Река лейта

Выход на 2-го и 3-го Украинских фронтов на границу Австрии

23 марта 1945 г. советская Ставка уточнила план дальнейших действий 3-го Украинского фронта. 9-я гвардейская армия Глаголева и 6-я гвардейская танковая армия Кравченко должны были наступать на Кесёг, 26-я армия Гагена — на Сомбатхей, 27-я армия Трофименко занять район Залаэгерсег.

Успешные действия наших войск на венском направлении создали благоприятные условия для развития наступления севернее Дуная, в Словакии. 20-25 марта 40-я советская и 4-я румынская армии уничтожили последний вражеский плацдарм на левом берегу реки Грон и 26 марта взяли Банска-Бистрицу — крупный промышленный центр и железнодорожный узел. 25 марта началась Братиславско-Брновская наступательная операция. 53-я, 7-я гвардейская, 1-я румынская армии и 1-я гвардейская конно-механизированная группа прорвали оборону противника на реке Грон и начали наступление на Братиславу. Приняла в этом наступление участие и Дунайская флотилия. 28 марта в районе Моча был высажен десант — 83-я бригада морской пехоты, которая начала разгром вражеских тылов. 30 марта корабли Дунайской флотилии ворвались в порт Комарно и удерживали его до подхода основных сил 7-й гвардейской армии.

Два венгерских средних танка 40M Туран (Turan II), брошенных на железнодорожной платформе недалеко от Вены

3-й Украинский фронт

Второй этап Венской операции (26 марта — 4 апреля) характеризуется непрерывным преследованием вражеских войск. Немцы прикрывались сильными арьергардами и быстро отступали. Советская авиация бомбила отступающие колонны врага. По полевым дорогам и шоссе постоянно шли вперёд советские войска. Передовые подвижные отряды сбивали заслоны врага, а основные силы продвигались маршевыми колоннами. 26 марта наши войска взяли города Папа и Девечер — крупные узлы коммуникаций и мощные опорные пункты врага, которые закрывали путь на Австрию. Немцы не успевали закрепиться на промежуточных рубежах и откатывались к границе Австрии.

Немцы оборудовали на реке Раба сильный промежуточный оборонительный рубеж. Мосты и переправы были уничтожены, броды заминированы. На западном берегу находились вражеские позиции. Этот рубеж обороны считался практически неприступным и должен был надолго задержать советские войска. На нём попытались удержаться соединения 6-й танковой армии СС и часть сил 6-й полевой армии. Однако Красная Армия не дала врагу возможности закрепиться на этой реке, прийти в себя, собрать и перегруппировать силы, создав новый стабильный фронт. Советские войска в ночь на 28 марта с ходу форсировали реку и не дали врагу закрепиться на Рабе.

Действия взвода младшего лейтенанта Сологубова являются типичным примером, как самоотверженно действовали советские части и подразделения. Боец Алексей Варема вплавь форсировал реку и протащил с собой бечеву, которая была привязана к канату. Варема вытащил канат на берег и закрепил его. В результате два берега были «соединены». В это время остальные бойцы взвода подготовили разного рода подручные плавсредства — бревна, доски, ящики, бочки, калитки и т. п. Гвардии старшина Поспелов с группой специально отобранных бойцов, самых выносливых и смелых, форсировал на этих подручных средства реку, используя канат, как средство поддержки. Пулеметчик Дмитрий Захарченный на небольшом плоту переправил станковый пулемет. На берегу он немедленно занял удобную огневую позицию. Так был создан небольшой плацдарм. Когда немцы обнаружили противника и пошли в атаку, их встретил пулемет Захарченного.

Наши войска продвинулись на 20 километров на запад и 28 марта захватили города Чорна и Шарвар. 1 апреля был взят Шопрон — крупный узел коммуникаций на пути к столице Австрии. Преследуя противника, соединения 3-го Украинского фронта быстро продвигались вперёд, обходя узлы сопротивления, немецкие гарнизоны, которых боясь окружения, бежали. Подвижные авангарды на транспорте и усиленные танками захватывали переправы. Немецкие войска не смогли закрепиться на третьем, тыловом рубеже обороны, который проходил по австро-венгерской границе. 29 марта войска фронта быстрым и мощный ударом прорвали укрепленную полосу вдоль границы южнее Шопрона на 20-километровом участке и ворвались в Австрию. Началось освобождение Австрии.

Прорыв советских войск за реку Раба и выдвижение их в районы Шопрон, Сомбатхей и Залаэгерсег привели к глубокому охвату 2-й немецкой танковой армии с северного фланга. Возникла угроза окружения 2-й немецкой танковой армии, которая оборонялась на надьканижском направлении. Немецкое командование приказало 2-й танковой армии немедленно отступать. Немцы стали отходить и из Югославии.

29 марта перешло в наступление левое крыло 3-го Украинского фронта — 57-я армия Шарохина и 1-я болгарская армия Стойчева. Эти армии нанесли удар по 2-й немецкой танковой армии с востока и 30 марта вышли на подступы Надьканижу — центру нефтяной промышленности Венгрии. Одновременно части 5-го гвардейского кавалерийского корпуса Горшкова нанесли удар по немецкой армии с северного направления, из района Кестхей. Советская кавалерия совершила трудный 70-километровый марш по труднопроходимой местности, нанесла внезапный удар по вражеской обороне и прорвала её. 2 апреля советские и болгарские войска взяли Надьканижу. Немцы настолько быстро сбежали из города, что не успели взорвать нефтепроизводящие мощности, хотя и подготовили их к уничтожению. Однако в дальнейшем сопротивление немецких войск усилилось, и наступление левого крыла фронта замедлилось. Тем временем югославская армия завершала освобождение своей страны.

Советская пехота в атаке под прикрытием танков «Валентайн» в районе Вены

Одним из последствий прорыва советских войск в Австрию стал окончательный крах венгерской армии. Венгры были деморализованы и не хотели сражаться за пределами своей страны. За три дня (28-30 марта) только в полосе наступления 4-й гвардейской армии сдалось 24 тыс. венгров. В целом войска 3-го Украинского фронта за этот же период взяли в плен около 45 тыс. венгров. Немецкое командование, больше не надеясь на союзников, стало разоружать венгерские части. Хотя остатки венгерской армии продолжали войну на стороне Третьего рейха практически до завершения Великой Отечественной войны. На запад бежала и правящая верхушка Венгрии, захватив золотые запасы и другие ценности страны. Немцы, уходя из Венгрии, также вывозили всё что можно. По показаниям салашистского сановника из министерства земледелия Даниэля Мочари, с октября 1944 года по апрель 1945 года гитлеровцы вывезли в Германию 23 тысячи вагонов зерна, до 200 тысяч лошадей, около миллиона голов крупного и до 123 тысяч голов мелкого скота.

В Австрии сопротивление противника усилилось. Немецкое командование, чтобы восстановить боеспособность войск и пресечь случаи паники и дезертирства, ввело самые драконовские меры в отношении дезертиров и неповинующихся. Немецкие войска пришли в себя после поражения у Балатона и снова ожесточенно отбивались. Почти каждый населенный пункт приходилось брать штурмом. Дороги перекрывали завалами из камней и бревен, минировали их. Мосты взрывали, броды минировали. На западных берегах рек и каналов зарывали танки и штурмовые орудия, ставили на прямую наводку орудия. В таких условиях резко возрастала роль инженерных частей, которым приходилось расчищать путь пехоте, танкам и артиллерии, восстанавливать коммуникации, мосты и переправы.

Наиболее упорное сопротивление немецкие войска оказывали на участке между оз. Нейзидлер и отрогами Восточных Альп. Особенно мощным узлом сопротивления на подступах к столице Австрии был Винер-Нёйштадт — крупный промышленный центр и узел коммуникаций. Здесь немцы имели несколько заранее подготовленных рубежей полевой обороны, которые защищали резервная пехотная дивизия, Венская офицерская школа и другие части. Однако советские войска с ходу форсировали реку Лейта.

Первым через реку перебрался батальон гвардии капитана Кулешова. Младший лейтенант Старченко отвлек противника от места намеченной переправы. Во время начавшейся суматохи саперы Виноградов и Рязанов форсировали реку и проделали проход в минном поле. В результате батальон переправился на другой берег. Немцы были застигнуты врасплох и отступили. Отважно действовали и другие подразделения. Гвардии старший сержант Алексей Кузнецов со своими бойцами на двух танках храбро проскочил через канал по заминированному немцами мосту. За ними мост уничтожили. Бойцы вступили в бой с превосходящими силами противника. Кузнецов сказал: «Будем сражаться, пока живы!» В неравном бою многие пали и были ранены, но отряд выстоял.

Смотрите так же:  Река лавна карта

Советские войска обошли Винер-Нёйштадт с севера и, развивая наступление, перехватили дороги, которые соединяли этот город с Веной. Вражеский гарнизон, чтобы избежать окружения, отступил. 3 апреля советские войска взяли Винер-Нейштадт.

Надо сказать, что 6-я гвардейская танковая армия Кравченко, которая должна была оторваться от общевойсковых армий и вырваться вперёд, не смогла решить эту задачу. Это было связано с сильным сопротивлением врага в условиях сильнопересеченной местности, где имелось много противотанковых препятствий, и их было легко создать. Немцы разрушали мосты, переправы, дороги, создавали завалы, минировали их, и инженерным войскам приходилось прикладывать много усилий для устранения препятствий. Часто танкистам вместо быстрых прорывов и обходов узлов сопротивления противника приходилось уничтожать очаги немецкой обороны, теряя темпы наступления. И всё-таки танковая армия сыграла большую роль в успехе операции, расчищая дорогу пехоте.

Большую роль в успехе наступления, как и во время первого этапа операции, сыграла и советская авиация. Она практически непрерывно бомбила отступающие порядки противника, срывала попытки немцев закрепиться на промежуточных рубежах. Особенно большую помощь штурмовая и бомбардировочная авиация оказывала, когда артиллерия отставала и самолеты были главным средством поддержки наступающих войск. Авиация также сыграла большую роль в дезорганизации вражеского тыла, громя железнодорожные узлы, эшелоны, склады с боеприпасами и горючим, уничтожая живую силу противника.

1 апреля 1945 г. Ставка дала указанием 3-му Украинскому фронту развивать наступление силами 4-й, 9-й гвардейских и 6-й гвардейской танковой армий развить наступление и к 12-15 апреля выйти на рубеж Тульн — Санкт-Пёльтен — Лилиенфельд. Войска 27-й, 26-й, 57-й и 1-й болгарской армии к 10-12 апреля должны были закрепиться на рубеже рек Мюрц, Мур и Драва. Ударная группировка 2-го Украинского фронта должна была наступать в направлении Брук — Вена, и во взаимодействии с армиями 3-го Украинского фронта взять австрийскую столицу. 3 апреля армии правого крыла 3-го Украинского фронта вышли в район Венской низменности и на дальние подступы к Вене. К 4 апреля вся венгерская территория была очищена от гитлеровцев.

Советские минометчики переносят 82-мм батальонный миномет в Вене. Боец слева несет минометный ствол, а за спиной у правого видна минометная плита

Действия ударной группировки 2-го Украинского фронта

Войска 46-й армии Петрушевского, которые наступали южнее Дуная, к утру 27 марта 1945 г. завершили уничтожение сил противника, которые были блокированы западнее Эстергома. 28 марта советские войска вышли к реке Раба и завязали бои за переправы. Попытки немецких войск задержать наступление советских войск на дьёрском направлении успеха не имели. Совершив обходной маневр, войска 46-й армии нанесли мощный удар по врагу в районе Дьёра и продолжили быстрое движение в северо-западном направлении вдоль правого берега Дуная. 28 марта армия Петрушевского взяла города Комаром и Дьёр. Южный берег Дуная был очищен от гитлеровцев от Эстергома до устья реки Раба. В ходе боев по освобождению Дьёра наши войска уничтожили 3 тыс. солдат врага захватили богатые трофеи, включая 20 складов с различным военным имуществом и запасами, 70 паровозов, 2 тыс. железнодорожных вагонов и т. д. Это была большая победа, которую в Москве отметили двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

Итоги второго этапа операции

Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, стремительно преследуя врага, продвинулись вперёд на 120-170 километров. В отдельные дни темпы наступления доходили до 25-30 км в сутки. Советские войска не дали противнику закрепиться на промежуточных рубежах обороны, с ходу прорвали третью полосу обороны противника на австрийско-венгерской границе. Наши войска полностью освободили Венгрию от гитлеровцев. Германия лишилась последнего союзника. Левое крыло 3-го Украинского фронта заняло важнейший нефтепроизводящий район Венгрии с городом Надьканижа. Советские войска успешно вторглись в восточные районы Австрии, и вышли на дальние подступы к Вене.

Советским войскам предстояла битва за Вену. Германское командование продолжало усиливать оборону Австрии и активно вывозило из страны промышленное оборудование, товары, продовольствие и ценности. Настоящему разграблению подвергли Вену. Обороне австрийской столице уделялось исключительное значение. Вена должна была стать такой же крепостью, как и Будапешт и надолго задержать Красную Армию. Вена имела огромное военно-стратегическое значение, не только как столица Австрии, но и центр Венского промышленного района, крупный узел коммуникаций, связывавший Центральную Европу с Балканами и Средиземноморьем, и крупный порт на Дунае. Вена за годы господства нацистов стала крупным центром военной промышленности, ежемесячно с конвейеров австрийских предприятий сходило 850 танков и бронемашин, около 1000 артиллерийских орудий, около 1,5 тысячи авиационных моторов и до 750 самолетов. В окрестностях Вены располагались крупные авиационные предприятия.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Место нахождения Страна Австрия и Венгрия Физические характеристики Источник — место нахождения Ланценкирхо , южная Вена бассейн — координаты 47 ° 44’11 «N 16 ° 13’49» E ? / ? 47,73639 ° N 16,23028 ° E ? / 47,73639; 16,23028 Рот 47 ° 52’8 «N 17 ° 17’17» в.д. ? / ? 47,86889 ° N 17,28806 ° E ? / 47,86889; 17,28806 Координаты: 47 ° 52’8 «N 17 ° 17’17» в.д. ? / ? 47,86889 ° N 17,28806 ° E ? / 47,86889; 17,28806 длина 120,8 км (75,1 миль) возможности бассейна прогрессия Дунай > Черное море

Leitha ( немецкий : Leitha [La??ta] ; Венгерский : Lajta , Lajtha , ранее Sar (-viz) ; Чешский и словацкий : Litava ) является река в Австрии и Венгрии , правый приток Дуная . Это 120,8 км длиной (168,5 кмвключая ее источник реки Schwarza ).

Lithaha Река в Каролингах аварского марта впервые была упомянута в 833 акте , выданного Луи немецкого , сын Каролингов императора Людовика Благочестивый и правитель над стволовым герцогством из Баварии . Древневерхненемецкое имя LIT вероятно ссылаются на Pannonian ( иллирийское ) обозначение для «грязи», как утверждают в бывшем венгерском имени Сара (ср mocsar: болотный ).

Leitha поднимается в Нижней Австрии , в месте слияния ее исток Schwarza , разрядка Шнееберга , Ракс и Schneealpe диапазонов северного Известняка Альпы , с Питтен Крик. Между Эбенфурт и Лайтапродерсдорф , и между Брюк — ан — дер Лейта и Gattendorf , Лейты образует часть границы между австрийскими государств в Нижней Австрии и Бургенланд . К востоку от Никельсдорфа , река переходит в современную Венгрию , где она впадает в Moson рукав Дуная к западу от Szigetkoz острова вблизи Мошонмадьяровара . Важные города на своем пути являются Винер — Нойштадт , Брук и Mosonmagyarovar.

Большие Количества Schwarza верховьях воды отводятся на поставку Винер Нойштадт канал и питьевой воды снабжения Вены . Кроме того, некоторые каналы расходятся от Лайта, питаясь прядильных компании в прошлом, сегодня малые гидроэлектростанции электростанций. Между Зайберсдорф и Хоф-ам-Лайтаберге , большая часть воды в Лейте удаляется для этой цели. С этого момента, то Leitha обычно иссякает, если его поток дальше вверх по течению не слишком высока. Downriver от Катцельсдорф русло реки почти полностью высохнет , а также.

Исторические границы

После венгерского завоевания Карпатского бассейна в конце 9 — го века, Magyar всадники посмел дальнейшие вторжения в соседние Западные франкские земли, пока они не были окончательно разбит королем Отто I в 955 битве при реке Лех . После этого силы баварского герцога Генриха Wrangler постепенно вновь завоевали землю за пределами Венского леса до реки Лейт, где около 976 марта Австрии ( Ostarrichi ) был создан под Babenberg маркграфа Леопольд I .

На рубеже 2 — го тысячелетия, венгерская граница ( Gyepu ) побежал вдоль берега Лейта, с 1156 года он сформировал восточную границу княжества Австрии с крепостей , возведенных в Винер — Нойштадт, Бруком и Hainburg . Последний Babenberg герцог Фридрих II Австрии был убит в 1246 битве при реке Лейта против короля Белы IV Венгрии . Курс границы был подтвержден в 1411 акте , выданного король Сигизмунд , когда его дочь Элизабет вышла замуж за Габсбург герцог Альберт II Австрии .

Смотрите так же:  Реки италия карта

В топонимы Цислейтания , Transleithania и Lajtabansag являются производными от реки Лейта. После австро-венгерского соглашения 1867 г. , который создал двойную монархию , Transleithanien ( «за Лейте») была венским разговорным словом для региона за Лейте ( это означает , Венгрию или Королевство Венгрии ), в то время как Cisleithanien ( «по этому вопросу сторона Лайта «) обозначит австрийские земли. Эти названия отражали венские и австрийскую перспективу в направлении остальной части империи , потому что Вена лежала на «эту» стороне, а другая половина, Венгрия, лежала на «ту» сторону. Тем не менее, Leitha не образовывали всю границу между двумя: например Галиции и Буковины , которые были частью Цислейтания, были на северо-востоке Венгрии . Аналогично, Морава реки образовали границу между Cisleithanian Моравии и Transleithanian земель современной Словакии ( Верхняя Венгрия ).

После роспуска Австро-Венгрии после Первой мировой войны , 1920 Договора о Трианоне вынес приговор Западной венгерской территории провозглашенной Lajtabansag (Leitha Банат ) в Республику Австрии (как Бургенланд), в результате чего русло реки стало внутренним австрийским границы.

Мост через Лейту

91-й пехотный будейовицкий полк, в котором солдат австро-венгерской армии Йозеф Швейк проходил службу денщиком у поручика Йиндржиха Лукаша, прибыл в город Брук-ан-дер-Лейта перед отправкой на Русский фронт, для формирования маршевых батальонов. Этот Мост-на-Лейте, основанный почти тысячу лет назад, и в самую блестящую императорскую эпоху был маленьким городком, но отнюдь не простой точкой на карте. Здесь по реке Лейте (Литаве) проходила внутренняя граница империи Габсбургов, граница между австрийскими и венгерскими землями, Транслейтанией и Цислейтанией. На северном берегу задумчивой реки, на плоском холме рядом с замком Пругг, располагались немецкие кварталы, а южнее раскинулось мадьярское поселение с громким названием Кирай-хида, Королевский мост.

Через этот мост – внутреннюю государственную границу – в дом № 16 по Шопроньской улице поручик Лукаш и послал своего денщика с важным поручением: передать любовное письмо жене торговца скобяными товарами Элишке Каконь, “строгой, высоконравственной и красивой даме”. Швейку было бы нетрудно найти Шопроньскую улицу и дом № 16, пишет Ярослав Гашек, если бы навстречу не попался старый сапер Водичка, прикомандированный к пулеметчикам, расквартированным в казармах у реки. По случаю такой встречи друзьям не оставалось ничего иного, как зайти в трактир “У черного барашка”, где кельнершей работала чешка Руженка. Это роковым образом осложнило поиски адресата.

Карта города Брук-ан-дер-Лейта 1873 года.

Трактира “У черного барашка” в городе Брук-ан-дер-Лейта давно не существует, а вот (перестроенные, конечно) армейские казармы так и стоят на прежнем месте, неподалеку от окруженного симпатичным сквером с качелями-песочницами детского сада. В здании бывшего завода мясных консервов его императорского величества, в свое время, очевидно, главного гиганта местной индустрии, размещается супермаркет Merkur с разнообразнейшим ассортиментом. Время почти стерло здесь старые границы, за день из бывшей Транслейтании в прежнюю Цислейтанию и обратно можно перейти хоть десять раз, совершенно этого не заметив.

Мост-на-Лейте потерял символический статус вечного немецко-венгерского пограничья. В 1921 году при послевоенном переделе габсбургских владений земли южнее и восточнее Лейты (область Бургенланд) перешли в состав только что созданной республиканской Австрии. С той поры многие венгры отсюда уехали, и Кирай-хида называется теперь по-немецки – Брукнойдорф, как-то вроде “Новый поселок у моста”. Венгерское прошлое этого Брукнойдорфа обозначено разве что названиями пары улиц, хотя старожилы Моста-на-Лейте вполне серьезно утверждают, что “за мостом” и сейчас живут “совсем другие, непохожие на нас, люди”.

Панорама города Брук-ан-дер-Лейта. Открытка 1900-х годов.

Мосты через темноводную Лейту, конечно, не те, что прежде: никакого дерева, никакого старого железа, только современные простые конструкции из стали и бетона. В сегодняшнем городке Брук-ан-дер-Лейта нет пафоса. Администрация австрийских железных дорог даже сократила четыре части длинного городского наименования до безличной аббревиатуры B/L, и в расписании движения поездов этот пункт назначения поэтому и отыщешь-то не сразу. Габсбургский Мост-над-Лейтой был уютным, умеренным, чистеньким, всего лишь двух-трехэтажным, и минувший век, к счастью, не прибавил городу высотности и не отнял у него душевности. Все та же церковь на аккуратной и пустой Главной площади, все тот же орган внутри, все тот же фонтан снаружи. Все так же загадочно хорош замок Пругг, принадлежавший когда-то фамилии графов Гаррахов, – с чудесными прудами и парком, малолюдным и ухоженным ровно настолько, чтобы он не казался заброшенным. Брук-ан-дер-Лейта без видимого труда пронес через столетия очарование захолустного городка, на улицах которого принято раскланиваться даже с незнакомцами. И пусть до столиц отсюда совсем близко, но они все равно кажутся бесконечно далекими. Главные дорожные указатели совершенно напрасно с такой настойчивостью тычут стрелками в противоположных направлениях – одни на Вену, другие на Будапешт.

Военный мемориал. Фото 1916 года.

Весь местный пафос кроется в далеком уже прошлом, главные монументы здесь оставила потомкам эпоха Габсбургов. Позеленевшая поясная скульптура Франца Иосифа у вокзала окружена редкими посадками бордовых роз. Неказистая площадь, на которой красуется этот памятник, названа с правильной провинциальной наглостью – Императорская, но монарх изображен скульптором в ипостаси не австрийского кайзера, а венгерского короля: на пьедестале различим барельеф с венцом святого Иштвана. Таким внушительным, широкоплечим, молодцеватым монархом определенно имели все основания гордиться даже гордые и вольные мадьяры. В ста метрах от моста через Лейту – еще один монумент, мощный, серокаменный, гренадерского роста мавзолей, величия которого хватило бы сразу на несколько городов калибра B/L. Мавзолей (1916) поминает павших на Великой войне подданных Габсбургов, о чем свидетельствует огромный парадный герб Австро-Венгрии с украшенным латинским изречением Indivisibiliter ac inseparabiliter щитом. “Единая и неделимая” – такой до самого горького конца представляла саму себя эта империя. Под крестом мавзолея о чем-то небесном воркуют на ангельском наречии голуби.

Городской краеведческий музей в единственной сохранившейся от древних укреплений Венгерской башне открыт всего два часа в неделю, но этого времени, без сомнения, с лихвой хватает, чтобы во всей полноте представить экспозицию и местным школьникам, и редким туристам. Пять залов на пяти соединенных скрипучей лесенкой башенных этажах компактно вместили в себя всю историю цивилизации в этих краях: и античные осколки-черепки, и средневековые аптекарские весы-склянки, и надраенную до золотого блеска кирасу старшего брандмейстера, и портрет томной императрицы Елизаветы, и вывеску, свидетельствующую о том, что Главная площадь, оказывается, одно десятилетие своей долгой жизни носила имя советского маршала-освободителя Родиона Малиновского.

Замок Пругг. Фото 1916 года.

Самый трогательный экспонат в музее – нарисованная детскими руками афиша к высочайшему посещению Моста-на-Лейте Францем Иосифом летом 1909 года. Как, должно быть, старалась тогда удивить и порадовать государя-императора своими умениями местная детвора! Как готовились к визиту отцы города, как гордились они своими пусть невеликими, но достижениями, как тщательно подбирали нарядные платья здешние строгие, красивые и высоконравственные дамы! А самому государю этот город на стыке двух главных наследственных владений, должно быть, казался изящной маленькой пуговичкой, тонким золотым стежком на тяжелом державном мундире, который габсбургская фамилия пошила себе за несколько столетий собирания разноязыких и разноплеменных земель. Всего лишь через несколько лет, в 1915 году, по мосту через Лейту прошел армейский писарь и талантливый писатель Ярослав Гашек. Ему Брук-ан-дер-Лейта, последняя предфронтовая остановка, явился как “сплошной, огромный, сияющий огнями бордель” – чужим городом, в котором тысячи подданных дряхлого императора в серо-щучьей полевой форме спускали в публичных домах последние кроны и топили в сливовице страх перед гибелью в военной мясорубке. Те же кварталы, та же река, те же Лейтские холмы – но все совсем другое…

Смотрите так же:  Зависимость характера течения реки инд от рельефа

С той поры минуло целое столетие. Тихая темная речка – берега в зеленых кущах – так же неспешно течет на восток. Брук-ан-дер-Лейта теперь и, кажется, навсегда – спокойный, во всем умеренный, чинный, сытый городок посередине Европы. Мост через реку Лейту теперь – не скрепа двух частей великой страны, а просто дорога, которая ведет из одного квартала в другой.

Полтора века на Дунае

20 августа 2010 года венгерская речная флотилия пополнилась очередным кораблём. В этом событии не было ничего особенного, за исключением одной детали: возраст «новичка» составлял… почти 140 лет! Впрочем, монитор «Лейта» был включён в состав флотилии в качестве почётного члена, и его не собирались отвлекать от музейной работы.

Монитор «Лейта» вместе со своим систершипом «Марош» были построены в 1871 году на верфях Будапешта (официально города Буда, Обуда и Пешт стали одним целым только в 1873 году). Для демонстрации австро-венгерского компромисса в двуединой монархии «Лейта» была названа в честь австрийской реки, а «Марош» — в честь венгерской.

Водоизмещение каждого из мониторов составляло 367 т, длина — 50,5 м, ширина — 8,65 м, осадка — 1,3 м. Впервые в австро-венгерском флоте их корпуса были изготовлены целиком из железа. Паровая машина обеспечивала мониторам скорость в 9,6 узла. Экипаж каждого корабля состоял из 3 офицеров и 54 нижних чинов.

Вооружение каждого из кораблей состояло из двух 150-мм орудий системы Варендорфа, расположенных в башне системы Кольза. Башенное расположение артиллерии было применено в австро-венгерском флоте впервые, при этом башни в Австро-Венгрии изготовить не смогли и импортировали их из Англии. Кроме башен, эти мониторы знамениты другой новинкой: они первыми в австро-венгерском флоте получили сливные туалеты.

Первой операцией новых кораблей стала классическая «дипломатия канонерок». 8 декабря 1876 года мониторы прибыли к принадлежавшей туркам Белградcкой крепости, где «придали вес» требованиям вернуть арестованный австрийский пароход и принести извинения за инцидент.

В 1878 году «Лейта» и «Марош» повоевали уже по-настоящему. Австро-Венгрия решила отобрать у Османской империи провинции Босния и Герцеговина. Естественно, согласия у местного населения не спрашивали, а зря, поскольку боснийцы оказали упорное, хотя и неорганизованное сопротивление. Для обеспечения аннексии к делу подключили даже речную флотилию, в том числе «Лейту» и «Марош». В июле 1878 года мониторы действовали на реках Сава и Неретва, показав как свои достоинства — хорошую защиту, — так и недостатки: большую осадку и значительный расход угля. Действия в гористой Боснии наглядно пояснили адмиралам разницу между морскими и речными кораблями. Орудия мониторов имели очень малые углы возвышения и при низкой воде не могли попасть даже в цели у берега, не говоря уже о склонах гор.

Скорее всего, именно поэтому в 1881 году на вооружении «Лейты» появились две 25,4-мм картечницы Пальмкранца-Норденфельта с довольно большими углами возвышения стволов. Как это ни удивительно, первоначально они не имели даже щитов, что оставляло расчёт почти беззащитным перед обстрелом с берега.

В 1892-1894 годах монитор «Лейта» прошёл серьёзную реконструкцию. Среди прочего, старую двухорудийную башню заменили на одноорудийную с новым 120-мм скорострельным орудием Круппа. Тогда же на борту появился первый пулемёт, системы Сальватора-Дормуса. Три года спустя устаревшие картечницы Пальмкранца-Норденфельта заменили 47-мм револьверными пушками Гочкиса.

К 1914 году «Лейту» и «Марош» собирались вывести из состава флота, но начало Первой мировой войны снова вернуло их в строй. 11 августа «Лейта» пошла в бой против сербских войск на реке Сава, а на следующий день погиб один из членов её экипажа — это была первая потеря австро-венгерского флота в Первой мировой войне.

Впрочем, настоящее испытание для корабля и его экипажа было впереди. 3 октября 1914 года у города Шабац «Лейта» попала под сильный артобстрел и получила серьёзные повреждения. Только помощь «Мароша» спасла её от гибели. Во время ремонта, длившегося с ноября по декабрь, «Лейта» получила новую вспомогательную артиллерию (два 70-мм орудия), среди которой была одна зенитная пушка. Кроме того, корабль получил радиостанцию.

После окончания ремонта корабль стал флагманом австрийской Дунайской флотилии. Он участвовал в разгроме сербских войск осенью 1915 года, победоносной кампании против Румынии в 1916 году и противостоянии с русско-румынской флотилией на Дунае в 1917-1918 годах. Но возраст давал о себе знать, и 10 апреля 1918 года «Лейту» вывели из состава флота и разоружили.

Эта статья о реке в Шотландии. Для реки в Данидин, Новая Зеландия, см. Воду Лейта, Новая Зеландия.

(Май 2010)

Вода из Лейта, вверх по реке от Dean Village, работает через лесистую ущелье прошлом Новый город.

The Вода из Лейта является главной реки, протекающий через Эдинбурге, Шотландия, в порт Лейт, где она впадает в море через Ферт-оф-Форт.

Это в 35 км (22 миль) в длину и поднимается в Colzium Спрингс на Жернов Риг из Пентленд Хиллз. Это проходит через Harperrig водохранилище, мимо развалин Кэрнс замка, через Balerno, Карри, Juniper Green, Colinton, Slateford, Longstone, Saughton, Balgreen, Roseburn и на ближайший он попадает в центре Эдинбурга на Дин-Виллидж, на сайт старых водяных мельниц в глубоком ущелье. Это ущелье резко, натянутое на Дин мост, разработан Томас Телфорд, который был построен в 1832 году для пути к Квинсферри, и находится рядом с Новый город.

Река течет на прошлом Stockbridge, Инверлит, Canonmills и Warriston, где он проходит через отмели в месте, известном как Puddocky который обычно считается, см. «puddocks», шотландцев срок языка для лягушек, но на самом деле получил свое название от бывшего Паддок зал который был расположен поблизости [Править]. Река продолжает мимо Bonnington, на месте другого водяной мельницы, в Лейт, где она расширяется в старой гавани и порта на берегу. Док Лейт были расширены значительно вне в лиман от старого береговой линии, и в настоящее время планирует прекратить их использование в качестве порта и использовать область для жилищного реконструкции.

Существует Вода Лейт Уолкуэй на берегу реки для 12,25 миль (19,71 км) от Balerno в Лейт, с примерно полмили маршрута по дорогам. Маршрут формирует привлекательный убежищем для диких животных, проходя через областях леса, часто хорошо отделяется от дорог. Для некотором расстоянии дорожки следует по маршруту бывших железнодорожных путей, а также остатки туннелей, мостов и других особенностей более одного железной дороги можно увидеть во многих местах вдоль маршрута.

Related Post

Вьоса река

Агну ? Керас, мыс ? Умм-эль-Набайиль (Египет) Агригент, город ? Агридженто (Сицилия) Адана, город ? 1) Адана (Турция); 2) Аден (НДР Йемен) Адрия, город ? сел. Атри (Италия) Акампсис, река

Немецкое орда река

От Золотой Орды до Верного. Часть 1 Когда западные народы ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что

Сплав по река на плоту

Плоты размером от 3 х 6 до 6 х 12 метров — это лагерь на воде Размеры плотов позволяют комфортно разместиться компании от 3 до 22 человек.. Обладая грузоподъемностью от