Меню

Собор спасителя в брюгге

Собор Спасителя в Брюгге

Кафедральная епархия Брюгге

Праздник посвящения: 20 Июля

Покровители: Св. Донациан (14 октября), Св. Элигий (1 декабря)

Провинция: Западная Фландрия

80-метровая башня Храма Святого Спасителя, как и Белфорт (Колокольня Брюгге) и острый шпиль башни церкви Богоматери, безусловно, являются главными достопримечательностями Брюгге. Собор Спасителя находится в самом центре города к западу от Рыночной Площади, на улице Steenstraat. В былые времена собор был окружен кладбищем. Согласно легенде собор основан в 7 веке епископом Св. Элигием. Однако с исторической точки зрения более правильно утверждать, что основание собора является заслугой местного прихода Shellegem и относится к 9 веку.

  • IX век Основание первой церкви на этом месте.
  • 1089 г. Церковь становится приходской.
  • Начало XII века. Первый пожар.
  • 1127 г. Строительство романской церкви. Её следы можно увидеть в основании башни.
  • 1183 г. Второй пожар, разрушивший романскую постройку.
  • 1250-1350 гг. Строительство центральной части современной церкви в стиле “Фламандская готика”. К этому времени также принадлежат: хор, центральная и северные части трансепта.
  • 1358 г. Третий пожар практически полностью разрушает неф и боковые капеллы церкви. Сразу после пожара началось восстановление. К этому периоду относятся центральный и два боковых нефа церкви, а также южная часть трансепта.
  • 1430 г. В хоре церкви были установлены деревянные скамьи. В 1478 г. Их заменили новыми для проведения тринадцатого собрания кавалеров ордена “Золотого руна”.
  • 1480-1527 гг. Архитектор Jan van de Poele руководит строительством диамбулатория и пяти капелл за алтарем.
  • 1501 г. Церковь Спасителя становится коллегиальной.
  • 1580-1584 гг. Церковь используется как кальвинистский храм, все произведения искусства и изображения святых вынесены из здания.
  • 1584 г. Повторное освящение церкви вторым епископом Брюгге.
  • 1627 г. Смыты поврежденные остатки средневековой росписи.
  • 1638-1642 гг. Возведение барочного алтаря.
  • 1679-1682 гг. Установка барочной скульптурной композиции Артуса Квеллинуса Младшего. (Artus Quellinus the Younger) “Бог Отец” (1681 – 1682), которая на тот момент закрыла собой хор церкви.
  • 1717-1719 гг. Jacob van Eynde устанавливает большой орган.
  • 1778-1785 гг. Установка кафедры.
  • 1799 г. Французское революционное правительство выставляет церковь на публичные торги. В надежде на изменение режима прихожане откладывали выплату, пока министр финансов не потребовал возместить долг 21 января 1801 года.
  • 1801 г. Церковь вновь открывает двери для прихожан.
  • 1813 г. Пол церкви выстилают бело-голубым мрамором.
  • 1834 г. Воссоздание диоцеза Брюгге папой Григорием XVI. Церковь становится собором, заменяя собой разрушенный французскими революционерами собор Св. Донациана. Здесь были собраны произведения искусства из разрушенных церквей и монастырей.
  • 1838-1839 гг. Возведение новой неоготической капеллы.
  • 1839 г. Четвертый пожар разрушил крышу, витражи, сильно повредил башне, колоколам и произведениям искусства.
  • 1841-1843 гг. Пол церкви снова выстилается мрамором.
  • 1844-1846 гг. Английский архитектор Robert Dennis Chantrell и его бельгийский коллега Pieter Buyck украсили башню рельефом.
  • 1847 г. Установлены новые колокола.
  • 1871 г. На вершину башни установлен медный шпиль. Находящиеся в соборе в настоящее время витражи также были созданы в девятнадцатом веке.
  • 1874-1875 гг. Церковь окрашена в неоготическом стиле под руководством архитектора Jaen Bethune. Диамбулаторий осталася нетронутым. Все реставрационные работы, которые велись в это время, стилистически можно определить как неоготика.
  • 1912-1916 гг. Возведение нового Здания Капитула в более роскошном, но все том же стиле неоготика, над дизайном работал архитектор A. Duclos по чертежам архитекторов J. Vierin и De Pauw. Сегодня там располагается сокровишьница церкви.
  • 1935 г. Переместили алтарную преграду напротив западной стены, где она и находится по сей день. Это было сделано для того, чтобы восстановить готическое пространство и чтобы люди смогли видеть главный престол. Органный мастер Клайс Бонна создает новый грандиозный орган наподобие органов 18 века с дополнительными двумя рядами педалей.

Экстерьер, имеет поразительную структуру: неф и хор, приделы, трансепты, диамбулаторий и лучеобразные часовни соединены под углом. Можно сказать, что вокруг здания образовалась галерея («трифорий»). Все здание имеет впечатляющий готический вид.

Главные части собора – типичный образец готики на берегах Шельда 14 века. Дисамбулаторий и лучеобразные часовни выполнены в стиле более поздней (вертикальной) Готики 15 века. В средние века главный алтарь находился на восточной стороне собора, а начиная с 1430 года, здесь располагались хоровые скамьи и перегородка, закрывающая собой хор.

В 17 веке на этом месте создают две впечатляющие барочные структуры: новый главный алтарь и скульптурная композиция вместо перегородки. Большое количество барочных боковых алтарей в часовнях и грандиозные колоны свидетельствуют о торжественном, символическом утверждении веры, после реформирования церкви Советом Трент в 1545-1563 годах.

В 1834 году, когда происходит восстановление епархии Брюгге, приход и коллегиальная церковь становится кафедральной, вместо кафедрального собора Св. Донациана, который был разрушен французским революционным правительством.

После разрушительного пожара в 1839 году, в 19 веке восстановлением церкви занялись сторонники Реставраторского движения, именно поэтому сильно ощутимо неоготическое влияние.

Витражные окна были обновлены, а большинство барочных приделов убраны. В диамбулатории и на капители можно увидеть остатки былой яркой картины.

Перенос перегородки на западную сторону в 1935 году сделал готическую структуру собора более видимой и позволил прихожанам участвовать в службе. Новое место для богослужения в центре церкви служит доказательством нынешней веры.

Церковь жива, как родительский дом. Поколение за поколением оставляли здесь свои следы. Сегодня так же, христиане вынуждены искать свой собственный взгляд на интерьер, потому что мы можем жить только в настоящем времени. Естественно декор старого дома будет отличаться от декора нового дома, так же и декор церкви. Христианская община может сохранить ценные вещи прошлого, применяя их в быту.

Христианская жизнь начинается с крещения, символически осмотр храма тоже стоит начать с этого места.

Собор Спасителя Брюгге II

Баптистерий (придел церкви или отдельное здание, предназначенное для обрядов крещения), расположен около юго-восточного входа.

Эта капелла была реставрирована в 1990-1994 годах. Настенная живопись подверглась изменению в 1576 году, когда собор Спасителя послужил укрытием для паломников, направлявшихся в собор Святого Иакова в городе Сантьяго де Компостелла; о чем свидетельствуют вещи, изображенные на стенах: дорожная сумка и щит. В 1997 году приход заново подготовил все для обряда крещения в баптистерии, не удивительно, что пригодилась и купель, которая была куплена советом местного прихода в 1584-85 годах, в то самое время, когда была создана настенная живопись. Создатель интерьера Рик Жирар (Rik Gerard) из Брюгге разработал новую мебель, предназначенную для праздника Пасхи. На крышке купели находятся солнечные часы, показывающие дату 21 марта, так как католики празднуют Пасху в ночь с субботы на воскресение после первого полнолуния весны. А колыхающаяся вода символизирует историю о Божественном хождении по воде в пасхальную ночь. Подсвечник с пасхальной свечой – символ возродившегося Христа.

Над входом в церковь располагается картина Якоба ван Оста старшего (Jacob van Oost the Elder) «Возрождение Христа» (1637).

На нижнем этаже башни. Находится архитектурный макет собора, и несколько расписанных усыпальниц: четыре с южной стороны, где их обнаружили во время реставрации в 1990 году, и две с северной стороны, их нашли ранее внутри и снаружи здания. Такие усыпальницы типичны для графства Фландрия XIV века.

Смотрите так же:  Расписание богослужений в покровском соборе

Тематика рисунков одинаковая, но каждый кусок имеет свой отдельный дизайн. Со стороны головы – распятый Иисус между Святой Марией и святым Иоанном или же – что встречается редко, как здесь на одной из усыпальниц – Иисус на троне с державой в руке: Сын Господа в Судный день. Со стороны ног изображена Мария и Сын на троне, а по бокам – ангелы с кадило. Эти средневековые изображения относились к будущему, которому Христианское сообщество посвящало свою смерть. Можно осветить интерьер башни за небольшую плату: это уникальное зрелище!

Кафедре собора (Henrik Pulinx Jr., Брюгге, 1777-1778 года). Символичность этого предмета мебели, который прослужил два столетия для проповеди, поразительна. На нижней стороне балдахина находится голубь в лучах, символ Святого Духа.

Изображения Евангелистов, которые возвестили Благую весть о Иисусе, расположены на четырех мраморных медальонах по бокам (Charles van Poucke, Брюгге, 1780 год).

Ниже можно увидеть мраморную статую Святого Элигия (St. Eligius) (Laurent Tamine, Брюссель, 1785 год), миссионера, проповедовавшего здесь в седьмом веке и легендарного основателя этого прихода. В руках он держит карту церкви, а у его ног – митра, рака и посох (кафедра яркий пример стиля неоготика), а также наковальня, молот и кошелек, что напоминает нам о том, что Элигиус – покровитель кузнецов, ювелиров и монетчиков.

С исторической точки зрения, как говорилось ранее, более правильно говорить о том, что церковь была основана в IX веке местным более древним приходом Shellegem, а Святой Элигий восстановил этот приход. На балдахине мы также замечаем открытое Евангелие с первыми словами из Евангелия от Святого Иоанна: «In principio erat Verbum» (В начале было слово), скрижали закона Моисея, колосья и виноград, которые означают хлеб и вино Евхаристии, распятие и папская тиара.

Скульптурная композиция с монументальной статуей «Бог Отец» автор Артус Квеллиниус Младший (Artus Quellinus the Younger), Антверпен, 1682 год. Это барочное сооружение полностью отделило, начиная с 1979 года, хор от нефа, на пересечении, где находится нынешний алтарь. На вершине перегородки находились спина к спине два органа: орган, повернутый в сторону нефа, и переносной орган, направленный на восток для хоровых песнопений каноников (Jacob van Eyde, Ипр, 1717-1719 года).

Медные двери сделал Wierik Somer. В 1935 году перегородка была перемещена на ее нынешнее место. Это было сделано для того, чтобы восстановить «готическое пространство», и сделать Главный Престол видным для людей.

Органный мастер Клайс, соединил два органа XVIII века в один огромный орган. Он сохранил древние части для представлений старых мастеров, и увеличил его за счет двух групп педальных труб.

Сегодня орган имеет 67 регистров, с тремя ручными регистрами, теперь этот орган можно использовать при исполнении любых органных произведений. Также были сохранены статуи XVIII века: Пророк Давид, поэт псалмов, с арфой (слева); Цицилия Солунская, покровительница музыки (справа), а по центру фигуры ведущего ангела с младшим ангелом, играющие музыку.

Справа, напротив колонны, замечательный портрет Святого Карла I Доброго.

В южном приделе, над замечательными резными скамьями гильдии перевозчиков (1696 год), находится изображение воскресшего Иисуса «Отец и Сын» (Pieter Claeissins, Брюгге , 1573 год).

Витражные окна создал Jules Dobbelaere в 1903 году. Слева направо на этих витражах можно увидеть сцены из Библии: поклонение пастухов, поклонение волхвов, проповедь Христа в храме и момент передачи святому Петру ключей от Царства Небесного.

В северном проходе напротив западной стены собора висит картина «Сошествие Святого Духа», написанная фламандским художником Якобом ван Остом старшим (Jacob van Oost the Elder, Брюгге, 1658 год).

Центральная часть собора

В начале юбилейного 2000 года епископ освятил новый алтарь. Во время создания этого алтаря перед дизайнером Риком Жираром (Rick Girard) стояло две задачи: новые элементы алтаря должны были слиться со старым зданием в одно целое, а также располагаться таким образом, чтобы празднующие прихожане собирались не спереди, а вокруг стола и кафедры.

Кресло епископа сделано из скамеек хора кафедрального собора Святого Мартина в городе Ипр. Название епископальной церкви изменилось на кафедральную из-за того, что кресло епископа называют «кафедра». Именно здесь епископ проводит службу в праздничные дни.

В самом центре находится распятие и подсвечники из посеребренной латуни (XVII-XVIII век), а на южных ступеньках – подсвечник для Пасхальной свечи.

На сегодняшний день квадратный алтарь является центром церкви. Стороны столешницы – дубовые границы лестницы и стульев, расположенных вокруг. Здесь проходят собрания прихода. На кафедре проповедник возвещает о Слове Божием из Библии, вокруг алтарного стола прихожане делят хлеб между собой во имя Господа.

Изумительные неоготические витражи в хоре, работа художников Жан Бетьюн, Артур Верхеген и братья Куке (Jean Bethune, Arthur Verhaegen and the Couke brothers, 1861-1906 года).

Два больших витража трансептов (Henry Dobbelaere). Справа от южной стороны, можно увидеть изображение 12 малых пророков, чуть выше 12 апостолов и Христос с Орудиями Страстей на вершине; а также гербы Брюгге, Бельгии и Фландрии (1870 год).

Слева у основания, к северной стороне, изображены 12 сыновей Иакова, над ними – Древо Иессея, предка Иисуса, и Мадонна с Младенцем на самом верху (1875 год).

Мраморный алтарь (Jacques Cocx, Гент, 1636 год) украшен антепендиумом, взятым из церковной богатой коллекции. Алтарная картина (Jan Janssen, 1640 год) изображает Возрождение Христа. Сверху ангелы, указывающие на Спасителя, Христа-Искупителя, который стоит выше с Крестом и вытянутыми в стороны руками. В ногах его находятся два маленьких ангела, один из них держит Терновый Венец. А по бокам – статуи святых покровителей церкви: слева, Св. Донациан с книгой и свечами; справа, Св. Элигий с посохом и молотом. Также с двух сторон находятся усыпальницы двух епископов Брюгге: справа – Его Преосвященство Ван Сустерен ( Mgr. Van Susteren, † 1742 год), слева – Его Преосвященство Де Кастильон (Mgr. De Castillon, † 1753 год) – произведения искусства скульптора из Брюгге Henrik Pulinx the Elder (Брюгге, 1747-1758 года).

Готические хоровые скамьи (1430 год) имеют скульптурные сиденья или «misericordiae» (милосердие), с библейскими сценами или сценами из повседневной жизни. Балдахин над хоровыми скамьями убрали еще в 1478 году и повесили на его месте гербы рыцарей Ордена Золотого Руна над верхними рядами сидений. В том же году рыцари этого Ордена провели 13 собрание, чтобы назначить новых членов и главу Ордена.

На самом деле, Карл Смелый, являвшийся на тот момент главой Ордена, так как был герцогом Бургундии, а также повелителем Нижних земель (исторические Нидерланды), погиб в Нанси в 1477 году, оставив после себя только дочь, Марию Бургундскую. Более того, много рыцарей погибло с последнего собрания в Валансьене в 1473 году. Их щиты с гербами не служат украшением церкви, на них завязаны ленты. Именно здесь муж герцогини Марии, Максимилиан, эрцгерцог Австрии, был наделен правом стать главой знаменитого (и ныне существующего) Ордена Рыцарей. Таким образом, Орден перешел от Бургундской династии к Габсбургам. Были назначены восемь новых рыцарей.

Над хоровыми скамьями висят шесть гобеленов из серии восьми, которые были заказаны первым епископом Брюгге (1716-1742 года) для собора Св. Донациана: на северной стороне можно найти Ношение Креста, Свадебный пир в Кане и Явление Христа ученикам; на южной стороне: Учения Иисуса в храме, Въезд в Иерусалим в вербное воскресенье, Христос у Симона-фарисея. Две остальные висят над трансептами с изображениями сцен Рождества и Воскресения Христова. Они были изготовлены ремесленником Джаспером ван дер Борхтом (Jasper van der Borcht, Брюссель, 1731 год). Примечательно, что эскизы этих гобеленов (Jan van Orley, Брюссель, 1665-1735 гг.) также находятся в церкви.

Смотрите так же:  Собор лиц

В хоре находятся три медных аналоя, также подаренные первым епископом Брюгге. Один в форме орла, на нем написана дата 1605 года, и он украшен маленькими статуями Евангелистов. А два других – двойные аналои, датированы 1727 годом. Пара барочных аналоев, усыпальницы, гобелены и их рисованные убранства – все эти произведения искусства были взяты из собора Св. Донациана. Выйти из хора можно через северный выход, чтобы попасть к северному трансепту.

Собор спасителя в брюгге

БРЮГГЕ СОБОР СПАСИТЕЛЯ – самая древня церковь города. Собор является главным городским храмом, в нем размещается кафедра епископа. Он отличается изяществом и особым шармом старинных линий, великолепием среднего нефа, чудесными узорами фасада, мощными контрфорсами. Однако в его архитектуре исследователи находят несколько спорных моментов. Так, башня, отреставрированная полтора века назад в стиле «опоздавшей готики», издали смотрится величественно, а вблизи полностью выпадает из архитектурного ансамбля. Специалистам в этой области искусства стилевое несоответствие слишком бросается в глаза, поэтому они не рассматривают Собор Спасителя в Брюгге как образчик готической классики. В остальном же он представляется им практически идеальным, если данное определение, конечно, применимо к великим памятникам архитектуры. Храм был основан в X в., но строился не как величественный собор, а всего лишь как приходская церковь, и важнейшим сакральным сооружением Брюгге стал не сразу: статус собора ему был присвоен лишь в XIX в. Обязывало расположение: самый центр города, напротив ратуши. Кафедральный собор Христа Спасителя в Брюгге находится недалеко от Большой площади. На этом месте уже в IX в. располагалась небольшая церковь, но в начале XII в. она сгорела, и на ее месте возвели более крупное здание. Церковь несколько раз подвергалась пожарам, и здание, дошедшее до наших дней, относится к XIX в. Неприметность и некоторую грубоватость, внешнюю простоту строения здания компенсирует богатое внутреннее убранство с множеством церковных ценностей и произведений искусства. Интерьер собора необычайно уютен и приятен. Возможно, из-за множества предметов искусства, чудом уцелевших и унаследованных собором от самой первой приходской церкви, от того, что стены украшены чудесными брюссельскими гобеленами XVIII в., настенными живописями, ставших моделью для изготовителей гобеленов, а также деревянных деталей и искусно вырезанной деревянной кафедры. Сохранились и прекрасно выглядят хоры XVI в., а над ними – изображения рыцарей ордена Золотого Руна, принимавших участие в походе 1478 г. При соборе организован музей, где хранятся такие ценности, как триптих «Мученическая смерть святого Ипполита» (совместная работа Дирка Баутса и Гуго ван дер Гуса, датируемая 1470 г.), картина «Голгофа» (одна из самых старых полотен в Брюгге, предположительно 1380 г.) и др. Орган собора, созданный в стиле позднего барокко в 1717 г., один из самых старых в стране. В конце XVIII в. французские жители Брюгге свергли епископа и разрушили его резиденцию, а восстановили в 30 гг. XIX в., после обретения Бельгией независимости (новый епископ присвоил ему статус собора). Однако внешний вид храма не совсем соответствовал его высокому назначению, и было принято решение внести необходимые изменения, в первую очередь – достроить башни. К тому моменту пожаром была уничтожена крыша собора, и английский архитектор Уильям Чантрелл был приглашён для реставрации храма и достройки башни, заложенной в 12 в., тем более что от оригинального храма сохранилась её нижняя часть. Но архитектор вместо того, что бы достроить недостающую часть в неоготическом стиле, выбрал романский проект, и на башню обрушился шквал критики. В результате всё было ограничено сооружением шпиля.

Собор святого Сальвадора в Брюгге. Ну-ну

Кто такой св. Сальвадор и при чем тут Брюгге

Как-то попался мне на глаза отзыв о соборе святого Сальватора в Брюгге. Такие вещи часто встречаются. В оригинале (по-нидерландски) собор называется Sint-Salvatorskathedraal. Отсюда и калька на русский язык – собор святого Сальватора. Ничего удивительного, даже несмотря на то, что по-нидерландски salvator звучит скорее как «солфатор», а вовсе не как «сальватор».

Понятно, что большинство копирайтеров, пишущих для всевозможных туристических порталов, не утруждают себя изучением деталей, а доверчивые туристы потом переписывают в своих отзывах всякую чепуху. Однако мне показалось этого мало. Мелькнуло предположение, что кто-нибудь наверняка додумался до написания «святой Сальвадор»! Все-таки для нашего уха «Сальвадор» (через «д») звучит гораздо привычнее, чем «Сальватор» (через «т») или «Солфатор». Сальвадор Дали, например. Знакомо? Ну дык а то ж.

Так и оказалось. Причем масштабы бедствия меня поразили. Полюбуйтесь на поисковую выдачу Яндекса:

На первом месте сайт туроператора. Даже туроператор (!) позволяет себе гнать пургу про собор святого Сальвадора в Брюгге.

Отличился и Google:

Ну, хотя бы через «т» написано, а не через «д». И на том спасибо.

Хотя стоп. Кто такой святой Сальвадор/Сальватор? Вдруг и вправду собор Sint-Salvator назван в его честь?

Мне стало интересно. Я начал искать. И вот что нашел.

Действительно, святой Сальвадор существует. В Википедии есть подробная статья о нем: см. здесь (на английском). Также кое-какую информацию можно почерпнуть тут (ресурс опять-таки англоязычный). В нескольких словах перескажу.

Считается, что родился будущий святой (полное имя – Salvador Pladevall i Bien) в 1520 году в местечке Санта-Колома-де-Фарнерс (Santa Coloma de Farners), что в каталонской провинции Жирона (кат. Girona). Позже он оказался в Барселоне, где и встал на путь монашеского служения. Спустя некоторое время Сальвадор присоединился к Францисканскому монашескому ордену (если точнее, то к так называемому Ордену меньших братьев, O.F.M.). А еще через какое-то время, будучи в Тортосе, снискал славу целителя, избавляющего людей от всяческих недугов.

Народ потянулся к монаху толпами, что, видимо, и послужило причиной его дальнейших скитаний по монастырям. Пожалуй, самый продолжительный период оседлой жизни святого Сальвадора связан с монастырем, расположенным неподалеку от деревеньки Орта (кат. Horta de Sant Joan). Там он появился, предположительно, в 1547 году и оставался до 1559 года, продолжая творить чудеса исцеления. Собственно говоря, поэтому его и называют святым Сальвадором из Орты, а сам монастырь неофициально именуется Монастырем святого Сальвадора (кат. Convent de Sant Salvador, см. www.hortadesantjoan.cat).

Смотрите так же:  Николо богоявленском морском соборе санкт петербурга

(На фото тот самый монастырь. Отсюда.)

На этом странствия монаха не закончились, и, в конце концов, он оказался в Кальяри, на острове Сардиния, где и провел последние годы своей жизни. Там же покоятся его мощи – в церкви святой Розалии (итал. Chiesa di Santa Rosalia).

Как бы то ни было, никаких связей между святым Сальвадором и Брюгге не прослеживается. К тому же, канонизирован он был лишь в 1938 году. Кому же посвящен кафедральный собор Брюгге? Может быть, есть другой святой Сальвадор, не из Орты, а откуда-нибудь еще?

Всякое может быть. Впрочем, довольно ходить вокруг да около. Sint-Salvatorskathedraal не имеет никакого отношения к святому Сальвадору, краткое жизнеописание которого я привел выше. Salvator в переводе на русский означает «спаситель», и Salvador означает то же самое. Просто в случае с именем перевод не требуется. Поэтому монастырь в Орте – это Монастырь св. Сальвадора. Но в случае с собором речь идет не о святом Сальвадоре, а о святом Спасителе! Понимаете? Брюжский кафедральный собор – это ничто иное, как «Храм Христа Спасителя». Называть его Собором св. Сальватора (и уж тем более, на испанский манер, Собором св. Сальвадора) – это идиотизм.

Таким образом, в Брюгге мы имеем Собор святого Спасителя, и святой Сальвадор тут ни при чем.

К чему это я? В сущности, я ведь тоже доверчивый турист. Точнее был когда-то доверчивым. Но постепенно, замечая свои же ляпы, научился проверять информацию, даже если она опубликована на крупных хорошо известных сайтах. Чего и вам желаю. Дружно скажем нет идиотизмам

Отзыв: Кафедральный Собор Святого Спасителя (Бельгия, Брюгге) — Главный храм прекрасного Брюгге

Посещение практически каждой церкви в историческом центре красивейшего бельгийского города Брюгге сравнимо с визитом в прекрасный музей, обладающий чудесной коллекцией произведений искусства.

После осмотра великолепного интерьера Базилики Святой Крови и местной церкви Нотр Дам с мраморной Богоматерью, созданной самим Микеланджело, нам почему-то казалось, что впечатления от знакомств с интерьерами храмов этого города непременно пойдут на убыль.

Однако, перешагнув порог Кафедрального собора Святого Спасителя (или, как называют его в самом Брюгге – Sint Salvator Kathedraal), мы поняли, что были неправы. В его очень строгом (хотя и достаточно банальном) готическом здании с хорошо видной издалека 80-метровой башней хранится множество ценнейших, интереснейших работ фламандских мастеров. Впрочем, в богатом и процветающем Брюгге, чуть ли не каждый метр которого наполнен сказочной красотой, пожалуй, и не могло быть иначе.

Собор Святого Спасителя (в некоторых путеводителях также присутствует не очень удачный перевод — «Сан-Сальватор») считается самой старой кирпичной церковью Бельгии. Я не буду рассказывать историю собора «от» и «до»; она для этого слишком длинна и местами откровенно трагична. Скажу лишь, что его основание приписывают Святому Элигию (Элуа) – епископу Нуайонскому, и произошло это приблизительно в VII веке. Далее – череда пожаров и перестроек, переходов из рук в руки. В XVI веке им на 4 года завладели реформаторы-кальвинисты, которые основательно «поработали» над его интерьером, убрав из него наиболее ценные реликвии и скульптуры. В XIX веке он становится самым главным собором Брюгге – вместо разрушенного французскими революционерами собора Святого Донация, и в него же «стекаются» ценности из других разрушенных храмов.

Большинство увиденных нами предметов интерьера собора Святого Спасителя заставляют говорить комплименты мастерству известных и неизвестных художников, скульпторов, резчиков, чеканщиков, ювелиров, ткачей.

Первое, что привлекло наше внимание в главном алтаре – это старинные резные хоровые скамьи с висящими над ними гербами рыцарей Ордена Золотого Руна. Указанный в книге «возраст» скамеек (XV век) вызывает два противоречивых чувства: глубокое почтение и такое же глубокое недоверие (а вдруг все-таки в ней опечатка).

На стенах, над хоровыми скамьями – роскошные гобелены. Гобелены датируются XVIII веком и заказывались первым епископом Брюгге для уничтоженного собора Святого Донация. На гобеленах – различные сцены из жизни Иисуса: въезд в Иерусалим, явление ученикам и т. д.

Сколько воды утекло с того времени, сколько всего успела пережить Европа, но как сохранилось богатство красок! Посмотрите, как «проработаны» лица, складки одежды, детали зданий…Все объемное и как живое. Автор этих чудесных работ – брюссельский мастер Jasper van der Borcht, а автор эскизов – Jan van Orley.

Над алтарной картиной (она называется «Возрождение Христа» и написана Яном Янссеном) – скульптурная группа, в составе которой можно увидеть покровителей собора: слева – Святой Донаций, а справа – Святой Элигий.

Мы также не могли остаться равнодушными к многочисленным прекрасным картинам, на которых с первого взгляда легко узнается почерк фламандцев.

В соборе великолепные витражи. На одном из них – трогательная сцена исцеления женщины, прикоснувшейся к животворящему кресту Господню, найденному равноапостольной императрицей Еленой.

К числу наиболее впечатляющих предметов интерьера я, безусловно, отношу и два ювелирных чуда – два реликвария. Первый из них – реликварий с частицей мощей фландрского графа Карла Доброго. Граф, впоследствии причисленный к лику святых, в XII веке был злодейски убит заговорщиками за проводимую им политику – в тот самый момент, когда он молился в собственной часовне. Реликварий же изготовили намного позднее – в позапрошлом столетии – два замечательных мастера: E.Van Damme из Брюгге и A. Bourdon из Гента по эскизу Жана Бетюна.

Реликварий выполнен из золоченой меди, украшен эмалью, драгоценными и полудрагоценными камнями, горным хрусталем. На одном из торцов реликвария можно увидеть фигуру самого Карла Доброго. Реликварий по причине его исключительной ценности помещен в стеклянную витрину, поэтому приношу извинения за блики на фото.

Не менее (а, пожалуй, даже более!) великолепен и второй реликварий – реликварий Святого Элигия, сделанный из серебра в XVII веке мастером Яном Краббе. Что любопытно, сам Святой Элигий (один из наиболее почитаемых святых северо-западной Европы) до начала своей духовной и в том числе епископской карьеры был довольно талантливым ювелиром, работы которого имели успех у королей. Реликварий украшен изображениями апостолов, на его торцах – изображения Христа и самого Элигия. На крышке – евангелисты, Дева Мария, вновь Элигий, ряд католических святых, трубящие ангелы и ангел с короной в руках. Стоит ли говорить, что к этим сокровищам непрерывно подходят туристы, чтобы сфотографировать их на память.

Я не утверждаю, что собор Святого Спасителя является самым красивым католическим храмом Брюгге, всей Бельгии и тем более всей планеты Земля, однако как его, так и имеющийся при нем музей-сокровищницу непременно следует посетить во время визита в этот город.

Во-первых, – это один из основных символов города и, во-вторых, замечательная возможность ознакомиться с фламандским искусством. Ведь красота не имеет возраста, конфессии и гражданства…