Меню

Спб зимний дворец

Появился Эрмитаж в 1764 году, как личная коллекция Императрицы Екатерины Великой, и первоначально и был именно «частной коллекцией». Об этом свидетельствует название музея. В переводе с французского «эрмитаж» — ermitage — келья, уединенное место.

Спустя 100 лет Эрмитаж стал настолько важен и велик, что было принято решение открыть его для посещения публики.

Это, кстати, показывает, насколько не соответствует образ «кровавого царского режима» созданному после революции стереотипу,

После революции Зимний дворец потерял свое значение. Эрмитаж постепенно занял все его помещения, а затем вышел за пределы, став музейным «государством в государстве».

200 лет царская семья не считала деньги.

Для Эрмитажа покупали всё. Здесь собрано столько богатств, что теперь их легко хватит на 50 обычных европейских музеев.

Здесь можно видеть полотна великих итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана. Испанских мастеров Эль Греко и Веласкеса. В Эрмитаже большая коллекция голландских и французских мастеров.

Веянием моды в залы Эрмитажа попали импрессионисты. Это Моне и Пискассо, Гоген и Пискассо.

Пожалуй, для детей и школьников гораздо интереснее коллекции рыцарских доспехов, оружия предметов быта, и уникальных ювелирных изделий.

И, конечно, никого не может оставить равнодушным подаренный Потемкиным Екатерине Великой знаменитый заводной павлин.

И сегодня можно увидеть, как работают эти часы. Но, увы, очень редко. Павлин заводится раз в неделю и подгадать время экскурсии, чтобы увидеть это чудо — трудно.

Стоимость входного билета:

  • взрослые (граждане России) — 350 рублей
  • дети, студенты, пенсионеры (граждане России) — бесплатно
  • первый четверг месяца — бесплатно
  • для остальных посетителей — 400 рублей
  • Кассы закрываются за час до закрытия музея

    При покупке билетов российскими гражданами нужно предъявлять паспорт. В ином случае касса будет настаивать на покупке билета не за 100, а за 350 рублей.

  • Для групп туристов с организованной экскурсией (билеты и сопровождающий гид) надо покупать заранее.
  • вторник: 10:30 — 18:00
  • среда: 10:30 — 21:00
  • четверг — воскресенье: 10:30 — 18:00
  • выходной — понедельник
    • Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 38
    • Ближайшая станция метро Невский Проспект (выход на Канал грибоедова).

      Пешком по Невскому проспекту до Дворцовой площади, миновать площадь и боковой фасад Эрмитажа, выйти на Дворцовую набережную, повернуть налево. До входа в Эрмитаж и к кассам около 50 метров.

      Пешком по Невскому проспекту от метро до касс Эрмитажа примерно 800 метров.

      Музеи
      Дворцы
      Соборы, церкви
      Сады, парки
      Мосты
      Памятники

      Турфирма Арина, туроператор, Санкт-Петербург.

      СПб, ул. Восстания, дом 4 (м. Пл. Восстания), тел. 411-11-22

      Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.

      В первой трети XVIII века для Петра I на Дворцовой набережной, на том месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен Зимний дворец. Он не сохранился, но в конце XX века во время реконструкции Эрмитажного театра были воссозданы некоторые интерьеры Зимнего дворца Петра I и открыт музей.

      В годы правления императрицы Анны Иоанновны возникла потребность строительства новой императорской зимней резиденции. Место было выбрано на Дворцовой набережной, так чтобы главный фасад дворца был обращен к Адмиралтейству. Строительство второго Зимнего дворца по проекту Ф.Б.Растрелли завершилось в 1735 году.

      После вступления на престол Елизаветы Петровны прежняя резиденция расширялась и перестраивалась, но казалась новой императрице слишком скромной. В 1752 году было принято решение о строительстве нового более роскошного Зимнего дворца с большим количеством залов. На время строительства Елизавета Петровна переселилась во Временный деревянный Зимний дворец, который был построен по проекту Растрелли и занимал большой участок на Невском проспекте — от реки Мойки до Большой Морской улицы (не сохранился).

      Когда Растрелли проектировал третий по счету каменный Зимний дворец, предполагалось при его строительстве использовать здания, построенные на этом месте раньше. В частности, дворец генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, возведённый еще в Петровское время на этом участке набережной Невы.

      Первый проект Ф.Б.Растрелли не был осуществлен. Следующий проект архитектора был одобрен 16 июня 1754 года-эту дату принято считать началом строительства четвертого Зимнего дворца. Строительство было завершено в 1762 году, но работа над внутренним убранством продолжалась.

      Здание имеет четкий логический план — близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными ризалитами (выступами) по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры. В северо-западном – Тронный Зал, в северо–восточном — главная лестница (Иорданская, или Посольская), в юго-восточном – церковь, в юго-западном – театр. По второму, парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно-решенными анфиладами залов. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко) .

      Главным входом служили парадные ворота южного фасада, которым придан вид широкой трех- пролетной триумфальной арки. За ними шел огромный двор, окруженный дворцовыми корпусами. Парадный вход вел и в северный корпус, вытянутый вдоль берега Невы. В интерьерах дворца многочисленные зеркала создавали эффект расширения пространства, так же обильно для украшения помещений использована была позолота и многочисленные декоративные элементы. Первоначально фасады дворца были песочного цвета, на фоне которого золотились декоративный элементы.

      Елизавета Петровна скончалась в декабре 1761 года, на престол взошел ее племянник, голштинский принц Петр III. Затем произошел дворцовый переворот 28 июня 1762 года, который привел к власти его супругу Екатерину II.

      1760-е годы оказались переломными и в искусстве. На смену пышному барокко пришел более рациональный стиль-классицизм. Франческо Растрелли вышел в отставку и уехал за границу. Декоративно-отделочные работы в Зимнем дворце продолжались по проектам других архитекторов. В конце XVIII-начале XIX века во дворце работали мастера классицизма (Ю.М.Фельтен, Д.Кваренги, К.И.Росси, О.Монферран и др.)

      Во времена правления Екатерины II набережная Невы со стороны Зимнего дворца оделась в гранит и получила название-Дворцовая.

      Огромный пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры дворца. Восстановительными работами руководили архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов.

      Сегодня замыслам Ф.Б.Растрелли в Зимнем дворце отвечают: Главный вестибюль, галерея первого этажа (справедливо носит имя зодчего), Иорданская лестница и дворцовая церковь, восстановленные В.П.Стасовым без значительных изменений .

      Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом, словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор украшающие проемы по периметру. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.

      В первой половине XIX века территория перед южным фасадом дворца была урегулирована, постепенно к 1840-м годам здесь сформировался архитектурный ансамбль главной площади Санкт-Петербурга — Дворцовой.

      Помимо Зимнего дворца в ансамбль вошли: здание Главного Штаба, построенное по проекту К.И.Росси, а так же здание Штаба Гвардейского корпуса, созданное по проекту архитектора А.Брюллова. В 1834 году на Дворцовой площади торжественно был открыт монумент, посвященный победе русских войск в войне с Наполеоном-Александровская колонна, исполненный по проекту О.Монферрана.

      Одновременно с созданием ансамбля Дворцовой площади, К.И.Росси создал мемориальную композицию, связанную с памятью об Отечественной войне 1812 года в здании Зимнего дворца. Галерея 1812 года решена в виде длинного зала, перекрытого сводом с фонарями верхнего света. На стенах галереи, открытой в 1826 году, были размещены 332 поясных портрета героев войны, выполненных художником Доу. Здесь же монументальные парадные изображения императора и полководцев.

      После февральской революции 1917 года, в Зимнем дворце размещалось Временное правительство. После октябрьской революции 1917 года бывшая императорская резиденция была национализирована.

      Со стороны Невы к Зимнему дворцу примкнули здания, входящие в ансамбль Эрмитажных зданий: Малый Эрмитаж, Большой (Старый Эрмитаж), Эрмитажный театр, а со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа. Сегодня все эти шедевры мировой архитектуры вместе с Зимним дворцом входят в состав всемирно известного музея — Государственный Эрмитаж. Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Здесь хранится около 3 млн. памятников культуры и искусства с глубокой древности до наших дней; картины, графические листы, скульптуры, предметы прикладного искусства, монеты и медали.

      Среди сокровищ Эрмитажа работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Ребрандта, Рубенса, Матисса, Пикассо и многих других. Мировую известность получили коллекции скифского золота и северопричерноморских древностей.

      Если останавливаться у каждого экспоната хотя бы на 1 минуту, то для осмотра всех достопримечательностей придется потратить несколько лет.

      Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959

      Сэкономь на путешествии!

      Первый дворец — Свадебные палаты Второй дворец — Зимний дворец Петра I Третий дворец — дворец Анны Иоанновны Первоначально окраска Зимнего дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

      При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

      Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

      Экскурсии по Зимнему дворцу

      Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

      Ближний Восток и Северная Африка

      Второй этаж Зимнего дворца

      Большая парадная анфилада

      Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

      В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

      Покои будущего императора Александра II и его жены

      В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.

      Белый зал Золотая гостиная

      Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

      Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

      Зимний дворец в Санкт-Петербурге

      Зимний дворец – парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь – самую посещаемую достопримечательность Северной столицы.

      История Зимнего дворца

      В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.

      В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки Пожар в Зимнем дворце Фасад, обращённый к Неве

      Архитектурные особенности здания

      К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

      Размеры Зимнего дворца

      Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

      За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.

      Личные покои дочерей императора

      Фрагмент фасада Зимний дворец

      От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

      Собрание среднеазиатских и кавказских древностей

      Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

      А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

      Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

      В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.

      Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.

      Расчистка исторической окраски Скрепа, несущая карниз. 1752 г.

      Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

      Помещения гауптвахты

      В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

      Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.

      Военная галерея Зимнего дворца

      Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.

      Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

      Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

      Личные покои императора и императрицы

      Собрание западноевропейского искусства

      Большая церковь Александровский зал

      Информация для туристов

      Смотрите так же:  Дворец имени гагарина гбрянск