Меню

Середа церковь

Середа. Церковь Воздвижения Креста Господня.

Одно из самых древних сел Сычевского уезда — село Юрьевское (Середа). Когда был построен в селе первый храм — к сожалению, не ведомо. Но достоверно известно, что один из первых храмов был построен и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери 3 ноября 1713 года. Это следует из надписи на древнем кресте, который был найден в селе в 1870-х годах. Место нахождения этой церкви было на северо-западной окраине села. Здесь же было найдено и древнее кладбище. Известно, что в 1770-х годах в храме служил священник Борис Иванов. На другой стороне найденного креста значилась надпись о том, что спустя 79 лет, то есть 23 августа 1792 года, был освящен новый храм, но в другом месте — к югу от прежнего храма <СЕВ, 1887, № 11, стр.509-521>. Новый храм также был во имя Казанской иконы Божией Матери. Церковь была деревянная с колокольней. Построена на средства прапорщика Никиты Борисовича Лошакова.

В 1788 году в селе было 32 двора и проживало 109 жителей <ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.6, Д.83, 1801>. В Юрьевский же приход входили: сельцо Мышкино — 41 житель, деревня Коривичево — 4 двора и 46 жителей, Турыгино — 2 двора и 14 жителей, Яблонька — 7 дворов и 95 жителей, Кривоносово — 5 дворов и 4 жителя, Филиппово- 8 дворов и 90 жителей и многие другие поселения. В начале XIX века в Юрьевском (Середском) храме служил священник Давид Иванович Соколов, на место которого в 1811 году из села Архангельского был перемещен священник Яков Гаврилович Ершов. Прослужил о. Яков в селе Середе до 1825 года.

К 1825 году в приходе села было 26 селений, в которых было 100 дворов и проживало 694 мужчины и 759 женщин. Первое документальное упоминание села Юрьевского как Середа относится к 1800 году. В 1826 году под деревянную церковь был подведен каменный фундамент.

В это время в храме служил священник Тимофей Иванович Медведков — дьяконский сын, 28 февраля 1826 года был рукоположен Преосвященнейшим Иосифом в священники церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Середа. Умер он 12 сентября 1862 года, был похоронен вблизи церкви. Священник о. Тимофей оставил о себе «. у Середских прихожан добрую память за свое патриархальное с ними обращение; имя его встречается почти во всех поминальных книжках прихожан» <ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.6, Д.83, 1801, стр.517>. Следующим священником села Середы был Григорий Алексеевич Петропавловский. Уроженец города Вязьмы, из семьи священника, окончил курс Смоленской семинарии и 28 июля 1858 года был рукоположен Высокопреосвященнейшим Тимофеем в священники села Середы. 14 апреля 1865 года за усердие священник Григорий Петропавловский был награжден набедренником. Как вязьмич, видевший много благолепных городских храмов, о. Григорий решил выстроить подобный и в селе Середе. Денег в церковной казне для строительства явно не хватало, несмотря на помощь церковного старосты мещанина Василия Ивановича Титова и бывшего старосты Федора Косьмина. Священник Григорий Петропавловский получает разрешение производить сбор денег на новый храм и сам лично участвует в сборе. За два года собрал около 2000 рублей. На эти средства каменное здание новой церкви было выведено только до окон. Отец Григорий продолжает сбор средств, отправляясь в Петербург, Москву и другие города. В его отсутствие в храме временно служили священники Стефан Оглоблин, Ефимий Попов. Весной 1868 года о. Григорий возвращался в село. В городе Ржеве, в период ледохода, он переправлялся через Волгу. Лодка опрокинулась и священник едва не утонул. Вскоре он сильно заболел и оправиться уже не мог. 2 января 1869 года он скончался, оставив жену и пятерых детей. Вместо священника Григория Алексеевича Петропавловского 12 февраля 1869 года, по собственному желанию из села Пискова, был перемещен священник Алексей Иоаннович Качевский. Он родился в селе Песочня Сычевского уезда в семье священника. В 1857 году окончил курс Смоленской духовной семинарии и 10 июня 1861 года Преосвященнейшим Антонием был рукоположен в священники села Писково.

В 1875 году на новом месте храм был построен. Это был каменный трехпрестольный храм, освященный в честь Воздвижения животворящего креста Господня, в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь святого Алексия, митрополита московского. Казанский придел был освящен 8 ноября 1875 года, а Воздвиженский и Алексиевский 18 и 19 мая 1882 года. В общей сложности храм строился около 15 лет. С возведением нового храма надобность в старом деревянном храме отпала. Старую церковь за 350 рублей уступили в село Богданово, где она вскоре сгорела.

До 1873 года причт храма состоял из священника, дьякона, дьячка и пономаря. С 1873 года дьякон был упразднен. В 1885 году в приходе села было 32 селения с общей численностью дворов 150, в которых проживало 681 прихожанин мужского пола и 774 прихожанки женского пола. Вплоть до 1918 года в селе служил священник Иоанн Белкин.

К приходу села Середа был причислен и кладбищенский однопрестольный деревянный храм на каменном фундаменте во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Храм этот находился в селе Однощекино, в имении коллежского асессора Михаила Григорьевича Ломоносова, на средства которого был выстроен. 23 августа 1861 года произошло его освящение. По документам храм назывался «Середою кладбищенской».

Смотрите так же:  Церковь юрий шевчук

В.Б. Каплинский. Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии

Сретенский храм, с. Пески

Официальный приходской сайт

Новости Шаховского благочиния

Воскресные школы

Рождество честно?го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Коробейниковской-Казанской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 июня).

Утр. – Ев. 3-е, Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Рим., 88 зач., V, 1–10. Мф., 18 зач., VI, 22–33. Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е?же от непло?дове преславное рождество твое».

Сретенский храм село Пески

Престольный праздник:
Сретение Господне (15 февраля)

Приделы:

Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября)

Пророка Илии (2 августа)

Настоятель: протоиерей Богдан Васильевич Пасичнык, 1953

Святыни храма: В церкви есть почитаемые иконы XVII в., поступившие сюда в 1857 г. из московской Троицкой единоверческой церкви, а также деревянная скульптура преподобного Нила Столобенского конца XVIII — начала XIX вв.

Как добраться: от Москвы до стации «Шаховская», далее автобусом до остановки Репотино, далее пешком 2 км

Общая информация

Село Пески, которое называлось также Высоцким, упоминается в 1596 г. в духовной грамоте волоцкого князя Федора Борисовича. В Смуту село было разорено и превратилось в пустошь.

Церковная земля до 1704 г. сдавалась Патриаршим казенным приказом в аренду. В течение двух лет после этого крестьяне сельца Высоцкого, принадлежавшего Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю, построили церковь в честь Сретения Господня. В 1707 г. сельцо Высоцкое стало называться селом Высоким на Песках. По описанию 1758 г., ветхая чешуйчатая крыша на церкви, трапезе и паперти была заменена новой.

25 июня 1758 г. деревянная церковь сгорела от грозы. Иконы вместе с иконостасом удалось спасти. Через год построили новую церковь, которая скоро также сгорела дотла во время грозы. Вместо нее соорудили небольшой храм во имя пророка Илии.

В 1858 г. прихожане купили на свои средства в соседнем селе Середе двухпрестольный деревянный храм во имя Живоначальной Троицы, с иконостасом и иконами. Храм перевезли в Пески, пристроили к трапезной и освятили 1 октября 1860 г. Церковь Сретения в Песках входила в то время в Можайский уезд.

Храм действует до сих пор, являясь уникальным памятником деревянного зодчества Подмосковья. Во второй половине XX в. его обшили тесом и покрасили.

Церковь Сретения Господня стоит на высоком берегу речки Песочни. Храм представляет собой ярусное, деревянное, рубленое, обшитое тесом здание на высоком кирпичном цоколе. Церковь и столпообразная ярусная колокольня перекрыты гранеными куполами.

Храм Вознесения Господня в городе Фурманове

фото храма в 19 веке

Когда приезжаешь в старинные русские города и села, в первую очередь обращаешь внимание на православные храмы и монастыри. Церковные здания выделяются из окружающей застройки своей необычной архитектурой, и во многом определяют панорамный вид населенного пункта. Созданные пожертвованиями, трудом и талантом людей православные храмы, являются символом духовной и национальной жизни россиян. Историческим памятником любого города или села.
Не случайно иноземные завоеватели в первую очередь стремились уничтожить культурные и духовные наследия народа. Впервые в истории мировой цивилизации правители воспользовались методами врагов для ликвидации исторической памяти у своего народа.Страна была обречена на духовную гибель: православная вера истреблялась в сердцах россиян, истреблялись священнослужители, планомерно и беспощадно разрушались храмы. В результате антирелигиозной борьбы было снесено большинство церквей, а другие после ликвидации колоколен куполов и внутреннего убранства стали использоваться для хозяйственных целей.
Провенциальный русский городок Середа постигла та же печальная участь .Современный город был основан на месте древнего села Упино. Его название произошло от речки Упы, притока реки Шача. Центром духовной жизни села была деревянная вознесенская церковь. Первое упоминание о ней относится к 1614 году в начале 1917 века село являлось довольно крупной вотчиной князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. Оно располагалось на середине торговых путей из села Иваново до волги и от Шуи до Нерехты. Каждую среду здесь устраивался «торгсьезжий» Поэтому село в 1628 году получило двойное название Середа-Упино. В начале 18 века, село Середа- Упино принадлежало генерал-майору князю Ивану Федоровичу Барятинскому сподвижнику Петра Первого. В 1727 году по письменному прошению князя указом царя было разрешено вместо старой деревянной церкви построить каменный храм во имя Вознесения Господня. Церковь являлась одним из первых каменных зданий и сохранилась до наших дней.
В 19 веке в храму пристроили северный предел в честь Феодоровской Божией Матери. Южный предел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Местной святыней храма был древний образ Кипрской иконы Божией Матери. По преданию икона была оставлена в подарок монахами-киприотами когда они приезжали в Москву собирать милостыню. Вокруг церкви была кованная ограда на каменном фундаменте.
В 1918 года село Середа- Упино получило статус города. Здесь родился и провел первые шесть лет своего детства русский писатель Дмитрий Андреевич Фурманов. Крестил его в нашем храме (+о.Петр Звездкин) в 1891 году 27.10. В 1941 года город Середа-Упино переименовали в его честь. Богослужения в Храме Вознесения Господня прекратились в конце 1930-х годов. Храм был обезглавлен, колокола сняты ,колокольня разрушена святыни утеряны. Внутри церковь была изуродована чужеродными постройками, полы в храме заасфальтированы, фундамент снаружи засыпали землей, В здании церкви долгое время размещались механические мастерские, помещение не отапливалось. Длительный период запустения явился причиной значительных повреждений всего храма.
В 1993 году храм Вознесения Господня первым в Ивановской области,перешел в собственность епархии, при нем была зарегистрированна православная община.Игумен Аркадий(Киселев) +1972-2005+ взялся восстанавливать храм с горячим желанием зажечь очаг православной приходской жизни. Жители города Фурманова с радостью помогали отцу Аркадию.Местные бабушки с большим энтузиазмом работали в храме и жертвовали от своей маленькой пенсии на благое дело.Богослужения в церкви Вознесения Господня проходили только в летний период и ее восстановление временно прекратилось.
С ноября 2007 по ноябрь 2012 года настоятелем храма Вознесения Господня был протоиерей Андрей Воронин. о. Андрей принял активное участие в восстановительных работах. Были демонтированны чужеродные внутренние постройки, вывезено 250 тонн грунта, вставлены окна, проведена система отопления и построена своя котельная.
Указом Митрополита Иваново-Вознесенского и Вичужского Иосифом за №252 от 05.11.2012 года настоятелем прихода храма Вознесения Господня-назначен +иерей Василий Белкин.

Смотрите так же:  Церковь манглиси

Вид храма 2013 год

Православный календарь

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й.

Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских (1566–1569). Мчч. семи братий: Орентия, Фарнакия, Ероса, Фирмоса, Фирмина, Кириака и Лонгина (IV). Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор Псковских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице). Собор святых Удмуртской земли (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) 1.

Посреди села, на Торговой площади, возвышается построенная в 1797 году вместо обветшавшей деревянной каменная церковь Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и Св. Великомученика Феодора Стратилата.

Особенностью планировки храма является то, что колокольня ярусная выстроена над трапезой, вход на лестницу осуществляется через отдельный пристройку на северном фасаде, по винтовой лестнице.

В композиции и отделке колокольни особенно заметно обращение к приемам старых ярославских мастеров. Грани восьмигранного столпа обработаны широкими лопатками. Каменный, позднее обшитый тесом и обитый железом шатер колокольни имеет два ряда «слухов». Пролеты звонов сильно вытянуты вверх, словно подготавливая стремительный взлет стройного шатра. Однако увядание стиля заметно дает о себе знать. Переход от столпа к шатру выполнен упрощенно, без применения декоративных архивольтов, которые так украшали ярославские колокольни 17 столетия и как бы вторили низким тонам больших колоколов; нет ни нарядных наличников оконец -«слухов», ни валиков-«гуртов» на ребрах шатра.

Время внесло свои дополнения в изначальный облик Смоленской церкви. Вокруг кубического, прорезанного арками основания колокольни в конце 19 века был выстроен притвор в «русско-византийском» стиле, а у северо-западного угла трапезной появилась вычурная часовня.

Церковь Смоленской Божьей Богоматери включена в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, расположенных на территории Ярославской области.

В истории села, насчитывающей несколько сотен лет, запечатлены многие события. За время своего существования село несколько раз меняло название, горело и восстанавливалось вновь. До 1565 года территорию современного села Середа занимало село Фёдоровское, принадлежащее известному роду ярославских князей Троекуровых. Село Федоровское располагалось на обоих берегах реки Касти, которая своим руслом делила вотчинные земли князя на две равные части: южную (территория села Середы и близлежайших деревень) и северную (с селом Федоровским в Подвязье). После ссылки князя Федора Ивановича Троекурова в Казань в 1656 году южные земли села Федоровского по царской грамоте были переданы Ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю. Спасо-Преображенский Ярославский монастырь организовал в 1565 году на вновь приобретенных землях села Федоровского с деревнями монастырскую усадьбу с деревянной одноглавой церковью и оградою на месте будущего села Середа, основанного здесь через 200 лет. В 1609 году польско-литовским отрядом Лисовского монастырская усадьба села Федоровского и церковь Фёдора Стратилата на Касти были сожжены. Но в 1613 году вновь отстроены. Первое церковное богослужение после освобождения от польско-литовской интервенции во вновь отстоенном храме дала начало новому сельскому празднику «Крошиха», который празднуется и по настоящее время в среду в третий день после праздника Святой Троицы. После восстановления церкви и села оно стало называться «Федоровское Новое».

Во владении монастыря земли находились до 1764 года, когда Екатерина II отменила монастырское землевладение. Бывшие монастырские крестьяне перешли в государственную казну и стали называться экономическими крестьянами. Именно принадлежность местных крестьян к экономическим, а как следствие предоставление возможности приобретения ими бывших монастырских земель в собственность, занятия торговлей дала толчок к развитию на месте монастырского поместья большого торгового села. В 1767 году для обозначения вновь возникшего села и отличая его села Федоровского в Подвязье от было введено определение «Середа» – вновь возникшее село располагалось как раз посередине между деревнями Перемилово и Зубцово. Кроме того, село занимало очень удобное географическое положение – посредине на пути из Ярославля в Любим и из Данилова в Кострому. К началу 20 века название «Середа» почти полностью вытеснила «Федоровское».

Смотрите так же:  Михайловское кладбище екатеринбург церковь

Определяющую роль в развитии села всегда занимала торговля. Торговать местные крестьяне начали еще с конца 16 века, когда было получено разрешение в монастырском селе организовать торг. В отличие от населения окрестных земель, жители Середы относились к крестьянам государственным, они могли заниматься личным хозяйством, ремеслами, торговать изделиями и продуктами собственного производства. Середа славилась изготовлением валяной обуви и тарантасов. Среди местного населения был распространен и отхожий промысел.

На протяжении 18-19 веков село отстраивалось, появилась торговая площадь с размещенными по периметру домами торговцев с лавками на первом этаже. Каждую среду на площади устраивался торг, на который съезжались торговые люди из Данилова, Любима, окрестных сел и деревень

Она состоит из традиционных элементов: четверика, полукруглой алтарной апсиды, двухстолпной трапезной и колокольни. Бесстолпный двусветный летний храм перекрыт сомкнутым сводом и завершен пятью главами, центральная из которых световая. Над нижними окнами — полукруглые и прямоугольные нишки. Выше, над межэтажным пояском, плоскость северной и южной стен расчерчена огромными филенками, внутри которых расположены оконные проемы. Окна верхнего света декорированы треугольными и лучковыми сандриками. На углах четверика — спаренные плоские лопатки; над тонким карнизом на всех фасадах — по три небольших кокошника. Завершение летнего храма отличается несколько усложненным характером: круглые барабаны чешуйчатых глав поставлены на высокие граненые постаменты.

В интерьере летнего храма сохранился чугунный пол с растительным орнаментом, каркас классического иконостаса, а также темперные росписи конца 18 века, поновленные в 1910 году. Огромные по размерам композиции на евангельские темы заключены в орнаментальные рамы. В простенках между окнами помещены фигуры святителей. В алтаре привлекают внимание композиции «Тайная вечеря» и «Ангелы, несущие икону Смоленской Богоматери». Живопись имитирует архитектурные формы — пилястры, карнизы, а также лепные украшения.

Храм окружен одноэтажными каменными торговыми рядами. Во внутренний двор, образованный лавками, ведут ворота барочной формы, увенчанные главками. В воротах есть арочная калитка, по другую сторону симметричная калитке ниша. С востока к церкви примыкает парк. Восточные ворота церковной ограды не сохранились.

От центральной площади под прямым углом расходятся четыре улицы, составляющие основу планировочной структуры села: Дзержинского, Горького, Ленина, Октябрьская.

Среди однотипной деревянной застройки заслуживают внимание крестьянские каменные дома конца 19 — начала 20 века. Они сложены из неоштукатуренного кирпича и, как правило, подняты на высокий подклетный этаж, в котором размещались кладовки и чуланы. Иногда верхний этаж делали деревянным, украшая его богатой резьбой наличников и подзоров. В селе сохранились и отдельно стоящие кирпичные сараи. Бурное развитие в селе кирпичного строительства в конце 19 века обуславливается созданием недалеко от Середы в деревне Буланово Осипом Григорьевичем Буйловым кирпичного завода.

Сохранилось в селе и несколько памятников гражданской архитектуры середины 19 века, созданные в типичном стиле провинциального классицизма, они несут в себе элементы столичной архитектуры начала 19 века.

Достаток жителей Середы проявился не только в облике их домов. В конце 19 века в селе было выстроено двухэтажное каменное здание школы. Возведенная в 1914 году по заказу земства при участии в строительстве местного купца Чистякова Александра Алексеевича, школа оформлена в так называемом «кирпичном стиле». Пилястры делят его по вертикали на три части, причем центральная часть, на оси которой расположен вход в здание, выделена также фигурным аттиком. Межэтажный поясок, замковые камни над окнами, лопатки на углах, навес на кованых кронштейнах над главным входом довершают скромное наружное убранство школы. Поставленное поперек осевой линии улицы Горького, здание школы замыкает ее перспективу. Слева от школы сохранилось каменное здание мастерских.

На окраине села, в конце Октябрьской улицы, сохранился комплекс зданий, выстроенных земством в том же «кирпичном стиле». Главное из них — открытое в 1903 году техническое училище с слесарно-техническим и столярно-модельным отделениями, содержащееся на средства министерства и отчасти земства. Здесь дети крестьян и мещан могли получить специальность слесаря, плотника, шорника, столяра. Двухэтажное здание с высокими большими окнами кажется больше своих размеров благодаря тщательно продуманному построению главного фасада. Его повышенная центральная часть акцентирована ризалитом, по краям и между окнами которого помещены пилястры. Вход расположен на центральной оси главного фасада и выполнен в виде крыльца, на которое ведет открытая лестница. Боковые окна украшены сандриками в виде полки.

Слева от главного корпуса находится одноэтажное здание учебных мастерских. В его отделке применен тот же мотив венчающего стены пояска зубчиков, что и на карнизе главного корпуса. Прежде в состав комплекса входили сад и парк, располагавшиеся за учебными корпусами, на склоне холма.

Кроме перечисленных учебных заведений в селе при церкви Смоленской Божьей Богоматери существовала также церковно-приходкая школа. К началу 20 века в Середе было также церковно-приходское попечительство и общество трезвости, две библиотеки.