Рпц и католическая церковь

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на втором заседании рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ

28 мая 2019 года в Риме состоялась вторая встреча Рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ. Выступая на открытии заседания, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал:

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла хотел бы поприветствовать делегацию Итальянской епископской конференции. Также хотел бы поблагодарить за оказанный представителям Русской Церкви братский прием.

Это уже вторая встреча Рабочей группы Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви Италии в рамках Форума-диалога по линии гражданских обществ. Первая наша встреча состоялась в феврале 2019 года, когда Москву посетила делегация Итальянской епископской конференции во главе с ее председателем кардиналом Анджело Баньяско.

Встреча в Москве была посвящена теме «Духовное и светское искусство как инструмент укрепления согласия». В ходе собеседования мы могли убедиться, что культурные связи между нашими народами имеют давнюю историю. Не могу не отметить, что помимо культуры нас объединяют и общие христианские традиции, приверженность евангельским нравственным идеалам. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл, принявший участников первой встречи в феврале прошлого года, «Италия и Россия являются странами, в которых хранится христианская традиция. Эта традиция влияет на жизнь людей». Мы согласились с тем, что культура и искусство обладают мощным консолидирующим потенциалом для народов наших стран, а также пришли к убеждению, что совместные встречи помогут нам наводить мосты для знакомства русских и итальянцев с духовными традициями друг друга. Поэтому было принято решение провести ближайшую встречу уже на итальянской земле и посвятить ее теме паломничества.

В Совместном заявлении, подписанном в Гаване 12 февраля 2019 года, Папа и Патриарх особо указали на общую духовную традицию Церквей Востока и Запада, которая должна стать основанием для нашего сотрудничества. Одним из наиболее важных элементов этой традиции является почитание святых. «Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. Свидетелями этого Предания являются Пресвятая Матерь Божия Дева Мария и святые, которых мы почитаем», — говорится в документе. Мы воспринимаем сегодняшнюю римскую встречу как развитие положений документа, который на многие годы вперед определил вектор отношений между Римско-Католической Церковью и Русской Православной Церковью.

Паломничество в нашей Церкви имеет давние корни, а для православных верующих является особой духовной традицией. В России паломничество исторически было связано, в первую очередь, с посещением Святой Земли. Русские слова «паломник» и «паломничество» происходят от слова «пальма», поскольку верующие путешественники возвращались из мест земной жизни Господа Иисуса Христа с пальмовой ветвью — свидетельством их долгого, а часто и опасного пути. Для паломников шествие с пальмовой ветвью символизировало встречу со Христом, Которого когда-то именно таким образом встречали перед воротами Иерусалима.

Посещение святых мест и поклонение святыням — это особый и значимый аспект духовной жизни человека. Оно рождает в душе верующего ощущение присутствия Господа, чувство благоговения и радости от соприкосновения с духовной реальностью. Паломничество своим сильным воздействием на душу человека играет и важную миссионерскую роль, особенно когда речь идет о человеке, который только ищет встречи с Богом. Огромное число жизненных историй людей прошлых веков и наших современников свидетельствует о том, что их вера в Бога окрепла после посещений евангельских мест.

Когда мы говорим о зарождении и распространении Церкви в первые века христианства, то неизменно обращаем свой взор на места, связанные с проповедью апостолов, деяниями их учеников и последователей. В этой связи считаю важным, что наша сегодняшняя встреча проходит в Риме — городе, который является свидетелем самоотверженного служения и мученической кончины святых апостолов Петра и Павла. С этим древним городом связана история становления христианской общины, укрывавшейся в катакомбах, мученичества христиан на арене Колизея. И доныне в этом городе сохранились свидетельства веры тех далеких времен, многочисленные святыни, которые привлекают к себе современных верующих.

В Риме и других городах Италии находится большое количество святынь древней Церкви, имеющих особое значение для паломников из России. Известно, что и древние храмы, и монастыри Русской Православной Церкви являются для итальянцев местами паломничества и религиозного туризма. Надеюсь, что сегодняшняя встреча даст возможность для установления новых контактов и расширения сотрудничества на данном направлении.

Уже сегодня нам удается делать немало. Благодаря договоренностям, достигнутым на гаванской встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском, стало возможным такое беспрецедентное по своему значению событие, как принесение мощей Святителя Николая из города Бари, который они не покидали в течение 930 лет, в Россию в мае-июле 2019 года. За всю историю православно-католических отношений это стало первым событием, имеющим столь значимый масштаб. Достаточно сказать, что за два месяца пребывания мощей в Москве и Санкт-Петербурге им поклонились 2 миллиона 392 тысячи верующих не только из российских регионов, но и из Украины, Беларуси, Молдовы и других стран канонической территории нашей Церкви. При этом желающих приложиться к святыне было, конечно, гораздо больше. Примерно 14 тысяч волонтеров оказывали паломникам необходимую помощь. Как отметил Святейший Патриарх Кирилл в проповеди за Божественной литургией в День Крещения Руси 28 июля 2019 года в присутствии делегации Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом К. Кохом, «принесение мощей святителя и чудотворца Николая сделало для примирения Востока и Запада столько, сколько не сделала никакая дипломатия — ни светская, ни церковная».

Когда мы говорим о святынях, связанных с первыми веками христианства, нельзя не сказать о бедственном положении в тех землях, на которых христианство зарождалось. Речь, прежде всего, идет о Сирии и Ираке, где развязаны беспрецедентные гонения на христиан со стороны исламских радикалов. Мы называем это геноцидом. В течение нескольких предыдущих лет мы наблюдали в этих странах все признаки тотального истребления христианской общины: изгнание сотен тысяч людей из родных мест, разрушение храмов, монастырей и вообще любых священных изображений. Экстремисты целенаправленно уничтожали христианские святыни и религиозную символику. Достаточно вспомнить ужасные кадры, на которых запечатлены надругательства над древними храмами в сирийской Маалюле: боевики разбили кресты на куполах, изрезали и сожгли иконы, осквернили церковные алтари и мощи святых. В Ираке в монастыре святого Георгия были уничтожены иконы и кресты на фасадах и вратах храмов, а также на надгробиях.

До недавнего времени религиозные здания и памятники находились на линии огня, поэтому многие из них разрушены. В сирийском Карьятейне древнейший монастырь святого Элиана был разрушен до основания тяжелой техникой. Такая же судьба постигла святые места Ниневийской долины в Ираке, где существует немало христианских городов — Бартелла, Каракош, Кармельс, Тель-Эскоф. Все находящиеся там храмы были поруганы или уничтожены. В городке Батнайя в ходе военных действий были уничтожены 90% христианских домов. Нет никаких сомнений в том, что дальнейшее сокращение христианского присутствия на Ближнем Востоке станет подлинной цивилизационной катастрофой не только для этого региона, но и для всего христианского мира.

Поэтому сегодня нашей общей задачей является свидетельство перед политическими лидерами о катастрофической для христианства ситуации на Ближнем Востоке. Церквам России и Италии необходимо прикладывать все усилия к тому, чтобы ближневосточные христианские святыни были восстановлены, а изгнанные христиане имели возможность возвратиться к домашним очагам.

Работа в этом направлении уже ведется. После встречи Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла на Кубе был запущен ряд совместных православно-католических гуманитарных проектов в поддержку гонимых христиан. Сегодня идет работа по созданию каталога разрушенных храмов Сирии, который значительно ускорит процесс восстановления святынь и возвращения верующих к родным местам. 12 февраля нынешнего года в Вене состоялась презентация первой части этого каталога.

Церквам наших стран предстоит пройти большой путь не только совместного свидетельства, но и совместных дел. Уверен, что сегодняшняя встреча в Риме станет важным вкладом в православно-католическое сотрудничество, столь востребованное особенно там, где слышится боль и страдание христиан.

Хотел бы пожелать всем нам плодотворной работы.

«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»

11 февраля патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает свой первый пастырский визит в страны Латинской Америки, который продлится до 22 февраля и охватит Кубу, Бразилию и Парагвай. 12 февраля в международном аэропорту имени Хосе Марти кубинской столицы глава РПЦ встретится с папой римским Франциском, который сделает остановку на пути в Мексику.Готовившаяся 20 лет встреча предстоятелей Русской православной и Римско-Католической церквей пройдет впервые. Как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, предстоящая историческая встреча вызвана необходимостью совместных действий в вопросах помощи христианским общинам стран Ближнего Востока.»Хотя многие проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными, защита ближневосточных христиан от геноцида — тот вызов, который требует срочных совместных усилий», — сказал Легойда. По его словам, «исход христиан из стран Ближнего Востока и Северной Африки — катастрофа для всего мира».

Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?

Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?

Католики о православии и католицизме

Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:

Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Смотрите так же:  Все священники троицкой церкви

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Католики об отличиях католической и православной церквей

1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе. Так инклюзивно и примирительно мыслит, как нас уверяют российские католики, современная западная католическая церковь.

Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).

Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:

«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».

Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:

Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные расхождения в догматике

• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.

В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (????) или единственным источником (????) для Слова и Святого Духа.

• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.

• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.

• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.

• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.

• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».

• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.

• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.

При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).

В православии существуют две точки зрения на католиков.

• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).

• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

Некоторые различия между византийским и латинским обрядом

Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:

В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»

Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).

Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).

Смотрите так же:  Цветное церковь

Окропительное крещение пришло к нам из католичества.

В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.

В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.

В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.

В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).

Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.

У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.

В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.

Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:

В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. ????????), хотя термин «пресуществление» (греч. ???????????) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.

В православии и католичестве расходятся взгляды на вопрос о расторжимости церковного брака: католики считают брак принципиально нерасторжимым (при этом заключённый брак может быть признан недействительным в результате открывшихся обстоятельств, служащих каноническим препятствием законному браку), согласно православной точки зрения, супружеская измена разрушает брак по факту, что даёт возможность невиновной стороне вступить в новый брак.

Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).

В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).

Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.

Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.

В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

Начало православно-католического диалога и участие в нем Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности « Религия. Атеизм»

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Филонов Владимир Иванович

В статье раскрываются особенности взаимодействия Православной и Римско-католической церквей после II Ватиканского собора . Проанализированы проблемы, возникшие в ходе диалога между ними.This article describes the features of cooperation between the Orthodox Church and Roman Catholic Church after the II Vatican Council. The problems arisen in the course of their dialogue are analyzed.

Похожие темы научных работ по религии и атеизму , автор научной работы — Филонов Владимир Иванович,

Текст научной работы на тему «Начало православно-католического диалога и участие в нем Русской православной церкви»

НАЧАЛО ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДИАЛОГА И УЧАСТИЕ В НЕМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В статье раскрываются особенности взаимодействия Православной и Римско-католической церквей после II Ватиканского собора. Проанализированы проблемы, возникшие в ходе диалога между ними.

This article describes the features of cooperation between the Orthodox Church and the Roman Catholic Church after the II Vatican Council. The problems arisen in the course of their dialogue are analyzed.

диалог, II Ватиканский собор, Римско-католическая церковь, Русская православная церковь, Московская патриархия; dialogue, II Vatican Council, Roman Catholic Church, Russian Orthodox Church, Moscow patriarchate.

Входе II Ватиканского собора (1962—1965 гг.) начался двусто -ронний богословский диалог католиков с христианскими общинами протестантского Запада. В процессе двусторонних обсуждений рассматривались спорные вопросы о крещении, евха -ристии, рукоположении священства, авторитете церкви и ее при -роде, об апостольском преемстве. В результате были выявлены воз -можности для разрешения многих вопросов и их более глубокого изучения.

Одновременно активизировался также православно — католичес -кий диалог. Особой страницей в православно — католических отно -шениях стала отмена взаимных отлучений 1054 г. Начало обсуждения данного вопроса восходит к визиту в Ватикан личного посланника Вселенского патриарха Афинагора, предстоятеля Константинопольской церкви1 митрополита Мелитона летом 1965 г., передавшего пожелание патриарха об исправлении ошибок прошлого.

18 октября 1965 г. кардинал Беа обратился к патриарху Афинагору с предложением об образовании комиссии, состоящей из 8 членов, пропорционально назначенных (по 4 с каждой стороны) обеими церквами. Он также предложил, чтобы Вселенский патриарх после создания данной комиссии представил на ее рассмотрение проект отмены отлучений. Задачей комиссии должна была стать выработка постановления для совместного обнародования в Риме и Стамбуле. Созвать первое заседание кардинал предложил в Стамбуле в начале ноября2.

Католической стороной был составлен проект совместного заявления, который был предварительно отослан для изучения Вселенскому патриарху. Затем представитель Секретариата по христианскому единству И. Виллебрандс провел в Риме беседы с наблюдателями от православных церквей на Ватиканском соборе (от Вселенского патриархата, Московской патриархии, Сербской православной церкви и Болгарской православной церкви).

Специальная комиссия во главе с Виллебрандсом прибыла в Стамбул вечером 21 ноября 1965 г. Она состояла из председателя пон -тификального комитета по историческим наукам Микеле Маккароне, префекта ватиканской библиотеки, члена ордена иезуитов А. Раеса,

1 Константинопольский патриарх по традиции считается «первым среди равных» (первым по чести) в сообществе православных поместных церквей.

2 См.: Томос Агапис. Ватикан — Фанар (1958—1970). — Брюссель—Москва, 1996, с. 123-124.

ректора Понтификального салезианского атенеума дона Альфонса Штиклера, дирек -тора центра «Истина», члена ордена доми -никанцев С.И. Дюмона1.

Со стороны Константинопольской патриархии в комиссию под председа тельством митрополита Мелитона вошли: митрополит Хризостом Мирликийский, главный секретарь Священного синода о. Гавриил, о. Георгий Анастасиадис и Великий архидиакон о. Евангелос. Обязанности секретарей исполняли: о. Пьер Дюпре, о. Андрей Скрима и о. Павел, помощник секретаря Священного синода.

Комиссия имела конкретные исследова тельские задачи и была наделена ограни ченными полномочиями. После прибытия в Стамбул члены католической делегации представились патриарху, а на следующий день в патриаршем дворце начались засе дания по рассмотрению проекта совмест ного заявления. Заседания попеременно возглавляли митрополит Мелитон и И. Виллебрандс. Обсуждение проходило 22 и 23 ноября 1965 г. После обсуждения комиссия согласилась с окончательными текстами документов и решила передать их на утверждение своим церквам2.

7 декабря 1965 г. состоялась отмена взаимных отлучений 1054 г. Совместное заявление папы и патриарха о решении изгладить из памяти и из среды церкви анафемы 1054 г. была зачитана секретарем Священного синода в патриаршем кафе дральном соборе в Фанаре в присутствии патриарха и членов Синода. В нем об ана фемах 1054 г. говорилось, как о «достой -ных сожаления», они признавались «зло -употреблениями», которые «были направ лены против конкретных лиц, а не против церквей», и отмечалось, что в помыслы участников событий «не входил разрыв церковного общения». Поэтому обе сто -роны заявили, что «сожалеют об оскорби тельных словах, необоснованных обвине ниях и достойных осуждения действиях», о «последовавших затем анафемах» и о даль -нейших событиях, приведших к «полному прекращению церковного общения»3.

Иоанн Виллебрандс прочитал по французски совместную декларацию, принятую на торжественном заседа

нии II Ватиканского собора. После него кардинал Августин Беа, председатель Секретариата по делам единства христиан, зачитал на латинском языке послание Павла VI Ambulante in dilectione, провоз -глашающее изъятие из памяти и церков -ной среды анафемы 1054 г. Аналогичное содержание имел и синодальный томос, зачитанный патриархом по — гречески в конце литургии. Эти документы утверждали единство веры и восстановление пре рванного общения.

31 марта 1966 г. папа Павел VI направил патриарху Афинагору письмо, в котором поднял вопрос о единой для всех христиан дате празднования Пасхи и предложил закрепить единую дату за определенным воскресеньем года. 25 февраля папа издал декрет, признающий таинство смешан ного брака между католиками и право -славными, совершенное православным священником4.

Смотрите так же:  Крым церковь в горах

В конце июля 1967 г. Павел VI посетил Константинопольский патриархат и побы -вал в резиденции патриархов на Фанаре. В своем послании патриарху Anno ineunte от 25 июля 1967 г. папа отметил, что «в тече -ние многих веков наши Церкви жили, как сестры, собирая вместе экуменические соборы. после долгого периода взаим -ного отчуждения .наши церкви вновь признали друг друга сестрами», и поднял вопрос о богословском диалоге5.

26 октября 1967 г. патриарх Афинагор нанес ответный визит в Рим. В своей речи, произнесенной в храме святого Петра, патриарх отметил: «Экуменическое

движение, II Ватиканский собор, Всеправославные конференции, Ламбетские собрания и всемирные кон -грессы других христианских церквей и конфессий, а также наше общение с вашим Святейшеством и с главами других христианских церквей с полной очевидно стью обнажили перед нами всеми тяжкий грех разделения церкви.» Он говорил о необходимости продолжать диалог между церквами, чтобы «создать основу для будущего богословского диалога», кото рый надлежит направить «на осмысление имеющегося общего опыта церковной жизни» и «на выражение в духе служения искомой нами истины»6. 28 октября папа и

1 Там же, с. 126—127.

3 Там же, с. 140-142.

4 Там же, с. 152-153, 160-161.

5 Там же, с. 177-185.

6 Там же, с. 190-200.

патриарх приняли совместное заявление, в котором отмечалась готовность сторон рассмотреть конкретные пути разрешения существующих проблем.

Под влиянием решений II Ватиканского собора в конце 1960 — х гг. в предгорье Альп, в деревушке Бозе около городка Маньяно, между Миланом и Турином, Энцо Бьянки основал христианскую экуменическую общину. В обители собрались мужчины и женщины — католики, протестанты и православные. Монахи писали иконы, делали мебель, выращивали фрукты и овощи. Монастырские подворья появи лись в городе Бари в Италии и на Святой земле1.

В контексте изложенных событий Священный синод Русской православ -ной церкви 16 декабря 1969 г. принял определение о том, что «в тех случаях, когда старообрядцы и католики обраща ются в Православную церковь за совер шением над ними Святых Таинств, это не возбраняется»2. 17 марта 1970 г. было дано разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патри архата митрополита Никодима к данному определению, где были оговорены случаи, предполагающие такое общение в таин -ствах3. Во время своих частных поездок в Рим митрополит Никодим, приходив ший «к порогу апостольскому», служил и молился у гробниц апостолов Петра и Павла, но, поскольку не мог поминать имя папы в диптихах, провозглашал ему «многая лета» в конце литургии. Между Никодимом и папой было достигнуто согласие4.

Таким образом, во второй половине 1960 х гг. наметился поворот в отноше ниях между Русской православной цер -ковью и Римско католической церковью (РКЦ). Суть данного изменения заключа -лась в переходе от резкой конфронтации к поиску взаимоприемлемых форм, в числе которых важное место занимал диалог. Следует, однако, отметить, что Ватикан стремился навязать в вопросах единства веры Московскому патриархату собствен

1 См.: Карелина А.П. Экуменическая обитель. В предгорьях Альп собрались христиане всех конфессий // НГ- Религия, 2004, № 19, 20 окт.

2 Журнал Московской патриархии, 1970, № 1, с. 5.

3 Журнал Московской патриархии, 1970, № 5, с. 25.

4 См.: Венгер А. Рим и Москва. 1900-1950. -М., 2000, с. 603.

ное понимание, которое сводилось к форме объединения на основе предложе ний и при руководящей роли РКЦ.

Тем не менее нельзя не признать, что II Ватиканский собор оказался переломным в отношениях между Русской православ ной и Римско католической церковью. В ходе его проведения были приняты важнейшие экуменические документы, определившие новое лицо католической церкви, такие как Догматическая консти -туция о церкви и декрет об экуменизме, где признавалась ценность общего кре -щения, братство между христианами, хри -стианские деноминации, принадлежность православных верующих к Вселенской и Апостольской церкви. В основу был поло жен принцип сотрудничества с христиа нами других традиций. Документы про -возглашали обязательность осуществле ния религиозной свободы, недопущение принуждения верующих к выбору религии. Однако отношения Московского патриар -хата и Ватикана осложнялись вопросами униатства. Римско — католическая церковь, по существу, занималась в скрытой форме прозелитической деятельностью, а совет ские органы рассматривали ее как канал насаждения чуждой идеологии в западных областях СССР.

Примечательно, что начавшейся диа -лог между Московской патриархией и Ватиканом происходил при посредниче стве Вселенского патриарха Афинагора и других иерархов Константинопольского патриархата. Следует иметь в виду, что отношения РПЦ и РКЦ не были омра чены теми проблемами, которые возникли между ними в начале 90 -х гг. XX столетия после распада СССР

Значительная роль во взаимоотношениях Русской православной церкви и Римско католической церкви при надлежала председателю Отдела внеш -них церковных сношений Московского патриархата митрополиту Никодиму, проводившему политику сближения с Ватиканом.

В условиях развития православно католического диалога особой страницей в отношениях РПЦ и РКЦ стала отмена взаимных отлучений 1054 г. епископов Константинопольского и Римского. Изменение отношений между церквами способствовало восстановлению пре рванного в течение многих веков обще ния.

Чем отличается Католическая Церковь от Православной? Основное отличие католицизма от православия

В странах СНГ большинство людей знакомо с православием, но о других христианских деноминациях и нехристианских религиях знают мало. Поэтому вопрос: «Чем отличается Католическая Церковь от Православной?» или говоря проще «отличие католицизма от православия» — католикам задают очень часто. Попытаемся ответить на него.

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Теперь можно говорить об отличиях:

1) Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;

5) Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.

8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких.

В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;

10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).

Следует заметить, что Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства. И Символ Веры у католиков и православных один.

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет .

Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это все мы, и католики, и православные. Присоединимся же к Его молитве: «Да будут все едино как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17,21). Неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.

Видео лекции Догматы Католической Церкви

Related Post

Стиль пения в церкви

Церковное пение, как явление , возникло практически сразу после появления христианства. Конечно, в те времена оно очень сильно отличалось от того, что мы привыкли слышать в церквях Русской Православной церкви.

Михайловское кладбище екатеринбург церковь

Михайловское кладбище, Екатеринбург Михайловское кладбище, Екатеринбург. Адрес, телефон администрации, сайт, план-схема, место на карте, как доехать, часы работы. Церковь во имя Всех Святых. Церковь Михаила Архангела. Урновая аллея. Колумбарий. Изготовление

Церковь святого людовика на лубянке

Храм Святого Людовика Французского Прогуливаясь по шумным улицам столицы, корреспондент «Мой Дом Москва» оказался у одного из трёх действующих католических храмов златоглавой — Святого Людовика Французского. Римско-католический храм находится почти