Меню

Стиль екатерининский дворец в царском селе

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец — один из крупнейших дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга.

Запись относится к месту:
Санкт-Петербург

Екатерининский дворец — бывший императорский дворец. Расположен в современном городе Пушкин (ранее Царское Село), в 25 километрах к югу от Санкт-Петербурга. Сам город Пушкин входит в состав Пушкинского района Петербурга.

Ворота Екатерининского Дворца

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I. Дворец построен в стиле позднего барокко.

В советское время во дворце был открыт музей. Во время войны дворец был сильно разрушен. Его восстановление заняло долгие годы и продолжается Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени.

Дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.

В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Франческо Бартоломео Растрелли (самое известное строение которого — Зимний дворец на Дворцовой площади) вновь перестроить дворец поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким.

После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

В 1752—1756 годах Растрелли перестроил Екатерининский дворец следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (голубой и золотистый цвета) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик.

Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.

Екатерининский парк в Царском Селе — один из пяти парков города Пушкина. Екатерининский парк непосредственно окружает Большой Екатерининский дворец, составляя с ним дворцово-парковый ансамбль. Состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Парк входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника “Царское Село”.

Одно из наиболее запоминающихся зданий Екатерининского парка – это несомненно Камеронова галерея. Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота ее нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя, сложенного из тесаных блоков сясьской плиты. Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами, простенки между которыми выложены грубо обработанным пудостским камнем. Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями.

Отступив от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и интервалов между ними, Ч. Камерон несколько увеличил последние, придав колоннаде особые легкость и грацию. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают ему совершенную прозрачность. Сопоставление мощных аркад нижнего и легкого верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающий философскую идею извечного контраста бытия.

Архитектор несколько раз повторил мотив четырехколонных портиков: у двух основных входов — с восточной и западной сторон они поддерживают фронтоны колоннады, а на вытянутых в длину северных и южных фасадах повторены с декоративной целью.

Фриз и карниз, опоясывающие галерею, трактованы в строгой классической традиции: фриз украшен изящными венками, карниз — львиными масками.

Грот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — в XVIII веке был обязательной принадлежностью регулярных парков.

Проект постройки Грота в регулярной части Екатерининского парка на берегу Большого пруда также был разработан архитектором Растрелли.

Основные работы по возведению павильона проводились в 1755—1756 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершились уже при Екатерине II в 17б0-х годах. Замысел Растрелли — украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом — не был осуществлен.

В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Сейчас ансамбль полностью восстановлен.

Одно из самых известных помещений Екатерининского дворца — Янтарный кабинет или Янтарная комната.

Янтарный кабинет был создан мастером Готфридом Тюссо для прусского короля Фридриха I. В отделке преимущественно использовался янтарь. Шедевр состоял из янтарных панелей, украшений и панно. В 1717 году уже его сын, король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Петербург в 1717 году.

В 1743 императрица Елизавета Петровна поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли “исправить” кабинет. И к 1770 году под надзором Растрелли кабинет преображается в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, существенно увеличившись в размерах и роскоши. Причём настолько, что её до сих пор иногда называют “восьмым чудом света”.

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893—1897, 1933—1935 годах. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать из-за ее хрупкости, произвели ее консервацию на месте. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Это и стало роковой ошибкой, предопределившей трагическую судьбу шедевра, поскольку гитлеровцы, ограбив Екатерининский дворец, похитили и Янтарную комнату.

С 1942 года по весну 1944 она была выставлена для обзора в Королевском замке Кёнигсберга. В августе 1944 года в результате массированного налета английской авиации здесь случился пожар, но считается, что панели при этом не пострадали, комнату упаковали и спрятали в подземельях замка. Ящики с панелями хранились в подвалах замка вплоть до начала штурма города советскими войсками.

После штурма советскими войсками Кёнигсберга в апреле 1945 года, Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой.

Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года всё чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе “Вильгельм Густлофф”, или же на переданном США в счет репараций крейсере “Принц Ойген”.

С 1979 года российские специалисты специально созданной “Царскосельской янтарной мастерской” трудились над реконструкцией исчезнувшего сокровища. К 300-летию Санкт-Петербурга в мае 2003 года она была восстановлена в полном объёме из калининградского янтаря.

Екатерининский дворец и парк

Грандиозный ансамбль Екатерининского парка в Царском селе (г. Пушкин) — это летняя резиденция трех императриц: Екатерины I, Елизаветы, Екатерины II. Большой Екатерининский дворец окружен двумя парками, в которых сохранились множество павильонов и парковых построек XVIII-XIX вв., а в нем самом воссозданы подлинные барочные интерьеры, включая легендарную янтарную комнату.

Большой Екатерининский дворец

Само название «Царское село» изначально никак не было связано со словом «царь». Здесь находилась шведская «Саарская мыза», то есть мыза, «расположенная на высоком месте». Петр I подарил это место А. Меньшикову, а после его опалы оно стало собственностью царицы Екатерины Алексеевны. Так Саарская мыза стала Царским селом.

Визитной карточкой Царского села является Большой Екатерининский дворец. Он начинал строиться при Екатерине I и был довольно небольшим, двухэтажным, в любимом Петром I голландском стиле, как и его собственный Монплезир в Петергофе. Потом его дважды перестраивала Елизавета. Нынешним барочным видом дворец обязан второй перестройке по проекту Ф. Растрелли. Огромный торжественный дворец, отделанный золотым декором, многочисленными колоннами, лепниной и статуями, до сих пор поражает воображение. Екатерине II он не очень нравился своей пышностью, и она старалась сделать его вид поскромнее, но это не слишком получалось.

Внутри дворец тоже был отделан исключительно богато. Там создано две анфилады комнат с парадным убранством, самыми великолепными являются центральные — Большой зал и Картинный зал. Именно в этом дворце когда-то находилась знаменитая Янтарная комната — кабинет, декорированный янтарными сборными панелями. Сейчас от подлинной Янтарной комнаты осталось всего несколько предметов: убранство было вывезено во время оккупации и его местонахождение до сих пор остается загадкой. Но сейчас, в результате многолетней работы реставраторов, которая началась еще в 1981 году, Янтарная комната воссоздана и ее можно увидеть.

При Елизавете Петровне была построена и освящена придворная церковь Воскресения. Первоначальный ее проект принадлежит архитектору С. Чевакинскому, а довершал ее Ф. Растрелли, гармонично вписав храм в общий силуэт Большого Дворца. Церковь, как и весь комплекс, создана в стиле барокко и отличается нарядностью и красотой. Она дважды горела и дважды обновлялась — в 1820 году и в 1861. К восстановлению убранства и живописи были привлечены ведущие российские художники. К настоящему времени от подлинного убранства сохранилось не так много — всего несколько икон и детали плафонов, но интерьер церкви полностью воссоздан, и она является частью музейной экспозиции.

Смотрите так же:  Подольск дворец пионеров на красной горке

Царскосельский дворец был одной из любимых резиденций императора Александра I. Своего первого внука Екатерина II фактически отобрала у родителей и воспитывала сама, так что летнее время он проводил именно здесь с ней и потом для жизни предпочитал именно старый Екатерининский дворец, несмотря на то, что недалеко появился его собственный. Александр I, например, с удовольствием ночевал в старинной Опочивальне, которая отделывалась еще при Елизавете, одно время была спальней Екатерины II, а с 1782 года принадлежала именно ему. Его рабочий кабинет тоже сохранялся неизменным со времен его бабушки. Но часть комнат были переделаны для него уже в новом, в ампирном стиле: Приемная, Парадный кабинет и другие. Сейчас они воссозданы и здесь расположен памятный музей Александра I.

Во дворце действуют еще две постоянные экспозиции. Одна посвящена пребыванию семейства Романовых в Царском селе — она занимает малую анфиладу дворца. Вторая рассказывает о парадных императорских выездах и расположена в здании дворцовой конюшни.

Парк начал устраиваться еще при Петре I и Екатерине Алексеевне. Известны имена двух садовых мастеров-голландцев, которые стоят у его истоков — Я. Роозен и И. Фохт. Та часть парка, которая восходит к ним, называется Старым парком. Это регулярный парк, который разбит на уступы, спускающиеся вниз от дворца с целой каскадной системой прудов.

При Елизавете парк расширялся. Перестройкой руководил Ф. Растрелли. Появились новые развлечения: была устроена Катальная гора, новые павильоны — «Грот» и «Эрмитаж». Барочный «Эрмитаж» находится на острове. Он украшен белоснежными колоннами и статуями и как бы рифмуется своим декором с Большим дворцом. «Эрмитаж» был устроен так, что под полом внизу находилась кухня — при необходимости из-под пола вставали столы с угощением, а потом они убирались обратно, и в павильоне можно было танцевать. Сейчас здесь музей, и работу всех этих механизмов можно увидеть своими глазами. Работает павильон только в летнее время.

Павильон «Грот» стоит на самом берегу пруда и имитирует речной грот — изначально он был отделан ракушками, здесь была небольшая пристань и к нему можно было и подойти, и подплыть на лодке. Екатерина изменила интерьер и превратила «Грот» в свою «Утреннюю залу»: здесь она занималась по утрам государственными делами или читала.

При Екатерине был разбит еще один парк, уже пейзажный, в английском стиле. Его обустраивал знаменитый садовый мастер Иоганн Буш, а постройки проектировал английский архитектор Ч. Камерон. Со Старым парком его соединила парадная галерея с 44 колоннами, от которой открывается великолепный вид на парк и пруд. Здесь жили фрейлины, так что маленький «Цветной садик», который был разбит здесь специально для них, стал называться «Фрейлинским». Сейчас здесь по-прежнему высаживают благоухающие цветы.

Для Екатерины был устроен настоящий Висячий сад в античном стиле, из которого по пандусу императрица могла спуститься в парк. Галерея соединяла его с павильоном «Холодные бани», где снизу были устроены купальни, а на втором этаже — украшенные полудрагоценными уральскими самоцветами комнаты отдыха — Агатовые комнаты. Сейчас здесь музейная экспозиция.

Для увековечения побед русского оружия Екатерина приказала поставить в парке несколько памятных колонн и павильонов: в честь Чесменской битвы, присоединения Крыма и т. д.

При Николае I в память о русско-турецкой войне появился павильон «Турецкая баня», имитирующий мечеть.

В четырехэтажном флигеле, который был пристроен к Большому дворцу в конце XVIII века, 19 октября 1811 года открылось новое учебное заведение — Лицей. Мы знаем его сейчас, как школу, где учился Александр Сергеевич Пушкин. Первый выпуск лицеистов сохранил свою дружбу на протяжении долгих лет, день 19 февраля они отмечали на протяжении всей жизни и до конца жизни носили чугунные памятные кольца, и друг друга называли — чугунники.

Но кроме А. С. Пушкина, в первом выпуске лицея оказалось множество людей, которые стали известными и достигли высоких должностей. Однокашниками Пушкина были государственный канцлер А. Горчаков, директор императорской библиотеки М. Корф, декабристы И. Пущин и В. Кюхельбекер. После Пушкина здесь учился, например, писатель М. Салтыков-Щедрин.

Лицей находился в Царском селе до 1843 года, потом переехал в Санкт-Петербург. Сейчас здесь мемориальный музей, посвященный пушкинскому выпуску лицея. Воссозданы интерьеры Большого зала — того самого, где когда-то выпускники держали экзамен, Библиотеки, Газетной, комнат лицеистов, классов и комнат гувернера. Кроме воссозданных мемориальных комнат 9 залов заняты экспозицией, которая рассказывает об истории русского образования начиная с XVII века и об истории Царскосельского лицея. Конечно, самое главное место в ней уделено Пушкину. Именно здесь хранится знаменитая картина И. Репина «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года», здесь хранятся подлинные рукописи и рисунки Пушкина, есть даже маленькая копия знаменитого опекушинского памятника поэту, который установлен в Москве на Пушкинской площади.

Музей был открыт здесь в 1949 году к очередному пушкинскому юбилею. Но он не является застывшим, а продолжает развиваться, так что сейчас его экспозиция включает интерактивные мультимедийные элементы — она заинтересует не только взрослых, но и современных подростков.

На позолоченную отделку Большого Екатерининского дворца ушло более 100 килограмм золота.

Считается, что первые деревья в Екатерининском парке посадил лично Петр I.

При отступлении фашисты заминировали Екатерининский дворец, «Грот» и галерею, соединяющую парки. Саперам удалось обезвредить бомбу, так что эти здания не пострадали.

Екатерининский дворец: история и архитектура

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Телефоны: (812) 465–2-024, (812) 465–9424

Вот уже 300 лет центральную часть Царского Села занимает величественное здание Екатерининского дворца с раскинувшимся вокруг Екатерининским парком. Однако несмотря на столь значительный возраст, дворец по-прежнему поражает всех своей красотой и великолепием. За годы своей истории дворец поменял множество царственных хозяев, а в его постройке и оформлении принимало участие множество архитекторов.

Строительство резиденции в подаренном ей в 1710 году селении, Екатерина I начинает в 1717 году. Она привлекает к строительству немецкого архитектора Иоганна-Фридриха Браунштейна, в то время занимавшегося возведением архитектурного ансамбля в Петергофе. Строительство было завершено в августе 1724 года, в честь чего в новом дворце был устроен грандиозный праздник. Первоначально теперешний дворец представлял собой относительно небольшое двухэтажное здание и вошел в историю как «каменные палаты» Екатерины I.

В 1741 году императрицей и новой владелицей дворца стала Елизавета Петровна. В конце 1742 года по ее указанию начинается перестройка дворца под руководством архитектора М. Г. Земцова. Однако скорая смерть зодчего помешала осуществлению первоначальных планов. Следом за ним к работе привлекаются А. В. Квасов с помощником Джузеппе Трезини, которого в 1745 году сменяет архитектор С. И. Чевакинский. С конца 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли, также известный своими масштабными работами в Зимнем дворце и Смольном соборе. К 30 июля 1756 года дворец был представлен хозяйке и ее гостям в новом прекрасном облике.

Выполненный в стиле барокко дворец, поражал своей красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, а золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. Фасады украшали лепные украшения и фигуры атлантов, модели которых выполнил скульптор И.-Ф. Дункер. Северный корпус венчали пять золоченых глав церкви дворца, а южный корпус с парадным крыльцом заканчивался шпилем с многоконечной звездой.

Не меньшей роскошью отличались внутренние апартаменты дворца, также обустроенные Растрелли. Парадные комнаты располагались на всю длину здания, образуя Парадную анфиладу, украшенную по всей своей длине золоченой резьбой. Такое расположение залов появилось в России только с середины XVIII века.

Начиная с 1770 года дворец обустраивала под свой вкус Екатерина II. Вести работу она поручила шотландскому архитектору Чарльзу Камерону, большому знатоку античной архитектуры, которой увлекалась императрица. Во дворце Камероном были созданы Серебряный и Синий кабинеты, Лионская и Арабесковая гостиные, Купольная столовая и Китайский зал. Все созданные интерьеры отличались строгостью стиля и утонченной, даже несколько таинственной, красотой отделки.

Также Камероном были обустроены комнаты для сына Екатерины II, Великого князя Павла Петровича и его супруги. К ним относятся Парадная голубая и Китайская голубая гостиные, Зеленая столовая, Официантская и Опочивальня.

При императоре Александре I, в 1817 году, архитектором В. П. Стасовым был создан Парадный кабинет и несколько прилегавших к нему комнат. Оформление этих помещений полностью было посвящено прославлению победы в войне с Наполеоном.

Последним этапом перестройки дворца стала созданная в годах архитектором И. А. Монигетти Парадная лестница, представляющая стиль «второе рококо».

До 1910 года Екатерининский дворец носил название Большой Царскосельский дворец.

C 1 июня по 31 августа посетители по билетам обслуживаются 12:00 до 19:00 (20:00 по понедельникам). Санитарный день в последний понедельник месяца с мая по сентябрь отменяется.

В период школьных каникул, а также в мае, посетители по билетам обслуживаются с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. По понедельникам с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 20:00

В остальное время часы работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00. По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.

Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца (с октября по апрель).

Екатерининский дворец в Царском Селе в восприятии Теофиля Готье Текст научной статьи по специальности « Искусство. Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Сназина Валерия Борисовна

Статья посвящена Екатерининскому дворцу Царского Села , каким его видел французский путешественник и критик искусства Теофиль Готье (1811-1872). В результате его поездки в 1858-1859-х годах в Россию появилась серия альбомов о русском искусстве, один из них был посвящен летней царской резиденции Екатерининскому дворцу в Царском СелеThe article is devoted the Catherine Palace in Tsarskoye Selo what as sawn the French traveler and the critic of art Theophile Gautier (1811-1872). The result of his visit in 1858-1859 in Russia was a series of albums about the Russian art, one of which was devoted to the summer imperial res >Catherine Palace in Tsarskoye Selo

Смотрите так же:  Дворец имени гагарина гбрянск

Похожие темы научных работ по искусству и искусствоведению , автор научной работы — Сназина Валерия Борисовна,

Текст научной работы на тему «Екатерининский дворец в Царском Селе в восприятии Теофиля Готье»

Исследования молодых ученых

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ В ВОСПРИЯТИИ ТЕОФИЛЯ ГОТЬЕ

Статья посвящена Екатерининскому дворцу Царского Села, каким его видел французский путешественник и критик искусства Теофиль Готье (1811-1872). В результате его поездки в 1858-1859-х годах в Россию появилась серия альбомов о русском искусстве, один из них был посвящен летней царской резиденции — Екатерининскому дворцу в Царском Селе. Ключевые слова: искусствознание, Екатерининский дворец, Царское Село, ансамбль, стиль барокко, янтарная комната, интерьер.

The article is devoted the Catherine Palace in Tsarskoye Selo what as sawn the French traveler and the critic of art Theophile Gautier (1811-1872). The result of his visit in 1858-1859 in Russia was a series of albums about the Russian art, one of which was devoted to the summer imperial residence — the Catherine Palace in Tsarskoye Selo. Keywords: art education, Catherine Palace, Tsarskoye Selo, the ensemble, the baroque style, the Amber Room, the interior.

Историческая и художественная ценность Царского Села заключается в том, что это место в художественной топонимике России является как бы наглядной энциклопедией развития русской архитектуры, куда вошли примеры лучших творений прославленных зодчих, скульпторов, художников, садоводов, резчиков по дереву, камнерезов, мебельщиков. При этом памятники искусства Царского Села, несмотря на различие стилей и творческих индивидуальностей их создателей, объединены в единый, неповторимый по богатству и разнообразию деталей ансамбль, по праву занимающий одно из значимых мест в мировой сокровищнице архитектуры.

Проследим историю создания ансамбля Большого Екатерининского дворца, к тому времени, на которое приходится его посещение французским писателем Теофилем Готье. В середине XIX века в Париже он издал серию альбомов «Художественные сокровища древней и новой России». Второй альбом он посвятил Екатерининскому дворцу в Царском Селе. Текст в этом альбоме был сопровожден пятнадцатью гелиографиями, сделанными придворным фотографом Пьером-Амбруазом Ришбуром. Готье свой альбом открывал словами: «Царское Село -два слова, которые означают: деревня или, скорее всего, императорская усадьба, название, которое теперь не актуально, так как Царское Село стало активно превращаться в густонаселенное место, — оно расположено на возвышенности, в двадцати четырех километрах от Санкт-Петербурга» (6, с. 1). Лучшие творческие силы принимали участие в создании Царскосельского ансамбля: И. Браунш-тейн, М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский, Б.Ф. Растрелли, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, И. Монигетти, В. Стасов и многие другие. Ведущая роль в строительстве принадлежала Б. Ф. Растрелли, который с 1748 года руководил всеми работами по созданию этого сложного архитектурно-художественного комплекса,

в целом завершенного в начале XIX века. Начав с незначительных переделок, Растрелли постепенно перестраивает здание и весь дворцово-парковый ансамбль. Говоря о непрекращающихся переделках в Большом Царскосельском дворце, известный русский художественный критик Александр Николаевич Бенуа в своей книге о Царском Селе ссылается на альбом Теофиля Готье «Художественные сокровища древней и новой России»: «В 1860-х годах перестроено по совершенно непонятным причинам и парадное крыльцо с его грациозными колоннами и статуями, взамен которых поставлены «термусы», заимствованные у Растреллиевских «галерей». Прежнее крыльцо еще видно на фотографии, помещенной в увраже Теофила Готье» (2, с. 86). Уже одно это замечание такого критика, как А. Н. Бе-нуа, говорит о том, что альбом Готье имеет большую документальную ценность для изучения памятников русского искусства, тем более в настоящее время, спустя сто лет после выхода в свет очерка А. Н. Бенуа о Царском Селе.

Окончательное завершение сооружения и отделки дворца, названного Екатерининским, относится к 1756-1757 годам. Лазурного цвета стены оттеняли покрытые золотом лепные и резные детали. Золотое сияние, игра бликов и полутеней превращали дворец в драгоценное ювелирное украшение невообразимых размеров. Он буквально ослеплял современников блеском и великолепием декоративного убранства фасадов, где воплотились художественные формы барокко, особенностями которого являются грандиозность, сложность плана построек, необычайно пышная декоративность, причудливые формы украшений. Царское Село становится достопримечательностью Российской империи, громкая слава о нем распространяется далеко за пределами России. Дворец ошеломлял своей пышностью и являлся излюбленным местом отдыха всех российских монархов. Традиционно здесь устраивались парадные балы и маскарады, торжественные дипломатические приемы. Позолоте архитектурных и скульптурных деталей фасада дворца вторило обилие золота в его интерьерах. Среди них выделялся общий вид парадной анфилады Екатерининского дворца, которую современники называли «Золотой». Длинный ряд уходящих в перспективу дверных проемов, обрамленных золоченой резьбой, поражал разнообразием форм, игрой светотени в фигурах различного рельефа. Этот золотой коридор, воспринимающийся сначала как единое целое, постепенно раскрывал красоту отдельных залов, расположенных к северу от Парадной лестницы. Теофиль Готье в своем альбоме о Царском Селе писал о нем: «Перед нами открывается перспектива десяти-двенад-цати дверей, наличники которых отделаны скульптурными композициями и позолочены. Без сомнения, потрясающий эффект, благодаря которому получается длинная и просторная галерея. Создается впечатление иллюзорности! Наличники отделаны золотом, и от их блеска все сияет и искрится вокруг. Орнаментальный сюжет повторяется, но на каждой двери имеет свои вариации — фигуры амуров и всевозможные завитки во всем богатстве, какое может только представить воображение» (6, с. 6). Пятьдесят семь залов Екатерининского дворца составляли так называемую Золотую анфиладу, однако они были разрушены во время Второй мировой войны, ныне из них воссоздано двадцать девять.

Самой изумительной и блестящей залой Екатерининского дворца был Большой зал, который занимал всю ширину дворца, в нем устраивались самые грандиозные церемонии, проводились бесчисленные торжества и маскарады. Готье писал: «Эта огромная комната занимает всю длину здания и высоту двух этажей, освещается тринадцатью окнами с каждой стороны. Окна оформлены в двух архитектурных орнаментах. Первый мотив представляет маленьких амурчиков,

замысловатую композицию сопровождают херувимы, образующие тему второго сюжета. Это изобретательное положение позволяет избавиться от монотонности, не нарушая симметрии оконного фриза. Между двумя окнами простенки покрыты зеркальными панелями, на которых расположены бесчисленные золоченые бра» (6, с. 9). В оформлении этого зала Растрелли использовал известный в Европе, а впоследствии ставший популярным и в России прием: во всех межоконных и междверных простенках он расположил большие зеркала. В вечернее время, когда опускали шторы и в зале зажигали сотни свечей, свет, многократно отражаясь в зеркалах, становился ярче, а сами зеркала производили впечатление сказочных окон, обрамленных в драгоценную, украшенную завитушками золотую раму. Большой зал стал визитной карточкой эпохи императрицы Елизаветы Петровны, а зеркало — обязательным предметом почти всех жилых помещений. Большое количество зеркал в домах русской аристократии отмечал и Теофиль Готье. Т. Готье увидел Большой зал Царскосельского дворца как раз при Александре II, то есть в эпоху, когда отделка дворца была уже завершена и еще не произошли те переделки, о которых пишет А. Н. Бенуа, и позднейшие катастрофические разрушения. Ибо, как известно, во время Второй мировой войны крупные снаряды, попавшие в кровлю Большого зала, обрушили перекрытие и часть стены паркового фасада, остатки уцелевших зеркал и масса золоченых фигур были растащены фашистами. То, что было разрушено в течение нескольких месяцев, годами восстанавливалось кропотливым трудом реставраторов. К настоящему времени, ценой невероятных усилий многих людей Большой зал распахнул свои двери для посетителей.

Теофилю Готье посчастливилось видеть и легендарный Янтарный зал во всем его блеске, любоваться этим чудом декоративного искусства в его первозданной красоте. Для его описания он нашел следующие слова, приведем их без сокращений: «Мы будем говорить о Янтарной зале. Это совсем не так, как в «Тысяче и одной ночи» или в волшебных сказках, когда архитектура дворцов доверена волшебникам, гениям и джинам; дворцов, в которых мы видим залы из бриллиантов, рубинов и гиацинтов или других драгоценных камней, обычно считаемых сокровищами. Здесь слова «янтарная зала» вовсе не являются выражением поэтической гиперболы, но реальной действительности. Это не тесный будуар или маленький кабинет, но комната довольно больших размеров, с трех сторон сплошь отделанная от пола до фриза янтарной мозаикой. Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светло-лимонного: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря, особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря» (6, с. 7-8). В Янтарной комнате иногда происходили небольшие вечерние собрания, царедворцы, наиболее приближенные к монаршей особе, играли в карты, а также здесь принимали в торжественной обстановке иностранных послов. Как известно, Янтарная комната исчезла во время Великой Отечественной войны. Не желая мириться с утратой бесценного сокровища, в 1983 году работники музея стали воссоздавать утраченный шедевр. Для восстановления Янтарной комнаты потребовалось шесть тонн янтаря. Благодаря многолетней кропотливой работе художников, архитекторов, камнерезов, химиков, архивистов и библиографов было заново рождено янтарное убранство.

Далее шли комнаты, созданные шотландским архитектором, знатоком античной архитектуры Чарльзом Камероном. Созданные им интерьеры — Арабесковая

и Лионская гостиные отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. В Арабесковой часто проводили камерные концерты. К сожалению, убранство комнаты не сохранилось: в годы Великой Отечественной войны эта зала погибла, а вместе с ней и те предметы, которые не удалось эвакуировать. За Арабесковым залом следовал Лионский зал. Этот зал отличала особо богатая отделка. Свое название Лионский зал получил от золотистых шелковых обоев, вытканных на Лионской мануфактуре во Франции. С этой комнатой, как замечает Готье, немногие залы во дворцах Европы могут идти в сравнение, если судить по ценности отделки. Паркет из амаранта, оливкового и розового дерева, сандала, инкрустирован узором из перламутра, который напоминал цветы водяных лилий. Двери — казанского дуба, с тончайшей перламутровой отделкой, в виде растительных завитков, изящных вазочек и фигурок сфинксов. Чарльз Камерон облицевал карниз, фриз, панели в нижней части стен, обрамлявших зал по всему периметру, лазуритом или ляпис-лазурью — природным полудрагоценным камнем синего цвета с белыми вкраплениями известняка и золотистыми включениями слюды и колчедана. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу, в технике, получившей впоследствии название «русская мозаика», заключавшейся в облицовке больших поверхностей крупных изделий тонко напиленными пластинами цветного камня, точно подогнанными друг к другу и создававшими впечатление монолитности. Лазуритовые панели Лионского зала были декорированы накладными деталями золоченной бронзы в виде различных гротесков. Теофиль Готье отмечал: «широкие полосы ляпис-лазури, также отделанные бронзой, по краю поднимаются вдоль наличника. Впрочем, в этой комнате изобилие ляпис-лазури» (6, с. 11-12). В решении интерьера архитектор использовал ляпис-лазурь не только в декоре стен, но и в предметах меблировки. В Лионском зале докладчики императрицы ожидали, когда их позовут в кабинет, в этом зале устраивались приемы для высшей дворянской знати, здесь же одевались к венцу русские великие княжны, если венчание происходило в Царском Селе. Отделка Лионского зала являлась безусловным шедевром декоративно-прикладного искусства середины XIX века. Вплоть до 1941 года лазуритовый декор и меблировка Лионского зала Екатерининского дворца и лазуритовые колонны иконостаса Исаакиевского собора являлись примерами самого масштабного использования лазурита в отделке интерьера в России ХУШ-Х1Х веков. Архитектурная отделка Лионского зала была утрачена во время Великой Отечественной войны. И лишь сохранившиеся архивные материалы, в том числе альбом Теофиля Готье о Царском Селе, дают возможность представить этот зал и убранство дворца — последние жилые комнаты императорской семьи в Екатерининском дворце.

Смотрите так же:  Дворец супружества ба цзы

1. Бардовская Л. В. Янтарная комната: Екатерининский дворец, Царское Село / Л. В. Бардовская. — СПб.: Аврора; Калининград: Янтарная сказка, 2000. — 60 с.

2. Бенуа А. Н. Царское Село в царствование Императрицы Елисаветы Петровны / А. Н. Бенуа. — СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1910. — 262 с.

3. Вильчковский С. Н. Царское село / С. Н. Вильчковский. — СПб.: Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — 277 с.

4. Воронов М. Г. Янтарная комната: Шедевры декоративно-прикладного искусства из янтаря в собрании Екатерининского дворца-музея / М.Г. Воронов, А.М. Кучумов. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 285 с.

5. Голлербах Э. Ф. Детскосельские дворцы, музеи и парки: Путеводитель / Э. Ф. Гол-

лербах. — Пг.: Госиздат, 1922. — 126 с.

6. Gautier T. Tresors d’art de la Russie ancienne et moderne. Palais Imperial de Tsarskoe-Selo / T. Gautier. — Paris: Gide, 1859. — V. 2. — 19 p.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ НАРОДА В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Большинство исторических фильмов отражают судьбу народа в тот или иной период времени. В связи с возникновением в конце XIX века и бурным развитием в последующие десятилетия нового вида искусства — кино заметно увеличились возможности художественной реконструкции прошлого и образного раскрытия ментальных свойств народа, а также его культурных традиций. Ключевые слова: исторический кинематограф, культурный потенциал народа, эстетика кинопроизведений, спектр изобразительно-выразительных средств экрана, художественное пространство, достоверная историческая атмосфера, интерпретация исторических событий, правда времени.

The majority of historical films reflect destiny of people during this or that period of time. With origin in the end of the XIXth century and rapid development in the next decades a new art form — cinemas, have considerably increased possibilities of art reconstruction of the past and figurative disclosing of mental people properties, and also its cultural traditions. Keywords: art education, a historical cinema, cultural potential of people, an aesthetics of film products, a spectrum of graphic-expressive means of the screen, art space, authentic historical atmosphere, interpretation of historical events, time truth.

С возникновением в конце XIX века и бурным развитием в последующие десятилетия нового вида искусства — кино заметно увеличились возможности художественной реконструкции прошлого и образного раскрытия ментальных свойств народа, а также его культурных традиций. С этой точки зрения особого внимания заслуживают вопрос, поставленный Н. А. Хреновым, и данный им же самим ответ: «Является ли кино просто способом отражения ментальности народа или оно в то же самое время — эффективный способ формирования и поддержания его цивилизационной идентичности? Есть основание полагать, что кино осуществляет и ту и другую функции» (6, с. 304).

Вопросы, связанные с культурным потенциалом народа, касаются не только его жизни «здесь и сейчас», но и специфики опыта коллективных переживаний важных событий в его истории. Уникальность многовекового опыта народа обусловлена тем, что он представляет собой, по словам Г. Г. Шпета, «исторически образующийся коллектив, по-своему воспринимает, воображает, оценивает, любит и ненавидит объективно текущую обстановку, условия своего бытия, само это бытие — и именно в этом его отношении ко всему, что объективно есть, выражается его «дух», или «душа», или «характер» в реальном смысле» (7, с. 479).

Поскольку нравственная, религиозная, творческая составляющие культурного облика народа не могут не нести на себе следы прошлых эпох, особое значение имеют те произведения искусства, в которых реконструируются и исторические события, и отношение к ним различных слоев общества. К художественным произведениям такого типа относятся кинофильмы на историческую тему и больше всего — киноэпопеи. Их панорамный характер, сюжетно-содержательная определенность и насыщенность, изобразительная достоверность деталей-примет времени и психологическая атмосфера эпохи позволяют определить и сам исторический

Достопримечательность Пушкино: Екатерининский дворец в Царском Селе

Обзорная экскурсия по Екатерининскому дворцу включает посещение знаменитой Янтарной комнаты, подаренной Петру I прусским королем. Интерьер комнаты, утраченный во время войны, был в точности воссоздан из калининградского янтаря и открыт для публики в 2003 году. Эти работы заняли около 20 лет.

Исчезновение Янтарной комнаты — одна из величайших загадок Екатерининского дворца. Документы подтверждают, что оккупировавшие Пушкин немцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг и выставили их в музее, однако после взятия города это сокровище так и не было обнаружено. Возможно, немцы увезли янтарные панели при отступлении, возможно, они до сих пор хранятся где-то в подвалах разрушенного Королевского замка, но найти их след до сих пор никому не удалось.

Царское Село — это расположенный в городе Пушкин музей-заповедник, который включает в себя Екатерининский и Александровский парки и расположенные в них дворцы и павильоны, а также пушкинский лицей.

До революции Пушкин назывался Царским Селом. Загородная резиденция императора была основана в 1710 году, когда Петр Великий подарил эти земли будущей жене — Марте, взошедшей на престол под именем Екатерины Алексеевны.

В 1808 году Царское Село — вокруг дворцов выросло целое поселение — получило статус города. Здесь в 1837 году была проложена первая в империи железная дорога — Царскосельская.

В 1937 году, к 100-летию со дня смерти поэта, Царское Село было переименовано в Пушкин.

Екатерининский парк разбит вокруг одноименного дворца и состоит из двух частей: это регулярный Старый сад и пейзажный Английский парк. Старый сад, который также называют Голландским, основал, как гласит легенда, сам Петр I: он высадил здесь первые аллеи из дубов и платанов. Планировка сада и создание прудов относится к 20-м годам XVIII века. Большинство павильонов сада были построены позднее, при Елизавете I и Екатерине II. Английский сад появился в Царском Селе в 1770-х годах.

Павильоны Екатерининского парка

В павильонах Екатерининского парка часто проходят выставки и другие мероприятия. Большинство открыто только в летний сезон, с мая по сентябрь, вход в них, как правило, бесплатный. Самые известные и необычные павильоны Екатерининского парка:

  • Павильон «Адмиралтейство» представляет собой три здания из красного кирпича, отдаленно напоминающих готические замки. Ранее здесь хранилась прекрасная коллекция гребных лодок со всего мира, что и дало шуточное название всему комплексу — Адмиралтейство. Коллекция была уничтожена во время войны. Время работы: 11:00-17:00, вторник и среда — выходные.
  • Павильон «Турецкая баня» выглядит очень необычно, он напоминает мечеть с минаретом. Построен в середине XIX века по приказу Николая I и является последним павильоном, сооруженным на территории парка. Мавританские интерьеры были восстановлены, реставрация завершилась в 2009 году. Вход платный. Время работы: 11:00-19:00; касса до 18:00. Выходной — среда.
  • Бело-голубой павильон «Грот» находится на берегу Большого пруда, его интерьеры украшены раковинами и туфом, архитектором является Растрелли. Время работы: 11:00-18:00, выходной — вторник.

  • «Нижняя ванна» (она же кавалерская мыльня) действительно выполняла свою функцию. В ней располагается десять помещений, в центральном зале — большая купальня. Открыта для публики в 2011 году. Почти не пострадала во время войны, так что здесь сохранились многие из оригинальных интерьеров. Вход платный. Время работы: 11:00-19:00, касса до 18:00.
  • С 20 октября по 31 марта вход в Екатерининский парк бесплатный. В остальное время стоимость составляет 120 рублей для взрослых. Льготный билет для студентов стоит 60 рублей, для пенсионеров — 30 рублей. Дети младше 18 лет проходят бесплатно.

    Билеты в каждый павильон, где открыта экспозиция, Александровский дворец, в музеи, расположенные на территории Царского Села, оплачиваются отдельно. Практически все эти объекты несовершеннолетние могут посещать бесплатно. Взрослые билеты стоят в среднем 150-300 рублей, льготные для студентов и пенсионеров — на 50 процентов дешевле. Купить билеты можно через интернет на официальном сайте музея-заповедника: tkt.tzar.ru.

    Адрес: где находится и как добраться

    Дорога до Пушкина в среднем занимает 40-60 минут. Есть несколько способов.

    Первый — доехать на электричке до Царского Села. Поезда отправляются от Витебского вокзала и делают остановку на станции Купчино. От вокзала Пушкина до парка можно добраться пешком или на автобусах №371, 382 и маршрутных такси №371, 377, 382. Этот вариант, как правило, быстрее: не приходится стоять в пробке на выезде из города.

    Второй вариант — доехать прямо до парка без пересадки на автобусе или маршрутке. От станции метро «Московская» отправляются маршрутки №342, 545.

    От станций метро «Звездная» или «Купчино» до заповедника отправляется автобус №186. От «Купично» также можно доехать на маршрутках № К-286, К-287 и К-347а, К-545а.