Меню

Самая крупная мечеть россии строительство

К собору просят пристроить мечеть

Почему даже массовое возведение домов молитвы не разрешит всех проблем мусульман

Фото агентства городских новостей «Москва»

Во время недавних протестных акций против строительства православного храма в Екатеринбурге Духовное управление мусульман Свердловской области от Совета муфтиев России (СМР) выступило с просьбой-предложением создать в городе межрелигиозный комплекс «Площадь мира и согласия», который бы объединил верующих трех основных религий региона – христианства, ислама и иудаизма, а собор Святой Екатерины стал бы частью этого ансамбля наряду с мечетью и синагогой. Сейчас в столице Урала всего две небольшие мечети, а число приверженцев ислама, по разным данным, составляет от 3 до 400 тыс. человек. Городские власти почти 20 лет отказывают общине в постройке еще одной мечети, утверждая, что свободных участков нет.

То, что по всей России наблюдается острая нехватка мечетей, представители российского ислама утверждают не один год. Глава Совета муфтиев России и председатель Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ) Равиль Гайнутдин, выступая 4 марта с.г. в Госдуме РФ, поднял проблему «искусственных препон» для отечественных мусульман. Как пояснил «НГР» первый заместитель Гайнутдина по ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, «вслух называются такие благовидные предлоги, как то, что «возрастет угроза терроризма и коренным москвичам-мусульманам имеющихся мечетей достаточно, а трудовые мигранты рано или поздно уедут». Однако, по мнению Мухетдинова, есть и «неафишируемая и прямо не называемая причина». «Это опасение в некоей «исламизации», в том, что наличие исправно действующей мусульманской инфраструктуры станет толчком к усилению религиозности мусульман, а это рассматривается в некоторых кругах априори как негативный сценарий. Антиисламское лобби оказывает сильнейшее давление и на лиц, принимающих решения, и на общественное мнение», – заключил он.

По мнению Равиля Гайнутдина, к 2035 году около трети российских граждан будут исповедовать ислам. В России уже сейчас официально проживает не менее 24 млн мусульман. Именно такую цифру назвала «НГР» пресс-служба Совета муфтиев со ссылкой на данные Саудовской Аравии (подробнее в «НГР» от 06.03.19). Число мечетей в России сегодня составляет примерно 8 тыс. Определить, сколько необходимо построить еще мечетей, чтобы полностью удовлетворить потребности исламского сообщества страны, практически невозможно, считает Дамир Мухетдинов. «Вот буквально на днях Русская православная церковь заявила о епархиях, где вопрос с обеспечением культовыми сооружениями стоит острее всего – по одной церкви на 15–25 тыс. верующих. Думаю, до таких показателей в отношении мечетей далеко даже Чечне, Дагестану, Татарстану», – заметил зампред ДУМ РФ.

При этом региональные власти зачастую делают все возможное, чтобы не только не построить новых мечетей, но и сократить количество старых, заявил «НГР» председатель Духовного управления мусульман Москвы Ильдар Аляутдинов. «Например, на позапрошлой неделе в Калининграде был снесен молельный дом, который посещали десятки верующих. Нельзя не вспомнить и ситуацию в Екатеринбурге, где уже на протяжении нескольких лет не дают разрешение на строительство мечети. Недальновидность чиновничьего аппарата, недобросовестность, безответственность отдельных лиц, а иногда просто незнание или же несоблюдение законов может привести к печальным последствиям. И речь здесь не столько и не сколько о разрушенных или так нужных, но все еще не построенных храмах, а в том, что каждая такая ситуация становится причиной дисбаланса и нарастания недовольства», – заметил муфтий.

Самая острая ситуация в «епархии» самого Аляутдинова, которую он в условиях конкуренции делит с главой Духовного собрания мусульман России Альбиром Кргановым. 4 июня с.г. мусульмане России отметили Ураза-байрам, праздник разговения после поста месяца Рамадан. Вот уже два года подряд количество верующих, посещающих торжественное богослужение в московских мечетях в этот день, превышает 250 тыс. человек. При этом в столице сейчас действует всего четыре общедоступные мечети, самая большая из которых – Соборная – рассчитана не более чем на 10 тыс. человек. В ноябре 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил возможность строительства еще одной, пятой по счету мечети – на территории новой Москвы. Ранее также сообщалось, что земли в Троицком административном округе Новой Москвы под межконфессиональный комплекс, где на единой территории будут соседствовать православие, ислам, иудаизм и буддизм, могут быть переданы городу в 2019 году. Если такой центр будет построен, он станет третьим по счету в столице вместе с комплексами на Поклонной горе и в районе Отрадное.

Ильдар Аляутдинов в разговоре с «НГР» пояснил, что «численность мусульман в Москве сейчас очень высокая». «Называются разные цифры: два, три миллиона и более. Мы понимаем, что есть коренное население, исповедующее ислам, а также те, кто прибыл в столицу для заработка или же обосновался здесь недавно. Однако каждый ее житель независимо от того, приезжий он или коренной, имеет право исповедовать свою религию», – подчеркнул московский муфтий.

Еще в сентябре 2019 года представители исламского сообщества обратились к министру обороны Сергею Шойгу и патриарху Кириллу с просьбой построить мечеть рядом с главным храмом Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» в Кубинке. «Мы очень надеемся, что будет принято решение и о строительстве мечети рядом с будущим православным храмом, потому что велика роль людей, исповедовавших другие религии, в Великой Отечественной войне, и сегодня в Сирии служат мусульмане и представители других религий», – отметил тогда Альбир Крганов. Если в Министерстве обороны сообщили о готовности рассмотреть инициативу мусульман, то в Московском патриархате к этому предложению отнеслись более чем осторожно. «Если просьба будет исходить от множества людей, военнослужащих, наверное, ее стоит рассмотреть. Но тут может быть другая история, связанная с нашим героическим прошлым в связи с особой ролью православия», – заявил пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.

Однако Дамир Мухетдинов предупреждает, что даже активное строительство мечетей не сможет разрешить тех проблем, которые возникают у правоверных в дни крупных религиозных торжеств. «Мы призываем корректно и трезво относиться к самой ситуации с праздничными молитвами. Ислам предписывает совершать ее в Джума мечети, то есть в Соборной мечети. Такая, например, построена в Москве на проспекте Мира. И поэтому, даже если завтра в столице появится еще пять мечетей на 3–5 тыс. человек, размер той тучи верующих, которую мы наблюдаем сейчас вокруг московской Соборной мечети, уменьшится, конечно, но не кратно, не в той степени, чтобы сама картинка кардинально поменялась», – отмечает Мухетдинов.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

История мечетей России

С таринная Джума-Джами, которую возводили по подобию византийской Святой Софии, «Ляля-Тюльпан» в форме цветка и крымская мечеть хана Узбека с развалинами самого древнего медресе в Европе. Рассказываем про необычные мечети России — их историю, архитектуру и внутреннее убранство.

Мечеть в Старом Крыму заложили в 1314 году. Тогда полуостров был провинцией Золотой Орды, которой руководил хан Узбек, — крымская мечеть стала носить его имя.

Здание построили простое, прямоугольное в основании, накрыли двускатной крышей. Недалеко от входа возвели невысокий минарет. Материалом для стен послужил местный бутовый камень и привозной гранит.

Внутри мечети сохранился образец средневековой резьбы по камню. Гранитные стены михраба (ниши, где обычно молится имам) покрыты резным орнаментом и цитатами из Корана.

За мечетью находятся руины самого древнего медресе в Европе. Его пристроили в 1332 году по заказу одной из крымских благотворительниц тех лет — Инджибек Хатун. Многие столетия в медресе располагалась большая библиотека, но почти все книги утеряны. До наших дней уцелело редкое издание Корана 1850 года с гравюрами и рисунками на полях. Сейчас оно хранится в Государственном Эрмитаже.

Мечеть хана Узбека работает и в наши дни, ее посещают туристы и представители других конфессий.

Смотрите так же:  Имам мечети на проспекте мира

Джума-Джами построили в середине XVI века по проекту турецкого архитектора Ходжи Мимара Синана Аги. Он создал крупнейшие культовые сооружения в Константинополе и всю жизнь мечтал построить мечеть, которая бы превосходила по красоте и величию византийский собор Святой Софии. Евпаторийская Джума-Джами, увенчанная широким куполом с витражными окнами, походила на него внешне. С двух сторон здания возвышались два минарета, однако позже они разрушились. Их восстановили только в середине ХХ века.

В Джума-Джами новые крымские правители проходили обряд посвящения, расписывались в особом документе и уже затем отправлялись в столицу ханства — Бахчисарай. Во дворе мечети до революции хоронили военачальников, погибших в крымских войнах. Мраморные надгробия можно увидеть и в наши дни.

В годы советской власти сооружение использовали как склад, а в 1985 году здесь расположился музей атеизма. Мусульманам здание вернули в 1990 году.

До сих пор Джума-Джами остается крупнейшей мечетью в Крыму, посещать ее могут представители всех конфессий. По выходным здесь проводят экскурсии.

Суннитской мечети в Северной Осетии немногим больше ста лет — ее начали строить в 1900 году. Проект подготовил русский архитектор польского происхождения Иосиф Плошко. Средства на строительство выделил меценат из Баку Муртуза Мухтаров, поэтому ее иногда так и называют — мечеть Мухтарова.

Здание возвели в арабском стиле. Ажурный декор на фасаде и башнях-минаретах напоминал украшения древней Аль-Азхар в Каире. Стены из белого бакинского известняка наружной стороны обложили красным кирпичом с завода Леонарда Штейнгеля и Владимира Грозмани. Художник Франц Долежаль украсил мечеть изнутри — расписал ее орнаментами и арабской вязью. Первую проповедь здесь прочитал татарский мулла Садык Радимкулов в 1908 году.

После революции здесь располагался клуб и склад, а в 1934 году власти и вовсе хотели снести здание. Но на защиту святыни самовольно встала вооруженная татарская рота 84-кавалерийского полка. Здание сохранили, а в 1960 году государство признало его памятником архитектуры, здесь располагался музей. Мечеть передали верующим в 1996 году.

Из мечети «Ляля-Тюльпан» в Уфе транслируют проповеди верховного муфтия страны.

Возвели здание в 1998 году по проекту архитектора Вакиля Давлетшина. Внешний облик мечети напоминает цветок тюльпана — символ тюркских народов. На бутоны похожи и минареты.

Мечеть построили на склоне, главный вход ведет сразу на третий этаж, где находится молельный зал для прихожан. Он может вместить около 500 человек. На нижних этажах располагаются классы медресе, гостиница для приезжих студентов, специальные помещения для обрядов и конференц-зал.

Интерьер украсили в традиционном восточном стиле: белые мраморные стены расписали растительными орнаментами, балконы оградили резными парапетами. В отделке использован не только мрамор, но и зеленый поделочный камень серпентин.

Соборная мечеть Татарстана — одна из самых молодых в России, ее открыли в 2005 году. Она носит имя мусульманского мыслителя и воина Кул Шарифа, который возглавлял оборону Казани в середине XVI века. Когда войска Ивана Грозного вошли в город, Кул Шарифа убили, а старую мечеть с восемью минаретами, которая стояла на этом месте, сожгли и разрушили. По легенде, очертания мечети повторили в облике храма Василия Блаженного в Москве, который возвели в честь покорения Казанского ханства: в нем центральный купол тоже окружают восемь луковичных главок.

Современная мечеть Кул-Шариф построена по новому проекту, над ним работали сразу несколько архитекторов. Мечеть оформили в цветах разрушеной Аль-Кабир в Болгаре — с бирюзовыми крышами и белыми мраморными стенами. Этот редкий вид отделочного камня при определенном освещении дает розовый оттенок.

Центральный купол создали в форме чешуйчатой Казанской шапки — царской короны, изготовленной в честь покорения Казани. Похожую носили и татарские ханы до XVI века.

Мечеть Кул-Шариф вмещает около 1500 верующих, но на площади перед ней могут молиться еще 10 тысяч человек. Сегодня в здании также находится Музей ислама. Здесь хранится старинный рукописный Коран, учебники медресе разных лет, номера женского журнала XIX века «Сююмбике» и мусульманские наряды дореволюционной России.

Центральная Джума-мечеть в Махачкале

Соборная Джума-мечеть в Махачкале — крупнейшая в России, в ней могут разместиться около 15 тысяч прихожан. Здание построили в 1997 году по подобию Голубой мечети в Стамбуле, однако Джума-мечеть меньше и покрыта не голубыми, а белыми изразцами. Внутренние стены отделаны майоликовой плиткой, своды куполов расписаны традиционными орнаментами и арабской вязью.

Молельные залы освещают объемные люстры из тонкого дамасского стекла. Самая крупная из них весит одну тонну, ее закрепили под сводами центрального купола.

Сегодня в Джума-мечети проводят совместные праздничные молитвы, отсюда республиканские каналы транслируют проповеди духовного лидера Дагестана. Также в здании работает библиотека богословской литературы и медресе.

Мечеть имени Ахмата Кадырова («Сердце Чечни»)

Мечеть «Сердце Чечни», которая носит имя первого президента республики Ахмата Кадырова, располагается в живописном парке на берегу реки Сунжи в Грозном.

Ее возвели в 2008 году в стиле старинных культовых сооружений Османской империи. Четыре минарета, которые находятся по углам основного здания, поднимаются на высоту 63 метра, в России выше них только башни Московской и Нижнекамской соборных мечетей. Под главным куполом «Сердца Чечни» может встать 10-этажный дом. Несмотря на внушительные размеры, она вмещает меньше прихожан, чем соборная мечеть в Махачкале, — 10 тысяч человек, но в летних галереях и на прилегающей площади могут молиться еще столько же верующих.

Внутри и снаружи стены «Сердца Чечни» покрыты редким минералом — травертином. Из такого же сложен древнеримский Колизей. В интерьерной отделке использовали также белый мрамор с острова Мармара в Мраморном море. На люстры ушло несколько тонн бронзы и сотни килограммов австрийских кристаллов. А цитаты из Корана на сводах мечети написаны специальной краской с напылением из чистого золота.

Сегодня мечеть входит в Исламский комплекс вместе с Российским исламским университетом, построенным рядом, и зданием Духовного управления мусульман республики.

Зачем Душанбе самая большая мечеть в Центральной Азии?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

«Мечеть должна быть местом воспитания людей и средством объединения мусульман всего мира», — заявил таджикский президент Рахмон на официальной церемонии начала строительства крупнейшей в регионе мечети.

Новая мечеть, которую в таджикской столице построят арабские инвесторы, должна стать самой большой и вместительной в Центральной Азии. Территория мечети будет иметь форму карты Таджикистана. Как сообщают официальные источники, на этом настаивал президент страны Эмомали Рахмон, который и предложил властям Катара соорудить в Душанбе грандиозную мечеть.

По мнению политолога Нурали Давлата, строительство мечети в таджикской столице означает желание властей наладить более тесное сотрудничество с исламским миром. Сближение, в особенности с богатыми арабскими государствами, может гарантировать получение необходимых инвестиций для развития экономики республики.

«В начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране шла гражданская война, власти обвиняли в том, что они воюют с исламистами. А вот теперь у власти есть возможность нормализовать отношения с исламским миром. Показать, что мы тоже часть мусульманского мира», — отметил Нурали Давлат.

Арабские деньги

Исламскую святыню украсят величественный минарет, семь расписных колонн, символизирующих семь ступеней мира и семь ворот рая, множество водоемов и фонтаны, символизирующие, что Таджикистан — страна чистых вод. Одновременно в ней смогут совершать молитву до 150 тысяч человек.

У меня ощущение, что я уже живу в исламском государстве Гаюр Каххаров, социолог

При новой мечети будет также построен Исламский университет. Вопрос подготовки профессиональных теологов и богословов в Таджикистане — не только религиозный. От него зависит и будущая национальная безопасность страны, полагают представители Исламской партии Таджикистана. Ряд мусульманских деятелей страны обеспокоены усилением деятельности христианских миссий и нетрадиционных для республики течений ислама.

В последние годы власти по разным причинам признали незаконными деятельность десятков молитвенных домов по всей стране, что становилось поводом для серьезного недовольства жителей республики. Сооружение этой мечети сможет успокоить недовольных, полагает лидер таджикских исламистов Мухиддин Кабири. Он считает, что между властями и верующими еще есть нерешенные вопросы.

Смотрите так же:  Мечеть правила посещения

«Безусловно, власти хотят наладить более теплые отношения с верующими. Но иногда [. ] создается ощущение двойных стандартов», — считает лидер Исламской партии Возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири, указывая на то, что на ряд организаций оказывается серьезное давление.

Светское общество или исламское государство?

По официальным данным, 99% жителей Таджикистана исповедуют ислам. Большинство мусульман Таджикистана, за исключением небольшой общины шиитов-исмаилитов Горного Бадахшана, являются суннитами ханифитского толка.

Исламский фактор или восточный вектор – это хорошо с точки зрения внешней политики [. ] Но все это таит в себе определенную угрозу. Если не будет соблюден баланс между светскими и религиозными ценностями, то в ближайшем будущем к власти придут религиозные партии. Фаррух Умаров,
исламовед

Между тем интерес к религии в стране в последние годы заметно вырос. Изучать азы ислама в религиозные школы отдают детей даже из нерелигиозных семей. Социолог Гаюр Каххаров говорит, что чрезмерное увлеченность религиозными вопросами может иметь для страны негативные последствия.

«В Таджикистане идет активный процесс исламизации общества. Правительство чествует религиозных деятелей, внесших огромный вклад в исламскую философию. Идет религиозная пропаганда на телевидении, радио, на страницах местных газет, — рассказывает Гаюр Каххаров. — Это делается для того, чтобы жители были осведомлены о своей истории, культуре. Но в обществе неправильно понимают эти процессы. К сожалению, в нашей стране очень мало грамотных, просвещенных теологов. Также очень низок уровень богословских знаний у населения. У меня ощущение, что я уже живу в исламском государстве».

Согласно основному закону страны, религия в Таджикистане отделена от государства. Исламовед Фаррух Умаров говорит, что ряд чиновников, принимая решения, иногда забывают об этом.

«Исламский фактор или восточный вектор – это хорошо с точки зрения внешней политики, — считает Умаров. — Это может способствовать социально-экономическому развитию государства и привлечению инвестиций. Но все это таит в себе определенную угрозу. Если не будет соблюден баланс между светскими и религиозными ценностями, то в ближайшем будущем к власти придут религиозные партии. В этом заключается главная опасность».

По мнению политолога Равшана Меликова, действия таджикских властей — не что иное, как попытка контролировать религиозную жизнь и бороться с радикально настроенными исламскими силами.

Хрупкое равновесие

«Правительство не может бороться с религией, как это делалось в Советском Союзе. Но власти не могут допустить и абсолютной свободы для религиозных деятелей, — считает Меликов. — Президент Рахмон хочет усилить влияние умеренных исламистов, которые наряду с религиозными ценностями могли бы уважать и светский образ жизни граждан страны».

Тем временем исламисты в последнее время обвиняли власти в ущемлении прав верующих. Решение о закрытие мечетей, запрете на ношение хиджаба в государственных учебных заведениях, принятый закон о религии, а также решение запретить женщинам и детям появляться в мечетях во время публичных молитв вызвали множество споров среди жителей страны.

С другой стороны, с начала этого года в таджикских школах ввели изучение ислама. До сих пор в учебные программы таджикских школ входила история религий. А история ислама была частью общего предмета.

Введение дополнительного урока, полностью посвященного исламу, поможет, по мнению представителей таджикского министерства образования, повысить осведомленность молодых мусульман о своей религии и избавить молодежь от влияния нетрадиционных для Таджикистана течений ислама.

2009 год объявлен в Таджикистане годом чествования Имома Азама – религиозного деятеля, который считается основателем ханифитского направления суннизма.

В эти дни в таджикской столице проходит международный симпозиум, посвященный Имоми Азаму. Впервые официальное мероприятие началось с чтения молитвы. Президент Рахмон наряду с гостями и участниками симпозиума также прочел молитву, что многие посчитали символичным.

Какие ковры выбрали для Соборной мечети Крыма

Масштабная и знаковая стройка в Симферополе близится к завершению благодаря энтузиазму трудового интернационала

07.04.2019 в 12:21, просмотров: 3447

Есть на карте Крыма уголок, где показатель интернациональности просто зашкаливает. Казалось бы, чем удивишь полуостров, на котором веками сплетаются культуры разных народов.

Ответ открывается в Симферополе — на улице Ялтинской, 22, где на глазах растет соборная мечеть. Всё — от проекта до каменных стен — создается стараниями людей разных национальностей. И не зря самая большая мечеть Крыма будет называться «соборной»: уже с фундамента она собрала вокруг себя крымских татар, греков, молдаван, русских и выходцев из Средней Азии.

Место под солнцем

История соборной мечети началась еще до возвращения Крыма в состав России. К сожалению, первые ее страницы не сверкали гладью глянца.

— При Украине мы боролись за выделение участка, — рассказывает ответственный секретарь муфтия Крыма Айдер Аджимамбетов. — Место для строительства мечети несколько раз менялось. Когда во главе Верховного Совета Крыма находился Борис Дейч, под строительство выделили участок на улице Ялтинской, 22.

Но сразу по горячим следам стройка не развернулась. Как рассказал Айдер Аджимамбетов, на арене событий возникла коммерческая структура, якобы владеющая правом на 2,7 гектара, выделенных для строительства мечети. Хронику событий собеседник отслеживает по первым лицам Крыма, занимавшим свои посты в бытность Украины. Так, ясность в вопрос с землеотводом смог внести уже Василий Джарты. На проект культового здания объявили открытый конкурс, в котором приняли участие многие архитекторы.

— Если посмотреть на мечети, построенные в крымских селах, то они похожи друг на друга и архитектурными красотами не блещут, — рассуждает Айдер Аджимамбетов. — Вопрос, конечно, упирается в деньги. У нашего народа просто не было средств на то, чтобы строить культовые здания, украшенные в национальных традициях.

Можно сказать, что исторический памятник — Ак-Мечеть, или, как ее называют сегодня, — Кебир-Джами, тоже не сверкает на солнце сусальным золотом. Но здесь нужно не забывать о поправке на время: главная мечеть Крыма, действующая на сегодняшний день, уходит корнями в шестнадцатый век. За столетия изменились возможности зодчих и вырос город Симферополь. Кебир-Джами и ее двор не могут вместить всех верующих, которые приходят совершить праздничный намаз. Как рассказал Айдер Аджимамбетов, предельные возможности культового здания и архитектурного памятника в одном фасаде — около четырехсот прихожан. Для сравнения: новая соборная мечеть будет способна принять около двух тысяч верующих, а вместе с прилегающим к ней двором — все четыре тысячи.

Единство трех стилей

— Победу в конкурсе проектов одержал представитель крымско-татарского народа — архитектор Идрис Юнусов, — рассказывает собеседник. — Соборная мечеть — это целый комплекс строений. Все они выполнены в разных стилях, но объединяются в общем архитектурном ансамбле.

Следует отметить, что все работы авторов проектов были представлены в библиотеке имени Франко. Каждый желающий, независимо от национальности и вероисповедания, мог принять участие в голосовании и высказать свое мнение через Интернет. Проект-победитель состоит не только из большой соборной мечети. Есть в нем и административное здание, и гостевое помещение. Примечательно, что каждое строение относится к особому архитектурному стилю: мечеть — к османскому, гостевой дом — к крымско-татарскому, а административное здание и вовсе будет современным. Однако в целом соборная мечеть гармонично дополнит столицу Крыма сплетением культур и эпох в первоклассном камне.

— Проект прошел согласование со специалистами Турецкой Республики, — говорит Айдер Аджимамбетов. — Дело в том, что там инженеры и архитекторы имеют богатый опыт проектирования культовых зданий. Но в финансовом отношении турецкая сторона к соборной мечети отношения не имеет. Стройку финансируют отечественные инвесторы.

Независимость строительства соборной мечети от зарубежных инвестиций стала возможна лишь после возвращения Крыма в состав России. Встречаясь с президентом, муфтий Крыма высказал просьбу о патронате первого лица государства над строительством соборной мечети. Не прошло и недели, как определились пять инвесторов, готовых финансировать создание культового объекта.

Смотрите так же:  Мечеть тауба

Цена вопроса

— Сейчас назвать инвесторов, вложивших средства в соборную мечеть, мы не можем, — говорит Айдер Аджимамбетов. — Они не хотят, чтобы строительство культового объекта воспринималось как пиар-акция. Когда мечеть откроется — а это запланировано на 21 апреля 2019 года, к пятилетию подписания указа о реабилитации народов Крыма, тогда, возможно, появится возможность рассказать об инвесторах. Если они, конечно, этого захотят.

Углубившись в тему финансирования, мы узнали лишь то, что на сегодняшний день сметная стоимость объекта составляет более трех миллиардов рублей. И это не финальная точка: строительство не закончилось. Впереди отделочные работы, оформление интерьеров всех трех зданий архитектурного комплекса.

До возвращения Крыма в состав России строительство соборной мечети крымским татарам обещала профинансировать Турецкая Республика. Айдер Аджимамбетов вспоминает, что честное слово дал сам Абуллах Гуль — экс-президент сопредельной страны, где проживает пятимиллионная диаспора крымских татар. Но помощь заграницы Крыму не потребовалась: теперь в Турции закупается мрамор и камень для отделки фасадов с красивым названием «айрокрем». Выбор зарубежных материалов определен их высоким качеством. Основные характеристики — низкая поглощаемость влаги и высокая морозостойкость. К сожалению, крымские природные закрома на такие материалы не богаты.

Теплый камень

Размах строительства соборной мечети предполагает ее небывалую красоту. От архитектурного ансамбля все жители Крыма ждут чуда. И наш собеседник уполномочен заявить, что чудо непременно будет! Камень аэро крим (aero cream) относится к известняковой породе, но по структуре приближен к мрамору. Его теплый кремовый оттенок в сочетании с сусальным золотом купола покроет соборную мечеть солнечным сиянием. Еще не куплен ковер — главное украшение мечети, но уже сейчас мы узнали секрет: в нем непременно будут присутствовать бордово-красные цвета. Приобретение ковра, как и выбор самого проекта мечети, будет проходить на конкурсной основе. Никакой предвзятости: кто предложит лучший товар, тот и получит за него заявленную плату.

— Чем для крымско-татарского народа является строящаяся соборная мечеть? — спрашиваем у собеседника.

— Символом возрождения ислама в Крыму.

Смогут ли представители других религиозных конфессий посещать культовое здание мусульман?

— Безусловно, смогут. Только, как и во всех культовых зданиях, в мечети будут действовать правила, связанные с внешним видом. Особенно это касается женщин: в специальной комнате им будут выдавать одежду и головной убор, соответствующие канонам ислама.

Мы уже сказали, что возведение мечети объединило людей разных национальностей и религиозных взглядов. Главный инженер стройки — грек Валерий Тзониадис, руководитель проекта — молдаванин Андрей Бродеску, а один из субподрядчиков — турок Узгур Шахинташ. На стройке можно встретить крымских татар, русских, узбеков, киргизов, таджиков и украинцев. Уже на закладке фундамента соборная мечеть собрала вокруг себя настоящий интернационал. Айдер Аджимамбетов говорит, что все люди, занятые на большой стройке, по-особому относятся к своей работе. И специалисты, и простые рабочие не забывают, что возводят культовое здание, а не обычный, так и хочется сказать, «светский» объект. Так что новая соборная мечеть обещает хранить под своим золоченым куполом мир, так необходимый всем народам нашего полуострова. Об этом будет напоминать песня муэдзина, которая зазвучит над Симферополем с самого высокого минарета.

Справка: Мечети в Германии

Строительство новых мечетей в Германии вызывает у большинства немцев немало вопросов. Тем не менее в ФРГ насчитывается более 2,5 тысяч молельных домов и 240 мечетей.

Мечеть в восточноберлинском районе Панков

По приблизительным оценкам, в Германии проживают около четырех миллионов 300 тысяч мусульман. Это пять процентов населения страны. Почти половина из них — граждане ФРГ, остальные имеют статус иностранцев.

Многие гастарбайтеры остались в ФРГ навсегда

Большинство мусульман приехали в Западную Германию в начале 60-х годов прошлого века на заработки в качестве гастарбайтеров. Сначала они не собирались оставаться в ФРГ навсегда, поэтому и возможности для совершения ими религиозных обрядов носили временный характер. Мусульманские гастарбайтеры — в большинстве своем граждане Турции, Туниса и Марокко — собирались для молитв в комнатах своих общежитий.

Турки-мусульмане во время молитвы

Ситуация начала меняться после 1973 года, когда правительство ФРГ прекратило привлекать рабочую силу из-за рубежа. Тем же, кто уже находился в Германии, разрешено было остаться. Многие из них перевезли в ФРГ своих близких. В Германии начали формироваться первые мусульманские общины, создаваться исламские объединения, строиться мечети, открываться религиозные центры.

Самая большая мечеть в Европе

С годами окрепло религиозное самосознание местных мусульман. Свободу вероисповедания им гарантирует Основной закон ФРГ. И в Германии мечети стали для них не просто молельными домами, а культовыми сооружениями, местом встречи единомышленников и преподавания ислама.

В настоящее время в Германии насчитается около 240 классических мечетей с куполом и минаретами, а молельных домов — более двух с половиной тысяч. Осенью 2008 года в немецком Дуйсбурге открылась самая большая мечеть в Европе.

Мечеть в Дуйсбурге

Жители Германии — в большинстве своем католики и протестанты — согласно опросам общественного мнения, в целом скептически относятся к планам по возведению новых мечетей.

Правда, нередко новые проекты вызывают у граждан совершенно конкретные и банальные вопросы, не имеющие никакого отношения к культовым исламским сооружениям: сократится ли из-за новой постройки количество мест для парковки машин, станет ли от этого более шумно и как изменится городской пейзаж?

Для выяснения всех вопросов, или для того, чтобы выразить свой протест, немусульмане, как это уже было в Кельне, Берлине или во Франкфурте-на-Майне, объединяются в гражданские инициативы.

Мечети в Германии — предмет острых дискуссий

Острая дискуссия развернулась в Кельне. Судя по всему, особенно эмоционально многие немусульмане реагируют на строительство минаретов, воспринимая их как провокацию. В итоге высоту башен строящейся кельнской мечети решено было ограничить 55 метрами.

Сработало правило, похожее на то, что действовало в Средние века в арабском Халифате: церкви и синагоги не могли быть выше мечетей. Вот и в Германии минареты не должны возвышаться над шпилями окрестных церквей.

Строительство мечети в Кельне должно завершиться в 2011 году

Запретить строительство мечетей?

В отличие от граждан Швейцарии, в ходе референдума высказавшихся против строительства в стране минаретов, большинство немцев не поддержали бы подобный запрет. По данным опроса, проведенного института изучения общественного мнения Emnid, большинство респондентов — 48 процентов -высказались против запрета. Но 38 процентов поддержали бы такое решение.

Автор: Кристина Байерт / Оксана Евдокимова
Редактор: Вячеслав Юрин

Политики призывают проявлять сдержанность при строительстве мечетей

Немецкие политики и представители духовенства призывают проявлять сдержанность при решении вопросов, связанных со строительством мечетей. Поводом для дискуссий стал референдум в Швейцарии о запрете возведения минаретов. (03.12.2009)

Швейцарский референдум отозвался громким эхом в Германии

Итоги референдума в Швейцарии, большинство участников которого высказались за запрет на строительство минаретов, вызвали весьма бурную реакцию в Германии, где проживают миллионы мусульман. (30.11.2009)

В «Бухаре» готовят немецкоговорящих имамов

Большинство имамов, работающих в мечетях Германии, приезжают сюда из Турции. У них слишком мало времени для того, чтобы познакомиться с историей и культурой Германии, считают критики. Теперь ситуация может измениться. (17.11.2009)

Можно ли говорить об исламофобии в Германии?

В Дрездене завершается судебный процесс по делу немца-переселенца, который прямо в зале суда убил египтянку. Подоплеку этого преступления в интервью Deutsche Welle анализирует эксперт Сабине Шиффер. (10.11.2009)

В Кельне началось строительство крупнейшей в городе мечети

Начало строительства самой крупной мечети в Кельне торжественно отметили представители религиозных общин и городских властей. Высота минаретов мусульманского храма будет достигать 55 метров. (07.11.2009)