- На любом автобусе до Павловска, здесь пересадка на автобусы в сторону Россоши, Ольховатки, Подгоренского до с. Белогорье. Оттуда до хутора Кирпичи пешком 3 км.
Поначалу против Марии восстало местное население, усмотрев в ее возвращении недобрый знак. Люди угрожали, гнали, унижали и преследовали ее, не давали трудиться, считая ее блудницей и колдуньей. Мария вынуждена была перебраться вниз по течению реки и вновь приступить к трудам в недоступном для людей месте. Вскоре, узнав о постепенном укреплении и расширении задуманного Марией дела, встревожилось священство. Ее заподозрили в расколе и обмане местного населения. В 1800 году священнослужители белогорских храмов в рапорте благочинному протоиерею Михаилу Яковлеву обвиняли ее в «своекорыстии». В 1806 году на основании донесения белогорского благочинного священника Иоанна Ставрова епископ Воронежский Арсений (Москвин) просил губернское правление об упразднении пещер. В том же году решением Острогожского земского суда вход в пещеры был заложен, иконы и кресты вынесены, а Шерстюковой запрещалось дальнейшее пещерокопательство. Наконец встревоженность передалась гражданским властям, и Марию несколько раз арестовывали, предавали суду, а пещеры заваливали, всячески препятствуя дальнейшему распространению. Однако это не помешало Марии и ее первым сподвижникам ночами возвращаться и снова копать. В 1807 году вход в пещеры был открыт неизвестными лицами. Земская полиция после кратковременного содержания под стражей отпустила подвижницу, с тех пор по недосмотру полиции вход в пещеры оставался открытым. На все подозрения и упреки простая и неграмотная женщина отвечала, что никого не зовет, ничего не просит, а только молится Богу о спасении своей грешной души и трудится по благословению. Но письма, доносы, рапорты шли уже министру духовных дел и просвещения князю А. Н. Голицыну и через него — самому императору.
В 1919 году Борис Михайлович Клейст (представитель управляющего Воронежской епархией, скрывавший свои полномочия) сумел уговорить руководство Белогорского волисполкома сдать в аренду подворье монастыря. В договоре предусматривалось организовать сельскохозяйственное производство, отремонтировать постройки, приобрести рабочий скот, сельхозинвентарь. При этом останки пещерокопательницы Марии и ее сподвижника Иоанна были помещены на Плащаницу и выставлены для поклонения верующим во вновь отстроенной часовне. В 1920 году по поводу открытия мощей было возбуждено уголовное дело. Дело было разобрано показательным судом, где на двух фанерных щитах были вывешены останки Марии и Иоанна. По окончании следствия Борис Клейст, а также — за соучастие — престарелый монах и две чернички были привлечены к уголовной ответственности. Клейст был приговорен к 10 годам лишения свободы, лишению права гражданства и конфискации имущества. Мощи подвижников бесследно исчезли. Через некоторое время после окончания судебного дела следователь Борис Усатов, издевавшийся над мощами во время суда, заболел непонятной неизлечимой болезнью — в местах расположения желез он медленно обрастал чешуей и мучительно умер [3].
В 1997 году пещерный комплекс был передан Воронежской епархии Русской Православной Церкви. В 2003 году по благословению владыки Воронежского Сергия (Фомина) началась подготовка к возрождению монастыря. Деятельную помощь оказал благочинный Острогожского церковного округа протоиерей Александр Долгушев. Усилиями местных жителей, историков, краеведов, педагогов, детей, людей верующих и неравнодушных расчищались завалы, входы, площадки. 12 сентября 2004 года была совершена первая Божественная литургия. С 2005 года осуществлена предварительная реставрация храма и пещер. В 2006 году в пещерном храме регулярно совершались богослужения.
- 1866 — 25 братчиков
- 1917 — 42 насельника: игумен, 4 иеромонаха, 3 иеродиакона, 8 послушников и 26 бельцов-трудников на испытании
Первый храм будущей обители — во благоверного великого князя Александра Невского — был освящен 30 августа 1819 года Павловским протоиереем Афиногеном Печерским. После почти столетнего запустения пещер, в 2000-е годы храм стал первой возрожденной церковью восстанавливаемого монастыря.
Однопредельный храм. Престольный праздник совершается на день перенесения мощей благоверного князя — 30 августа по церковному календарю.
- Иероним (1866 — 1872) иером., заведующий пещерами
- Поликарп (21 июля 1906 [6] — 1922 [7])
- Икона Пресвятой Богородицы «Мария обрете благодать у Бога»[8]
- Тимофеев Я. Белогорские пещеры. Воронеж, 1869.
- Петр, игум. Пещерокопательница Мария. Павловск, 1897.
- Никольский П. В. Монашество на Дону: Пещерокопательство в XIX в. // Воронежская старина. Воронеж, 1910. Вып. 9. С. 156-181.
- Пещерные храмы Придонья. Воронеж, 1999; Степкин В. Белогорский Воскресенский мон-рь // Воронежский епарх. вестн. 2000. № 1-2 (66-67). С. 47-51.
Использованные материалы
[6] Указ Святейшего Синода №7955 от 21.07.1906 // Воронежские епархиальные ведомости, 1906, № 18, с. 283
Подземный монастырь в Белогорье
Русская земля богата на горные меловые породы, пригодные для обустройства пещер, в которых можно уединиться для молитвы. Такие монастыри привлекают особой аскетической атмосферой.
Недавно я с туристической группой побывал в Белогорском Воскресенском мужском монастыре недалеко от Воронежа. Подъём на гору по крутой деревянной лестнице стал трудным испытанием для ног. Но теперь к этой обители построили дорогу, и совсем скоро, весной, до пещер можно будет доехать на автобусе или на автомобиле.
Зачем в обители смартфон
Вход в пещеры выложен красными кирпичами, на каждом имя жертвователя. Длина подземных ходов сейчас — около 1 километра, но братия и приезжие трудники продолжают расчистку, открывая новые потаённые ходы.
Даже летом, в жару, здесь ощущаешь дыхание холода. Температура круглогодично держится на той отметке, когда пар изо рта становится видимым, — около 8 градусов. Сопровождающие монахи приоткрыли для нас древние кельи. Меня поразила одна, где подвижник жил взаперти и принимал еду через окошко, не имея общения с внешним миром. Это ж до какой степени аскетизма и силы духа может подняться человек!
В пещерах темно, и паломников очень выручают фонарики смартфонов. Лучи скользят по стенам, высвечивают лики святых на крохотных иконах, встроенных в ниши. Есть тут и меловые иконы, рельефно выступающие из горных пород.
Рекорд подземного строительства
Основала этот монастырь дочь казака Мария Шерстюкова. В конце XVIII века она с помощниками стала копать пещеры и продвинулась на 300 аршин (212 метров) в глубь меловой породы. Со временем здесь построили несколько храмов, колокольню, общежительные корпуса и выкопали удивительной глубины — 80 метров! — колодец.
В 1866 году община получила официальный статус скита. Труд первопроходцев продолжили их последователи. Общая протяжённость пещер превысила 2 километра, что является российским рекордом для искусственно проложенных ходов в горах. В 1882 году скит преобразовали в самостоятельный Белогорский Воскресенский мужской монастырь.
Почему сюда ездят итальянцы
В прошлом веке обитель практически уничтожили. Большевики разогнали братию, разрушили храмы. Тогда же исчезли мощи Марии Шерстюковой и её сподвижника старца Иоанна. В 1922 году на монахов завели уголовное дело. Сохранились свидетельства о том, что следователь, который издевался над иноками, вскоре стал страдать тяжёлым кожным заболеванием. Врачи ему помочь не смогли: он умер мучительной смертью.
В 1943 году Белогорье занимали вражеские войска — немцы, венгры, но больше всего было альпийских стрелков из Италии. О святых пещерах тогда никто не думал, они рушились под обстрелами и бомбёжками.
Оккупантам пришлось несладко: 13 тысяч альпийских стрелков погибли в боях, около 40 тысяч умерли от обморожения и истощения. Зачем они к нам приходили, сегодня непонятно даже самим итальянцам.
Кстати, туристы из Италии — не редкость в воронежском Белогорье. Они были и в нашей группе. Иностранные потомки ветеранов той войны очень серьёзно относятся к рассказам наших поисковиков. Итальянские гости заходили в монастырские храмы, молились, ставили свечи.
Крестный ход по берегу Дона
Возрождение монастыря началось в 2003 году. Сотни местных жителей, краеведов, историков и просто верующих людей расчищали завалы. Уже осенью 2004-го здесь отслужили первую литургию, а вскоре в пещерный храм передали святыню — частицу мощей святого Александра Невского.
Так восстановилась связь времён, ведь основательница монастыря посвятила храм святому благоверному князю, в честь которого был крещён император Александр I. Именно благодаря этому царю община копателей получила в начале XIX века казённую помощь — 2500 рублей на строительство пещерного храма. Есть предание, что и сам Александр I тайно побывал тут в 1816 году.
Сегодня работы в обители ведутся на пожертвования, но уже не из казны, а от верующих. Чаще всего паломники дают деньги на именные кирпичи. Пару лет назад здесь возвели церковь Cвятого Спиридона Тримифунтского, в день его памяти, 25 декабря, в монастыре престольный праздник.
Богослужения в пещерном Александро-Невском храме совершаются с апреля по октябрь по пятницам, субботам, воскресеньям, а также во все великие и двунадесятые праздники. С октября по апрель их проводят на подворье монастыря — в Троицком храме села Белогорье. Здесь же всегда подскажут, по какой дороге в распутицу удобнее добраться до обители.
А самое лучшее — посетить Белогорье 29 июля. В этот день начинается большой крестный ход. Паломники проходят 40 километров по берегу Дона, ночуя в попутных сёлах. В последний день июля они собираются в селе Костомарове, чтобы 1 августа отпраздновать обретение мощей преподобного Серафима Саровского.
- Адрес: Россия, 396576, Воронежская обл., Подгоренский р-н, с. Белогорье, х. Кирпичи
- Тел: (47394) 5-23-21 (подворье в х. Кирпичи), 5-26-00 (Троицкий храм в с. Белогорье)
- До станции Подгоренский, пересадка на автобус до Павловска, и не доезжая 30 км, выходить в Белогорье.