Меню

Пещеры альтамира и ласко

Пещера Ласко и доисторическая живопись

Древние люди знали толк в живописи. Особенно хорошо это иллюстрирует пещера Ласко (Grotte de Lascaux) во Франции. Главная особенность этого места — тысячи наскальных рисунков на сводах пещеры, причем большинство из них выполнены с потрясающей реалистичностью.

Где находится пещера Ласко

Она лежит в 1 километре южнее городка Монтиньяк, недалеко от реки Везер в юго-западной части Франции, в регионе Перигор.

Пещеру нашли в сентябре 1940 года четверо подростков из близлежащего поселения Монтиньяк.
Она так и оставалась бы скрыта под поверхностью Земли, если бы однажды, во время грозы, от удара молнии не упала сосна. Она то и приоткрыла любознательным ребятам небольшой проход внутрь.
Мальчишки, конечно же, полезли в пещеру и обнаружили множество древних наскальных рисунков. Об этом они сообщили своему учителю, и с тех пор это место под пристальным вниманием ученых.

Ласко, расположенная в холме известняковых пород, отличается от большинства пещер данной местности тем, что она довольно сухая. Массивные мраморные слои предотвращают попадание влаги извне, поэтому здесь не образуются отложения кальцитов.

Другими словами, вы не найдете в этой пещере тысячелетних сталактитов и сталагмитов, как, например в известной Пещере Тростниковой Флейты в Китае.

Пещера Ласко имеет относительно скромные размеры и разветвленную структуру.

Общая длина проходов пещеры Ласко порядка 250 метров. Высота сводов в среднем 30 метров. Объем всей пещеры оценивается в 1500 м 3

Рисунки в пещере Ласко

Здесь тысячи рисунков, которые разделяются на 3 категории: животные, люди и символы.
Большинство изображений сделано красным, желтым и черным цветами из сложного многообразия минеральных пигментов.

Одни рисунки сохранились идеально, другие же повреждены или полностью уничтожены. Сейчас порядка 900 из них относятся к животным (среди них 364 лошади и 90 оленей).

Животные показаны не статично, а в движении. Стада лошадей, могучие быки и плавные, грациозные представители кошачьих, бизоны и даже носороги, все они застыли в неуловимом порыве и готовности к атаке. Однако в пещере нет изображений растений или природных ландшафтов. Некоторые ученые предположили, что рисунки показывают древнюю звездную карту с созвездиями. Другие считают пещеру святилищем или культовым местом для древних людей.

Интересный факт: многие доисторические картины сохранились настолько хорошо, что трудно поверить в их возраст. Этот феномен объясняется наличием на сводах своеобразной прозрачной корочки отложений кальцитных солей. Она защищает изображения подобно лаковому покрытию.

Ученые формально разделяют пещеру на отдельные участки.

Иногда его называют Ротонда. Протяженность этого отрезка 17 метров, ширина 6 метров, высота до 7 метров. Здесь находятся изображения четырех огромных черных быков. Один из них имеет размер более 5 метров. Это самый крупный наскальный рисунок когда-либо обнаруженный археологами. Возможно, этот бык нарисован в натуральную величину.

В этом зале сосредоточена самая внушительная коллекция изображений. Кроме быков, здесь десяток лошадей, несколько оленей и медведь. А также непонятное животное с рогом на лбу. Конечно же, его стали называть единорогом (может быть они все же существовали?).

Он следует сразу после Зала быков. Его длина тоже около 17 метров, а вот ширина и высота меньше. Здесь также можно увидеть лошадей, оленей и быков. К тому же есть некоторые простые символы.

Эта зона лежит правее осевого прохода. Большинство рисунков здесь повреждено постоянным движением воздуха.

Путь прямо через осевой проход ведет в Неф. Он уже выше, и длина его 20 метров. Здесь можно выделить корову, оленей и бизонов. Плюс к этому много непонятных знаков. В частности участок, поделенный на квадраты. Предположительно это жилище, одежда из лоскутов, а возможно доисторическая ловушка для животных.

Сразу за Нефом есть часть пещеры, где нет рисунков. Затем расположен участок под названием «Кошачий лаз». Он очень узкий. Его длина 20 метров. Большинство изображений на этом участке показывают семейство кошачьих.

Эта часть представляет собой круглый грот. Он расположен в месте, где сходятся «Осевой проход» и «Неф». Здесь порядка 1000 изображений животных и различных знаков. Только в Апсиде можно увидеть единственный рисунок северного оленя во всей пещере Ласко.

Или как его еще называют «Колодец» лежит сразу после Апсиды. Чтобы попасть в него, нужно спуститься в нижнюю часть пещер на глубину около 5 метров.

Именно здесь есть один из самых таинственных рисунков во всей пещере Ласко. На нём показан человек, который стоит (или лежит, а может падает) между носорогом и бизоном. Причем у человека голова птицы, бизон проткнут небольшим копьем, а носорог, по всей видимости, не выдержав этого безумия, спешит покинуть сюрреалистичный рисунок. Есть версия, что это иллюстрация какого-то мифа.

Схематичное расположение участков представлено на рисунке ниже.

Археологические исследования пещеры Ласко

В ходе изучения, археологи надеялись найти следы захоронений, которые пролили бы свет на жизнь древних людей, но находили только новые и новые рисунки, а также примитивные предметы древнего мира.

На сегодняшний день зафиксировано более 1900 наскальных рисунков (по некоторым данным их количество порядка 6000).
В основном на рисунках представлены различные животные. Напомним, изображены они в движении.

Время, когда были сделаны эти наскальные рисунки, неизвестно. Ученые считают, что это примерно 18-15 век до н.э. Сначала их относили к мадленской культуре, но позже стали ассоциировать с ранней солютрейской культурой.

Археологи нашли в пещере древнейшие орудия. Более 400 каменных предметов, 28 костяных орудий, предметы, похожие на украшения, а также следы красящих веществ, которыми наносились картины.

Расцвет и закат туризма в пещере Ласко

С 1948 года пещеру оборудовали для посетителей. Её популярность постоянно росла. Провелт земельные работы, из-за которых изменился уровень и характеристики почвы. Построили лестницу и провели освещение.

Смотрите так же:  Бурзянский район пещеры

Ежедневное число посетителей приближалось к 1500. К сожалению, это стало пагубно влиять на свойства самой пещеры и особенно её рисунков.

Открытие пещеры Ласко изменило её микроклимат. Туристы ежедневно выдыхали около 50 литров водяного пара и 2500 литров углекислого газа, которые, вступая в химические реакции, стали разрушать тысячелетние защитные слои кальцитовых отложений.

На стенах стали появляться колонии плесени. В частности выделялись так называемые «белая», «зеленая» и «черная» болезни. Это разные виды грибка и плесени, соответствующих цветов.

Так как у нас сайт «Достопримечательности мира», а не «Биология», то расписывать латинские названия плесени, гибка и прочих разрушающих организмов мы не будет. Скажем лишь, что влияние обильного числа посетителей оказалось губительно для пещеры.

В 1957 г. установили систему поддержания микроклимата в пещере. Но она не справлялась с задачей. Пещера медленно разрушалась, рисунки портились. Учитывая крайнюю важность пещеры для исследования, власти решили закрыть её в 1963 году.

Только в 1965-67 годах удалось стабилизировать оптимальную температуру и влажность внутри пещеры.
Стоит отметить, что по сей день в разных участках пещеры периодически образуется плесень. Теперь два раза в месяц команда специалистов в защитных костюмах с хирургической точностью вручную очищает своды от грибка.

15 лет набегов туристов нарушили хрупкий баланс, из-за которого пещера сохранялась многие тысячелетия, а уникальная доисторическая живопись подверглась угрозе исчезновения.

Имитация древней пещеры — Ласко 2

После того, как реальную пещеру Ласко закрыли, ученые сделали массу фотографий расписанных сводов пещеры. Было решено воссоздать часть пещеры в натуральную величину. Построили сооружение, где воспроизвели живопись древней пещеры. Копию стали называть Ласко 2. Она включает в себя Зал Быков и Осевой Проход и лежит в 200 метрах от оригинальной пещеры. В июле 1983 г. её открыли для посещения.

Копии наскальных рисунков Ласко находятся в парке дю Тот недалеко от Монтиньяка.

Ласко и ещё 4 европейских пещеры с уникальной наскальной живописью

Ровно 73 года назад по чистой случайности была открыта пещера Ласко – уникальный археологический памятник эпохи палеолита. В честь этой даты мы решили рассказать о ней и о других пещерах, где наши далёкие предки оставили свой след.

Пещера Ласко, Франция

Так называемая «Сикстинская капелла первобытной живописи» была по чистой случайности обнаружена французскими школьниками, занимавшимися ничегонеделанием на просторах исторического региона Перигор. После первых же исследований профессиональным сообществом стало окончательно ясно – пещера Ласко производит настоящий фурор в мире археологии, представители которого ещё никогда и нигде не встречали столь прекрасно сохранившихся примеров первобытной наскальной живописи.

По злой иронии туризм в Ласко едва не сделал то, что не смогли сделать многие тысячелетия времени, поставив уникальные рисунки под угрозу уничтожения. В настоящее время посещение пещеры строго ограничено, зато любой желающий может осмотреть её наскальную живопись в точной бетонной реплике, так называемой «Ласко-2».

Пещера Шове, Франция

Находящаяся в долине реки Ардеш на юге страны, где во времена палеолита царил относительно тёплый климат, открыта она была относительно недавно – в 1994 году, и к настоящему времени Шове доступна только для учёных-археологов. Сделать доступ в пещеру общим французской академии наук мешают опасения, что нарушение микроклимата если не уничтожит уникальные примеры наскальной живописи, то, по крайней мере, повлияет на них не лучшим способом. И опасения эти весьма понятны, ведь Шове хранит в себе наиболее древние из найденных рисунков эпохи палеолита – по прикидкам учёных их возраст достигает тридцати тысяч лет.

А ещё подробнее об этой пещере можно узнать из замечательного документального фильма «Пещера забытых снов» Вернера Херцога.

Пещера Руффиньяк, Франция

Ещё одна французская пещера в нашей подборке, которая вполне может потягаться с Ласко и Шове по части качества сохранности допотопной настенной живописи, но при этом быть полностью готовой к приему туристов, интересующихся столь древними археологическими находками.

Для их удобства внутри Руффиньяк был даже проложен маршрут небольшого электропоезда, сидя в вагонах которого, посетители пещеры могут изучить её всесторонне и получить немало познавательной информации от экскурсовода.

Пещера Альтамира, Испания

Важнейшая пещера эпохи палеолита в Испании, открытая ещё в конце девятнадцатого века, чье влияние на мировую науку переоценить сложно – собрание блестящих примеров наскальной живописи позволило археологом обнаружить среди них оригиналы многих рисунков, которые позже расползлись по пещерам всей Европы. Как и многие другие места древности с нетронутым микроклиматом, Альтамира тоже могла лишиться через посетителей весомой части своих сокровищ древности, но своевременно принятые меры позволили ей два года спустя вновь распахнуть двери для туристов.

Впрочем, всех их местные власти всё равно просят ограничиться осмотром экспозиции расположенного недалеко от входа в Альтамиру музея, в котором находятся точные реплики художеств первобытных людей. Но если захотите увидеть оригиналы – никто вам препятствий чинить не будет.

Пещера Магура, Болгария

Главный памятник эпохи палеолита на территории Восточной Европы располагается вблизи болгарского села Рабиша. Эта пещера, хранящая в своих недрах блестящие примеры наскальной живописи, древняя во всех смыслах – и рисунки в ней одни из самых старых в мире, и исследована она была ещё во времена Римской империи.

В виду последнего всё, что могло пострадать в Магуре, то пострадало ещё в начале нашей эры, поэтому пещера открыта для посещения всеми желающими, для которых внутри неё проложены благоустроенные дорожки, а ещё в её залах зачастую проходят концерты симфонической музыки.

5 мест, где можно увидеть самую удивительную наскальную живопись

12 сентября 1940 года были найдены наскальные рисунки в знаменитой пещере Ласко во Франции, которую называют Сикстинской капеллой доисторической живописи. Существует и еще несколько мест, где можно встретить впечатляющие художества первобытных людей.

Пещера Ласко, Франция

Это один из самых крупных и важных палеонтологических памятников на планете. Такого количества наскальных росписей нет ни в одной другой пещере. Кроме впечатляющего количества надписей удивляет и то, как они хорошо сохранились. Сюжеты пещеры стандартны для живописи того периода: это рисунки животных, людей, инструментов.

Смотрите так же:  Где на алтисе пещера

Пещера входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и закрыта для посещения туристами. Дело в том, что из-за присутствия людей в Ласко был нарушен хрупкий природный баланс, который позволял этим надписям просуществовать долгие тысячелетия. Теперь стены пещеры раз в несколько недель обрабатывают ученые, устраняя со скалы постоянно размножающиеся бактерии и водоросли. Для посещения туристами создана пещера Ласко 2, находящаяся в двух сотнях метров от оригинальной пещеры и состоящая из репродукций.

Капова пещера, Россия

Пещера находится на территории республики Башкортостан в заповеднике Шульган-Таш, имеет протяженность около трех километров. Образовалась она в известняке, в карстовом массиве. В пещеру впадает небольшое озеро, вода в котором непригодна для питья и используется исключительно для качестве целебных ванн.

Рисунки на стенах Каповой пещеры были открыты в середине пятидесятых советским зоологом Рюминым. Нанесены они с помощью охры, и их возраст составляет около восемнадцати тысяч лет. Это колоссальное число сложно себе вообразить: творчество и желание создавать что-то новое заставляло человека рисовать еще до существования цивилизации, религии, науки, языка. Место, в отличие от пещеры Ласко, полностью доступно для туристов.

Пещера Альтамира, Испания

Эта пещера, открытая в 1789 году, также довольно известна благодаря тому, что в ней, как и в Ласко, используется техника полихромной живописи: то есть, рисунки имеют цвет. Интересен тот нюанс, что для создания трехмерного эффекта используются естественные контуры стен.

Можно, кстати, найти рисунки не только на стенах, но и на потолке. После нескольких закрытий пещеры из-за того, что в рисунках появилась плесень от сырости, в 2011 году посещения снова были возобновлены.

Урочище Тамгалы, Казахстан

В этом месте в горах Анракай, в 170 километрах от Алма-Аты, когда-то находилось святилище древних людей. Тут можно увидеть изображения божеств, животных и людей: брачных пар, воинов, охотников.

Всего рисунков насчитывается около двух тысяч. Большинство надписей ученые относят к бронзовому веку. Очередной объект Всемирного наследия ЮНЕСКО находится под открытым небом и открыт для посещения.

Ньюспейпер-Рок, США

Находится это место на юго-востоке штата Юта, дословно его название переводится, как «газетный камень». Особенностью его является коллекция петроглифов, которая создавалась индейцами в доисторический период. До сих пор остается непонятным, почему на такой маленькой площади нарисовано такое большое количество петроглифов.

Пещера Альтамира в Испании

Есть на Земле уголки, в которых время как будто остановилось. Одно из таких мест – известная на весь мир пещера Альтамира. Археологи называют ее Сикстинской капеллой каменного века. Такое поэтическое сравнение появилось не на пустом месте. Что общего между церковью в Ватикане и пещерой на севере Испании?

Оба эти места способны потрясти воображение уникальной живописью. Первое украсили полотна выдающихся художников – Боттичелли, Микеланджело и других. Второе расписали неизвестные, но талантливые мастера, которые жили в 15 тысячелетии до нашей эры.

Многие великие открытия в археологии были сделаны по воле случая. В 1868 году один из жителей города Сантандер случайно нашел пещеру. Археолог Марселино де Саутуола заинтересовался этим местом. Любопытство было щедро вознаграждено. В первый же день исследователь обнаружил орудия, которые принадлежали древнему человеку, а также кости и скелеты животных.

Спустя три года археолог-любитель решил вернуться в пещеру и осмотреть ее снова. В 1879 году Марселино де Саутола начал раскопки, в результате которых были найдены разные предметы быта, принадлежавшие жителям пещеры. Но на этом сюрпризы не закончились. Однажды Марселино привел на место находок дочь. Девочка решила провести собственное исследование. Она загорелась идеей найти что-нибудь необычное и забралась в самые труднодоступные места – в пещере есть помещения, куда взрослому человеку просто не забраться. Каково же было удивление маленькой исследовательницы, когда в боковом гроте она увидела наскальные рисунки удивительной красоты.

Археолог-любитель продолжил изучать удивительное место. Оказалось, что в пещере есть залы с рисунками животных и геометрическими фигурами, а в земле рядом с находками была обнаружена охра, которую древние художники могли использовать в работе. Получается, что люди, населявшие планету более десяти тысяч лет назад, были искусными художниками и могли виртуозно сохранять сцены из жизни на стенах жилища.

Археолог подготовил рукопись, в которой подробно рассказал о своих находках. Результаты исследований Марселино отправил в журнал «Материалы по естественной истории человека». Это французское издание как раз публиковало статьи на подобные темы. Вот только находки восприняли неоднозначно.

Ученые отказывались верить археологу-любителю, называли его лжецом, а чудесные находки – просто фальсификациями. На Марселино обрушился шквал критики. Некоторые даже обвинили его в хитром плане – привлечь внимание с помощью выдуманных находок к Испании.

Несколько лет спустя пещеры с похожими наскальными рисунками были найдены и в других странах. Только после смерти археолога все обвинения в фальсификациях с него были сняты. Ученые всего мира признали, что заблуждались и все обнаруженные в пещере 150 рисунков действительно выполнены нашими талантливыми предками.

Какие картины из жизни пытались сохранить художники каменного века? Обычно они рисовали животных в движении. Есть в пещере изображения бизонов, оленей и лошадей. Тут можно увидеть и людей, но они изображены схематически, не так детально, как звери. Картины в этой пещере объемные – древние художники старались сделать их реалистичными, в чем им на руку играл необычный рельеф стен и потолка.

Кроме того, большего эффекта удалось достичь с помощью особых приемов, например, виртуозной игры с цветами и их оттенками. Палитра древних мастеров состояла из охры, марганца, каолина и гематита. Приемы, которые были на вооружении у талантливых художников, были заново открыты импрессионистами только в 19 веке.

Бизон – самое известное изображение пещеры Альтамира. Популярность его легко объяснить — такого вида бизонов на земле не существует уже много тысячелетий. Низкий потолок в одном из залов пещеры полностью покрыт изображениями зверей, в том числе раненных во время охоты.

Пещерный музей с копией рисунков

Много лет подряд побывать в пещере мог любой желающий. Тысячи туристов увидели своими глазами уникальные наскальные рисунки. В необычном музее изменилась температура и влажность, что пагубно сказалось на картинах. На стенах стала появляться плесень. Пещеру закрыли на реставрацию, посещение объекта туристами ограничили. Заглянуть внутрь не получится, зато рядом есть другое интересное место, которое стоит вашего внимания.

Смотрите так же:  Поджигатель пещеры

С 2001 года в 30 километрах от пещеры открыл свои двери Музей древней истории и археологии. Он расположился в левом крыле старинного замка. В этом здании в пятнадцатом веке была резиденция графа Альтамира. Экспозицию составили удивительные находки археологов, произведения античного искусства и копии наскальных рисунков.

Музей работает каждый день, кроме понедельника. В зависимости от времени года меняются часы его работы, поэтому информацию перед поездкой лучше проверить на официальном сайте.

Сначала нужно долететь на самолете до испанского городка Мальяно. Доехать до Сантандера можно на поезде, автобусе или такси. Есть три варианта, как добраться до музея: на автобусе в составе туристической группы, на такси или личном автомобиле. Если вам по душе последний вариант, то нужно будет по 67 магистрали доехать до указателя на Сантильяна-дель-Мар, а потом продолжить движение по шоссе № 611 или дороге № 6316.

Сколько стоит экскурсия

Цены на билеты в Музей древней истории и археологии демократичные. Стоимость взрослого билета – 3 евро. Для детей, студентов и пожилых действуют льготы, заплатить за вход нужно будет только 1,5 евро.

Пещера Альтамира – одно из самых загадочных мест Испании. На многие вопросы ученые так и не смогли найти ответы. Например, созданы ли наскальные рисунки рукой одного мастера или группой художников, живших в разные годы? Прошло немало времени после открытия этого удивительного места, но пещера так и не спешит выдавать все свои тайны.

Пещера Ласко (Grotte de Lascaux) в департаменте Дордонь в Перигоре — одна из тех достопримечательностей Франции, что следует непременно увидеть собственными глазами. Гроты, находящиеся поблизости от городка Монтиньяк, изобилуют прекрасными наскальными рисунками эпохи палеолита: ученые затрудняются совсем уж точно датировать их, но не подлежит сомнению, что самым молодым из них не менее 17 тысяч лет.

Пещера была обнаружена 12 сентября 1940 года (то есть уже после оккупации значительной части Франции гитлеровскими войсками) четырьмя школьниками, как это часто бывает, случайно наткнувшимися на провал в земле. По счастью, именно в Дордони в то время жил исследователь первобытных времен Анри Брей, который доказал подлинность и описал рисунки.

Росписи на стенах пещеры Ласко

После окончания войны Брей продолжил изыскания в пещере Ласко, обнаружив множество новых образцов живописи. Количество и, особенно, красочность изображений животных, быков и лошадей, бизонов и коров, медведей и оленей, позволили ему сравнить найденные росписи по великолепию с Версалем: не в смысле художественного качества, а в смысле того, насколько рисунки в этой пещере превосходят найденные во всех остальных. Например, в известной уже в к тому времени пещере Альтамира в испанской Кантабрии.

Пещера Ласко была недолго открыта для посещения туристов. Уже в 1963 году ее пришлось закрыть, так как наскальная живопись, замурованная под землей на протяжении веков и прекрасно сохранившаяся, покрылась плесенью из-за доступа свежего воздуха и дыхания тысяч людей. Созданная система искусственного поддержания необходимой влажности, многократно переделывалась и дорабатывалось и в результате в пещере удалось создать необходимы микроклимат, препятствующий распространению грибков и других микроорганизмов.

Что касается туристов, то для них в 1983 году была открыта пещера Ласко 2, в которой со скрупулезной точностью были повторена ее знаменитая тезка, а изображения, скопированные художницей Моник Пейтраль могут быть отличены от настоящих разве что с помощью радиоуглеродного анализа.

Большая часть репродукций находится в Ласко 2, но часть была перенесена в парк Ле То (Le Thot), неподалеку от Монтиньяка. Билеты и в пещеру и в парк, к слову, можно купить только в самом городе: посещение возможно только в составе экскурсионной группы.

Пещера Ласко — не единственное, что стоит посетить, оказавшись в Перигоре (особенно, если вы приехали на машине). В пещеру Абри Кастане (Abri Castanet), находящуюся также в департаменте Дордонь и обнаруженную только в 2012 году (ее наскальные рисунки имеют возраст в 37 000 лет), вас, естественно, не пустят. Как и в пещеру Cro-Magnon, в которой обнаружили остатки доисторических людей (так и названных кроманьонцами), практически ничем не отличавшихся от современных (ну за исключением разве что интеллекта). Но, что очевидно даже для ребенка, не только в пещерах счастье.

Собор Сен-Фрон, Перигё

Местные деревушки с мощными романскими церквями и основательными каменными домами, многим из которых по несколько веков, очаровательны и исключительно романтичны. А одна из них, Рок-Гажак, гнездящаяся на узком пространстве между рекой и суровой скалой, так и вовсе уникальна в своем роде.

Старинные замки, Монфор, Кастельно, Бейнак, украшающие невысокие зеленые холмы или же нависающие над водами Везера и Дордони, полны суровой угрозы и живо переносят воображение в средневековье. В городке Сарла-ла-Канеда безо всяких декораций можно снимать фильм о зарождении Французского королевства (многим из местных домов более десяти веков!), а романо-византийский собор Сен-Фрон в Перигё реконструировался в 19 веке Полем Абади и, возможно, вдохновил последнего на создание проекта белоснежного шедевра архитектуры, украшающей собой парижский холм Монмартр — всемирно известной базилики Сакре-Кёр.