Меню

Распространение реформации в европеборьба католической церкви

Распространение Реформации в Европе..doc — Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации

Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви
против Реформации
Цель урока:
Образовательная – продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего
основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы
католической церкви против Реформации.
Воспитательная – показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны.
Развивающая – продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные
рассуждения, составлять тезисные планы.
Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.
Основные понятия и термины:
Реформация, основные течения протестантизма – лютеранство, англиканство, кальвинизм, пастор, пресвитер, гугеноты,
орден иезуитов – “Общество Иисуса”, иезуит, “Индекс”, аутодафе, инквизиция, Контрреформация, религиозные войны.
Оборудование:
Карта “Реформация в Европе”
Слайды “Католическая церковь в ср. века”.
CD. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история.
CD. Новая история. 7­й класс. Аванта – CORDIS.
Компьютер, проекционная система.
Ход урока:
План:
1. Распространение Реформации в Европе.
Характеристика основных направлений протестантизма
2. Жан Кальвин его учение.
3. Борьба Католической церкви против Реформации:
а) Создание ордена иезуитов.
б) Усиление деятельности инквизиции.
в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса”.
г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.
Повторение изученного материала:
– Что такое Реформация?
– Каковы причины Реформации в Германии? Что послужило поводом к ее началу?
– Какие цели в борьбе за реформу церкви преследовали князья, дворяне, горожане и крестьяне?
– Изложите основные идеи учения М.Лютера. Кому были выгодны эти идеи?
– Каковы результаты Реформации в Германии?
1555г. – “Аугсбургский религиозный мир” – “Чья земля, того и вера!”
– Как следует понимать это правило? Кто решал вопрос о выборе веры?
Работа с док­том: Хрестоматия… – с.184­185.

Переход к новой теме:
События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви (были разрушены некоторые монастыри, захвачены
церковные земли). Авторитет церкви продолжает стремительно падать (слайды 11, 12, 8 – карикатуры на папу и монахов).
– Почему?
Работа с источником (дальнейшее развитие науки и техники в XV­XVI вв., Великие географические открытия,
несовпадение слов и дел церковнослужителей, широкая продажа индульгенций)
– Что такое индульгенция?
Весть о выступление Лютера против продажи индульгенций, по словам современника, “в 4 недели облетела весь
христианский мир”. Вслед за Германией Реформация начинается и в других странах Европы.
1. Распространение Реформации в Европе.
Характеристика основных направлений протестантизма (карта и схема на доске – заполняется в процессе объяснения)
Направление в протестантизме Территория распространения
Какие слои населения
поддерживали
лютеранство
королевская
кальвинизм
Северная Германия
Князья, богатые горожане
Англия, Швеция, Дания
Дворяне
Швейцария, Нидерланды,
Франция
Богатые горожане, часть
дворянства
2.Кальвинизм.
Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509 –
1564 гг.) – сообщение ученика.
– родился в семье крупного церковного служителя, получил богословское и юридическое образование;
– увлекся идеями Лютера, отрекся от католичества.
– в 1534 г., спасаясь от преследований, бежит из Франции в Швейцарию
– в 1536 г. написал книгу “Наставление в вере”
– в 1541 г. начинает преобразования в Женеве, где он стал главой исполнительной власти.
Работа с учебником с.99­100 (п.1,2).
Задание – Перечислите основные идеи учения Кальвина (составить тезисный план).
– Чем эти идеи привлекали буржуазию?
– Как вы думаете, побуждала ли такая вера к действию или обрекала на пассивность?
Проверка задания:
1) Судьба человека предопределена Богом, никто из верующих не знает своего предопределения.
2) Человек не должен пассивно ждать свершения своей судьбы, он должен усердно трудиться, выявить все заложенные в
нем Богом способности.
3) Успех в земных делах – знак спасения.
4) В случае неудачи не надо впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, нужно еще усерднее трудиться.
5) Право подданных свергнуть короля, который нарушает законы не только человеческие, но и божеские.
6) Требование “дешевой” церкви, сокращение числа обрядов (крещение и причастие).
7)Выборность руководителей церковных общин: пасторов (проповедников) и пресвитеров (старшин).

Преобладающее влияние в этих общинах буржуазии. – Почему? (богатство – знак божьего благословения)
8) Строгая дисциплина и беспрекословное подчинение всех членов общины, жесткие наказания за нарушение.
Задание: – Французский писатель и философ Вольтер писал: “Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы
выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир”. Как вы понимаете эти слова Вольтера?
9) Нетерпимость к другим вероучениям и взглядам – казнь испанского ученого Мигеля Сервета попавшего в Женеву,
спасаясь от преследования католической церкви.
Вывод: (учебник с.100,101): Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду –
бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение
полностью отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей эпохи разложения традиционного общества и
зарождения капитализма. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух
предпринимательства…Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.
Он распространился во Франции под названием гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной Франции в
70­80­е гг. XVI в. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел к восстанию Нидерландов против испанского
абсолютизма, которое иногда называют Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в
конечном счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и колонистами он
укоренился в Америке.
3. Борьба католической церкви с Реформацией.
а) Создание ордена иезуитов – 1540 г.
Католическая церковь не хотела и не могла смириться с возникшим против нее религиозным протестом, выразившимся в
Возрождении и Реформации. Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками.
Музыкальный ряд: “Танец рыцарей” (Прокофьев С. “Ромео и Джульетта”)
“…И тогда­то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой…”
дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола (сообщение ученика).
“Иди, спаси святую церковь от козней врага рода человеческого”.
“Цель оправдывает средства”
“Свершается сие во имя церкви Христовой”
Работа с документами (учебник) – с.105­106
Устав ордена иезуитов (Извлечения)
Игнатий Лойола. “Духовные упражнения” (1548) (Извлечения)
Вопросы к документам:
– Какова главная цель создания ордена? Кому он подчинялся?
– Какие принципы лежали в основании ордена иезуитов? Чем он отличался от других монашеских орденов?
– Какой властью обладал генерал ордена? Как вы думаете, о чем говорит использование иезуитами военных терминов для
характеристики своего ордена?
– К чему призывал Лойола вступающих в орден?
– Охарактеризуйте моральный облик иезуитов.
Орден иезуитов запятнал себя участием в тайных заговорах и преступлениях – убийства короля Франции Генриха IV и
штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, покушения на Елизавету Английскую и Леопольда Австрийского,
“пороховой заговор” в английском парламенте, преследование передовых ученых и передача их в руки инквизиции
б) Усиление деятельности инквизиции.
Слайды 14, 18. Музыкальный ряд: Бриттен Б. “Военный реквием”.
– Что такое инквизиция? (Дословно “расследование” – особый суд над еретиками. Учреждена в 1542 г.)
– Какие методы борьбы с еретиками, возникшие в XIII в., церковь стала активно использовать в период Реформации?
(отлучение от церкви)
– Чем грозило человеку подобное наказание?

Работа с документом “Формула отлучения от церкви”
Распространение в странах Северной Европы, в т.ч. на различных территориях Священной римской империи, побудило
императора Карла V совместно с папой бороться с реформацией всеми методами. Одним из таких методов стал изданный
в 1550 г. в Аугсбурге указ, прозванный современниками “Кровавым”
Вопросы к документу:
– Почему указ получил в народе название “Кровавый”?
– Почему людям запрещается читать даже писание?
– Мог ли хоть кто­нибудь в империи Карла V чувствовать себя в безопасности от инквизиции?
– Как вы думаете, почему указ поощряет доносы? Какую выгоду от этого рассчитывает получить император?
– Какую атмосферу в обществе создавали подобные распоряжения властей?
Особенно церковь боялась распространения знаний, способных подорвать ее влияние на массы. По настоянию церкви были
распущены академии наук в Неаполе и Модене. Под давлением инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов
Галилео Галилей. Был сожжен на костре Джордано Бруно, не пожелавший отступиться от своих убеждений даже ради
спасения жизни.
Костры инквизиции пылали по всей Европе и в Америке (см. слайды 18,19)
Казнь еретиков именовалась “делом веры” (аутодафе). Девиз инквизиции гласил: “Милосердие и справедливость”.
в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса” – 1559 г.
Папа Павел III: “Мы охвачены ужасом, видя, какими чудовищными учениями, сколь гнусными заблуждениями наводнены
мы из­за этого потопа книг, сочинений, всякого рода писаний, коих плачевное извержение рассеяло мудрость по лицу
земли”.
Запрещенные книги подлежали уничтожению. По словам современника, если бы удалось собрать все сожженные книги на
одну площадь, то “пламя костра поднялось бы выше, чем во время знаменитого пожара Трои”.
С XVI по XX в. вышло 32 издания этого списка, постоянно дополняемого новыми названиями. Последнее издание списка –
1948 г. – содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. “Индекс” был официально отменен.
г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.
В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на
укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем
самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других
реформационных учений.
Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Король Филипп II, религиозный фанатик однажды заявил: “Я предпочту
совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на
Нидерланды.
Во Франции более тридцати лет продолжались религиозные войны, получившие название гугенотских (“гугеноты” в
переводе со швейцарского “товарищи”, название французских протестантов). В августе 1572 г. в Париже было истреблено
около 30 тысяч человек гугенотов, съехавшихся на свадьбу сестры короля с их руководителем Генрихом Наваррским
(“Варфоломеевская ночь”, подробнее будет изучаться позже). Папа Григорий XIII поздравил французского короля с
истреблением врагов веры и велел изготовить медаль по этому случаю (слайды 5,7).
Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила
католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.
Выводы: Реформация в Европе была подготовлена стремительный подъемом культуры в эпоху Возрождения,
стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация – это время кризиса католической церкви.
Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из под ее власти вырвались Англия и
Шотландия, Скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.
Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер
европейского общества.
Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития
национальных государств.
Домашнее задание: §12, вопросы, к/к 11 (з.4­6)
Литература:

Смотрите так же:  Церкви и соборы соликамска

1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500­1800. – М.: Просвещение, 2005.
2.Хрестоматия – История средних веков. В 2­х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.
3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.
4.Историческая библиотека: Иезуиты. Тайны инквизиции. – СПб., 1991.
5.Донской Г.М. Задания для самостоятельных работ по истории ср.веков. – М.:Просвещение,1992.
6.Штильмарк Р. Наследник из Калькутты. – М.: Правда, 1990.

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации

Презентация «Распространение Реформации в Европе.Брьба католической церкви против Реформации» состоит из 31слайда, которые включают в себя не только иллюстративный ряд, но и цели урока, план урока, ряд проблемных заданий для самостоятельной работы учащихся, работу с текстом, выводы, список использованных источников.В ходе урока учащиеся знакомятся с новыми понятиями :кальвинизм, кальвинистская церковь, орден иезуитов, иезуит, конрреформация.

Просмотр содержимого документа
«Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации »

Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации

Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ СОШ № 4 МО РФ О.Ш.Латыпова

  • Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека.

2. Кальвинистская церковь.

3. Борьба пап с Реформацией.

а)образование ордена иезуитов

б)усиление деятельности инквизиции.

4. Филипп II против Реформации.

Определить общие установки кальвинизма

Охарактеризовать основные направления борьбы с контрреформацией

Кальвинизм, кальвинистская церковь,

пресвитер, орден иезуитов, иезуит, контрреформация.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

“ Давайте остерегаться, чтобы наши слова и мысли не шли дальше того, о чем нам говорит Слово Божье… Божье знание нам надо оставить Богу… и воспринимать Его таким, каким Он Сам раскрывает Себя нам, не пытаясь узнать что-либо о Его природе за пределами Его Слова.”

ЖАН КАЛЬВИН (1509-1564 гг.).

СУЩНОСТЬ КАЛЬВИНИСТСКОГО УЧЕНИЯ

1. Независимость и верховенство бога во всем. Люди поделены на тех, кто достигнет вечного блаженства и на тех, кто погибнет. Решение бога недостижимо для человека

2.Признание в качестве священной книги только Библии

3.Отвергнута католическая церковь и ее посредничество в деле спасения.

ПРОПОВЕДЬ ШОТЛАНДСКОГО РЕФОРМАТОРА Дж.НОКСА

СУЩНОСТЬ КАЛЬВИНИСТСКОГО УЧЕНИЯ.

4.Отрицание пышных обрядов, проповедь мирского аскетизма

6.Религиозная обязанность -профессиональная деятельность. Показателем избранности служит успех в труде, лень и бездеятельность свидетельствуют о неизбранности

По приказу Кальвина был сожжён на костре испанский врач и богослов Мигель Сервет, не признававший учения о Святой Троице, — жертва протестантского фанатизма.

КАЗНЬ УЧЕНОГО МИГЕЛЯ СЕРВЕТА

РАЗОРЕНИЕ КАЛЬВИНИСТАМИ ЦЕРКВЕЙ

И внешнее и внутреннее оформление церкви очень простое. В ней нет внешних атрибутов культа: свечей, икон и крестов. Главным элементом религиозной жизни является вера. Считается, что религиозные церемонии не имеют значения для глубокого общения с Богом. Даже причащение и крещение считаются символическими обрядами.

ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЬЕР КАЛЬВИНИСТСКОЙ ЦЕРКВИ

Объясните выражения: «Бог помогает тому, кто помогает себе сам» и «Работать – значит молиться».

СТАТУЯ КАЛЬВИНА.МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕФОРМАЦИИ. ЖЕНЕВА.

Основу кальвинистской церкви составляла община верующих, которые сами избирали своих старшин — пресвитеров . Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью ее членов.. Проповедников-пасторов избирали из наиболее образованных и подготовленных для проведения службы

прочитайте учебник на стр.101 и ответьте на вопрос- был ли кальвинизм демократичен?

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ ПРОТЕСТАНТИЗМА В ЕВРОПЕ

Объясните причины популярности кальвинизма, его быстрого распространения. Как связаны между собой кальвинизм и развитие буржуазных отношений в Европе?

ВЫРАБОТКА ОСНОВ ВЕРОУЧЕНИЯ

Для борьбы с Реформацией римско-католической церковью был создан орден иезуитов «Общество Иисуса» во главе с Игнатием Лайолой. Основная задача- борьба с протестантизмом. Ради этого иезуит мог совершать обман, предательство или убийство, за которое отвечает за не непосредственный исполнитель, а начальник, начальник начальника, весь орден в целом.

Прочитайте извлечения из Устава ордена иезуитов и и ответьте на вопросы:

-Какова главная цель создания ордена? Кому он подчинялся?

– Какие принципы лежали в основании ордена иезуитов? Чем он отличался от других монашеских орденов?

– Какой властью обладал генерал ордена?

– Охарактеризуйте моральный облик иезуитов.

«Твердо решившись быть воинами Христовыми,

мы должны денно и нощно не снимать меча и

каждый час быть готовыми выполнять свои

ИГНАТИЙ ЛАЙОЛА ПРЕПОДНОСИТ ПАВЛУ III УСТАВ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ.

ЦЕРКОВЬ СВЯТЕЙШЕГО ИМЕНИ ИИСУСА ХРИСТА В РИМЕ.

«Подчинённый должен смотреть на старшего, как на самого Христа; он должен повиноваться старшему, как труп, который можно переворачивать во всех направлениях; как палка, которая повинуется всякому движению; как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях; как маленькое распятие, которое можно поднимать и которым можно двигать как угодно».

ГЕРБ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ.

«Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения».

ПАМЯТНИК ИГНАТИО ЛАЙОЛЕ

ПЕРВЫЕ ЧЛЕНЫ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

«Если бы бог дал тебе в повелители животное, лишённое разума, ты должен был бы, не колеблясь, подчиниться ему, потому что так угодно богу».

ОСНОВАНИЕ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

Являлись духовниками государей.

Интриги и шпионаж.

Заговоры против протестантских лидеров.

Воспитание подрастающего поколения.

КАРИКАТУРА НА ОРДЕН ИЕЗУИТОВ. «ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ»

Инквизиция —особые церковные суды по делам о еретиках. В 16 в.была основным орудием

в борьбе с Реформацией. В 1542 г. в Риме был

учреждён верховный инквизиционный трибунал.

Инквизиция искореняла иудейскую и

мусульманскую ереси, лютеранство и всякого

рода отклонения от католицизма, а также преследовала ведьм, применяв пытки, отлучение от церкви, сожжение на кострах.

Ф.ГОЙЯ. ТРИБУНАЛ ИНКВИЗИЦИИ.

ФОРМУЛА ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ЦЕРКВИ.

«…предаем анафеме и отлучаем от святого причастия…, восставшего против нас. Да постигнет его наше проклятие в его доме, житнице, постели и поле, в дороге, городе и замке. Да будет он проклят в сражении, в молитве, в разговоре, в молчании, в еде, в питье, во сне. Да будут прокляты все его чувства: зрение, слух, обоняние, вкус и все тело…

Во второй половине

XVI века борьбу против Реформации возглавил король Испании Филипп (1556- 1598).

Знаменитые слова: «Я предпочту

совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков».

Филипп II управлял фактически целой империей. Ему подчинялись Испания, Португалия, часть Италии, Нидерланды, Фламандия, колонии в Америке, Азии и Африке. Своей основной целью он поставил укрепление католицизма в Европе. Благодаря его усилиям активизировалась «работа» инквизиции. Сжигали всякого, заподозренного в ереси. Он способствовал окончательному изгнанию мавров и евреев из Испании. Филипп II вел войны с «неверными»:турками и англичанами.

Как Вы думаете, к каким последствием привел Испанию политический курс Филипп И?

ПАОЛО ФАРИНАТИС ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР

1.Назовите последователей Реформации (Лютера) в других странах.

2.Где распространилось учение Кальвина?

3.Как католическая церковь реагировала на Реформацию в Европе?

4.Кто такие иезуиты?

5.Когда был создан орден?

Реформация — это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из-под ее власти вырвались Англия и Шотландия, скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.

Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества. Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

Распространение Реформации в Европе. Борьба Католической церкви против Реформации

Образовательная – продолжить изучение особенностей протестантских вероучений на примере кальвинизма, ставшего основой трудовой этики протестантов, и распространения Реформации в Европе; рассмотреть методы борьбы католической церкви против Реформации.

Воспитательная – показать, что религиозные противоречия, фанатизм могут порождать войны.

Развивающая – продолжить формирование умения работать с историческим источником, строить доказательные рассуждения, составлять тезисные планы.

Форма урока: комбинированный с элементами лабораторной работы.

Основные понятия и термины:

Реформация, основные течения протестантизма – лютеранство, англиканство, кальвинизм, пастор, пресвитер, гугеноты, орден иезуитов – “Общество Иисуса”, иезуит, “Индекс”, аутодафе, инквизиция, Контрреформация, религиозные войны.

Карта “Реформация в Европе”

Слайды “Католическая церковь в ср. века”.

CD. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новая история.

CD. Новая история. 7-й класс. Аванта – CORDIS.

Компьютер, проекционная система.

1. Распространение Реформации в Европе.

Характеристика основных направлений протестантизма

2. Жан Кальвин его учение.

3. Борьба Католической церкви против Реформации:

а) Создание ордена иезуитов.

б) Усиление деятельности инквизиции.

в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса”.

г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.

Повторение изученного материала:

– Что такое Реформация?

– Каковы причины Реформации в Германии? Что послужило поводом к ее началу?

– Какие цели в борьбе за реформу церкви преследовали князья, дворяне, горожане и крестьяне?

– Изложите основные идеи учения М.Лютера. Кому были выгодны эти идеи?

– Каковы результаты Реформации в Германии?

1555г. – “Аугсбургский религиозный мир” – “Чья земля, того и вера!”

– Как следует понимать это правило? Кто решал вопрос о выборе веры?

Работа с док-том: Хрестоматия… – с.184-185. (см. Приложение 1 )

Переход к новой теме:

События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви (были разрушены некоторые монастыри, захвачены церковные земли). Авторитет церкви продолжает стремительно падать (слайды 11, 12, 8 – карикатуры на папу и монахов). – Почему?

Работа с источником (см. Приложение 2 ) (дальнейшее развитие науки и техники в XV-XVI вв., Великие географические открытия, несовпадение слов и дел церковнослужителей, широкая продажа индульгенций)

Смотрите так же:  Основные принципы отношения к инославию русской православной церкви

– Что такое индульгенция?

Весть о выступление Лютера против продажи индульгенций, по словам современника, “в 4 недели облетела весь христианский мир”. Вслед за Германией Реформация начинается и в других странах Европы.

1. Распространение Реформации в Европе.

Характеристика основных направлений протестантизма (карта и схема на доске – заполняется в процессе объяснения)

Направление в протестантизме

Территория распространения

Какие слои населения поддерживали

лютеранство

Северная Германия

Князья, богатые горожане

королевская

Англия, Швеция, Дания

Дворяне

кальвинизм

Швейцария, Нидерланды, Франция

Богатые горожане, часть дворянства

Наиболее влиятельным среди реформаторских движений оказался кальвинизм. Его основателем был Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.) – сообщение ученика.(см. Приложение 3 – портреты Кальвина)

– родился в семье крупного церковного служителя, получил богословское и юридическое образование;

– увлекся идеями Лютера, отрекся от католичества.

– в 1534 г., спасаясь от преследований, бежит из Франции в Швейцарию

– в 1536 г. написал книгу “Наставление в вере”

– в 1541 г. начинает преобразования в Женеве, где он стал главой исполнительной власти.

Работа с учебником с.99-100 (п.1,2).

Задание – Перечислите основные идеи учения Кальвина (составить тезисный план).

– Чем эти идеи привлекали буржуазию?

– Как вы думаете, побуждала ли такая вера к действию или обрекала на пассивность?

1) Судьба человека предопределена Богом, никто из верующих не знает своего предопределения.

2) Человек не должен пассивно ждать свершения своей судьбы, он должен усердно трудиться, выявить все заложенные в нем Богом способности.

3) Успех в земных делах – знак спасения.

4) В случае неудачи не надо впадать в отчаяние и терять надежду на спасение, нужно еще усерднее трудиться.

5) Право подданных свергнуть короля, который нарушает законы не только человеческие, но и божеские.

6) Требование “дешевой” церкви, сокращение числа обрядов (крещение и причастие).

7)Выборность руководителей церковных общин: пасторов (проповедников) и пресвитеров (старшин).

Преобладающее влияние в этих общинах буржуазии. – Почему? (богатство – знак божьего благословения)

8) Строгая дисциплина и беспрекословное подчинение всех членов общины, жесткие наказания за нарушение.

Задание: – Французский писатель и философ Вольтер писал: “Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир”. Как вы понимаете эти слова Вольтера?

9) Нетерпимость к другим вероучениям и взглядам – казнь испанского ученого Мигеля Сервета (см. Приложение 3 – портрет), попавшего в Женеву, спасаясь от преследования католической церкви.

Вывод: (учебник с.100,101): Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности, новые нормы отношения к труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с неустанным трудом, умеренность в быту. Такое учение полностью отвечало прежде всего идеалам горожан и предпринимателей эпохи разложения традиционного общества и зарождения капитализма. Оно подчеркивало богоугодность их деятельности и одновременно укрепляло дух предпринимательства…Кальвинизм как протестантское учение распространялся по всей Европе.

Он распространился во Франции под названием гугенотства, привел к гугенотским войнам, автономии Южной Франции в 70-80-е гг. XVI в. Кальвинизм распространился в Нидерландах, привел к восстанию Нидерландов против испанского абсолютизма, которое иногда называют Нидерландской революцией. Он распространился в Англии и также привел в конечном счете к революции. Наконец, кальвинизм вышел за пределы Европы, с эмигрантами и колонистами он укоренился в Америке.

3. Борьба католической церкви с Реформацией.

а) Создание ордена иезуитов – 1540 г.

Католическая церковь не хотела и не могла смириться с возникшим против нее религиозным протестом, выразившимся в Возрождении и Реформации. Всех протестантов Папа Римский объявил еретиками.

Музыкальный ряд: “Танец рыцарей” (Прокофьев С. “Ромео и Джульетта”)

“…И тогда-то, в годину тяжелых потрясений господь послал своего избранника на помощь церкви Христовой…” (см. Приложение 4 )

дон Иниго Лопец Игнатио ди Лойола (сообщение ученика).

“Иди, спаси святую церковь от козней врага рода человеческого”.

“Цель оправдывает средства”

“Свершается сие во имя церкви Христовой”

Работа с документами (учебник) – с.105-106

Устав ордена иезуитов (Извлечения)

Игнатий Лойола. “Духовные упражнения” (1548) (Извлечения)

Вопросы к документам:

– Какова главная цель создания ордена? Кому он подчинялся?

– Какой властью обладал генерал ордена? Как вы думаете, о чем говорит использование иезуитами военных терминов для характеристики своего ордена?

– К чему призывал Лойола вступающих в орден?

Орден иезуитов запятнал себя участием в тайных заговорах и преступлениях – убийства короля Франции Генриха IV и штатгальтера Нидерландов Вильгельма Оранского, покушения на Елизавету Английскую и Леопольда Австрийского, “пороховой заговор” в английском парламенте, преследование передовых ученых и передача их в руки инквизиции (см. Приложение 3 – портрет Джордано Бруно).

б) Усиление деятельности инквизиции.

Слайды 14, 18. Музыкальный ряд: Бриттен Б. “Военный реквием”.

– Что такое инквизиция? (Дословно “расследование” – особый суд над еретиками. Учреждена в 1542 г.)

– Какие методы борьбы с еретиками, возникшие в XIII в., церковь стала активно использовать в период Реформации? (отлучение от церкви)

– Чем грозило человеку подобное наказание?

Работа с документом “Формула отлучения от церкви” (см. Приложение 5 ).

Распространение в странах Северной Европы, в т.ч. на различных территориях Священной римской империи, побудило императора Карла V совместно с папой бороться с реформацией всеми методами. Одним из таких методов стал изданный в 1550 г. в Аугсбурге указ, прозванный современниками “Кровавым” (см. Приложение 6 )

Вопросы к документу:

– Почему указ получил в народе название “Кровавый”?

– Почему людям запрещается читать даже писание?

– Мог ли хоть кто-нибудь в империи Карла V чувствовать себя в безопасности от инквизиции?

– Как вы думаете, почему указ поощряет доносы? Какую выгоду от этого рассчитывает получить император?

– Какую атмосферу в обществе создавали подобные распоряжения властей?

Особенно церковь боялась распространения знаний, способных подорвать ее влияние на массы. По настоянию церкви были распущены академии наук в Неаполе и Модене. Под давлением инквизиции был вынужден отречься от своих взглядов Галилео Галилей. Был сожжен на костре Джордано Бруно, не пожелавший отступиться от своих убеждений даже ради спасения жизни.

Костры инквизиции пылали по всей Европе и в Америке (см. слайды 18,19)

Казнь еретиков именовалась “делом веры” (аутодафе). Девиз инквизиции гласил: “Милосердие и справедливость”.

в) Издание списка запрещенных книг – “Индекса” – 1559 г. (см. Приложение 3 )

Папа Павел III: “Мы охвачены ужасом, видя, какими чудовищными учениями, сколь гнусными заблуждениями наводнены мы из-за этого потопа книг, сочинений, всякого рода писаний, коих плачевное извержение рассеяло мудрость по лицу земли”.

Запрещенные книги подлежали уничтожению. По словам современника, если бы удалось собрать все сожженные книги на одну площадь, то “пламя костра поднялось бы выше, чем во время знаменитого пожара Трои”.

С XVI по XX в. вышло 32 издания этого списка, постоянно дополняемого новыми названиями. Последнее издание списка – 1948 г. – содержало 4 тысячи произведений. В 1966 г. “Индекс” был официально отменен.

г) Массовое избиение протестантов. Религиозные войны.

В 1563 г. Тридентский собор подтвердил основные положения вероучения католической церкви, направленные на укрепление церкви и инквизиции. Все сторонники реформации были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала католикам право преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Особенно свирепствовала инквизиция в Испании. Король Филипп II, религиозный фанатик однажды заявил: “Я предпочту совсем не иметь подданных, чем иметь таковыми еретиков. Борьбу с протестантизмом Филипп II распространил и на Нидерланды.

Во Франции более тридцати лет продолжались религиозные войны, получившие название гугенотских (“гугеноты” в переводе со швейцарского “товарищи”, название французских протестантов). В августе 1572 г. в Париже было истреблено около 30 тысяч человек гугенотов, съехавшихся на свадьбу сестры короля с их руководителем Генрихом Наваррским (“Варфоломеевская ночь”, подробнее будет изучаться позже). Папа Григорий XIII поздравил французского короля с истреблением врагов веры и велел изготовить медаль по этому случаю (слайды 5,7).

Католической церкви удалось подавить Реформацию в Польше, Италии, Южной Германии. В странах, где победила католическая церковь, как правило, дольше сохранялись феодальные порядки, тормозившие развитие экономики.

Выводы: Реформация в Европе была подготовлена стремительный подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением личности к большей свободе и самостоятельности. Реформация – это время кризиса католической церкви. Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и отдельные успехи, из под ее власти вырвались Англия и Шотландия, Скандинавские страны, Голландия, Северная Германия, часть Франции.

Реформация оставила глубокий след в истории, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества.

Итогом Реформации стало появление национальных церквей, укрепление светской власти, создание условий для развития национальных государств.

Домашнее задание: §12, вопросы, к/к 11 (з.4-6)

1.Учебник – Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800. – М.: Просвещение, 2005.

2.Хрестоматия – История средних веков. В 2-х ч. Ч.2. (XV – XVII вв.). – М.: Просвещение, 1988.

3.Виппер Р.Ю. История Нового времени. – М.: Республика, 1995.

4.Историческая библиотека: Иезуиты. Тайны инквизиции. – СПб., 1991.

5.Донской Г.М. Задания для самостоятельных работ по истории ср.веков. – М.:Просвещение,1992.

6.Штильмарк Р. Наследник из Калькутты. – М.: Правда, 1990.

Урок на тему «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации». 7-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Педагогические цели: показать процесс распространения Реформации в Европе; проследить ход борьбы католической церкви с Реформацией, подчеркнув причины и следствия этой борьбы. Сравнить процесс Реформации в Германии и Швейцарии, раскрыв роль Жана Кальвина. Рассмотреть методы борьбы католической церкви с Реформацией, выяснить значение Реформации для истории.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные): владение знаниями по истории Европы XVI; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты: готовность и способность к образованию и самообразованию, сформированность навыков в образовательной деятельности, проявление интереса к зарубежной истории и культуре; ориентация на выполнение моральных норм.

Универсальные учебные действия (метапредметные результаты): регулятивные — владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные — владение навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности; коммуникативные — умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами.

Смотрите так же:  Церковь святого людовика на лубянке

Основное содержание темы: причины, сущность борьбы за Реформацию в Щвейцарии, борьба католической церкви с Реформацией.

Основные понятия: Реформация, Контрреформация, кальвинизм, протестантская церковь, иезуит, пресвитеры.

Даты: 1509-1564 дата жизни Жана Кальвина, 1536 — приезд Кальвина в Женеву, 1540 — создание Ордена иезуитов.

Выдающиеся личности: Жан Кальвин, Филипп II, Игнатий Лойола.

Образовательные ресурсы:

  • А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история 7 класс, Москва, «Просвещение» , 2010
  • авторская презентация
  • настенная карта «Европа в XV-XVI веках»
  • энциклопедия для детей. Всемирная история, Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2006
  • Ход урока

    I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.

    Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

    Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

    II. Стадия вызова.

    Учитель в ходе небольшой беседы о Реформации в Германии подводит учащихся к пониманию и формулированию темы урока.

    Записывается тема урока и проблемное задание «Каково значение Реформации?» (слайд 1 и 2)

    III. Стадия осмысления.

    План изучения нового материала:

    1) Учение Жана Кальвина.

    2) Женева — «Рим кальвинизма».

    а) Орден иезуитов;

    б)деятельность испанского короля Филиппа II;

    в) деятельность инквизиции

    4) Значение Реформации.

    Слово учителя:

    События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви. Идеи Реформации начали распространяться и в других странах: Нидерландах, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии. Стали появляться новые протестантские течения. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария .(слайд 3)

    Работа с учебником параграф 12. Задания для учащихся.

    Прочитайте и выпишите основные идеи Жана Кальвина.

    Главная идея кальвинизма – учение о предопределении:

    — Судьба человека заранее определена Богом

    — Единственная возможность узнать свою судьбу – успех в деле

    — Для спасения одной веры мало, надо упорно трудиться

    — Служение Богу состоит в том, что бы выполнять то, что тебе предначертано

    Проверка записей (слайд 4, 5, 6).

    2) Женева — «Рим — кальвинизма» (слайд 7,8)

    Кальвинистская церковь также называется Пресвитерианской

    Пресвитер – выборный глава Кальвинистской церкви

    Пасторы – проповедники, которые выбирались из образованных горожан

    Признавали только крещение и причащение

    Кальвин придавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы, Кальвинистская церковь должна, по замыслу своего создателя, вести сразу борьбу на два фронта: против папистов и против философов, т.е. светских мыслителей.

    Вопрос классу: Как вы думаете, почему так было?

    В 1553 в Женеве был сожжен на костре испанский ученый Мигель Сервет, не признававший догмат о Троице. Ушли в прошлое веселые праздники, карнавалы, музыка, танцы. Роскошь была запрещена.

    Вопрос классу: Почему Женева стала «Римом кальвинизма»?

    3) Контрреформация (слайд 9, 10, 11)

    — Контрреформация – католическое движение, которое своей целью ставило — восстановление авторитета католической церкви и Папы Римского.

    — Контрреформацию поддержали Испания, Италия, Франция

    — Папа Римский объявил протестантов еретиками

    — Был опубликован “Индекс запрещенных книг”

    Работа в микрогруппах. (слайды 12, 13, )

    • 1 группа. Задание. Найти ответ на вопрос в учебнике: Каковы цели создания Ордена иезуитов?
    • 2 группа. Кто руководил Орденом иезуитов?
    • 3 группа. Какие методы использовали иезуиты7
    • 4 группа. Чем вошел в историю испанский король Филипп II?
    • 5 группа. Какова роль инквизиции в борьбе в Реформацией?
    • Обсуждение ответов на вопросы.

      Слово учителя: рассказ о Тридентском соборе. (слайд 14)

      ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР — 1545

      Был созван для разрешения разногласий между католиками.

      Одна часть католиков была за реформы, другая – против.

      По решению Собора, было решено отказаться от реформ, подтвердилось верховенство Папы Римского над Собором, церковь должна была строго выполнять его распоряжения.

      Сторонники реформ добились отмены продаж индульгенций.

      4) Значение Реформации. Обращение к проблемному вопросу. Обсуждение. Запись основных мыслей. Проверка записей с помощью слайда 15.

      Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества

      Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков

      В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств

      IV. Итоги урока. Стадия рефлексии.

      Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

      Вспоминаются главные понятия темы и проводится рефлексия.

      1) Как я усвоил новый материал? (хорошо, надо немного доработать, ничего не понял)

      2) Как я работал на уроке?(активно, не очень активно, не работал)

      3) Как работала моя группа?(активно, не очень активно, не справилась с заданиями)

      V. Информация о домашнем задании. Параграф 14. Уметь рассказать о Жане Кальвине.

      Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации (7 класс)

      от проекта «Инфоурок»

      Навигация по записям