Меню

Река библейская

«Выхожу один я на дорогу
Сквозь туман кремнистый путь лежит.
Ночь темна, пустыня внемлет богу
И звезда с звездою говорит»
М.Ю. Лермонтов

В египетской пустыне, обращённый к востоку, восходу солнца, стоит одинокий сфинкс и наблюдает в ночи за звёздами, Исследователи полагают, что сфинкс смотрит на созвездие Льва, а, возможно, что и на созвездие Орион.
В известной русской народной сказке «Гуси-лебеди» гуси-лебеди уносят братца старшей сестрицы в избушку Бабы-яги, которая согласно исследованиям В. Я. Проппа является входом в потусторонний мир, но здесь есть противоречие. Потусторонний мир, который сторожит Баба-яга является подземным миром, а гуси-лебеди являются психофорами, то есть переносчиками душ в загробный мир. Народные сказки являются языческими по сути, но по содержанию – христианские, где Баба-яга как ведунья-знахарка представлена как отрицательный персонаж. Возникают закономерные вопросы. Если гуси-лебеди переносят душу братца, то мальчик, значит, умер ? А если он умер, то почему его душа переносится в подземный мир, а не в рай, ведь юный братец ещё невинный, у него, практически, нет грехов согласно христианским догматам ? Одновременно в сказке «Гуси-лебеди» представлены все атрибуты рая или ирия (у славян), например, гуси-лебеди уносят душу братца на небо (подобие рая), где есть молочные реки и кисельные берега (подобно райским кущам), есть райское древо познания — яблоня, есть огонь или очаг в виде печки, хотя неизвестно доподлинно, был ли огонь в райских кущах ? Вероятно, сюжет сказки заимствован из жизни, где родители часто оставляли своих детей без присмотра, что являлось причиной увечья или смерти ребенка по неосторожности. Так, например, существуют легенды, что законный наследник царевич Дмитрий закололся собственным ножом, играя в «тычку», или был убит заговорщиками, отсюда и возникла трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Вряд ли в этом случае можно говорить об отражении в сказке обряда инициации или все сказки о Бабе-яге сводить к этому обряду.

Молочные реки и кисельные берега

Ах, где эти молочные реки и кисельные берега ?!
В народных поверьях и эпосе сохранились представления, что перелётные птицы на осень улетая в тёплые края ориентировались по звёздам, где созвездие Лебедя находится прямо на Млечном пути.
По-удмуртски звезда – «кизили» [1], да и на иврите созвездие Орион – Кесиль, а по-тюркски кизил – красный, по-славянски звезда – «стожар», по-древнеегипетки звезда — «красная».
«В иудейской (и библейской — Амос 5:8) традиции Ориону соответствовало созвездие Кесиль или Кесил (ивр. ;;;;, буквально -«глупец»), происхождение которого пока никак не объясняется (возможно от еврейского месяца Кислев (приходящегося на ноябрь-декабрь), название которого, в свою очередь, происходит от еврейского корня К-С-Л, как в словах «кесел, кисла» (;;;;;; ,;;;;;;;;, надежда), то есть надежда на зимние дожди).» [ВП]
Кисельные берега – это созвездие Ориона, а молочные реки – это Млечный путь и всё это находится на карте звёздного небе. И как выясняется, гуси-лебеди несли братца в рай. «Всё смешалось в доме Облонских» как и всё смешалось в христианская и языческой идеологии, как и в языковой среде.
кизили (удм.) – kizili > kosoj – (с) косой (слав.), срав. космос – kosmos – космы (слав.), т. е. «с косой» — комета.
кизил (тюрк.) – kizil > krasnj – красный (слав.)
Точно также в переводе египтологов Дуат – «преисподняя» смешалась с Раем (звёздами и солнцем).
Примеры иероглифов взяты из древнеегипетского словаря [6].
В строке слева направо: описание иероглифа (в коптской и славянской аббревиатуре)-египетская транскрипция- перевод на русский- код по Гадинеру- славянская транскрипция- славянский перевод- английское слово- славянский перевод.

длань-цветок поникший-хлеб-звезда в круге- dwAt – преисподняя (Дуат), нижний камера в гробнице (др.-егип.) — D46-V4-X1-N15 > DlnNchtt Stgr Jr> dalnj nachalo ot stogar jar – дальнее начало от стожара (звезды) и яра (солнца) (слав.)

звезда в круге- dwAt – преисподняя (др.-егип.) — N15 > Stgr Jr > stogar jar – стожар и яр (солнце) (слав.)

длань-коршун-хлеб- звезда в круге- dwAt – преисподняя (др.-егип.) -D46-G1-X1-N15 > DlnKrt > dalnj kraj – дальний край звезды и солнца (слав.)

звезда-коршун-хлеб-поруб — dwAt – преисподняя (др.-егип.) — N14-G1-X1-O1 > StgrKrt Prb > storogit kraj porub – стотожить край поруба поруба (слав.)

звезда-хлеб-поруб- dwAt – преисподняя (др.-егип.) — N15-X1-O1 > StgrJrtPrb > stogar jarit porub – стожар светит порубу (слав.)

звезда-голубь-хлеб-поруб-бог- 3 черты – dwAtyw — обитатели преисподней (др.-егип.) — N14-G4-X1-O1-A40-Z3 > StgrGlbtPrbBg-tri > stogar golubit porubi bogij – стожар голубит порубы божии (слав.)

звезда-хлеб-поруб- бог- 3 черты – dwAtyw — обитатели преисподней (др.-егип.) — N14-X1-O1-A40-Z3 > StgrtPrbBg-tri > stogarit/storogit porubi bogji – стожарить/сторожить порубы божии (слав.)
Комментарий:
Древнеегипетские гробницы фараонов имели специальные каналы в пирамидах, которые связывали погребальную камеру с внешним миром и, в частности, со звёздами. Таким образом обеспечивался контакт умершего фараона со звёздами и солнцем (небесным раем). Звезды как бы хранили умершего фараона, что и обыгрывается в славянском названии звезды – «стожар» – светить в сто жаров и одновременно «сторожить».

В поисках братца сестрице никто не помог (за исключением ежа), ни речка, ни печка, ни яблоня, следовательно, она ещё не попала в рай. А вот при бегстве из рая-ада те же речка, печка, яблоня помогли ей и братцу, потому, что они были уже в раю.

На земле тоже некогда было подобие небесного рая – это Эдем, из которого истекала река, делившаяся на четыре потока.
Казалось бы, что о библейских реках нам всё давно известно.
Евфрат
«Название реки с арамейского, буквально — сладкая вода [3].» [ВП]
Но как можно сопоставить «сладкую воду» с большим количеством ила, переносимого Евфратом ? Евфрат по масштабам сопоставим с Нилом, а Нил, тоже несущий ил, созвучен по названию с илом (слав.)
Тигр
«Древнегреческое названия реки ;;;;;;, ;;;;;; были заимствованы из древнеперсидского tigr; [6], которое, в свою очередь, заимствовано от эламского ti-ig-ra, от шумерского idigna.
Оригинальное шумерское название Idigna или Idigina, вероятно, произошло от *id (i)gina «бегущая вода», и, возможно, интерпретировалось как «быстрая река» [7], в противоположность своему соседу, Евфрату, который, благодаря большему количеству переносимого ила, имел медленное течение. Шумерская форма была заимствована в аккадском как Idiqlat, и оттуда перекочевала в другие семитские языки (сирийский Deqla;, арабский Dijla).
Другое название реки Тигр, Arvand Rud, использовавшееся в среднеперсидском, буквально означало «быстрая река».» [ВП]
Idigna > itti – gnat – итти гнать (слав.)(редукция t/d), то есть бежать.
Вероятно, от древнеегипетского сочетания иероглифов (полусогнутая нога-идти) Bgt-iti > begat-itti – бегом идти (слав.). Примеры из словаря [6].

Длань-горшок-коршун-нога полусогнутая-идти-свиток- dgA – гулять (др.-егип.) — D46-W11-G1-D56-D54-Y1 > DlnGrshk KrBgt-itiSvt > delanj guljanka (kraj begati svitj) делание гулянки (краями- бежати свитыми) (слав.) > wolk – гулять (англ.) > volok – волок, волочить ноги (слав.), где «края» — ноги.

Путы-нога-двор-поверхность воды-нога полусогнутая-идти- 3 черты – Tbhn — прыгать, прыжки животных (др.-егип.) — V13-D58-O4-N35-D56-D54-Z2 > PtbhtnBgt-iti-tri > put begat na begatij – путь бежать на бежатых (слав.)

хлеб-червь- нога полусогнутая-идти- tfi — скакать, прыгать (др.-егип.) — X1-I9-D56-D54 > tChrvBgt-iti > tolchkovj begat iti – толчковой бегом идти (слав.)

«Из Библии нам известно, что в местности, где Бог поселил человека, текла одна река для орошения рая, которая потом разделялась на четыре реки, среди которых были Евфрат и Тигр [Хиддекель]. Современные названия еще двух рек Фисон и Гихон не установлены. По соседству с Эдемом упомянуты земли Хавила и Куш. Также пока не удалось выяснить, где находились эти земли. Есть разные толкования, но вряд ли их стоит обсуждать.» [2]
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал…». [Бытие 2: 8]
«Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки». [Бытие 2: 10]
«Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;» [Бытие 2: 11]
«И золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс». [Бытие 2: 12]
«Имя второй реки Гикон: она обтекает всю землю Куш». [Бытие 2: 13]
«Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею». [Бытие 2: 14]
«Четвертая река Евфрат». [Бытие 2: 15]
Странно, и ни один из исследователей Библии не обратил на это внимание, что в неизменном виде до нас дошло только одно название библейской реки – это Евфрат. Под Тигром подразумевается название Хиддекель, но это, на мой взгляд, не название, а обозначение движения реки. Это понять можно только, прочитав слово «Хиддекель» по-славянски.
Хиддекель – xiddekel > xodit okolo – ходить около (слав.), то есть Тигр течёт рядом с Евфратом в том же направлении.
Евфрат – тоже обозначает движение реки и переводится по-славянски как «обратная Нилу», поскольку течёт противоположно Нилу с севера на юг.
Евфрат/Прат > Pu-rat-tu (аккад.) > Prat > protiv/obrat – против/обратная (слав.)(редукция b/p)
Остальные две реки автор библейских текстов просто перепутал территориально, вероятно, не слишком ориентируясь в геологии и географии.
Фисон, как я предполагаю, протекает через землю Куш, а Гикон через землю Хавила.
Фисон > fison > pustnj/peschanj – пустынная/песчаная (слав.)(редукция p/f, пропуск ch)? то есть Нил.
Земля Куш (Средний Египет- совр. Судан) в древнеегипетском словаре отмечается как страна Нубия, богатая минералами и драгоценными металлами, известная также как земля Пунт из которой древние египтяне морем вывозили ценные породы деревьев, золото, благовония (мирру).
Название Нубия, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub — золото.
«Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).» [ВП]
Гикон – Gikon – Gang – Ганг (слав.)(редукция g/k)
Истоки Ганга начинаются там же, где начинается другая индийская река Инд, поэтому их условно можно отождествлять.
«Данная гипотеза подтверждается и выводами иудейского историка Иосифа (Флавия) (37- ок. 100 г. н.э.), богослова и философа Августина (354-430 г. н.э.), автора и редактора Библии Иеронима (ок. 340-420 г. н.э.). Немецкий ученый Гезений (1796-1842 гг.) выдвинул гипотезу о том, что долина Инда была местонахождением библейской земли Хавила. Его версия была подтверждена открытием следов высокоразвитой древнеиндийской цивилизации, как утверждает историк Д. Кол.» [3]
Земля Хавила практически удивительно перекликается с топонимом Хвалиса.
«Хвалынское море, Хвалисское море, древнерусское название Каспийского моря. Возможно, происходит от древнерусского названия населения Хорезма — хвалисы.» [БСЭ]
Хорезм – Xorezm > Xvalisnj – хвалисный (слав.)
Через Хвалынское море лежали пути в Среднюю Азию (Хорезм) и Индию.

Смотрите так же:  Река енисей на ютубе

Последователь армянского происхождения библейских рек пишет:
«Следуя описанию Библии, исследователи пытались идентифицировать райские реки. Из указанных четырех рек на карте сохранилось только одно название — Евфрат. Другая райская река — Тигр, древнееврейское название которого Хиддекель, так же как и Евфрат, берет начало на Армянском нагорье (кстати, в знаменитом Зограбовском издании Ветхого Завета Хиддекель так и назван — Тигром). Главным предметом спора стали две другие реки — Фисон и Гихон. По мнению некоторых ученых, и не только средневековых, Гихон это Нил, который «обтекает землю Куш». Кушитами считались темнокожие жители Эфиопии, что «поддерживало» эту версию (в уже упомянутом венецианском издании Армянской Библии 1805 года, которое стало основой для множества последующих изданий, выражение «земля Куш» переведено как «страна Эфиопия»). Реку Фисон отождествляли с Индом или Гангом, и даже с Дунаем. Но в этом случае географам было трудно представить, каким образом все эти реки, истоки которых, как известно, расположены далеко друг от друга, за исключением истоков Евфрата и Тигра, могли на самом деле питаться из одного источника. Географическая картина Рая становилась неопределенной, представление о нем снова переходило в область аллегории.» [4]
Автор нашумевшего исторического бестселлера Дэвид Рол констатирует следующее:
«Прежде всего мы с достаточной уверенностью можем сказать, что Эдем действительно существовал, и притом отнюдь не в некоем абсолютно мифическом месте, лишённым какой бы то ни было при вязски к реальным географическим координатам. Эдем находился в древней Армении, в самом её сердце, в бассейне озёр Севан и Урмия. Этот тот самый регион, который именуется в Библии Арарат; другими словами это ассирийский Урарту. Четыре рки вытекающие из Эдема, — Это Евфрат, Тигр, Гайхун-Аракс (Гихон) и Уизхун (Фисхон).» [5].
Следует отметить, во-первых, что ни озеро Севан, ни озеро Урмия на карте никак не стыкуются с Тигром и Евфратом и тем более, что эти могучие реки не вытекают из указанных озёр. Во-вторых, ни Аракс, ни Уизхун тоже не вытекают и не втекают в озера Севан и Урмия. Нет никакой водоносной связи между месопотамскими и армянскими реками. Поэтому доводы Д. Рола мало убедительны.
Но кто знает, в каком состоянии были континенты и реки расположенные на них после изгнания Адама из рая и после потопа ?
На современной карте мира мы видим, что реки Нил, Тигр, Евфрат и Инд разделены территориально, но соединение библейских рек было возможно при едином континенте Евразия-Африка, существовавшем до Всемирного потопа.
Если предположить, что до Всемирного потопа существовал гигантский континент Евразия — Африка и отделение произошло плиты Африки от Евразии, т. е с точностью наоборот, не Индия отделилась от Африки, а Африка отделилать от Индии и стала двигаться на Запад, то рассуждения о существовании единой прародины семитов, индийцев и европейцев не становятся абсурдными.
Именно эта гипотеза обсуждалась в 2006 году в моей статье «Бойтесь данайцев дары приносящих» [2].
Если предположить, что оледенение Земли при существующем материке Афро-Евразия произошло не 2 млн. — 10 тыс. лет назад, а 5-4 тыс. лет назад при уже существующей древней цивилизации, то причиной геологической катастрофы мог быть раскол континентов Африки и Евразии.
На рисунке 1 показана часть материка Афро-Евразия до катастрофы (слева) и после катастрофы (справа) уже в настоящее время
.

Рис.1. Идеальное совмещение Африки и Индостана

В этом случае Аравийского полуострова просто не существовало. Он всплыл после раскола материков. Видно, что Африка совершенно чётко вписывается в стыковку с Индостаном.
Материки и сейчас двигаются, но гораздо медленнее, несколько сантиметров в сутки. Но если предположить, что произошла гигантская катастрофа, возможно произошел
первоначальный раскол с ускоренным движением может 60 км в час
(гипотетически) в течении нескольких дней, затем движение замедлилось и
стало таким как сейчас наблюдается.
Совершенно четкая топология на географической карте говорит о существовании единого материка АфроЕвразия и общей системе крупных рек Евразии – Евфрата, Тигра, Инда и Африки – Нила.
Исходя из этого можно предположить, что допотопные народы селились по берегам рек Евфрат, Тигр, Нил, Инд имели как бы общую инфраструктуру, а также общие способы производства и общий язык, как прообраз Вавилонской башни.

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь В. И. Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ — Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Библейская энциклопедия

Евфрат (на еврейском и арамейском языке: Фрат) (большая, великая река) ( Быт. II, 14 ) – известная река в Азии, которая берет свое начало в Армении на сев. стороне горы Тавра, принимает в себя много побочных рек в своем извилистом течении вдоль берегов Сирии, огибает Сирийско-Аравийскую пустыню и протекает через Вавилонскую область, впадая затем шестью или семью рукавами в Персидский залив. Соединяясь с р. Тигром в 22 милях от Персидского залива, она называется Шат-Эль-Араб. Все протяжение Евфрата равняется 1780 милям, на 650 длиннее протяжения Тигра и на 200 миль короче протяжения реки Инда. Начиная от Самосатты р. Евфрат судоходна почти на две трети своего течения (на 1200 миль) для лодок и даже для плоскодонных пароходов. Евфрат выступает из берегов весной каждый год, вследствие таяния снегов на Арменских горах, и поднимается иногда на 12 футов высоты. Он начинает подниматься в марте, и разлив продолжается иногда до конца мая. Строились с громадными затратами плотины и каналы, вырывались большие озера с целью сохранить воды Евфрата для орошения почвы во время засухи. Евфрат называется в Библии рекой великой и составлял восточную границу Земли Обетованной ( Втор. I, 7 , Нав. I, 4 ). В некоторых местах Свящ. Писания Евфрат называется просто рекой ( Пс. LXXI, 8 ). Река Евфрат, подобно Нилу, имеет за собой весьма много замечательных воспоминаний, начиная с первоначального упоминания о ней во второй главе кн. Бытия, как об одной из четырех рек Эдема (ст. 14). Далее с Евфратом мы встречаемся при описании завета, заключенного Богом с Авраамом ( Быт. XV, 18 ). В этом случае вся страна от великой реки, реки Евфрата до реки Египетской (Нила) обещана избранному народу. У пророков, как река ассириян и вавилонян, Евфрат представляется, с одной стороны, символом полноты сокрушающей силу и могущество царя ассирийского ( Ис. VIII, 7 ), а с другой – орудием в деснице Божией для сокрушения гордости Иуды и Иерусалима ( Иер. XIII, 4–9 ). Воды Евфрата, конечно, разумеются у псалмопевца, когда он изображает иудейских пленников сидящими и плачущими у рек Вавилона ( Пс. CXXXVI, 1–2 ), и с полнотой Евфрата у Иисуса сына Сирахова ( Сир.XXIV, 28 ) сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания. Он (т. е. Господь), говорит Премудрый, наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы. И броды (переправы на реке) захвачены, пророчествует пр. Иеремия о падении Вавилона, и ограды сожжены огнем, и воины поражены страхом ( Иер.LI, 32 ). Означенное место, без сомнения, очень близко указывает на путь, каким вошли персы в Вавилон и взяли город, и совершенно сходно со свидетельством Геродота о гибели Вавилона. В Откровении Иоанна Евфрат представляется местом, откуда по повелению Божию имеют быть освобождены связанные ангелы губители, приготовленные для поражения людей разными язвами. Евфрат и доселе несет в море то же количество воды, как и во времена пророков; но значительная масса оной теряется вследствие небрежности и лености человека. Многочисленные водопроводы, орошавшие поля, пересохли; главное русло обмелело, и вода, застаиваясь, образует вонючие, убийственные для здоровья болота.

Смотрите так же:  Цгмс река печора

История Библейских катастроф

Грехопадение и изгнание из Эдема

Библия описывает, как первые люди, обольщенные дьяволом, нарушили Божье повеление и съели запретный плод росшего в Эдеме дерева. После безуспешной попытки призвать Адама и Еву к покаянию Господь изгнал их из рая.
В ходе грехопадения в самой душе человека произошел переворот. В сознании Адама и Евы Бог стал чужим для них, и они начали в Нем видеть не любящего Отца, а грозного тирана, который хочет их поработить. Первое следствие грехопадения — отпадение человека от Бога.
Также в Эдеме изменились отношения между людьми, они перестали воспринимать друг друга как единое целое. Человек стал смотреть на другого, пусть даже и любимого, человека одновременно и как на объект своих желаний и страстей, и как на источник опасности. Разобщенность людей — второе следствие грехопадения.
И третьим следствием райской катастрофы стал разлад в самом человеке. Человек, объединяющий в себе духовную и материальную часть, отпав от Бога, уже не мог держать эти начала в равновесии. Но, наверное, наибольшее поражение было причинено воле человека — она стала уклоняться во тьму и плохо различать добро и зло.
Грехопадение Адама и Евы стало событием, которое в корне изменило ход мировой истории. Через человека зло проникло и в мир, который с момента райской катастрофы, по словам апостола Павла, вместе с нами ощущает на себе всю тяжесть последствий грехопадения.

Всемирный потоп

Эта вселенская драма была следствием всеобщего нравственного упадка и тотальной духовной деградации. Человеческая этика стала настолько примитивной, что практически сближала людей с животными. Не видя иного пути исправления ситуации, Бог допустил уничтожение всего населения Земли, даровав спасение только семье одного праведника по имени Ной.
В общей сложности наводнение длилось около года. Оно стало следствием небывалого разлива рек и водоемов из-за непрекращающихся ливней и подъема уровня грунтовых вод. Стихия унесла жизни всех людей, сухопутных животных и птиц. Спасся лишь Ной, его супруга, трое их сыновей и три невестки. Праведное семейство укрылось на борту огромного корабля-ковчега, который строился почти сто лет и вместил в себя не только Ноя с домочадцами, но и заранее избранных Богом живых существ. Именно им довелось восстанавливать биологическое разно­образие на планете.

Гибель Содома и Гоморры

Уничтожение Содома и Гоморры. Джон Мартин. 1852

До недавнего времени педофилия, инцест, скотоложство и многие другие подобные вещи были известны под общим названием «содомские грехи». Это словосочетание тесно связано с городами Содомом и Гоморрой, где широко практиковались различные сексуальные извращения. Сейчас на месте легендарных населенных пунктов простирается безжизненная гладь Мертвого моря, напоминая нам о еще одной масштабной катастрофе.
На древние города разврата обрушился град огненных камней и потоки серы, которые оставили после себя дымящуюся и выжженную землю. Сейчас трудно сказать, чтo это было, однако вероятнее всего, речь идет о землетрясении, сопровождавшемся активным выбросом пепла, газов и расплавленных пород. Сложность изучения содомского катаклизма состоит в том, что проводившиеся в окрестностях Мертвого моря раскопки положительных результатов не дали.
Но для верующих история Содома и Гоморры — нечто большее, чем просто катастрофа. На земле были, есть и будут города, где уровень порока зашкаливает, но в отличие от, например, Вавилона, Древнего Рима или современного Амстердама, содомиты не идеализировали свой образ жизни. Разврат погибших библейских городов — неприкрытый, ярко выраженный и выставленный в самых уродливых своих формах. Катастрофа на берегах Мертвого моря — пример того, какая участь постигает общество, когда оно скатывается до животного уровня. И совсем необязательно умереть под камнями и потоками серной жижи — можно просто самоуничтожиться, окончательно утратив человеческий облик.

Десять казней Египетских

Казни египетские.Жан Лепотр. XVII в.

Природные катастрофы всегда трудно себе представить до тех пор, пока сам не стал их очевидцем. А еще труднее представить целую череду бедствий, которые обрушиваются за короткое время на одну страну. Но самое сложное — представить ужас древних египтян, которые за несколько недель пережили целых десять катаклизмов.
За то, что фараон отказался дать свободу своим рабам-евреям, Бог через пророка Моисея последовательно наводил на страну «казни». Сначала во всех египетских реках и водоемах вода стала кроваво-красной и была чиста только в сосудах евреев. Затем гниющее месиво стало кишеть лягушками и ящерицами, позже образовалась мошкара, которая впоследствии нападала на скот и разносила различные инфекции. Это привело к массовому мору домашних животных и людей. Те же, кто выжил, страдали от язв и укусов. Следующим испытанием стал небывалый град, истребивший посевы на полях. То, что сохранилось после града, доела саранча, налетевшая на Египет в небывалом количестве. За саранчой пришла трехдневная тьма, окутавшая всех жителей и не коснувшаяся евреев. И последней казнью стала гибель всех старших сыновей в каждой семье.
Особняком среди этих испытаний, после которых фараон все-таки отпустил евреев на свободу, стоит гибель элитной фараоновой армии в водах Красного моря. Пропустив беглецов по обнаженному дну залива, его воды сомкнулись, накрыв собою преследовавшие евреев отряды.
Десять казней тоже рассматриваются не только в историческом, но и в философском ключе. Если внимательно посмотреть на детали этих бедствий, то они обрушились на вещи и явления, которые обожествлялись египтянами. Например, нашествие пресмыкающихся — это удар по знаменитой египетской брезгливости, которая не давала свободным жителям даже прикасаться к нечистоте. Тьма кромешная — удар по «престижу» бога Ра, считавшегося покровителем солнца. Своими «казнями» Господь разрушил все то, на что полагался фараон вместе с народом Египта. Эти катастрофы были платой египтян за самонадеянность и гордыню. А также — напоминанием всякой развитой цивилизации, что любая экономическая и военная мощь может рухнуть в одночасье.

Несбывшееся пророчество

Пророк Иона в пасти кита. Средневековая немецкая миниатюра

Особое место в Библии занимают катастрофы, которые и не назовешь катаклизмами, однако в культурно-историческом плане они действительно были настоящими трагедиями. Речь идет о гибели крупнейших городов Древнего мира. В разные времена Божьи пророки предсказывали крушение практически всех государств, притеснявших еврейский народ. Со временем эти мегаполисы и страны погибали в огне пожарищ, и даже камня на камне от них не оставалось. Самая страшная участь постигла столицу Ассирии — древнюю Ниневию. Археологи до сих пор находят на руинах прекрасной столицы следы жесточайшего разорения и безжалостной резни, которую в 612 году до Р. Х. учинили вавилоняне.
Однако с этим городом связано одно предсказание, которое по милости Божьей не сбылось. Примерно в 800 году до Р. Х. пророк Иона был послан Богом в Ниневию, чтобы предупредить ее жителей о надвигающемся на них Господнем гневе. Несколько дней, рискуя быть схваченным, пророк исполнял поручение Божье и проповедовал о скорой гибели мегаполиса. Все окончилось неожиданным для пророка образом: правитель и подданные раскаялись в своем нечестии, и Господь отменил Свое решение.
Несмотря на то, что Ниневия все равно пала через двести лет, история с несбывшимся пророчеством Ионы очень показательна. Она свидетельствует, что любой нависшей над нами катастрофы (все равно — политической ли, техногенной или социальной) можно избежать искренним покаянием и изменением.

Смотрите так же:  Река меза костромская

Армагеддон

Четыре всадника Апокалипсиса. Альбрехт Дюрер. 1498

Все описанные в Библии катастрофы уже давно произошли. Кроме одной. Она описана в книге Апокалипсис и получила название Армагеддон. Это слово переводится с иврита как «холм Мегиддо» и отсылает нас к древнему палестинскому городу Мегиддо, близ которого в XV веке до Р. Х. впервые в истории человечества произошла точно датируемая в документах битва.
Буквально Армагеддон — это последняя война между силами добра и зла. Нам не дано знать подробности этого сражения, но общий тон книги Откровения указывает на то, что Судный день будет действительно ужасным и катастрофическим. Он повлияет на судьбу каждого жителя планеты и станет последним моментом мировой истории. События конца света завершатся Страшным судом и окончательной победой света над тьмой, Бога над дьяволом, добра над злом.
Армагеддон катастрофичен еще и тем, что после него вся нынешняя вселенная перестанет существовать. Однако это также и самая радостная для верующих катастрофа, поскольку на смену поврежденному грехом и смертью миру грядет новый мир — тот самый, который изначально задуман Богом, но был искажен грехопадением первых людей. Армагеддон — самый главный катаклизм, самый разрушительный, самый масштабный. Но в отличие от эдемского падения, он приведет не к позору, а к вечной славе и вечной жизни.

Библейская Энциклопедия Брокгауза

Иордан
[евр. «нисходящий», «(текущий) вниз» или «река суда»], главная река Палестины. Три ее истока находятся на Ермоне — юж. оконечности горного хребта Антиливана. Наиб. живописный приток И. — Банияс — берет свое начало в древней -> Кесарии Филипповой, на высоте 329 м над уровнем моря; самый полноводный, но короткий — Нахал-Дан — начинается возле Телль-эль-Кади (-> Дан, 3), на высоте 154 м над уровнем моря; самый длинный, но мелководный — Хасбани — берет начало зап. Ермона, у Хасбейи, на высоте 520 м над уровнем моря (см. Пс 41:7.8). Немного ниже впадения притоков И. разделяется на два рукава, текущих к оз. Хуле, располож. на высоте 70 м над уровнем моря. Еще через 15 км, у древней Вифсаиды-Юлии, И. впадает в -> Геннисаретское озеро (208 м ниже уровня моря). Между этими озерами И. течет по глубокому каньону, образовавшемуся в базальтовых породах. Важнейший из немногих пешеходных мостов через И. — Джиср-бенат-Якуб («Мост дочерей Иакова»). Здесь через И. проходит знаменитый «приморский путь» (Ис 9:1) — древняя дорога, ведущая из Дамаска в Мегиддо и Газу, а затем в Египет (см. Исх 13:17 и карту на стр. 977). Ниже Геннисаретского озера река течет по -> «низким местам» (Втор 1:7), т.е. по Иорданской долине. Протяженность И. между Геннисаретским озером и Мертвым морем составляет прим. 110 км, а перепад высот — 180 м. Долина И. (Эль-Гор = «трещина»), раскинувшаяся на ширину от 4 до 20 км, представляет собой возделываемую землю, к-рая не простирается далее устья р. Яббок (Иавок), и пустыню, к-рая не отступает даже там, где из земли бьют источники или протекают впадающие в И. реки. Возле Иерихона также есть обширные плодородные земли. В известковой долине И. образовал пойму, ширина которой в период паводка достигает 1 км. Собственно русло реки имеет ширину 30 м. Его наиб. глубина 3-4 м, а у Иерихона — 6 м. По берегам И. растет субтропический лес (Эз-Зор), «заросли Иордана» (так более правильно перевести Иер 12:5), где раньше обитали даже львы (Иер 49:19). Области, лежащие по обе стороны И. сев. Мертвого моря, называются Иерихонской равниной, «долиной» (Втор 34:3; Иер 39:5), а также «Моавитской равниной» (Числ 35:1). (Cм. цвет. вклейку 88.) В нижнем течении в И. впадают многочисл. притоки; крупнейшие из левых притоков — Ярмук и Яббок (Эз-Зарка). Из переправ через И. наиб. известны Хаджле («куропатка»), у к-рой, согл. преданию, проповедовал Иоанн Креститель (Ин 1:28; -> Вифания, 2), и Эд-Дамийе, располож. юж. устья Яббока. Здесь галаадитяне перехватили спасавшихся бегством ефремлян (Суд 12:5.6). Берега И. довольно крутые; его русло лежит в глубокой впадине, много ниже уровня моря, поэтому И. никогда не являлся транспортной артерией.

Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии

Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).

15. Вступление в землю обетованную

Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести Ковчег Завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась, вода, текущая от верховья реки, остановилась стеной, а нижняя часть реки стекла в море, и весь народ перешел по сухому дну.

По переходе через реку Иордан нужно было взять город Иерихон, у которого были очень высокие и крепкие стены. Иисус Навин, по повелению Божию, велел священникам, в предшествии воинов и в сопровождении народа с Ковчегом Завета, обходить город вокруг в течение семи дней: шесть дней – по одному разу, а в седьмой день обнести ковчег семь раз. После этого, при трубном звуке священников и громком восклицании всего народа, стены иерихонские обрушились до основания. И евреи взяли город.

При городе Гаваоне была большая битва с народами земли Ханаанской. Евреи победили врагов и обратили их в бегство, а Бог послал с неба каменный град на бегущих, так что больше их погибло от града, чем от меча евреев. День склонялся к вечеру, а евреи еще не окончили поражения врагов. Тогда Иисус Навин, помолившись Богу, громко воскликнул пред народом: «Остановись, солнце, и не движись, луна!» И солнце остановилось, и не наступала ночь, пока евреи не поразили врагов.

При помощи Божией Иисус Навин в шесть лет завоевал всю землю обетованную и разделил ее по жребию между двенадцатью коленами народа израильского. Вместо Левия и Иосифа получили участки два сына Иосифовы: Манассия и Ефрем. Левиино колено служило при скинии и содержалось сбором десятины (десятой части) с доходов всего народа.

Перед своей смертью Иисус Навин завещал евреям строго хранить веру в истинного Бога и служить Ему в чистоте и искренности.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Ис. Нав. 1-24; Втор. 27.


  • Сайт «Православие на Дальнем Востоке»
  • Портал Хабаровской епархии «Самый Восточный»
  • Блогосфера портала «Самый Восточный»
  • Виртуальный класс Хабаровской семинарии
  • «Красота Божьего мира — 2013» (хабаровский этап)

© Хабаровская Духовная семинария, 2019
По благословению Митрополита Хабаровского и Приамурского Артемия.
При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.


Web-Альтернатива
Разработка сайта