Меню

Школьный музей в 21 веке

Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Потягов Алексей Владимирович

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Потягов Алексей Владимирович,

Modern School Museums: Space of Innovations and Creative Initiatives

In this article the influence of the innovation technologies on the activity of modern school museums is considered. It appears that the informatization of school museum activity and the development of the creative initiatives are the factors determining students’ socialization in the museum space.

Текст научной работы на тему «Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив»

?А. В. Потягов. Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив

1. Чепуров А. Диалог с культурой // Театральная жизнь. 2009. № 1. С. 6

2. Фокин В. Пошлость была главным врагом Гоголя // Современная драматургия. 2009. № 2. С. 207.

3. Степанов Н. Л. Поэты и прозаики. М., 1966. С. 218.

4. Чепуров А. Диалог с культурой // Театральная жизнь. 2009. № 1. С. 7.

5. Манн Ю. В. Драматургия Гоголя // Н. В. Гоголь Л., 1988. С. 6.

6. Гольденберг А. X. Археопоэтика Гоголя: мир живых и мир мертвых // Н. В. Гоголь: материалы и исследования. Вып. 2. М., 2009. С. 265-266.

7. Гашева Н. Николай Гумилев и Поль Гоген: жиз-нетворческий и эстетический синтез // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2011. № 1(87). С. 50.

СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ: ПРОСТРАНСТВО ИННОВАЦИЙ И ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

В статье рассматривается влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев. Выявлено, что информатизация школьного музейного дела и развитие творческих инициатив являются одним из факторов социализации учащихся в музейном пространстве.

In this article the influence of the innovation technologies on the activity of modern school museums is considered. It appears that the informatization of school museum activity and the development of the creative initiatives are the factors determining students’ socialization in the museum space.

Ключевые слова: школьный музей; учащиеся; инновационные технологии; Интернет; интерактивность; творческое пространство; проект.

Keywords: school museum; students; innovation technologies, the Internet, interactivity, creative space, project.

Появление новейших информационно-коммуникационных технологий и развёртывание глобальных сетей оказывает всё усиливающееся влияние на все стороны общественной жизни. С помощью Интернета стало возможным активно обмениваться информацией в области науки, культуры, образования, искусства, получать последние известия о событиях в стране и мире, расширять доступ к фондам библиотек, архивов, музеев, создавать виртуальные выставки, экспозиции и виртуальные музеи. Этот динамично раз-

© Потягов А. В., 2012

вивающийся интерактивный мир открывает людям разнообразные способы и формы обучения, общения, получения впечатлений, обмена опытом. Данную тенденцию можно наглядно проследить и в области школьного образования.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, в частности, возросшим интересом к проблемам и потребностям системы образования. Одним из приоритетных направлений реформы образования является модернизация образовательного процесса путём внедрения инновационных технологий в практику школьного обучения. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в различных видах деятельности школы, в том числе и в работе школьного музея.

Пространство школьного музея — это уникальный социокультурный феномен, концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс разнообразных средств, форм и методов передачи этой памяти подрастающему поколению. Тем самым в данном пространстве связываются воедино культура, образование и воспитание, что, бесспорно, важно сегодня, когда идёт процесс гуманизации образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.

Конечно, не каждый школьный музей имеет технические возможности использовать новейшие информационные технологии в своей практике. Но ведь модернизация системы образования и нацелена на то, чтобы решать подобные проблемы. Как справедливо отмечают специалисты, это необходимо не «просто для развития, продвижения вперёд, для поиска, исследований, но даже для ведения учёта и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статистической отчётности» [1].

Следует отметить, что в последнее десятилетие Интернет не только превратился для детей в «естественную среду обитания» [2], но также стал новым стимулом развития музейно-школьной деятельности. Учащиеся с энтузиазмом занимаются оцифровкой документов, которые нетронутыми хранились в шкафах, создают мультимедийные проекты и сайты, представляющие музей в интернет-пространстве, налаживают контакты с юными музейщиками и руководителями музеев из других городов и регионов.

Интеграция инновационных технологий в работу школьного музея даёт возможность всесторонне развивать учащихся, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи. Например, сайт школьного музея «Истоки» гимназии города Новозыбкова (Брянская область) призван решать такие проблемы, как продвижение имиджа музея в информационном образователь-

ном пространстве, обеспечение широкого доступа к экспонатам музея, оцифровка музейных коллекций, консолидация школьных организаций, привлечение партнёров, изучение истории Отечества, края и семьи, русской культуры [3].

^еЬ-ресурс музея «Истоки» позволяет обмениваться информацией и опытом с другими школьными и государственными музеями. Чтобы сохранить многие экспонаты, находящиеся в ветхом состоянии (документы, газеты, фотографии и т. д.), сделать их достоянием многих и «более зрелищными» (что немаловажно для современных детей), в музее используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают эффективность работы.

Музей «Истоки» также развивает электронную культуру учащихся посредством сбора и использования звукозаписей. В коллекции музея находятся оцифрованные записи голосов известных деятелей истории и культуры. Данный вид информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.

Таким образом, музей «Истоки» становится местом востребованных знаний, умений, навыков. Здесь наглядно реализуется принцип информатизации системы образования и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Важным видом использования информационно-коммуникационных технологий в музейном деле являются презентации, которые постоянно создаются и обновляются. Опыт «Музея традиций» школы № 65 г. Иркутска показывает, что разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии, расширяет образовательное пространство как интерактивную развивающую среду [4]. Это в свою очередь позволяет решать задачи современного образования на принципах диалога музея и школы, стимулировать интенсивный творческий рост школьников в процессе коллективного общения.

Руководство музея истории школы МОУ СОШ № 1 г. Новосибирска в плане работы с мультимедийными презентациями продвинулось ещё дальше. Здесь мультимедийные презентации расценивают не только как перспективный метод в работе с музейной экспозицией, но и «как средство эффективного методического сопровождения образовательного процесса и методической поддержки образовательных и воспитательных программ школы» [5] путём создания различных учебно-методических комплексов («История Новосибирска в лицах», «История школы», «Опалённые войной»).

Такого рода деятельность помогает решать проблему площадей, которая актуальна для любого школьного музея. Виртуальный ресурс неограничен, и музей постепенно формирует свое образовательное пространство.

Внедрение в работу школьных музеев инновационных технологий позволяет не только упростить систему учёта фондов, включить в музейное пространство различные динамические модели и виртуальные экскурсии, активно использовать принцип обратной связи, но и создавать «мощную эмоциональную мотивацию» [6] для учащихся. Например, это наглядно реализуется в практике «школьного музея Арктики» ГОУ СОШ № 336 г. Санкт-Петербурга, где силами активистов музея были созданы интерактивная карта Арктики, интеллектуальные компьютерные викторины и даже компьютерная игра на тему арктических экспедиций [7].

«Музей Отваги» школы № 93 г. Тольятти -это другой необычный пример использования информационных технологий в деле сохранения исторической памяти. В данном случае речь идёт о целом интерактивном музейном комплексе, который создан «как экспериментальная модель школьного музея с применением современных музейно-образовательных технологий» [8]. Цель музея состоит не только в гражданско-патрио-тическом воспитании подрастающего поколения, но и в развитии нравственно-личностных качеств, творческой активности учащихся. В работе музея здесь активно «используются различного рода интерактивные задания, компьютерные сюжеты, тематические игры, информационные, мультимедийные и коммуникационные технологии.. , что в целом способствует формированию ключевых образовательных компетенций, повышению уровня самопознания, самоопределения, самооценки, а также формированию гражданской позиции учащихся» [9].

В начале 2000-х гг. в рамках раздела «История» интернет-проекта «СОМ — в помощь учителю» появилась рубрика «Школьные музеи», на которой собираются ссылки на соответствующие страницы в интернет-сети, что позволило скоординировать интернет-взаимодействие и интернет-позиционирование школьных музеев [10]. В основном здесь представлены московские школьные музеи, но есть опыт работы и в регионах: Ярославль, Барнаул, Омск, Саранск. Интернет-проект «СОМ — в помощь учителю» и журнал «Вопросы интернет-образования» оказывают информационную и методическую поддержку всем заинтересованным школьным музеям [11]. Инновационные технологии наполняют исследовательскую деятельность школьных музеев дополнительным смыслом, являются своеобразным импульсом в развитии школьного музейного дела.

В. Ю. Мехоношин. Генезис киноавангарда XX в.

Для содействия обмену опытом между профессиональными и школьными музеями в области практической работы и музейной педагогики Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) в 2005 г. представило проект «Музей, школа, Интернет» [12]. Цель партнёрства — разработка, внедрение и популяризация современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях образования и культуры. Использование этого нового инструментария в деятельности школьных музеев призвано способствовать активизации интереса молодого поколения к истории и культуре Отечества, края и семьи. В рамках проекта систематически проводятся конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, интернет-конкурсы и формируется база данных школьных музеев России и ближнего зарубежья [13].

«Школьные музеи в Интернете» — это база данных о более чем 300 школьных музеях России. Здесь выставлены работы школьников и собраны методические материалы по музейной педагогике. В ходе работы над проектом сформировалось активное сообщество музейных специалистов, школьных педагогов и старшеклассников. Также был создан интернет-каталог «Музеи — школе», который призван помочь музею занять достойное место на рынке образовательных и досуговых услуг, а учителям и родителям быть в курсе новых музейно-педагогических разработок и программ.

В целом следует отметить, что информатизация музейного дела ставит на повестку дня уже не столько вопросы технического оснащения школьных музеев, хотя это также важно, сколько проблемы, связанные с развитием школьника как личности, готовой учиться и работать в современном информационном обществе, сохранять культурное наследие. Использование Интернета постепенно формирует новый облик школьного музея. При этом несомненно, положительной динамикой является всё большее использование инновационных технологий в школьных музеях различных регионов России.

1. Алексеева Е. В. Музей в школе: перспективы развития // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2006. С. 8.

Смотрите так же:  Музей точка джи на арбате адрес

2. Юхневич М. Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). М.: НП «СТОиК», 2007. С. 132.

3. Сайт школьного музея «Истоки», Брянская область, г. Новозыбков. URL: http://www.mus-istoki. narod.ru/ (дата обращения: 08.08.2011).

4. Голубева Н. Т., Ружников М. С. Школьный Музей традиций // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2006. C. 37.

5. Васильева О. К. Мультимедийные презентации в музейной педагогике // Музейный аспект в инновационной деятельности образовательных учреждений: IV Открытая регион. науч.-практ. конф. / отв. ред.

B. А. Орлова. Новосибирск, 2008. С. 71.

6. Маркова Е. Н., Шапиро К. В. Сохранение традиций в XXI веке // Музей в школе: перспективы развития: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2006. С. 56.

7. Там же. С. 56-57.

8. Аанкова Н. М., Горяинова Ж. Н. Школьный музей как центр социализации подростков и молодёжи // Актуальные проблемы современного музейного дела. сб. тр. / сост. И. М. Коссова. Вып. 8. М.: Изд-во ИКАР, 2010. С. 123.

10. Драхлер А. Б. Спасёт ли Интернет школьные музеи? // Музей в школе: стимул к размышлению: сб. ст. / под общ. ред. Е. В. Алексеевой. М.: НП «СТОиК», 2005. С. 28.

12. «Музей, школа, Интернет». URL: http: // museum.npstoik.ru/ (дата обращения: 11.06.2011).

13. Юхневич М. Ю. Образовательный музей .

В. Ю. Мехоношин ГЕНЕЗИС КИНОАВАНГАРДА XX в.

Данная статья посвящена генезису сущностных особенностей авангардистского кинематографа XX в. Киноавангард рассматривается автором в широком контексте современной культуры и в зеркале исследовательской полемики западной и отечественной гуманитаристики. Делается вывод о связи киноноваций с изменениями культурного сознания и общей тенденцией современной культуры к интегра-тивности.

This article is about the genesis of essential features of the avant-garde cinema of the XX century. The author considers avant-garde in the broader context of contemporary culture and discussions in the humanities. It is concluded that changes in cinema depend on cultural consciousness and the general tendency of modern culture to integrity.

Ключевые слова: авангард, докьюментари, мо-кьюментари, реальность, генезис, синтез искусств, имитация, медиа, хронотоп, интертекстуальность.

Keywords: avant-garde, documentary, moсku-mentary, reality, genesis, synthesis of the arts, imitation, media, chronotope, intertextuality.

Серьезные работы, посвященные авангарду, возникли еще в начале века и были написаны главными теоретиками киноавангарда Л. Деллю-ком, М. Л’Эрбье, А. Гансом, Ж. Эпштейном, Д. Кирсановым, Р. Клером, Ж. Дюлак, М. Дюша-ном. эти работы были больше похожи на мани-

Школьный музей в 21 веке

ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал, Россия

Школьный музей в XXI веке

Реализация культурно-просветительной, воспитательной и в первую очередь образовательной функции музея XXI века связана с его включением в единое культурное пространство, установлением постоянных связей с региональными учреждениями социально-культурной сферы, с общественными институтами гражданского общества, с системой постоянного изучения и максимального удовлетворения и возвышения духовных интересов и потребностей разных групп населения. Особенно важна взаимосвязь и взаимодействие музея и школы, поскольку сегодня без такого творческого содружества успешное функционирование каждого из этих социальных институтов практически невозможно. Любое учебное заведение остро нуждается в музее, материалы и экспозиции которого дополняют, оживляют и обогащают вербальную информацию педагога. В свою очередь, музею необходима школа, которая может стать базой первичной подготовки его будущих посетителей к восприятию экспонируемых ценностей.

В музей, как правило, приходят дети, подростки, молодежь уже «вооруженные» определенным объемом знаний, те, кто имеет определенную психологическую и интеллектуальную установку на восприятие интегрированных в музее ценностей. А музей, в свою очередь, закрепляет духовные интересы учащихся, стимулирует их дальнейшую познавательную активность, и, по сути, возвращает их школе в новом качестве. Все это, сближает эти социальные институты воспитания и образования, детерминирует их взаимодействие и взаимодополняемость.

В нашей стране движение музея и школы навстречу друг другу появилось достаточно давно. Оно приходится на время создания первых общедоступных музеев. Еще в начале XVIII века, в С анкт — Петербурге Кунсткамера была ориентирована ее основателем Петром I на научное просвещение посетителей, на использование этого собрания редкостей для развития интереса к знаниям, на формирование в России новой духовно богатой личности.

В конце XX -начале XXI века образовательная функция музеев реализуется с учетом принципов музейной педагогики. Музейные учреждения включаются в единое культурное пространство регионов и принимают на себя функции историко-культурного, нравственно-эстетического, эколого-охранительного воспитания, которые наиболее адекватны сущности и направленности их экспозиций.

Сотрудничая со школой, музей обязательно руководствуется направленностью ее образовательной программы, дополняет и обогащает содержание учебных дисциплин, учитывая при этом половозрастные и иные особенности учащихся. Вместе с тем, музей может предложить и оригинальные культурно-образовательные программы, которые, решая задачи общекультурного развития школьников, выходят за рамки государственного образовательного стандарта. При этом особое значение приобретает реализация принципиального преимущества музея в передаче первичной, достоверной и наглядной информации, которая одновременно воздействует на разум и чувства юных посетителей, на их способность комплексно, системно одновременно слышать, видеть и осязать музейные экспонаты.

Содружество музея и школы стало сегодня нормой. Музей любого профиля, используя свой культуротворческий потенциал и опираясь на принципы современной педагогики, осуществляет образовательно-воспитательные функции. Однако эффективность этой деятельности у разных музеев не одинакова. Иногда помещения музеев на коммерческой основе предоставляются учебным заведениям для организации мероприятий, не имеющих ничего общего с характером экспозиции. Но в большинстве случаев преобладает иная тенденция. Образовательно-воспитательная деятельность музея XXI века в полной мере отражает профессионализм коллектива, его гражданскую позицию и общую культуру, его способность видеть и решать наиболее значимые для духовной жизни общества проблемы [2].

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: «Музей – постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей» [1]. Смысл и предназначение музея заключается не в том, что он учреждение, а в том, что он является, прежде всего, хранилищем социальной памяти, а затем и учреждением со всеми формами его деятельности [5]. Учреждение музея комплексное и многоемкое. Это и собор лиц, представляющих собой все поколения. Это и форум, где проходят собрания лиц различных поколений. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры. Это и магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю. Это и кладбище, где сохраняется память отцов. Это и клуб, где собираются люди по своим интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям и природным явлениям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на различных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируют и возвращают к «жизни» свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и сами здания (или их комплексы) с их охранной зоной, являющиеся памятниками культурного и природного наследия. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле этого слова, где формируются знания подрастающего поколения. Музей выступает во множестве и многоликости своих проявлений. Но как бы ни были развиты отдельные его составляющие, он музеем не станет, если будет олицетворять одну из этих составляющих. Только взаимосвязь, взаимодополнение, взаимообусловленность, комплексное взаимодействие хранилища социальной памяти, собора лиц, храма и форума, склада и магазина, школы и научно-исследовательского института, лаборатории и производственной мастерской, библиотеки и архива, театра и клуба, исторического памятника и учреждения (культуры или образования) – все это вместе взятое и есть музей.

Под школьным музеем понимается музей в любом общеобразовательном учреждении – школе, гимназии, лицее, колледже и т.д., потому, что все эти, образовательные учреждения и есть школы в широком смысле этого слова. Школьным музеем называется тот музей, где имеются: музейное собрание (коллекции) и фондохранилище с соответствующим учетом музейных предметов; музейная экспозиция; актив музея, способный реализовать его образовательно-воспитательную функцию; программа образовательно-воспитательной деятельности, основанная на концепции музея и его коллекциях.

В примерном положении о музее образовательного учреждения (школьном музее), являющемся приложением к письму министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003 г., даются общие положения, определяющие, что есть школьный музей:

«Школьный музей – обобщающее название музеев, являющихся структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации» [4].

Отсюда следует, что школьный музей – это музей в общепринятом понимании. Это государственный музей в миниатюре со специфическими формами деятельности. Его деятельность определяется сущностью понимания вообще. Школьный музей наряду со всеми музеями является хранилищем социальной памяти. Поэтому к нему предъявляются общемузейные требования. Чтобы понять сущность, предназначение и определить формы деятельности школьного музея, необходимо понять сущность и предназначение музея как такового.

Подчеркнем, что какие бы потрясения в обществе ни происходили, надлежит постоянно и упорно, настойчиво и скрупулезно совершенствовать работу по формированию музейного собрания во имя сохранения социальной памяти, заключенной в предметах материальной и духовной культуры, сбережения народных традиций, выявления утраченных страниц исторической реальности.

Понимание сущности музейного предмета позволит, по мнению музееведов, не только сформировать представительный музейный фонд, но и глубже проникнуть в сущность музейной коммуникации, основанной на музейной коллекции в целом, а не только на той части, которая выставлена в экспозиции.

В научной литературе эти вопросы рассматриваются в работах П.В. Боярского, М.Б. Гнедовского, В.Ю. Дукельского, С.В. Житомирской, А.Б. Закс, Н.С. Зузыкиной, С.Ф. Казаковой, С.А. Каспаринской, И.Д. Ковальченко, В.В. Кондратьева, З.И. Кострикиной, А.А. Курносова, М.Е. Кучеренко, В.В. Мамонова, О.М. Медушевской, Н.А. Никишина, Э.А. Павлюченко, Т. П. Полякова, У.М. Поляковой, В.М. Суринова, Л.Т. Сафразьяна, А.М. Разгона, Н.П. Финягиной, В.Н. Фомина, В.М. Цукановой и др. Проблемам непосредственно школьных музеев посвящены издания Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения и работы В.Е. Туманова [3]. На стыке таких научных дисциплин, как источниковедение, архивоведение, памятниковедение, музееведение, могут быть выработаны и общие понятия, и формы, и методы комплектования музейных фондов.

Школьные музеи вступили в XXI век в несколько ином состоянии, в каком они были во второй половине XX века. Вспомним, что при изменении социально – политических условий многие школьные музеи исчезли. Сохранились лишь те, которые не были музеями идеологическими, т.е. созданные на основе сформированных коллекций. Новые школьные музеи создаются сегодня тоже на основе коллекций.

Смотрите так же:  Рим музеи современного искусства

Положительным фактором современности является обращение школьных музеев к судьбам своих земляков. Ведущим направлением исследований школьников становится тема творчества местных писателей и поэтов. Трудно переоценить воспитательное значение такой деятельности. Учащиеся впервые в жизни делают важное для себя открытие: человек, который видит мир иначе, чем все вокруг, умеет это передать словами другим людям, живет (жил) совсем рядом с тобой! Это удивление, потрясение, гордость (радость) за свой край, желание больше узнать и самому творить, осознанная необходимость поделиться с другими – все это воспитывает огромную любовь к своей малой родине. Так, например, 1 сентября 2002 года, в Подтесовской средней общеобразовательной школе № 46, Енисейского района Красноярского края, был открыт музей имени Виктора Петровича Астафьева. Это было связано с присвоением школе имени писателя. Так как этот музей школьный, то, естественно, что главной свою задачу руководители увидели в максимальном его использовании для проведения уроков и внеурочных занятий.

Основные направления работы музея:

1. Изучение биографии В.П. Астафьева. Проведение уроков – экскурсий по темам: «Овсянка – родина писателя», «В.П. Астафьев в кругу родных и друзей», «В.П. Астафьев и Игарка», «В.П. Астафьев и речники», «В.П.Астафьев в Енисейском районе». Для проведения таких уроков в музее имеется достаточный материал, оформлены экспозиции по данной тематике. Учитель может воспользоваться готовой экскурсией, а так же может подготовить учеников своего класса по имеющимся в музее материалам. Подготовка к таким урокам требует от учеников навыков работы с дополнительной литературой, развивает их самостоятельность, дает возможность для развития коммуникативных способностей.

2. Уроки общения. Это литературные встречи, гостиные, читательские конференции, викторины, дискуссии. Чаще всего это уроки внеклассного чтения. Учителя школы убеждены, что творчеству В.П. Астафьева в школах Красноярского края, должно уделяться особое внимание. Поэтому в этой школе разработана программа изучения произведений В.П. Астафьева в средней школе. Это не значит, что учитель не имеет права на какие-то отступления, но когда есть такая программа, то изучаемые произведения не дублируются учителями разных классов, что дает возможность расширить круг познания ребят. Для того чтобы уроки проходили успешно, необходимо достаточное количество литературы. В музее есть все произведения В.П. Астафьева, и не в одном экземпляре, но руководители музея стараются пополнять и библиотечный фонд, используя для этого субвенции, родительскую помощь, спонсорские средства. Много книг подарено писателями, издателями, которые достаточно часто бывают гостями школьного музея имени В.П. Астафьева.

Литературные встречи . Иногда это настоящие встречи с писателями и их родственниками, а иногда заочные с использованием видеоматериалов. Например, при изучении темы: «Серебряный век русской поэзии» используется видеозапись встречи с литературным критиком Л.А. Аннинским, материалы из его книги «Век мой. Зверь мой», а также имеющиеся в музее видеозаписи цикла передач по телеканалу «Культура» «Серебро и чернь».

Читательские конференции . Для подготовки читательских конференций используется литературный материал музея, кроме того, на уроки приглашаются ребята, которые входят в актив музея, для какой- либо информационной справки или для обзора литературы, для участия в дискуссии.

Литературные гостиные . Это особая форма работы школьного музея имени В.П. Астафьева, одна из самых популярных в школе. Иногда для литературных гостиных берутся произведения, которые еще не изучались в классе, организаторы пытаются рассказать ребятам о них так, чтобы после гостиной захотелось непременно прочитать произведение. Разработаны и неоднократно проводились гостиные по повестям «Пастух и пастушка», «Звездопад», подготовлена гостиная по произведениям из записной книжки В.П. Астафьева, гостиная «Фронтовые дороги В.П. Астафьева».

Поскольку это школьный литературный музей, то совершенно естественно, что помимо выставочной деятельности он обязан вести и образовательно-просветительскую и научно-исследовательскую работу. В основе деятельности музея лежит литературоведческая работа учащихся и учителей.

Кроме изучения творчества В.П. Астафьева ребята и учителя занимаются и изучением творчества других писателей – сибиряков, собирают в своем музее книги и другие экспонаты, которые помогают в подготовке к урокам не только учителям литературы, но и истории, географии, МХК.

Весь педагогический коллектив школы понимает, что школьный музей только тогда будет достойным выражением памяти писателя, когда для учеников он перейдет от предмета созерцания в статус творческой лаборатории. То есть все экспозиции, все оформление музея подчинены созданию для учащихся атмосферы творчества.

На базе музея работает литературный кружок. В состав совета музея входят 27 старшеклассников, которые организуют всю работу по следующим направлениям:

2. Организация экскурсий и литературных вечеров;

3. Работа с музейными экспонатами;

4. Оформление экспозиций.

В музее ведется следующая документация:

1. Книга учета экспонатов;

2. Книга учета экскурсий;

3. Книга учета лекций;

4. Книга учета посетителей.

Все это делают дети, для них это и почетно, и ответственно, и интересно. Об этом свидетельствуют результаты анкет, проведенных среди старшеклассников.

Часто родители и учителя сетуют на то, что их поражает пассивность детей, стремление к легкой жизни, как в учебе, так и во внеурочной деятельности. И иногда мы, взрослые люди с педагогическим образованием, не знаем, как противостоять этому явлению. Для этого нужно что-то новое, необычное. Так вот в школе № 46, поселка Подтесово, этим новым, необычным, привлекательным стал школьный музей.

Школьный музей имени В.П. Астафьева постоянно расширяется, и если экспозиции первого зала основаны на биографическом материале, то второй зал оформлен по материалам исследований по теме: «Природа Сибири в творчестве В.П. Астафьева и писателей сибиряков». Эти материалы очень успешно используются для подготовки уроков внеклассного чтения. Например, как замечательно, изучая «Царь – рыбу», обратиться к книге с автографами издателя Г. Сапронова и художника С. Элояна, увидеть картину художника В. Зеленова, где изображена охотничья избушка, в которой жил во время охоты Виктор Петрович Астафьев, потрогать руками бур писателя, спиннинг и другие снасти, прочитать молитву о спасении русского народа, которая была найдена в рыболовном ящике Виктора Петровича. Конечно, такой урок запомнится надолго, и, возможно, на что школьные учителя очень надеются, пробудит у ребят интерес к чтению, к познанию, отвлечет от дурного, которым так переполнена современная жизнь.

Исследовательская работа вывела учащихся и учителей на образовательный модуль «Память», в рамках которого они занимались литературным краеведением по изучению культуры Сибири.

Есть интересные находки, которые тоже используются для проведения уроков внеклассного чтения. Так, например, материалы по творчеству новосибирского поэта и художника А. Немировского, исследования по творчеству писателей – речников.

На базе школьного музея систематически проводятся районные и школьные семинары учителей литературы, открытые уроки. Собрана методическая копилка уроков по произведениям В.П.Астафьева.

Сегодня школьный музей имени В.П. Астафьева по праву считается культурным центром не только в поселке – речников — Подтесово но и Енисейского района Красноярского края.

По направленности своей деятельности школьные музеи разнообразны. Есть музеи комплексные (краеведческие), литературные, исторические (боевой славы), естественнонаучные, художественные и другие, в том числе истории школы. Классифицировать их по профилю достаточно сложно, так как в каждом из них, есть какое-либо иное направление деятельности.

При этом выделенная превалирующая концептуальная направленность не исключает одновременно наличие в большей или меньшей степени нескольких или всех остальных.

В современных условиях стало больше интересных музеев именно по их основному направлению деятельности. Здесь важно разработать концепцию школьного музея, определить стержень его деятельности.

Общеизвестно, что и в современных условиях школьные музеи, иногда создаются без какой-либо концепции. Это приводит к несовершенству их учетно-хранительской функции и, следовательно, к недолговечности самих музеев, т.к. их судьба зависит от складывающихся социально-политических условий или от волевого решения администрации. Но ведь музей, коль скоро он назван музеем и отвечает своему предназначению, существует объективно вне какой-либо волевой зависимости. И если школьный музей создан, он должен сохраняться при любых условиях, а при его закрытии коллекции становятся достоянием государственных музеев.

Концепция школьного музея является первым этапом в его формировании. Под концепцией музея следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей: его профиль и название, статус в музейной сети, назначение его функций и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительные формы работы, общественно полезную деятельность музея в области охраны и использования культурного и природного наследия родного края, специализацию актива музея и повышение его квалификации, организацию взаимосвязей музея с государственными органами и общественными организациями, формирование материальной базы музея [6].

Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности актива музея. Программа создания и деятельности музея должна быть сформирована таким образом, чтобы каждое поколение учащихся достигало бы конкретных результатов в ее осуществлении, чтобы каждый учащийся, принявший участие в деятельности музея, получил моральное удовлетворение от проделанной им работы и от сознания собственного вклада в общее дело.

Собиранию идей и предложений для формирования концепции музея может способствовать проведение в учреждении образования специальных конференций, конкурсов и т.п. Это поможет выявить склонности учащихся к тому или иному виду музейной деятельности, послужит своеобразной рекламой идеи создания музея среди обучающихся, педагогов, местных жителей.

В настоящее время школьные музеи стали понимать необходимость отражения в экспозиции истории своего края, своей школы. И местная власть начинает проявлять интерес к школьным музеям, потому, что это повышает ее имидж. Но имидж школьного музея повышается, если его деятельность основана на общемузейных правилах, если его руководители профессионально овладевают премудростями музейной работы.

Школьный музей сегодня – это не просто экспозиция, кружок, клуб. Школьный музей не вспомогательное, не дополнительное, а самостоятельное подразделение учебного заведения. У музея свои многообразные функции, одной из которых является образовательно-воспитательная . Школьный музей не только способствует учебному процессу, но и сам решает часто более эффективно, чем в классе на уроке, задачи образования и подготовки подрастающего поколения к жизни.

Что может быть выше любви к Родине, родному краю, людям, в нем живущим? Как в наше сложное время «посеять» в сознании школьников зерна исторической памяти, чтобы не стали они манкуртами, Иванами, не помнящими родства? Очень хочется верить, что именно школьные музеи помогут решить эти вопросы, особенно в таежных небольших поселках, (например, музей имени В.П. Астафьева) куда не так просто пригласить интересных, творческих людей из Красноярска и других городов нашей страны.

Участие школьных музеев в образовательном процессе способствует художественно-эстетическому, духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Оно дает возможность школьникам изучить историю родного края, творчество своих земляков писателей, поэтов и своего образовательного учреждения. Кроме того, музей позволяет разнообразить культурный досуг учащихся, способствует знакомству ребят с интересными людьми [3].

Смотрите так же:  Художественные музей усадьба

Таким образом, школьным музеям XXI века важно раскрыть духовный потенциал человека, научить созидать, развивать творческие способности, воспитывать эстетический вкус и создать условия для самовыражения. Зарубежные и отечественные исследователи подчеркивают, что деятельность современных музеев в целом необходимо рассматривать в тесной связи с реформами национальных образовательных систем. Главной целью реформы, обозначенной ЮНЕСКО как отказ от научно-просветительной системы в пользу «научно-гуманистической», является раскрытие человека как личности, индивидуальности и «космического существа», т.е. Человека Мира.

1. Кодекс профессиональной этики / Международный совет музеев. – М., 1995. – С. 4.

2. Нагорский Н.В. Музей как открытая социально-педагогическая система: дис. … д-ра пед. наук / Н.В. Нагорский. – СПб., 2005. – 509с.

3. Панченко О.Г. Живой музей – хранилище культурного и природного наследия (по материалам проекта «Школьный литературно – краеведческий музей как центр культурной жизни микрорайона»). – М.: АПКиПРО, 2004. – 24с.

4. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. — № 2 (46). – 2003. – С. 6.

5. Решетников Н.И. Музееведение. Курс лекций. – М., 2000. – С. 8 – 29.

6. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003. 154с.

Проект Школьный музей 21 века

от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школьный музей 21 века Класс 7 а 2019 г. © Корпорация Майкрософт (Microsoft Corporation), 2007. Все права защищены. Microsoft, Windows, Windows Vista и другие названия продуктов являются или могут являться зарегистрированными товарными знаками и/или товарными знаками в США и/или других странах. Информация приведена в этом документе только в демонстрационных целях и не отражает точку зрения представителей корпорации Майкрософт на момент составления данной презентации. Поскольку корпорация Майкрософт вынуждена учитывать меняющиеся рыночные условия, она не гарантирует точность информации, указанной после составления этой презентации, а также не берет на себя подобной обязанности. КОРПОРАЦИЯ МАЙКРОСОФТ НЕ ДАЕТ НИКАКИХ ЯВНЫХ, ПОДРАЗУМЕВАЕМЫХ ИЛИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ГАРАНТИЙ В ОТНОШЕНИИ СВЕДЕНИЙ ИЗ ЭТОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами.

Цели и задачи школьного музея Цели развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся поддержка творческих способностей детей формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Задачи участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе; участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использование музейного фонда; участие в научно-исследовательской деятельности; проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения.

Целевая аудитория: учащиеся и учителя Возрастная категория посетителей: 7-17 лет. Экспозиционная площадь музея представлена разделами в виде стендов, витрин, стеллажей. Для расширения много профильности музея школы в кабинет следует установить проектор и создать благоприятные условия для просмотра видео, фильмов и проведения более интересных экспозиций

«История школы» Экспозиция представлена в виде стенда, на котором отражены фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация из истории школы.

«Учителя-ветераны педагогического труда» Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются фотографии и сведения об учителях-ветеранах. Также представлена Книга Почета «Мы гордимся вами»

«Уголок славы Великой Отечественной войны» Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет.

«Юный эколог». Принцип построения данной экспозиции – тематический. Представлены материалы исследовательской работы учеников и учителей в экологической области, экологические проблемы и способы их решения, материалы из красной книги, поделки учеников из природных материалов.

Музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу музея направляет Совет музея, являющийся постоянным объединением учащихся, работающих по одному из направлений деятельности музея в сотрудничестве с педагогами, родителями и представителями общественных организаций.

Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей. Также с помощью проектора и специально оборудованного кабинета будут проводится тематические вечера, семинары, просмотром художественных и обучающих фильмов. Кроме этого в школьном музее проводятся конкурсы, встречи с интересными людьми, музейный праздник. Ежегодно в музее будут проводится: – творческие встречи с ветеранами войны, труда, Вооружённых Сил; – школьные конкурсы чтецов, конкурс рисунков, посвященных Дню Победы; – отмечаться юбилейные даты, посвященные героическому прошлому российских воинов – уроки мужества, посвященные Дню Победы; – разработка сайта «Виртуальный музей»; –исследовательская работа учащихся.

Спасибо за внимание!

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Название проекта : Школьный музей 21 века

Состав проектной группы : класс 7а

Тип проекта : прикладной проект

Цель проекта : создание школьного музея, согласно требованием новых современных технологий в сфере образования. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Экспозиционная площадь музея представлена разделами в виде стендов, витрин, стеллажей. Для расширения много профильности музея школы в кабинет следует установить проектор и создать благоприятные условия для просмотра видео, фильмов и проведения более интересных экспозиций

Экспозиция представлена в виде стенда, на котором отражены фотографии школы разных лет, сведения о директорах школы разных лет, информация из истории школы.

«Учителя-ветераны педагогического труда»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются фотографии и сведения об учителях-ветеранах. Также представлена Книга Почета «Мы гордимся вами»

«Уголок славы Великой Отечественной войны»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет.

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Представлены материалы исследовательской работы учеников и учителей в экологической области, экологические проблемы и способы их решения, материалы из красной книги, поделки учеников из природных материалов.

«Поисково-исследовательская работа учащихся под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто»

Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представлены материалы о поисково-исследовательской работе учащихся. Также отдельно выставлена экспозиция, где хранятся боеприпасы времен Гражданской и Великой Отечественной войн.

ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI ВЕКА» Авторский коллектив: Красильникова О.С., директор школы; Мешалкина Л.В., организатор краеведческой работы. Муниципальное. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.koipkro.kostroma.ru

Презентация на тему: » ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI ВЕКА» Авторский коллектив: Красильникова О.С., директор школы; Мешалкина Л.В., организатор краеведческой работы. Муниципальное.» — Транскрипт:

1 ПРОЕКТ «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ XXI ВЕКА» Авторский коллектив: Красильникова О.С., директор школы; Мешалкина Л.В., организатор краеведческой работы. Муниципальное общеобразовательное учреждение Светочегорская основная общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

2 ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА ПРОБЛЕМА: как сделать краеведческую работу в школе более интересной и привлекательной для учащихся, тем самым сохранив краеведение как основу воспитательной работы школы? ПРОБЛЕМА: как сделать краеведческую работу в школе более интересной и привлекательной для учащихся, тем самым сохранив краеведение как основу воспитательной работы школы?УЧАСТНИКИ: учащиеся 4-9 классов (80% всех учащихся школы); учащиеся 4-9 классов (80% всех учащихся школы); родители учащихся; родители учащихся; педагогический коллектив; педагогический коллектив; администрация школы. администрация школы.

3 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ЦЕЛЬ: повышение интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно- коммуникационных технологий. ЦЕЛЬ: повышение интереса учащихся к краеведческой работе посредством применения информационно- коммуникационных технологий.ЗАДАЧИ: создание Internet-версии школьного музея; создание Internet-версии школьного музея; обучение учащихся школы методу проектов; обучение учащихся школы методу проектов; проведение школьного конкурса ученических проектов по краеведению; проведение школьного конкурса ученических проектов по краеведению; организация презентации школьного интерактивного музея. организация презентации школьного интерактивного музея.

4 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ создание электронной картотеки, виртуальных экскурсий и экспозиций; создание электронной картотеки, виртуальных экскурсий и экспозиций; размещение Web-страницы школьного музея на сайте управления образования администрации района; размещение Web-страницы школьного музея на сайте управления образования администрации района; проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов и индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по использованию ИКТ в проектной деятельности; проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов и индивидуальных и групповых консультаций для учащихся по использованию ИКТ в проектной деятельности; оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов по краеведению; оказание методической помощи учащимся в выборе тематики проектов по краеведению; работа учащихся над проектами и их защита; работа учащихся над проектами и их защита; размещение лучших ученических проектов на Web-странице школьного музея; размещение лучших ученических проектов на Web-странице школьного музея; создание информационных буклетов о школьном музее; создание информационных буклетов о школьном музее; подготовка и проведение мультимедиа-презентации школьного интерактивного музея. подготовка и проведение мультимедиа-презентации школьного интерактивного музея.

5 УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ Совет музея Учащиеся школы Члены педколлектива Представители социума Родители учащихся

6 ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА педагогический коллектив имеет положительную мотивацию и активную поддержку родителей; педагогический коллектив имеет положительную мотивацию и активную поддержку родителей; 63% педагогов прошли подготовку по программе INTEL «Обучение для будущего»; 63% педагогов прошли подготовку по программе INTEL «Обучение для будущего»; в школе имеется богатый опыт краеведческой работы; в школе имеется богатый опыт краеведческой работы; с 1998 года функционирует школьный комплексно- краеведческий музей. с 1998 года функционирует школьный комплексно- краеведческий музей.

7 ВАРИАНТЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ: для расширения дополнительного образования учащихся; для расширения дополнительного образования учащихся; при создании новых школьных музеев; при создании новых школьных музеев; как дополнительный информационный источник при подготовке учебных занятий с использованием региональных программ для школ Костромской области. как дополнительный информационный источник при подготовке учебных занятий с использованием региональных программ для школ Костромской области. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ – создание сайта школьных музеев Красносельского района.

8 ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ И БЮДЖЕТ ПРОЕКТА ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ ПРОЕКТА – 1 учебный год: 1 этап – подготовительный – сентябрь; 1 этап – подготовительный – сентябрь; 2 этап – основной – октябрь-апрель; 2 этап – основной – октябрь-апрель; 3 этап – завершающий – май. 3 этап – завершающий – май. ОБЩИЙ БЮДЖЕТ – рублей, из них: рублей – средства попечительского фонда школы; рублей – средства попечительского фонда школы; рублей – средства бюджета рублей – средства бюджета.

9 НАШИ КООРДИНАТЫ Костромская область, Красносельский район, с. Светочева Гора, д. 70 Контактный телефон: 8 (232)