Река яуза с притоками схема

От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь)

Яуза является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
Ее длина составляет 48 км, в городской черте — 29 км.
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки.
В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.

До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 — для трамвая, 23 — пешеходных.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.

Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста, где Яуза впадает в Москва-реку.
Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.


Жилой дом на Котельнической набережной

Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе — 32 этажа, в боковых — 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин — архитектор дома.
Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.

С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский. На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.

Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения). Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
С двух сторон Яузу ограждает — решетка с советской символикой.


Решетка на Яузе

Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
Высокояузский мост, по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).

На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе.

Костомаровский мост был построен в 1941 году.

А чуть дальше с левой стороны возвышается Спасо-Андроников монастырь.


Спасо-Андроников монастырь

Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак. В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы — Спасский собор (1420-1427 гг.)
Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется Андроников виадук. Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.


Андроников виадук

Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».


Завод «Манометр»

А впереди находится элегантный пешеходный Таможенный мост .
Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.


Таможенный мост


Таможенный мост

Чуть дальше находится Сыромятнический (Яузский) гидроузел.

В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца . Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.

Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.

С левой стороны раскинулся район Сыромятники.
Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Изогнутый Салтыковский мост был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.


Салтыковский мост

Пройдем дальше. Справа находится Лефортово.
В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось — Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии, Франца Лефорта.
Дальше на нашем пути возвышается Мост Третьего транспортного кольца, построенный в 2003 году.


Мост Третьего транспортного кольца

Лефортовский мост был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.


Лефортовский мост

Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
С левой стороны располагаются корпуса МГТУ имени Баумана.


МГТУ имени Баумана

Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.


МГТУ имени Баумана

В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк, расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель, протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
Госпитальный мост был построен в 1941 году на месте более старого моста.


Госпитальный мост

Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.

Здесь через реку переброшен Рубцов мост.

До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.

Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.

Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.

А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода, которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы по ходу нашего движения).
Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
Дальше проходим под Матросским мостом, который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.


Матросский мост

Петр I на правом берегу Яузы (левая сторона по ходу нашего движения) построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.
Преображенский метромост был построен в 1965 году.


Преображенский метромост

Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина.
Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
В 1912—14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту, который соединяет Олений и Богородский Валы .

Смотрите так же:  Австралия озера и реки


Олений (Глебовский) мост

Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.

Используемая информация:
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

Последние комментарии

  • Здравствуйте , у меня раньше
    10 часов 11 минут назад
  • ссылки на источник даны!
    13 часов 28 минут назад
  • Как же вас звать-величать?
    17 часов 21 минута назад
  • Стро?гановы (Строгоновы)
    1 день 13 минут назад
  • Северная Сосьва
    1 день 28 минут назад
  • Большой Тхач
    1 день 35 минут назад
  • юбиляр из Нового Торъяла
    1 день 4 часа назад
  • загадка Средиземного моря
    2 дня 13 часов назад
  • река Большой Тудер
    3 дня 12 часов назад
  • загадочные явления природы
    3 дня 14 часов назад

Популярное содержимое

Яуза — самый крупный приток Москвы-реки, вторая по величине река города (после Москвы-реки). Расположена в северо-восточной и центральной части Москвы. Длина 48 км (в черте города 29 км). Площадь бассейна 452 км2 (в пределах города 272 км2). Средний расход воды около 9,4 м3/с.
Берёт начало из болот на территории Лосиного Острова.
Пересекает г.Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки: справа — Чермянку, Лихоборку, Каменку, Горячку, Копытовку, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинку, Чечёру, Черногрязку, Охотничий ручей; слева — Ичку, Будайку, Хапиловку, Синичку, Золотой Рожок, Гольяновский ручей, Леоновский (Высоковский) ручей.

река Яуза, Рубцовская набережная

В Москве протекает в районах Медведкова и Бабушкина, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо; впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII в. была известна как часть торгового пути из бассейна Москвы в бассейн Клязьмы с волоком в районе Мытищ. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX в. до середины XX в. были основой первого централизованного Мытищинского водопровода. С начала XVIII в. берега Яузы от устья до Сокольников застраивались, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, что сильно загрязняло воду. В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты. В 1940 г. в 3 км от устья, между Разумовской и Золоторожской набережными, сооружён Сыромятнический гидроузел (со шлюзом), плотина которого подняла уровень воды выше гидроузла на 2 м. Река Яуза

От устья до гидроузла уровень воды поддерживается Перервинской плотиной на Москве-реке.
В относительно естественном состоянии долина Яузы сохранилась только между Сокольниками и Лосиным Островом, где она частично покрыта лесом; в других местах вдоль Яузы встречаются низинные болота и пустыри с рудеральной (сорной) растительностью. Вся незастроенная часть долины от МКАД до Ярославского направления Московской железной дороги объявлена в 1991 памятником природы. Для обводнения Яузы из Химкинского водохранилища по Лихоборскому каналу (через Головинские пруды) и р. Лихоборку поступает волжская вода.

Яуза известна по летописи под 1156 г. как Ауза. Предлагались этимологии этого названия из славянских и финно-угорских языков. В.Н.Топоров (1982) убедительно сопоставляет с балтийскими названиями — латыш. Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома». Дополнительным аргументом считается наличие р.Стебельки по соседству с Яузой.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке Яузы. Судоходна для небольших судов от устья до Преображенской площади. В черте Москвы на Яузе имеется 14 автодорожных мостов, 6 железнодорожных, 2 метромоста, 1 — для трамвая, 2 — пешеходных.
На правобережье Яузы расположен Главный ботанический сад РАН, на левобережье, на территории Заяузья, находится Парк Московского окружного Дома офицеров.
На берегах Яузы находились сёла Медведково, Свиблово, Ростокино, Богородское, слободы Преображенская, Сокольническая, Семёновская (Введенское), Синичкина, Кукуй (Немецкая слобода), Сыромятническая и Котельническая, а также ряд деревень. Вдоль Яузы по правому берегу располагались Ширяево поле, Сокольничье поле и Васильевский луг; на левом берегу у Семёновской слободы возвышались Введенские горы.

Яуза около истока — окрестности Мытищ
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Я?уза — малая река в Московской области и в Москве, левый приток реки Москвы (самый крупный в пределах столицы). Длина — 48 км. Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Устье Яузы находится в центре г. Москвы, у Большого Устьинского моста.

В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.

Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.

Яуза упоминается в летописи 1156 года как Ауза. Происхождение гидронима связано со славянскими и финно-угорскими языками. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими названиями — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома».

Лосиный остров Река Яуза

ПРИТОКИ
Копытовка (Трестенка, Трепанка) — малая река на северо-востоке Москвы, правый приток реки Яузы, заключена в коллектор. Протекает под Звёздным и Ракетным бульварами, пересекая Огородный проезд, проспект Мира и улицу Бориса Галушкина. После коллектора ручей выходит в очистные сооружения, впадая в Яузу около улицы Касаткина.
Одно из названий Копытовки — Трестенка — произошло от славянского слова «тръсть», означающего тростник (растительность речки).
Название Трепенка образовано от искажения Трестенка.
Гидроним Копытовка (или Копитовка) образовано от названия ранее находившейся вблизи речки деревни Копытово. По названию речки Копытовки был именован Копытовский переулок в Москве.
В 1908 году левый берег Копытовки на участке от Останкинского до Ярославского шоссе становится официальной границей города Москвы.
От Новомосковской улицы до проспекта Мира забрана в коллектор в 1964 году, ниже проспекта Мира — в 1967 году.

Ка?менка (Ка?шенка, Берёзовка) — река на севере Москвы, правый приток Яузы.
Длина 7 км. В верховьях называется Берёзовка. Начинается вблизи Савёловского направления Московской железной дороги между платформами Тимирязевская и Окружная, частично заключена в подземный коллектор (вдоль улицы Академика Комарова), затем протекает по поверхности по территории Главного ботанического сада РАН и ВВЦ, образуя каскад из пяти декоративных прудов. В верховьях Каменки находилось сельцо Марфино.
Название Каменка широко распространено в славянской гидронимии и, как правило, относится к рекам и ручьям, протекающим по каменистому руслу. Однако нет точных данных о том, какое из двух названий — Каменка или Кашенка — было первоначальным. Возможно, Кашенка — искажение названия Каменка на рукописных географических картах (строчное «м» прочитали как «ш»). Во всяком случае, оба варианта имели употребление в речи местного населения. Также существовал Кашенкин луг — местность, расположенная к северу от платформы Останкино Октябрьской железной дороги, названная так от пойменных лугов реки Кашенки (Каменки).

Яуза, Лефортовская набережная — Москва

Лихоборка — река на севере Москвы и в Московской области, самый крупный правый приток Яузы.
Лихоборка сразу после пересечения Онежской улицы
Река берёт начало около села Ново-Архангельского (там она называется Бусинка). Пересекает МКАД в районе въезда на Коровинское шоссе, после чего — вплоть до соединения с Лихоборским обводным каналом, за исключением коротких открытых участков в районе Коровино и Бусиново, протекает в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, а также Дмитровское шоссе. В районе Отрадное река протекает по поверхности, в Парке «Отрада». Далее река протекает по коллектору, в котором течёт под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. Метрополитен проходит над рекой по присыпанному землёй металлическому метромосту. Далее, после пересечения с Московской окружной железной дорогой река течёт по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН и впадает в Яузу недалеко от станции метро «Ботанический сад».
Основные притоки Лихоборки: справа — Норишка и Жабенка; слева — Коровий овраг, Дегунинский, Бескудниковский и Владыкинский ручьи (почти все они текут в коллекторах).
Сейчас Лихоборка используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, которая перебрасывается из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский ручей и реку Норишку. Это делает её более многоводной и быстрой.
Устье Лихоборки в 1991 году объявлено памятником природы.
В 2011 году началось укрепление берегов Головинского ручья от водосброса из Головинских прудов до слияния с Лихоборкой в районе дома № 34 к1 по Кронштадтскому бульвару, и дальнейшего русла реки Лихоборки до Онежской улицы гравием.
В долине Лихоборки находится несколько десятков экологически неблагополучных предприятий. В результате река сильно загрязнена солями тяжёлых металлов, нефтепродуктами, и т. д. На реке имеется несколько снегоплавильных камер, что также отрицательно сказываются на чистоте воды.
По руслу Лихоборки при Петре I предполагалось сделать часть водного пути Москва—Волга.
С 1935 по 1961 годы левый берег реки Лихоборка на участке от Дмитровского шоссе до пересечения с Московской окружной железной дорогой был северной границей города Москвы.
Длина по разным источникам 16 или 18 км, в том числе 12 или 14 км по Москве. Площадь бассейна около 58 км? (70,6 км? по государственному водному реестру). Среднегодовой расход воды — 0,5 м?/с.

устье Яузы — Москва-река

Хапи?ловка — малая река на востоке Москвы, крупнейший приток[1] Яузы. Образуется слиянием рек Сосенки и Серебрянки. Большей частью заключена в подземную трубу. Протекает по территории районов Измайлово и Преображенское.
С рекой Хапиловкой также связаны:
Промзона Хапиловка — официальное название промышленной зоны, образованной после ликвидации Хапиловских прудов; расположена на территории района Преображенский. Намечена к сносу[2][3][4].
Хапиловка (исторический район) — существовал между рекой Хапиловкой и Ткацкой улицей. Неблагополучный район, считался одним из самых криминальных наравне с Хитровым рынком.
Косвенно с Хапиловкой — через фамилию купца Хапилова — связано имя бывшей Хапиловской улицы, ныне Большая Почтовая улица на противоположном, правом, берегу Яузы.
Название происходит от владельца мельницы на реке. В XVIII веке Хапиловка была запружена по всему ее течению; наравне с Большим Хапиловским прудом, существовал меньший пруд на месте нынешней площади Журавлёва. В 1800 году по воле Павла I, повелевшего расчистить берега Яузы, этот пруд осушили, а на его месте возникла Введенская площадь (с 1929 г. — площадь Журавлёва).
Плотина, подпиравшая Большой Хапиловский пруд, была расположена по трассе нынешних Медового переулка и улицы Девятая Рота. Там же был последний в черте Москвы переезд через Хапиловку; по трассе Камер-Коллежского вала моста через пруд не было. В 1942 году пруд еще существовал, его можно увидеть на немецкой аэрофотосъемке. После его осушения Преображенский вал и Измайловский вал стали, по сути, одной улицей. В седловине, образуемой ее рельефом, и протекает подземная Хапиловка; вдоль коллектора к Электрозаводу идет однопутная Электрозаводская железнодорожная ветка.
В нижнем течении Хапиловки, в районе Малой Семёновской улицы, Преображенской слободы и площади Журавлёва, до сих пор сохраняется историческая застройка московских окраин конца XIX века. Память о Хапиловке сохраняется в топонимах:
2-я Хапиловская улица
Хапиловский проезд Река Яуза

Смотрите так же:  Где находится река нарва

Судоходство – РЕКА ЯУЗА
Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг.
Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.

Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.

План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов.
В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.

Ростокинский акведук Река Яуза

Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).

Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.

В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.

Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.

Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья»[2]; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.

Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста.
Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу. В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных.
В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER». Весной 2019 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2019 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.

схема Москва-реки и притоков Река Яуза

Спрямление русла Яузы
В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей). Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.

Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята.
В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.

Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.

Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».

В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
У устья на левом берегу стоит жилой дом на Котельнической набережной. Река Яуза

АНДРОННИКОВ МОНАСТЫРЬ НА ЯУЗЕ
Андро?ников монасты?рь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса) — бывший мужской монастырь на левом берегу реки Яузы, близ одной из Поклонных гор. Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. В настоящее время монастырь находится в черте Москвы у Андроньевской площади.
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Монастырь в Средние века
Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году Киевский митрополит Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному.
По версии О. Г. Ульянова, в 1356 году Алексий, будучи повторно в Константинополе, привез в Москву икону Спаса Нерукотворного Образа (первая половина XIV века), которая была при освящении Спасского собора обители 16 августа 1357 года и стала особо почитаемой святыней Андроникова монастыря, поэтому датировка основания Андроникова монастыря митрополитом Алексием в Заяузье на великокняжеской земле приходится на 1357 год.

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться Золоторожским валом.
Игуменом монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского — Андрони?к († 1373; память — 13 июня). В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им. На территории Андроникова монастыря находилась одна из древнейших в Москве скудельниц (братское захоронение).
По версии Г. К. Вагнера и О. Г. Ульянова[], после пожара 1368 г., в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, был построен из плинфы каменный Спасский собор, от которого сохранились белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению. В 1420—1427 гг. Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Спасский собор и Архангельский храм
Н. Н. Воронин полагал, что сохранившийся храм, который ученый датировал 1425—1427 годами, был первым каменным храмом монастыря. С. В. Заграевский[5] следует позиции Н. Н. Воронина и доказывает, что гипотетического плинфяного храма, предшествующего существующему, не существовало.
В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных около 1428 года Андреем Рублёвым, который был иноком Андроникова монастыря. Существует версия, что Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был похоронен в монастыре (точное местонахождение могилы неизвестно).
В 1439 в монастыре учреждена архимандрития. За стенами монастыря во второй половине XIV века сложилась монастырская слободка, где с 1475 было налажено изготовление кирпича (в связи со строительством Кремля).
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В XIV—XVII веках Андроников монастырь — один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.
В Средние века монастырь неоднократно подвергался разорениям (1571, 1611).
В августе 1653 в монастыре содержался под стражей протопоп Аввакум.
По желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 году над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 году (затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен ещё один придел — во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1690 году около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.

Moscow.org городской портал Москвы

Река Яуза из рек, протекающих по территории российской столицы, вторая по величине после Москвы-реки. Длина Яузы – 48 километров, площадь бассейна составляет 452 квадратных метра. Название реки «Яуза» — древнее, точное его происхождение остается неизвестным, но предположительно, слово имеет балтийские корни. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» — трещина, эрозия на поверхности земли.

Смотрите так же:  Река миасс сообщение

Исток Яузы находится в Яузских болотах Лосиного Острова (Красное озеро в Щелоковском лесхозе). Река пересекает Лосиный Остров, проходя через ряд болот и озер, а также искусственных водоемов, образовавшихся на местах торфоразработок. В этом промежутке Яуза наполняется волжской водой, которая поступает из питьевого канала, проходящего через Лосиный остров. По ходу течения, в речку впадают притоки, которые текут по осушительным рвам. Самым крупным таким притоком является обводная канава Торфянка, но сейчас она изменила русло и потекла к реке по другому пути. Из естественных притоков можно назвать Мытищинские ключи. Их называли Громовыми колодцами, и от них поступала вода в Мытищинский водопровод.

Протяженность Яузы по территории Москвы составляет 29 километров, а устье находится на 1 километр ниже Кремля у Большого Устьинского моста. В старину на Яузе располагались пруды.

В период с 9 по 12 век река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. По ней проходили торговые пути из южной части России во Владимир, что стало одной из причин благополучного роста Москвы. Вплоть до 12 века активно осваивался защищенный левый берег, а затем стали быстро осваивать и правобережные территории. Со временем строительство велось преимущественно вдаль от центра по течению Яузы, что в будущем способствовало формированию радиально-кольцевой структуры города.

В 17 веке Петр I построил на Яузе фабрику по выделке парусов. В 19 река в центре Москвы уже была значительно загрязнена, поэтому москвичи в шутку ее называли общегородской язвой. Но на подходе к городу Яуза оставалась чистой, и ее берега облюбовали дачники. В середине 20 столетия, когда Москва разрасталась высокими темпами, вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.

Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.

Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.

Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.

Близкое к естественному руслу сохранилось в ботаническом саду и Лосином Острове вблизи Сокольников. Сейчас на реке водится множество разновидностей птиц, среди которых и утка-кряква. Зимой Яуза почти никогда не замерзает, поэтому зимовать на ее берега перебираются птицы из Подмосковья. На реке гнездятся также гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка, а изредка залетают на зимовку лебеди-кликуны, гуси, канадская казарка.

Как Яуза превратится в парк

О ночных маршрутах, летних кинотеатрах и 42-километровом марафоне

Вслед за проектами благоустройства набережных Москвы-реки этим летом была разработана стратегия развития прибрежных территорий Яузы. Специалисты Московского государственного строительного университета подготовили концепцию создания единого парка, включающего в себя непрерывный марафонский маршрут. Старший преподаватель кафедры проектирования зданий и градостроительства МГСУ Юрий Ковалев в деталях рассказал МОСЛЕНТЕ о стратегии развития, в соответствии с которой вдоль Яузы и ее притоков — Чермянки и Лихоборки — появятся пешеходные дорожки, исторические, образовательные и ночные маршруты, а также летние кинотеатры и спортивные базы.

Мы проанализировали береговую полосу Яузы и ее притоков, Чермянки и Лихоборки, на территории СВАО: от МКАД до пересечения с Ярославской железной дорогой. Рассмотрели прилегающие территории, изучили их состояние, наполненность инфраструктурой. Сейчас это неравномерно развитые зоны: одни из них благоустроены, другие — нет. И задача проекта — превратить всю пойму реки в единое, цельное пространство. Таким образом, наш проект затрагивает муниципальные районы Лосиноостровский, Бибирево, Южное Медведково, Бабушкинский, Отрадное, Свиблово, Останкино, Ростокино и Богородский.

Курировал проект Валерий Теличенко, президент нашего вуза и депутат Мосгордумы по Северо-Восточному округу. В команде было семь человек, работа над стратегией заняла около месяца. Мы прошли и проехали на велосипедах всю прибрежную полосу с каждого берега и подготовили анализ их состояния. Авторским коллективом, состоящим из наших студентов, магистров, который я возглавил на пару с другим преподавателем нашей кафедры Кириллом Теслером, мы собирались, проводили мозговые штурмы и на базе проектной организации университета проделали все работы.

Мы предложили вариант своего видения будущего реки в качестве непрерывного парка с возможностью движения вдоль каждого берега, с организованными проходами под всеми мостами, парковыми зонами, историческими, образовательными, ночными и беговыми маршрутами, в том числе круговой марафонской дистанцией длиной 42 километра.

###Объединение прибрежных территорий

Мы предполагаем, что вся прибрежная линия будет проницаема для прохода с обеих сторон, для чего на каждом берегу будет создано соответствующее благоустройство. На данный момент проблему здесь создают автомобильные мосты через реку, так как большинство из них не приспособлено для прохода под ними: сейчас надо выходить на уровень дороги, переходить ее и обратно спускаться к реке. Мы предлагаем реконструктивные мероприятия в этих зонах. Это относится к мостам на пересечении реки с улицами Широкая, Осташковская, Енисейская, проезд Дежнева, Полярная, Сельскохозяйственная, Менжинского, Вильгема Пика, Березовой аллеей и 2-м проездом Леонова. На данный момент на рассматриваемом участке реки проход по каждому берегу есть только под проспектом Мира.

Каждый конкретный участок надо разрабатывать детально. Например, для ситуаций, когда мост расположен слишком низко, предположим, в полутора метрах над землей существуют решения, когда проход заглубляется, делается ниже уровня воды, а с каждой стороны дорожки устанавливается подпорная стенка. Сейчас на некоторых реках в Швейцарии применены такие конструкции.

###Степень благоустройства территорий

Проанализировав степень благоустройства территорий, мы выявили три уровня: высокий, средний и низкий, их примерно поровну, то есть около 30 процентов от общей площади. В концепции выделены так называемые резервные зоны — это производственные территории, которые попадают в зону реорганизации в соответствии с генеральным планом развития Москвы до 2035 года, участки плоскостных гаражей, то есть коммунальные зоны, и зоны со сложным рельефом.

Совместив все слои исследования, мы получили карту предполагаемого зонирования, где выделены территории развития и три типа парковых зон: лесопарк, пейзажный парк и регулярный парк, которые будут чередоваться на берегах Яузы, Чермянки и Лихоборки.

###Беговые маршруты и марафонская трасса

Предлагая круговые беговые маршруты, мы исходили из того, что, с одной стороны, они должны быть разной длины: километр, три, пять и 42-километровый, марафонский. С другой стороны, чтобы не было однообразного бега по кругу, мы рассчитали эти беговые трассы так, чтобы маршрут дважды не проходил по одному месту, был непрерывным и шел вдоль береговой полосы без подъемов к мостам и спусков с них.

Где назначить место старта и финиша для марафонской дистанции, будет зависеть от организаторов спортивных мероприятий. Маршрут будет проходить вокруг Джамгаровского пруда, далее вдоль русла Яузы с восточной стороны, мимо усадьбы «Свиблово». Далее, в районе метро «Ботанический сад», маршрут перейдет на западный берег. Для этого можно использовать существующий мост в месте пересечения с улицей Вильгельма Пика, а можно организовать дополнительный, пешеходный. Затем маршрут будет пролегать по территории ВДНХ, вдоль впадающей в Яузу реки Каменка и каскада организованных на ней прудов, обогнув их, трасса вернется к основному руслу Яузы, пройдет по западному берегу до впадения реки Чермянки и протянется вдоль нее до улицы Широкой. Оттуда маршрут проходит к основному руслу Яузы, вдоль которого идет обратно, на север, к Джамгаровскому пруду. Так образуется круговой маршрут протяженностью 42 километра.

Чтобы обеспечить маршрут инфраструктурой, мы предлагаем создать новые и использовать уже существующие спортивные объекты — это стадион «Яуза» к северу от метро «Бабушкинская» и стадион «Искра» в районе метро «Ботанический сад». Новые спортивные базы с раздевалками и душевыми будут организованы на Сельскохозяйственной улице, напротив Свибловских прудов, и на Чермянке, в районе улицы Молодцова. Спортивные базы меньшего размера мы рекомендуем разместить в районе Юрловского проезда и Северодвинской улицы. В принципе, беговые маршруты зимой вполне заменяемы лыжными.

Прибрежная полоса Яузы в черте города, современный вид

Татьяна Тимирханова / Интерпресс / ТАСС

Исходя из степени благоустроенности территории и существующих резервных объектов, мы разработали схему очередности реорганизации зон. Первая очередь — район между Джамгаровским прудом и Яузой, а также незастроенные участки от улиц Полярная и Кольская вниз к усадьбе «Свиблово». Там сейчас озелененная, но очень слабо благоустроенная территория. В обоих случаях мы рекомендуем создание на этих территориях современных, комфортабельных парков.

Мы предлагаем извлечь из коллектора и благоустроить территорию береговой полосы реки Ичка, которая впадает в Яузу в районе улицы Широкая, на том участке, где она идет от Джамгаровского пруда по территории гаражного кооператива. На этом месте может быть образовано рекреационное пространство, которое объединит Джамгаровский парк с парком долины реки Яузы. В Сингапуре, в других азиатских и европейских городах уже успешно применены такие решения.

Вторая очередь — к западу от метро «Ботанический сад», от улицы Декабристов вдоль Сельскохозяйственной улицы до пересечения с проспектом Серебрякова. Сейчас там находится полузаброшенная производственная зона. Думаю, отталкиваясь от рельефа местности, тут имеет смысл разбить пейзажный парк: здесь высокий берег, поэтому устройство регулярного парка нецелесообразно.

К третьей очереди относится территория между рекой и улицей Касаткина, которая растянулась вдоль Ярославской железной дороги. Здесь, на противоположной стороне от Ростокинского акведука, находится большая промзона, которая может быть реорганизована.

###Инфраструктура для велосипедистов

На всей этой территории мы рекомендуем организацию веломаршрутов, которые частично будут совпадать с беговыми. Мы посмотрели планы развития велоинфраструктуры, разработанные московскими департаментами, и, изучив их, предложили на рассматриваемой территории дополнительные пункты велопроката: в районе ВДНХ, усадьбы «Свиблово». Уже запланированные к возведению объекты велоинфраструктуры будут находиться в районе проезда Шокальского.

###Голубятни, конюшни, собачьи площадки

На данный момент существующие площадки кинологов и голубятни сконцентрированы в основном в районе Полярной улицы, неподалеку от метро «Бабушкинская». Мы предлагаем организовать дополнительные площадки на Чермянке, в районе улицы Римского-Корсакова, в районе усадьбы «Свиблово».

###Исторический маршрут Исторический маршрут будет наполняться информационными стендами. Запланировано создание этнографического комплекса «Музей истории реки Яузы» между Сельскохозяйственной улицей и местом впадения Лихоборки в Яузу, на противоположном берегу от станции метро «Ботанический сад». Эта точка представляется нам удобной в транспортном отношении, к тому же здесь интересный ландшафт.

Другими объектами исторического маршрута станут Ростокинский акведук, несколько церквей и усадьба «Свиблово». Также на реке Чермянка, в зоне улицы Молодцова, мы предлагаем создать клуб или парк исторической реконструкции, так как здесь было сделано немало археологических находок.

Related Post

Город и река в тюменской области

Город и река в тюменской области Реки в Тюменской области Помощь для решения сканворда, кроссворда Ук Река в Тюменской области, правый приток Тобола Выя река в Тюменской области России, приток

Реки россии с дельтой

Фото: Nasa Earth Observatory Фото: Евгений Макаренко Де?льта – низменность при впадении реки в море или озеро, прорезанная сетью рукавов и протоков. Сходство части суши, заключённой между расходящимися рукавами Нила

В евразии самая длинная река

Самая длинная река Евразии. Описание и характеристики На нашей планете 30% площади занято сушей. Остальные 70% — это вода, которая необходима человечеству для существования. На земном шаре есть четыре океана: