Питер часовня ксении петербуржской

Смоленское кладбище: люди, могилы, чудеса блаженной Ксении

10 августа (28 июля по старому стилю) совершается празднество в честь Смоленской иконы Божией Матери. В Санкт-Петербурге существует посвященная этой иконе церковь, которая располагается на Смоленском кладбище. И храм, и кладбище много значили и значат для православных петербуржцев хотя бы потому, что здесь почивают мощи покровительницы Санкт-Петербурга блаженной Ксении. К этому празднику предлагаются воспоминания заслуженного врача, ветерана труда Галины Георгиевны Руденковой, посвященные судьбам Смоленского храма и кладбища в 40–50 годы XX века.

1945 год мы встретили далеко от Ленинграда, за Уралом, в эвакуации, и до поры до времени не могли выехать в родной город, чтобы со своими земляками встретить замечательный день радости и ликования – День Победы. Военный завод-дублер неохотно отпускал своих работников. Мы смогли вернуться в Ленинград только к осени 1945 года.

Немногочисленные храмы города были переполнены молящимися и вынужденными прихожанами. Люди после работы ежедневно шли на вечернее богослужение, где в благостной обстановке и в тепле коротали время, чтобы не докучать родственникам, приютившим их на время разрешения жилищной проблемы. Многие прожили в коридорах больших многокомнатных квартир до трех или даже пяти лет. Значительно позднее некоторых из них в храме я больше не видела.

Зимой 1945–1946 года утром в воскресенье мы спешили на Смоленское кладбище к стене часовни Ксении Блаженной. Часовня была закрыта. К 10 часам утра приходил высокого роста, плотного сложения священник. Сверху на теплую меховую доху был одет подрясник, фелонь и епитрахиль. Рядом стояла средних лет женщина, чернявая, полная, ее он называл Дуня. Помощница священника в темном одеянии бодро собирала записки с небольшим, можно сказать – скудным, подаянием. Священник с добрым светлым лицом, полными губами и необыкновенно доброжелательными глазами сначала служил молебен, старательно прочитывая все имена. Часто поднимал глаза к небу и, видно, крепко молился о каждом из нас.

Затем служилась панихида. Помощница батюшки Евдокия пела громко, твердо, мы же робко подпевали батюшке и ей. Отец Василий (с какой-то богословской фамилией – то ли Введенский, то ли Преображенский) как-то особенно прочитывал имена усопших, упирая на слово «воин»: «воина Иоанна, воина Петра…» Женщины горько плакали. Иногда голос священника начинал дрожать, а по его крупному лицу текли слезы. Когда же пели «Со святыми упокой», никто не сдерживал слез, рыданий и причитаний, всех объединяло общее горе.

Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только батюшка доставал их в смутное время вражды против Церкви?

Служба, если так можно назвать молебен и панихиду, заканчивалась целованием креста. Батюшка, как мог, утешал молящихся, иногда детям раздавал немудрящие подарки – конфеты, маленькие фотографии икон. Дети целовали эти импровизированные иконочки. Где только он их доставал в это смутное время вражды против Церкви? Правда, в годы войны и человеческих страданий богоборчество приутихло, многие повернулись к Богу, многие были очевидцами чудес и спасения обратившихся ко Господу, тех, кто попадал в самые трагические ситуации.

Через некоторое время открыли часовню Ксении Блаженной, точной даты я не упомню, но помню, что когда ее открыли, создалось впечатление, что она никогда не закрывалась. На стенах висели старинные иконы, пол был покрыт изразцовой плиткой, а у окна на полу стояла низенькая, из нежно-белого мрамора гробница, очень гармоничной формы, с золоченым крестом на передней стенке. Дверей было две: в одну входили, в другую выходили после молебствия. После окончания панихиды и целования креста люди выходили, и на их место заходили следующие, заполняя внутреннее пространство часовни, и всё повторялось сначала: молебен, панихида и т.д. Очередь в часовню доходила до самого храма Смоленской иконы Божией Матери. Никто не лез вперед. Все с каким-то особенным благостным настроением стояли в этой очереди, рассказывали о своих бедах и невзгодах, делились радостями, знакомились и даже создавали семьи. Блаженная матерь Ксения – удивительная споручница семьи и детских судеб. Сколько чудес было около этих святых стен! Сколько радости приносила матушка Ксения измученным войной людям, особенно детям!

Малышке очень хотелось резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши.

Одной маленькой девочке очень хотелось иметь резиновый мячик. До того ли было матери, которая не знала, что выкупать по карточкам – валенки или галоши. До игрушек дело не доходило. Как-то мать собирает девочку на службу в часовню, советует помолиться Ксении Блаженной и рассказать ей о своей мечте. Возвратившись домой, девочка с горечью жалуется маме, что никакого мячика она не получила. В это время раздается звонок в квартиру: на пороге стояла крестная девочки с резиновым мячом в шелковой сетке. Она пришла поздравить крестницу с Днем ангела и напомнить матери об этом семейном празднике.

Как-то однажды в воскресенье мы шли из часовни по главной дорожке и увидели, что боковые двери храма открыты и из них выносят старые доски, ржавое кровельное железо. Жители ближних домов рассказывали, что с соседнего храма очень красивой архитектуры[1] снарядом снесло купол, и жители решили сохранить хотя бы кровлю и перенести железо в Смоленский храм, где крыша не пострадала от обстрелов. За последующие годы железо проржавело и ни на что не годилось.

Отмыли стены храма, пол покрыли досками, которые старательно натирали мастикой. Щеток не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Люди с радостью и одушевлением очищали храм от мусора, железа и щебенки. Моя мама в черном бархатном пальто с белым песцом быстро включилась в работу. Какое-то необыкновенное светлое чувство наполняло нас, мы не обращали внимания на порванные в работе перчатки, на плечи брали тяжелые доски, и вскоре храм был очищен от мусора. Однако вид храма внутри был более чем печальный. Когда-то красивые фрески были закопченными, огромная панорама «Исцеление дочери Иаира» была покрыта толстым слоем копоти и грязи, и с трудом просматривалась величественная фигура Христа. Как могли, мы отмыли стены, каменные плиты пола покрыли досками, которые мы старательно натирали мастикой. Щеток на всех не хватало, и я натирала пол своим валенком.

Как-то после всенощной накануне большого праздника народ толпой вышел из храма, шли по берегу реки Смоленки на трамвай № 11. Мама с восторгом сказала: «Какое счастье, столько народу пришло в храм!» На это незадачливый батюшка отец Михаил («старый», как мы называли его между собой) заметил, что во время войны много мужчин погибло на полях сражений, вот женщины и приходят в церковь посмотреть на священников. Моя мама не растерялась и ответила, что на мужчин смотреть лучше на пляже, а в храме в лице священника мы видим образ Христа.

Другой отец Михаил был совсем иного склада, по выражению писателя В.Н. Лялина, священник «высокой пробы». Он был молод, красив, вьющиеся каштановые волосы обрамляли благородное лицо. Во время проповеди, отрываясь от листа бумаги (копия находилась в епархии и у уполномоченного, для слежки), он горячо говорил о действии Святого Духа в современном мире, о благодати Господней, о молитве за ныне живущих и погибших в тяжкие годы войны. В это время его глаза светились каким-то янтарным светом. В своей поэме Владимир Солоухин пишет, что Свет Небесный

Костром горит, огнем манит в ненастье,
В словах сквозит и светится из глаз.

Отец Михаил был удивительно талантливым проповедником и через кордоны запретов старался донести до нас Христову Истину в том свете, который оставили нам апостолы. Его старший сын Ника сослужил с ним в алтаре, на нем был старенький дореволюционный стихарь, в котором он выглядел истинным служителем Церкви. Несмотря на малый возраст (ему было лет 8), он был очень серьезен, собран, делал всё четко и правильно. Во время Пасхальной седмицы было видно, как он сосредоточенно стоял недалеко от Престола, углубленный взгляд свидетельствовал об искренней молитве, какая только могла быть в его детском чистом сердце.

Братик Ники был значительно младше его. В легкой сусликовой шубке он смело, раздвигая локотками плотно стоящих прихожан, продвигался к солее. Пожилая женщина, охая и причитая, двигалась за ним: «Ах ты, батюшки, подожди же, куда ты?! Вот я тебе!» Достигнув цели своего путешествия по храму, он хозяйственно окидывал взглядом прихожан и, немного постояв, так же исчезал в обратном направлении. Семья отца Михаила жила на Малом проспекте Васильевского острова, занимала две маленькие комнаты. Малыш любил кататься на большой старинной двери с латунной ручкой, открывая и закрывая ее. Нянюшка постоянно ворчала на него, а он говорил: «Не ругайся, стану митрополитом – буду за тебя молиться».

Однажды мы узнали, что на отца Михаила (младшего) пришел непомерный налог – хоть в долговую яму залезай, за несколько лет не расплатиться! Несколько надежных прихожан тайно организовали сбор денег, в списках значились только имена жертвователей. Нужная сумма была собрана, и так выкупили мы своего батюшку!

Смотрите так же:  Часовня гвоздя

Иногда из глубокой памяти всплывают эпизоды из истории Смоленского прихода, которые свидетельствуют о глубокой вере нашего народа – многострадального, но милостивого и понимающего беду и скорбь ближнего.

Как-то раз отец Михаил (младший) обратился к приходу со скорбными словами. Его шестилетняя доченька болела тяжелым гриппом, затем корью с тяжелыми осложнениями. Врачи констатировали полную потерю зрения.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой. Искренне молились об исцелении малышки.

Решили отслужить молебен всем приходом. Все встали на колени перед Смоленской иконой Божией Матери. Искренне молились об исцелении малышки, многие просили со слезами, особенно когда пели «Царице моя преблагая». На очередных службах прихожане участливо спрашивали: «Как там наша маленькая Леночка?» «Получше», – отвечал батюшка. Ребенок обрел зрение, но какой-то дефект остался и напоминал нам об этом событии. Может быть, со временем и это прошло.

Священникам сослужил диакон Николай Кузьмич Обер-Боярский. Рассказывали, что он служил до революции в Гатчине, где пел императорский хор и молился государь Николай II. Говорили об этом тайком, ибо такая биография могла повредить всей его семье. Я очень любила его жену Наталию Ивановну. Она заведовала библиотекой Академии художеств с незапамятных времен. Она часто рассказывала, как во время всех войн хранила все рисунки, все фолианты о живописи и даже авторефераты сотрудников академии. Во время блокады Ленинграда она не сожгла ни одной брошюры, замерзая в обледеневшей библиотеке. Я жадно слушала ее рассказы. Я преклонялась пред этой полной, доброжелательной женщиной. Что сталось с Кирой Николаевной – дочерью Наталии Ивановны и диакона Николая? Где Наташа, их внучка? Очень бы хотелось узнать, но я сама сейчас стара и не имею возможности выехать в архивы и воздать должное людям, сберегавшим наше российское достояние.

Со временем отца Михаила (младшего) перевели, кажется, в Преображенский собор, у нас не было моды переходить за священником в другой приход без веской на то причины.

Отца Василия сменил жесткого нрава настоятель, нетерпимо относившийся к человеческим слабостям. Правда, при нем была проведена большая реставрация стен и росписи. Мы увидели изображения евангельских событий во всей их красоте.

Вечерние богослужения в храме Смоленской иконы Божией Матери начинались в 18:30, так как многие работали до 18:00, заводы заканчивали работу по гудку в 17:00.

Хор в храме был скромный. Регент, отставной солдат небольшого роста с поврежденной ногой, управлял хором, держа правую руку около усов, а левой регулировал такт пения. Я выросла в музыкальной семье, еще до войны меня брали на концерты в Капеллу, где пели мои двоюродные братья в хоре мальчиков. Очень хотелось, чтобы наш хор пел лучше.

Долгое время единственным псаломщиком в храме был инженер Владимир Павлович, до войны он работал с моей мамой на одном заводе. На фронте ему оторвало половину лица, но сохранились голосовые данные. На лице он постоянно носил большую черную повязку. Читал он четко, размеренно; поражал приятный тембр его голоса. Когда я готовлюсь к Причастию и читаю предпричастные молитвы, у меня до сих пор звучит его молитвенный голос. Отца его расстреляли задолго до войны, и мать осталась с одиннадцатью детьми: всем она дала образование, а внуки ее пополнили плеяду ученых и работников искусств. Некоторые до сих пор работают в Эрмитаже.

Четверг в храме был особенным днем. Вечером после вечерни всем миром пели Акафист Божией Матери. Возможно, четверг был определен потому, что в среду многие ездили в Никольский собор на акафист святителю Николаю. Никольский собор никогда не закрывался, и богослужения в нем шли даже в блокаду. Икосы пели все вместе, все 13 «Радуйся». Акафисты тайно на работе печатала на машинке прихожанка Таисия, некоторые экземпляры были подписаны ее рукой, красивым каллиграфическим почерком.

Памятники. Красота церковная и варварство безбожное

Кладбище – место особое, место печали, молитвы и памяти. Постыдно стать иванами, не помнящими родства. Не все, но многие из нас – питерцы, петербуржцы, а значит, родные нам те, кто покоится в этой святой земле Смоленского кладбища, которое является оазисом среди большого города. Это место памяти, насчитывающее не одно столетие. Основано оно в середине XVIII века и названо так в честь жителей Смоленска, трудившихся на строительстве Санкт-Петербурга и ложившихся в его землю. Благодаря им была построена церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в 1794 году архитектором Львовым, и сама блаженная Ксения тайно принимала участие в строительстве храма. Смоленское кладбище – мемориал, хранивший высокую культуру захоронения, надгробных памятников и скульптуры. Здесь было захоронено много знаменитых и достойных людей: художники Крамской, Н. Ге, писательница Лидия Чарская… По преданию, здесь была похоронена няня А.С. Пушкина Арина Родионовна. В день Смоленской иконы Божией Материя, 10 августа 1921 года, после отпевания в церкви Воскресения Христова здесь был похоронен великий русский поэт Александр Блок (в 1944 году его череп был перенесен на Литераторские мостки).

В крест когда-то были вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу…

Надгробные памятники не только сохраняли память об усопших, но и несли в себе глубокий духовный поучительный смысл. Направо от входа высится величественная гранитная скала с небольшим железным крестом на вершине, в отверстия которого когда-то были, вероятно, вмонтированы эмалевые иконы – чья-то алчная рука выломала их себе на потребу. Склон монумента представлял путь, состоящий внизу из семи ступеней, – вероятно, это земной путь семилетнего младенца, по ним очень легко подняться вверх; дальше дорога была широкая, пологая: наверное, это был путь отрочества; затем гладкая дорога устремлялась круто вверх, по бокам вертикальные полосы обрыва; еще выше – путь становился крутым, скользким, и к самому кресту проходила узкая, почти вертикальная тропинка. Непросто земному путнику добраться до креста, до Царствия Небесного.

На кладбище было много склепов с изящной наземной постройкой в виде часовен. Красивый чугунный каркас окружен искусно выполненной металлической сеткой. Сверху это надмогильное сооружение было покрыто металлической кровлей. Надгробные памятники поражали своей красотой и изяществом. Перед алтарной стеной храма на одной из могил стоял огромный гранитный гроб на каменных лапах дикого зверя. Гроб сверху был покрыт множеством необыкновенно красивых в натуральную величину роз. Тонкие лепестки были сделаны из гладкого фарфора – сочетание великого искусства, трудолюбия и профессионализма. Через некоторое время я вновь навестила этот памятник и с ужасом увидела остатки разбитых цветов – жестокость и варварство, граничащее с безумием.

За часовней Ксении Блаженной, в сторону Малого проспекта, до сих пор стоит величественный монумент в память о погибших моряках. В центре полуовальной гранитной стены – поясной образ Спасителя работы В.М. Васнецова. Однажды, прикладываясь после богослужения к этой мозаичной иконе, мы в отчаянии увидели разбитый лик Христа – последствие невежества, злобы и атеизма. Неоднократные попытки реставрации не увенчались успехом: выражение лика Спасителя восстановить не удалось. Однако похожий образ в округлой нише, созданный тем же автором, сохранился на западной стене часовни Ксении Блаженной: вначале он был закрашен краской, а затем был закрыт округлым железным листом, и это спасло его от власти стихий и людской дерзости.

Рассказывали, что ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны.

Недалеко от монумента погибшим морякам стоит скромная могила блаженной Ирины Гатчинской; кто она была, мы не знали, но благоговейно подходили к кресту, целовали его. Ближе к храму Смоленской иконы Божией Матери стояла часовня; чугунная основа строения надежно держала железную кровлю над могилой, а затейливая железная сетка была натянута на ее стены. Это могила блаженной Анны. На пути к блаженной Ксении люди заходили на эту могилу, молились, а вокруг часовенки всегда была протоптана тропинка и зимой, и летом. Ближе к основной дорожке было очень необычное захоронение: большой холм квадратной формы, позже на этой могиле появился деревянный крест, может быть, взамен подгнившего. Жители Гавани рассказывали, что в годы богоборчества ночью сюда привезли 40 священников и зарыли их живыми. До самого утра слышны были их крики и стоны. Одна пожилая женщина видела, как на следующее утро земля еще шевелилась над несчастными. Свечей на холм в 1940-е годы не ставили, чтобы не вызывать на себя гонений властей.

Неоднократно над Смоленским кладбищем возникала серьезная угроза его ликвидации, как и многих петербургских мест захоронения. В конце 1940-х годов, кажется в 1949 году, вышло постановление о сносе могил и превращении территории кладбища в парк с аттракционами и увеселительными заведениями. Моя мама, преодолев страх, написала письма в горком партии и лично товарищу Сталину, четко аргументируя, что ликвидация такого мемориала памяти, культуры и искусства русских мастеров отрицательно скажется на нравственной ситуации в городе и стране, а игры и пляски на костях усопших – надругательство над памятью погибших во время Великой Отечественной войны, захороненных в братских могилах кладбища, – подорвут авторитет руководителей города и страны. Возможно, в отмене постановления сыграло роль то обстоятельство, что родители А.Н. Косыгина захоронены на Смоленском кладбище.

Могилы южной части кладбища оказались затоплены по самые верхушки крестов.

Вторая волна разрушения обрушилась на кладбище во время перестройки. В период, когда закрывались фабрики и заводы и промышленность охватывал паралич, руководителям завода им. Котлякова понадобилось расширение заводских площадей, скорее всего для коммерческих целей. Стали частично уничтожаться, а частично переноситься могилы с восточной стороны кладбища. Но тут пришла другая беда: в результате неграмотного проведения работ была нарушена очень мудрая и сложная система мелиорации кладбища, проведенная еще сотни лет тому назад. Кладбище стало тонуть в подземных водах, ранее отходивших в реку Смоленку. Могилы южной части кладбища, что около Малого проспекта, были затоплены по самые верхушки крестов и ершистых звеньев звезд у советских могил. Не зная, что делать, организаторы этого преступления оставили свою затею с расширением территории завода, который, кстати, к тому времени практически не работал. Эта жуткая картина была гениально отражена в одной из передач «600 секунд» талантливым, но впоследствии заблудившимся и предавшим Православие журналистом – Александром Невзоровым.

Смотрите так же:  Часовня у серпуховских ворот

Другая беда перестроечного и постперестроечного времени – безоглядная продажа мест на кладбище и уничтожение старых могил под предлогом того, что за ними не ухаживают. Часто род человека пресекается не по его вине, и разве справедливо выбрасывать из могилы и ругаться над памятью человека, который, может быть, украшал наш город и защищал его?

И наконец, постоянный бич Смоленского кладбища – кража старинных надгробий. Со временем старинные памятники стали расхищаться, вывозились мраморные скульптуры ангелов, исчезали гранитные массивные плиты, мраморные аналои с искусной вязью письма с изображением бахромы и каменных кистей.

С вывезенных надгробий стирали старые надписи. Ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее.

Мне вспоминается рассказ замечательного церковного писателя (к сожалению, уже покойного) Валерия Лялина о том, как в ленинградской больнице помирал один грузин. Его приятели по промыслу называли его Лялик. Он занимался перевозом в Грузию памятников с петербургских кладбищ, в основном со Смоленского как самого богатого и сохранившегося до наших дней. Промысел был очень выгодным. Богатые грузины охотно у него скупали этот бесценный товар, стирали старые надписи и ставили эти памятники своим сановным сородичам, а иногда и самим себе, заранее, чтобы потом домочадцы при его захоронении не обмишурились. Дело шло лихо, никто не мешал и не вмешивался в этот зарождавшийся бизнес. С памятников стирались старые надписи, наносились новые, их помещали над могилой в особое строение, где круглые сутки горел свет и играла музыка.

Находясь в больнице, Лялик много шутил, заигрывал с молоденькими медсестрами, но дела его были плохи. Почки и печень не выдержали его разгульной жизни, и, несмотря на все старания врачей, он умер. Его перевезли в Грузию и там со всеми почестями похоронили на знатном кладбище у родного села. После этого начались страшные события в селении: падеж скота уничтожил все стада, град побил урожаи и наступил голод, молодые женщины умирали в родах, мужчины погибали в дорожно-транспортных происшествиях, болели неизвестными до того болезнями и умирали. Селяне поняли, в чем причина их бедствий, выкопали из могилы знаменитого поставщика памятников и похоронили далеко от своего села.

История весьма поучительная. Воистину Бог поругаем не бывает, и осквернители могил получают свое возмездие если не в сем веке, то в будущем, а временами и здесь, и там. И мы уже сейчас расплачиваемся за безумное молчание всея земли, за оскверненные гробницы, за утраченные произведения нашей культуры, за попрание памяти наших праотцев и соотечественников. И дай Бог, чтобы мы не платили за это ТАМ.

Галина Руденкова
заслуженный врач, ветеран труда

Часовня блаженной Ксении Петербургской

На Смоленском кладбище Васильевского острова в центре Петербурга находится одно из самых почитаемых православными петербуржцами мест – часовня блаженной Ксении Петербургской. Здесь похоронена блаженная Ксения – покровительница Санкт-Петербурга. Она жила в середине XVIII века. После смерти своего мужа – певчего придворного хора полковника Андрея Федоровича Петрова, двадцати шестилетняя Ксения раздала все свое имущество, и приняла на себя подвиг ложного безумия – юродства. Сорок пять лет она скиталась по улицам Петербурга, претерпевая холод и зной, подвергаясь всяческим нападкам и насмешкам. Ксению отличало несокрушимая вера в Бога, дар исцеления и пророчества.

В народной памяти сохранилось множество свидетельств, подтверждающих это. Многие наиболее чуткие горожане замечали, что за порой, невразумительными речами Ксении кроется глубокий смысл. Скончалась блаженная в 1803 году.

Практически сразу после ее смерти, на Смоленское кладбище стали приходить люди, многие из которых брали с собой на память землю с могильного холмика. В 30-е годы XIX века над ее могилой была построена часовенка из цокольного камня с дубовым иконостасом. В начале XX века по проекту архитектора А.А. Всеславина была возведена и освящена новая часовня. Здание часовни выполнено в неорусском или русско-византийском стиле. Его венчает невысокий чешуйчатый шатер. На мраморной доске написаны слова, взятые с гробницы блаженной: «Во имя Отца и Сына и Святого духа. На сем месте покоится тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего в ранге полковника Андрея Федоровича Петрова. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития имела 71 год, звалась именем Андрея Федоровича. Кто знал меня да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь.» Часовня украшена традиционными элементами русской архитектуры — балясинами и декоративными кокошниками.

Долгие годы после Октябрьской революции часовня была закрыта. Тем не менее, к ней все равно приходили люди, молились о здоровье близких, о тех, кто ушел на войну. Церковь была вновь открыта только в 1987 году. Годом спустя, во время празднования 1000-летия Крещения Руси, православная церковь официально канонизировала блаженную Ксению – объявила ее святой, день памяти которой – 6 февраля. Она стала первой русской женщиной-юродивой, причисленной к лику святых.

В 2002 году, в год столетия часовни блаженной Ксении Петербургской в севреной столице была совершена праздничная литургия. К юбилею часовню отреставрировали, на ней появилась золоченая главка с крестом. Паломники со всей России проходили на Смоленское кладбище и шли к петербургской святыне, чтобы поклониться памяти блаженной Ксении.

Часовня Ксении Блаженной Петербургской

Регион
Санкт-Петербург.

Часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище построена на месте упокоения одной из небесных покровительниц Санкт-Петербурга — Ксении Блаженной.

Это одно из мощнейших мест силы Санкт-Петербурга. Сюда ежедневно стекаются сотни и тысячи паломников для того, чтобы оставить свою просьбу Ксении. Кто просит исцеления, кто помощи в семейных делах, трудных ситуациях в жизни, исполнения желаний и реализации планов.

Ксения Блаженная, в миру Ксения Григорьевна Петрова, родилась в период 1719-1730-е гг., была замужем за певчим Преображенского полка Андреем Фёдоровичем Петровым. Молодые люди жили в начале Лахтинской улицы недалеко от Большого проспекта Петроградской стороны. Жили счастливо и безбедно. Но случилось несчастье, Андрей скоропостижно скончался, и девушка осталась вдовой в возрасте 26 лет.

Тогда, раздав всё своё имущество, завещав свой дом соседке, она одела мундир мужа и ушла скитаться, сказав, что похоронила Ксению, а Андрей Фёдорович жив. С тех самых пор она откликалась только на его имя.

Ксения добровольно приняла на себя крест юродства.

Днём она ходила по Петербургской стороне, а по ночам уходила в лес, где по свидетельствам очевидцев проводила всю ночь в молитве. Кроме этого она мало чем сначала отличалась от остальных петербургских бродяг. Однако, со временем стала известна, благодаря чудесам, которые совершала и тем пророчествам, которые давала.

Ксения прослыла как защитница, помощница и заступница для тех людей, которых она знала и периодически навещала. Так, однажды, она помогла своей соседке обрести заветную семью:

Как-то раз шла Ксения к Параскеве Антоновой — той самой, которой дом подарила. Антонова была женщиной одинокой, не дал ей Бог ни мужа, ни детей. В то утро сидела она у себя в горнице, занимаясь рукоделием. Как всегда, не снимая с плеч котомки, Ксения быстро сказала с порога:

— Вот ты сидишь, чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына посылает. Иди скорей на Смоленское кладбище.

Не близок путь с Петербургской стороны до реки Смоленки. Однако Антонова бросила все домашние дела и отправилась на кладбище. Шла, шла и только завернула на Камскую улицу, что ведёт на Смоленское кладбище, как прямо перед ней извозчик сбил беременную женщину. Несчастная прямо на улице разрешилась от бремени и тут же скончалась. Антонова взяла новорождённого на руки и с ним вместе вернулась домой.

Отца ребёнка найти так и не удалось. Антонова сама вырастила мальчика, воспитала, и он всю жизнь почитал её как родную мать.

Она предсказала смерть Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича. Незадолго до смерти первой она ходила по городу и приговаривала: «Блины, пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины!» Никто не понимал, в чём дело, ведь, до Масленицы было ещё далеко. Однако, когда через день императрица скончалась, то вся страна и, правда, стала печь блины и варить кисель на поминки.

После смерти Ксении на её могиле был насыпан обычный земляной холмик. Спустя 20 лет этот холмик был разобран по горсточке людьми, которые стали приходить на её могилу. Тогда сверху положили каменную плиту, однако, и плиту люди растащили по кусочку. Тоже самое произошло и со второй плитой. Тогда на месте захоронения на деньги паломников построили часовню. А в начале 20 века уже построили ныне существующую часовню по проекту архитектора Всеславского.

Смотрите так же:  Тайна заброшенной часовни

Это место почитаемо, начиная с 20-х гг. 19 века. По легенде горсть земли с могилы Ксении Блаженной, положенная под подушку, помогла поправиться будущему императору Александру 3, когда тот тяжело заболел в 1874 г.

Сама Ксения Петербургская была причислена РПЦ к лику Святых только в 1988 г. Чуть ранее, в 1978 г., Русской православной церковью за рубежом.

Сейчас это одно из самых известных святых мест Санкт-Петербурга.

Как доехать до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге на автобусе, метро или троллейбусе

Маршруты до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге на общественном транспорте

Нажмите на маршрут, чтобы получить обновленное расписание, время прибытия транспорта и пошаговые подсказки.

Как доехать до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской на автобусе

Нажмите на маршрут автобуса, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Как доехать до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской на метро

Нажмите на маршрут метро, чтобы увидеть пошаговую инструкцию с картами, временем прибытия и обновленным расписанием.

Какие остановки находятся рядом с Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской?

Ближайшие остановки к Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской :

  • Камская Ул. находится в 258 метров, 4 минут пешком.
  • Малый Пр.В.О. По 16-17 Линии В.О. находится в 656 метров, 9 минут пешком.
  • 16-Я И 17-Я Линии В.О. находится в 703 метров, 10 минут пешком.
  • 16-17-Я Линии В.О. находится в 710 метров, 10 минут пешком.
  • Пр. Кима находится в 968 метров, 13 минут пешком.

Какие маршруты метро останавливаются около адреса: Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской

Эти маршруты метро останавливаются около адреса: Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской: Метро — 3.

Какие маршруты автобуса останавливаются около адреса: Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской

Эти маршруты автобуса останавливаются около адреса: Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской: Автобус — 176, Автобус — 41, Автобус — 42, Автобус — 6.

Ищете способ добраться до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге, Россия? Ваша поездка теперь проще простого!

Скачайте приложение Moovit, чтобы найти самый быстрый путь! Посмотрите обновленное расписание автобуса, метро или троллейбуса до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской. Откройте последние расписания для всех доступных поездок от Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской вместе с пошаговыми инструкциями в режиме реального времени.

Приложение Moovit сообщает вам о станциях и остановках рядом с пунктом назначения. Выберете остановку из списка ближайших к Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской: Камская Ул.; Малый Пр.В.О. По 16-17 Линии В.О.; 16-Я И 17-Я Линии В.О.; 16-17-Я Линии В.О.; Пр. Кима.

Выберете варианты автобуса, метро или троллейбуса, чтобы доехать до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской. Вот некоторые маршруты, которые проходят поблизости: (Метро) Метро — 3; (Автобус) Автобус — 176, Автобус — 41, Автобус — 42, Автобус — 6.

Хотите доехать до Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской и обратно, но не знаете точного адреса? Выберете пункт назначения на карте и Moovit поможет вам найти лучше маршруты до нужной точки!

Moovit помогает найти самый быстрый и удобный маршрут и самое удобное время отправления. Больше не нужно использовать автобусное приложение, чтобы найти расписание автобуса, и приложение для электричек, чтобы найти раписание электричек. В Moovit вы найдете всю транспортную информацию, которая вам нужна! Именно поэтому приложение Moovit вошло в список лучших транспортных приложений по версии Google Play и Apple Store.

Часовня Блаженной Ксении Петербургской

Кто-то из люда православного посещает Земли Обетованные, кого-то дороги ведут в Оптинскую пустынь, ну а многие спешат в Санкт-Петербург – ко всемирно известной блаженной Ксении.

Действующая часовня Блаженной Ксении Петербургской расположена на территории Смоленского кладбища, что на Васильевском острове. В этой земле нашло свое упокоение не одно поколение петербуржцев, в том числе, множество знаменитых деятелей науки, культуры и искусства прошлых веков, о чем свидетельствуют надписи на старых надгробиях и крестах. Здесь же покоится с миром и святая Ксения, помогавшая простым людям при жизни, продолжающая это делать и по своей кончине. Кого спасала от нужды, кому вымаливала суженного или ребенка, кто-то просил у нее помощи в учебе. Она приводила многих просящих к православной вере, поддерживая и сохраняя в ней.

Два века помогая страждущим…

Предположительно в возрасте 71 года Ксения отошла в вечность, а над ее могилой возвели часовню. Случилось это в 1800-1802 году. Место своего погребения праведница определила сама. Сюда сотнями приходили люди, и каждый старался взять с собой горсточку земли с могильного холмика: было замечено, что она несла исцеление. Землю неоднократно насыпали вновь, и люди снова ее разбирали. Установили надгробную плиту – опять-таки разобрали и унесли по кусочкам. Тогда на собранные народом пожертвования построили деревянную часовенку.

Уже в 1901 году было начато строительство каменной часовни в русском стиле, которое было завершено спустя год. Тогда же часовня была освящена, а в изголовье гробницы поставили мраморный иконостас. Перед мозаичным образом Распятия горела лампадка, а на стенах висели иконы. Арки на фасаде были украшены ликами Христа и блаженной Ксении, окна – витражными иконами.

Часовню закрыли в 1940 году, но люди все продолжали обращаться к своей заступнице. В военное время здание было осквернено: в нем устроили склад, иконы сожгли, утварь и церковные фрагменты пустили на переплавку, а мраморное надгробие разбили. Многие ценные вещи пропали: серебряные иконы, витражная икона с ликом Христа, вышитое изображение Ксении.

В 1946 году верующие добились разрешения открыть часовню – все было заново отреставрировано, начали служить панихиды. Целыми днями неиссякаемым потоком шли к святой Ксении страждущие. В таких паломничествах проходили года – и тут в 1960 часовню снова закрыли, а в здании обустроили скульптурную мастерскую. И хотя часовню заколотили и окружили забором, это не помешало верующим со всей страны приходить к заступнице со своими бедами и надеждами.

Спустя почти 30 лет петербуржцы подняли святыню из руин: вечерами восстанавливать часовню приходило множество людей. Они очищали стены от копоти, убирали горы мусора и обновляли пол. Так всем миром были проведены реставрационные работы, а часовня освящена митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. А в 1988 году, во время празднования 1000-летия Крещении Руси, состоялась официальная канонизация блаженной Ксении и причисление ее к лику святых Русской Православной церкви. Престольный праздник блаженной Ксении Петербургской отмечают 6 февраля.

Золоченую луковичную главку над часовней восстановили в 2003 году, тогда же покрасили каменную кладку в светло-зеленый цвет. На фасаде – арочные остроконечные окна с распорками. Сами окна украшены витражами, как при первоначальной постройке. А переднюю и заднюю сторону фасада, как и много лет назад, украшают образы Христа и святой Ксении в виде мозаики.

Дар пророка, скрытый за безумием

О чудесах от блаженной Ксении написано немало книг. В газете прихода храма Смоленской иконы Божьей Матери регулярно печатают письма со «свежими» свидетельствами ее чудо-творений.

Еще при жизни святой люди стали замечать: порой бессвязная речь Ксении кроет в себе важные детали, а за безумием скрывается Божий пророческий дар. Так, она предвидела скоропостижную кончину императрицы Елизаветы Петровны, убиение царевича Иоанна. Однажды одной своей знакомой она предсказала встречу с будущим мужем, а другой – рождение сына. Ксения врачевала души одним лишь своим присутствием, и петербуржцы очень любили эту нищенку. Они ласково называли ее Ксеньюшкой, а кроме того, «скорой помощницей», ведь желания людей при ее содействии сбывались довольно быстро. Особенно помогала блаженная в бытовых проблемах, в поисках суженных, в устройстве семейной жизни.

Ксения Блаженная, сделай, как сама знаешь

Святая Ксения помогает всем, кто лично обращается к ней с чаяниями. Следует написать записку с просьбой: сделать это обязательно своей рукой, даже если просите о других. Далее следует приехать на Смоленское кладбище к часовне Ксении блаженной: обойти вокруг здания 3 раза против часовой стрелки, затем положить записку в специальный ящик, либо у стены (большинство верующих оставляют записки именно у стены). Затем следует прислониться лбом к стенке часовни, в мыслях передать прошение святой и поставить свечку. Есть одна фраза, которая, как нельзя лучше, реализует наши желания: «Ксения Блаженная, сделай, как сама знаешь». После всех этих действий можно заходить вовнутрь часовни – помолиться там, заказать молебен, подойти к иконам и поставить свечи. Обязательно стоит поблагодарить святую за заботу…

Собираясь в часовню, непременно возьмите с собой какие-то лакомства – печенья, конфеты либо просто хлеб. Когда справитесь со своими делами, покормите кошек или птичек, а сладости можно раздать нищим. Рассказывают о случаях, когда Ксеньюшка сама оказывалась возле человека в разных образах – старушки, монашки или даже кошечки. Человек сразу либо немного погодя чувствует, что это была именно она – Ксения Петербургская.

Related Post

Маленькая часовня название

Храм Петра и Павла г.Химки Православный календарь Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Рождество честно?го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова

Храм часовня при больнице

Церковь и медицина: не оставлять больницы без пастырского попечения В России идет процесс взаимного диалога Церкви и государства в области здравоохранения и социального служения гражданам. Сейчас уже трудно представить больницу,

Часовня в новосибирски

Отзыв: Часовня Святого Николая (Россия, Новосибирск) — центр Российской империи Полное название часовни Святого Николая в Новосибирске — Часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая. Впервые она была построена в