинах, разломах земной коры при ее движении. Примеры: Байкал, Телецкое, Виктория, Танганьика.

    Запрудные озера образуются в долинах горных рек при перекрытии русла обвалившимися горными породами, ледником и пр. Примеры: Сарезское, Рица.

    Вулканические (кратерные) озера образуются в кратерах потухших вулканов. Примеры: Тоба, Курильское, Ирасу.

    Рис. 4. Курильское озеро


    Старицы
    образуются в долинах старых русел равнинных рек при изменении направления течения реки и русла.

    Рис. 5. Схема процесса образования старицы

    Карстовые озера образуются в результате провала грунта над пустотами.

    Ледниковые озера образовались в результате таяния древнего ледника. Таких озер много на севере Евразии и Северной Америки.

    Рис. 6. Озера Карелии на карте

    Озерные воды пополняются за счет атмосферных осадков, рек, таяния снега, подземных вод.

    По положению озера делятся на:

    По водному балансу озера делятся на:

    1. Сточные (из таких озер вытекает хотя бы одна река)

    2. Бессточные (из таких озер не вытекают реки)

    По типу минерализации озера делятся на:

    2. Минеральные (соленые)

    Один из самых соленых водоемов на Земле – Мертвое море, его соленость может достигать 350 промилле! Изначально озеро назвали «мертвым», т.к. думали, что в нем не обитают живые организмы из-за высокой концентрации соли.

    Рис. 7. Соли Мертвого моря

    Самое высокогорное озеро

    Самые высокогорное озеро в мире находится у подножия самого высокого вулкана в мире – Охос-дель-Саладо (Южная Америка), который расположен на высоте 6891 метр над уровнем моря. Это безымянное озеро является заполненным водой кратером всего 100 метров в диаметре и глубиной до десяти метров.

    Такой вид озер образуется при падении метеоритов в метеоритных кратерах, потом эти кратеры заполняются водой и превращаются в озера. Пример: Эльгыгытгын.

    Эти озера отличаются светло-розовым цветом и приятным запахом. Такие свойства этим озерам придают рачки, которые, отмирая и разлагаясь, придают соли аромат малины.

    Список литературы

    Основная

    1. Начальный курс географии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

    2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

    3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

    4. География. 6 кл.: конт. карты: М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

    Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

    1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

    2. Русское географическое общество (Источник).

    Урок географии по теме » Озера»
    план-конспект урока географии (6 класс) по теме

    Урок предназначен для 6 класса.

    Вложение Размер
    Urok_geografii_po_teme__Ozera.doc 71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока : Озера

    — Образовательные: рассмотреть с учащимися новые понятия и термины; сформировать представления об озерах, их видах, особенностях, происхождении, месторасположения крупнейших озер мира.

    — Развивающие: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер, формировать умение давать описание озер по типовому плану.

    — Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край, бережное отношение к природе.

    Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.

    Ведущие понятия урока : озеро, озерная котловина, карст, старица, сточные и бессточные озера.

    Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, контурные карты, иллюстрации озер, карточки красные и синие, листья кувшинки, рисунок озера.

    Географическая номенклатура : озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое, Эйр.

    Географический словарик : озеро, котловина, тектоническое озеро, ледниковое, вулканическое, карстовое, запрудное, сточное, бессточное, соленое, пресное.

    1. Организационный момент:

    Прозвенел сейчас звонок, начинаем наш урок.

    Покажите карандаш, он дружок сегодня ваш.

    Карта тоже нам нужна, книга, лучше не одна.

    Атлас, ручка и дневник. Приготовь все ученик!

    2. Проверка домашнего задания:

    Ребята, какую географическую оболочку мы изучаем? ( ответ: гидросферу)

    А что такое гидросфера? ( ответ: водная оболочка Земли).

    Наш урок я предлагаю начать с географической минутки: верно или нет? ( дети поднимают красную карточку если ответ «да» или синюю, если ответ « нет».

    -Самая высокая температура у поверхности Земли на экваторе ( красная)

    — Главной причиной движения воды в океане является ветер ( красная)

    -Волны, вызываемые землетрясением и извержением вулканов называются прибоем ( синяя)

    — Самое крупное океаническое течение, течение западных ветров ( красная)

    -Течение Гольфстрим холодное течение ( синяя)

    — Исток- это начало реки ( красная)

    — Самая длинная река мира Волга ( синяя)

    — Река Волга- горная река ( синяя)

    — Равнинные реки имеют спокойный характер течения( красная)

    — самый большой бассейн имеет река Амазонка 9 красная)

    ( Подведение итогов географических знаний учащихся).

    Мы продолжаем географическую разминку: Что это за цифры?

    6671 км., 1054 м., 7 млн. км. кв., 96,5% 180 млн. км. кв.

    А сейчас повторим географическую номенклатуру: на доске вывешены этикетки с терминами: материки, заливы, проливы, реки, полуострова, океаны, острова, моря.

    Я называю географические объекты, а вы прикрепляете название объекта ( карточку) к тому объекту, к которому он относится: Австралия. Мадагаскар, Персидский, Черное, Камчатка, Амазонка, Средиземное, Аравийский, Гибралтарский, Нил, Бенгальский, Евразия, Гренландия.

    Два ученика выполняют тесты:

    1. Самый большой остров Земли: а)Тасмания б)Гренландия в)Мадагаскар
    2. Самый большой океан Земли: а)Тихий б) Северный Ледовитый в) Атлантический г) Индийский
    3. самый большой материк Земли: а) Евразия б) Северная Америка в) Австралия г)Африка
    4. Самый маленький океан: а) Тихий б) Атлантический в) Северный Ледовитый г) Индийский
    5. Самый маленький материк: а) Евразия б) Северная Америка в) Австралия г)Африка
    6. Самая длинная река мира: а) Волга б) Амазонка в) Нил г) Енисей
    7. Самый большой бассейн имеет река: а) Волга б) Амазонка в) Нил г) Енисей
    8. Река волга является рекой: а) равнинной б) горной
    9. Кратковременный подъем уровня воды в реке называется: а) половодье б) паводок в) межень
    10. Самый высокий в мире водопад:

    А) Виктория б) Ниагарский в) Анхель

    Три ученика выполняют работу по контурным картам : какие географические объекты обозначены на контурной карте цифрами: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12.

    Работа с картой ( вопросы задают по карте отвечающему ученики по цепочке). Например, показать географические объекты: Северная Америка, Австралия, Евразия, Южная Америка, Антарктида, Африка, Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан, Гренландия, Гавайские острова, Камчатка, Нил, Волга, Енисей, Средиземное и т.д.

    Собираю все письменные работы. Подвожу итог проверки домашнего задания.

    3. Изучение нового материала:

    Ребята, мы с вами изучаем воды суши. Давайте вспомним, какие воды суши мы уже изучили? ( реки, подземные воды)

    Вопросы на повторение : Что такое река? Что такое исток? Что такое устье? Что такое приток реки? Что такое водопад?

    Показать на карте: истоки реки Волга, устье реки Волга, притоки Волги, показать водопад Анхель, в каком направлении течет Волга?

    Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом вод суши. Послушайте загадку и определите тему сегодняшнего урока:

    Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряя косынки.

    Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.

    И месяц, и звезды, в нем все отражается.

    Как это зеркало называется? ( Ответы детей: озеро)

    Как же будет называться тема нашего урока? ( Ответы детей: Озера)

    Записываю тему урока на доске. Учащиеся в тетради.

    А какие цели урока мы поставим? Ребята, а что вы об озерах знаете? Что мы должны об озерах узнать?

    Сегодня на уроке мы узнаем что такое озеро, какие бывают озера, найдем озера на карте.

    Наша задача на этом уроке, не тайны земные открыть.

    Наша задача, хотя бы немного к ним интерес проявить.

    Сегодня на уроке вы должны внимательно слушать, активно работать для того, чтобы в конце урока оживить вот это наше озеро. ( показываю на доске рисунок озера).

    Ребята, а вы видели когда- ни будь озеро? ( ответы)

    Посмотрите на карту, как озера показаны, каким цветом, что обозначает цвет. Рассказываю как озера правильно показывать на карте, привожу примеры озер.

    Ребята, попробуйте сами дать определение, что же такое озеро? ( дети дают ответы)

    А теперь давайте сверимся с учебником. Прочитаем определение в учебнике и запишем в тетрадь.

    Озеро- это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

    Посмотрите на карту и скажите, а чем же озера отличаются друг от друга? ( дети называют: размеры, место расположение и т.д.).

    А теперь можно составить схему отличия озер друг от друга:

    Озера ( размерами, глубиной, происхождением котловин, стоком, соленостью).

    Схема типов озерных котловин: тектонические, ледниковые, вулканические, карстовые, запрудные.

    Сообщение учителя: самое большое озеро мира по площади Каспийское. Его площадь составляет 371 тыс. км. кв. Найдите это озеро на карте. Его еще называют морем. Почему? (Объяснение учителя с подключением детей). Давайте отметим на контурной карте Каспийское море- озеро.

    А есть на планете еще много крупных озер: ( дети работают с таблице, находят озера на карте и отмечают на контурной карте). Эти таблички дети оставляют у себя как памятки или закладки для книг.

    На каком материке расположены

    Чем же еще отличаются озера друг от друга? Посмотрите на карту, почему одни озера показаны светло -голубым цветом, а другие темно -голубым цветом? ( ответы детей- глубиной).

    Какие же озера самые глубокие в мире? ( сообщение ученика об озере Байкал: самое глубокое в мире озеро- Байкал. Его глубина- 1620 метров. Протяженность озера- 637 км., примерно как от нас до Москвы. Шириной озеро 48 км. В Байкале огромные запасы пресной и чистой воды, около 1/5 мировых запасов. Если только Ангара будет вытекать из озера без пополнения за счет впадающих рек, а в Байкал впадает 336 рек, то потребуется 400 лет. Найдем на карте озеро Байкал. Обозначим его на контурной карте.

    Я даю вам еще одну памятку с самыми глубокими озерами мира. Найдите их на карте и обозначьте на контурной карте.

    Мы озера изучали и немножечко устали,

    вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.

    Встали из-за парт все дружно,

    Нам озеро представить нужно ( закрыли глазки)

    Мы на карту посмотрели, удивились от души

    Как озера мира хороши!

    Покружили головой, не пора ли нам домой.

    Подтянулись вверх друзья

    Развернулись все кругом, и работать мы начнем.

    Еще озера отличаются происхождением котловин. Что такое котловина?

    Котловина- это углубление, в котором расположено озеро. ( запись в тетрадях учащихся).

    Виды котловин ( заполняют схему в тетрадях: тектонические ( примеры тектонических котловин: Байкал, Аральское, Каспийское)

    Тектонические озера , это озера, которые образовались в результате тектонических движений земной коры. ( Запись в тетрадях).

    Ледниковые озера — это озера, которые образовались в результате деятельности древнего ледника. ( Объяснение учителем: когда ледник наступал, он выпахал котловины, а отступал таял, вода заполнила углубление, образовав озеро.

    Вулканические — это озера, которые образовались в кратерах потухших вулканов ( Курильское, Кроноцкое на Камчатке. Показать их на карте.)

    Карстовые озера — это озера, которые образовались в результате вымывания подземными водами легкорастворимых горных пород ( известняк, гипс). Карстовые озера находятся в РФ между Онежским и Белым озерами в Архангельской, Нижегородской областях, а также на Балканском полуострове в Западной Европе.

    Запрудные озера — это озера, которые образовались в результате обвалов на реках в горах.

    Сообщение ученика об образовании Сарезского озера на Памире. Февральской ночью 1911 года жители проснулись от неимоверного гула, идущего из недр земли. Гул сопровождался оглушительным каменным грохотом. С вершин летели гигантские обломки скал, густая пыль. Когда стихия стихла, люди увидели в русле реки каменную стену полукилометровой высоты. Эта стена преградила бурную реку. Так родилось на Памире Сарезское озеро.

    Озера- старицы — это озера, вода которых скопилась в бывшем русле реки, которая изменила свое течение.

    Еще озера отличаются стоком . Прочитайте в учебнике определение, какие озера называются сточными. Дети читают и записывают в тетрадь. Приводятся по карте примеры сточных озер: Байкал, Онежское, Тана, Верхнее, Мичиган, Гурон, Онтарио.

    Бессточные озера . Постарайтесь сами дать определение, что такое бессточное озеро. ( дети дают определение и сравнивают с учебником, записывают в тетрадь).

    Приводятся примеры бессточных озер и показываются на карте, находят в атласах и обозначают на контурной карте : Каспийское, Балхаш, Аральское, Чад, Эйр, Эльтон, Баскунчак, Мертвое.

    На картах можно заметить, что одни озера показаны розовым цветом, другие голубым . Почему? Приводится пример на карте: Байкал, Чад.

    Озера отличаются химическим составом воды . Есть озера соленые, их соленость выше 25 промилле, и есть пресные, соленость которых до 1 промилле. Самое соленое озеро- Мертвое. Найдите на карте это озеро. Отметьте его на контурной карте. Соль сделала воду в озере рассолом, в котором невозможна жизнь. Каждый литр воды Мертвого моря содержит 275 гр. Соли. В Мертвом море нельзя утонуть, насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. Еще солеными озерами являются: Чад, Эйр, Балхаш, Чаны. На Прикаспийской низменности соленых озер около 700. Среди них выделяется озеро Баскунчак. Ученые подсчитали, что соли в Баскунчаке сейчас около 40 млрд. т. Если бы все население земного шара потребляли соль из этого озера, то им хватило бы на 1500 лет.

    Пресные озера : Байкал, Ладожское, Великие Американские озера ( показать на карте).

    Какой вывод сделаем ? ( Дети отвечают, что озера отличаются глубиной, соленостью, стоком, размерами, происхождением озерных котловин).

    Домашнее задание: подготовить сообщения об интересных озерах Земного шара, сильным учащимся- составить чайнворд об озерах. Прочитать п. 31. Выучить расположение озер на карте.

    Закрепление: ( использую компьютерную презентацию)

  8. Слайд 1- Какую тему урока изучали?
  9. Слайд 2- Что такое озеро?
  10. Слайд 3-Какое озеро в мире самое большое по площади?
  11. Слайд 4-Какое озеро самое глубокое в мире?
  12. Слайд 5- По происхождению какие бывают озерные котловины?
  13. Слайд 6 – Какие озера бывают по стоку?
  14. Какое самое соленое озеро в мире?
  15. Работа в парах : дайте описание озера по плану:

  16. Название озера.
  17. На каком материке расположено, в какой его части?
  18. По происхождению озерной котловины, к какому типу относится?
  19. По стоку?
  20. По солености?
  21. Повторение номенклатуры: показать на карте изученные озера.

    Рефлексия: задаю вопросы учащихся, если они отвечают правильно, то они прикрепляют на нарисованное озеро лилии. ( лилии вырезаны из белой бумаги, озеро раскрашено в голубой цвет, поэтому озеро становится очень красивым). Дети поочередно отвечают на вопросы и прикрепляют лилии к рисунку озера.

    Итог: молодцы ребята, вы смогли украсить озеро вот такими великолепными растениями, а ваши знания чуточку пополнились.

    Я благодарю вас за участие в уроке. Спасибо.

    Смотрите так же:  Барнаул малиновое озеро расстояние