Меню

Собор рена

Биография Кристофера Рена (Christopher Wren)

Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711 год, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестьем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.

Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676-1684) в Кембридже. В 1669 году он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

Кристофер Рен (Wren) (20.10.1632, Ист-Нойл, Уилтшир, — 25.2.1723, Хэмптон-корт), английский архитектор и учёный. Между 1649 и 1653 годами изучал математику в Оксфордском университете. С 1657 года профессор астрономии в Лондоне, с 1661 года в Оксфорде. В 1681-1683 годах президент Лондонского королевского общества. Обратившись с 1660-х годов к архитектуре, стал крупнейшим представителем английского классицизма. План реконструкции Лондона, составленный Реном после пожара 1666 года, не был осуществлен, но зодчий построил в Сити многочисленные жилые дома, а также церкви, отличающиеся необычайным разнообразием конструктивных и пространственных решений (церковь Сент-Мэри-ле-Боу). Главные произведение Рена — собор святого Павла в Лондоне (1675-1710), являющийся самым большим протестантским храмом в мире и гармонично объединяющий в своей композиции осевую систему с центральнокупольной. Среди других лондонских построек Рена — величественные ансамбли госпиталей в Челси и Гринвиче. Много строил также в университетских городах (библиотека Тринити-колледжа в Кембридже).

Великое творение Рена

Великое творение Рена

Пока в Лондоне менялись правители, а затем династии, строительство шло своим чередом. 2 декабря 1697 года прошло первое богослужение, хотя на святыне еще не было купола. Его закончили в 1708 году, когда 26 октября сын Рена, тоже Кристофер, вместе с главным каменщиком строительства положил последний камень в венчающий купол фонарь. Работы (в частности, при западном фасаде) продолжались еще три года — моментом их завершения считается торжественный акт 25 декабря 1711 года, изданный английским парламентом. Тогда же решился вопрос с выплатой проектировщику вознаграждения, задержанного четырнадцать лет назад властями, которым показалось, что строительство идет слишком медленно. Однако это было несправедливо по отношению к Рену, который постоянно, по крайней мере раз в неделю, приходил на строительную площадку. Это неуважение с лихвой компенсировал архитектору тот факт, что он единственный из известных проектировщиков великих святынь Европы увидел свое творение завершенным. Кафедральный собор стал и местом вечного упокоения Рена: на скромном надгробии в крипте[1] церкви видна простая — составленная сыном — латинская фраза: Lector, si monumentum requires, circumspice (Читатель, если ищешь его надгробный памятник, оглянись вокруг).

А тут есть чем восхититься! Новый Святой Павел — настоящий шедевр барочной архитектуры не только на Британских островах. Огромное здание, возведенное из портландского камня, выделяется своей кремовой белизной среди окружения, над которым до сих пор доминирует, несмотря на постоянное расширение Сити. Своими размерами святыня сравнима со своим предшественником: длина 158 м, ширина трансепта[2] 75 м, а высота пика купола 111 м. Посетителя встречает эффектный широкий западный фасад с двухэтажным портиком с колоннадой, замкнутым между двумя башнями — внизу приземистыми, выше переходящими в стройные фонари, украшенные золотыми шишками пинии. Но доминантой строения является великолепный купол, окруженный колоннадой. Его элегантная форма отчасти подражает купольным святыням Парижа, которые увидел Рен во время своей учебной поездки, но отсылает нас прежде всего к шедевру Микеланджело — куполу собора Святого Петра в Риме. Лондонский купол — это также истинный шедевр строительной инженерии, выдающей математическую образованность своего автора. Рен запланировал его… тройным! Первый внешний слой виден изнутри собора, он вознесен на высоту 68 м и приведен в соответствие с пропорциями всего интерьера церкви. Второй слой виден снаружи, он значительно выше (до основания фонаря — 85 м), этот купол должен был доминировать в панораме города. Между ними находится третий слой в виде обложенного кирпичом конуса, который является опорой для тяжелого каменного фонаря, оптически венчающего внешний купол. Правда, вопреки планам Рена, внутренняя сторона купола была декорирована не мозаикой, а фантастическими монохромными фресками (написанными в 1715–1716 гг.), но и сегодня многое в оформлении святыни отражает намерения архитектора. По его рисункам знаменитые английские ремесленники изготовили существующий до наших дней Большой орган, установленный в 1695 году, а также великолепные хоры. В этих деталях наряду с архитектурой, похоже, до сих пор, после трех столетий обогащения собора произведениями искусства, ярко читается замысел концепции Кристофера Рена. Лондонский кафедральный собор Святого Павла — несомненно, его opus magnum, это одновременно памятник набирающей силу Англии и лебединая песня династии Стюартов, по воле которых он был воздвигнут.

Смотрите так же:  Храмы и соборы московского кремля

Западный фасад — это двухъярусный колонный портик, ограниченный двумя башнями с ажурными шатрами

СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА В ЛОНДОНЕ МНОГОКРАТНО ПЕРЕСТРАИВАЛСЯ. ПОСЛЕДНИЙ ВАРИАНТ — ТВОРЕНИЕ КРИСТОФЕРА РЕНА, АРХИТЕКТОРА, КОТОРОМУ КОРОЛЬ КАРЛ II ПОРУЧИЛ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТОЛИЦЫ ПОСЛЕ ВЕЛИКОГО ПОЖАРА. РАБОТЫ, ДЛИВШИЕСЯ 35 ЛЕТ, НАЧАЛИСЬ ПОСЛЕ РАЗБОРКИ СТАРЫХ СТЕН В 1675 ГОДУ.

Интерьер собора на гравюре, опубликованной в «Magasin Pittoresque», 1840 г.

В КРИПТАХ СОБОРА ХОРОНЯТ ВЕЛИЧАЙШИХ СЫНОВ И ДОЧЕРЕЙ БРИТАНИИ. В ЧАСТНОСТИ, ТАМ ПОХОРОНЕН АДМИРАЛ НЕЛЬСОН, ПРИНЦ ВЕЛЛИНГТОН, УИЛЬЯМ БЛЭЙК, АЛЕКСАНДР ФЛЕМИНГ, ГЕНРИ МУР, ФЛОРЕНС НАЙТИПГЕЙЛ И САМ СТРОИТЕЛЬ СОБОРА.

Лондонский собор на почтовой марке Новой Зеландии

Биография Кристофера Рена (Christopher Wren)

Кристофер Рен (Christopher Wren) (1632-1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 года в городке Ист-Нойл, в Уилтшире, в семье священника. Учился в школе св. Павла в Лондоне, а затем в Уодем-колледже в Оксфорде. В 1657 году Рен стал профессором астрономии в лондонском Грешэм-колледже, а четырьмя годами позже — в Оксфорде. С 1660 года — член, а в 1680-1682 годах — президент Лондонского королевского общества.

В 1665 году, желая пополнить знания, Рен совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж. Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса. Некоторые принципы, которыми Рен руководствовался при создании своих проектов, были описаны им и могут быть восстановлены по сохранившимся записям.

Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663-1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св. Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666 года. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».

За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718 году. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 года и был похоронен в соборе св. Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н. Хоксмором и Дж. Гиббсом. Он оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

Кристофер Рен (Wren) (20.10.1632, Ист-Нойл, Уилтшир, — 25.2.1723, Хэмптон-корт), английский архитектор и учёный. Между 1649 и 1653 годами изучал математику в Оксфордском университете. С 1657 года профессор астрономии в Лондоне, с 1661 года в Оксфорде. В 1681-1683 годах президент Лондонского королевского общества. Обратившись с 1660-х годов к архитектуре, стал крупнейшим представителем английского классицизма. План реконструкции Лондона, составленный Реном после пожара 1666 года, не был осуществлен, но зодчий построил в Сити многочисленные жилые дома, а также церкви, отличающиеся необычайным разнообразием конструктивных и пространственных решений (церковь Сент-Мэри-ле-Боу). Главные произведение Рена — собор святого Павла в Лондоне (1675-1710), являющийся самым большим протестантским храмом в мире и гармонично объединяющий в своей композиции осевую систему с центральнокупольной. Среди других лондонских построек Рена — величественные ансамбли госпиталей в Челси и Гринвиче. Много строил также в университетских городах (библиотека Тринити-колледжа в Кембридже).

Собор Святого Павла в Лондоне

Собор Святого Павла в Лондоне

Кафедральный собор Святого Павла (Сент-Пол) в Лондоне построен там, где в римские времена находился языческий храм богини Дианы. На его месте, по преданию, была основана первая христианская церковь Лондона. Но достоверные исторические сведения о существовании в Лондоне храма во имя Святого апостола Павла, считавшегося святым покровителем и заступником Сити, относятся только к началу VII века.

Смотрите так же:  Собор св Петра в лондоне

Старый собор Сент-Пол, сгоревший в 1666 году, сохранился только в многочисленных средневековых изображениях. Он являлся сложным сочетанием норманнского, романского и готического стилей, так как многократно перестраивался после частых пожаров с XI по XVI столетие. Этот храм имел самую высокую в средневековой Европе колокольню высотой 520 футов (около 156 м).

Собор Святого Павла

Существующее здание собора построено в 1675–1710 годах архитектором Кристофером Реном. Чтобы изыскать средства, необходимые для постройки собора, в Англии был введен дополнительный налог на уголь, ввозимый в страну. Перед Реном стояла трудная задача: требовалось не просто восстановить сгоревшую постройку, но создать новое грандиозное сооружение, крупнейший в Европе англиканский храм, который призван был соперничать с самым большим католическим храмом – собором Святого Петра в Риме. Первоначальный проект собора задумывался Реном несравнимо проще и грандиознее, но эти планы были испорчены вмешательством духовенства и королей Карла II и Якова II. Тем не менее Рену удалось добиться разрешения вносить в ходе строительства отдельные изменения в утвержденный проект, чем он сполна сумел воспользоваться: исследователи с удивлением отмечают, что собор, построенный Реном, имеет мало общего с проектом.

Колоссальное здание собора, построенное Кристофером Реном, стоит на холме и до недавнего времени являлось самым высоким сооружением в Лондоне – его высота составляет 111 м. Собор не теряется даже среди современной многоэтажной городской застройки. Можно представить, какое впечатление он производил в те годы, когда самое высокое здание Лондона не превышало четырех этажей!

В своем нынешнем виде собор выделяется строгой продуманностью пропорций и гармонией архитектурных деталей. Купол Сент-Пола относится к числу самых совершенных и знаменитых купольных конструкций в Европе (наряду со Святой Софией в Константинополе, собором Святого Петра в Риме и Флорентийским собором). А сам собор Святого Павла уже давно вошел в историю английского и мирового искусства.

На небольшой площади перед входом в собор установлен памятник королеве Анне, в правление которой строительство собора было завершено. Существующий памятник – копия, сменившая первоначальное сооружение в 1886 году. Главный, западный фасад собора украшает огромный портик почти 30-метровой высоты. Портик двухъярусный и имеет шесть пар колонн в верхнем и четыре пары в нижнем ряду. Его увенчивает фронтон со скульптурной композицией «Обращение Савла» работы скульптора Френсиса Берда. Это довольно редкое для Англии начала XVIII века монументальное произведение.

По обеим сторонам портика поднимаются две башни-колокольни. Они возведены в 1706–1708 годах. В правой, южной башне находится самый большой колокол Англии – «Большой Пол», весящий 16 тонн.

Длина всего здания составляет 175,5 м. Внутри собор, ренессансный по отделке и готический в плане, производит впечатление некоторой холодности и пустоты. Эта сухость внутреннего убранства даже вынудила лондонцев в конце концов учредить в 1860 году специальный денежный фонд для украшения интерьера собора Святого Павла. На эти средства были сооружены скульптуры над «Галереей шепота» и созданы мозаики, украшающие алтарную часть и подкупольное пространство.

Достоинством собора Святого Павла являются совершенство всех архитектурных форм, мастерски исполненные детали. Здесь можно видеть прекрасную резьбу по камню, великолепные ажурные решетки из кованого железа. Произведением искусства являются деревянные скамьи, выполненные в конце XVII века английским мастером Гринлингом Гиббонсом. Их отличает тончайшая резьба и высокое художественное совершенство. Орган собора – один из лучших в Англии, изготовлен в 1694 году.

Находящиеся в соборе многочисленные памятники на надгробиях знаменитых людей малохудожественны, самый интересный из них – конная статуя лорда Веллингтона, победителя Наполеона при Ватерлоо. По лестнице, берущей начало в восточном углу южного крыла собора, можно подняться в находящуюся ярусом выше библиотеку и на расположенную на следующем ярусе «Галерею шепота» – здесь слова, произносимые шепотом у одной стены, отчетливо слышны у противоположной стены галереи, на расстоянии 32 м. Еще выше, вокруг основания купола, проходит Каменная галерея, а над ней – Золотая галерея у вершины купола, откуда открывается потрясающий вид на Лондон.

Купол собора Святого Павла возвышается на высоком барабане, окруженном колоннами. Купол имеет сложную конструкцию – он выполнен тройным. Снаружи можно видеть только его внешнюю свинцовую оболочку, которая покоится на деревянной конструкции. Эта конструкция опирается на кирпичный конус, который полностью скрыт от глаз зрителя, так как под ним находится еще одна оболочка – внутренний купол, играющий роль потолка. Такая сложная конструкция обеспечила куполу большую устойчивость, проверенную веками. Даже в годы Второй мировой войны, когда немецкие авиабомбы рвались вокруг собора и повредили его восточную часть, купол устоял. Росписи купола выполнены в 1716–1719 годах художником Торнхиллом и посвящены деяниям апостола Павла.

Смотрите так же:  Собор поместный 2019

Крипта собора служила местом захоронения многих выдающихся деятелей Англии. Здесь погребены адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, живописец-пейзажист Тернер, первый президент Королевской Академии художеств Рейнольдс, а также строитель собора – архитектор Кристофер Рен. Над могилой последнего нет надгробного памятника. Вместо него высеченная на стене эпитафия сообщает, что памятником архитектору является «то, что вы видите вокруг» – то есть сам собор Святого Павла…

Собор Святого Павла, главный кафедральный собор Лондона

Собор Святого Павла, бессмертное творение великого архитектора Сэра Кристофера Рена, является кафедральным собором Лондона, то есть главной городской церковью города.

Нынешний собор — пятый собор на этом месте. Первый собор был освящён ещё в 604 году, хотя есть предположения о существовании ещё более раннего храма.

В 1981 году этот собор свидетельствовал венчание Леди Дианы Спенсер и Принца Чарльза. Здесь в 1965 году проходила церемония прощания с Уинстоном Черчиллем, а в 2013 году здесь прощались с Маргарет Тэтчер.

Элегантные интерьеры собора, полные воздуха, света, впечатляют помимо этого цветовой гаммой изящного мозаичного декора плафонов, сверкающих подобно драгоценным камням.

Усевшись удобно под сводами огромного купола, я вам поведаю историю христианства в Англии. Расскажу о главных отличиях между тремя основными деноминациями христианства: католичеством, православием и протестантством.

Если пожелаете, детально развенчаю ошибочное мнение о том, что протестантизм обязан своему появлению в Англии Генриху VIII из династии Тюдоров. Мол, такова была его реакция на нежелание Папы Римского пожаловать ему развод от Екатерины Арагонской, не способной подарить ему мальчика наследника. Нет, причины возникновения протестантства появились в Европе в целом, и в Англии в частности задолго до XVI века.

Разногласия по поводу развода были событием, ускорившим разрыв с Римской Католической Церковью, но ни в коем случае не причиной появления АНГЛИКАНИЗМА.

Попытаемся с вами осилить 530 ступеней, ведущих к обзорной площадке ЗОЛОТОЙ ГАЛЕРЕИ, построенной над внешним куполом собора. Ваши пот и слезы будут награждены великолепной панорамой Лондона.

Проверим акустику ГАЛЕРЕИ ШЕПОТА, которая обязана своим названием акустической особенности: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается её стенами, в результате чего этот шепот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

В склепе поклонимся захоронению великого зодчего этого собора Сэра Кристофера Рена, а также подойдем к местам захоронений адмирала Нельсона, герцога Веллингтона, многих британских художников, а также Сэра Александра Флеминга, случайно открывшего в 1928 году первый антибиотик — пенициллин.

Герцог Веллингтон в 1815 году в битве при Ватерлоо окончательно разбил войска Наполеона, сбежавшего из плена с острова Эльба в 1814 году и собравшего под свои знамёна огромную армию; позднее пленённый при Ватерлоо Наполеон скончался в 1821 году в изгнании на британском острове Святой Елены.

В крипте увидим древнюю часовню, отведённую для церемоний рыцарей Ордена Британской империи, в списках которого среди многих числятся Сэр Пол Маккартни, Сэр Алекс Фергюсон, изобретатель WWW («интернета» по-народному) Сэр Тим Бернерс-Ли, а также, пожалуй, самый великий математик всех времён Сэр Эндрю Уайлс, нашедший в 1994 году доказательство к самой сложной загвоздке в математике: с 1637 года самые превосходные математические умы отступали в поражении перед разрешением Последней теоремы Ферма (считается, что теорема Ферма стоит на первом месте в мире по количеству некорректных «доказательств»).

Среди женщин рыцарей ордена Британской империи числятся Дама Агата Кристи, Дама Элизабет Тейлор, Дама Анджелина Джоли.

Почему слова Сэр/Дама/Лорд/Леди с последующим за ним именем пишутся с заглавной буквы, а не с маленькой: Сэр Пол (Маккартни), Лорд Байрон, Леди Диана Спенсер?

Потому что слово с заглавной буквы обозначает титул. «Сэр» с маленькой буквы — это просто обращение. Например, «Yes, sir!» — говорит ученик учителю или рядовой офицеру. «Не подскажите, где находится ladies (то есть женский туалет)?»

Супруга же или дочь герцога/маркиза/графа, а также супруга виконта, рыцарша Ордена Подвязки или супруга рыцаря будет иметь перед именем «Леди»: Леди Маргарет Тэтчер, например, принадлежала к Ордену Подвязки или Леди Линда Маккартни.

За заслуги перед Родиной в Великобритании не дают орден Ленина или Красной Звезды, а даруют рыцарский титул. «Сэр» и «Дама» перед именем должны вас пристальнее вглядеться в этих незаурядных личностей, которые явно преуспели в какой-то области человеческой деятельности.