Правовой режим государственно природных заповедников

Высший статус и соответственно наиболее строгий правовой режим охраны имеют государственные природные заповедники. Они являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения. Исторически заповедники – первая форма особо охраняемых природных территорий.

Решение об учреждении государственного природного заповедника в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» принимает Правительство РФ при условии согласия субъекта РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Правительство при этом принимает решение по представлению государственных органов субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает целый ряд мер. В этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам, которые определяются положением о заповеднике. На территориях государственных природных заповедников Закон запрещает также интродукцию живых организмов в целях их акклиматизации.

В принципе запрещается нахождение в заповеднике лиц, не имеющих к нему отношения. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

• сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

• поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

• предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

• осуществление экологического мониторинга;

• выполнение научно-исследовательских задач;

• ведение эколого-просветительской работы;

• осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»),

Заповедование есть способ консервативной охраны природы. В основном в научных целях в заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры таких участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

Однако на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, направленная на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Такая деятельность может осуществляться лишь в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном заповеднике.

Особую разновидность государственных природных заповедников образуют биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. В целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, к территории государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

Электронная библиотека

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Заповедники представляют собой самую строгую, и потому самую эффективную форму сохранения эталонных участков природы, охраны генетического разнообразия растений и животных. На территории заповедников все природные объекты полностью изымаются из хозяйственного использования и оборота и предоставляются в бесплатное, бессрочное пользование государственным природным заповедникам.

На заповедники возлагаются следующие задачи:

осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

а территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

На территориях заповедников разрешается:

1) ведение деятельности, направленной на сохранение в естественном состоянии природных комплексов;

2) восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

3) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

4) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающих жизни людей и населенным пунктам;

5) осуществление экологического мониторинга;

6) выполнение научно-исследовательских задач;

7) ведение эколого-просветительской работы;

8) осуществление контрольно-надзорных функций.

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Право, теория и понятие права

Государственные природные заповедники составляют основу национального богатства страны. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйствен­ного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологопросвети­тельское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетиче­ского фонда растительного и животного мира.
Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научно-исследовательские и экологопросвети­тельские учреждения, цель которых — сохранение и изучение есте­ственного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сооб­ществ растений и животных, типичных и уникальных экологиче­ских систем.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предос­тавляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными закона­ми. Имущество государственных природных заповедников являет­ся федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты не­движимости закрепляются за государственными природными за­поведниками на праве оперативного управления.
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в госу­дарственные природные заповедники.
Задачи государственных природных заповедников:
осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном со­стоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
осуществление экологического мониторинга в рамках общегосу­дарственной системы мониторинга окружающей природной среды;
экологическое просвещение;
участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в об­ласти охраны окружающей природной среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановле­нием Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограни­ченным режимом экологопользования.
Решение об образовании охранной зоны государственного при­родного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.
На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в По­ложении о данном заповеднике, в частности интродукция жи­вых организмов в целях их акклиматизации.
На территориях заповедников допускаются мероприятия и дея­тельность, направленные:
на сохранение в естественном состоянии природных комплек­сов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
поддержание условий, обеспечивающих санитарную и проти­вопожарную безопасность; предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
осуществление экологических задач;
ведение эколого-просветительской работы;
осуществление контрольно-надзорных функций. В заповедниках могут выделяться участки, на которых иск­лючается всякое вмешательство человека в природные процессы. На землях заповедников, не включающих особо ценные экологи­
ческие системы, допускается деятельность, направленная на обес­печение жизнедеятельности сотрудников заповедника.

Смотрите так же:  Заповедник воронежской области хопёрский

Особенности правового режима отдельных видов особо охраняемых природных территорий

Экологическим законодательством выделяется несколько видов и категорий ООПТ. Проанализируем ООПТ по ряду критериев: порядок создания; ограничения использования; органы управления.

Государственные природные заповедники.

В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Правовой режим конкретного государственного природного заповедника определяется положением о нем, утвержденным Минприроды России.

На государственные природные заповедники возлагаются в том числе следующие задачи:

  • а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
  • б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
  • в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
  • г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
  • д) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.
  • Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению Минприроды России. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

    На территориях государственных природных заповедников допускается деятельность по сохранению в естественном состоянии природных комплексов, восстановлению и предотвращению изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия, по поддержанию условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, осуществлению экологического мониторинга, выполнению научно-исследовательских задач, ведению эколого-просветительской работы, по осуществлению контрольно-надзорных функций.

    Особыми функциями обладают государственные природные биосферные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов. К территориям государственных природных биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования.

    Управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством РФ порядке.

    Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах государственных природных заповедников предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством РФ. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников установлен постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г. № 1168 «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации».

    Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

    Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

    Запрещается: изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

    Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством РФ порядке. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное). В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования.

    Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления Минприроды России. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Исходя из указанных особенностей на территориях национальных парков могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, рекреационная, предназначенная для отдыха, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения (в пределах последней осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка). Важной гарантией соблюдения режима ООПТ является прямое требование законодательства о том, что уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны не допускается.

    На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений либо изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков.

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

    Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Они могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  • — комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
  • — биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
  • — палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  • — гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;
  • — геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
  • Государственные природные заказники федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти

    (например, Минприроды, Минсельхоза России) и финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников могут создаваться администрации.

    Создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

    Смотрите так же:  Кавказский биосферный заповедник зубр

    Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Государственные природные заказники регионального значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства РФ по представлению Минприроды России и согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого расположен соответствующий государственный природный заказник федерального значения. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах одного субъекта РФ. Государственные природные заказники не могут располагаться на территориях государственных природных заповедников и национальных парков.

    На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника определяются положением о нем.

    Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности. Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах природных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Положение о природном парке утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

    Создание природных парков осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

    Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов РФ. Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах природных парков предоставляются государственным учреждениям субъектов РФ, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование. В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, осуществляющим управление природными парками, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством.

    На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

    На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

    Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

    Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального или регионального значения.

    Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, — ООПТ федерального значения Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, — ООПТ регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

    Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы может осуществляться с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных объектов, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства РФ или органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

    На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их особой охраны.

    Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также средств внебюджетных фондов.

    Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекции растении в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

    Земельные и лесные участки в границах дендрологических парков и ботанических садов предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим управление дендрологическими парками и ботаническими садами, в постоянное (бессрочное) пользование.

    Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, положение о соответствующих дендрологическом парке и ботаническом саде утверждается государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

    На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

  • а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном соответствующими органами и учреждениями, осуществляющими управление дендрологическими парками или ботаническими садами;
  • б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
  • в) административную.
  • Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

    Финансирование дендрологических парков и ботанических садов осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и других не запрещенных законом источников. Средствами дендрологических парков и ботанических садов, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются все получаемые дендрологическими парками и ботаническими садами средства:

  • а) от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам дендрологических парков и ботанических садов;
  • б) в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
  • Лечебно-оздоровительные местности и курорты с января 2019 г. перестали быть ООПТ. Однако режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей сохраняется и устанавливается Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в соответствии с которым природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями.

    Смотрите так же:  Центральный черноземный заповедник презентация

    Лечебно-оздоровительной местностью признается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. К числу природных лечебных ресурсов отнесены минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам РФ (собственность субъекта РФ).

    Курортом является освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

    Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

    Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ.

    Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

    В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и др.), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санигарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно- санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

    Территории традиционного природопользования с января 2019 г. не являются ООПТ. В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока отнесены к особо охраняемым территориям, образованным для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

    С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования они могут быть отнесены к особо охраняемым территориям федерального, регионального и местного значения. Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

    На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

    • — поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
    • — участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;
    • — объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.
    • Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

      Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование. Использование природных ресурсов, находящихся па территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.

      Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим этих территорий.

      49.Правовой режим государственных природных заповедников и государственных природных заказников.

      Государственные природные заповедники— это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

      Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.

      Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.

      Являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

      Чтобы обеспечить сохранение природного комплекса заповедника, законодательство предусматривает широкий ряд мер. В частности, в этих целях на прилегающих к его территории участках земли и водного пространства Правительством РФ создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

      Природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам. Такие задачи определяются положением о заповеднике.

      На территории заповедника допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

      — сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

      — поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

      — предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

      — осуществление экологического мониторинга;

      — выполнение научно-исследовательских задач;

      — ведение эколого-просветительской работы;

      — осуществление контрольно-надзорных функций (ст. 9 Закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

      Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).

      Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой ох­раны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

      Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

      — комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

      — биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

      — палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

      — гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;

      — геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.

      Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

      Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

    Related Post

    Приокско террасный заповедник описание

    Дорогие друзья, любители природы! Сайт danki.ru посвящен Приокско-террасному заповеднику. Сайт не является официальным сайтом заповедника, не выражает точку зрения администрации этого гос. учреждения, чьи действия с 2010 года имеют мало

    Ильменский заповедник герб

    Презентация по окружающему миру на тему «Ильменский заповедник» (4 класс) от проекта «Инфоурок» Описание презентации по отдельным слайдам: Географическое положение Государственный природный заповедник расположен в восточных предгорьях Южного Урала на

    Как проехать в заповедник танаис

    На территории Ростовской области есть несколько крупных заповедников, один из них мы и посетили. Это почти идеально сохранившийся археологический музей Танаис, древнее античное городище, раскопки которого ведутся и по сей