Меню

Ползком по пещере

Антонио Нуньес Хименес — это имя хорошо знакомо читателям нашего журнала. О кубинском революционере и общественном деятеле, народном герое и ученом мы писали в 5-м и 9-м номерах за 1960 год. В этом номере публикуется сокращенный перевод очерка Антонио Нунъеса Хименеса об археологических находках в пещере Солнца недалеко от Гаваны.

Подойдя ко входу в пещеру, находящемуся на вершине холма, мы невольно замедлили шаги. У ног зияла темная бездна, взгляд не сразу различал в полутьме ее настоящие размеры.

Спустившись по крутому откосу, мы очутились в подземном зале длиной в 50 и шириной в 20 метров. В конце его виднелся портал такой безупречной формы, что, казалось, его могли создать только человеческие руки. Это впечатление усиливали высокие сталактитовые колонны, обросшие зеленым мхом. Сверху из круглых отверстий в своде пробивались лучи света.

Наклонный пол зала покрыт огромными камнями — наверное, они обвалились с «потолка» пещеры, и в результате образовалось отверстие, через которое мы попали сюда.

В «портальной части» пещера несколько сужается, пол становится довольно ровным. Стены, вздымающиеся местами на пять метров, испещрены именами набожных паломников, туристов и патриотов, скрывавшихся здесь от преследования.

Мы сворачиваем в галерею, приходится нагибаться, чтобы не удариться головой об острые сталактиты. Пещера опять расширяется, но чтобы войти в этот, второй зал, приходится карабкаться по очень крутым ярко-зеленым утесам. А чтобы попасть в третий зал пещеры, мы ложимся на глинистый пол и несколько метров продвигаемся ползком. В этом последнем зале нас приветствовали громким писком свисающие с потолка сотни летучих мышей, завернувшихся в темные перепончатые крылья.

Хильберто Сильва и Риверо де ла Кальер, мои товарищи по экспедиции, пытаются поймать нескольких мышей, сверчков и каких-то насекомых для своих коллекций.

Потом мы возвращаемся в большой зал. Солнечные лучи теперь падают в пещеру снопами, и они так резко выделяются в царящем мраке, что кажутся осязаемыми, как кристаллы. Когда солнечный луч сталкивается со сталактитом, поросшим зеленым мхом, или с блестящим камнем, они отбрасывают пестрые блики куда-то в глубь пещеры. Можно было часами наблюдать за этой удивительной игрой света и тени, за упорной борьбой солнца и мрака. По мере того как солнце на небе двигалось, пещера все время менялась. Внезапно оживали колонны, и сталактитовые светильники, бесформенные сталагмиты казались статуями. Но ненадолго: блестящий сноп, падавший сверху, переставал ласкать их, и они опять застывали в каменном безмолвии.

Горячие солнечные лучи нагревали влажные камни, и легкий туман волнами бродил по подземелью.

Я подумал о том, какое впечатление должны были производить эти вполне естественные явления на первобытных людей, которые жили в таких пещерах, устраивали в них храмы или склепы. Они видели в этих явлениях бесконечное молчаливое сражение двух сил — света и мрака, добра и зла. По верованиям древних, хорошие люди после смерти попадали на небо, а плохие — в ад, «эль инферус», что означает «подземелье». В написанной египетскими жрецами многие тысячелетия назад «Книге мертвых» говорится о том, что мертвецы должны пройти длинный подземный путь. Вавилоняне верили, что ад находится в огромном подземелье, где живет Ниргал, бог смерти, войны и ада. В «Махабхарата», индусской эпической поэме, созданной за двенадцать веков до нашей эры, рассказывается о том, что демоны, враждебные богам и людям, скрывались в пещерах.

Тот же самый мотив существует и в мифологии первобытных людей Америки. «Попол Вух», священная книга племени майя-кичес, содержит описание сотворения мира и борьбы между духами добра и зла. Там рассказывается о пытках, которым подвергали индейцев темные силы в пещерах Холода, Мрака, Летучих Мышей и Огня.

. С увлечением наблюдали мы за борьбой двух начал в пещере, и временами начинало казаться, что уже не солнце победоносно вторгалось в пещеру, а что свет сам бурными потоками устремлялся из пещеры наружу. И вспомнились легенды и мифы, в которых добро рождается злом. В священном египетском гимне богу солнца Ра жизнь словно рождается из смерти: «Ты создал Нил в мире подземном и ведешь его по своей воле, чтобы дать жизнь людям».

Мы собрались было уходить, но вдруг среди множества обычных надписей и изображений на стене пещеры заметили геометрическую фигуру, явно далекую от нашего времени. Рядом с ней стояла подпись автора и дата — 7 февраля 1943 года. Может быть, человек, нарисовавший эту фигуру, имел перед собой первобытную модель? Вместе с Риверо и Сильва мы начали жадно искать на стенах старые символы, нарисованные индейцами и полустертые временем и более поздними надписями. Не прошло и нескольких минут, как были найдены ромбы, полукруги, квадраты с крестами, замысловатые окружности и фигуры.

Фрагмент фрески, обнаруженной в пещере. Между вертикальными наплывами (серые линии) древние индейцы нарисовали фигуры, напоминающие тотемические столбы, щиты или барабаны.

Чтобы определить настоящую археологическую ценность рисунков, нужно было внимательно исследовать их.

На стенах возле квадратного портала мы обнаружили настоящую фреску длиной в два и высотой около метра. Слева виднелись многочисленные маленькие кружочки и параллельные линии красного цвета, справа чередовались различные геометрические фигуры черного цвета, имевшие определенное сходство с тотемическими столбами. С первого взгляда они напоминали не то колонны, не то барабаны, украшенные треугольниками, крестами, полукругами и квадратами. При этом неведомые художники частично использовали природные натеки и углубления на стене.

На другой стене рисунки уже более натуралистические — там художники изобразили нечто напоминающее лягушку с четырьмя лапами и треугольной головой. Туловище лягушки — обведенный контуром естественный наплыв.

Это изображение вряд ли случайно. Ведь у многих народов всех континентов лягушка издавна является символом плодородия и размножения.

Здесь же мы обнаружили одно из наиболее интересных изображений в пещере. Оно напоминает человеческое лицо, причем рот и правый глаз — природные углубления в стене. Вокруг впадины, изображающей глаз, нарисован концентрический круг, квадратное лицо и ухо ограничены искусственными линиями.

Мы покинули пещеру Солнца с ее древними чудесами, чтобы вернуться к сегодняшнему дню, к революционным задачам. По влажным камням поднялись мы к зияющему отверстию, через которое лился свет солнца.

Злотска (Лазарева) пещера в Сербии

Злотска (Лазарева) пещера и её окрестности — удивительное место Восточной Сербии, которое находится достаточно близко от Заечара .

Когда-то сюда можно было войти только ползком — и пещера жила своей жизнью и формировала удивительное убранство, свои сталактиты, сталагмиты, столбы, ячеистые ванночки, объекты, похожие то на сугробы, то на людей, то на каменные цветы, то на фрагменты инопланетных ландшафтов.

Пещера продолжает жить и сейчас, по-своему обрабатывая то, что оказалось в её власти — со своей скоростью, очень медленно. Скорость «приращения» в пещерах разная, так вот в Злотской пещере 1 сантиметр какого-либо пещерного украшения фрмируется примерно 100 лет. Насколько легко это осознать? Для меня после посещение пещеры главным впечатлением стало ощущение ещё одной жизни, которая идёт параллельно с нашей.

Пещеру когда-то очень давно проделала в горе река. Лазарева река — она и сейчас находится тут же, рядом, уже маленькая и скромная, с висячим мостиком, плотиной и небольшим кафе на берегу.

Лазарева (Злотска) пещера состоит из двух рукавов, один из которых (левый) открыт только для исследовательских работ (сухой рукав), а часть второго (правого), в котором протекает подземная часть Лазаревой реки, открыта для посетителей.

Маршрут занимает примерно 800 метров и проложен вкруговую, без повторений, так что на каждом шагу встречаются новые объекты. Удивительно, но, если бы речь шла о рукотворном дизайне, то можно было бы сказать, что «интерьер пещеры оформлен совершенно в разных стилях, с использованием элементов, словно бы никак не связанных между собой».

Конечно, название объектам давали учёные и спелеологи, которые их исследовали (начались исследования с конца 19 века, а самый активный период — с 1953 года), потому названия эти ассоциативные — Концертный зал с дирижёром и ложами, Гриб, Бизон, Фонтан и так далее — включая одну, самую таинственную фигуру. Где-то неподалёку от этого зала (места, где пещера расширяется, называется залами).

Некоторые объекты Лазаревой (Злотской) пещеры имеют и свою историю в мире людей — названия у них соответствующие. Например, Девичья комната — комната, в которой те, кто укрывались в пещере, селили своих женщин. Она имела такой узкий вход, что больше одного человека в неё протиснуться не могло — и у женщин был шанс совладать с каждым воином и удерживать оборону. Вообще, люди жили здесь в медном, бронзовом и железном веках — и, конечно же, позже, когда им приходилось скрываться от непогоды и других людей, особенно в века турецкого ига.

А кроме людей здесь жили пещерные животные — по костям, которые найдены в породе, приблизительно установлен их внешний облик.

Посещение пещеры не может оставить равнодушным. Но, следует предупредить, что даже в сильную жару температура воздуха там существенно ниже, чем снаружи, потому на экскурсию стоит взять с собой тёплую одежду (впрочем, несколько запасных курток всегда есть на входе).

Молодо-зелено: возраст Homo naledi в 10 раз меньше, чем думали

Антрополог Ли Бергер (Lee Berger) шокирует мировое научное сообщество так часто, что мы уже стали привыкать. После того как в Диналеди — потаённой камере в глубине пещеры Райзинг Стар (Rising Star) — было обнаружено 1500 костей неизвестного науке вида Homo, все ждали новых сенсаций. Всю весну 2019 года неутомимый учёный нагнетал таинственность, делал прозрачные намёки в интервью, обещал удивительные открытия.

Наконец, в журнале eLife (замечу, не в Nature или Science, а опять в eLife — журнале открытого доступа) выходит аж 4 статьи. Правда, самому описанию открытий посвящены 2 из них, остальные 2 — «рассуждательные».

Если сверхкратко, то открытий два:

  • Найдены ещё 130 с лишним останков Homo naledi, в том числе — череп;
  • Наконец удалось датировать находки в Райзинг Стар. Им оказалось не 2 млн, а всего лишь «жалкие» 300 тыс. лет.
  • Оказывается, ещё в 2013 году, то есть почти сразу после первых находок в Райзинг Стар, палеонтологи наткнулись на кости в другой камере пещеры — Леседи (слово означает «свет» на языке сетсвана). Правда, откуда там взяться свету — непонятно, от поверхности этот закуток отделяли 86 метров узких и извилистых проходов. До Диналеди тоже не близко — 60 м если по прямой, и 145 м — ползком по пещере. В Леседи учёных ждала новая свалка костей. Судите сами, больше сотни фрагментов, все части скелета, включая ребра, позвонки и прочее. Останки принадлежат минимум трём, а, возможно, четырём особям, в том числе одному подростку. Среди находок есть, например, целая ключица (может показаться, что это мелочь, но найти не обломок, а целую ключицу — редкая удача). И это при том, что раскопана только малая часть камеры — как пишут авторы, в Леседи вынуто только 0,2 кубометра отложений. Что же там дальше? Сколько скелетов ещё хранит Райзинг Стар?

    Анализ новых останков показал: не похожи эти человечки ни на хабилисов, ни на питекантропов, ни на хоббитов с острова Флорес. Они — тоже наледи, родные братья/сёстры своим соседям по Райзинг Стар. Правда, размер мозга у нового черепа, получившего имя «Нео», чуть больше, чем у других «наледь» — 610 см3, но всё равно меньше среднего значения даже Homo habilis.

    Получается невероятная мозаика: с одной стороны, черты всё тех же дремучих ранних Хомо — длинные руки с изогнутыми пальцами, таз как у австралопитека, маленький мозг. С другой стороны — довольно прогрессивные ноги и очень современное строение кисти. Как всё это объяснить?

    Вообще, различия находок в Райзинг Стар не превышают таковых в современной человеческой популяции. Учёные сделали вывод, что, возможно, мы имеем дело с некой древней популяцией, погибшей в результате некого катастрофического события. Но как они попали в пещеру, да ещё в две отдалённые камеры? И здесь Бергер снова педалирует любимую тему намеренного погребения. В самом деле, на останках — никаких следов от зубов плотоядных животных. Нет и признаков перемещения костей водными потоками. Положение останков говорит о том, что тела попали в пещеру ещё целенькими, и уже здесь истлели. Где ещё в мире антропологами найдено подобное скопление костей? На ум приходит лишь одна аналогия — Сима де лос Уэсос в Испании. Там костей более 6 тысяч. А ведь как раз для этого памятника вполне правдоподобна версия захоронения. Правда, у гоминид из Симы мозгов как минимум в два раза больше, чем у наледи. Да и устройство пещер совершенно разное: Сима де лос Уэсос — это вертикальный колодец, сбрасывать тела туда легко и приятно. Другое дело — тащить трупы в кромешной тьме по узким ходам Райзинг Стар. Да и надо до этого было додуматься. Но, в конце концов, какие-нибудь башковитые гоминиды до погребений додумались, а мелкоголовые наледцы у них подсмотрели! Датировка такова, что обитатели Райзинг Стар вполне могли встречаться лицом к лицу с непосредственными предками — Homo sapiens.

    Кстати, о датировках. Специалистам пришлось постараться, чтобы выяснить абсолютный возраст останков. Однако, наконец, оптическим и уран-ториевым методами в сочетании с палеомагнитным удалось датировать отложения Диналеди — получилось от 230 до 415 тыс. лет. Затем, комбинируя два мудрёных метода — урановых серий и электрон-спин-резонанс — датировали 3 зуба наледи, и ещё больше уточнили возраст: 236—335 тыс. лет. Если датировка верна, то наледи оказались в пещере более чем через миллион лет после исчезновения ранних Хомо — по крайней мере, согласно классическим представлениям. Где же они прятались все эти годы? Здесь мнения специалистов расходятся. В прессе звучат экзотические точки зрения.

    Например, Бернард Вуд (Bernard A. Wood) из Университета Джорджа Вашингтона (The George Washington University) заявил, что наледи могли произойти от каких-то прогрессивных гоминид, отделившись от них относительно недавно. А их особенности, кажущиеся примитивными — на самом деле результат эволюции в относительной изоляции, каковая, по мнению Вуда, существовала на юге Африки. «Без конкуренции предкам наледи не нужны были большие мозги, а раз тяжёлая голова не давит на скелет, то и костяк приобрёл черты, характерные для более ранних гоминид», — резюмирует американец. Аналогия, которая приходит на ум — «хоббиты» с острова Флорес. Но Южная Африка — всё-таки не остров. Другие эксперты считают наиболее вероятным, что Homo naledi — прямые потомки ранних Хомо или даже прогрессивных австралопитеков. «Они должны находиться близко к корням рода Homo», — пишет Крис Стрингер (Chris Stringer), антрополог из лондонского Музея естественной истории (Natural History Museum, London). Почему же раньше не находили их останки? Да, может быть, и находили, только фрагментарные, которые принимали за привычных эректусов?

    Так считает и сам Бергер. Вопреки мнению Вуда, он полагает, что Южная Африка не была изолированной, а, напротив, здесь находился своего рода «плавильный котёл», в котором возникли разные формы человека, включая наших прямых предков. Как объяснить странное сочетание примитивных и продвинутых особенностей наледи? Может быть, здесь имела место пресловутая гибридизация с какими-нибудь Homo erectus, а то и с «архаичными Homo sapiens»? Ведь смешивались кроманьонцы с неандертальцами и денисовцами, а чем наледи хуже? Зубы наледи говорят о том, что эти загадочные гоминиды хорошо питались. У такого вида должен быть широкий ареал, возможно, простиравшийся далеко за пределы Южной Африки. У наледи достаточно длинные ноги, чтобы преодолевать большие расстояния. Не покидали ли они Африканский континент? Дальнейшие рассуждения всё более и более спекулятивны. Кисть Homo naledi приспособлена к изготовлению орудий. Так почему бы не предположить, что люди из Райзинг Стар обладали культурой? Смотрите, ведь как раз в эпоху конца среднего плейстоцена, в диапазоне 780 и 130 тыс. лет — а именно туда попадают наледи — в Африке до обидного мало хорошо датированных находок гоминид. Находки орудий в этом интервале традиционно приписывали Homo erectus и их потомкам. А вдруг всё не так, и африканский средний каменный век — дело рук неуловимых наледи?

    «Стой, Бергер, остановись!» — хочется сказать. Ведь никаких орудий в Райзинг Стар не найдено. Но, похоже, сам первооткрыватель понимает, что для уверенных утверждений нужны новые доказательства. А для этого требуется свежий взгляд. «Чёрт возьми, я хотел бы стать молодым археологом прямо сейчас», — сокрушается Ли Бергер.

    Тайны Игнатьевской пещеры

    Настоящее нерукотворное чудо находится внутри пещеры, местные жители называют его Игнатьевской Богоматерью. В последние годы возле Ее лика постоянно горят свечи, паломники приносят и ставят рядом с ним иконы.

    Согласно преданию, здесь долгое время жил таинственный отшельник, старец Игнатий — по его имени и названа пещера

    Кем был святой отшельник?

    Богата на легенды и загадки южноуральская земля. Природа щедро одарила этот край. Густые хвойные леса, журчащие ручьи и быстрые реки, отвесные голубые скалы манят сюда людей. Уникальным памятником времен палеолита по праву считается Игнатьевская пещера (по-башкирски ее называют Ямазы-Таш). Она находится на правом берегу реки Сим в 7 километрах вниз по течению от деревни Серпиевка Катав-Ивановского района Челябинской области. В 1949 году (по другим сведениям –1961-м) Игнатьевская пещера была объявлена памятником археологии, а в 1995 году она вошла в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

    Пещера имеет богатую историю, с ней связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них, здесь долгое время жил старец, отшельник Игнатий – по его имени и названа пещера. Здесь же в конце XIX века он умер и был похоронен. Святой старец почитался, даже после смерти к нему стекался народ из соседних городков, сел и деревень.

    Игнатьевская пещера была объявлена памятником археологии, а в 1995 году вошла в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения

    Вокруг этой личности немало легенд. По одной из них – это был не кто иной, как император Александр I, сменивший славу мира сего на тяжкий крест странничества. Другая легенда, например, утверждает, что старец на самом деле был братом российских царей Александра I и Николая I, великим князем Константином Павловичем, который в последние годы жизни предпочитал уединение.

    Передвигаться по пещере иногда приходится на корточках, а то и ползком по низким переходам

    Сколько лет пещере?

    Точно никто не ответит. В 1980 году в пещере работала группа археологов. Они совершили здесь сенсационное открытие: в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены около 40 групп рисунков первобытных людей. Этой наскальной живописи, по оценкам специалистов, уже 14 тысяч лет. На стенах довольно реалистично изображены быки, мамонты, сцены охоты на них, геометрические символы, изображения человека в окружении красных точек. Пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России только три: Капова в Башкирии, Колокольная и Игнатьевская в Челябинской области.

    В 1980 году археологи совершили здесь сенсационное открытие: в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены около 40 групп рисунков первобытных людей

    Подземные залы и галереи, расположенные в труднодоступных местах вдали от дневного света, скорее всего имели священное значение и служили местом проведения неких обрядовых действий. Считается, что эта пещера была святилищем для древних людей, чем-то вроде храма.

    Главная галерея пещеры протянулась примерно на 130 метров. Аркообразный вход в нее называется гротом Столба. Самое грандиозное помещение – Большой зал, высота потолка которого в некоторых местах достигает 8 метров. Чтобы из входного грота попасть в Основной коридор приходится опускаться на корточки, а чтобы попасть в Большой и Дальний залы, придется ползти по низкому переходу либо воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который также ведет в Дальний зал на высоте 4,5 метра от пола пещеры.

    Нерукотворный образ Божией Матери

    В глубине пещеры расположено натечное кальцитовое образование, по форме напоминающее образ Божией Матери. Местные жители называют это нерукотворное чудо Игнатьевской Богоматерью.В последние годы возле ее лика постоянно горят свечи, паломники приносят и ставят рядом с ним иконы.

    Игнатьевская пещера довольно удобна для посещения (в ней в отличие от многих других – сухо), она пользуется большой популярностью у верующих людей и просто туристов.

    Самое грандиозное помещение – Большой зал, высота потолка которого в некоторых местах достигает 8 м

    фото Светланы Кузьминой

    Автор: Администратор

  • Фото: Администратор
  • —>

    Лучшие неизвестные пещеры Юкатана

    Юкатанская дорога — узкая полоса плохого асфальта, ползущая через джунгли, перепрыгивающая через лежачих полицейских на въездах и выездах из многочисленных деревенек — едва видна в свете моих плохо откалиброванных фар. На этот раз я за рулём собственного автомобиля, со мной Том — мой друг из Израиля — и швед, с которым мы познакомились по интернету и договорились поехать в путешествие вместе, чтобы поделить расходы.

    Мы едем по задворкам Юкатана, обгоняя покосившиеся грузовички и колымаги, коими полнится земля мексиканская. На центральных трассах дело обстоит иначе, но наш маршрут вылезает на них всего на паре участков.

    У одной из деревень подбираем голосующих аборигенов. Прочитавший эти слова? наверно представил себе сейчас индейцев с перьями в длинных черных волосах, в руках у которых ритуальные топорики. Таких аборигенов (ну, почти таких) мы тоже встретили в нашем путешествии, но случилось это несколько позже и в Чьяпасе, а пассажиры наши были обычными маленькими пузатенькими метисами, одетыми в европейского вида (и, вероятно, китайского производства) одежду. Примерно как на фото, только без фартука и апельсинов, к сожалению:
    — Куда вам, амигос? Мы сами в Текаш едем.
    — Нам тут недалеко, до соседнего городка.
    — Садитесь.
    Я открываю боковую дверь, и четыре пары черных глаз с удивлением обнаруживают в машине трех больших белых людей.

    — В Текаш едете? У меня там отец живет. Его друг — профессиональный пещерный гид.
    — Есть ли у профессионального пещерного гида телефон? Его-то нам и надо.
    — Сейчас у папы спрошу.
    Через некоторое время мы обрели желанный телефон. Выяснилось, что в момент звонка пещерный человек и папа вместе пили пиво на завалинке.
    Пассажир наш оказался работником банка. Он ездит по деревням и ищет там клиентов. Говорит, что дела идут неплохо. Второй товарищ довольно быстро покинул нашу машину, и подробности его жизни остались мне неизвестны.

    Текаш

    Текаш — небольшой колониальный городок, где из достопримечательностей есть только собор и рынок. Мы сюда приехали из-за диких нетуристических пещер, не известных русским туристам.

    В Текаше мы первым делом позвонили «пещерному человеку». Он приехал быстро. В меру упитанный мужчина в самом расцвете сил и на велосипеде. Гид за свои услуги захотел 500 песо с группы (35 долларов). Вход в сами пещеры бесплатный, но попасть туда без гида невозможно, да и опасно — в них очень легко потеряться. После недолгого разговора с выяснением подробностей предстоящей на следующий день экспедиции, мы отправляемся в посаду, отрекомендованную нашим новым другом.

    Посадой в Мексике называют недорогую гостиницу. Наша похожа была на мотель в какой-нибудь богом забытой глуши, как в американском кино,только глушь была мексиканская. Номер на троих (с двумя двуспальными кроватями) обошёлся нам в 20 долларов. Это средняя для Мексики цена за номер с двумя кроватями в дешёвом месте. В таких отелях как правило нет интернета и удобств кроме санузла и горячей воды. При этом номера довольно чистые, хоть и старые. Найти такую гостиницу нетрудно — скажите местным, что вы ищете не «отель», а «посаду»!

    Чокантес

    Пещеры Чокантес я впервые увидела на фотографии в книге о подземной части Юкатана, и сразу решила, что туда нужно обязательно залезть!

    Мы вышли из города пешком. Он закончился быстро и незаметно. Гид послал с нами своего напарника — маленького разговорчивого индейца.
    До пещер идти примерно километр. Вход в пещеры закрыт на замок. Бывали случаи вандализма, да и потеряться в разветвлённой подземной системе — раз плюнуть.

    Сначала протискиваешься вовнутрь, потом просто шагаешь с камня на камень, а затем начинается самое интересное.

    Перед тем, как лезть дальше, надеваем наколенники и налокотники, в роли которых выступают обычные женские прокладки.

    Забавно, как мексиканская привычка жить одним днём проявляется и в таких мелочах. Вместо того, чтобы купить один раз налокотники, которые не так уж дорого стоят, и пользоваться ими лет пять минимум, наш гид каждый раз покупает упаковку прокладок. Прокладки стоят не очень дёшево, покупка налокотников окупится уже через пару месяцев. Но нет, зачем мне сегодня платить больше, когда я могу платить меньше? То, что уже завтра ты на этом сильно сэкономишь, мексиканцам обычно невдомёк.
    Мы оделись и поползли.

    Поползли в прямом смысле — дальше туннель, преодолимый только ползком. Туннель длинный и постепенно сужается. Кое-где приходится ползти полностью лёжа, прижав согнутые руки к земле вплотную. Экстрим.

    На входе в очередную секцию маленький гид внезапно начал пятиться. Я крикнула ребятам, что нам надо немного отползти назад.
    Вылезли.
    — Что случилось?
    По бледному лицу гида было понятно, что дело серьёзное.
    — Там змея. Очень ядовитая.
    Я перевела. Лучше бы я этого не делала.
    Когда все успокоились, гид попросил у Тома палку. Том подобрал где-то кусок дерева и примотал к нему изолентой фонарик.
    — Теперь ты совсем как ветхозаветный пророк. Только не бей по камням палкой слишком сильно — один из твоих соплеменников так сделал — и полилась вода.

    Хохот Тома и шведа разнёсся по пещере. Все успокоились. Человек не может одновременно испытывать страх и смеяться.

    Гид пошуровал в пещере палкой, потом с опаской заглянул внутрь.
    — Змея убежала, можно ползти дальше!
    Мы поползли. Когда сил уже почти не осталось, туннель расширился и превратился в большую подземную комнату.

    По «стенам» комнаты стекали застывшие водопады снежной соли, искрящиеся и сказочные. Пол тоже ими частично покрыт. В некоторых местах пещеры, где пол покрыт «снегом», ходить в обуви нельзя.

    Я оказалась единственным человеком без носков. Босым ногам было больно, и Том великодушно предложил воспользоваться своей спиной.

    «Это ужасно! Такое унижение для женщины!» — позже сказал мне по этому поводу швед. Ненавижу феминистов.

    Для тех, кто хочет посмотреть пещеры, но не хочет перемещаться ползком, есть пещеры Лол-Тун. Они гораздо более туристические, но не менее красивые:

    ?

    Название переводится как «каменный цветок». Длина пещерной системы — 5 километров.

    Майя верили, что пещеры являются входом в потусторонний мир — Шибальбу. У входа на камне вырезан воин — охранник:

    Внутри пещер сохранились иетроглифы в виде рук древних майя:

    Вход в пещеру стоит около 5-ти долларов (выдают официальный билет с ценой, не обманывают). Каждый час от входа отправляется тур с гидом, к которому можно присоединиться. Открывались пещеры на момент моего посещения в 9. Последняя группа уходила в 16.30 в низкий сезон и в 17.30 — в высокий.

    Сталактиты, на кончиках которых блестят капли воды — живые. Они растут очень медленно. Вода стекает по отверстию внутри сталактита, неся с собой соли кальция.

    В Ривьера-Майя также есть красивые пещеры, но там туристов гораздо больше и цена выше примерно в 10 раз — Кантунчи , Рио Секрето, Эксплор (парк). Наиболее бюджетный и нетуристический вариант на Ривьера-Майя — пещеры Лабна-Ха.

    Смотрите так же:  Кунгурская пещера температура