Меню

Старая мечеть в дербенте

Дербентская Джума-мечеть: отсюда пошел Ислам в России

Проникновение Ислама в Дагестан, бывший некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав Арабского халифата, а следовательно, и на территорию современной Российской Федерации, началось с города Баб аль-абваб. Таким было арабское название Дербента, что в переводе означает «Ворота ворот».

Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана.

Он являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии.

В IX веке Дербент был в основном арабским городом (после завоевания Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский), но уже к Х-ХI веку стал полиэтническим и многокультурным, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины и др.

К 733 г. в Дербенте было построено 7 мечетей. Дополнительно действовала, как сейчас бы выразились, центральная мечеть для совершения пятничного (джума) намаза, которая является первой на территории СНГ.

Впоследствии мечетей стало еще больше. Они строились при халифе Харуне ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. К 1796 году мечетей в городе насчитывалось уже 15.

Но именно Джума-мечеть Дербента по праву считается одной из основных точек отсчета распространения Ислама в России. Она расположена в центре старой части города и представлена комплексом интересных архитектурных ансамблей, в который входят мечеть, медресе и жилые помещения для имамов.

Возведение мечети датируется 733-734 г. В то время она была самым крупным строением в городе.

На протяжении своей многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом, например, сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена после землетрясения Таджутдином из Баку.

Строительство медресе при мечети началось лишь в 1474-1475 гг. Однако его расширение и формирование всего комплекса было завершено только в 1815 г.

В истории Джума-мечети известны и трудные времена. Ее закрытие в 1930 г. шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всей стране. В 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. Только на третий год кровопролитной войны постановлением из Москвы мечеть была передана религиозной организации города с правом дальнейшего использования ее по прямому предназначению.

Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.

Впоследствии был выработан устав мечети и избрано правление из 20 человек. Первым председателем правления джума-мечети стал Мешеди Али-Хусейн, а имамами – Абд уль-Гани-эфенди (суннитская община) и Мала-Али Мир-Ахмед (шиитская община).

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. До последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов.

Несмотря на свой возраст, мечеть хорошо сохранилась. Недавно она была внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в комплексе вокруг нее ведутся восстановительные работы. Помимо самой мечети, планируется расширить и реконструировать также здание старого медресе.

Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.

По материалам журнала «Ислам»

На фото: внутреннее убранство Джума-мечети Дербента

Какая самая старейшая мечеть в России

В культурном наследии России, самая старая мечеть в России расположена в Дагестане, центральная часть города Дербент.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

Дербентская Джума-мечеть ведет свое лето исчисление с 733 года, являясь самой старой мечетью на территории СНГ

История самой старой мечети России

В городе Дербент на берегу седого Каспия в 733 году было сооружено по одной мечети в каждом из 7 магалов, и вмести с ними была возведена большая мечеть для пятничного намаза, куда сейчас съезжаются многие верующие с близких районов. В 1474—1475 годах началось строительство медресе, а в 1796 году в городе Дербент количество мечетей дошло до 15. В 1368—1369 гг. комплекс Джум был восстановлена после землетрясения бакинцем Тажуддином, о чем и сейчас говорит надпись над входом в мечеть, тогда и посадили знаменитые Платаны, о них ниже. В 1815 году завершилось расширение и формирование всего комплекса мечети.

p, blockquote 5,0,1,0,0 —>

В 1930 году в рамках развернутой по всему СССР атеистической кампании вход был закрыт, дело дошло до того, что с 1938 по 1943 комплекс являлся тюрьмой. Но в 1943 году по решению из Москвы все сооружения были переданы в управления духовенства города. После чего был создан устав мечети и избрано 20 человек для его управления. Первым главой правления был Мешеди Али-Хусейн. Стоит отметить, что суннитская и шиитская община города имеет своему имама.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

В рамках 2000-летия Дербента были проведены реставрационные работы в 2019 году. Сейчас это действующий действующая мечеть с многовековой истории, и является одной из визитной карточкой Дербента и культовым памятником Кавказа.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

В наши дни комплекс Джума-мечети состоит из главной мечете, а также медреса и различных жилых помещений, в частности для духовенства. Многие завоеватели города старились привезти мастеровитых архитекторов со всего востока. В настоящее время к сооружениям по городу ведут 10 улиц. Когда начиналось стройка Джумы, это было самым крупным зданием в Дербенте. Размеры сооружения на тот момент были впечатляющие – 68 метров востока на запад, и 28 метров с севера на восток, а высота купола мечети 17 метров обитый листами оцинкованного железа (ранее был голубого цвета), построена по технологии замковой кладки. Внутренний двор комплекса Джума имеет площадку 55 на 45 метров. Одновременно в старинном здание может поместится до 6000 человек.

Смотрите так же:  Калужская мечеть адрес

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Внутреннее пространство мечети состоит из трех нефов, разделённых квадратными столбами-опорами с профилированными капителями. По размерам ширина среднего нефа равна 6,3 м, а боковых — по 4 м. Между столбами перекинуты стрельчатые арки.

p, blockquote 11,1,0,0,0 —>

“…Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет… Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего… и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу”

Мечеть можно узнать узнать из любой точки Дербента за счет украшающих во дворе старых 4-х платанов, возраст которых несколько веков.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Считается, что корни деревьев настолько мочные, что защищают весь комплекс от землетресений и других стихий. А корневая система выкачивает влагу из недр земли, тем самым поддерживает фундамент и стены в сухом состояние, поэтому зданиям не требовался капитальный ремонт многие века. Сами кроны деревьев в летний зной спасают многих от жары кто ступил под их тени. Если вам доведется смотреть на город с обзорной башни из цитадели Нарын-Кара, то вы легко сможете узнать мечеть по яркой лиственнице деревье платана, которые возвышаются над городом.

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,1,0 —>

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

Нам известно, что само дерево Платан достигает высоты 50 метров (высота во дворе до 40 метров) и имеет окружность до 18 метров, имеет зеленовато-серую кору, оно быстро растет, а продолжительность жизни дерева 2000 и более лет. Поэтому можно утверждать что на территории комплекса одни из самых старых деревьев в России.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

Сам город Дербент ежегодно привлекает огромное количество туристов и не только с России, что бы они могли посмотреть на уникальный оборонительный комплекс и на обилие интересных памятников старинных архитектур. Дербент многие века назывался “Узел ворот”, “Ворота на замке”. Сейчас это место со своей необычной историей и его посетитель переносится в другое измерение, где он он может отдохнуть душой и восхитится историческим наследием на нашей земле.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —> p, blockquote 22,0,0,0,1 —>

Джума-Мечеть самая древняя мечеть в России. Многочисленные письменные источники сооб­щают о строительстве «большой соборной мечети» в 115 году хиджри (733/4г.) завоевавшим Дер­бент арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, которого местная ис­торическая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Эту же дату сообщает и араб­ская надпись, сохранившаяся над цен­тральным входом в мечеть: «Входите сюда с миром и в спо­койствии!
В сто пятнадцатом году хиджри пророка — Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь его род!».
Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбини­рованная надпись над входом сообщает: арабский текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада.Персидский текст: Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770год хиджри». 115 год хиджри = 21.11.733г.- 9.11.734г. 770 год хиджри = 16. VIII. 1368г.- 4.VIII. 1369г.
Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети. Вполне вероятно, что это случилось в результате какого-то сильного землетрясения.Ещё одна персидская надпись в стороне от первых, на западном торце портала, сообщает имя строителя (архитектора): «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Воистину работа мастера Тадж -ад-Дина бен Муса, бакинского строителя».Даты на надписи нет. Однако по схожести подчерка и стиля, специ­алисты утверждают об одновременности написания двух последних надписей.

Существуют разные версии относительно первоначального пред­назначения здания Джума-мечети. Одни авторы утверждают, что зда­ние мечети ранее было христианским храмом-базиликой, приспособ­ленным в VIII веке арабами под мечеть. Сторонники этой гипотезы исходят из явно базиликального характера здания.Другие авторы считают, что здание с самого начала возводилось как мечеть.Третьи считают, что в древности на месте Джума-мечети была маленькая христианская церквушка, которую захватившие город в VIII веке арабы обстроили до нынешних размеров.

Джума мечеть представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание. Она имеет длину 67 метров и в ширину 17 метров. Свод здания опира­ется на сорок, вытя­нувшихся в два ряда, квадратных (1м x1м) колонн, разделяю­щих здание на три длинных нефа.Внутренний интерьер Джума-мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торже­ственностью. Два парал­лельных ряда мощных ко­лонн перекинутых аркадой куполов и сводов и подчер­кнутых слабым верхним светом небольших окон­цев, создают впечатли­тельную перспективу светотеней.
Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчерки­вают монументальную торжественность интерьера этого, одного из круп­нейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.
Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров и господствующий над рядовой застройкой с плоской кровлей, безуслов­но, был главным элементом силуэта древнего города, его композицион­ным акцентом.
В комплекс Джума-мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

Смотрите так же:  Шум мечети

Элемент комплекса Джума-мечеть: Медресе.

Медресе состоит из ряда небольших, одинаковых по раз­мерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельча­тым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня. Центральное по­мещение медресе больше поразмерам, чем все остальные.
О строительстве и восстановлении медресе сообщают надписи на фасаде центральной секции медресе и на других сооружениях комплекса Джума мечети. В одной из них (араб­ской) сообщается о строительстве медресе в 879 г. мусульманского летосчисления (1474/1475); в другой (также араб­ской)— о том, что после разрушения Ших-Али-хан восстано­вил медресе в 1204 г. (1789/1790); в персидской говорится, что здание было и благоустроено в 1220 г. (1805/1806) после «опу­стошения».
Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основан­ное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.
Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума-мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).

В начале 2000-х годов над историческим зданием медресе был надстроен второй этаж, служащий для проведения ритуальных церемоний.

Джума-мечеть в Дербенте

Дата публикации: 19.06.06

Распространение Ислама в России берет свое начало от Дербентской Джума-мечети.

Начальной точкой отсчета проникновения и распространения Ислама на территории современной Российской Федерации являются два события, произошедшие во времена Праведных Халифов. Один из них связан со вступлением мусульман на землю Дагестана, бывшей некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав арабского (исламского) халифата, что нас и интересует.

В 643 году (здесь и далее — год Хиджры/год по григорианскому календарю) при правлении второго Праведного Халифа Умара арабский полководец Абд ар-Рахман ибн Раби?а встретился с персидским правителем Дербента Шахрибиразом. Последний лично прибыл в лагерь арабов и здесь признал себя вассалом Халифата.
Городу-крепости Дербент было дано также арабское название Баб аль-Абваб («Врата врат»). Именно через эти «ворота» примерно в 20-м году хиджры (642 г.) вошли в Дагестан посланцы мусульманского халифа, чтобы приобщить местное население к Исламу. Впоследствии Дербент занял особое место в истории Дагестана.
Согласно заключенному договору, Дербент не облагался данью, но взамен был обязан оборонять северный рубеж Арабского халифата от северных соседей и врагов — хазар.

Впоследствии этот договор подтвердил и третий Праведный Халиф Усман.
Рассказ об этом событии приводит известный мусульманский историк Абу Джа?фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари в своей книге «История предводителей и царей». По свидетельству же историка Халифа ибн Хаййата аль-Усфури, арабский полководец Салман ибн Раби?а в 650-651 гг. дошел до тогдашней хазарской столицы Баланджара, где и погиб.

Свидетельством пребывания мусульман в Дербенте того времени служат также находящиеся там могилы асхабов. Несмотря на то, что впоследствии Дербент много раз переходил из рук в руки в процессе борьбы между Халифатом и Хазарским каганатом, тем не менее, именно с вхождения Дербента в Арабский халифат следует начинать отсчет распространения Ислама в России
Дербент являлся крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром. Здесь были построены первые мечети. Именно в этом городе многие дагестанцы впервые приобщились к новой для себя религии
После некоторого перерыва, вызванного гражданской войной в Халифате, мусульмане возобновили активные наступательные действия. В 707-708 гг. Маслама ибн Абд уль-Малик вступил в вооруженное столкновение с хазарами в Арране и Южном Дагестане. В ходе боевых действий Маслама был вынужден отвоевать Дербент, разрушив его крепость, но через 10 лет вновь отстроил ее. В ответ хазары опустошили страны Закавказья. На протяжении 25 лет стороны обменивались ударами, пока по приказу халифа Хишама правителем Азербайджана, Армении и аль-Джазиры (местность на севере Ирака) вместо Масламы не был назначен Марван ибн Мухаммад ибн Марван, будущий последний Омейядский халиф Марван Второй.

В IX веке Дербент был в основном арабским городом (после завоевания Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский), но уже к Х-ХI веку стал полиэтническим и многокультурным, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, лезгины, табасаранцы, аварцы, лакцы, даргинцы, кайтагцы, кубачинцы, осетины и др.
К 733 г. В Дербенте было построено 7 мечетей. Дополнительно действовала, как сейчас бы выразились, центральная мечеть для совершения пятничного (джума) намаза, которая является первой на территории СНГ. Впоследствии мечетей стало еще больше. Они строились при халифе Харуне ар-Рашиде и ширваншахе Ибрагиме Дербенди. К 1796 году мечетей в городе насчиты-валось уже 15.

Но именно Джума-мечеть Дербента по праву считается одной из основных точек отсчета распро-странения Ислама в России. Она расположена в центре старой части города и представлена комплексом интересных архитектурных ансамблей, в который входят мечеть, медресе и жилые по мещения для имамов.

На протяжении своей многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась. Над входом, на-пример, сохранилась надпись о том, что в 1368-1369 гг. она была восстановлена после землетрясения Таджудином из Баку.
Строительство медресе при мечети началось лишь в 1474-1475 гг. Однако его расширение и формирова-ние всего комплекса было завершено только в 1815г.

Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет доброволь-ных пожертвований верующих
Впоследствии был выработан устав мечети и избрано правление из 20 человек. Первым председате-лем правления джума-мечети стал Мешеди Али-Хусейн, а имамами – Абд уль-Гани-Эфенди (суннитская община) и Мала-Али Мир-Ахмед (шиитская община).

В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. До послед-них лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. На пятничный намаз сюда cъезжались верую-щие из многих районов.

Несмотря на свой возраст,мечеть хорошо сохранилась. Недавно она была внесена в реестр Культурного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в комплексе вокруг нее ведутся восстановительные работы. Помимо самой мечети, планируется расширить и реконструировать также здание старого медресе.

Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент по-степенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.

Комментарии

# Нелли
2009-11-17 19:02 Считаю несправедливым тот факт, что сотрудники отделов кадров
проектных заведений города Москвы, укрывают от армии молодых
людей. Молодые люди вполне здоровы,
не умеют прилично себя вести.
Женские туалеты убирать гораздо приятнее, чем мужские.
Потому что молодые люди, скрываясь от армии, на самом деле
скрываются от трудностей жизни.
Или с другой стороны. Если молодые люди не служили в армии
и при этом имеют автомобили, то это является коррупцией.
Надо штрафовать от 50000 рублей и отнимать транспортное
средство. И штрафовать от 100000 рублей, если транспортное
средство покупалось молодым человеком, а затем все перевелось
на жену, когда узналось, что транспортные средства будут
отбираться у не прошедших армию.
Почему все остальные должны служить в армии, кроме Москвы?
Если вдруг выясняется, что они больные, то зачем
их берут работать в эти заведения?
Это всё называется коррупцией.

Старая мечеть в дербенте

Арабские историки сообщают о строительстве Джума- мечети в 115г. хиджры арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом. Эта же дата написана над центральным входом в мечеть — 115г. хиджры (733-734гг.):

«Входите сюда с миром и в спокойствии В сто пятнадцатом году хиджры пророка — Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь род» Другая надпись над входом сообщает: «Год 115. Аллах и его посланник Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бек Теймураз С помощью Всевышнего 770 год хиджри — 1368-1369гг».

Захватив город Маслама в 732г. превращает Дербент в административно-политический и религиозно-идеологический центр Арабского Халифата на Северо-Восточном Кавказе. При Масламе в Дербенте проводятся большие строительные работы по восстановлению крепостных сооружений, строятся квартальные мечети, в том числе и соборная мечеть Масджид Джами — «Джума-мечеть». При нём в Дербент было переселено 24 тыс. воинов с семьями с целью укрепления и распространения ислама среди местного населения.

Существует предание, согласно которому под мечеть был перестроен более древний христианский храм. Об этом писали П.Г.Бутков (1796г.), Александр Александрович Бестужев Марлинский (1830-е гг.), Березин Илья Николаевич (1850г.), М.И.Артамонов (1946г.), Л.С.Бретаницкий (1966г.) и др.

Джума-мечеть — это прямоугольное по планировке здание с выступом в центральной части южного фасада. Интерьер мечети представлен двумя основным частями: вытянутой в направлении восток-запад и квадратным подкупольным пространством. В северной стене мечети устроено четыре входа. Один их них, главный, расположенный на поперечной оси здания, представляет собой выступающий из плоскости стены монументальный портал со стрельчатой арочной нишей и прямоугольным дверным проёмом, где в кладке имеются камни с высеченными на них надписями.

Ещё одна надпись на западном торце портала сообщает имя архитектора — Тадж-ад-Дина из Баку, восстанавливавшего мечеть.

«Нет бога кроме Аллаха. Воистину работа мастера Тадж-ад-Дина бек Муса, Бакинского строителя».

«Внутренние размеры основного помещения мечети — 67×17м, ширина среднего кефа — 6,3м, боковых -4м. Между столбами в поперечном направлении перекинуты стрельчатые арки. Квадратный зал мечети перекрыт стрельчатым куполом (диаметром 9,3м), опирающимся на 8 подпружных арок, выше которых устроен сталактитовый фриз» (С.Хан — Магомедов).

Расположенный в старой магальной части города, среди узких кривых улиц, одно- и двухэтажных домов двор (45×55м) и купол (высотой 17м) Джума-мечети производил огромное впечатление.

Декабрист-писатель Бестужев Марлинский так описывал Джума-мечеть: «Стих из Корана гласит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объем лет вас, невольное безмолвное уважение покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не вызывает их внимания на окружающие предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак».

Главные фасады Джума-мечети и медресе выходят в сторону двора и занимают его противоположные стороны — северную и южную. Медресе состоит из ряда небольших (2,8×3,4м) помещений для учеников — худжр. Перед входами в каждое помещение устроены перекрытые стрельчатыми сводами лоджии (глубина 1,4м), образующие по фасаду аркаду из тёсанного камня. Здание медресе было сооружено в 879г. хиджри (1474/5гг.) во времена правления ширваншаха Фаррух Иасара Дербенди, носящее его имя — ал-Фаррухийа. «Это медресе ал-Фаррухийа приказал построить всецело принадлежащий лику Аллаха, стремясь угодить ему и убегая от наказания, обладатель благороднейшего в мире поведения, справедливостью превосходящий эмиров времени, султан, ширваншах для учащихся, которые будут в нём получать знания по шариатским наукам до конца света». Виртуальный тур по Джума мечети.

Другая надпись сообщает о восстановлении медресе в 1204г.хиджри (1789/90гг.) правителем города Ших-Али-ханом.

Двор Джума-мечети с тысячелетними чинарами в прошлом играл роль площади Дербента.

Смотрите так же:  Мечеть кузнецкий мост