Раифский монастырь требы

Раифский Богородицкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче.

Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге. Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасопреображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.

Особым почтением он пользовался в доме богатого казанского купца Сергия, с которым сблизился и проводил долгие часы в беседах о благочестии и вере. Дружба эта настолько окрепла, что Сергий выстроил в своем доме особую келью, где и происходило их духовное общение.

Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.

В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения.

Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование. После этого некоторым монахам, жившим на том пустынном месте слышался какой-то необыкновенный колокольный звон, неоднократно повторявшийся с большей или меньшей выразительностью. Это было воспринято как знак предчувствия будущего процветания иноческой обители.

Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды. В 1661 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. начались строительные работы

После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского Чудотворца, это место стали именовать обителью, а иеромонах Савватий впоследствии был произведен Митрополитом Лаврентием в игумены. Одновременно возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, и, вероятно, находилась на тех вратах, что выходили в сторону озера, а другая во имя Святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Где находился деревянный храм во имя преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, неизвестно. Можно предположить, что эта церковь была на юго-восточной стороне, именно там, где в настоящее время находится одноименный каменный храм. Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как Митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская» (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года).

До назначения в Казань он служил на Севере — в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской обители. В то время именно там находилась эта Чудотворная икона. Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской пустыни, точный список с Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим Митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.

В каком именно году были освящены первые четыре храма неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Божией Матери «Грузинская» (Как повествуют старинные монастырские предания, в 1668 году), прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии. Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землей. Монахи своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.

Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 годы), и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек, также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому.

С 1690 по 1717 годы трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей), кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды , построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена.

Игумен, впоследствии архимандрит Раифской пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма, построенного в XVII веке при митрополите Маркелле. Строительство собора было завершено в 1842 году.

В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселёва пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.

Одними из последних строений Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901 году).

По преданию, настоятель монастыря игумен Вениамин давно планировал перестройку, однако он не был полностью уверен в необходимости этого строительства, а также не имел достаточно средств на него. Не имея никого, к кому было бы обратиться за советом, решил спросить у первого встретившегося ребенка: строить ему колокольню или нет?

Пройдя около версты, встретил женщину с маленькой девочкой. Когда они приблизились к нему, он, благословив их, спрашивает девочку:
— Как тебя зовут?
Та отвечает:
— Мася.
— Сколько тебе лет?
Она ответила, что ей чуть ли не 30 миллионов лет, а мать сказала, что ей около четырёх лет.
— Ну, хорошо, так скажи мне: строить мне колокольню или нет?
— Штрой (т.е. строй).
— Спаси тебя Господи, деточка, — сказал отец игумен и возвратился в обитель.

В этот же день приказал он нанимать рабочих, приготовлять леса и вообще сделал надлежащие распоряжения. На следующий день из Казани к нему приехал М. Т. Атлашкин и говорит:
— Вот, Батюшка, явилась у меня мысль пожертвовать в обитель заготовленный у меня кирпич — один миллион штук, только смущаюсь я тем, что вам некуда будет употребить.

На что отец игумен ответил:

— Спаси Вас Господи, ведь я начал строить колокольню, и кирпич очень нужен.
— Ну вот и слава Богу, — ответил Михаил Тимофеевич, — так я вам сегодня же начну перевозить кирпич.
14 сентября 1891 года в день празднования Воздвижения Креста Господня на новую колокольню поднимали крест. В 1903 году престол надвратной церкви был освящён в честь Архистратига Божия Михаила.

Собор в честь Святой Живоначальной Троицы был заложен в 1903 году по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского на месте старого храма, построенного в конце XVII века, и освящен 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. В начале XX века в обители не было достаточно средств и Троицкий собор так и не был расписан.

В 1919 году при Казанском университете был основан лесой факультет, и ему была передана Раифская обитель с её лесами.

С весны 1919 года снова вернувшиеся (после первой попытки закрытия обители в 1918 году) монахи возобновили богослужения в двух храмах, часть зданий теперь принадлежали лесному факультету Казанского университета. Несмотря на это, началось разграбление обители, был вывезен хлеб и практически все монастырские запасы. Чудесным образом была спасена главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Грузинская».

Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской епархии, кто с первого дня отказался принять власть церковных обновленцев, считая ее неканонической: и Высшее Церковное Управление, и присланного в Казань в мае 1923 года лжеархиепископа Алексия, и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину и власти, помня о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали семерых для прихода, остальные нашли работу в селах, некоторых пожилых монахов приютили крестьяне окрестных деревень.

23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощное богослужение, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в Пустынь прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Инокини добывали себе на хлеб прачечными и огородницкими работами, шитьем одеял, при этом из скудных зарабатываемых средств умудрялись поддерживать ссыльное духовенство (коему запрещалось совершать службы и требы, т.е. зарабатывать себе и семье на хлеб), собирать и носить в тюрьмы и следственные изоляторы обеды и вещи арестованному священству.

В престольный праздник 27 января после богослужения по выходе из церкви все были арестованы, в том числе немощные, глухие, полуослепшие монахини, болезненные, почтенного возраста иноки; всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор Особой тройкой НКВД — орган внесудебного вынесения приговоров, существовавший в 30-ые годы. По нему было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян были приговорены к 5 годам концлагеря или высылке в Севкрай. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника, состоялась канонизация Преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в XX веке появились новые мученики «в Раифе избиенные».

После полного закрытия монастыря в 1930 году большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности для новой власти, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь были разграблены.
Научная общественность Казани всеми силами пыталась спасти уникальный памятник архитектуры, но несмотря на попытки казанских ученых сохранить уникальный архитектурный ансамбль, используя его в интересах науки, в сентябре 1933 года на территории Раифского монастыря была организована Раифская трудовая коммуна — колония ОГПУ ТатССР. В храмах и братских корпусах теперь располагались производственные мастерские, клуб и столовая.

Смотрите так же:  Монастырь на александра невского

До передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства.

Но к 1938 году колония приходит в упадок, главная причина которого излагалась в докладной записке начальника плановой статистической группы ОТК НКВД СССР Филиппова.
На основании этого письма НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа. В Троицком соборе был устроен гараж, в Грузинском — клуб, а на втором этаже спортивный зал. Колония была разделена на две зоны: для взрослых мужчин и подростков. Позднее, в 1941 году, видимо, из-за нехватки места в тюрьмах Казани, в Раифу привезли и осужденных женщин. В 1941 году для них был построен специальный барак. В войну в колонии разразилась эпидемия тифа. На противоположном берегу Раифского озера были построены бараки-изоляторы, куда перевозили смертельно больных узников. Несмотря на это, умерло очень много заключенных. Хоронили их в братских могилах.
На первом этаже монастырского братского корпуса, в ризнице и библиотеке были устроены камеры, а на втором этаже — неотапливаемые карцеры. Ночью в 1942 или 1943 года были увезены почти все женщины. Остались расконвоированные и ссыльные поселенки. После этого в колонии еще около 10-ти лет оставались мужчины. Большинство из них умерли от тифа, часть отправлены в штрафные батальоны на фронт.. С уходом солдат НКВД в 1953 году были также вывезены все архивы Раифского филиала ГУЛАГа. Но хочется надеяться, что впоследствии все же будет восстановлена подлинная картина событий, происходивших в Раифской обители в 1936-1953 годах.

Восстановление Раифского Богородицкого монастыря началось в июне 1990 года. В конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря.

Первым настоятелем монастыря был архимандрит Всеволод (Захаров). Он родился в городе Казань в многодетной семье, где мать одна воспитывала шестерых детей.В 977 году поступил в Московскую Духовную семинарию. В 1981 году в г. Курск был рукоположен во иереи. Пастырское служение начинал в Курской епархии настоятелем Крестовоздвиженского храма в селе Черкасское-Поречное Суджанского района. В 1985 году переведен в Казанскую и Марийскую епархию, назначен настоятелем храма свв. Петра и Павла города Зеленодольска, ТАССР. Активно начал восстанавливать духовную жизнь, создал одну из первых детских Воскресных школ в СССР. В 1989 году принял монашеский постриг с именем Всеволод и возведен в сан игумена. В 1991 году впервые посетил разрушенный Раифский монастырь, где в то время располагалось спецучилище для несовершеннолетних преступников. Начал восстановление обители в 1992 году. В 1993 году возведен в сан архимандрита. Скончался 20 августа 2019 г.

Ныне святая обитель переживает новую пору своего расцвета. Монастырь известен свой активной общественно-церковной и социальной деятельностью, в обители действует детский приют, воскресная школа, библиотека, компьютерный класс. В приюте проживает и обучается более 30 детей. Многие иночествующие заочно получают высшее богословское образование в Московском Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте и духовных семинариях. Раифский монастырь является известным центром паломничества как простых верующих, так и именитых общественных и политических деятелей, представителей российской культуры. В настоящее время Раифский монастырь является крупнейшим из действующих монастырей Татарстанской митрополии.

Раифский монастырь требы



Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа.

Сегодня трудно однозначно утверждать, что оно дословно означало. Но, учитывая то, что через эти места проходил путь «сынов Израилевых» из Египта на землю Ханаанскую, можно предположить его древнееврейское происхождение. Как бы то ни было, но именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Образ этой святой обители вырисовывается довольно явственно в виде небольшой каменной церкви, квадратной в основании и с приподнятым над землей входом. По сути своей это была башня, совмещавшая в себе место для богослужения и убежище при опасности. Именно в ней и приняло мученическую смерть большинство из 43 монахов, проживавших в то время в Раифе. Известно, что в 4 веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила языческих племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье. Ноба почти одновременно напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы.

Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек.

Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых.

И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены и перенесены на землю казанскую.

Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря иеромонаха Филарета была Москва. По смерти своих родителей следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Любимый настоятелем и братиею, все смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом со Святейшим и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге.

Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасопреображенского монастыря, получившего свое начало еще в 1556 году по велению царя Иоанна Васильевича Грозного, а к началу XVII века считавшегося одним из лучших в городе. Славилась эта обитель своей древностью и обретением здесь мощей первых казанских святителей Гурия и Варсонофия. Это было в 1613 году.

Вскоре его жизнь, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства сумели разгадать духовные дарования инока,еще теснее сблизились с ним.

В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь в девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в том же 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.

Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения обрядов языческого жертвоприношения.

Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Имя первого из них — Сергий, принявший при монашеском постриге имя Серапион. Он оставил мирские дела, принял монашеский постриг, а все свое богатое имущество отдал Седмиозерскому монастырю, где он прожил первое время после своего пострига, пока не присоединился к Филарету. Таким образом росло и крепло вокруг Филарета новое братство, жившее в аскетических деревянных хижинах на берегу прекрасного лесного озера.

По предложению Филарета была построена часовня, куда под руководством своего наставника собирались для служения вечерни, утрени и часов. По преданию, дошедшему до нас из глубины веков, построение часовни было ознаменовано видимым знаком благоволения Божьего. Как-то раз один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую то место, на котором стоял скит.

Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование. После этого некоторым монахам, жившим на том пустынном месте слышался какой-то необыкновенный колокольный звон, неоднократно повторявшийся с большей или меньшей выразительностью. Это было воспринято как знак предчувствия будущего процветания иноческой обители.

Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды. В 1661 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание Раифской братии. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 г. начались строительные работы.

После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского Чудотворца, это место стали именовать обителью, а иеромонах Савватий впоследствии был произведен Митрополитом Лаврентием в игумены. Одновременно возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, и, вероятно, находилась на тех вратах, что выходили в сторону озера, а другая во имя Святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Где находился деревянный храм во имя преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, неизвестно. Можно предположить, что эта церковь была на юго-восточной стороне, именно там, где в настоящее время находится одноименный каменный храм. Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как Митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года). Выбор его, по всей видимости, был не случаен.

История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом.

Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.

В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.

Уже к середине 17 века Грузинская икона почиталась как Чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России например в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней.

Смотрите так же:  Монастырь в глубинке

В каком именно году были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при Митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.

Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.

Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689 гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К великому счастью была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, «озаботился устроением обители в лучшем виде» и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из монастыря иеромонаха Германа, «родом казанца, устроителя Раифской пустыни», как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде.

Но владыка Адриан не дождался окончательного устроения новой обители. В 1690 году он был возведён на Патриарший престол и был последним Патриархом Московским и Всея Руси вплоть до упразднения Петром Первым патриаршего престола. На его место заступил Митрополит Маркелл, выходец из южных славян, человек, наделенный высокой душой, глубоким просвещением и твердым характером. И уже при Высокопреосвященном Маркелле началась застройка обители теперь уже в камне, заботами и трудами настоятеля иеромонаха Германа с братией. Так пишет строитель Герман в своей челобитной, поданной царю Иоанну и Петру Алексеевичу в 1692 году: «впредь прочнаго ради состояния, по благословению преосвященного Маркелла, митрополита Казанскаго и Свияжскаго, начали они ныне строить в Раифской пустыне каменную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския и св. Отецъ, въ Раифе пострадавших, и в утверждение ископали ровъ, и сваи и бутъ положили. Довершить же за многим оскудением тое церкве имъ невозможно». После этой челобитной Раифской пустыни пожертвованы были значительные леса и угодья для продолжения строительных работ.

С 1690 по 1717 гг. трудами третьего настоятеля обители игумена Германа при поддержке высокопреосвященного Маркелла (собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев, других служб, внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) построил несколько очень красивых церквей. Это были каменные церкви во имя Чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, храмы преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келий и для трапезной. Строительные работы производились под руководством иеромонаха из Новоиерусалимского монастыря мастера-строителя Гермогена. Преемник Владыки Маркелла по кафедре Митрополит Казанский Тихон Третий (Тимофей Васильевич Воинов) для Раифской пустыни оказался истинным благодетелем. Он особенно любил эту пустынь, так что в ней заповедовал и похоронить себя, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Он закончил постройку каменных церквей, снабдил их богатой ризницей, вообще привёл всю пустынь в особо блестящее положение. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была основана беседка, куда он часто хаживал, освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда во все стороны.

Вероятно, при митрополите же Тихоне явилось в обители то множество церквей, которым отличалась она в прежние времена от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской Епархии, представленной в Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, считая в том числе и приделы. «Настоящая каменная холодная церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы; при ней в трапезе придел во имя Пресвятыя Богородицы Грузинския; церковь каменная теплая во имя святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных; при ней в трапезе придел во имя Евфимия, архиепископа Новгородского чудотворца; над теми же церквами вверху церковь святых мучеников пяточисленных: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, да вокруг монастыря на каменной ограде церкви; на Св. вратах (восточных) во имя св. Николая чудотворца; во имя Неопалимыя купины; во имя Тихона Амафунтского; во имя Св. апостола Иакова, брата Господня; во имя Страшного Суда; во имя святителей Гурия, Варсанофия и Германа, Казанских чудотворцев; во имя зачатия Иоанна Предтечи; при ней же во имя Ярославских чудотворцев; над ними вверху во имя Алексия, человека Божия; во имя св. мученицы Екатерины». Почти все эти церкви получили вклады от Митрополита Тихона, в виде дорогой церковной утвари и дрених икон. В этом ему помогали граждане Казанские, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева Мефодий Никитич, убитый сообщниками Е. Пугачёва на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря.

Архимандрит Платон Любарский в своём Сборнике древностей Казанской Епархии говорит, что «при Тихоне Митрополите, его стараниями и отчасти иждивением построена вся каменная Раифская пустынь». Поэтому справедливо этот святитель считается ктитором Раифской пустыни. После Митрополитов Лаврентия, Адриана, Маркелла и Тихона долго не было для Раифской пустыни таких архипастырей-благодетелей, какими были они. Только уже лет через сто очень усердно заботился об украшении и благоустройстве Раифской пустыни Филарет (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.

По его настоянию игумен, впоследствии Архимандрит Раифской Пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного тёплого собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма построенного в 17 веке при митрополите Маркелле, строительство которого было завершено в 1842 году. В стенах этого собора Владыка Филарет устраивал для себя келии, где хотел упокоиться от трудов своих, но был переведён Митрополитом в Киев, и собор уже достраивался без него. Небезынтересен тот факт, что этот собор имел в подвале свою котельную и в холодное зимнее время отапливался при помощи воздушных отдушин внутри стен.

Последними строениями Раифской пустыни являются колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Архангела Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью во имя Святителя Николая. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище (умер в 1901).

Раифский монастырь и чудотворная Грузинская икона Божией Матери

Итак, сегодня мы едем в Казань. Раифский монастырь, достопримечательности которого представлены туристам и паломникам, не только великолепны своими храмами, но и прямым доказательством присутствия Бога на Земле.

Раифский Богородицкий мужской монастырь расположен всего в 27 километрах от столицы Татарстана, старинного города Казани.

Но… расскажу обо всём по порядку!

Основателем обители был отшельник Филарет. Родом он был из богатой московской купеческой семьи. После того, как его горячо любимые и почитаемые родители покинули этот мир, Филарет решил отправиться в странствие по городам, по пути раздавая нуждающимся своё имущество.

В начале своего отшельнического пути остановился он в Московском Чудовом монастыре, где и был пострижен в монашество. Здесь он дослужился до сана иеромонаха. Но решил оставить это место, так как Москва показалась ему не слишком уединенным местом.

Он пешком отправляется в путь, и в 1613 году прибывает в Казань. Некоторое время странник жил в Спасо-Преображенском монастыре на обширной территории ныне очень знаменитого Казанского Кремля.

Здесь он нашел то, что искал: молитвенный покой. Но со временем, к нему стали стекаться люди за советом. Его знали как человека мудрого и проницательного, поэтому его слово было так важно приходящим.

И вот Филарет решается уйти от людского внимания. После чего он обосновался вдали от всех людей, построив для себя уединённую келью на берегу небольшого тихого Сумского озера.

С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. По определённым дням на берегу живописного озера они совершали языческие обряды. Вот они-то и разнесли на много вёрст вокруг весть о святом человеке, одиноко проживавшем на побережье озера, которое с тех пор зовётся ещё и Монастырским.

Постепенно к Филарету стали присоединяться православные христиане. Его одинокая некогда келья со временем стала центром православной веры в этих местах.

По существующему сказанию, одному из монахов случилось видение. Он увидел в небе руку, указывающую на определённое место Раифской пустыни. Вскоре после этого, некоторые монахи слышали колокольный звон, который раздавался как-будто ниоткуда.

Узнав об этом чудесном знаке, Филарет наказал построить на этом месте часовенку. В 1659 году Филарет умер. Предчувствуя свою смерть, он вернулся из отшельничества в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, так как хотел, чтобы его отпели по всем монастырским канонам. Там он и был похоронен.

А спустя 2 года, на месте уединения отшельника решено было основать православный монастырь.

Почти в это же время сюда привезли список с Грузинской иконы Богородицы. Он был сделан с оригинала Образа, хранившегося тогда в обители близ Холмогор.

А сам монастырь очень долго располагался среди язычников, поэтому ему дали название в память о драматических события 4 века. Тогда от язычников приняло смерть много монахов-христиан. Монастырь назван в честь Святых Отцов, в Раифе и Синае убиенных

Обитель жила спокойной, размеренной жизнью до 1689 года. В этом году в этой местности произошёл пожар. Так как все постройки монастыря были деревянными, то большая его часть сильно пострадала. Монахи остались без крыши над головой, буквально, на пепелище.

Некоторые из них тогда ушли в другие храмы и монастыри. Но многие, несмотря на трудности, остались восстанавливать свою обитель. Тогда и было принято решение о возрождении каменного православного монастыря.

И вот уже на рубеже 17-18 веков здесь появился новый архитектурный монастырский комплекс, некоторые части которого стоят и сегодня. Первой в 1708 году была отстроена каменная церковь святых Отцов в Раифе и Синае убиенных. Следующей возвели Софийскую церковь. Она располагалась над кельями монашеской братии и имела одну особенность: была настолько мала, что в ней могло одновременно разместиться только 7 человек.

А в 1739 году монастырский комплекс состоял уже аж из 15 храмов!

Долгостроев тогда не было. Чуть позже был отстроен Грузинский собор, а также надвратная колокольня высотой около 60 метров. Уже в начале 20-го века построили Троицкий собор.

Он имел уникальную акустику. По преданию, пение хора братии в храме Святой Троицы было слышно на несколько верст вокруг.

Перед самой революцией монашеская братия обители насчитывала около 80 насельников.

Трудные времена и после… возрождение

Революционное вмешательство

В 1918 году монастырь, как многие в то время, закрыли, но сначала только на бумаге. В храмах, можно сказать, втайне от властей проходили Богослужения.

Но в 1930 году всех послушников и иеромонахов обители обвинили в антисоветской деятельности. Их арестовали и вскоре расстреляли. Впоследствии, их всех причислили к лику святых. А в храмах в то время разместились тюрьма, колония и ремонтные цеха.

Восстановление храмов

С 1991 года монастырь стал возрождаться, в буквальном смысле, из руин. Очень помогали местные жители-мусульмане. Так, Президент Шаймиев пожертвовал деньги сразу на 5 крестов для Троицкого собора, главного и, наверное, самого красивого в монастырском комплексе.

Внутри он очень просторный и светлый. Правда, стены и купол собор не имеют росписей.

Но ведь так было и до революции: храм отстроили, а сделать настенную роспись не успели. Революционные события 20-го столетия привели к закрытию церквей.

Чуть позже из Казани возвратилась монастырская святыня: Грузинская Раифская икона Божьей Матери, и почти сразу же в Грузинском соборе провели первую Службу.

Подробнее о чудесном образе рассказ будет чуть ниже в этой статье. А храм выглядит очень торжественно и мощно. Венчает его огромный синий купол. На стенах нижнего яруса встроены барельефы, на которых изображены 4 евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Внутри собор выглядит очень торжественно. Правда, небольшую суету вносят многочисленные туристические группы. Но, думаю, во время богослужения здесь очень благодатно и тихо.

Справа, если стоять лицом к алтарю, на отдельном постаменте находится чудотворный образ Грузинской Богородицы. К нему почти постоянно стоит небольшая очередь.

Сама икона небольшого размера. А оклад украшен многочисленными золотыми украшениями и драгоценностями, которые дарят ей благодарные прихожане за скорое слышание их просьб и исцеление от болезней.

Смотрите так же:  Какие монастыри есть в коломне

Восстановлен и открыт для посетителей храм в честь Святых Отцов, в Раифе и Синае убиенных. На его втором этаже отстроен придел в память о послушниках, убитых в 30-е годы.

Сам храм удивительным образом напоминает ковчег или корабль. плывущий через все трудности земного бытия к вечной жизни.

Уникальная Софийская церковь отличается от других своими размерами. Это самая миниатюрная церковь не только в России, но и в Европе. На службах она может вмещать только лишь 7 человек.

Монахи совершают здесь молитвы только в определённую дату — в день празднования иконы святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Первая церковь, построенная на этом же месте, была уничтожена молнией.

К зданию храма пристроен братский корпус (Алексеевские покои). А также здесь располагается типография газеты «Раифский вестник».

Прогулки по территории обители

Сейчас восстановленный монастырский комплекс просто великолепен! Он находится в очень живописной местности: на берегу Раифского озера и окружён сосновым лесом, который, с некоторых пор, является Волжско-Камским государственным природным заповедником.

В монастырской братии состоит около 60 человек, среди них схиигумен Сергий и иеромонах отец Марк.

Сама обитель огорожена крепкой монастырской стеной. Слева от входа установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому, который как бы благословляет всех приходящих паломников. Ведь именно его считают предвестником православия в Поволжье.

Рядом с памятником находится малая угловая башня,

которую вверху венчает крест и удерживающий его трубящий ангел.

Рядом со входом в православный монастырь расположено множество скульптур. Вот монах Филарет со скромной котомкой за спиной идет в Раифы, ища для себя уединенное место для проживания и молитвы.

А вот Богородица прижимает к себе Младенца, а чуть вдалеке Ангел раскрыл свои крылья.

В центре монастырской территории напротив собора святой Троицы расположена просторная монастырская площадь, на которой установлены солнечные часы. Очень необычное сооружение для религиозного места.

Наша группа очень долго изучала эту конструкцию в надежде определить, сколько же времени они покажут и насколько точно работает этот механизм. Но, увы, для работы этого древнего устройства не хватало самой малости: солнца! ??

Рядом с собором святой Троицы построена небольшая часовенка, где можно набрать освящённой воды в святом источнике.

В Раифе также продаётся питьевая вода в бутылках под названием «Раифский источник». Её даже можно заказать, и доставка будет осуществлена по указанному вами адресу. Но, конечно же, это не святая вода из монастыря. Эту воду добывают из скважины глубиной 100 метров.

По всей территории обители, в разных местах разбиты цветники, за которыми ухаживают сами монахи.

И кроме великолепных храмов гостей встречают деревянные и гипсовые фигурки людей и животных, изготовленные руками одного из проживающих там послушников: искусно вырезанные из дерева медвежата, зайчата, коты и лягушки.

Многие из них живут рядом с небольшим прудиком, в котором плавают мама-утка и ее утята. Издалека они очень похожи на настоящих. А еще здесь обустроен скромный водопад, что очень оживляет территорию. И хочется находиться возле этого водоема, окруженного благоухающими кустами роз, очень долго, наблюдая за журчащей водой.

А вот и еще одна скульптура «нашлась» среди цветущих кустов в окружении нежных белоснежных лилий. Кому принадлежит этот женский образ — осталось загадкой.

Также при входе на саму территорию обители расположилось несколько музеев. Одна из выставок представляет разные необычные изделия, изготовленные из дерева. К примеру, такой стол и умывальник с раковиной.

А еще можно полюбоваться изящным лебедем и почти живой щукой, вылезающей из «проруби».

В монастырском комплексе открыт и действует уже довольно долгое время приют для мальчиков-сирот. Вообще-то, это можно назвать колонией для несовершеннолетних. Здесь есть мощные двери на засовах, которые ведут на закрытую территорию исправительного учреждения.

К слову, на территории монастыря есть музей истории Раифского специального училища закрытого типа №1. Я там не была, поэтому не знаю, что там можно посмотреть. Но если интересно, то загляните, а потом поделитесь впечатлениями об увиденном в комментариях.

Широко известен организованный в монастыре вокальный квартет с красивым названием «Притча». Его концерты проходят не только в России, но и за рубежом. Здесь можно приобрести диски с церковными песнопениями в исполнении этого коллектива.

У Раифской обители есть свой сайт, выходит собственная газета с приложением для детей, имеющим доброе название «Светлячок». Редакция этих печатных изданий находится на 1 этаже церкви святых Софии и её дочерей.

Есть на территории монастыря Дом паломника (он находится рядом с парковкой). Это очень красивый домик из белого кирпича с синей крышей.

Всего в нём 25 номеров. Цена размещения от 400 рублей за человека. Есть более комфортабельные номера стоимостью от 600 руб. Удобства на этаже. Конечно, надо помнить, что эта гостиница создана только для того, чтобы человек мог отдохнуть и переночевать. В номерах чисто, уютно, но особого комфорта ждать не нужно.

Правда, на сайте монастыря написано, что есть номера повышенной комфортности. Но что это означает и сколько стоит — информации нет. Для всех паломников — жителей гостиницы, приехавших в обитель на автомобиле, — предусмотрена бесплатная парковка (она находится рядом с домом паломника). Также можно дважды в день посещать монастырскую трапезу.

Сокровище обители — Грузинская икона Божией Матери

Удивительную историю имеет она. В далёком 1622 году Грузию захватил персидский шах по имени Аббас. Уходя, он забрал с собой великое множество святынь грузинского народа. Среди них была и богато украшенная серебром, драгоценными камнями и золотом Грузинская икона Святой Девы.

Через 3 года у торговца из Персии её купил помощник одного Ярославского купца. Удивительно, но в это самое время этот купец увидел тот Образ во сне, и услышал чёткий наказ отвезти его в Красногорский монастырь.

Увидев икону Грузинской Богоматери у своего приказчика через некоторое время, купец мгновенно вспомнил сон и сразу же поехал в Черногорскую обитель, взяв с собой указанную икону. Обитель эта имела такое название, потому что находилась на высокой горе, называемой Чёрной, в окружении густых, труднопроходимых лесов. Только намного позже она была переименована в Красногорский монастырь.

Чудотворная сила Образа проявилась сразу же. Когда её вносил в храм монах Питирим, долгое время до этого страдавший отсутствием зрения и слуха, он мгновенно исцелился. И таких чудесных случаев было очень много.

Слава и рассказы о чудотворной иконе Грузинской Божьей Матери в Раифском монастыре разнеслась на многие километры. Одно время её даже проносили по разным городам России, вплоть до реки Лены, протекающей в Сибири. Тогда же составили канон специально для Грузинской Божьей Матери.

Существует и предание о том, что когда список торжественно поместили в Раифский богородицкий мужской монастырь, совершались многочисленные крестные ходы с иконой Грузинской Божией Матери, в ходе которых жители проносили её по некоторым близлежащим городам, а потом возвращали обратно.

А жителям Свияжска, вообще, разрешалось носить чудотворный Образ по домам. Людская вера была так велика, что её брали в город, например, где нужен был дождь и возносили молитвы перед святым Образом. И помощь приходила!

С тех далёких лет и по сей день Грузинская икона является реликвией и главной святыней монастыря Раифа.

Ей молятся люди об избавлении от болезней глаз и ушей, о защите от обидчиков и помощи в трудных ситуациях. Женщинам она помогает излечиться от бесплодия и стать счастливыми мамами. И просьбы мужчин не остаются без внимания. Особое покровительство и помощь — охотникам и рыбакам.

Первое свидетельство Чуда

Первое, что видят посетители, приближаясь к монастырю, колокольню высотой 60 метров.

Она была восстановлена в конце 20 века на деньги одного из купцов города по фамилии Атлашин. Он и похоронен на здешнем кладбище при монастыре. Сверху колокольню украшает крест. Его высота семь метров. До сих пор остаётся загадкой: как монахи смогли его туда водрузить в 1891 году?!

В 1991 году, ровно через сто лет после постройки колокольни, в Раифе пролетел сильнейший ветер, сбросивший крест на землю. Чтобы установить его обратно потребовалась мощь вертолёта, работа профессиональных верхолазов и другие вспомогательные средства. Как это могло быть проделано в 19 веке? У науки нет ответа на этот вопрос.

Внутри колокольни находится надвратная церковь в честь Архистратига Михаила. Там тоже очень красиво, и всегда много людей.

Территория уникальных жаб

Кстати, о здешних лягушках. Если вы, дорогой читатель, хотите узнать: чем же Творец явил себя в этих местах, я расскажу вам необычную историю. И если вознесение тяжеленного креста на 60-ти метровую высоту, произведённое более двух веков назад без современных технических средств можно списать на неизвестные сейчас строительные технологии или, на модных сейчас, инопланетян, то уж следующий факт без воли Создателя никак не мог произойти.

Судите сами: вы когда-нибудь где-нибудь встречали лягушек, которые не квакают? То есть вообще и совсем. Просто молчат, хотя их тут на берегу озера огромное количество. Ведь условия для жизни этих земноводных — замечательнейшие!

Нет?! Тогда вам обязательно нужно здесь побывать и увидеть всё лично. С этим удивительным свойством Раифских лягушек связана легенда, которая очень похожа на быль.

Так вот, она гласит, что в те давние времена, когда только монахи стали селиться на раифских землях, этих земноводных развелось такое огромное количество, что своим громким кваканьем они не давали отшельникам спокойно спать и жить, отвлекали от молитв и богослужений.

Измученные бессонницей и несмолкаемым лягушачьим ором, монахи монастыря обратились к Всевышнему с особой молитвой. Они попросили, чтобы лягушки совсем и навсегда перестали квакать.

Невероятно, но лягушки замолчали! И с тех самых пор в этой местности уже давно никто не слышит их кваканья. Ну не квакают они, и всё тут!

Когда весть об этом разнеслась по всей округе, конечно, люди стали придумывать способы, чтобы доказать, что такого не бывает, просто потому что такого не может быть никогда. И вот уже пробовали привозить сюда жаб со всех областей. Но удивительным образом уже на подступах к монастырю, они переставали квакать.

Некоторые хотели вывезти отсюда такую феноменальную молчаливую лягушку. Но тоже ничего не получилось: покинув пределы местечка Раифа, лягушки начинали квакать как сумасшедшие. Вот такая здешняя достопримечательность: молчащие лягушки, не имеющие голоса по воле Божьей… ??

Я постояла немного у небольшой пристани возле Раифского озера. Вокруг была тишина, нарушаемая иногда лишь колокольным звоном. Лягушки молчали.

А рядом, тоже молча, сидел внушительных размеров Казанский кот, сделанный из дерева, который с непониманием и удивлением смотрел в сторону необычного Раифского озера.

А, возможно, он думал о том, как бы встретиться со своим знаменитым тезкой, который разбогател, отъелся и вольготно расположился на самой знаменитой Казанской улице Баумана. И к которому ежедневно приходят тысячи туристов.

Что еще можно посмотреть

Есть в Раифе и другие достопримечательности. Например, конный двор. Если вы хотите покататься на лошадях или взять несколько уроков верховой езды, то вам сюда! Лошадки красивые умные, и прогулки верхом, по отзывам там уже побывавших, получаются просто изумительные!

На территории Раифского заповедника в Казани обустроен дендрарий. Он существует здесь ещё с 1921 года. В целом, на его площади в 21 гектар произрастает около 500 видов различных деревьев, лиан и кустарников.

Расположен Раифский дендросад Татарии в посёлке Садовом Зеленодольского района. Координаты: 55.90709, 48.74946. Работает дендрарий каждый день, кроме понедельника. График его работы: с 10 до 17 часов. С 13 до 14 — перерыв на обед.

Нашла на ютубе интересный и очень красочный ролик «24 факта истории Раифы». Посмотрите, вам понравится.

Где находится, как доехать

Добраться в Раифский Богородицкий монастырь можно на общественном транспорте. Расстояние от столицы Татарстана составит около 30 км.

От площади железнодорожного вокзала Казани ходят автобусы до Кульбашей или Уразлы. Будьте внимательны, Раифский монастырь — не конечная остановка, так что не пропустите.

Из Казани на машине нужно проехать в сторону Ульяновска или Нижнего Новгорода на Зеленодольск. Будет поворот к монастырю, а там по можно без каких-либо проблем доехать по указателям.

Возле ворот обители есть парковка, но она платная. Ее координаты: 55.90072, 48.73411.

Часы работы Богородицкого монастыря с 7 до 21 часа. Службы здесь проходят ежедневно. Но расписание каких-то определённых богослужений и часы их посещения, а также график работы лучше уточнить на сайте обители. Ведь в каждом храме может быть свой режим.

Вот, например, расписание крещения, которое совершается в храме Грузинской иконы Богоматери, а также стоимость записок и поминаний.

Экскурсии в Раифский монастырь приезжают часто. Они отправляются как из столицы Татарстана, так и из множества других мест. Очень популярный маршрут, когда в одной поездке совмещается посещение двух замечательных мест за пределами Казани: монастырь в Раифах и остров-град Свияжск.

А еще экскурсионные автобусы часто проезжают мимо необычного и очень красивого храма Всех Религий. Остановка для них здесь, правда, запрещена. Но туристы могут из окна полюбоваться на многочисленные разноцветные купола Вселенского храма.

Так что смело отправляйтесь на однодневную экскурсию. Это интересно и, действительно, очень места красивые, а природа просто изумительная!

Посмотрите расположение достопримечательностей Раифского Богородицкого монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Моя поездка в Казанский Богородицкий мужской монастырь состоялась 24 июля 2019 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.

Поделитесь в комментариях, а какие необычные монастыри вы уже посещали и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Related Post

Белёв спасо-преображенский монастырь

Белёв спасо-преображенский монастырь Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь Реквизиты для пожертвований на восстановление монастыря: РО Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь г. Белева Тульской областиБелёвской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 301530 Тульская

Крым монастырь грушевка

ХРАМ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» Адрес храма: 298020, Россия, Республика Крым, г. Судак, с. Грушевка, Храм иконы Божией Матери «Знамение» — один из древнейших храмов Крыма в с.

Лодейное поле введено-оятский женский монастырь

Введено-Оятский женский монастырь C наступающими праздниками Рождеством Христовым и Новолетием! Дорогие братья и сестры! Разрешите всех вас – наших благодетелей – поздравить с наступающими праздниками Рождеством Христовым и Новолетием! Выражаем