След дьявола собор девы марии

Тайны Фрауенкирхе. История самой известной церкви Мюнхена

Наряду со всемирно известным Октоберфестом (Oktoberfest) – самым большим народным гулянием в мире и Мариенплац (Marienplatz) — центральной площадью Мюнхена в этом городе есть еще знаменитый Собор святой Богородицы. Это одна из самых популярных достопримечательностей баварской столицы. Именно о нем сегодня пойдет наш рассказ.

Строили собор Св. Богородицы, больше известный как Фрауэнкирхе, с 1468 по 1525 год. Длина этого кирпичного сооружения составляет 109 м, ширина — 40 м. А его высота без учета знаменитых бышен ровняется 37 м. В опровержение давней легенды, что башни сильно различаются по высоте, в действительности они почти одинаковые. Высота южной составляет 98,45 м, а северной — 98,57 м. Существует великое множество интересных изображений собора святой Богородицы на открытках и сувенирах. Часто в основе таких рисунков сюжет тех самых башен-близнецов, давно превратившихся в своеобразный символ баварской столицы. «Мои любимые аспарагусы» (спаржа. пр. авт.), как называл их баварский курфюрст Макс III Йозеф.

Трагическое происшествие

Говорят, решение о строительстве собора было принято после одного трагического случая. На месте Фрауэнкирхе прежде стояла куда более скромная по габаритам церквушка. По праздникам в нее набивалось столько народу, что не расчитанная на постоянно растущую толпу прихожан, она буквально трещала по швам. Однажды, когда в храм собралось особенно много верующих, послышались крики «Пожар!». Люди рванулись к единственному выходу из церкви, в результате чего произошла жуткая давка. В итоге пострадало много человек. Кому-то изрядно намяли бока, кому-то оттоптали ноги. А одну совсем еще юную девушку, будто бы первую красавицу города, задавили насмерть. Ясно, что без последствий это происшествие остаться не могло. Да и голоса о необходимости новой, более вместительной церкви становились все громче. А уже вскоре начался и сбор необходимых для строительства средств.

Интересно, что сегодня собор Святой Богородицы уже не производит впечатления того импозантного сооружения, каким оно, без сомнения, являлось раньше. А все дело в том, что его со всех сторон окружают современные здания. Кстати, в Мюнхене по-прежнему нельзя возводить здания выше Фрауэнкирхе! Так что церковь оказалась зажатой как бы в кольцо, и охватить ее полностью взглядом на сегодняшний день не представляется возможным. Впрочем, знаменитые купола-маковки видны издалека. Под одной из них на полу чердака лежит тяжелая деревянная балка, с которой связана одна занятная история.

В свое время эта балка входила в конструкцию перекрытия. Но когда башня была готова, мастер-плотник по-имени фон Штранбинг (von Stranbing) взял и вынул ее оттуда. Сделал он это с одной единственной целью — доказать всем какой он был на самом деле непревзойденный специалист. При этом он, будто бы, заявил, что теперь никто не сможет сказать, где она лежала. И будто бы до сих пор никто так и не смог этого сделать

Вокруг божьего храма практически всегда гуляет ветер. Иногда его порывы срывают с зазевавшихся туристов кепки и шляпы, и, словно, издеваясь над людьми, катают их по мостовой. Почему только у гостей баварской столицы, спросите вы? Да потому, что жители Мюнхена прекрасно осведомлены об этой скверной особенности окрестностей церкви. А посему своевременно придерживают головные уборы руками. Известна им и старинная легенда, связанная с внезапно налетающими на посетителей собора мини-вихрями.

Шторм и дьявол

Строительство Фрауэнкирхе подходило к завершению, когда весть о ней достигла ушей владыки преисподней.

— Что! Еще одна церковь в Мюнхене! — взревел рогатый и в бешенстве пнул копытом, принесшего ему дурную весть чертенка. — Их там и без того хоть пруд пруди!

Когда же дьяволу стало известно, что новый храм посвящался святой Деве Марии, проклятиям его не было конца. Уж очень боялся нечистый, что приток грешников в адские чертоги после сдачи в эксплуатацию новой церкви начнет неумолимо сокращаться. Допустить такого он просто не мог. Однако, вспомнив свои прежние поражения в подобного рода «разбирательствах» с небесными силами, сатана решил заручиться поддержкой. Нужного помощника он приобрел в лице северного штормового ветра. Договорились, что черт ворвется в еще не освященную церковь и начнет крушить ее изнутри. А шторм должен будет заняться фасадом здания. Когда же дьявол влетел под своды Фрауэнкирхе, он в недоумении остановился под церковным органом. С толку его сбило то обстоятельство, что он не увидел в новом храме ни одного окна. На радостях черт так топнул ногой, что на каменном полу остался глубокий след!

— Эти неумехи забыли сделать в новой церкви окна, — захохотал нечистый. — Какой же верующий станет здесь молиться?

Сказав это, дьявол провалился сквозь землю. Каково же было его удивление, когда в день открытия собора святой Богородицы народ повалил туда толпами. Тут только нечистый додумался взглянуть на новую церковь со стороны. И к своему великому гневу обнаружил, что окна у здания имелись в достатке. Однако изменить что-либо дьявол был не в силах. Ибо Фрауэнкирхе к тому времени уже была освящена. Но вот шторм, в отличии от сатаны, не может успокоиться и по сей день. Поэтому вокруг здания практически всегда ветрено.

Тойфельстритт

Кстати, на правой наружной стене храма закреплена предупреждающая табличка. Не смотря на то, что краска на ней почти совсем выцвела и облупилась, став похожей на чешую дракона, надпись все еще хорошо читаема. Текст ее гласит следующее: «Внимание! Во время шторма и снегопада окрестности собора — опасная зона». Имеется в виду, что во время непогоды со стен и крыши здания могут отвалиться куски облицовки. Но нельзя не согласиться, что в свете рассказанной выше легенды надпись на табличке приобретает уже несколько иной смысл.

Но как же могло случиться, что нечистый, находясь внутри церкви, не разглядел там окон? Все очень просто. Центральный зал собора «прорезан» двумя рядами восьмигранных колонн. В общей сложности их 22. Именно благодаря такому их расположению, боковые окна церкви не видны для посетителей, останавливающихся под церковным органом. Сегодня, правда, одно окошко — прямо напротив главного входа — все-таки видно. Но с 1620 по 1858 гг. оно было скрыто за перекладиной. А то место в церкви, где нечистый топнул ногой. сохранилось! И называется Тойфельстритт (Teufelstritt) или «чертов след». Как это не странно, но сегодня многие приходят в собор исключительно ради того, чтобы увидеть его собственными глазами.

Смотрите так же:  Софийский собор самары

На серой мраморной плите в обрамлении желтого квадрата и в самом деле виден отпечаток ступни.Правда,ступни обутой в ботинок примерно 46-го размера! След явно рукотворного происхождения. И с этим трудно не согласиться, даже если представить, что расходящиеся от него во все стороны и заделанные чем-то вроде бетона трещины произошли от соприкосновения с полом дьявольских когтей.

Германия, Мюнхен: Фрауэнкирхе или «След дьявола» в Соборе Св. Богородицы

В 2004 году в Мюнхене на референдуме было принято решение, запрещающее строительство в городе зданий выше 99 метров. Почему именно 99 метров? Да потому, что такова высота самого высокого собора Мюнхена и символа города – Собора св. Богородицы, или, как его чаще называют, Фрауэнкирхе.


Здание, построенное в 15 веке на месте старой часовни Св. девы Марии, имело не просто впечатляющие размеры – оно поражало и удивляло: во время службы в соборе могли находиться 20 тысяч человек (это притом, что все население Мюнхена было всего лишь 13 тысяч).

Однако, несмотря на внушительные размеры (длина Фрауэнкирхе 109 метров, а ширина – 40), внутри собор абсолютно не подавляет своими габаритами. Все внутреннее пространство разделено 22 восьмиугольными колоннами, стоящими в два ряда. Они словно образуют внутри собора прозрачные стены, совершенно не мешая естественному освещению и зрительно уменьшая площадь собора.

Собор задумывался, как фамильный склеп Виттельсбахов и был построен в рекордные сроки – всего лишь за 20 лет. Едва успев закончить главное дело своей жизни, в год окончания строительства умер и архитектор Гангхофер, которого похоронили под северной башней собора.

Единственное, на что не хватило жизни мастеру – это на возведение двух башен с куполами.

Башни, увенчанные уникальными куполами в виде луковиц, были завершены только в 1525 году.

Однако купола Фрауэнкирхе – не единственная оригинальная деталь собора. Совершенно не характерно для готики и отсутствие снаружи собора опор (их мастер разместил внутри), и минимум лепнины. Все это придает собору некую строгость, торжественность и монументальность.

Необычен для католических соборов и интерьер собора. Стены белого цвета, мягкий и теплый цвет свода, свет, проникающий сквозь цветные витражи – все это оставляет ощущение, что вы попали не в готический храм, со свойственной ему атмосферой мистики, а… в музей.

О первоначальном предназначении собора сегодня свидетельствует только капеллы, расположенные справа и слева от входа и гробница императора Людвига IV.

Монумент из черного известняка на самом деле кенотаф – гробница без захоронения. Само же погребение находится в алтарной части, в склепе.

Есть у Фрауэнкирхе и своя загадка — черный отпечаток подошвы около входа в собор – «след дьявола», как его называют.

Как же мог сатана попасть в храм да еще и наследить там? Легенда рассказывает, что когда собор был уже построен, но еще не освящен, дьявол прокрался в храм и не увидел в нем ни одного окна (все дело в том, что боковые окна от входа не видны – их заслоняют колонны, а окно в центральном нефе закрывала триумфальная арка и главный алтарь с картиной «Вознесение Девы Марии»). Дьявол так развеселился, что от радости даже топнул ногой, оставив глубокий отпечаток в каменном полу собора.

Есть еще одна легенда о «следе дьявола». Якобы, строитель собора пошел на сделку с самим Люцифером: тот поможет построить церковь, а за это получит душу первого прихожанина, который зайдет в храм. Однако, когда сатана пришел за гонораром, архитектор указал ему на недочеты в строительстве – в здании не было окон. В гневе, дьявол топнул ногой и убрался не солоно хлебавши.

Фрауэнкирхе в Мюнхене

Главный храм Мюнхена и непременная доминанта его архитектурного облика, Собор Пресвятой Девы Марии, называемый чаще Фрауэнкирхе, — великолепный образец готической архитектуры и один из самых почитаемых соборов Германии. Его две колокольни, увенчанные крытыми темно-зеленой жестью куполами, возносятся над городом на небывалую высоту — 99 м, а протяженный неф с двускатной черепичной крышей весьма напоминает Ноев ковчег. Внутри — лес белоснежных колонн, сходящихся в нервюрные арки, обилие памятных плит (в том числе от двух последних Пап), изумительные витражи и красивые барельефы. Любители мистических историй приходят во Фрауэнкирхе для того, чтобы собственными глазами увидеть отпечаток ноги дьявола — строительство собора окутано самыми невероятными легендами.

Собор Фрауэнкирхе был заложен в 1468 г. по приказу герцога Сигизмунда, работами руководил архитектор Йорг фон Хальсбах. По соображениям экономии и ввиду недостаточных запасов местного камня храм строился из кирпича. Когда в 1479 г. средства все же иссякли, строительство продолжилось по личной индульгенции папы Сикста IV. Колокольни собора были закончены в 1488 г., однако простояли без кровли вплоть до 1525 г., причиной чему явились все те же финансовые трудности. В результате башни перекрыли столь узнаваемыми сегодня зелеными стальными куполами в стиле Ренессанса, взяв за основу форму Купола Скалы в Иерусалиме. В 1494 г. собор был освящен и сегодня, как и 5 столетий назад, принимает многочисленных прихожан. Кстати, его вместимость — 20 тыс. человек, в то время как население Мюнхена в 16 веке равнялось 13 тыс. В годы Второй мировой храм серьезно пострадал и полностью восстановил архитектурные потери лишь в 1994 г.

Башни Фрауэнкирхе видны практически из любой точки Мюнхена, отчасти благодаря тому, что в городе законодательно запрещено строить здания выше. Оценить монументальный облик собора удобнее всего издалека, так как вблизи он порядочно зажат исторической застройкой. В конструкции храма примечательно буквально все: 109-метровый неф, перекрытый ярко-красной двускатной крышей, монументальные колокольни и выигрышный контраст их зеленых куполов, а также в целом слишком округлый, «мягкий» для готики внешний вид.

Смотрите так же:  Собор кремль казань

Внутри посетителя встречает настоящий лес белоснежных колонн, переходящих вверху в перекрестья декоративных арок. Несмотря на фактическое обилие окон, многие из которых украшены замечательными витражами, их почти не видно за колоннами. Легенда гласит, что архитектор собора заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал его строительству. Взамен архитектор пообещал построить храм без окон. В подтверждение этого необычного соглашения любой желающий может удостовериться в «следе дьявола» — темном отпечатке мужского ботинка на пороге собора. Непременно стоить увидеть и мраморный кенотаф императора Луи IV, интересный своими искусными скульптурами.

На башнях собора располагается ансамбль из 10 колоколов, отлитых в период с 14 века по наши дни. Самый тяжелый колокол — Сюзанна — датируется 1490 г. и признается одним из крупнейших в Баварии.

Практическая информация

Адрес: Мюнхен, Frauenplatz, 1.

Время работы: с субботы по среду с 7:00 до 19:00, в четверг — до 20:30, в пятницу — до 18:00. Имеет смысл послушать утреннюю мессу в 9:00, чтобы насладиться особенной атмосферой храма.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Фрауэнкирхе — собор Пресвятой Девы Марии (нем. Frauenkirche — der Dom zu Unserer Lieben Frau)

Готический собор и приходская церковь Пресвятой Девы Марии с 15 века является и остается отличительным символом города. Однако то, что Фрауэнкирхе — место захоронения кайзеров, знает не каждый.

Своим именем собор Пресвятой Девы Марии обязан покровительнице данной церкви, Деве Марии. Собор является резиденцией архиепархии Мюнхена и Фрайзинга. Кирпичное здание, которому более 500 лет, было построено в 1525 году Мюнхенским архитектором Йоргом фон Хальспахом (нем. Jorg von Halspach). Неф церкви длиной 109 метров, 40 метров в ширину и 37 метров в высоту, и здесь могут разместиться по некоторым данным до 20 000 прихожан. Почти 100-метровые башни с так называемыми «французскими чепчиками» заимствованы у Храма Купол Скалы в Иерусалиме.

Лучший вид на город открывается с южной башни собора. И это благодаря тому, что после референдума, проведенного в 2004 году, в городской черте Мюнхена не разрешается строить здания выше Фрауэнкирхе. Для того, чтобы насладиться видом на город, нужно просто сделать несколько шагов по узкой лестнице. Остальной путь подъема происходит на лифте, при этом те, кто владеет немецким языком, могут послушать интересные рассказы лифтера. Поднявшись наверх, можно увидеть не только семь огромных колоколов башни с близкого расстояния, но и насладиться видами на город вплоть до Альп. Три других колокола висят в северной башне, где находится также средневековое ступенчатое колесо со времен строительства. Вопреки распространенному утверждению, что северная башня из-за ошибки строительства на один метр выше южной башни, обе башни Фрауэнкирхе имеют почти одинаковую высоту — 98,57 м и 98,45 м. Кстати, характерные «французские чепчики» на обеих башнях были установлены через 36 лет после окончательного строительства церкви по нескольким причинам — на это не было денег и умер архитектор Йорг фон Хальспах.

След в вестибюле Фрауэнкирхе обозначен как «след дьявола». Здесь должно быть стоял дьявол собственной персоной, поскольку он заключил пари с архитектором Йоргом фон Хальспахом. Дьявол бесцеремонно настаивал, чтобы в церкви не было окон, и с любопытством хотел в этом убедиться. Таким образом он стоял на этом месте, с которого действительно невозможно увидеть окон, поскольку они скрыты колоннами. Радуясь очевидной глупости людей, топнул дьявол ногой и оставил в полу церкви свой след. Когда сатана все же осмелился на следующий шаг, он обнаружил окно. Разъяренный, превратился он в ветер и хотел разрушить здание. Вероятно, он и по сей день пытается это сделать, поскольку тот, кто приближается к собору, либо входит в него, чувствует легкий бриз.

Музыка собора, кенотаф и крипта

Удовольствием для ушей посетителей является музыка Фрауэнкирхе. Главный орган — один из четырех органов собора, был создан в мастерской Георга Джана (нем. Georg Jann). В церкви регулярно проходят органные концерты, есть несколько хоров и школа пения. Музыку можно услышать по воскресеньям и праздничным дням, а также по особым случаям. Главное богослужение в воскресенье начинается в 10-00. В остальные дни службы проходят в 9-00 утра и вечером около 17-30.

Другой изюминкой Фрауэнкирхе является кенотаф Людвига IV Баварского. Надгробный памятник расположен возле главного входа в церковь с правой стороны. Великолепный мемориал великому Виттельсбаху богато украшен бронзовыми фигурами и символами. Большая императорская корона на вершине великолепного корпуса напоминает о титуле императора Людвига Баварского.

Под собором находится могила епископа. Надпись на входной стене напоминает о легендарном благородном доме Виттельсбахов, некоторые представители которого здесь погребены. Здесь также похоронены архиепископы Мюнхена и Фрайзинга, кардинал Юлиус Дёпфнер (нем. Julius Dopfner).

История строительства

С 1240 года церковь, построенная Виттельсбахами, стояла на краю бывшей резиденции. Она была оснащена декоративными алтарями и картинами. С ростом города и населения в 15-м веке было принято решение построить новую, более представительную церковь. Контракт на строительство кирпичного здания церкви получил мюнхенский архитектор Йорг фон Хальспах (нем. Jorg von Halspach), также называемый Йоргом Гангхофером (нем. Jorg Ganghofer). Им также было построено здание Старой ратуши на Мариенплац. С момента закладки первого камня в 1468 году и до завершения строительства церкви прошло 20 лет — для тогдашнего времени это было стремительным продвижением строительных работ.

Архитектура и искусство

Фрауэнкирхе — трехнефная зальная церковь в стиле поздней готики. Ее фасад из неоштукатуренного кирпича, а также внутреннее убранство, просты по-сравнению с другими готическими постройками. Типичный признак готики — возвышающиеся колонны внутри церкви. Они также выступают в качестве перегородок боковой часовни. В отличие от других соборных церквей внутри Фрауэнкирхе светло и уютно. Доминирующие белые колонны и акцентированно светло-охристые ребра свода создают совместно ощущение взаимодействия с витражами.

Смотрите так же:  Избрание царём на земском соборе

Полотна церкви также просты и ограничиваются повторяющимися представлениями Девы Марии с младенцем, а также Иисусом Христом. Двенадцать рельефов из жизни Богородицы и статуя Марии Иммакулаты (нем. Maria Immaculata) венчают область алтаря. Внутри собора можно полюбоваться различным образом украшенными часовнями, алтарями, скульптурами и эпитафиями, а также автоматическими часами 16-го века.

Время работы Фрауэнкирхе

Ежедневно с 7:30 до 20:30

Сайт Фрауэнкирхе в Мюнхене: www.muenchner-dom.de

Адрес: Frauenplatz 1, 80331 Мюнхен, Германия.

Фонтан Отец Рейн (нем. Vater-Rhein-Brunnen)
Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с.

Макстурм (нем. Maxturm)
Макстурм — единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором .

Дом литературы (нем. Literaturhaus)
Дом литературы — культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри.

Максимилиансанлаген (нем. Maximiliansanlagen)
Максимилиансанлаген — парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866.

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Матфея (нем. Evangelical Lutheran. Pfarramt St. Matthew)
Церковь Святого Матфея на Зендлингер-Тор-Плац является преемником первой протестантской церкви в Мюнхене, которая находилась рядом с Карлсплатц. С 1799 года вместе с Каролиной, лютеранской женой курфюрста Макса IV Йозефа, в Мюнхен прибыла протестан.

Мы в социальных сетях:

Миллионы туристов со всего мира приезжают в Мюнхен, чтобы своими глазами увидеть одно из самых величественных, почитаемых и мистических явлений архитектуры средневековой Европы – церковь Фрауэнкирхе. Собор Девы Марии возвышается над старым городом на высоту 100 метров. В городе никогда не будет зданий выше этой церкви, ведь в 2004 году на референдуме было принято решение запретить строительство домов, выше, чем Фрауэнкирхе.

Собор Фрауэнкирхе Мюнхен и след дьявола

Поклонникам мистики и леденящих душу историй будет интересна одна из главных достопримечательностей церкви – отпечаток ботинка на мраморном полу собора. Церковь в Мюнхене со следом дьявола с момента постройки сопровождалась таинственными легендами возникновения этого знака. Самая распространенная история повествует о том, что архитектору не хватало денег на постройку собора, и он обратился за помощью к дьяволу. Последний согласился помочь ему, но с одним условием – в новой церкви не будет ни одного окна. «Кто же будет ходить в церковь без окон?», — думал дьявол и довольно потирал руки, в ожидании полного провала архитектурного проекта. Но находчивый архитектор спроектировал зал таким образом, что два ряда величественных белоснежных колонн закрывали высокие витражные окна и не позволяли разглядеть их со входа. Облапошенный дьявол разозлился и в сердцах топнул ногой, оставив в мраморной плите огненный след.

О достоверности этой легенды можно долго спорить, но никаких других фактов, объясняющих появление этой странной достопримечательности Мюнхена нет. Впрочем, даже те путешественники, которые не верят в подобные истории, никогда не упускают возможность сравнить отпечаток своего ботинка с мистическим образцом. «След дьявола» является визитной карточкой Фрауэнкирхе Мюнхен, и его обязательно стоит включить в список того, что обязательно посмотреть в столице Баварии. Сами же баварцы верят, что если наступить на след в церкви, то вскоре будет ждать большая удача.

Frauenkirche (Фрауенкирхе) в Мюнхене и её история появления

Первый камень в строительстве церкви был заложен в 1468 году. Архитектор Гангхофер при жизни не успел закончить духовный символ города, и строительство двух необычных башен с зелеными куполами завершилось без него. Собор в Мюнхене строили более 50 лет, постоянно прерывая работу из-за финансовых трудностей. Скромный бюджет стал причиной появления необычных для готического стиля куполов. Изначально архитектор планировал возведение огромных шпилей, строительство которых обошлось бы в солидную сумму, поэтому вместо них появились маленькие зеленые луковки. Сегодня на одной из башен находится смотровая площадка Мюнхена, посетить которую может любой желающий с 1 мая по 31 октября.

В конце 16 века, во время эпохи контрреформации внутреннее убранство церкви серьезно пострадало. Религиозные войны стали причиной разграбления церквей и соборов. Фрауэнкирхе лишилась великолепных картин Яна Полака, мраморного убранства алтарей и других ценных элементов интерьера. В ходе Второй мировой войны здание неоднократно подвергалось атакам с воздуха и фасад собора был частично разрушен. Полностью восстановить мюнхенский храм удалось лишь в 1994 году после дорогой реставрации. Сегодня церковь Фрауенкирхе предстает перед туристами во всем своем великолепии. Внутри посетителей ждет кенотаф из мрамора Людвига Баварского, алтарь святого Андрея, скамьи хоров и средневековые скульптуры.

Мюнхенский собор Фрауэнкирхе нельзя назвать самым роскошным и дорогим памятником архитектуры старой Европы, но для ценителей истинного средневекового духа, значение храма Девы Марии трудно переоценить. Сегодня церковь окружена плотным кольцом более новых зданий и рассмотреть монументальную постройку полностью можно лишь издалека или на фото.

Добраться до церкви можно на метро или на трамвае №19. Фрауэнкирхе находится рядом со станцией Мариенплац, но лучше всего передвигаться по городу пешком, ведь в Мюнхене на каждом шагу встречаются музеи и интересные архитектурные сооружения. Чтобы проникнуться особой атмосферой церкви, можно посетить утреннюю мессу утром в 9:00.

Собор открыт для прихожан и туристов каждый день с 7:00 до 19:00, в четверг церковь работает дольше до 20:30, а в пятницу только до 18:00. Разумеется, вход в храм всегда бесплатный, но туристы, восхищенные достопримечательностью, часто оставляют собору щедрые пожертвования. В Мюнхене можно приобрести открытки и сувениры с изображением собора Святой Богородицы и забрать с собой эту частичку средневековой истории.


Related Post

Измайлова собор

Наиболее значительные произведения Монферрана широко известны. Это Александровская колонна, или Александрийский столп, и Исаакиевский собор, проектированию и строительству которого архитектор отдал большую часть своей жизни — сорок с лишним лет.

Соборы смоленщины

Смоленск – редкий русский город, который может похвастаться наличием сразу трех храмов, построенных до середины XIII века, и Кафедральным собором, который виден почти из любой точки города, а также другими

Собор василия блаженного церковь

Храм Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву) Соборы Московского Кремля Адрес, телефоны и схема проезда Схема проезда с сайта накарте.ру: Адрес : Красная пл. Внимание! Сведения о составе духовенства