Спасо преображенский монастырь казань

Казанский Кремль и Казань

View Francis Menassa profile

Francis actively supports a number of UK-based charities. View Francis Menassa profile.

Спасо-Преображенский монастырь

Внутри ж города Казани меж городовых ворот
Спаских и Сергиевских подле городовую стену против
науголные стрельни, где был большой подкоп,
монастырь Спаской…

Как войдешь в Спасские ворота казанского кремля — сразу по левой стороне начинается высокая каменная ограда. Поставлена она в XIX веке «дабы уберечь братию монашествующую от глаза бесовского да иного лиха, а еще потому — что положено так уставом строения монастырского».

Ранее находился за этой стеной «мужеской штатной монастырь», первый на территории казанского кремля. Построен он был в 1556 году, между нынешними Спасской и Преображенской башнями, и имел «две церкви, церковь деревяна Приображение Господа нашего Иисуса Христа… да церковь Николы чудотворца…

К 60-м годам XVI столетия стала Никольская церковь каменной. Устроили под ней «просворню да мукосею», а под пристроенной к церкви каменной трапезной — «хлебню».

Звали этот монастырь Спасским, по названию Спасской башни, а иногда — Преображенским, как звалась главная соборная монастырская церковь. Следует отметить, что Преображенской в XVII веке стала называться и Сергиевская башня, недалеко от которой находился собор. После этого монастырь стал Cпасо-Преображенским и согласно писцовым книгам занимал площадь «в длину сорок одна сажень, а поперег двадцать шесть сажень… Да у монастыря ворота святые, на воротах пять икон болших на обе стороны писаны. да у церкви на колокольне шесть колоколов. да на монастыре келья архимандрита да братских 15 келий, да келарская, а под нею лежневая да поварня древяная в земле да погреб да ледник квасные, да погреб да ледник кормовые, а на верху сушило да две житницы да седелна».

Спасо-Преображенский монастырь во 2 половине 16 в. Реконструкция С.А.Мамлеевой

Из этого видно, что в монастыре имелось все необходимое для обособленной жизни, которую он и вел, будучи совершенно автономным от города, представляя собой небольшой городок внутри крепости-кремля. К тому же, по царскому указу, приписаны были монастырю «в кормление» «3 сельца, деревня, 5 починков, пустошь» (речь идет о селах Борисково, Самосырь и деревне Клыки), а кроме того — рыбные ловли, сенокосы и прочие «леготы». В 1596 году добавлены к указанным селам и деревням еще две — Плетени и Поповка.

Главенствовал в кремлевском монастыре святой отец Варсонофий,первый архимандрит в истории Спасо-Преображенской обители. В молодости побывал он в плену у крымских татар, там выучил татарский язык, а вырвавшись из неволи, решил посвятить себя Богу. Был Варсонофий иноком, затем — игуменом, а в 1556 году стал настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в сане архимандрита.

Общий вид Спасо-Преображенского монастыря
в конце 19 — начале 20 вв.

Монастырь пережил разные времена. Горел в знаменитом казанском пожаре 1579 года, после которого на месте Преображенской церкви и других деревянных монастырских строений остались лишь угли. В 1586 году на месте сгоревшей Преображенской церкви была заложена новая, уже каменная, с одноименным названием, построенная, по одним сведениям, в 1589-м,а по другим — в 1601 году. Церковь была соборной, имела пять глав и стала прототипом нынешней Богоявленской церкви, построенной в 1731 году.

И если вы захотите узнать, что из себя представлял монастырский Преображенский собор, ступайте в Богоявленскую слободу, которая называется сегодня Казанским посадом, и найдите за высокой колокольней из красного кирпича на улице Баумана дом под номером 78. Это и есть бывшая Богоявленская церковь.

Чуть раньше Преображенского собора выросла в 1596 году на территории монастыря церковь с часовней во имя Николы Ратного, а в 1730 году святые отцы города освятили и церковь великомученицы Варвары. Таким образом, к середине XVIII века монастырь имел уже три каменные церкви, часовенку, одним словом — все положенные святой обители службы и…трех монахов. Нужно сказать, что мужские монастыри, в отличие от женских, никогда не имели большого количества монахов. Мужчины шли в братию во Христе менее охотно,нежели женщины становились Христовыми невестами, и даже в самые лучшие для монастыря времена насчитывал он, самое большее, 24 монаха, в то время как численность, например Девичьего Богородицкого монастыря на ул.Большой Красной вместе с послушницами была около 100 — 120 душ.

Общий вид Спасо-Преображенского монастыря
в начале XXI в. (начало реставрации…)

В начале XIX века во времена архимандрита Антония, известного в Казани подвижника и общественного деятеля, Спасо-Преображенский монастырь представлял собой неприступную крепость. С юго-запада и юга он был огражден стенами кремля, а с северо-востока и севера — высокой каменной оградой, о которой уже упоминалось

Спасо-Преображенский монастырь горел в пожарах 1742, 1749, 1757 и 1797 годов. До остовов стен выгорела святая обитель в самом страшном для Казани пожаре 1815 года, когда пострадал и кремль. И каждый раз монастырь неминуемо восставал из пепла.

В настоящее время ведутся восстановительные работы.

По материалам книги: Казань. Времен связующая нить.
2-е изд. перераб. и доп. — Казань: Титул. 2000 год

Казань. Кремль. Спасо-Преображенский монастырь.


На территории Казанского кремля

Храмы монастыря:

Другие постройки монастыря:

Постройки Казанского Кремля:

10. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Спасская башня Казанского кремля)
11. Стены Казанского кремля (2-я пол. XVI в.)
12. Юго-западная башня Казанского кремля (1556-1562 гг.)
13. Преображенская башня Казанского кремля (кон. XVI в.)
14. Манеж Юнкерского училища (1880-е гг.).
15. Присутственные места (XVIII-XIX вв.).

Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Кремля, рядом со Спасской башней. Начало строительства относится к 1557 г. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входят архитектурно-археологические фрагменты Спасо-Преображенского собора, церковь Николы Ратного, Братский корпус, Пещерка Спасо-Преображенского монастыря.
Архитектурно-археологические остатки Преображенского собора

Архитектурно-археологические остатки (подклет) Преображенского собора расположены в центре комплекса. Собор монастыря был построен в 1595—1601 гг. Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм, с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору.

Собор во имя Преображения Господня первоначально построен в 1550-х годах и представлял собой деревянное строение на каменном подклете. В 1596—1601 гг. на его месте был построен каменный шестистолпный храм с пятью главами и с тремя алтарными выступами. Здание построено на более раннем каменном подклете, который чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это очень колоритное помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды Верхняя часть здания была взорвана в 30-е годы XX века. Но даже по этой сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования.

В XVIII веке были пристроены галереи с северной и южной стороны. Причем они отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом. Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы. Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

В 1901 г. с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину собора.

Преображенский собор разрушен в середине 1920-х гг., одним из первых в период борьбы с религией. До настоящего времени дошел цокольный этаж (подклет) собора с перекрытиями. Стены подклета сложены из белого камня, блоки гладко отесаны и плотно пригнаны друг к другу. Сводчатые перекрытия также белокаменные, опираются на стены и два ряда квадратных столбов. Весь комплекс этих разновременных построек в настоящее время приспосабливается под Музей археологии Республики Татарстан.
Колокольня Спасо-Преображенского собора (XIX в.)

Первая колокольня Спасо-Преображенского собора была деревянной. Вторая — каменная — просуществовала до 1858 г. Находилась она к северо-западу от собора на галерее, соединяющейся с настоятельским корпусом. За ветхостью колокольня была разобрана.

В 1858—1860 гг. была отстроена новая колокольня над Святыми вратами Варваринской церкви. На кубообразный объем с воротами по 1 этажу и церковью по 2 этажу надстроены 3 яруса. На втором ярусе помещались колокола, на третьем — боевые часы. В настоящее время выполнена музеефикация места расположения этой колокольни. Она показана другим цветом брусчатки на широком тратуаре.
Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита

Церковь св. Николая Чудотворца Ратного с домом архимандрита (постр. XVI в. (1556—68 гг.), перестр. XVIII, XIX вв., реставр. с 1997 по сию пору) расположена с западной стороны Спасо-Преображенского собора, примыкает к западной стене Кремля. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 г. церковь перестроена по проекту архитектора А. Шмидта.

Здание Г-образное в плане, двухэтажное, состоит из двух разновременных объемов — храма с трапезной и покоев настоятеля. Подклет сохранился с XVI века, сложен из белого камня, со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и перекрытым коробовым сводом подцерковьем. Объем храма с трапезной — прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкают к трапезной с севера. Западная стена опирается на боевой ход прясла 2-3, между Юго-Западной и Преображенской башнями Кремля. Храмовую часть завершает четверик, перекрытый единой со всем зданием кровлей. Купол, завершавший четверик, утрачен в советское время. Первоначальная декоративная отделка фасадов подклета на сохранилась, окна фасадов второго яруса украшены полукруглыми сандриками с изображением креста (XIX в.).

С 1993 г. на здании ведутся реставрационные работы, подрядчик ТатСНРУ, автор проекта реставрации — архитектор Г.Гаязова. После реставрации войдет в комплекс Музея археологии Республики Татарстан.
Братский корпус

Братский корпус расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора, примыкает к ограде монастыря. Корпус келий построен в 1670 г., в XVIII в. к нему пристроен казначейский дом, в 1892 г. пристроена галерея.

Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей. Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включает в себя часть древней монастырской ограды. Фасады украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами.

Проект реставрации здания разработан арх. Аксеновой И.А.
Пещерка Спасо-Преображенского монастыря

Пещерка Спасо-Преображенского монастыря находится у алтарной стены Спасо-Преображенского собора. Сооружена в 1596 г. и служила местом захоронения Казанских чудотворцев. Представляет собой каменную клеть, перекрытую сводом, расположенную ниже современного уровня земли.

На северной стороне монастыря при больнице находилась еще одна церковь – Сампсониевская. Церковь была каменная , время постройки неизвестно. Освящена в честь Сампсона Странноприимца. В 1781 году больницу сломали «за ненадобностью и по ветхости», после чего церковь имела размеры 7 на 3 сажени. В ней была старинная изразцовая печь, 20 древних образов. В 1815 году уцелела при большом пожаре. В 1845 году разобрана, а иконостас продан в церковь с. Пестрецы.

Из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г. В. Фролов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.

Комментарии и обсуждение

Комментарий к фотографии от 12.01.2019 г. Этот старинный снимок сделан в Кремле. В центре крупным планом церковь Киприана и Иустины. Слева от нее — вторая церковь монастыря, каменная,которая разобрана из-за ветхости в 1858 году. Слева от церкви Киприана и Иустины Св.врата монастыря с Варваринской церковью на 2 этаже. Над ней в 1858-1860 годах надстроены: ярус колокольного звона и ярус с боевыми часами и луковичным завершением с крестом. Это сооружение и стало третьей колокольней монастыря.

Спасо-Преображенский монастырь в Казани

Казань: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Казани
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (182)
    • Парки развлечений (11)
    • Храмы, соборы, мечети (44)
    • Зоопарки (6)
    • Музеи (24)
    • ЖД вокзалы (2)
    • Парки (15)
    • Площади (10)
    • Автовокзалы (3)
    • Фонтаны (15)
    • Театры (7)
    • Горнолыжные курорты (1)
    • Магазины и ТРЦ (9)
    • Озера (2)
    • Рынки (4)
    • Кинотеатры (4)
    • Аэропорты (1)
    • Мосты (6)
    • Спортивные сооружения (5)
    • Пляжи (4)
    • Рестораны и кафе (10)
    • Учебные заведения (2)
    • Порты (1)
    • Галереи (3)
    • Замки, дворцы (1)
    • Клубы, концертные площадки (1)
    • Забронировать отель в Казани
    • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
    • Отзывы туристов
    • Фотографии Казани
    • Советы о Казани
    • Вопрос-ответ
    • Экскурсии в Казани

    Метро станция «Кремлевская»
    Автобус ост. «Кремлевская», № 70; ост. «Батурина», № 22, 28, 89; ост. «Центральный Стадион», № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75.
    Троллейбус ост. «Центральный Стадион», № 2

    Спасо-Преображенский монастырь расположен на территории Казанского кремля. Сейчас он не является действующим, но до революции был одним из наиболее значимых во всей епархии.

    Свое название монастырь получил от главного собора на монастырской территории, Преображенского, и от небольшой церквушки, которая тогда функционировала у кремлевской Спасской башни (она соединялась с монастырем в западной части специальной пристройкой-переходом с лестницей). В ранних источниках, монастырь именовался по разному: где-то его называли Спасским, где-то Преображенским. Впоследствии закрепилось единое название из двух слов: «Спасо-Преображенский». Хотя в исторических документах, вплоть до XVIII века вместе с единым названием встречалось и наименование Спасский монастырь.

    Обитель была основана в XVI веке архимандритом Варсонофием. Первоначально ансамбль монастыря составляли две церкви: Преображенская и Николы Ратного. Примечательно, что в Преображенском храме принял постриг, а позже был похоронен очень почитаемый казанцами святитель Гурий. Однако уже в XVII веке его мощи были перемещены в один из главных городских храмов — Благовещенский собор.

    В результате крупного пожара Казани в 1579 году, Преображенская церковь, которая была построена из дерева (как и большинство зданий того времени), сгорела. Чуть позднее на месте ее расположения была возведена церковь из камня. В XVIII веке, как и многие другие городские постройки, монастырь неоднократно страдал от пожаров. Храмы на его территории несколько раз ремонтировались и перестраивались. В частности, были пристроены галереи к Спасо-Преображенскому собору, в церкви Николы Ратного возведён второй этаж.

    По книгам писцов того времени известно, что монастырь занимал территорию чуть менее 1 га. С юга и запада его ограничивали стены Казанского кремля, с востока — невысокая ограда из кирпича от главной улицы за стенами.

    В XVIII веке монастырь был одним из богатейших и известнейших на территории всего Поволжья. По численности душ и размерам в Казанской епархии он уступал только Свияжскому Успенскому монастырю. К середине столетия Спасо-Преображенский монастырь насчитывал 2 тысячи мужских крестьянских душ.

    После революции территорию кремля стали использовать как военный городок. Все религиозные постройки, включая храмы, прекратили действовать, а все гражданские лица были выселены за стены кремля. Началось уничтожение обители. Преображенский собор в 30-е годы взорвали, некрополь уничтожили. Уцелел только подвальный этаж храма и так называемая «пещерка», где хранились мощи иноков Ионы и Нектария Казанских.

    До настоящего времени в относительной целости можно увидеть храм Николы Ратного с домом архимандрита, а также здание Братского корпуса с примыкающим Казначейским домом и частью монастырской ограды. В церкви Николы Ратного сохранился подклет, датируемый XVI веком. Из декоративной отделки уцелели оконные сандрики XIX века в виде крестов.

    На территории монастыря прошли масштабные восстановительные работы: отреставрировано здание Братского корпуса, окна украшены традиционными наличниками, фасад здания теперь венчают декоративные карнизы.

    После реставрации Никольская церковь стала частью археологического музея Республики Татарстан. На кремлевской территории не прекращается процесс реставрации других монастырских строений.

    В результате археологических исследований на территории Казанского кремля была обнаружена часть останков из захоронений разрушенного некрополя. Они были перенесены в часовню Всемилостивого спаса, построенную на Арском кладбище. Часовня была освящена в 2006 году архиепископом Анастасием.

    Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря в Казани

    Монастырь находится в сердце Казани, в юго-западной части кремля. До главной достопримечательности столицы Татарстана можно добраться как наземным транспортом, так и подземным.

    Если вы решили добираться на метро, то нужно ехать до станции «Кремлевская», которая расположена у главного входа в Казанский кремль.

    В пешей доступности от главного и других входов в кремль находится несколько остановок наземного транспорта:

    • «Центральный Стадион» на улице Право-Булачная: автобусы № 6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75; троллейбус № 2.
    • «Батурина» недалеко от Дворцовой площади, с восточной стороны Кремля: автобусы № 22, 28, 89.
    • «Кремлевская» на одноименной улице: автобус № 70.
    • Такси от центральных достопримечательностей города обойдется в пределах 150–200 рублей. Выгоднее вызывать автомобиль через мобильные приложения, чем ловить автомобиль на улице. В Казани функционирую службы: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Такси Везёт и Maxim.

      Панорамный вид на территорию Спасо-Преображенского монастыря:

      Спасо преображенский монастырь казань

      1933 – Родилась Юнона Ильинична Карева, заслуженная артистка РТ, заслуженный деятель искусств РТ. Всю жизнь проработала в Казанском Большом драматическом театре им. В.И. Качалова.

      Спасо-Преображенский монастырь в Казани

      Комплекс Спасо-Преображенского монастыря расположен в юго-восточной части Казанского Кремля, рядом со Спасской башней.

      Весь юго-западный угол кремля, сбоку от Спасской башни, занимал совсем небольшой по территории (около 1 га), но очень почитаемый Спасо-Преображенский монастырь – один из величайших по значению в нашем краю. В советское время он был почти полностью разрушен. На территории его разместилась воинская часть.

      Предлагаем историю Спасо-Преображенского монастыря, написанную на основе публикаций сайта музея-заповедника «Казанский Кремль», книги доцента Казанской духовной семинарии Анатолия Елдашева «Утраченные монастырские некрополи Казани ХVI – начала ХХ веков», исследования кандидата исторических наук, церковного историка Андрея Рощектаева и сайта «Казанский Кремль и Казань».

      Начало строительства относится к 1557 году. Монастырь был центром миссионерской деятельности в крае, а также местом захоронения местных святителей и наиболее почитаемых и знатных людей в Казани. В состав комплекса монастыря входили в разное время разные культовые сооружения. До 1917 года дошли Преображенский собор, церковь Николы Ратного и братский корпус.

      В ранних источниках монастырь именуется по разному – Спасским, Преображенским, со временем название Спасо-Преображенский закрепилось, хотя нередко монастырь упоминается как Спасский и в поздних источниках.

      Монастырь располагался на небольшой территории (менее 1 га, согласно писцовым книгам «в длину сорок одна сажень, а поперек двадцать шесть сажень»), ограниченной с юга и запада пряслами кремлевской стены между Спасской, Юго-западной и проездной Преображенской (первоначально Сергиевской по близлежащей церкви) башнями.

      С востока от главной кремлевской улицы монастырь отделяла кирпичная ограда, доходившая до храма Киприана и Иустинии, который со временем был приписан к монастырю.

      Первым архимандритом монастыря был св. Варсонофий, друг и ближайший сподвижник св. Гурия, первого архиепископа Казанского, вместе с ним и св. Германом присланный в Казань для церковного устроения вновь присоединенного края. Назначение Варсонофия в Казань было не случайным, в молодости он (носил тогда мирское имя Иоанн) провел несколько лет в крымском плену и свободно владел татарским языком. Вместе с Варсонофием в Казань прибыли и другие иноки Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон.

      Снимок 2012 года

      В 1562 году Варсонофий был перемещен на Тверскую епископию. Незадолго до кончины, в деревянном Преображенском соборе монастыря принял постриг в великую схиму первый казанский архиепископ Гурий. Св. Гурий был похоронен 5 декабря 1563 года за алтарем Преображенского собора. Его могила стала первой на погосте Спасо-Преображенского монастыря.

      Церковь Николы Ратного на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Слева воссозданная северная галерея Спасо-Преображенского собора. Снимок 5 июня 2009 года.

      В последующие четыре столетия на Спасском некрополе обрели покой многие знаменитые казанцы: священники и профессора Казанской Духовной академии, купцы и военные, чиновники. Над могилой святителя усердием боярина Ивана Елизаровича Застолбского, ученика и сподвижника архиепископа Гурия, была сооружена «каменная клеть» (вскоре здесь был похоронен сын Ивана Елизаровича, монах Нектарий, скончавшийся в молодых годах, а позднее и сам боярин Иоанн, в иночестве Иона).

      Оставив епископскую кафедру преосвященный Варсонофий после кончины друга своего – святителя Гурия, возвратился на покой в Казань, в созданный и любимый им Спасо-Преображенский монастырь, где в 1576 году и преставился, будучи погребен рядом с почившим за двенадцать лет до того преосв. Гурием.

      В 1595 году, 4 октября, были обретены мощи св. Гурия, а рядом – нетленные мощи св. Варсонофия. Вместе с чудотворной иконою Божией Матери Казанской они являются ныне величайшими святынями православной Казани, День 4 октября в Казани – день праздничный, отмечается по традиции крестным ходом.

      В разных источниках год обретения мощей св. Гурия и Ворсонофия называется разный – 1595 и 1596. Обе даты правильные: 1596 год – по старому, сентябрьскому летосчислению, с 1-го сентября пошел новый, 1596 год, то есть он же будет 1595-м при переводе на современный январский год. В 1630 году митрополит Казанский и Свияжский Матвей перенес мощи св. Гурия из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор.

      Монастырь быстро стал одним из самых знаменитых и богатых в Поволжье. В Казанской епархии он всегда был на втором месте и уступал лишь Свияжскому Успенскому. К середине XVIII века, он, например, владел почти двумя тысячами мужских крестьянских душ – против семи с лишним тысяч у Свияжского.

      Церковь Николы Ратного на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря. 5 июня 2009 года.

      Его особое положение в нашем краю можно было сравнить с уникальным положением Чудова монастыря в Москве – тот так же располагался в кремле, также формально считался главным, но фактически все же сильно уступал во всем Троице-Сергиевой лавре, расположенной за пределами Москвы. Так и Спасский монастырь уступал Свияжскому, находящемуся за пределами Казани.

      Когда в 1764 году, по реформе Екатерины II, у монастырей России отняли все земли, многие упразднили вовсе, а оставшиеся поделили на классы – тогда Свияжская Успенская обитель стала единственной в епархии, получившей высший, первый класс, Спасо-Преображенская была возведена во второй. По всей России тогда первоклассных монастырей было лишь 20, да и второклассных – всего 59. Народное почитание, впрочем, от «классов» нисколько не зависело. Мощи свт. Варсонофия, препп. Ионы и Нектария непременно посещали все паломники, приезжавшие в наш город. После Казанского Богородицкого монастыря и Благовещенского кафедрального собора это была, пожалуй, величайшая святыня Казани.

      Первоначально монастырь имел две деревянные церкви – Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным же подклетом, и Николы Ратного, которая уже в 1566 году была возведена в камне. Церковь Николы Ратного была построена одновременно с нижним ярусом Спасской башни из того же волжского известняка.

      Вдали церковь Николы Ратного после восстановления. Снято: 26 октября 2013 года

      Храм представлял собой небольшую, «13 на 13 шагов», двухэтажную квадратную в плане церковь с длинной трапезной с западной стороны и полукруглым алтарным выступом с восточной, по архитектурным формам это был типичный новгородский одноглавый храм «на четыре фронтона». На первом этаже размещалась хлебня и просфорня.

      В 1567 году, когда была составлена первая казанская писцовая книга, Никольский храм был уже освящен и украшен множеством икон. К середине XVIII века монастырь имел уже три каменные церкви, часовенку, одним словом – все положенные святой обители службы и…трех монахов.

      В очерке, который мы нашли на сайте http://real-kremlin.ru/Spaso-Preobrazhenskii_monastyr, поясняется, что мужские монастыри, в отличие от женских, никогда не имели большого количества монахов. Мужчины шли в братию во Христе менее охотно, нежели женщины становились Христовыми невестами, и даже в самые лучшие для монастыря времена насчитывал он, самое большее, 24 монаха, в то время как численность, например Девичьего Богородицкого монастыря на улице Большой Красной вместе с послушницами была около 100-120 душ.

      В начале XIX века во времена архимандрита Антония, известного в Казани подвижника и общественного деятеля, Спасо-Преображенский монастырь представлял собой неприступную крепость. С юго-запада и юга он был огражден стенами кремля, а с северо-востока и севера – высокой каменной оградой.

      Наиболее древними и чтимыми в монастыре иконами были: запрестольная выносная икона Тихвинской Богородицы в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом, на оборотной стороне иконы были изображены свв. Гурий и Варсонофий казанские. В монастыре также почитались иконы Николы Ратного и Преображения. В ризнице монастыря хранились монастырский устав, первая часть которого была собственноручно написана св. Варсонофием, деревянный, оправленный внизу «узорчатым железом» (по видимости басмой) жезл святителя, шитая золотом плащаница XVI века, шитый сударь (вклад главного казанского воеводы князя Григория Алексеевича Булгакова в память о родителях) и другие реликвии.

      Заслуживает особенного внимания старинная запрестольная икона Тихвинской Божьей Матери (в Преображенском соборе), на задней стороне которой изображены казанские святители Гурий и Варсонофий: икона св. Николы Ратного и икона Преображения Господня (в церкви Николы Ратного).

      В ризнице монастыря хранились следующие достопримечательности: 1) Монастырский устав, первая половина которого писана собственноручно св. Варсонофием. 2) Деревянный, окованный снизу узорчатым железом жезл святителя. 3) Плащаница XVI века, шитая золотом и украшенная 110-ю жемчужинами, значащаяся, при описании монастыря, в казанской писцовой книге третьей четверги XVI века110-ю жемчужинами, значащаяся, при описании монастыря, в казанской писцовой книге третьей четверги XVI века 4) Превосходно сохранившийся сударь (вовдух) того же века, с надписью на углах: «Лета 7073-го (т.е. 1565) дал си сударь в дом боголспиаго Преображения князь Григорий Андреевич Булгаков по своих родителех». 5) Серебряные сосуды – блюдо, потир и плоская чаша– из числа присланных для монастыря царем Иоанном Васильевичем. По краям блюда читается, в клеймах, надпись: «Иоан, Божиею милостьюь, царь и Великий Князь всея Руси», и др. предметы.

      Представитель Сената А.И. Свечин, посетивший город в 1763 году в связи с проблемами в казанском адмиралтействе, отмечал что Спасский монастырь имеет «внутреннее и наружное великолепное украшение немалой величины».

      «Облик святой обители был под стать ее положению, — пишет Андрей Рощектаев. — Огромный древний собор (1595-1601), ненамного уступавший Благовещенскому по размерам и роскоши; небольшие, но зато древнейшие в городе церкви Николы Ратного и Киприана-и-Иустины (последняя, давно стоявшая просто рядом, была приписана к монастырю лишь в начале XIX века); двухэтажные келейные корпуса рубежа XVII – XVIII веков с очень нарядными наличниками; наконец, высокая 4-ярусная колокольня с часами, возведенная в 1861 году, поразительно похожая на построенную чуть позже колокольню Раифы.

      А ведь все это – как ни удивительно, – помещалось на крошечном клочке территории 83 на 97 метров, ибо расширяться монастырю внутри густой кремлевской застройки было просто некуда.

      Пятикупольный собор, колокольня и Спасская башня выглядели как единый, тесный архитектурный букет, украшавший кремль с юга. С разрушением в советское время собора, колокольни, да и двух малых древних церквей, этот букет распался, и южная часть кремля как будто оголилась и опустела.

      Самая большая потеря – это гибель Спасо-Преображенского собора. Всего два в городе было больших храма XVI века – сейчас остался лишь один, Благовещенский. Краеведы предреволюционной эпохи много спорили о «ценности» Спасского собора как «исторического памятника» XVI века: мол, слишком много позднейших переделок, которые сильно исказили его первоначальный облик. Для простого верующего такой проблемы не существовало. Люди просто приходили и молились».

      В 1917 году началось планомерное уничтожение кремлевской обители. 20 сентября 1918 года во время совершения литургии в алтарь вошёл красный командир и объявил, что кремль закрывается для населения и объявляется военным городком, все гражданские учреждения и частные лица из кремля выселяются. 22 сентября были закрыты все кремлевские храмы.

      Силами монахинь Казанского Богородицкого монастыря (в Спасо-Преображенском монастыре, кроме настоятеля о. Иоасафа, оставались только иноки Варсонофий и Венедикт) были вынесены: из кафедрального Благовещенского собора – рака с мощами святителя Гурия Казанского, из Преображенского собора – рака с мощами святителя Варсонофия и некоторые другие казанские святыни.

      В советское время на территории разместили воинскую часть, монастырский некрополь и храмы были практически полностью разрушены, за исключением фундаментов некоторых строений и здания братского корпуса. Под слоем щебня чудом сохранился подвальный этаж Спасо-Преображенского собора и его знаменитая «Пещерка».

      Музеефицированные и частично восстановленные фундаменты Спасо-Преображенского собора Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Крыльцо восточного торца северной галереи. 5 июня 2009 года.

      Во время археологических раскопок 1995 года были вновь обретены мощи Ионы и Нектария Казанских, а также казанского митрополита Ефрема. Сейчас они покоятся в Петропавловском соборе: мощи преподобных Ионы и Нектария – в верхнем храме (на солее с северной стороны), в нижнем храме – мощи св. Ефрема, а в алтаре – св. Епифания, архиепископа Иерусалимского. Мощи самого основателя знаменитого казанского монастыря – святителя Варсонофия – после революционного лихолетья оказались в запасниках одного из городских музеев, дальнейшая их судьба неизвестна. В фондах Национального музея Республики Татарстан сохранились позолоченные серебряные детали раки святителя.

      Церковь св. Николая Чудотворца Ратного

      Церковь была построена в XVI веке (1556–1568 гг.) с домом архимандрита (перестроена в XVIII и XIX веках). Ее воссоздание началось с 1997 и идет до сих пор. Она располагалась с западной стороны Спасо-Преображенского собора, примыкала к западной стене Кремля. Первоначально это были белокаменные двухэтажные трапезные палаты с церковью: прямоугольное в плане двухэтажное здание, с одностолпной трапезной палатой на втором ярусе и аналогичным помещением хлебни на первом. Окна фасадов второго яруса были украшены полукруглыми сандриками с изображением креста (XIX в.).

      Северный фасад Никольской церкви Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Снимок 20 марта 2011 года. Фото — Михеева Анна Сергеевна

      С востока к трапезной палате примыкала церковь с полукруглой апсидой. В XVII веке второй этаж перестроен в кирпиче, перекрыт коробовым сводом; с севера к трапезной пристроены покои настоятеля. В 1815 году церковь была перестроена по проекту архитектора А. Шмидта. Здание Г-образное в плане, двухэтажное, состояло из двух разновременных объемов – храма с трапезной и покоев настоятеля. Объем храма с трапезной – прямоугольный в плане, с асимметрично расположенной апсидой. Покои настоятеля примыкали к трапезной с севера.

      Западная стена опиралась на боевой ход прясла 2-3, между Юго-Западной и Преображенской башнями Кремля. Храмовую часть завершал четверик, перекрытый единой со всем зданием кровлей.

      Купол, завершавший четверик, в советское время был утрачен. Первоначальная декоративная отделка фасадов подклета не сохранилась.

      С 1993 года на здании церкви св. Николая Чудотворца Ратного велись реставрационные работы (подрядчик ТатСНРУ, автор проекта реставрации – архитектор Г. Гаязова).

      Соборный храм Преображения Господня

      Преображенский собор был центром монастыря. Соборный храм Преображения Господня тоже был деревянным, но он был построен на каменном фундаменте, с подвальным этажом, и только в 1595-1601 годах стал каменным, увеличившись в объеме.

      Это был белокаменный шестистолпный трехапсидный храм с пятью главами, размерами и художественными качествами не уступавший Благовещенскому собору кремля. Ранний каменный подклет, на котором построили новое здание, чудом сохранился до наших дней и очень схож с нижним храмом Благовещенского собора. Это помещение с четырьмя столпами и стеной с проемами, отделяющей подалтарную часть, на которые опираются коробовые и крестовые своды.

      Стены подклета сложены из белого камня, блоки гладко отесаны и плотно пригнаны друг к другу. Сводчатые перекрытия также белокаменные, опираются на стены и два ряда квадратных столбов.

      Первая колокольня Спасо-Преображенского собора была деревянной. Вторая – каменная – просуществовала до 1858 года. Находилась она к северо-западу от собора на галерее, соединяющейся с настоятельским корпусом.

      В 1858 году за ветхостью была разобрана каменная колокольня (самая первая была деревянной), находившаяся к северо-западу от собора на северной галерее, соединявшейся с игуменским домом. В 1858–1860 годах в монастыре была отстроена новая четырёхъярусная колокольня над Святыми вратами Варваринской церкви. На кубообразный объем с воротами по 1 этажу и церковью по 2 этажу надстроены 3 яруса. На втором ярусе помещались колокола, на третьем – боевые часы.

      В настоящее время выполнена музеефикация места расположения этой колокольни. Она показана другим цветом брусчатки на широком тротуаре.

      В середине XVIII веке архимандрит Феофил Игнатович приподнял стены Преображенского собора, вместо старинных глав на бочкообразной кровле поставил новые – «на железных дугах» и впервые покрыл церковь железом (возможно вследствие одного из пожаров). Были пристроены галереи с северной и южной стороны, которые отличались друг от друга. С южной стороны это сводчатые помещения на уровне нижнего яруса собора, соединенные с основным белокаменным объемом.

      Верх галереи имел плоское перекрытие и использовался как открытая паперть. Северные галереи были двухъярусные. Невысокий первый ярус представлял собой ряд сводчатых помещений. Крестовые своды опираются на большие белокаменные пяты трапециевидной формы.

      Второй ярус не сохранился. В настоящее время он в процессе восстановления. По историко-архивным данным, это сводчатое помещение под односкатной кровлей. На этом уровне галереи служили коридором, соединяющим собор с домом настоятеля и церковью Николы Ратного. С восточной стороны галереи начинались большим парадным входом.

      В XVIII веке монастырь неоднократно горел в пожарах (в 1742, 1749, 1757 и 1797 годах). Пожары и последующая реформа Екатерины II 1764 года негативно сказались на развитии монастыря, число братии значительно сократилось (тогда как согласно данным «жития» основателя, в монастыре было до 100 человек братии).

      В 1901 году с западной стороны выполнен пристрой на всю ширину собора. С 1842 года в монастыре временно находилась Казанская духовная академия.

      Старинный путеводитель Н. Загоскина указывал, что кроме церкви св. Николы Ратного и собора Преображения Господня, в монастыре сохранялись и другие постройки XVI века. К этому веку относилась часть примыкающего к западной кремлевской стене, за Преображенским собором, каменного здания, занимаемого викарным епископом и в котором указывали келию св. Варсонофия.

      Влево от входа в ограду через северные ее ворота стояло еще одно монастырское здание, украшенное древнею орнаментовкою.

      Преображенский собор был разрушен в середине 1920-х годов, одним из первых в период борьбы с религией. Но по сохранившейся части можно судить, насколько многочисленные перестройки претерпевал Преображенский храм на протяжении своего существования.

      Братский корпус

      Он расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора и примыкал к ограде монастыря. Корпус монашеских келий был построен в 1670 годах, в XVIII веке к нему пристроен казначейский дом, в 1892 году – галерея.

      Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей.

      Братский корпус восстановлен

      Часть каменных монастырских келий появилась в 1640 и 1670 годах, а окружающая монастырь с северной и восточной сторон каменная ограда, над воротами которой была сделана (ныне упраздненная) церковь во имя положения Честных Риз пресв. Богородицы, относится к третьей четверти XVII века, как свидетельствует о том следующая, высеченная весьма кудрявою вязью, надпись при главном входе в ограду:

      «Лета 1670 построено сие оградное строение и другие врата монастырские, а на вратах церковь Пресвятыя Богородицы Положения Честных ризы: да в приделе чудотворца Макария Калязинского (эта церковь, ныне упраздненная, находилась над вторыми монастырскими воротами), и казенные келий, и палатки келий, царство благочестивые державы государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и при его державе и при его царевичах детях, благоверном государе нашем царевиче Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче по благословению великого господина святейшего Макария. патриарха Божия града великия Антиохии и всего востока, и при великом господине святейшем Иоасафе, патриархе Московском и всея Руси и, по благословению великого господина Лаврентия, митрополита Казанского и Свияжского, а строил многогрешный чернец (имя не разобрано) монастырскою казною».

      Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включал в себя часть древней монастырской ограды. Фасады были украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами.

      Проект реставрации здания братского корпуса был разработан архитектором Ириной Аксёновой. В настоящее время реставрация идет к завершению.

      Упокоились с Богом…

      Сохранившаяся Пещерка Спасо-Преображенского монастыря находится у алтарной стены Спасо-Преображенского собора. Сооруженная в 1596 году, она служила местом захоронения казанских чудотворцев. Представляет собой каменную клеть, перекрытую сводом, расположенную ниже современного уровня земли.

      Братский корпус Спасо-Преображенского монастыря. 20 марта 2011 года.

      Вот как описывается эта часть монастыря в одном из старинных путеводителей по Казани:

      У восточной стороны Преображенского собора, как раз против входа от главных (святых) монастырских ворот, обращает на себя внимание часовня-склеп, устроенная на том самом месте, на котором обретены были мощи св. Гурия и Варсонофия; здесь сохраняются и части деревянного гроба, в котором св. Варсонофий покоился. По преданию, часовня эта устроена была над могилою св. Гурия жившим в Казани опальным боярином Иваном Елизаровичем Застолбским (в иночестве Иона), который и похоронен здесь вместе с сыном своим Димитрием (в иночестве Нектарий); по свидетельству жития св. Гурия и Варсонофия, составленного митрополитом, впоследствии патриархом, Гермогеном, тела отца и сына найдены были при вскрытии могил угодников казанских тоже нетленными и по совершении над ними панихиды снова преданы тут же земле. Кроме гробниц отца и сына Застолбских, в той же часовне заслуживают внимания и несколько других гробниц.

      Здесь покоится прах казанского митрополита Ефрема, одного из видных духовных деятелей эпохи смутного времени, в качестве старшего, после кончины в польском плену патриарха Гермогена, иерарха, временно управлявшего делами русской церкви и возложившего в 1613 году царский венец на первого государя из дома Романовых, царя Михаила Федоровича, и первого подписавшегося на соборной грамоте об избрании его на российский престол.

      (Крупная хронологическая несообразность: Царевич Петр Алексеевич родился в 1672 году. Год 1670-й относится, вероятно, к началу постройки).

      Надпись на могильной плите святителя гласит следующее:

      «Лета 7122-го (т.е. 1614-го) месяца декабря в 26 день преставился раб Божий Ефрем преосвященный, по переименовании второй митрополит казанский и свияжский».

      Тут же могильные плиты иерусалимского архиепископа Епифания и андрусского епископа Арсения, жившего и скончавшегося под церковным запрещением в Макарьевской пустыни, что близ г. Свияжска, злоключения которого изложены в его эпитафии.

      Надпись над могилою архиеп. Епифания гласит:

      «. апреля в 19 день, на память преподобного отца нашего Иоанна ветхия лавры, преставися преосвященный Епифаний архиепископ святого града Иерусалима, монастыря святые Голгофы, иже на краниеве месте» (край камня с обозначением года кончины отбит)».

      На надгробном камне епископа Арсения читаем:

      «Во имя Спасителя нашего Христа Бога. Усне и погребен на сем месте греческих стран, андрусския епархии, пелопонскаго острова епископ Арсений, который жил прежде в Москве 7201-го (т.е. 1693 года), а посем жил в Макарьеве путыни, что близ Свияжска; тут и представися в лето от Рождества Христова 1706-го апреля в 14 день и погребен великим господином преосвященным Тихоном, митрополитом казанским и свияжским, апреля в 16 день. Бяше же он за некая приключшаяся обстоятия отлучен святейшим Досифеем патриархом иерусалимским. По смерти же его, тогож 706 лета, яко усердный и ближний по евангельскому словеси друг, преосвященнейтий архиерей кпр Тихон только тщание о разрешении положил и по намерению своему чрез писание о разрешении его получил просимое от святейшаго патриарха константинопольского присланное, за подписанием руки его, и при нем одиннадцать архиереев, писанное на греческом языке, и та грамота положена с ним во гроб, и ради ведения переведенный список во архиерейской ризнице положен».

      В левой стороне часовни находится надгробная плита, положенная над могилою скончавшегося в Казани в 1740 году князя Ивана Егоровича Багратиона-Давыдова. На этой плите имеется следующая надпись:

      «Стани зде, путниче,

      Над гробом умилися;

      Помня смерть – о усопшем помолися.

      Здесь положено во гробе тело кахетскаго царя Темуразы ближнего его сродника, князь Иоанн Егорович Багратион Давидов, который пожалован, указом блаженнейшей памяти Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Анны Иоановны, бысть в Казань, в Казани ж и преставися сего 1740 году, ноября 12 дня, и погребен на сем месте, а от рождения было ему лет 47».

      Часовня, в которой находятся описанные выше могилы, пользуется среди казанцев большим почитанием, как место первоначального упокоения двух чудотворцев. Между святыми воротами монастыря и часовнею, по обе стороны пролегающей здесь прямой дорожки, расположено монастырское кладбище, на котором погребаются именитые покойники города.

      Восстановить весь некрополь сегодня вряд ли возможно.

      Территория монастырского погоста уже давно заасфальтировали. Мы могли и не знать, кто тут упокоился, если бы не исследования известного казанского краеведа Анатолия Елдашева в книге «Утраченные монастырские некрополи Казани ХVI – начала ХХ веков». Ученый проделал титанический труд, чтобы восстановил хотя бы часть имен.

      Со временем в этой части Казанского Кремля может появиться памятный знак – один для всех, чтобы почтить память усопших. Так было сделано по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского на месте некрополя Кизического монастыря.

      В восстановленных сооружениях Спасо-Преображенского монастыря будет открыт музей археологии.

      Большинство снимков — с сайта «Храмы России»:

      Читайте Андрея Рощектаева:

      Спасо-Преображенский монастырь Казанского Кремля

      Одним из древнейших почитаемых церковных казанских памятников с 16 века считался Спасо-Преображенский монастырь, расположенный на кремлевской территории слева от Спасской башни. Создан он был Св.Варсонофием в 1556, спустя 4 года после покорения Казани, на месте, указанном самим Иваном Грозным. При монастыре вначале имелось две деревянные церкви: Преображенская и Николая Чудотворного (Ратного).

      Церковь Николая Чудотворца уже через 4 года своего существования (1560 г) возводится в камне волжского известняка в типичном новгородском стиле. Очень небольшая, одноглавая, квадратная и двухэтажная она имела длинную трапезную на западе, а на востоке полукруглый алтарный выступ. Храм Николы Ратного имел множество икон. Самыми почитаемыми его иконами стали образы Преображения Господня и Св.Николы Ратного. Эта церковь считалась одной из древнейших каменных церквей города.

      Деревянный Преображенский храм известен тем, что именно в нем был принят постриг первым казанским архиепископом Св.Гурием. Впоследствии его захоронили на образованном за соборным алтарем монастырском погосте. Место захоронения Св.Гурия положило начало созданного здесь кремлевского некрополя, где в ближайшие четыре века нашли успокоение известнейшие священнослужители, представители купечества, чиновники и прочие почетные горожане. Здесь же похоронен основатель монастыря — Варсонофий, который на некоторое время уезжал служить в Тверь, однако к старости вернулся в полюбившуюся ему обитель.

      Пожар 1589 года уничтожил деревянный Преображенский собор и на его каменном фундаменте начали возводить храм из камня. При строительных работах произошло обретение мощей Св.Варсонофия и Св.Гурия, которые стали впоследствии основными реликвиями Преображенского храма. Вновь отстроенный прекрасный храм мог посоревноваться размером и внешним величием с Благовещенским кафедральным – он был пятиглавым, шестистолпным и имел три алтарных апсиды. Самой почитаемой иконой Преображенского храма стала икона Тихвинской Богоматери, с обратной стороны которой были размещены изображения Святых Гурия и Варсонофия.

      Преображенский собор и колокольня 19 век

      Постепенно Спасский монастырь становился крупным паломническим центром региона. В братии его состоял и известный Филарет — будущий основатель монастырской обители в Раифе. Здесь умер в первой половине 17 века Св.Евфимий — учредитель Седьмиозерской пустыни, приглашенный в Казань высшим региональным духовенством. По решению казанского духовенства рака с мощами Св.Гурия в 1630 г. стала святыней Благовещенского храма. 1670 год ознаменовался постройкой для братии монастыря двухэтажного корпуса. В те же годы проводится перестройка верхнего этажа Никольского храма, который достаивается архимандритским домом.

      В следующем веке – 18-м — строительные работы на монастырской территории продолжаются – пристраиваются гульбища и галереи к Преображенскому храму, меняются его главы, он прирастает большем парадным крыльцом, а крыша его покрывается железом – собор становится достойным украшением казанского кремля. Братский корпус увеличивается за счет пристройки к нему казначейского дома, который украшается различными декоративными элементами. Возводятся на монастырской земле новые церкви: Варваринская и Сампсона Странноприимца. Но многочисленные пожары, а позже и реформа Екатерины Второй о секуляризации церковных земель постепенно ухудшили положение монастыря.

      Братский корпус

      В первой половине 19 века в стенах монастыря временно размещают Казанскую Духовную академию. А во второй половине 19 века старую каменную колокольню монастыря по ее ветхости разобрали, а вместо нее над церковью великомученицы Варвары вознеслась вверх красивая четырехъярусная колокольня – колокольный звон раздавался с третьего яруса, а точное время показывали часы, размещенные на четвертом.

      Колокольня Спасо-Преображенского монастыря 19 века

      Установление советской власти в Казани привело к многочисленным изменениям в привычном жизненном укладе. Осенью 1918 года кремль был объявлен военным объектом и закрыт для гражданского населения. В нем разместились воинские подразделения. Их деятельность привела к уничтожению Спасо-Преображенского некрополя. Позже, в конце 20-х г., по решению местных властей взорвали сам храм, церкви Киприана и Устиньи и великомученицы Варвары вместе с монастырской колокольней также сметаются с лица земли. Спасению мощей Св. Гурия церковь обязана верующим, а вот рака с мощами Св. Варсонофия утеряна.

      В наши дни на месте бывшего монастыря можно увидеть фрагменты фундаментов былых монастырских сооружений, подклет и «пещерку» Преображенского собора, восстановленный храм Николы Ратного и реставрируемые архимандритские помещения. В хорошем состоянии мы можем видеть корпус братских келий и казначейский дом, да частично монастырскую ограду.

      Смотрите так же:  Дубовка Свято-вознесенский женский монастырь

Related Post

Монастыри ярославская обл

Ярославская область (монастыри) Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно

Монастыри тверской области женские

Тверской Христорождественский женский монастырь Епархиальный женский монастырь Христорождественский женский монастырь основан в конце 14 столетия по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. До 1514 существование монастыря письменно подтверждается только

Свенский монастырь брянск маршрутка

На чем добраться до Свенской ярмарки Администрация опубликовала список автобусов, которые будут работать в день праздника. 26 августа состоится Светская ярмарка — большой праздник, который соберет немало гостей. Те, у