Меню

Собор светицховели в грузии

Недалеко от Джвари располагается другой культовый памятник христианской Грузии — один из главных православных грузинских храмов – кафедральный собор Светицховели.

Он был построен в XI веке (1010- 1029 г .г.) на месте первой в Грузии христианской церкви Двенадцати Апостолов, сооруженной в IV веке. С возникновением этой церкви связано религиозное предание, связанное с принятием Грузией христианства. Предание повествует о жителе Мцхеты Элиозе, который, будучи в Иерусалиме, добыл Хитон Иисуса Христа. Сестра Элиоза – Сидония — умерла сразу же, прикоснувшись к хитону. Ее и похоронили, завернутой в него. Вскоре на могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр. А когда царь Мириан решил соорудить храм на том месте, где захоронен Хитон Господен, кедр срубили. Из дерева вырезали семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась, повиснув в воздухе. Крестительница Грузии Святая Нино молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место и…замироточил. Чудесное миро излечивало больных от тяжких недугов. Отсюда и пошло наименование храма – Светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий Столп». Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии — Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября).

В XI веке католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма на месте старой церкви. С этим строительством тоже связано одно предание. «Для возведения храма был приглашен зодчий Арсукисдзе. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели». Впрочем, вероятно, что этот факт все же имел место, так как над одной из арок фасада собора, действительно, помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Светицховели – грандиозный собор крестово-купольного плана. От высокого крестообразного фасада симметрично с двух сторон отходят приделы, украшенные арочными рельефами. За фасадом, как бы вторым ярусом поднимается основное здание собора. Оно прямоугольное в плане и в середине его возвышается граненый барабан, увенчанный остроконечным куполом с 16 окнами. Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X — начала XI веков. Арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов — фрагменты предыдущего храма, выстроенного в IV веке.

Карнизы и обрамления окон сплошь покрыты резным рельефным орнаментом, который с другими декоративными украшениями гармонично сливается в общий архитектурно-художественный образ всего здания.

Интерьер храма прост и полон света. Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма, выполнены в основном в XVI-XVII веках. Во фрагментах фресок можно увидеть сцены из легенды о хитоне Господнем, связанной со строительством храма Светицховели.

Под большой аркой располагается легендарный «Животворящий Столп».

Перед алтарем находится захоронение грузинских царей, в том числе Вахтанга Горгасали – основателя Тбилиси, Ираклия II – царя Кахетии, царей династии Багратиони и других.

За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали и реставрировали. Самая значительная реконструкция была проведена сначала в XV веке, когда купол собора и приобрел свой нынешний вид, а затем в XVII веке, когда был установлен существующий шатер купола, проведен ремонт, побелены внутренние стены храма. Но в целом Свеицховели все же сохранил тот благородный облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе.

Еще в средние века Мцхета являлась сердцем грузинской церкви. С тех пор, по традиции, и в наши дни все основные внутрицерковные обряды, в том числе интронизация Католикоса-Патриарха, проводятся в храме Светицховели.

Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО)

14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Святая Сидония и Хитон Спасителя

Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа.

Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

Волк и лев: святой царь Вахтанг

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

Смотрите так же:  Метро исаакиевский собор

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Вход на территорию собора

Стены вокруг собора

Икона Троицы. Такая техника очень популярна в Грузии

Иконостас центрального предела собора Светицховели — современный, нач. 2000-х годов

Фреска «Страшный суд»

Интерьер храма. Слева — башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом

Традиционный грузинский орнамент — виноградная лоза

Придел св. Николая

Частица мощей св. ап. Андрея Первозванного

Интерьер собора. Могила князя Грузинского Ильи Александровича, внука царя Георгия III. + 5 января 1885

Икона собора Двенадцати Апостолов

Фрагменты креста: Рождество Христово

Фрагменты креста: Сретение Господне

Фрагменты креста: Благовещение Пресвятой Богородицы

Фрагменты креста: архангелы Гавриил и Михаил

Фрагменты креста: слева от креста изображена святая Нина

Фрагменты креста: справа от креста изображен царь Мириан

Фреска «Спас Вседержитель»

В углу храма проходит исповедь

Часовня Гроба Господня

Фреска: святые равноапостольные Константин и Елена

Фреска: Спас Благое Молчание

Фреска: Исцеление расслабленного

Фреска: Спас Вседержитель

Троица. Современная икона

Башня над Хитоном Господним: Распятие Христово (фрагмент росписи)

Башня над Хитоном Господним: фрагмент росписи

Окно часовни Гроба Господня

Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним

Современная икона прп. Марии Египетской

Современная икона св. Иоанна Предтечи

Вознесение святого пророка Илии на огненной колеснице. Пророк Илия передает свою милоть пророку Елисею

Могила царя Ираклия I

Почти в каждом храме Грузии есть чтимый список Иверской иконы

Христос и самарянка

Исцеление слепого (фреска)

Фреска Собор Двенадцати Апостолов

Фрагмент росписи храма: царь Давид Псалмопевец

Икона «Слава Грузии»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»

Фрагменты фрески «Страшный Суд»: знаки Зодиака

Пророк Илия. За иконостасом в этом месте хранится его милоть

Фрагменты центрального иконостаса

Спаситель. Икона из центрального иконостаса

Фрагменты Царских врат центрального иконостаса

Фреска Спас Вседержитель в алтарной части храма

Внешние украшения храма

Каждое слово, сказанное стоящим в нише, будет слышно внизу

Двенадцать лучей символизируют двенадцать апостолов, двенадцать месяцев

Вид на монастырь Джвари от собора Светицховели

Светицховели

Мцхетский патриарший кафедральный собор Светицховели (???????????, Животворящий Столп) во имя Двенадцати апостолов Мцхетской епархии, первый православный храм Грузии

  • Престол: Двенадцати апостолов
  • Адрес: Грузия, г. Мцхета
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города. Грандиозный храм высится над невысокой застройкой.

    Предание Грузинской Церкви свидетельствует, что раввин Елеазар в I веке выкупил у воинов Хитон Господень и, прибыв в Мцхету, вручил его своей сестре Сидонии. Сидония, услышав о распятии Спасителя, скончалась на месте со святыней в руках. Хитон не могли высвободить из ее объятий, и она была похоронена вместе с ним. На могиле святой Сидонии вырос большой кедр [1], который стал священным для жителей города, ему поклонялись как неведомому божеству.

    Когда равноапостольная Нина в IV веке принесла Благую Весть во Мцхету, древний кедр стоял в саду царского дворца. В первые месяцы пребывания в Грузии, святая Нина прожила у садовника этого дворца, и в видении ей было явлено что этот сад превратится через неё в сад возвеличения Бога.

    Когда равноапостольный царь Мириан принял решение креститься, он избрал свой сад местом первой церкви. Основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв святой Нины ствол кедра выросшего на святыне, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви. К нему приводили больных, и они исцелялись. У мироточивого столпа — названного Животворящим Столпом (по-грузински Светицховели) происходили многочисленные чудеса и знамения и вскоре частицы древа распространились по всей стране [2]. Опасаясь, что столп будет таким образом разделен на части, царь с согласия епископа Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест — Животворящее Древо [3].

    В то же время столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили небольшую деревянную церковь Двенадцати апостолов. Источники называют её «Святая Святых» и указывают, что «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы» [4]. Святой Мириан столь благоговел перед ней, что «не дерзал всегда прикасаться к дверям её,» для чего вскоре воздвиг другие храмы во Мцхете.

    Вид на храм Светицховели с горы Багинети. Фото Алексея Мухранова

    На века Светицховели стал центром церковной жизни Грузинской Церкви, усыпальницей царей и патриархов. В V веке благоверный царь Вахтанг Горгасали построил вместо прежней церкви каменную трехнефную базилику с выступающей апсидой. Когда этот храм сильно пострадал и обветшал, в начале XI века католикос Грузии святитель Мелхиседек решил построить новый большой храм. Для этого он заручился помощью как Грузинского царя так и Восточно-Римских императоров. Более величественный патриарший собор на месте прежнего был построен в 1010-1029 годах зодчим Арсуки(с)дзе [5], который не дожил до завершения работ. При строительстве были использованы некоторые части каменной базилики — таковыми были ее вытянутые стены, а также каменные бычьи головы, которые можно было видеть в храме и на начало XXI века. Про этот, как и многие другие мировые шедевры, рассказывают, что учитель, воспылав завистью к таланту своего ученика, отрубил ему десницу.

    В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню — возможно в подражание кувуклии Иерусалимского храма Воскресения. Тамерлан разрушил собор в конце XIV века, но в первой половине XV века царь Александр Великий восстановил храм по старому плану — были переложены части сводов и стен, заново возведен купол. Храм подвергся разграблению персами в начале XVII века, когда из его сокровищницы была унесена сохранявшаяся там часть Ризы Господней. Затем в соборе проводилось поновление в 1656 году, когда была надстроена верхняя часть барабана. В середине XVIII при католикосе Антонии I в Светицховели со всей страны свезли книги, образовавшие библиотеку в 7 тысяч томов. Около того же времени при соборе была основана певческая школа Католикосата.

    В XIX веке храм вновь подвергался перестройкам, были разобраны дополнительные помещения располагавшися вдоль северной и южной стен храма. Грузинский экзарх священномученик Владимир (Богоявленский) в конце века основал Комитет по восстановлению кафедрального собора Светицховели, а ремонтные работы на средства Святейшего Синода были начаты при экзархе Никоне (Софийском) в начале XX века.

    12 марта 1917 года в Светицховели состоялся Собор грузинского духовенства и мирян, на котором было провозглашено восстановление автокефалии Грузинской Церкви. С восстановлением автокефалии настолование католикосов-патриархов стало вновь совершаться здесь. В 1975 году, во время церковного праздника, в соборе был совершен теракт. На начало XXI века собор являлся вторым кафедральным собором Грузинской Церкви. 14 октября 2002 года в соборе было подписано конституционное соглашения между Грузинскими государством и Церковью. В 2011 году здесь совершалось мироварение.

    Светицховели. План.

    Огромный крестовокупольный храм, украшенный многими рельефами, восходит к XI веку. Храм являет черты свойственные другим кафедральным соборам той эпохи церковного и политического объединения Грузии: большие размеры, вытянутые западный рукав и купольный барабан, динамичный ритм арок на фасадах, высокая техника резьбы.

    В плане — вытянутый четырёхугольник. Западная часть разделена на три нефа; в южном нефе встроена часовня. Над западной частью храма устроены хоры. Купол на барабане, с помощью парусов, несут 4 свободно стоящих столпа. Над частями боковых нефов, примыкающих к подкупольному пространству, возведены стены боковых рукавов планового креста, угловые межрукавные ячейки. Восточный рукав храма оканчивается апсидой. С запада к храму примыкают нартекс и притвор.

    Гармонии архитектурных объёмов памятника подчинён торжественный ритм аркатур (на фасаде, барабане купола) с тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами; боковые повышенные стены западного рукава оформлены аркадами из 3 арок. На щипце западного фасада собора — монументальные горельефы с изображением Христа на троне между 2 ангелами, держащими евхаристические символы (XI в.): сосуд и, очевидно, хлеб; на восточном фасаде — 2 ангелов, орла и льва. На восточном фасаде — Деисус (XVII в.).

    Сохранившиеся фрески относятся к XV-XIX векам, в основном — к XVI-XVII векам. В большинстве своем находятся в центральном нефе. Яркая и значимая фреска изображает Собор двенадцати апостолов — небесных покровителей храма. Есть два извода изображения Пресвятой Троицы — Отечество и Авраамово гостеприимство.

    • Присп. Евфимий (Кереселидзе) (ок. 1924 — 1929)
    • Авраам (Гармелия) (30 октября 1991 — 24 декабря 1992)
    • Иосиф (Киквадзе) (1992 — 1995)
    • Парфений, архим. [6]
    • Зинон (Иараджули) (2002 — не ранее 18 августа 2003)
      • Илия (Насадзе) (упом. ок. 11 ноября 2004) архим., наместник
      • Сень над местом сруба Животворящего Столпа в Светицховели. XVII в.
      • Хитон Господень — покоится под храмом. В 2006 году со Святой Земли был привезен камень красноватого оттенка, который был возложен на фрагмент нешвенного Хитона Господня в соборе.
      • Часть Ризы Господней (срачи?ца) — унесена персами в начале XVII века, а в 1625 году передана в Москву.
      • Животворящий Столп — находится почти в центре храма при переходе от центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, расписанная фресками XVII века. Большинство сохранившихся фрагментов иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия чудотворного мира, истекавшего из Столпа (миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I в начале XVII века).
      • список с древней Цилканской иконы Божьей Матери
      • Мощи святых, погребенные в храме (см. раздел Некрополь)
      • Храм стал усыпальницей многочисленных правителей и первосвятителей Грузии. Многие надгробные плиты вмурованы в пол, иные — покоятся под спудом.

      • Блгв. царь Вахтанг Горгасали (+ 502)
      • Мч. Евстафий Мцхетский (+ 589) — покоится под престолом
      • Мч. Димитрий Самопожертвователь, царь (+ 1289)
      • Антоний I, католикос Восточно-Грузинский (+ 1788)
      • Ираклий II, царь Картли-Кахетинский (+ 1798)
      • Георгий XII, царь Картли-Кахетинский (+ 1800)
      • Использованные материалы

      • «ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ,» Православная энциклопедия, т. 13, 191-320:
        • http://www.pravenc.ru/text/638558.html — ч. I
        • http://www.pravenc.ru/text/639853.html — ч. II
        • http://www.pravenc.ru/text/168199.html — ч. III
        • Страницы портала Православие.ру:
          • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39674.htm — Чхартишвили Александр, «Патриарший собор Светицховели,» 4 сентября 2001
          • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm — Никифорова Александра, «Приветствую тебя, Кавказ седой!,» 6 августа 2001
          • http://www.pravoslavie.ru/jurnal/19536.htm — «Хитон Господень – главная святыня храма Светицховели – будет покоиться под камнем из Вифлеема,» 23 ноября 2006
          • «Светицховели,» Большая советская энциклопедия:
            • http://bse.sci-lib.com/article100186.html
            • «Светицховели,» частный туристический сайт Алексея Мухранова Грузия для всех:
              • http://www.travelgeorgia.ru/92/
            • «ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,» Православная энциклопедия, т. 13, 321-351:
              • http://www.pravenc.ru/text/168201.html
              • [1] Основная версия, по ст. «Грузинская Православная Церковь» Православной энциклопедии. По версии у Никифоровой Александры, «Приветствую тебя, Кавказ седой!,» 6 августа 2001, http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39601.htm — кипарис.

                [2] По сведениям Картлис Цховреба.

                [3] «Жизнь царя царей Давида,» КЦ, т. 1, 131-132.

                Светицховели, что в переводе с грузинского означает Животворящий Столп, – один из главных духовных центров страны. Этот храм является кафедральным патриаршим собором города Мцхета, одним из символов Православной Грузии.


                По преданию, именно здесь принял Святое Крещение царь Мириан, поверивший проповеди святой равноапостольной Нины. До сих пор в Светицховели находится та самая крещальная купель, где принимают Крещение взрослые и дети.


                Место для крещения царя Мириана было выбрано не случайно. По преданию, здесь, в земле, спрятан Хитон Господень, тот, о котором кидали жребий воины, распявшие Христа. Одной из колонн, на которой держится здание храма Светицховели, является кедр, который обозначает место, где покоится Хитон Господень.

                Как же Хитон попал в Грузию? Существует предание, что по жребию одежда Христа выпала жителю Мцхета Элиозу, который служил в то время в Иерусалимской страже. Он принес Хитон в свой родной город и отдал своей сестре Сидонии, которая отличалась праведной жизнью. Взяв в руки святыню Сидония умерла, и ее похоронили вместе с Хитоном, который так и не смогли при всех стараниях, вынуть из ее рук. Впоследствии над могилой Сидонии вырос величественный кедр, обладавший целебными свойствами. Именно это место и было выбрано равноапостольной Ниной для крещения царя Мириана и строительства храма. Причем, строительство тоже не обошлось без чуда – один из столпов, вырезанных из кедра, никак не хотел становиться на свое место, и опустился только по молитвам святой Нины. Именно этот столп стал мироточить, и миро от него исцеляло больных. От этого храм и получил свое название Светицховели, что значит – Животворящий Столп.


                Животворящий Столп – четырехгранная колонна – стоит приблизительно в центре современного храма, над ним устроена каменная сень. Стены и своды расписаны фресками, повествующими об истории Хитона и Животворящего Столпа.

                Еще одна уникальная святыня храма Светицховели – плащ Пророка Илии, сброшенный им при восхождении на Небо на огненной колеснице и подобранный его учеником Елисеем. В течение веков древняя реликвия хранилась в семьях мцхетских евреев, потомки которых стали христианами. В настоящее время одежда Пророка хранится в правой части алтаря. С другой стороны, в левом приделе находится колодец со святой водой.


                14 октября в Грузии широко празднуется день Хитона Господня, который по-грузински называют Светицховлоба или Мцехтоба. В этот день Светицховели в Мцхете становится местом паломничества и поклонения тысяч христиан, здесь и сегодня совершается множество чудес.

                Светицховели — древняя святыня и духовный центр Грузии

                Каждый народ имеет свою главную святыню – самый знаменитый храм. Для Грузии – это Светицховели. С этим культовым строением связано множество легенд и историй. Светицховели, Мцхета – это основные и значительные достопримечательности Грузии. Поездка в Мцхету всегда стоит под №1 в турагентствах Грузии.

                Легенды и история Светицховели

                Самая первая легенда, которую можно связать с собором Светицховели датируется 33 годом нашей эры. Такая точность даты, безусловно, связана с распятием Христа.

                Житель Грузии раввин Элиоз, узнав о суде над Христом, был отправлен своей матерью в Иерусалим. Его сестра Сидония попросила принести ей какую-нибудь память о Мессии. Элиозу удалось стать владельцем хитона, в который был одет Иисус. Этот хитон и принес своей сестре Элиос. Сидония прижала к груди святой артефакт, а после рассказа о распятии она скончалась.

                Все попытки отделить хитон от Сидонии были безуспешны. Так ее и захоронили вместе с Ризой Христовой. На месте погребения Хитона вырос кедр.

                Далее следует другая легенда непосредственно связанная с первой.

                Со временем жители Мцхеты забыли о хитоне и Сидонии, но заметили, что больные (раненые) животные и птицы подходили к кедру и уходили оттуда здоровыми. Язычники стали почитать дерево, способное лечить. Святая Нино, оказавшись в Мцхете, попросила царя Мириана построить на месте захоронения Хитона христианский храм. Из кедра было вырублено семь столпов, которые послужили основанием деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и с него стало истекать миро. Его и назвали животворящий столп «Светицховели». Столп был сдвинут со своего места ангелом, и установлен над местом захоронения хитона. Вокруг него и был возведен первый храм, который позже несколько раз перестраивался. В центре храма Светицховели и сейчас стоит столп только вокруг него установлен каменный шатер украшенный фресками.

                Современный кафедральный собор Светицховели был возведен в начале XI века (1010-1029 гг.). Основой храма послужила базилика, построенная в V веке царем Вахтангом Горгасалом. Идея перестроить базилику в купольный храм принадлежала католикосу Мелхиседеку в начале Золотой эпохи Грузии. Строительство было поручено архитектору Арсакидзе. Он увеличил по длине базилику и пристроил к ней остальные стены, создав поэму в камне, именуемую Светицховели. На храме имеется оттиск руки мастера, и надпись, благодаря которой известна фамилия зодчего. Следующая легенда, точнее, две версии сказа относительно десницы.

                По одной из версий, мастеру отрубили руку, чтоб он больше никогда не построил ничего подобного. Другая версия легенды гласит о том, что молодому мастеру отрезали десницу по приказу царя, так как юношу взаимно полюбила девушка, на которую «положил глаз» сам царь.

                О строительстве храма Светицховели имеется великолепный исторический роман Константина Гамсахурдии «Десница великого мастера».

                Собор Светицховели в Мцхете является уникальным храмом. В нем невозможно определить симметрию. Строился он на месте предыдущих церквей, стены которых не были разрушены полностью и сохранились как элементы архитектуры. Удивляет также отсутствие симметрии и порядка внутри храма: опорные колонны не только разной формы, но и установлены не в линию.

                Внимания заслуживают двери центрального входа в храм. На них выгравирована сцена установки ангелами животворящего столпа.

                В храме имеются религиозные и исторические артефакты. Среди них:

              • купель для крещения, есть предположение, что в ней крестился царь Мириан – первый христианский царь Грузии;
              • опорные столбы – храма, их сейчас 8, один из столбов (Животворящий) окружен каменным шатром, он перестал мироточить после нашествия шаха Аббаса I;
              • фрески Светицховели – их в храме огромное множество, сюжеты многих рассказывают историю столпа, также имеются загадочные фрески, которые представляют странную визуализацию некоторых библейских фраз;
              • захоронения – храм Светицховели в Мцхете был некрополем, где захоронены грузинские цари, некоторые из них не сохранилось;
              • накидка пророка Ильи – считается, что она хранится за алтарем;
              • Частица «Истинного креста», того, на котором был распят Христос.
              • Некоторые историки и теологи считают, что расположение монастырского комплекса Светицховели скрывает зашифрованное послание от предков.

                В Светицховели с компанией Viva-Georgia

                Компания Viva-Georgia организует экскурсии в Мцхету и Светицховели. Во время поездки обязательно посещение храма Джвари, построенный на месте поклонного креста, некогда установленного Просветительницей Ниной.

                Светицховели является монастырем, описанным Лермонтовым в поэме «Мцыри», он обязателен к посещению, так как лишь в этом древнем городе можно почувствовать христианский дух народа.

                Светицховели расположен в Мцхете, найти его несложно – он виден из любой точки городка.

                Если вы добираетесь из Тбилиси, садитесь на маршрутку на станции метро Дидубе, предварительно приобретя билет в кассе. Ходят маршрутки с 7.30 до 20.30 раз в 15-25 минут (обратно из Мцхеты последний рейс в 20.00).

                Также можно добраться до Мцхеты электричкой, которая отправляется с вокзала Тбилиси и стоит 1 лари. Ехать до станции «Мцхета». В этом случае готовьтесь к полуторакилометровому пешеходному путешествию вдоль берега в сторону центра Мцхеты.

                Особенности посещения

                Можно посетить Светицховели самостоятельно, но лучше, конечно, сделать это в составе экскурсионной группы – гид расскажет вам много подробностей, тайн и легенд храма, от чего посещение запомнится вам более ярко.

                Время работы храма: c 08:00 до 19:00 без выходных. Вход бесплатный. Требования к внешнему виду тут очень жесткие. Для мужчин недопустимы шорты, для женщин — брюки и открытые плечи.

                Светицховели – грузинская святыня, просто обязательная к посещению, если вы хотите узнать о Грузии хотя бы самую малость. Здесь – ее древняя история, высокая духовность и многовековые традиции.

                Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

                Смотрите так же:  Иоасафовский собор в белгороде