Меню

Политическое развитие страны власть и церковь церковный раскол

Урок с ЭОР. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Церковный раскол»

Цели и задачи урока:

  • сформировать у учащихся представление о роли Русской православной церкви в истории Российского государства XVII в.;
  • дать представление о мотивах, сущности и результатах церковной реформы XVII в.;
  • научить самостоятельно анализировать исторические события и явления, а также выявлять причинно-следственные связи между ними;
  • продолжить формировать умение давать характеристику деятельности исторической личности (патриарх Никон, протопоп Аввакум);
  • осуществлять нравственное воспитание, формирование толерантности.
  • Личностные. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

    Метапредметные. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

    Предметные. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов. Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность. Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, дифференцированно-групповая.

    Необходимое оборудование: компьютер учителя, мультимедийное оборудование (проектор, экран, колонки).

    Структура и ход урока


    пп
    Этап урока Название используемых ЭОР
    с указанием порядкового номера (Приложение 1)
    Деятельность учителя
    (с указанием действий с ЭОР)
    Деятельность ученика Время
    (в мин.)
    1 Организация начала урока Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Постановка цели урока. 1
    2 Проверка выполнения домашнего задания ЭОР-1. Иллюстрация (портрет Филарета)

    ЭОР-2. Иллюстрация (изображение Михаила Романова)

    ЭОР-3. Иллюстрация (изображение Алексея Михайловича) Фронтальная беседа по вопросам:

    Дайте характеристику первым Романовым.

    Как изменилась система государственного управления в XVII веке?

    Инструктаж выполнения и проверки теста по теме: “Политическое развитие страны” Беседа по вопросам

    Выполнение теста (3-5 вопросов)

    Проверка при помощи мультимедиа 6+3 3 Актуализация и мотивация учебной деятельности ЭОР-4. Схема “Структура Русской православной церкви в XVII веке” Введение в тему урока

    Представление на экране анимированной схемы “Структура Русской православной церкви в XVII веке”

    Церковь и государство в XVII веке

    К началу 40-х годов XVII века в России наметился явственный церковный раскол, связанный со стремлением церковнослужителей к централизации духовной власти, отделением ее от светской и постановке выше по рангу последней. В это время церковь утратила ведущие позиции, занимаемые ею во времена Смуты и первые годы правления Михаила Романова. Несмотря на то что Филарет – первый Российский митрополит, стремился скорее к превращению России в теократическое государство, этого не произошло.

    Между богословами зародился спор о необходимости подправить некоторые аспекты церковного служения, повышения нравственного облика представителей духовной власти и поиске средств для противодействия проникновению в духовную среду светских канонов.

    В этот период в Москве начинает действовать общество ревнителей благочестия, куда входят будущий патриарх Никон и его оппонент в духовных вопросах – Аввакум. Никон предлагал взять за образец для подражания в будущем церковном реформировании греческую церковь, Аввакум же отстаивал необходимость возвращения к старорусским обрядам.

    Так возник первый церковный раскол, обострившийся после того как Никон получил патриаршую власть. Никон, как и его предшественник, стремился превратить страну в теократическое государство, но спустя 8 лет борьбы, был лишен сана и отправлен в ссылку. С уходом Никона раскол не только не прекратился, но продолжился с новой силой, поскольку намеченных им преобразований никто не отменял. Несогласных с Никоном и его последователями стали называть старообрядцами.

    1. Упорядочение и централизация церковной (а шире – всей духовной жизни) вслед за аналогичными процессами в социально-экономической и политической сферах.

    Нужная, но неумело, поспешно и жестоко осуществленная реформа вызвала Раскол (в него ушло от 1/4 до 1/3 русских людей).

    Социальный и духовный переворот, вторая после смуты национальная трагедия.

    2. Не затрагивались основы православия, только обрядовая сторона (крестный ход по ходу Солнца, 2>3 перстное крещение, «аллилуйя» — трижды, а не дважды).

    3. Борьба за укрепление авторитета церкви;

  • возвращение к старине;
  • протест против существующих порядков (крепостничество, централизация, гнет правительства);
  • унификация, социокультурные последствия;
  • Выход спора за церковные рамки, перенос борьбы в массы> феномен старообрядчества.

    Недовольство вызвал сам факт вмешательства светской власти в духовные дела, в традиционную культуру. Духовный мир воплощался в «истинной вере». И обрядовая сторона в любой религии чрезвычайно важна.

    Истинное православное царство (третий Рим) повредилось.

    4. Спор об образцах (древнерусские или греческие книги).

    Принципиальный выбор между византийским и западным наследием, а в конечном счете между Россией и Европой.

    Конфликт Никона со светской властью (действия патриарха шли вразрез с политическими процессами, характерными для второй половины XVII века).

    1658г. – отставка, принятая с неприличной поспешностью.

    1666г. – Церковный собор подтвердил отставку.

    Сложное, противоречивое явление, отразившее различные идейные воззрения и социальные интересы.

    Впервые ИДЕЯ разделила граждан одного государства. Она встала выше классов, сословий, личных привязанностей и вражды. Среди старообрядцев были бояре, священники, крестьяне и др.

    1. фанатическая преданность старине и идее «Третьего Рима»;
    2. непримиримо-враждебное отношение к власти, светскому знанию, всему новому;
    3. отказ от общения с инакомыслящими, со всеми, кто не разделяет их взгляды;
    4. часто – изуверская форма протеста (коллективное самосожжение).

    Старообрядцы увидели в реформе :

    • стремление европеизировать, латинизировать государство;
    • подрыв веры в особую историческую роль России и ее великое будущее;
    • покушение на истинную веру – веру предков, подмену сущности вероучения, ибо государственной властью и церковным руководством овладел Антихрист.

    Раскол всколыхнул сознание миллионов людей, заставил их усомниться в легитимности существующего миропорядка. Раскол произошел и между официальной светской и духовной властью т значительной частью общества. Он дал толчок общественной мысли, подготовил почву для грядущих преобразований.

    Отличная таблица! Все четко, кратко, последовательно. Спасибо за такое наглядное и последовательное изложение материала по церковной реформе!

    Самые бессмысленные революции и войны совершаются именно из-за веры. В те времена многие даже покинули страну. На месте царя, я бы пресекла все это. Церковь желала стать выше светской власти, иметь больше власти, к тому же мешала развитию и политике. Это было в силах правящей власти, но увы.

    Народ никогда спокойно не примет церковные реформы. Хотя отделение церкви от светской власти могло бы послужить хорошим образцом проведения таких реформ. Церковь всегда была подчинена государству и неразрывно с ним связана. Можно было бы показать людям другую сторону веры. А вообще такая вещь, как вера в душе каждого человека априори отрицает понятие реформы. Отсюда и приверженность старообрядческву и сопротивление со стороны больших масс.

    Все церковные реформы 17 века, так или иначе, были направлены на укрепление политического влияния церкви в стране. Патриарх не мог просто смириться с тем, что Россия становится светским государством, а каждый из последующих митрополитов и патриархов просто пытался удержать у себя в руках больше политического влияния чего и разрабатывались новые каноны веры.

    Справедливо ли церковь отделили от государства? Давайте и я разберусь. Первыми отделила церковь от государства Франция и её «революция» с обезглавленной головой Марии-Антуанетты и падением манахии. Мария-Антуанетта сутками проводила за молитвой, но «бог» оказался бессильным. Репутация церкви, как защитницы была полностью подавлена и подорвана. Церковь и представляет защиту и интересы «наместников». С ними жестоко расправились и церковь была отделена от государства. В 1917 история повторилась в Российской империи. Шли годы, менялась мода и нерушимый Советский союз в одно мгновение прекратил своё существование и церковь стала оживать. Религия — это культура страны и корневые её традиции. На любой праздник все без исключения выполняют или просто понимают повседневные традиции: покупают подарки, цветы, накрывают праздничный стол, одевают праздничные одежды. Это культура и это традиции. Религия — это та же традиция. У одних её много у других нет или по возможности или по душевной необходимости. Должна быть ли церковь отделена от государства? Я с 25 лет владею гипнозом. Мне профессионально понятна «магия слова» или просто «молитва». Не всегда «боже, помолимся», смешно. Если взять с научной стороны и доказанные эксперименты с мозгом, где утверждают, что мозг человеком используется на 1, а другие на 10-20 процентов, то я, как профессионал могу уверенно предположить, что «магия слова» именно та область мозга, которая у человека находится в бездейственном состоянии. В религии это молитва. На столе есть много блюд и человек выбирает для себя то, что что ему по вкусу. В библии есть много текста и молитв, можно для себя выбрать самое близкое. Религия — это культура нации и как её государство представляет такая и духовность нации. Франция и без церкви передовое государство в мире с уровнем жизни намного выше России. Согласна. Но в какую страну мира после 1917 года было вывезена вся золотая казна Российской империи? Вспомним, что один из двоюродных братьев Николая II, который был как две капли воды похож на императора Российской империи был французом. Религию нужно понимать. «Где твой бог когда тебя убивают?» Ответ простой. Он вместе с убиенной. Для того, что бы «бог помог» нужно понимать религию на научном уровне, а молитву, как компьютерную программу. По такому же принципу и происходит действе заклинаний. «Да, пошёл ты ..». И заметьте, что именно это действие начнёт вас преследовать и проявляться.
    М. Горбачёв вошёл в историю не как глава СССР, страны о которой уже никто не помнит, а тем более о её лидерах. Он вошёл в историю тем, что развалил почти без единого выстрела, учитывая территорию, «союз могучих, нерушимых республик». Развалил страну, которая доминировала в мире бессмертием.
    Возврат исторического статуса церкви, как культуры в нации, вернув её государственный статус — это возможность кому-то войти в историю.
    Кроме разных функций церковь имеет неоспоримый авторитет у людей преклонного возраста. Люди в возрасте чаще хотят быть ближе к богу. Старость в странах, а тем более в бывшем СССР с её «домами престарелых» вызывают ужас и страх. Если бы церковь с государственным статусом взяла на себя область «домов престарелых», которые имели бы вид монастырей божьих и находились при церкви, то встреча с богом была бы праздником, а не мучением людей, умирающих, как животные.
    Не церковь соперница государству, а время ставит всё на свои места.

    Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

    Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.

    Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.

    За устранение разночтений и исправление богослужебных книг, а также ликвидацию местных различий в церковной практике, выступали члены Кружка ревнителей благочестия, сформировавшегося в конце 1640 х — начале 1650 х годов и просуществовавшего до 1652 года. Настоятель Казанского собора протопоп Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь считали, что русская церковь сохранила древнее благочестие, и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, дворянин Федор Ртищев, к которым позднее присоединился архимандрит Никон (позднее — патриарх), ратовали за следование греческим богослужебным образцам и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

    В 1652 году митрополит Никон был избран в патриархи. Он вступил в управление русской церковью с решимостью восстановить полное согласие ее с греческой церковью, уничтожив все обрядовые особенности, которыми первая отличалась от последней. В сознании этого долга патриарх Никон приступил к исправлению русских богослужебных книг и церковных обрядов по греческим образцам. В 1653 году перед великим постом им был разослан указ о том, сколько следует класть земных поклонов при чтении великопостной молитвы святого Ефрема Сирина (четыре вместо 16), предписывая также креститься тремя перстами. Затем предметом его критики стали русские иконописцы, которые отступили от греческих образцов в писании икон и применяли приемы католических живописцев. Далее он ввел вместо древнего одноголосного пения многоголосное партесное, а также обычай произносить в церкви проповеди собственного сочинения — в древней Руси видели в таких проповедях признак самомнения. Никон сам любил и умел произносить поучения собственного сочинения.

    Также на богослужении вместо пения «Аллилуйя» два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры («В Духа Святаго Господа истинного») убрал слово «истинного».

    Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

    Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

    Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

    Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

    С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

    Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

    Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия «толков» и «согласий». Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

    Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне.

    Постепенно большинство старообрядческих согласий, особенно поповщина, утратило оппозиционный характер по отношению к официальной церкви. В 1800 году часть старообрядцев поповцев пошла на соглашение с официальной церковью. Сохранив свою обрядность, они подчинились местным епархиальным архиереям. Поповцы, не пожелавшие идти на примирение с официальной церковью, создали свою церковь. В середине XIX века они признали своим главой находившегося на покое боснийского архиепископа Амвросия, который центром старообрядческой организации сделал Белокриницкий монастырь (ныне территория Черновицкой области, Украина). В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия, ставшая вторым центром старообрядцев Белокриницкой иерархии. Часть общины поповцев, которые стали называться беглопоповщиной (они принимали «беглых» попов — перешедших к ним из православной церкви), не признала Белокриницкую иерархию.

    Вскоре в России были учреждены 12 епархий Белокриницкой иерархии с административным центром старообрядческим поселением Рогожское кладбище в Москве.

    До 1685 года правительство подавляло бунты и казнило нескольких вождей раскола, но специального закона о преследовании раскольников за веру не было. В 1685 году при царевне Софье был издан указ о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Прочих старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, поеле конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь».

    Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году.

    Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

    В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

    Старообрядцам, пожелавшим вернуться в синодальную церковь, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

    В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, «соблазняющие» верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

    16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая «распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища». На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский «Указ о веротерпимости» гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

    В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

    — «О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им»;

    — «Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию»;

    — «Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие».

    Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

    12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

    Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

    ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА

    Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.

    Церковные реформы

    В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочествия». В него вошли видные церковные деятели и светские лица: духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх, Никон, окольничий Ф.М. Ртищев. Наиболее заметным из провинциальных «ревнителей» был протопоп Аввакум из Юрьевца Поволжского. Царь Алексей Михайлович явно благоволил кружку. Целью его программы стало введение богослужебного единообразия, исправление ошибок и разночтений в церковных книгах, а также упрочение нравственных устоев духовенства.

    Первые попытки реформ были предприняты тогда же в 1640-е годы. Но к концу 40-х кружок потерял былое единомыслие. Одни «ревнители» (Иван Неронов, Аввакум) выступали за правку книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев), стояли за обращение к греческим образцам и уставам. По сути это был спор о месте России в православном мире. Никон полагал, что Россия для осуществления своей мировой миссии должна усвоить ценности греческой православной культуры. Аввакум считал, что Россия – Третий Рим не нуждается во внешних заимствованиях. В итоге победила точка зрения Никона, ставшего в 1652 году патриархом. Тогда же начал он свою реформу, призванную ликвидировать расхождения в обрядах восточной и Русской церквей. Это было важно еще и в связи с начавшейся борьбой с Речью Посполитой за присоединение Украины.

    Изменения затронули обрядовую сторону богослужения: теперь вместо шестнадцати поклонов нужно было класть четыре; креститься не двумя, а тремя перстами (тех, кто отказывался это делать, с 1656 года отлучали от церкви); совершать крестные ходы не по солнцу, а против солнца; возглашать во время службы «аллилуйя» не дважды, а трижды и т.д. С 1654 года стали изыматься иконы, написанные на «фряжский», то есть иностранный манер.

    Также началась масштабная «книжная справа». В церковный обиход был введен новый Служебник, в основу которого было положено греческое издание 1602 года. Это вызвало множество разночтений с русскими богослужебными книгами. Таким образом, исправление книг, совершавшееся по новогреческим образцам, на практике не учитывало не только древнерусскую рукописную традицию, но и древние греческие рукописи.

    Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.

    Раскол

    Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.

    Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.

    Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.

    Лидеры раскола

    Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».

    Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.

    Крупнейшим протестом против реформ стало Соловецкое восстание 1668-1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками.

    Идеология раскола

    Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осужденная собором 1666-1667 годов. Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказался на грани гибели, прихода Антихриста и конца света. Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришел в мир в лице Никона, по другим Никон был только его предтечей, по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист. Если же Третий Рим пал, а четвертому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно уходить из мира, бежать в «пустыню». Местами, куда бежали раскольники, стали район Керженца Нижегородского края, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье, Зауралье, Дон.

    Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.

    Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.

    Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.

    Практика самосожжений

    Широкие эсхатологические настроения в среде староверов приводили многих к крайней форме отрицания мира, в котором воцарился Антихрист – а именно к уходу из него через самосожжение. Множество «гарей» совершалось в ответ на гонения властей. К концу XVII века таким образом погибли более 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучители были против практики «гарей», как, например, инок Евфросин. Но в последние десятилетия XVII века возобладал взгляд Аввакума.

    Раздел старообрядчества

    В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.

    Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

    Государство и церковь в XVII веке. Раскол

    Государство и церковь в XVII веке. Раскол

    Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть.

    Церковь и монастыри располагали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.

    После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

    К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640-м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.

    Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.

    Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.

    После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.

    Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.

    Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.

    Смотрите так же:  1 июня в церкви