Пещера альтамира в испании картинки

Пещера Альтамира: можно ли ее посетить и чем уникальны ее настенные рисунки

Ученые поэтично называют Альтамиру «Сикстинской капеллой первобытного мира». В 1868 году ее открыл археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Во время прогулки в компании собственной дочери 8 или 9 лет от роду он случайно обнаружил пещеру, потолок которой был полностью покрыт наскальными росписями.

Гиды же, работающие в испанском регионе Кантабрия, отзываются о ней чуть более сдержано. Говорят примерно следующее: в 30 километрах к западу от города Сантандера есть место, где можете увидеть наскальные рисунки эпохи палеолита – исторического периода каменного века. Сразу скажу: поэтическое описание пещеры точно совпадает с тем впечатлением, которое она производит даже на подготовленного человека. Рисунки тут настолько огромные и выполненные с таким мастерством, что даже сравнения с работами Микеланджело не кажутся избыточными или чрезмерными.

А вот во фразе «вы можете посетить» – скрыт изрядный подвох. Объясню почему. До 70-х годов пещера, действительно, была открыта для посещения всех желающих. Иногда сюда наведывалось до 1500 человек в день, и результат туристического паломничества оказался вполне предсказуемым: в 2002 году на стенах пещеры обнаружили плесень. Правительство Испании испугалось, что наскальные полотна пострадают, и Альтамиру закрыли для посещения. Ну, а чтобы не терять доход от туристов, рядом построили копию, полностью повторяющую оригинал.

Музей Альтамиры – реплика, повторяюшая оригинал

Тем не менее, увидеть подлинную пещеру – хоть и сложно, но возможно. Только для этого нужно обладать очень хорошей кармой и быть любимцем фортуны. С февраля 2019 года в музее Альтамиры каждую неделю устраивается лотерея, победители которой получают возможность отправиться в тур по пещере.

Настоящая пещера Альтамира, куда попадают лишь счастливчики

Проходит розыгрыш по пятницам. Вам нужно приехать в музей Альтамиры к 9.30-10.00 утра и заполнить стандартную анкету посетителя. Принимать участие в лотерее разрешено всем лицам старше 16 лет. Примерно в десять с небольшим из общей массы заявок наобум выбираются пять имен, и счастливчики получают заветные билеты.

Тур по пещере начинается ровно в 10.40, длится 37 минут и во время него необходимо четко следовать инструкциям гида: ничего не трогать, ступать только там, где разрешено и не уклоняться от маршрута. Ну, а фотографии настенных полотен вы сможете сделать позже в реплике пещеры – все равно на снимках оригинальные доисторические рисунки от копий никто не отличит.

Если же вам не повезет – повода вешать нос нет. Музей Альтамиры – это не просто выставочный зал. Тут воссоздана полноценная реконструкция пещеры с тем лишь отличием, что внутри не прохладно, а тепло, да и по полу идешь, не боясь споткнуться. Шутка ли! Некоторых путешественников местные гиды даже умудряются обвести вокруг пальца: люди при выходе из музея пребывают в полной уверенности, что побывали в оригинальной пещере.

Итак, в чем же уникальность Альтамиры? В том, что на ее потолке охрой, углем и гематитом нанесены изображения бизонов, лошадей и коз. Причем многие – больше метра в длину. Самое раннее датировано 36 000 годом до нашей эры. Это не животное, а некий символ, состоящий из нескольких параллельных и двух изогнутых линий. Нанесено охрой, а над тем, что именно таким образом хотел сказать первобытный художник, ученые бьются до сих пор.

Самое древнее изображение Альтамиры, датированное 36 000 до н.э.

Рисунки второй группы относят к 22 000 году до нашей эры, и их любой человек поймет без дополнительных разъяснений. Во-первых, это отпечатки ладоней, оставленные на потолке пещеры. Нанесены они снова охрой, так что различимы великолепно.

Рядом с ними уже полноценный образец доисторического искусства – изображение лошади. Пока контурное и не закрашенное, однако в том, что живший в пещере художник запечатлел именно это животное – сомнений нет никаких: многие из нас гораздо хуже лошадей рисуют.

Изображение коня, датированное 22 годом до нашей эры

Рядом – «портрет» дикого козла, созданный примерно в 18 000 году до нашей эры. Все еще не заштрихованный и схематичный, но выполнен с большим вниманием к деталям. Взять хотя бы изогнутые рога животного. По их форме ученые пришли к выводу, что художник изобразил не какого-нибудь абстрактного, а альпийского горного козла, раньше они в изобилии водились в этой части Испании.

Но, безусловно, самые впечатляющие картины, были созданы в Альтамире примерно в 14 500 году до нашей эры. Собственно, из-за них-то пещеру и сравнивают с Сикстинской капеллой. Бизоны написаны охрой и углем. Рядом с ними – изображение лани.

Каждый рисунок метр в длину и полностью закрашен, а некоторые даже в 3D – первобытные художники лихо использовали рельеф пещерного потолка, чтобы добиться объемного изображения. Цвета – невероятно яркие. Подчас кажется картины писали не охрой, а кровью, хотя действительности это не соответствует.

Сколько людей участвовало в создании фресок последнего периода – выяснить не представляется возможным, но явно никак не один, ведь, во-первых, во времена палеолита люди жили небольшими группами, во-вторых, недолго, а, в третьих, посвящать все свое время творчеству первобытный человек никак не мог. Стадо же парнокопытных на потолке Альтамиры насколько большое, что для повторения подобного и сегодня артель профессиональных художников нужна.

Плюс иногда рисунки перекрывают друг друга. Взять, к примеру, невероятно мастерское, но не раскрашенное изображение головы бизона, сделанное углем. Поверх тела животного другой художник снова нарисовал бизона, разом сведя на нет все старания своего предшественника. Кстати, по все той же голове бизоне, ученые пришли к выводу, что первобытные мастера использовали не просто кусочки угля, а затачивали их на манер карандашей, иначе столь высокой изобразительной точности им не удалось бы добиться.

Смотрите так же:  Соляная пещера славянка

Картины гости пещеры рассматривают не иначе как широко раскрыв глаза от изумления, а рот – от удивления. И сегодня-то со всеми нашими приспособлениями подобное сотворить под силу не каждому. Словом, неудивительно, что, когда в 1880 году Марселино Санс де Саутуола вместе с археологом Мадридского университета Хуаном Виланова-и-Пьера, обнародовали результаты своих исследований, ученое сообщество им не поверило им и назвало наскальные полотна фальшивками.

Сегодня же изображения Альтамиры датированы с помощью уран-ториевого метода. С 1985 года пещера является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, что и немудрено, ведь это самый масштабный памятник первобытного изобразительного искусства, дошедший до наших дней.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Пещера Альтамира находится в провинции Кантабрия на севере Испании. Это западнее приморского города Сантандер на 30 км. Данное природное образование примечательно наскальными рисунками, которые специалисты относят к эпохе позднего палеолита. Это так называемая Мадленская культура. Она была распространена во Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии и Испании 8-15 тыс. лет до н. э.

Данное время характеризуется концом ледникового периода, а носители культуры жили охотой на мамонтов, оленей и других крупных животных. Была хорошо развита обработка кости, изготавливались кремниевые резцы. Люди обитали в пещерах, а также делали жилища из костей и шкур животных. Своё каменное жильё они украшали настенными росписями, изображавшими животных, сцены охоты. Впоследствии Мадленская культура сменилась Азильской культурой.

Открытие пещеры Альтамира

Впервые вход в пещеру был обнаружен в 1868 году охотником по имени Модесто Кубильяс. Его собака застряла в расщелине между скал, преследуя добычу. Освобождая животное, человек и нашёл вход. О своей находке Модесто сообщил любителю палеонтологии Марселино Санс де Саутуола. Однако тот посетил это примечательное место только в 1875 году и ничего необычного в этом природном образовании не нашёл.

В следующий раз любитель-палеонтолог пришёл к пещере лишь летом 1879 года вместе со своей 8-летней дочерью Марией Фаустиной. Мужчина задался целью раскопать вход в пещеру, чтобы найти в ней останки костей и кремния, какие видел на выставке в Париже в 1878 году.

Уникальные рисунки были открыты девочкой, а не её отцом. Малышка прошла вниз в боковое помещение и увидела на потолке несколько картин. В это время отец находился у входа и услышал восторженные крики дочери. Он поспешил к ней, и его глазам предстало неповторимое великолепие наскальных рисунков, изображавших древних животных.

В следующем 1880 году Саутуола опубликовал небольшую брошюру под названием «Краткие заметки о некоторых доисторических предметах в провинции Сантандер» с графическими картинками. Свою работу он передал в университет Мадрида. Однако специалисты восприняли её в штыки, а наскальные рисунки в пещере посчитали фальсификацией.

Любитель-палеонтолог умер в 1888 году. А в 1895 году были обнаружены аналогичные пещеры во Франции. После этого значимость открытия Сантандера была переосмыслена. Пещеру Альтамира и её историческую ценность полностью признали в 1902 году. В 1985 году её включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Описание пещеры Альтамира

Находится данное уникальное образование в известковом холме. Вход в пещеру располагается на высоте 120 метров над рекой Саи. Примерно 13 тыс. лет назад его завалило. Это создало герметизацию и позволило сохранить наскальные изображения. Длина самой пещеры составляет 270 метров. Состоит она из галереи и залов. Самый большой или главный зал имеет длину 18 метров, ширину 9 метров и высоту от 2,5 до 5,5 метров. Рукотворные рисунки имеются на стенах и потолке. В доисторические времена свет в это помещение попадал из отверстия вверху. Влажность составляет 94-97%, температура равна 13,5-14,5 градусов по Цельсию.

В других комнатах и коридорах изображения имеют меньшую художественную значимость. Они всегда находились вне досягаемости солнечных лучей и были выполнены при искусственным освещением. Для этих целей использовался огонь, а топливом для него служил в основном костный мозг. Доказательством тому служит большое количество сломанных костей, найденных под рисунками.

Наскальные изображения наносились углём, гематитом, охрой и иными природными красками. Изображены кабаны, бизоны, дикие лошади, другие животные, а также имеются отпечатки человеческих ладоней. Возраст рисунков, нанесённых углём составляет 14 тыс. лет. А рисунки, выполненные с помощью гуминовых фракций, имеют примерный возраст 14,5 тыс. лет.

В 60-70-е годы XX века пещера Альтамира была чрезвычайно популярна у туристов. В день её посещало более 1,5 тыс. человек. В результате такого ажиотажа рисунки покрылись плесенью. В 1977 году этот исторический объект был закрыт на реставрацию. Его вновь открыли лишь в 1982 году, но с ограниченным посещением не более одной туристической группы в день и 8,5 тыс. посетителей в год. Люди записывались в очередь и ждали годами.

В 2002 году пещеру вновь закрыли из-за плесени. Открыли 26 февраля 2019 года, но ограничились 5-ю посетителями в день и 37 минутами в сутки для просмотра. Однако рядом в 2001 году расположили музейный комплекс с копиями пещерных изображений. Так что каждый желающий может ознакомиться с уникальными художественными творениями древности, не посещая саму пещеру. Копии рисунков имеются также в Национальном археологическом музее в Мадриде, в музеях Германии и Японии.

Испания. Посещение пещеры Альтамира. Искусство людей палеолита.

Пещера Альтамира (La cueva de Altamira) — настоящая жемчужина в галерее искусства древних людей. Рисунки, созданные людьми Верхнего палеолита были открыты в 1879 году испанским грандом Марселино Санс де Саутуола в окрестностях города Сантильяна дель Мар в Кантабрии и приобрели всемирную известность.

Смотрите так же:  Пещера на штормовом берегу

Наше посещение музея Пещеры Альтамира:

Пещера закрыта для посещения, поскольку присутствие людей наносит непоправимый ущерб фрескам. Вход виден с тропы.

Но рядом построен Музей пещеры Альтамира, где расположена подробная экспозиция всех рисунков пещеры, артефакты древности, видео о древних технологиях изготовления рисунков, выделки шкур и пошив из них одежды, разделки зверей и кулинарии древних людей, а также много интересного о быте и жизни в эпоху Мадлена.

Вход в музей оформлен рисунками Альтамиры.

В отдельном помещении полностью воссоздан зал «Большой Плафон». Там со скрупулёзной точностью воссозданы объемные фрески пещеры. На площади 100 м2 на потолке располагаются 20 фигур бизонов. С учетом рельефа они смотрятся объемными.

Фрески цветные. Древние люди использовали уголь, охру, гематит, марганец, каолин и другие цветные минералы на основе воды и животного жира для росписи стен пещеры.

В экспозиции показаны таблицы, по которым рисунки были внесены в мировые каталоги.

На фресках отражена жизнь людей Мадленской эпохи, основой которой была охота.

Немаловажной роль в обществе древних людей играли женщины. Их изображения присутствуют во многих сюжетах.

Изображения мужчин все время соседствуют с животными. Вот эта фреска похожа на презентацию мужчин и добытых ими животных.

Основные занятия и досуг. Женщины выделывают шкуры, занимаются бортничеством, мужчины охотятся.

Охота на лань. Видно, что успешная…

Сцена из кабаньей охоты. Экспрессия поражает.

Здешние места изобиловали популяцией козлов и баранов, кроме мяса, они предоставляли ценные шкуры для одежды пещерных людей.

Диких быки и коровы еще не были приручены, но уже играли огромную роль в пищевых приоритетах человека древности.

Посетив пещеру, Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры все упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!». Рисунки сделаны в один росчерк, графика поражает экспрессией, вкусом и тонким чувством фактуры животных.

В небольшом зале-кинотеатре демонстрируется фильм, где все картины оживают и перед зрителем проноситься жизнь далекой эпохи.

В музейном комплексе есть кафе, рестораны и магазинчики, где можно купить памятные сувениры и книги. Хотелось очень многого, но мы ограничились брелоком и подставочками с изображением диких животных и каталогом Arte y Naturaleza en la Prehistoria, подаренного служащими музея с фресками Альтамиры и их подробным описанием.

В музейном комплексе мы провели половину дня, но погружение в доисторическую жизнь было настолько увлекательным, что время пронеслось мгновенно, оставив желание обязательно возвратиться в это уникальное место.

Сикстинская капелла первобытного искусства – так ученые прозвали Альтамиру, при изучении пещеры был получен большой материал из жизни первобытного общества.

Открыл Альтамиру любитель древностей Дон Марселино де Саутуола, всю жизнь пытавшийся доказать ее подлинность и уникальность. История открытия Альтамиры очень необычна.

Как – то граф Марселино Санз де Саутуола вместе с дочерью Марией решил пройтись по своим угодьям, находящимся в провинции Кантабрия. Рассматривая одну из пещер, девочка неожиданно закричала: «Папа, смотри, там бык!»

Отец девочки, будучи страстным любителем древности, сразу обратил внимание на стены и потолок пещеры, на которых действительно были изображены животные. Тщательно осмотрев ее, Саутуола предположил, что пещере более 14 тысяч лет.

Это было первое подобное открытие, о котором никто даже не помышлял. В 19 веке многие ученые с недоверием отнеслись к открытию. Были даже разговоры, что граф специально нарисовал животных и выдал за древние рисунки. Великие умы того времени хором кричали, что древний человек не мог создать подобные изображения. Называли открытие «фокусом испанцев», чтобы привлечь внимание к своей стране.

Но через несколько лет на другом конце Земли еще в одной пещере была найдена наскальная живопись и надписи. Потом при более детальных раскопках обнаружили кости, рога животных, каменные орудия. Таких пещер по миру было найдено немало, и только тогда картинка начала складываться. Больше всего наскальных рисунков было найдено в Европе. Все дело в том, что зимы там были по – настоящему холодными, и древние люди большую часть времени проводили в пещерах.

После смерти Саутуолы рисунки были признаны подлинными. В том же году известный археолог опубликовал статью под названием «Раскаяние скептика». В ней он выражал сочувствие по поводу своего недоверия к открытию Саутуолы.

Но вернемся к Альтамире. Протяженность пещеры 270 метров. Состоит из двойных коридоров и большого зала. Учеными было доказано, что довольно продолжительное время в пещере проживали одни животные, потом их вытеснили первые люди.

Рисунки представляют собой изображения различных животных: бизонов, кабанов, оленей, лошадей. Также можно обнаружить отпечатки пальцев и даже целых ладоней.

Великолепно изображен облик животных. Они то спокойны, то готовятся к прыжку, то лениво отдыхают. Каждый рисунок несет в себе определенное действие. Нарисован он был одним движением руки, без задумок и эскизов. Четкость линий поражает и заставляет задуматься, как древнейший человек смог воссоздать такое яркое и точное изображение.

Нельзя не сказать о красках. Создавались они из естественных материалов: уголь, марганец, охра, гематиты и разводились водой или животным жиром. Изображения получались трехмерными. Достигалось это использованием естественных форм пещеры.

Нанесение живописи несло в себе определенное магическое значение. Считалось, что нарисованные животные, пронзенные копьями, притягивают удачу племени. Со сменой поколений, повторялись и рисунки на стенах. Помимо зверей, можно было заметить очертания человеческих тел и отпечатки рук, но ученые так и не смогли понять, что же они символизируют.

Альтамира в наши дни

Раскопки в пещере проводились в 1902 – 1904, 1924 – 1925, 1981 годах.

Было также доказано, что изображенные на стенах животные были созданы в эпоху палеолита. Открытие Альтамиры положило начало изучению наскальной живописи разных времен. Огромное множество подобных пещер было найдено позже во Франции, Испании, Скандинавии.

В 50х годах прошлого века, Альтамиру ежедневно посещало более 1000 человек.

Но от дыхания стольких посетителей рисунки стали сыреть и покрываться плесенью. Поэтому в 1977 году пещеру пришлось закрыть на реставрацию, потому что рисунки просто начали исчезать со стен из – за сырости. Открыли пещеру только в 1982 году, сократив при этом ежедневный поток до 20 человек.

Смотрите так же:  Кунгурская пещера температура

В настоящее время попасть в Альтамиру очень трудно. Каждый день полюбоваться красотами могут не более 3х человек, по специальной записи, которая заполнена уже на три года вперед.

Пещера Альтамира в Испании

Эту пещеру ученые прозвали «Сикстинской капеллой» в области первобытной культуры. Она представляет собой естественную полость в скале и хранит в себе бесценные свидетельства доисторических времен. Объект располагается в испанском муниципалитете Сантильяна-дель-Мар. Впервые пещеру обнаружили в 1868 году, после чего тщательно исследовали и установили, что она относится к эпохе Палеолита.

Исследования с применением урана показали, что пещера в основном использовалась с 33500 по 11000 год до нашей эры, после чего главный вход оказался запечатан. Стены и потолок густо испещрены наскальной живописью. Аналогов этой достопримечательности в мире не найти.

История обнаружения и признания

Пещеру нашел во время охоты Модесто Кубиллас — его собака застряла в трещине между скалами, он подошел, чтобы освободить ее. О своей находке Модесто сообщил местному богатому землевладельцу Саутуола; тем не менее, до 1875 пещера не посещалась, так как не вызвала особого интереса. Но летом 1879 землевладельцу пришло в голову исследовать полость с целью найти там кости или другие останки, подобные которым он увидел на выставке в Париже.

Он вошел туда с восьмилетней дочерью Марией, и девочка скоро воскликнула: «Смотри, папа, быки!» Также именно она первой дошла до бокового зала, где увидела еще несколько рисунков на потолке. Ее отец был поражен огромным количеством изображений животных; вскоре он опубликовал иллюстрированную брошюру, в которой рассказывалось о пещере. Позднее тезисы об этом историческом объекте были изложены в Мадридском университете профессором геологии Хуаном Виланова.

Живописная пещера подняла вокруг себя массу ученых споров. Открытие было настолько шокирующим, что у многих вызвало недоверие. Некоторые даже предполагали, что Саутуола сам всё это нарисовал и ввел в заблуждение научный мир; другие защищали его, говоря, что он сам был обманут. Согласно доступным на тот момент исследованиям, в указанные исторические периоды человечество еще не могло заниматься творчеством.

В 1880 Саутуола снова опубликовал издание, где разметил фотографии стен и потолка пещеры. В этот раз результаты были более впечатляющими — гуманист Мигель Феррера написал статью в известный научный журнал, где подтверждал подлинность изображений и подчеркивал их огромное значение. Тем не менее, по-прежнему многие приводили обратные доводы — один ученый даже весьма резко выразился, что эти рисунки тянут максимум на уровень ученика средней школы, и назвал всю эту историю мошенничеством. Однако в это время и на территории Франции начали находить подобные объекты. Этот факт заставил передумать многих рьяных противников подлинности пещеры.

Описание внутреннего устройства

Древним охотникам пещера Альтамира служила одновременно убежищем и территорией для захвата. 13000 лет назад вход обрушился, и это помогло сохранить все наскальные рисунки практически в неизменном состоянии. Полость имеет 270 метров в длину и представляет собой коридор с многочисленными ответвлениями, заканчивающийся еще одной тесной галереей.

Температура и влажность воздуха в пещере на протяжении года остается практически неизменной — 13-14С и 94-97% соответственно. Изучение состава пещерных пород было проведение на основе куска от потолка, после чего были созданы две реплики для крупных музеев.

В настоящее время пещеру условно делят на несколько зон, таких как фойе, большой зал, игровая комната и прочие.

Сведения об обитавших в пещере племенах

Считается, что местные жители в те времена были в основном охотниками и собирателями. Их было 20-30 человек, и они вели кочевой образ жизни. Для приготовления пищи использовали огонь. Существовала достаточно четкая социальная структура, по которой организовывались игры и охота на крупных животных. В какой-то момент у племени появились первые технические изобретения вроде наконечников стрел, швейных игл, скребков.

Сведения о флоре и фауне палеолита

В данной местности количество видов животных было больше, чем в других регионах, поскольку здесь идеально сочетались природные зоны — леса, равнины. Климат был умеренным и достаточно влажным, очень похожим на современный шотландский. Из представителей фауны были найдены останки омаров, морских улиток, коз, оленей, из фауны — предшественники современных сосен, берез, дубов, ореха, различные травы и цветы.

За счет того, что пещера была обитаема 22 000 лет, наблюдается очень сильное наслоение стилей. Это не только рисунки, но и гравюры, выточенные с помощью древних инструментов; также помимо обычной краски применяется еще шпатлевка.

Произведения искусства пещеры Альтамира сегодня восхищает ученый мир — считается, что период их создания можно назвать расцветом художественного развития человека. Картины написаны, что называется, с душой, и очень точно передают состояние природы и животного мира.

Можно доехать на машине по магистрали №67, двигаясь согласно указателям, а потом переместиться на шоссе 611 либо автономную дорогу 6316. Также можно воспользоваться автобусом в рамках организованной экскурсии. Пещера открыта с 9:30 утра, время закрытия зависит от дней недели, выходных и праздников. В обычные будние дни она закрывается в 20:00. Стандартный билет стоит 3 евро, льготный 1,5 евро.

Адрес: Avenida Marcelino Sanz de Sautuola, s/n, 39330, Cantabria, Испания

Related Post

Пещеры на карте россии

Карстовые пещеры России Под карстом понимают геологический процесс и связанные с ним явления, развивающиеся в результате взаимодействия воды с растворимыми горными породами. К ним относятся зоны, в которых изменяются свойства

Кунгурская ледяная пещера где расположен

Кунгурская ледяная пещера Эта пещера является одной из «визитных карточек» Урала, одной из самых известных и популярных туристических достопримечательностей нашего региона. Ни одна другая уральская пещера не имеет такой богатой

6 пещера в горах испании с палеолитической живописью

От носорога до корабля: представляем самые интересные образцы «живописи», найденные в разных уголках Земли Отпечатки ладоней из «Пещеры Замка», или Куэва-де-Эль-Кастильо (Испания), 40 тыс. лет до н.э. Так называемая Пещера