Меню

Спасо преображенский женский монастырь спас купалище

Спасо преображенский женский монастырь спас купалище

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ женский монастырь в СПАС-КУПАЛИЩАХ


Главные ворота монастыря

Спасо-Преображенский м-рь. Вид со стороны р. Судогды

Рождение заново Спасо-Преображенский храм получил уже в XXI веке. Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, выступая на одном из епархиальных собраний в 2001 году, высказал пожелание, чтобы каждый действующий монастырь организовал восстановление какого-либо из храмов, которые во множестве стоят в опустевших деревнях и на заброшенных погостах Владимирской земли. Настоятели и настоятельницы монастырей Владимирской епархии со всей ответственностью отнеслись к полученному послушанию, и вскоре количество возрожденных обителей и подворий увеличилось вдвое. Не был исключением в этом и Боголюбский монастырь.
Архимандрит Петр (Кучер), настоятель храмов и духовник Свято-Боголюбского женского монастыря, стал инициатором возрождения Спасо-Преображенского храма в урочище Спас-Купалище и устроителем здесь монастырского подворья.
Еще в начале 2000 года в Боголюбский монастырь прибыл один из липецких паломников, помогавший ранее отцу Петру в возрождении Спасо-Преображенского женского монастыря близ г. Задонска Липецкой области. Этот благочестивый мирянин попросил архим. Петра сопроводить его в поездке по близлежащим окрестностям с целью покупки дома где-либо в сельской местности недалеко от храма. Они объехали уже несколько деревень, когда по совету одного из знакомых добрались до Спас-Купалища. За щемило сердце при виде разрушающегося храма в середине заросшего кустарником погоста на обрывистом берегу реки. С покупкой дома тогда ничего не вышло. Зато когда поступаю предложение заняться обустройством монастырского подворья — место для него уже было найдено.
1 ноября 2001 года из епархиальной канцелярии было выдано распоряжение за № 552 с архиерейским благословением «открыть подворье Свято-Боголюбского монастыря в урочище Спас-Купалище Судогодского района». Спустя всего лишь три дня — 4 ноября 2001 года, на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы, насельница Боголюбского монастыря мон. Соломония (Лукович), которая была назначена старшей, и с ней еще четыре сестры, получила благословение на отъезд в Спас-Купалище. Следующую ночь они провели уже на берегу р. Судогды в старом священническом доме. Эта небольшая кирпичная постройка чудом уцелела в лесной глуши лишь потому, что в советское время здесь была лодочная контора туристической станции. Первую зиму этот дом стал средоточием жизни общины – в нем и ночевали, протапливая настывшие стены двумя сохранившимися печами, в нем совершали и молитвенное правило, т.к. в храме еще гулял ветер.
Для трапезы посреди проходной комнаты был поставлен большой стол, и обедать приходилось в три смены, а еду готовили рядом на импровизированной кухне, устроенной на веранде. Несмотря на трудности, к первопроходцам уже ехали первые паломники, желающие потрудиться на возрождении храма.
О реставрационных работах речь еще не велась — первоначальнo стояла задача сохранить хотя бы то, что осталось. Огромные проемы храмовых окон на зиму затянули полиэтиленовой пленкой (проверено на опыте восстановления Задонского монастыря), чтобы не надувало снега. Под правую стену Троицкого придела поставили деревянные подпорки, т.к. она от сырости уже дала трещину и, казалось, вот-вот рухнет. Зимнюю часть храма отгородили от летней деревянной перегородкой, поставили «буржуйки» и стали усиленно прогревать намерзшиеся за десятилетия своды. Пришлось также немало потрудиться, чтобы закрасить на стенах церкви многочисленные автографы побывавших здесь туристов и пионеров из соседнего лагеря.
Первым этапом восстановления стала уборка территории и расчистка старого кладбища, плотным полукольцом обхватывающего храм с трех сторон. До поздней осени сестры с добровольными помощниками из паломников выносили и сжигали мусор, разравнивали дорожки, засыпали ямы и рвы. Приезжали помогать и священники соседних приходов — пилили и валили деревья на кладбище. Порой и самим насельницам приходилось корчевать пни и вырубать кустарник, разросшийся на могилах. Находились добровольные паломники и из числа туристов. Однажды группа альпинистов предложила свои услуги, и, взобравшись на храмовую крышу, скалолазы вырубили целый лес молодых березок и кустов, выросших за годы запустения на колокольне и храме.
Дом, в котором жили сестры, топился печами, и вся зима ушла на заготовку дров — благо кругом валежника было предостаточно. Воду для еды и питья приходилось носить за полкилометра из-под горы, где на месте чудотворного источника кем-то еще в послевоенные годы было врыто бетонное кольцо, заполненное ключевой водой. Для бытовых нужд воду брали из речки, пока она не замерзла, а потом топили снег, т. к. зима в том году выдалась на редкость снежная. Снег добавлял работы — дорогу к монастырю и на источник после каждого снегопада чистили вручную. Единственным достижением цивилизации, которым могли пользоваться в лесной глуши первые обитатели подворья, было электричество, которое временно подключили к подстанции соседнего пионерлагеря. Но когда спустя два года лагерь был закрыт, а его земля распродана, обители пришлось строить и свою подстанцию, и новую дорогу к источнику, делая крюк вокруг перегороженного новыми хозяевами участка леса.
С наступлением весны, когда чуть потеплело, вовсю закипела подготовка храма к проведению богослужений. Все строительные и реставрационные работы проводились под непосредственным руководством отца Петра, который буквально дневал и ночевал в Спас-Купалище, приезжая рано утром и уезжая уже после вечернего крестного хода вокруг обители. К празднику Пасхи удалось закончить устройство алтаря и временного иконостаса Троицкого придела храма. 4 мая 2002 года — в Великую субботу освятили храм малым освящением, и в ночь на Светлое Христово Воскресенье была совершена первая служба. Благодетели монастыря пожертвовали колокола, которые разместили на временной звоннице прямо на крыше притвора. Всю Пасхальную седмицу не смолкал праздничный трезвон, возвещая радость о Воскресшем Христе и воскресшем храме, в котором с этого времени стали совершаться богослужения.
Увеличилось и чисто сестер, пополняемое из Боголюбского монастыря — нужны были и певчие на клирос и специалисты по строительно-реставрационным работам, да и просто не хватало людей для ведения подсобного хозяйства.
Летом того же года был заложен фундамент сестринского корпуса. Сельская администрация выделила монастырю пустующее колхозное поле в соседнем селе, и несколько гектаров земли были засажены заботливыми руками сестер. Вскоре сделали временное помещение для размещения монастырского хозяйства, и часть монастырской фермы перекочевала на пойменные луга Спас-Купалищской земли.
Несмотря на многочисленные заботы по обустройству подворья, ни на минуту не прекращалась работа по реставрации самою храма. За 2002-2003 гг. вся крыша собора и пять куполов были восстановлены и покрыты кровельным железом, а на купола сделаны новые кресты из нержавеющей стали с зеркальной поверхностью. Для установки креста на главный купол храма 25 сентября 2003 года начальник части МЧС «Сокол» полковник И. В. Теньков выделил вертолет и самим руководил полетом. День выдался пасмурным и облачным, но как только закончились все подготовительные работы, и поднятый в небо крест коснулся своего гнезда в главном куполе — внезапно засверкало солнце, все облака мгновенно разошлись и крест засиял на фоне ярко-голубого неба. Это было настолько явное чудо, что у всех присутствующих невольно на глаза навернулись слезы.
В 2003 году в зимнем храме провели паровое отопление. Рядом со строящимся сестринским корпусом был возведен деревянный сруб представительского дома для приема гостей. А 24 июня 2003 года монастырское подворье посетил правящий архиерей архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий вместе с губернатором Владимирской области Н. В. Виноградовым, начальником ФСБ по Владимирской обл. Р. В. Сивановым и представителями духовенства. Почетные гости были приятно удивлены размахом и темпами ремонтно-восстановительных работ в этом затерявшемся в лесной глуши уголке. Спустя полгода — 12 января 2004 г. почетные гости почти в том же составе уже осматривали новопостроенное здание келейного корпуса.
Владыка Евлогий часто посещал строящуюся обитель, и, как опытный устроитель монашеского общежития, всегда давал ценные советы по внутреннему устройству и распорядку. На подворье был свой священник, который числился в клире Боголюбского монастыря, и совершал службы во все воскресные и праздничные дни. С увеличением числа сестер появилась возможность начать чтение Неусыпаемой Псалтири. Был организован свой хор с регентами из числа насельниц подворья, имеющими музыкальное образование. Под окормлением архимандрита Петра шло и духовное становление сестринской общины. Настоятельница подворья монахиня Соломония также в точности старалась соблюдать все данные ей владыкой и духовником советы и рекомендации.
За летний сезон 2005 года была полностью отремонтирована колокольня, на купол которой изготовили и установили крест. Самими сестрами был оштукатурен изнутри и наполовину ошпаклеван зимний храм, там же восстановили и забетонировали пол из частично сохранившихся каменных плит. А вскоре в храме засияли четыре новые паникадила. Вокруг обители и кладбища была возведена кирпичная стена и устроены святые врата. К престольному празднику подворья мон. Соломония была награждена благодарственным письмом от председателя комитета по культуре администрации Владимирской обл. В. И. Балахтина «За большие труды по восстановлению памятника архитектуры XIX века — Преображенской церкви».
Мирное течение монастырской жизни было нарушено чрезвычайным происшествием. В ночь на 26 апреля 2006 года, как потом замечали не без доли юмора сестры — спустя ровно 20 лет после Чернобыльской аварии, в келейном корпусе случился пожар. Причиной послужило замыкание электропроводки на третьем нежилом этаже дома. Когда заметили дым, то было уже поздно, и своими силами потушить огонь не удалось. В весеннюю распутицу пожарные машины добрались только через час-полтора, и поэтому полностью выгорели второй и третий этажи дома, где находились вещевой склад, библиотека и кельи сестер. Первый этаж был закопчен сажей и залит водой. Ночью на место происшествия приехал отец Петр, а также начальники УВД и ФСБ по Владимирской области, которые затем ходатайствовали перед губернатором о помощи в закупке стройматериалов для восстановления дома. Губернатор поручил начальнику лесного хозяйства по Владимирской области Н.Д. Белоусову выделить бесплатно 2000 кубов леса, что и было исполнено. Через несколько дней после случившегося приехал владыка Евлогий. Он долго беседовал с членами духовного собора монастыря, утешал сестер мужественно переносить испытания, ибо никакое благое дело без искушений не бывает. По его благословению епархиальное управление выделило 10 тысяч рублей на помощь подворью. Командиры воинских частей полковники А. А. Романов и С. В. Полузин дали солдат для помощи по расчистке пожарища. Общими усилиями сестер, паломников, благодетелей и добровольных помощников за два месяца — к концу Петровского поста, корпус был полностью восстановлен. В праздник апп. Петра и Павла насельницы уже заселились в новые кельи.
Несмотря на трудности по ликвидации последствий пожара, не прекращались ремонтно-реставрационные работы в храме. Была убрана перегородка, отделяющая летний храм от зимнего, и в обоих храмах полы были покрыты серым полированным гранитом. Во всех пяти алтарях полы, а также солеи и амвоны выложили белым полированным мрамором и в каждом сделали мраморные престолы с вызолоченными Евангельскими картинами (Тайная Вечеря, Моление о Чаше и др.). Для хора построены балконы: в зимнем храме — деревянный, который позднее убрали, в летнем — металлический. У западного и северного входов в храм восстановлены парапеты, которые облицевали шлифованными гранитными плитами. Храм полностью оштукатурили снаружи и изнутри.
От храма до святых ворот и далее за пределы монастыря проложена асфальтовая дорога, протяженностью 300 метров. Старое здание сторожки переоборудовано под трапезную для паломников. К ней пристроено помещение под столярную мастерскую, рядом — гаражи, сверху сделано мансардное помещение для ночлега паломников. Осенью по составленному отцом Петром проекту начался монтаж нового иконостаса в центральном алтаре Преображенского храма.


Установка и золочение иконостаса

Монастырские постройки

По согласованию с местными жителями (чьи родственники погребены на погосте вокруг храма) сестры приступили к реконструкции кладбища. Было снято более 40 металлических оградок, которые заменили одинаковыми бетонными гробницами и деревянными крестами. До конца выровняли, вычистили и оградили территорию кладбища, где появились уже к тому времени первые могилки монастырских насельниц. Полностью восстановили, оштукатурили и побелили кладбищенскую стену и трое арочных ворот в ней. Забегая вперед, здесь уместно будет рассказать об одном случае. Весной 2009 года, когда сестры приводили в порядок захоронения князей Грузинских (мыли плиты, убирали мусор после зимы), на кладбище зашел один из жителей соседней деревни Мичурино и сказал, что у его знакомых под крыльцом лежит большая могильная плита с этого кладбища, которую можно забрать на место. Как оказалось, это была плита из красного гранита, на которую ставится надгробный памятник. Надписей на ней не было, но хозяева утверждали, что на оборотной стороне написано, что здесь погребена графиня. Можно предположить, что это плита со склепа графини Надежды Васильевны Катениной (урожденной Орловой-Денисовой), о чем сохранилось местное предание. Она приходилась матерью княгини Марии — жены Николая Ильича Грузинского и бабушкой княжны Марии. Таким образом выяснилось, что за алтарем Преображенского храма около ограды были похоронены отец, мать и дядя княгини Марии Грузинской (урожденной Катениной), а во втором ряду — ее сын младенец Илья и дочь княжна Мария, по мужу — Tрeгубова. Когда от монастыря приехали в деревню забирать обратно могильную плиту, старожилы вспомнили, что тот трактор, на котором утянули эту плиту с кладбища, в скором времени сгорел, а у тракториста обгорели руки. Воистину неложен Господь, карающий кощунников и воздающий каждому по заслугам еще в этой жизни.

Смотрите так же:  Знак монастырь


Спасо-Преображенский храм в Спас Купалище

Икона на фасаде Спасо-Преображенского храма

Иконостас центрального алтаря собора

Лестница и балкон для сестринского хора


Плащаница на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Икона «Всецарица», присланная в дар с Афонской горы

23 декабря 2006 года перед Всенощным бдением был освящен малым освящением Преображенский алтарь летнего храма. А на следующий день воскресную литургию служил сам правящий архиерей — архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Это была первая литургия архиерейским чином за последние сто, а то и больше лет. Ведь затерянный в глубине Владимирских лесов храм нет так уж часто удостаивался чести архиерейского служения и ранее. Известно лишь, что в 1885 году здесь побывал преосвященный Феогност, архиепископ Владимирский и Суздальский. По окончании богослужения владыка Евлогий сказал проникновенную проповедь, в которой высоко оценил труды отца Петра и монахини Соломонии с сестрами по реставрации храма и устройству здесь монашеской жизни. Он также поблагодарил клиросных сестер за молитвенное пение и пожелал всем дальнейших успехов в трудах на церковной ниве.
В 2007 году продолжились работы по благоустройству подворья. В Спасо-Преображенском храме в трех алтарях установлен резной деревянный иконостас, для которого сестрами Боголюбского монастыря начато написание икон. Усердием нижегородского благотворителя монастыря была сделана винтовая лестница высотой 6 м. на верхний клирос летнего храма. Изготовлены и вставлены двойные двери (из металла и дерева) в боковых притворах храма. На самом подворье установлена водонапорная башня, что дало возможность провести водопровод во все новые здания, а над паломнической трапезной (бывшим приходским домом, в котором первоначально проживали сестры), сделан второй этаж для размещения паломников.
К празднику Преображения Господня благодетели подарили монастырю колокол весом 500 кг., который подняли на самый верхний ярус монастырской колокольни. А на следующий год, 13 февраля 2008, в обитель прибыл новый 6-ти тонный красавец, который надеялись поднять к Пасхе. Но не удалось — тяжелый кран для подъема колокола не смог добраться по лесной дороге, пока не спало половодье. Когда, наконец, доехал кран, возникли новые трудности — пришлось снимать с верхнего яруса пожертвованный еще в 2005 году трехтонный колокол, перевешивать его пониже, чтобы наверху освободить место для большего. Но с Божьей помощью все сложные перестановки были проведены, и уже на Троицу по водной глади далеко окрест разносился мощный бас церковного благовеста, которому вторило колокольное многоголосье.

В 2008 году исполнилось 380 лет со времени первого упоминания (в 1628 году) о церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на погосте на Купалищах в патриарших книгах и 120 лет со дня окончания постройки храмового комплекса в 1888 году. К осени этого года были полностью подготовлены под роспись (оштукатурены и прошпаклеваны) внутренние стены и своды храма, завершалось написание икон для центрального иконостаса в иконописной мастерской Боголюбского монастыря. Изготовлены иконостасы и в два придела зимней части храма, для которых также начато написание икон. Сестры подворья с успехом усвоили сложную технологию золочения по дереву и весь храмовый иконостас, а также новые резные киоты с иконами были позолочены самими насельннцами.
Тем же летом после проливных дождей случилось досадное происшествие — обвалилась часть берегового склона реки. Последующие два летних сезона были посвящены укреплению зыбкого берегового грунта. В день престольного праздника 19 августа 2008 года на подворье приехал владыка Евлогий, который совершил вечернее богослужение с акафистом Иисусу Сладчайшему. После службы владыка осмотрел место обрушившегося берега, и благословил повесить на стоящем рядом дереве икону Божией Матери «Нерушимая Стена», а самим сестрам ежедневно читать Ей акафист. Как только была найдена и закреплена на указанном месте икона и началась молитва — явно для всех прекратилось разрушение склона, хотя, конечно, требовалось приложить еще немало и человеческих усилий, чтобы прочнее закрепить оставшийся берег.
В 2009 году на храме была полностью обновлена кровля и покрытие куполов, сделаны водостоки и гранитная отмостка по всему периметру. К празднику Рождества Христова было завершено изготовление иконостасов в оставшиеся два придела. 12 февраля владыка Евлогий в очередной раз приехал на подворье, чтобы оценить качество завершенных реставрационных работ и посмотреть в законченном виде новый иконостас. Выказав удовлетворение увиденным, владыка пожелал дальнейшего совершенствования на духовной стезе всем насельницам обители, напомнив, что восстанавливая вещественный храм, в первую очередь надо всегда думать о невещественном храме души, созидая ее в обитель Духа Святого. Действительно, сколько людей, хотя бы немного потрудившись на строительстве или реставрации храмов, преобразились духовно, ведь каждая церковь — это дом Божий. Господь да помянет всех ведомых и неведомых устроителей и благотворителей святой обители сей во Царствии Своем.

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу — Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах Владимирской епархии.
6 апреля 2013 года на настоятельницу подворья монахиню Соломонию был возложен наперсный крест, и подворье получило статус Архиерейского.
В настоящее время на подворье подвизается более 70 сестер, в храме ежедневно совершаются богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь. В этом благодатном уголке Святой Руси, затерянном в глубине Владимирских лесов, многие обретают покой и спасение от житейских бурь и напастей.



На монастырских послушаниях


Южные ворота

Источник расположен перед монастырем, в старом русле р. Судогды.


Свято-Казанский источник в половодье

Источник св. мученика Вонифатия «Золотой Колодез»

Здесь на песчаной косе, забил источник. Считается, что купание в нем избавляет от самого неизбывного человеческого страха — страха смерти.


Спас Купалище. Часовня-купель над святым источником.

К каменному святому источнику и купели ведут красивые ступени.
В 2006 году в 500 м. южнее от подворья на старинном целебном источнике были выстроены часовня и крытая купель, в которой установили кессон из нержавеющей стали, облицованный внутри белым мрамором с дубовой лестницей. У лесной дороги перед спуском в купель возведена из деревянного штакетника ограда по обе стороны от каменной арки, облицованной белым мрамором. Вверху арки помещена писанная маслом икона святого мученика Вонифатия, в честь которого по сохранившемуся народному преданию и назван источник.
Этому святому сугубо молятся об избавлении от тяжких недугов наркомании и алкоголизма, и были замечены уже многочисленные случаи исцелений. Помогает омовение в купели и при других заболеваниях всем, кто с верой окупается в святую воду.
Как говорят старожилы, источник этот был известен еще в дореволюционные времена, только добираться сюда было далековато, поэтому кроме местных жителей здесь никто не бывал.
Благодаря помощи генерального директора Владимирского Электромеханического завода А.М. Русаковского на спуске к источнику была установлена 35-метровая железная лестница.
Теперь особо большой поток богомольцев бывает на праздник Крещения Господня, когда приезжает множество народа, чтобы набрать святой воды, окунуться в купели, а для желающих купаться в проруби ежегодно делается Иордань на реке Судогде.
19 апреля 2007 года монастырское подворье накануне своего 60-летнего юбилея посетил губернатор Владимирской области Николай Владимирович Виноградов вместе с генералами. Почетные гости окунулись в новопостроенной купели на монастырском источнике, и, как сами отмечали позднее, почувствовали необыкновенную бодрость в организме и прилив сил на весь последующий день. Также благотворно действовала целебная вода и на других приезжающих сюда паломников, были отмечены многочисленные случаи исцелений от тяжелых недугов, ну а про вкусовые качества и говорить не приходится – словно в воде растворили серебро.
Вскоре после открытия купели произошел удивительный случай, подтвердивший особое покровительство святого этому месту. Один из владимирских жителей в ближайшие дни после праздника Крещения Господня вечером после работы по совету друзей поехал окунуться в купели. Дорогу к храму, и от него к источнику нашел быстро, а вот на обратном пути заблудился и забыл кута ехать. Уже стемнело, и начинала охватывать тревога, как вдруг на развилке лесных дорог появился благообразный молодой человек, который проехал с ним до первого поворота дороги, показал нужное направление, и, выйдя из машины, исчез. Когда на следующий день этот мужчина приехал на подворье, он сразу узнал на иконе мч. Вонифатия своего необычного спутника.


Купель внутри часовни Св.муч. Вонифатия

Святой источник

Часовня в половодье

Погребенные в погосте Спас-Купалищи

«Потомственный почетный гражданин Борис Макарьевнч Борисов, скончался 10 декабря 1912 года, жития его было 35 лет. Надпись на памятнике из розового гранита гласит: Здесь спит мой друг, моя отрада. Спит он крепким тихим сном. Вот за добро ему могила с мраморным крестом. С ним уснуло мое счастье, любовь, дружба и покой. Теперь не нужно мне участья, осталась на век я сиротой».
Потомственный почетный гражданин Макарий Борисович Борисов, скончался 6 сентября 1909 года (памятник розового гранита).
Потомственная почетная гражданка Мария Александровна Борисова, скончалась 30 октября 1908 года (памятник белого мрамора).
Грузинский, князь Илья (1 апреля 1874 г.— 14 марта 1879 г (сын светлейшего князя Николая Ильича Грузинского, Владимирского губернского предводителя дворянства, правнук царя Грузии Георгия XII).
Екатерина Ивановна Заборинская (26 августа 1811 г.— 20 февраля 1893 г.). На надгробной плите надпись: «Блажен, кто положит душу свою за други своя», а сбоку: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Памятник на могиле из розового гранита, погребена в склепе за алтарем храма, рядом со склепом М.Н. Трегубовой.
Катенин Андрей Михайлович (20 августа 1846 г.— 23 августа 1865 г.).
Катенин Михаил Андреевич (13 марта 1810 г.— 22 июня 1866 г.), генерал-майор. Командующий Владимирским губернским ополчением в 1855-1856 гг.
Катенина Надежда Васильевна (6 января 1821 г. — 7 марта 1863 г.), урожденная графиня Орлова-Денисова, жена М. А. Катенина, фрейлина.
Диакон Алексей Егорович Лебедев (8 октября 1903 г.), памятник серого гранита при церкви.
Дмитрий Афанасьевич Левитов (2 мая 1901 г.), священник погоста Спас-Купалище Судогодского уезда, умер 55-ти лет.
Диакон Михайлов Михаил Васильевич (1870 — 1927), металлический памятник при церкви.
Тимофей Федорович Никольский (30 ноября 1886 г.), священник погоста Спас-Купалище Судогодского уезда, умер 72-х лет.
Иван Владимирович Оранский (11 декабря 1886 г.), священник погоста Спас-Купалище Судогодского уезда, умер 39-ти лет.
Тимофей Никифорович (18 Апреля 1789 г.), священник.
Мария Николаевна Трегубова (1 июня 1869 г.— 22 марта 1903 г.), рожденная княжна Грузинская. Правнучка последнего грузинского царя Георгия XII из династии Багратионов, дочь Владимирского губернского предводителя дворянства светлейшего князя Николая Ильича Грузинского (памятник из белого мрамора на основании из розового гранита, в склепе за алтарем храма).
См. Усадьба князей Грузинских в Михайловском

Смотрите так же:  Свято-никольский монастырь верхотурье

Спасо-Преображенский монастырь в Спас-Купалище

Спасо-Преображенский женский монастырь разместился в удивительно красивом месте Судогодского района – Спас-Купалище, где сливаются реки Клязьма и Судогда, соединяются пойменные луга и лесные чащи. С древних времен людей привлекала необычность и великолепие здешней природы. О поселениях в этих местах говорят найденные археологами многочисленные курганы-захоронения, предположительно XI-XIII вв.

По преданию, здесь любил охотиться владимирский князь Андрей Боголюбский. В память о своем отце Юрии Долгоруком, умершем в 1157 г., князь Андрей построил ряд церквей и обителей вниз от Боголюбова по течению реки Клязьмы, на ее правом берегу. Считается, что первая церковь, во имя Спаса, как раз и была возведена в Купалищах.

С поселением в Спас-Купалище и его храмом связано немало легенд, объясняющих, кроме прочего, само название места. Например, якобы здесь останавливался на пути в Москву после взятия Казани царь Иван IV Грозный. Во время купания он начал тонуть, и был чудесным образом спасен, в честь чего выстроил здесь деревянный храм Преображения Господня.

Первые письменные сведения о погосте на этом месте и храме при нем относятся к 1628 г. О строительстве нового деревянного храма на Купалищском погосте говорится в писцовых книгах 1663 г. Церковь Преображения Господня была перестроена в 1763 г. Это был одноглавый храм с крытой галереей вокруг. Он без изменений просуществовал более ста лет, но в 1869 г. был разобран.

Каменную церковь на месте деревянной начали строить в 1869 г., и лишь в 1881 г. новый Преображенский храм был освящен. Объемный пятиглавый храм с трапезной был выполнен в неорусском стиле и обильно декорирован кокошниками, в духе русского узорочья. К 1888 г. была перестроена и каменная колокольня. К началу XX в. численность прихожан храма доходила до 4500 человек.

В советские годы Преображенская церковь в Спас-Купалище испытала и репрессии против священников, и закрытие после Великой Отечественной войны, хотя до этого продолжала действовать. Она стояла долгое время заброшенной, разрушаясь и ветшая. Местные жители, которые все же приходили помолиться или просто постоять в безжизненном храме, рассказывали, что слышали тихое пение под опустевшими сводами. Вместе с храмом постепенно затихала жизнь и в селе Спас-Купалище, в котором к концу XX в. почти не осталось постоянных жителей.

Второе рождение Спасо-Преображенский храм, а вместе с ним и село, получил в 2001 г., когда при нем был создан скит Боголюбского монастыря, направившего сюда первых насельниц для восстановления святыни. В течение нескольких лет здесь был создан целый монастырский комплекс с трехэтажным келейным корпусом, представительским домом и хозяйственными постройками. Недалеко от монастыря обустроен источник с надкладезной часовней святого Вонифатия Милостивого и пристроенной купелью. Считается, что чудотворная вода источника помогает избавиться от греховных страстей – пьянства и распутства. Почти за десять лет был восстановлен Спасо-Преображенский храм, в котором возобновлены богослужения.

В 2012 г. Спасо-Преображенское подворье Боголюбского монастыря преобразовалось в самостоятельную церковную единицу – Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалище.

Спасо-Преображенский монастырь в Купалищах

У соединения рек Судогды и Клязьмы находится маленькое село Спас-Купалище — в этих тихих и спокойных местах стоит Спасо-Преображенский женский монастырь.

История его становления длинная и интересная — впервые в церковных книгах он упоминается еще в 1628 г., как церковь Преображения Иисуса Христа на погосте в Купалищах. Село и церковь возникли при очень интересных обстоятельствах — Иван IV Грозный, возвращаясь из очередного казанского похода, остановился в этих местах на отдых. Увидев чистейшие воды Клязьмы, царь решил искупаться, но эта затея едва не закончилась трагедией — он почти утонул и спасся буквально чудом. В знак своего удивительного спасения царь велел построить здесь деревянную церковь и нарек эту местность Спас-Купалищами. Точная дата этого события неизвестна, но историки предполагают, что это был третий казанский поход, и церковь построили в конце 1560-х.

В 1663 и 1771 гг. были достроены, соответственно, церковь во имя Преображения Господня и церковь Святой Троицы. Жилых домов вокруг церковного ансамбля тогда не было, и к концу 18 века он изрядно разрушился. По сути, от старых деревянных церквей почти ничего не осталось и вместо них начали строить каменный монастырь. Строительство шло долго и закончилось только через 50 лет, однако помимо монастыря также построили храм с колокольней. Одинокая деревянная церковь превратилась в подворье Боголюбского монастыря. В советское время служителей монастыря репрессировали, а сам монастырь закрыли — на половину столетия обитель погрузилась в запустение.

От разных жителей села, приходивших помолиться в храм в то время, можно узнать что под сводами слышалось таинственное пение. Правда это или нет, решать каждому самостоятельно.

Возрождение произошло в 2001 г., когда в монастыре появилась монахиня Соломония и несколько сестер — они привели в порядок обветшалый монастырский комплекс и храм. Летом 2002 г. при благословении митрополита Владимирского и помощи Свято-Боголюбского монастыря комплекс восстановили и достроили, в то же время возобновились богослужения. Через 10 лет подворье превратилось в самостоятельную единицу Владимирской епархии — Спасо-Преображенский монастырь в Спас-Купалище.

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

Он состоит из монастырского комплекса строений, храма Спасо-Преображения и часовни святого мученика Вонифатия.

Спасо-преображенский храм — могучее трехэтажное здание, увенчанное четырьмя башенками с граненными барабанами и трехъярусной колокольней. Стиль ансамбля расходится с православной традицией украшать храмы в бело-золотой гамме — двери, оконца, крыши и даже барабаны выкрашены в темно-синий цвет и приятно смотрятся на фоне белоснежного здания. Рядом с храмом находится кладбище, светлое и торжественное, как и весь комплекс.

Каких-то специализированных экскурсий, конечно, не проводится, но монахини очень открыты ко всем туристам и с удовольствием рассказывают о храме. С такими знающими гидами рассказ может затянуться не на один час.

Комплекс Спасо-Преображенского женского монастыря состоит из нескольких кирпичных зданий с синей крышей. Главные ворота видны сразу — белая арка с крестом на вершине и синими воротами. Внутри погулять вряд ли получится, так как нарушать уединение обители нельзя. Да и смотреть там практически нечего, кроме служебных зданий.

Источник Св. Вонифатия «Золотой колодез» — вот место, которое посетить абсолютно необходимо. Святой мученик Вонифатий Римский — именно ему молятся тысячи людей, в просьбе избавить их от пьянства.

В глубине живописного леса, в низинке бьет святой источник. Вокруг него построили небольшую и живописную часовню, к которой ведут деревянные ступени — внутри оборудована купель. Говорят, купание в ней избавляет от вредных привычек, но, так или иначе, освежиться в прохладной воде никогда не повредит.

Практическая информация

Монастырь находится по адресу: Владимирская область, Судогодский район, с. Спас-Купалище.

  • Свернуть с трассы М7 в стороны с. Даниловка или д. Мичурино (дальше ехать прямо).
  • Если ехать по М7 в сторону моста через Клязьму, то свернуть в д. Пенкино.

Любая выбранная дорога встретит неласково — грунтом, щебнем и гравием, так что лучше запастись терпением.

Отзыв: Спасо-Преображенский женский монастырь в Спас-Купалищах (Россия, Владимирская область) — Пока еще тихая обитель.

Пришло время для моего 500-го отзыва и захотелось мне сделать его каким-то особенным, не бытовым. В минувшие выходные я в очередной раз побывала на территории Спасо-Преображенского женского монастыря в Спас-Купалищах, об этом и поведаю посетителям «Отзовика».

Село Спас-Купалище находится в Судогодском районе Владимирской области в очень живописном месте, где река Судогда впадает в Клязьму. Откуда такое название? Считается, что когда-то здесь охотился Иван Грозный, во время купания в Клязьме царь начал тонуть, но, обратившись к Богу, был избавлен от гибели. Под впечатлением Грозный повелел построить здесь храм и назвал место Спас-Купалище.

Сегодня храм Спаса Преображения, пожалуй, главная достопримечательность и душа этой местности. Он не раз перестраивался, после войны был закрыт, разрушался. Восстановление обители началось в начале 2000-х годов, когда несколько сестер получили благословение владыки Евлогия — архиепископа Владимиского и Суздальского, на создание здесь женского монастыря. Довольно быстрыми темпами здесь появилась современная, добротная обитель. Ухоженная территория, много цветов.

Живут сёстры в кирпичных постройках с пластиковыми окнами. В монастыре есть свое подворье — здесь, уж будьте уверены, молочная продукция высокого качества — натуральная, без химии. Сама пока не пробовала, но знаю, что при желании продукцию можно приобрести, говорят ценник вполне вменяемый.

Храм капитально отреставрировали, богослужения здесь проходят регулярно. Днем он также открыт для посетителей. Кстати, здесь моя подруга крестила своего третьего ребёнка, поэтому мы время от времени привозим сюда малышню причащаться.

Сестры в храме очень приветливые, помогут советом, подскажут к какому святому при надобности обратиться.

Так меня проводили к иконе Казанской Божией матери (очень красивая работа — лик, расшитый бусинами и каменьями), где я поставила свечу за благополучную и долгожданную беременность своей двоюродной сестры.

Как-то мы в храме пережидали дождь. Одна из сестер разговорилась с нами, поведала истории о разных божественных явлениях, подробно рассказала кто была такая святая Маргарита (мою дочку так зовут) и напутствовала, что «красивых дочерей надо воспитывать в строгости. «

В храме можно испить святой воды — крещенской или из источника. Кстати «Золотой Колодез» — источник Святого Вонифатия — расположен недалеко от монастыря. Считается, что сей святой помогает избавиться от греховных страстей — распутства и пьянства.

Этот святой источник знаменит и за пределами области. Возможно, он не настолько «раскручен» как источник в Дивеево, но желающих набрать воды, а также окунуться в купель здесь достаточно.

Мы с ребёнком окунулись лишь однажды. Во время остальных визитов мы всегда набираем водички — она замечательная! Чистая, как слеза, температурой +4 градуса.

Купель хорошо оборудована. Для удобства есть вешалки, запирается изнутри на крючок. Сестры-монахини следят за порядком. Как вы догадываетесь, в Крещение сюда огромные очереди, впрочем посещение купели востребовано и в любое другое время: кто-то это делает с верой и молитвой в душе, для кого-то это своего рода аттракцион. В прошлые выходные наблюдала, как дежурная монахиня делает замечание посетителям, мол, здесь все же не пляж и не следует осквернять святое место, приходя в купальниках и шортах. И что окунаться в купель положено с нательным крестом и в рубахах.

Спасо-Преображенский женский монастырь расположен на возвышении. С его территории летом можно хорошо разглядеть мирскую жизнь — сюда, к слиянию двух рек, съезжаются многочисленные отдыхающие, вырастают палаточные городки, промышляют и рыбаки.

Экскурсии сюда, как таковые, не возят. Но для всех, кто сюда приезжает целенаправленно — добро пожаловать. Найти монастырь в Спас-Купалищах не сложно. Если будете в наших местах на машине, не поленитесь заглянуть в эту пока еще тихую обитель.

Магнетизм не объяснить!
В общем-то, строго говоря, в самом населенном пункте ничего примечательного нет. Обычное среднерусское село. По данным переписи 2010 года в Спас-Купалище проживали 34 человека ? не густо. Последнее десятилетие есть монастырь и источник, а до этого — разрушенная церковь не слишком далекого XIX века на заросшем бурь­яном погосте. Рядом в советские времена был пионерлагерь «Солнечная поляна» — типичные домики и «удобства» во дворе. Лагерь небогатый ? принадлежал профсоюзу медработников — они никогда не шиковали. Из вечных достопримечательностей ? лес и речки: здесь Судогда впадает в Клязьму. Красиво, конечно, но имеются у нас места и по­круче, «побогаче»…
Однако едут люди именно на Спас ? порой за сотни километров. И что поразительно: всегда ехали, даже когда дороги к храму, погосту, реке были не в лучшем состоянии. Доезжали до Пенкино, Смыково, Даниловки и шли пешком, тащили рюкзаки, палатки, становились лагерем на высоком берегу.
Сейчас-то, конечно, добраться до Спаса не проблема. На машине по Южному объезду до поворота на Мичурино, а там еще с пяток километров по почти идеальному дорожному покрытию — и ты на месте. И по М7 тоже можно: свернуть под мост на Южную объездную, опять же до Мичуринского поворота доехать (километров 10, не больше), ну а там указатели и местные жители подскажут.
Кстати, у «аборигенов» особого пиетета к месту жительства не имеется. Но в Спас-Купалище любой расскажет гостю, откуда название такое пошло, с чем связано, ну и пару-тройку легенд еще от себя добавит.
Рассказывать, конечно, будут не без гордости в голосе. Гордость эту, как эстафетную палочку, в последнее время перехватили насельницы Спасо-Преображенского женского монастыря. Они сегодня — главные экскурсоводы и хранительницы истории.
Мифы и легенды, правда и вымысел
В этих местах, говорят, любил охотиться еще Андрей Боголюбский. А царь Иван Грозный, возвращаясь из казанского похода, изволил тут искупаться. И начал тонуть. Но чудесным образом был спасен. Отсюда и название местечка ? Спас-Купалище. В благодарность самодержец повелел построить на обрыве деревянный храм в честь Спаса. Церковь до наших дней не дожила, но письменные свидетельства о ней сохранились в патриарших книгах аж за 1628 год: «церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего И. Христа на погосте на Купалищах».
В последующие века церкви на Спасе строились и перестраивались, разрушались и горели. Современная постройка датируется второй половиной XIX века. Строил храм на свои средства внук последнего грузинского царя Георгия XII Николай Ильич Грузинский. Его имение Михайловское было неподалеку. Материал для постройки брали местный. Так сказать, покупали владимирское. Для росписи храма вызывали лучших мастеров. Потомок грузинских царей мог себе это позволить ? небедный был человек, прогрессивный. Водил дружбу с Чайковским. Петр Ильич даже в гостях в Михайловском у Грузинских бывал.
В храме было пять престолов: в холодном — во имя Преображения Господня, св. блг. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, в теплой трапезе — во имя Св. Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы.
После революции храм на Спасе не закрывали — разорение началось уже в 50-е годы. Как было тогда принято, церковь использовали в хозяйственных нуждах. Храм быстро потерял былое великолепие, роспись отсырела, мраморные плиты пола пытались вывезти, а стены ? разобрать. Но что-то у советских хозяйственников не срослось.
Так Спасский ансамбль дожил до Миллениума. Местные жители и пионеры из ближайшего лагеря ходили «посмотреть» старую церковь и кладбище. С тех времен на единственной неотреставрированной стене храма осталась надпись: «Лена Прусакова + Саша Грибакин = любовь».
Мальчишки с риском для жизни исследовали колокольню и подвалы, подземный ход, уходящий от храма к дальней ограде кладбища. После отбоя пионеры пугали друг друга рассказами о девочке-утопленнице Синегубке ? якобы ее стон слышен по ночам в церкви. Позже появилась версия, что стонут и плачут репрессированные в 1930-х приходские священнослужители. О стонах доподлинно неизвестно, а вот маховик репрессий их действительно коснулся. Были арестованы священники Александр Анисимов, Александр Преображенский, псаломщик Петр Михайлов, а позже (в 1938 году) арестовали и прислуживающую при храме жительницу села Ирину Ивановну Крылову.
Под звуки колоколов
Я на Спасе не была лет пятнадцать. Разница между тем, что было и стало — поразительная! Асфальтовая дорога упирается в выбеленную монастырскую ограду, за ней — ухоженный синеглавый храм с колокольней. Главные ворота с цитатой из Евангелия от Матфея обещают успокоение: «Приiдите ко Мне все труждаюiщиеся ? и обремененнiи и Азъ упокою вы».
Да… Когда-то здесь не то что цитат — следов пребывания христиан трудно было сыскать…
«Труждающихся» для такого отдаленного места много, даже для воскресного дня: у ворот с десяток машин, есть и пешие прихожане. Паломники? Вряд ли. Скорее, туристы ? в шортах и сандалиях. Но лбы при входе в храм крестят исправно, поклоны кладут, свечки покупают и рассказам монахинь внимают.
Кроме главного входа есть и боковые ворота, а от них вдоль могил разной степени ухоженности вьется тропинка к церкви. Надгробия попадаются старинные (правда, большей частью тронутые рукой вандала), есть и современные кресты, памятники с эпитафиями: «Человеку доброй и отзывчивой души». Рядом идут пенсионерки, рассуждают, вспоминают, где родственники соседей похоронены. С колокольни раздаются звуки. Не малиновый звон, а какофония ? идет настройка «инструмента».
По мере приближения к храму следы «хламилища» исчезают… По другую сторону от церкви все в идеальном порядке: погост, дорожки, клумбы с розами, голубятня, жилые корпуса, хозпостройки.
Мимо нас проходит стайка улыбчивых девчонок-послушниц. Шушукаются, смеются в кулачок ? чисто школьницы на уроке. Барышням лет по 18-19, скромный наряд не скрывает обаяния юности, взгляд спокоен, доброжелателен.
— Здравствуйте. Мы из газеты. Можно с настоятельницей поговорить? ? обращаюсь к одной из послушниц. Девчонка приветливо улыбается и обещает посодействовать: «Пойдемте со мной, я сейчас спрошу…»
Ждать у белого кирпичного здания (тут и «администрация», и кельи) пришлось минут десять. Мимо снуют монашки ? заняты делом, в монастыре большое хозяйство — птица, коровы, несколько лошадей. Подходят бывалые прихожане: «Можно ли сегодня молока и творога купить?» Монастырскую «молочку» забирают, не прицениваясь.
— Вы из газеты? Матушка Соломония не могут сейчас вам время уделить ? не очень хорошо себя чувствует. Меня благословила, — говорит вышедшая из корпуса молодая монахиня, сражая наповал «фирменным» для местной обители мягким взглядом и улыбкой: ? Я ? инокиня Саломея. Спрашивайте, что вы хотите узнать, посмотреть, ? я все покажу-расскажу.
Инокиня Саломея
Открытость обескураживает: где монастырская строгость, замкнутость? В Боголюбово вот так запросто к насельницам и не подойдешь, а на Спасе, если верить Интернету, — «филиал», подворье того самого Свято-Боголюбовского монастыря.
— Нет, мы сейчас самостоятельный монастырь ? подчиняемся владыке Евлогию. А раньше ? да, было подворье. До сих пор духовником отец Петр (Кучер) у нас остался, — поправляет Саломея. ? Отец Петр и направил сюда матушку Соломонию и еще четырех сестер осенью в 2001 году. Как им трудно было! Но с Божьей помощью все преодолели, храм восстановили, монастырскую жизнь наладили.
По монастырскому уставу подъем у насельниц ранний, молитвы, «правила», молитвы. Саломея живет в монастыре с 2003 года, практически с возрождения обители. Сама из Нижегородской области, окончила пединститут, работала в детском саду. Как и многие насельницы (их сейчас на Спасе около 70), к вере пришла сама, а не по воле родителей. В «мир» не стремится, хотя, по ее словам, примеры ухода из монастыря у них были. Девушки выходили замуж, рожали детей, но мирское счастье обрели единицы.
— Кому что на роду написано, — рассуждает Саломея (когда-то ее звали Машей). ? Как Господь управит. Детей сейчас воспитывать трудно, это тоже испытание: традиции утрачены, веры нет. У нас местные приходят в монастырь только если крестить или отпеть надо. Крепкая вера, думаю, была только у наших прабабок, а потом, в советское время, все вымывалось, грех за грех не считался. А мы еще удивляемся, что такая жизнь непутевая складывается… А еще аборты виноваты. Женщины возмущаются, что мужики пошли какие-то не мужики вовсе. А ведь это естественный отбор произошел: лучших в утробе убили.
Даже самые смелые по меркам невоцерковленного человека мысли Саломея высказывает просто, без давления, без навязывания своих убеждений. Хочешь ? слушай, нет ? твоя воля.
После экскурсии по монастырской территории мы с инокиней заходим в храм. У входа церковная лавка. Матушка Агата «инструктирует» прихожан: кому свечку поставить, как молитву произнести. Попутно посвящает в историю Спас-Купалища и монастыря. Косых взглядов нет, на глупые вопросы «туристов» отвечает без «религиозного угара», терпеливо.
Терпимость, смирение и доброжелательность — отличительная черта здешних обитателей. В этом нам еще не раз пришлось убедиться.
Источник святого Вонифатия
Еще одна достопримечательность современного Спаса ? источник святого Вонифатия Римского, раннехристианского святого. От монастыря до купальни в честь мученика ? минут 10-15 ходу, на машине — пара минут. Путь идет через лес, мимо высокого забора, за которым возвышаются срубы-коттеджи. Недешевая загородная резиденция для имущих расположилась на месте пионерлагеря.
К купальне ведет крутая лестница, увенчанная аркой с изображением святого. Тут же краткое жизнеописание мученика и правила поведения в святом месте. Любопытно и то и другое.
Вонифатий был управляющим имениями богатой римлянки Аглаиды. Состоял с ней в любовной связи, в свободное от работы время пьянствовал и развратничал. Однажды хозяйка отправила его в Малую Азию выкупить мощи мучеников и привезти их ей. Во время путешествия Вонифатий уверовал в Христа и принял мученическую смерть. Теперь молитвы этому святому помогают избавиться от страсти «винопития», а в последнее время — и от наркомании. По иронии судьбы, день памяти мученика приходится на 1 января ? не самый трезвый для россиян день в году.
Каким боком относится римский житель к судогодскому Спасу ? непонятно. Но народная тропа к источнику не зарастает. Конечно, не все идут избавляться от пагубного пристрастия к спиртному. Большинство ? просто набрать «святой» воды и для избавления от хворей окунуться в купальню.
У арки останавливается молодая женщина (у источника она уже была), теперь хочет напоследок осенить лоб крестным знамением:
— Святой Вонифатий, помолись Господу, чтобы мой муж, — произносит дамочка «молитвенным» голосом, выдерживает мхатовскую паузу и с чувством, уже на рыночном диалекте, добавляет: — Перестал бухать!
Бухающих и уповающих на римлянина-мученика мы встретили сразу же. Кажется, группа шумных мужиков только что согрешила и пришла каяться. В ожидании очереди «докапываются» до монахинь. Совсем молоденькую послушницу пытаются смутить намеками, ее старших сестер — втянуть в религиозный диспут.
— Че ты в монастыре делаешь? Такая красивая, ну и что, что в очках. Неужели не хочется того-этого, — хамовитый пузан лет 30 мучает девочку расспросами. Та просто не знает, куда деваться.
— Если бы моя дочь ушла в монастырь, я б его сжег, — поддакивает товарищ, затягивается сигаретой (курить здесь запрещено!) и цедит сквозь зубы: — Опиум для народа!
На замечания монахинь посетители реагируют с двадцать пятого раза. С фырканьем и громкими возгласами окунаются в купель и отбывают. После них в купальне — стойкий запах перегара.
Купель внутри отделана мрамором. Есть лесенка, лавочки для одежды… Вода холоднющая — 8 градусов. Как положено, трижды с головой окунуться в нее можно только лишь при высоком градусе. Веры. Но если смог, ощущения потом — просто как заново родился.
Просто туристы
На Спасе народ разный. Едут сюда не только в монастырь помолиться и в источнике окунуться, но и насладиться природой. Вдоль берегов Клязьмы и Судогды ставят палатки, рыбачат. А на стрелке, как правило, лагерем встают байдарочники и другие любители дикого отдыха.
Это воскресенье не было исключением. Высокий берег забит. Сушатся весла и байдарки, на кострах варится обед. Дети носятся между палатками, взрослые готовят пищу и ведут разговоры о том, как хорошо на Спасе и как проблемно в офисе.
— Отдых здесь всегда «в полный рост». Я уже сто раз пожалел, что в отпуск в Турцию ездил ? сюда надо было махнуть хоть на недельку, — мечтательно проговаривает молодой человек, растянувшийся прямо на земле.
Эта мысль, похоже, на Спасе самая популярная. Спас-то — он загадочный, магнитом тянет.

Смотрите так же:  Женский монастырь в днепре