Меню

Патриарха отлучили от церкви

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко), лишенного всех степеней священства Судебным Деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения. бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование».
Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных Православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.
Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28-го Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», а также 14-го правила Сардикийского Собора, 4-го правила Антиохийского Собора, 88-го правила святого Василия Великого, единогласно определяет:
Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.
2. Освященный Архиерейский Собор ввиду отсутствия покаяния со стороны монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), участвующих в преступной раскольнической деятельности бывшего монаха Филарета, еще раз призывает их к покаянию и прекращению кощунственных бесчинств и предупреждает, что в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование.
3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они, в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: «Аще же, не исправив себе, дерзнеши коснуться священнодействия, то будеши анафема пред всем народом, и приемлющии тебе будут отлучены от всей Церкви».
4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных Православных Церквей о состоявшемся отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко).

Филарета отлучили не от церкви, а от епархии

Киевского патриарха пытаются лишить материальных активов

Синод ПЦУ передал управление Киевской епархией митрополиту Епифанию (в центре). Фото со cтраницы Православной церкви Украины в Facebook

Синод Православной церкви Украины (ПЦУ) не решился на жесткие меры в отношении почетного патриарха Киевского Филарета (Денисенко), но лишил его права управления епархией и отлучил от церкви его единомышленников. Так в юрисдикции митрополита Киевского Епифания (Думенко) ответили на собрание, созванное Филаретом 20 июня, где тот объявил о воссоздании Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Епифанию предстоит еще трудная задача по реальному отлучению жестоковыйного патриарха от материальных активов.

«Принимая во внимание особые заслуги в прошлом перед Украинской православной церковью», Синод «констатирует, что почетный патриарх Филарет остается в составе епископата Православной церкви Украины, однако потерял канонические права и обязанности, связанные с управлением епархией», сказано в сообщении на сайте ПЦУ о заседании Синода 24 июня. Управлять Киевской епархией поручено самому митрополиту Думенко. На сайте УПЦ КП ничего не сообщается, потому что этот ресурс уже несколько дней как заблокирован, и причина не объясняется. Известно, что сам Филарет, будучи постоянным членом Синода, на заседание не явился.

Формальным поводом для лишения Денисенко управленческих полномочий стало то, что он в указанный ПЦУ срок не подал документы для перерегистрации общин и учреждений Киевской епархии. В ПЦУ решили как бы не обращать внимания на демарш Филарета и обвинения, которые он в последние дни адресовал Епифанию и Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею.

Следует отметить, что от Синода ПЦУ ждали более жесткого решения по поводу почетного патриарха, потому что митрополит Епифаний в одном из интервью обещал «отделить от церкви» взбунтовавшегося бывшего своего наставника. Возможная мягкость наказания связана с тем, что в основе самоуверенности Денисенко, как считают украинские СМИ, реальные возможности распоряжаться имуществом Киевской епархии. Для того чтобы получить из рук почетного патриарха монастыри, храмы и кассу епархии, главе ПЦУ еще предстоит пройти через многие судебные инстанции.

Сообщая о воссоздании Киевского патриархата, филаретовцы в постановлении своего Собора от 20 июня среди прочего заявили: «Украинская православная церковь (Киевского патриархата. – «НГ») продолжает быть владельцем всех средств, всего имущества, переданного ей или государственными органами, или органами местного самоуправления, включая храмы, монастыри, учебные заведения и другое, согласно договорам и соглашениям. Все банковские счета являются счетами Киевской патриархии как юридического лица». Пока что митрополит Епифаний на деле распоряжается только Свято-Михайловским Златоверхим монастырем в Киеве. Недавно он признавался СМИ, что в его церкви священники не получают зарплату и даже «находятся на грани выживания».

Возможно, Епифаний рассчитывает на то, что Филарет согласится на малость: формальное пребывание в числе епископов церкви, хотя тот и объявил во всеуслышание об игнорировании решений ПЦУ. Вероятно и другое объяснение: Денисенко уже раз отлучили от церкви (Московского патриархата) в 1997 году, и теперь трагедия могла повториться в виде фарса, что не на руку молодой автокефальной юрисдикции, чье положение и так шатко. Скорее здесь надеются на скорое угасание 90-летнего, но неутомимого старца.

В завершение документа «соборяне», среди которых кроме Филарета были лишь два епископа из Белгородской области России, призвали «патриотов Украины» поддержать УПЦ КП. Обоих «отступников» и еще ряд клириков Синод ПЦУ все-таки отлучил от церкви. Призыв филаретовцев может повлечь отдельные сложности для противников Киевского патриарха, которого неоднократно уличали в связях с националистическими формированиями. Ранее радикалы участвовали в захватах храмов Московского патриархата. На днях произошел прецедент: сторонники ПЦУ отобрали храм у УПЦ КП, пока его настоятель находился на Соборе у Филарета в Киеве. Теперь предстоит ожидать, на сторону какой из «патриотических» церквей склонятся радикальные активисты.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

«Легализация раскола»: Константинополь снял анафему с глав непризнанных украинских церквей

Синод Константинопольского патриархата снял анафему (отлучение от церкви) с глав двух непризнанных церквей на Украине — патриарха УПЦ КП Филарета и Макария из УАПЦ. Об этом заявил представитель Константинополя.

«Заслушали апелляцию Филарета Денисенко и Макария. Принято решение, что в своё время анафема была оглашена по недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям. Поэтому решением синода они были возвращены в каноническое поле», — сказал он.

Представитель Константинопольской патриархии подчеркнул, что процесс предоставления украинской церкви автокефалии будет продолжен. «Вселенский патриарх, как первый среди равных, хочет вернуть своё каноническое право и вернуть церковь в ведение Константинополя… мы продолжаем процесс предоставления Украине томоса (указа о предоставлении автономии, или автокефалии, церкви. — RT)», — добавил он.

Смотрите так же:  Мишкино церковь

Напомним, что Филарет был отлучён от церкви в 1997 году, когда при поддержке украинских властей со своими сторонниками создал УПЦ КП. Между тем, как напомнили в канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, Макария анафеме не предавали.

«Надо понять, что это за решение такое смешное. Ведь чтобы апелляцию получить. человека (Филарета. — RT) при царе Горохе запретили, он должен был сразу обратиться, а он через 20 лет обращается, причём письменно. А второй (Макарий. — RT) под анафемой точно не был, а все рассказывают, что с них снята анафема», — сказал глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов.

В УПЦ МП убеждены, что Константинопольский патриарх Варфоломей должен быть сам предан анафеме, так как признал раскольников.

«Это решение абсолютно неканонично, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату: каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему», — цитирует ТАСС архиепископа УПЦ МП Климента.

При этом Филарет уже заявил о намерении объединить свою церковь с автокефальной и УПЦ Московского патриархата. Для этих целей он планирует созвать Архиерейский собор.

«Процесс объединения будет быстрым. Я планирую созвать в ближайшее время Архиерейский собор, где будут представители Киевского патриархата, автокефальной церкви с митрополитом Макарием и архиереи Московского патриархата. Это будет объединяющий собор, который изберёт уже совместного патриарха», — сказал он.

Филарет подчеркнул, что после объединения церквей последует предоставление томоса, то есть независимости, для украинской православной церкви.

Президент Украины Пётр Порошенко утверждает, что решение об объединении трёх церквей и о предоставлении получившейся структуре независимости уже было принято.

«Украина имеет положительное решение Вселенского патриарха и Синода о единой местной православной церкви! То, о чём мечтали поколения украинцев и молились современники, — это наконец произошло: Украина получила томос», — написал он в своём Twitter.

Україна має позитивне рішення Вселенського Патріарха і Синоду про Єдину Помісну Православну Церкву!

Те, про що мріяли покоління українців та молилися сучасники – нарешті сталося: Україна отримала Автокефалію.

Це – перемога України, наша спільна перемога! pic.twitter.com/2wwU600xY1

Однако УПЦ МП не будет объединяться с Киевским патриархатом и автокефальной церковью, заявил архиепископ Климент.

«Украинская православная церковь точно не пойдёт на такое объединение. Не очень верю в техническое объединение Киевского патриархата со второй неканонической Украинской автокефальной церковью во главе с Макарием. Ведь Макарий категорически против, чтобы главой объединённых церквей стал Филарет, на чём тот настаивает», — приводит его слова ТАСС.

«Константинополь переходит красную черту»

Константинопольский патриархат «переходит красную черту», сняв анафемы с Филарета и Макария. Об этом заявил священник Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси.

«Это легализация раскола. Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», — цитирует его ТАСС.

РПЦ даст оценку действиям Константинополя 15 октября, сообщил Владимир Легойда, председатель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«Константинопольским патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя. Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и лицом, отлучённым от Церкви. Священный синод Русской православной церкви на ближайшем заседании 15 октября в Минске даст надлежащую оценку этого деяния», — написал он в своём Telegram-канале.

Русская православная церковь последовательно выступает против придания УПЦ статуса автокефальной, то есть независимой. В РПЦ подчёркивают, что единственной канонической церковью на Украине является УПЦ Московского патриархата, которая не запрашивала у Константинополя автокефалии, в то время как именно этого требует процедура. Об этом 8 октября в интервью RT заявил официальный представитель Русской православной церкви священник Александр Волков.

«Если мы говорим о церковных канонах, то предоставление самостоятельности, в целом возникновение новой автокефальной церкви возможно только на основании согласия той материнской структуры, от которой она происходит. Таких прецедентов было в истории множество. С церковной точки зрения это (происходящее сейчас. — RT) нонсенс», — сказал он.

Волков отметил, что Константинопольский патриарх Варфоломей стремится устроить православную церковь по аналогии с католической.

«Из последних заявлений Константинопольского патриархата ясно, что у него есть стремление устройства православной церкви по модели католической, где один главенствующий — папа. У восточного христианства совсем другое церковное устройство: у каждой поместной церкви есть свой предстоятель, а эти предстоятели все вместе представляют единство и могут принимать общие решения», — пояснил он.

Поместные церкви не согласятся со стремлением Варфоломея к такому устройству, убеждён Волков.

«Никто не разделяет этих представлений Константинопольского патриархата. Это может вызвать только очередной раскол, а Варфоломей — войти в историю только как патриарх, который устроил раскол. И еретик, если это дойдёт до таких форм», — подчеркнул священник.

РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Синод Русской православной церкви принял решение полностью разорвать отношения с Вселенским патриархатом Константинополя, сообщил на брифинге после окончания синода в Минске глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион.

Этот шаг РПЦ стал ответом на решение синода Константинопольского патриархата начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую в скором будущем планируется создать на Украине.

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и отменил документ XVII века, по которому, как считает РПЦ, в ее юрисдицию были переданы территории нынешней Украины.

Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков заявил, что, приняв такие решения, Константинополь «перешел красную черту», сегодняшний синод должен был дать «адекватный и жесткий ответ» на шаги Константинополя.

«Все эти решения с точки зрения РПЦ являются незаконными. РПЦ не принимает эти решения и не будет им следовать. Раскол остается расколом», — заявил в понедельник Иларион.

«Эти беззаконные решения синод Константинопольской церкви принял в одностороннем порядке, проигнорировав призывы Украинской православной церкви и всей полноты Русской православной церкви, а также братских поместных православных церквей, их предстоятелей и архиереев», — говорится в тексте заявления синода.

«Вступление в общение с уклонившимися в раскол, а тем паче отлученными от церкви, равносильно уклонению в раскол и сурово осуждается канонами святой церкви», — сказано в заявлении.

По мнению РПЦ, Константинопольский патриархат не имел канонических прав для отмены принятых ранее судебных решений — в частности, по отлучению Филарета. «Просим архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян всей Русской православной церкви усилить молитвы о единоверных братьях и сестрах в Украине», — говорится в заявлении.

«Раскол — это всегда плохо»

Разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах Константинополя, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

«За отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании церкви», — сказал Интерфаксу секретарь отдела внешних церковных связей Московского патриархата Игорь Якимчук.

По его словам, под запрет попадают все действующие храмы Стамбула, единственный действующий храм в Анталии, а в Греции — храмы на Крите и на Родосе, а также Афон, также находящийся в юрисдикции Константинополя, «но отдыхать туда не ездят».

Заседание синода продлилось больше семи часов. Оно проходило за закрытыми дверями, и пресса все это время ожидала брифинга на улице.

Глава Украинской православной церкви митрополит Онуфрий был на заседании. Прошлый синод он пропустил из-за болезни.

Начиная с четырех часов вечера из здания епархии несколько раз выходил человек и объявлял, что брифинг откладывается. «В девятый раз говорю: готовность номер один», — говорил журналистам представитель епархии, но брифинг не начинался.

Смотрите так же:  Дмитриевская церковь харьков

До синода патриарх Кирилл встретился с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Белорусский лидер оказал теплый прием патриарху: по Белоруссии глава РПЦ перемещался на «Мерседесе» с госномером 0002.

Белорусский президент выразил обеспокоенность «происходящим в православии», но однозначной оценки ни действиям Константинополя, ни действиям Украины, ни позиции РПЦ не высказал.

«К сожалению, наша церковь очень часто в истории становилась заложницей межгосударственных отношений. Порой наших неправильных поступков, — цитирует слова Лукашенко белорусский портал tut.by. — Вы должны знать нашу непоколебимую государственную позицию, что раскол — это всегда плохо. И это плохие последствия. Последствия опаснее всего. Поэтому мы очень болезненно относимся к тому, что происходит сегодня в православии».

Конфликт из-за Украины

На Украине действуют сразу три религиозные организации, причисляющие себя к православию. Только одна из них считается канонической, то есть признанной православными церквями других стран — это Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая находится в составе РПЦ. Две другие — Киевский патриархат (КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) — не признаны, в Москве их называют раскольниками.

В апреле этого года две непризнанные украинские церкви — автокефальная церковь и церковь Киевского патриархата — обратились к Вселенскому патриарху Варфоломею с просьбой о независимости.

Эту просьбу поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

По словам Петра Порошенко, вопрос автокефалии для украинского православия «выходит за рамки церковной жизни и является предметом украинской национальной безопасности».

Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата — структурной части РПЦ.

РПЦ резко выступает против предоставления украинскому православию автокефалии. Она считает Украину частью своей канонической территории, а также не согласна с утверждением Константинополя, что именно он имеет полномочия дарования автокефалии православным церквям своим единоличным решением. Вселенский патриархат Константинополя же исторически претендует на первенство в православном мире и признает за собой право даровать другим церквям автокефалию.

Ранее Константинополь отправил на Украину двух своих экзархов, которые должны были готовить решение о даровании автокефалии. После этого РПЦ объявила о частичном разрыве отношений с Константинополем.

По словам представителей РПЦ, решение Константинополя о создании на Украине новой церкви может привести к полному прекращению отношений с Константинополем и объявлению патриарха Варфоломея еретиком.

О попе-расстриге и раскольнике . . .

монаха Филарета(Денисенко)

«. повеждь Церкви, аще же и церковь преслушает, будет тебе якоже язычник и мытарь.» (Мф., 18.17)

1. Освященный Архиерейский Собор имел суждение об антицерковной деятельности монаха Филарета (Денисенко). лишенного всех степеней священства Судебным деянием Архиерейского Собора от 11 июня 1992 года и предупрежденного Архиерейским Собором 1994 года о том, что «в случае продолжения… бесчинства он будет отлучен от Церкви через анафематствование».

Освященный Архиерейский Собор вынужден ныне со скорбью констатировать, что монах Филарет не внял обращенному к нему от лица Матери-Церкви призыву к покаянию и продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность, которую он простер за пределы Русской Православной Церкви, содействуя углублению раскола в братской Болгарской Православной Церкви и принимая в общение раскольников из других Поместных православных Церквей; преступно пренебрегая обоснованным прещением со стороны законной церковной власти — лишением сана, он продолжал совершать святотатственные «богослужения», в том числе и кощунственные лжехиротонии; не имея священного сана, монах Филарет, к соблазну многих, дерзнул наименовать себя «патриархом Киевским и всея Руси-Украины», в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита; монах Филарет не прекратил возводить хулы на епископат, духовенство и верных чад Украинской Православной Церкви, пребывающей в каноническом общении с Русской Православной Церковью и через нее со всей Вселенской Православной Церковью, продолжая наносить своими преступными деяниями урон Православию на Украине.

Ввиду вышесказанного Освященный Архиерейский Собор на основании 28 Апостольского правила, гласящего: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви», — а также правил Сардикийского Собора 14-го, Антиохийского Собора 4-гр, святого Василия Великого 88-го, единогласно определяет:

Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко)
от Церкви Христовой.
Да будет он анафема пред всем народом.

2. Освященный Архиерейский Собор, ввиду отсутствия покаяния со стороны монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака), участвующих в преступной раскольнической деятельности бывшего монаха Филарета, еще раз призыв их к покаянию и прекращению кощунственных бесчинств и предупреждает, что в противном случае они будут отлучены от церковного общения через анафематствование.

3. Освященный Архиерейский Собор, радея о заблудших, вовлеченных в раскол бывшим монахом Филаретом, напоминает всем, дерзающим иметь с ним общение в молитвах, о том, что, по святым канонам, и они. в случае если не прервут такового общения, подлежат отлучению от Церкви. В 88-м правиле святитель Василий Великий, обращаясь к запрещенному им в служении пресвитеру Григорию, предостерегает: «Аще же, не исправив себя, дерзнешь коснутися священнодействия: то будешь анафема пред всем народом, и приемлющие тебя будут отлучены от всея Церкви»

4. Освященный Архиерейский Собор извещает Предстоятелей Поместных православных Церквей о состоявшем отлучении от Церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко).

Ещё о попе-расстриге и раскольнике:

К протестам украинских самостийников против установки в Одессе памятника Российской императрице Екатерине II присоединился авантюрист Михаил Денисенко, называющий себя «киевским патриархом Филаретом». В советское время Денисенко был агентом КГБ в Русской Православной Церкви под кодовой кличкой «Антонов». Официально он имел сан митрополита и возглавлял киевскую кафедру. В конце 90-х годов Денисенко был изгнан из церкви за нравственные нарушения и предан анафеме. Одно время Денисенко сам претендовал на патриарший престол в Москве, но его усилия стать предстоятелем РПЦ провалились, и он решил учинить раскол в православии на Украине.

Т.н. «Киевский патриархат» не признан не только в православном мире. Священники его приходов не обладают апостольской преемственностью, а их таинства недействительны. Денисенко не раз повторял аргументы самостийников против восстановления памятников Екатерине II в Одессе, Симферополе и в Севастополе. Императрица, по словам Денисенко, «ликвидировала остатки украинской государственной автономии, а ее правительство начало политику тотальной русификации Украины». От себя самозванец добавил следующее: «не следует забывать и о моральном облике этой правительницы, которую даже умеренные российские историки называют «страстолюбицей». При этом следует заметить, что сам Денисенко (монах. ) сожительствовал с некоей Родионовой и прижил от нее трех дочерей.

Так что «киевский патриарх» также был большим страстолюбцем и не убивал плоть, как положено монаху.

Рукописи не горят:
Как Филарет громил бандеровцев и прочих украинских фашистов

В связи с резонансными откровениями духовного лидера Украины т.н. «патриарха Филарета», где он объявляет, что Донбасс ещё не полностью искупил страданием и кровью «свою вину за голосование на референдуме за федерализацию Украины», пользователи соцсетей выражают уверенность, что, «стань он в 1990-м Патриархом Московским, клеймил бы сейчас фашистов так же, как мечет ныне громы в дончан».

украинских нацистов он успел-таки заклеймить.

Ещё 1981 г., когда митрополит Филарет возглавил во Львове празднование 35-летия упразднения украинской униатской «церкви», он рассказал, что «только во Львовской епархии противники церковного воссоединения с Матерью – Русской Православной Церковью и братской дружбы украинского и русского народов лишили жизни более 30 священников». Более откровенная характеристика бандеровцев тогда не допускалась, ибо партия (которой верно служил агент КГБ Филарет по кличке «тов. Антонов») не приветствовала вскрытие некоторых страниц истории народов, составлявших «новую историческую общность».

Предметно заговорил о бандеровцах митрополит Киевский и Галицкий с наступлением гласности и демократизации, когда идейные наследники «нэзломлэных» стали реальной угрозой всевластию партии и её церковного наместника.

В 1989 г. Филарет жаловался «Московским Новостям» на погромы православных приходов в Галиции (а одним из «оправданий» погромов «московской церкви» для неонацистов был как раз факт работы Филарета на КГБ):

« Полностью скомпрометировали себя иерархи греко-католической церкви…сотрудничеством с оккупационным фашистским режимом и бандеровскими националистическими бандами… Подогреваемые униатскими и националистическими центрами из-за рубежа, они добиваются… отторгнуть от Русской Православной Церкви тысячи приходов, миллионы верующих. … Националистически настроенные элементыстремятся с помощью унии отторгнуть украинцев от их единокровных братьев русских. Руководители Украинской Католической Церкви на Западе, объединяясь с украинскими националистами, не скрывают, что основная цель их борьбы – добиваться выхода Украины из состава Союза ССР… Не надо быть ясновидцем, чтобы понять: восстановление бывшей униатской церкви приведет к религиозной и политической борьбе, к разъединению народов».

Досталось и «автокефалам» – « Лидеры незаконной автокефалии стоят на националистических и сепаратистских (что-то напоминает, не правда ли? – автор.) позициях. Ныне «автокефальное» движение распространено главным образом в Галиции. Однако, используя политическую ситуацию, сепаратистские силы способствуют распространению раскола по всей Украине, поставив себе целью ликвидацию УПЦ, которая пребывает в каноническом единстве с Московским Патриархатом»(«Православный вестник» №10, 1990) – и обеим ветвям «киевской традиции» вместе взятым: «Доводим до сведения Президиума Верховного совета УССР о противоправных и хулиганских действиях групп экстремистов, которые называют себя автокефалистами и греко-католиками, специально привезенных из западных областей Украины…В результате пикетирования и блокирования входов на территорию Софийского собора экстремистами православные верующие были лишены возможности свободно пройти к храму Святой Софии и на его территорию… В их адрес выкрикивали оскорбительные лозунги «москали» и «оккупанты» (любимое определение «москалей» Филарэтом сегодняшним, – Д.С .) , им наносили побои. С православных священников и монахов срывали кресты, облачения, вырывали хоругви, разбивали иконы… Увы, в блокаде подходов к Софийскому собору и попытке сорвать богослужение, в пикетировании приема принимали активное участие и некоторые депутаты Верховной Рады УССР: Иван Драч, Дмитрий Павлычко, Михаил Горынь, Иван Заец, Олесь Шевченко, Лариса Скорик, Сергей Головатый, Левко Лукьяненко, Роман Лубкивский, Михаил Швайка и другие… (…нынешние духовные чада Филарэта, – Д.С.)… Толпа на улице скандировала возмутительные призывы, например, «геть московского попа» (как орали спустя 15-20 лет филарэтовцы во время визитов на Украину патриархов Московских Алексия и Кирилла, – Д.С.). тем самым показав, что они далеки от религии, христианской морали и общечеловеческих моральных ценностей («Православный вестник №1 за 1991 г.)».

«Это было во времена начала движения Руха во Львове, – вспоминал ближайший помощник экзарха викарий Киевской епархии и управляющий делами Украинского Экзархата митр. Ионафан. – Филарет приехал туда для ознакомления с ситуацией на месте и встречи с интеллигенцией. Там его подвергли обструкции, обвиняя во всех смертных грехах, пособничестве советской власти и так далее. Потом я его встречал в киевском аэропорту «Жуляны». Он возвратился очень хмурый и озабоченный и, увидев меня, как-то обреченно-горько сказал: « Там советской власти уже нет. Их там надо танками давить». Такой была его реакция на встречу с галицкой интеллигенцией, той самой, которую он сейчас, как танк, использует для того, чтобы удержаться при власти».

Использует не только живых, но и мёртвых, заметим. Например, некогда ненавистного ему литератора Стуса. «Сейчас я с изумлением читаю, как эмоционально Филарет выражает скорбь по поводу мученической смерти этого поэта от рук большевистско-коммунистического режима, которому Филарет был предан и искренне служил, – продолжает бывший помощник экзарха. – Пусть же останется в истории, как Филарет и представитель КГБ в резиденции на Пушкинской, 36, в зале, где он говорит сейчас уранационалистические проповеди, вместе разрабатывали план срыва похорон тела Стуса, привезенного в Киев. По минутам высчитывалось время, чтобы растянуть обряд панихиды в Покровской церкви на Приорке, чтобы гроб не пронесли по городу, как того желали участники похорон.

Филарет лично инструктировал старика отца Николая Радецкого, настоятеля Покровской церкви, как, вопреки церковному уставу, затянуть двадцатиминутную панихиду с утра до 16 часов вечера… Ничего из этой затеи не получилось. Руховцы зашли в храм с желто-голубыми флагами, отстранили о. Николая от службы и панихиду совершили какие-то униатские священники из Галичины. Филарет был сильно раздосадован. Теперь же он лицемерно участвует в разных поминальных мероприятиях, академиях, распинаясь в своей любви к замученному в застенках лагерей поэту!».

Тот же митр. Ионафан свидетельствует, что после того как Филарету донесли, что он читал проповедь по-украински, тот справедливо, заметим, потребовал « не потакать руховцам и националистам» и прекратить использование на службе « этой смеси жидовской и польской мовы».

Конечно, в публичном пространстве Филарет более благопристойно пояснял отказ от богослужения на мове (что ныне повсеместно практикуется в возглавляемой им «церкви»): « В храмах нашей Святой Церкви мы молимся на церковнославянском языке, языке святых славянских учителей Кирилла и Мефодия. Этот язык свидетельствует о том, что все славянские народы веками стоят на основе молитвенного единства, это язык святого Владимира Крестителя нашего, это язык, на котором молились наши мужественные украинские казаки. Поэтому славянский язык для наших верующих людей стал языком традиционным, святым («Православный вестник», №1, 1991 г. стр. 8)».

Но бытовую украинофобию Филарета подтверждали и авторы коллективного письма, опубликованного в парламентской газете «Голос Украины», в т.ч. служители т.н. «Украинской автокефальной церкви» (УАПЦ): «Филарет… воспитывал украинскую паству в неприязни ко всему украинскому, запрещал проповедовать на родном языке, напутствуя: « Мы не должны идти на поводу у этих руховцев, и вообще украинского языка не существует, а есть лишь польско-жидовский гибрид». Он откровенно радовался по поводу гибели людей в Вильнюсе… Любое проявление национального сознания называл не иначе, как «петлюровщиной» и «бандеровщиной». Свое «уважение» к Патриарху УАПЦ Мстиславу ( главе «УАПЦ», племяннику Петлюры, – Д.С.) он проявлял в том, что, издеваясь, не допустил девяностолетнего человека к могиле Тараса Шевченко в Каневе. Это широко известный факт. Во время похорон национального поэта Василия Стуса Филарет пытался сделать всё (тоже известный факт), чтобы погибшего поэта не смогли пронести возле памятника Шевченко и таким образом « не осквернили улицы Киева петлюровскими знамёнами«. Такой вот « флаг украинства». « Поднял и 50 лет несёт».

Двадцать шесть свидомых депутатов во главе с Вячеславом Черноволом в первый же месяц украинской незалежности выступили с заявлением-предостережением: «Филарет правдами и неправдами ищет пути, быстро поменяв свои лозунги, чтобы заручиться поддержкой нового правительства… Наше депутатское сознание призывает провозгласить очевидный факт: митрополит Филарет (Денисенко) препятствует духовному возрождению Украины».

А вот что писал Филарет, уже будучи местоблюстителем Престола Московского Патриарха, и как был он уверен, без пяти минут Патриарх Московский: « Говорят, нам нужна Украинская Церковь. Но в такой постановке есть очевидный умысел . Русской наша Церковь стала называться еще со времен князя Владимира, то есть со времен, когда еще не было отдельно ни украинцев, ни белорусов, ни россиян. Уже 1000 лет она носит это название. Сейчас к ней относятся и эстонцы, и латыши, и мордва, и молдаване, и другие… Церковь многонациональная и название имеет то, которое получила еще во времена Киевской Руси (газета «Советская Украина» от 9 мая 1989 г.)».

Когда же «УАПЦ» стала возвращаться на Украину, Филарет забил в колокола: « Сегодня сторонники так называемой «Украинской автокефальной православной церкви», которая имеет всего лишь 70-летнюю историю… при поддержке сил экстремистского характера разрывают не только хитон Единой, Соборной и Апостольской Церкви, но сеют вражду и братоненавистничество среди украинского народа («Православный вестник» №1 за 1991 г., стр. 7)».

Через 25 пять лет сам Денисенко будет к такому братоубийству призывать, какое ему самому и в кошмарном сне присниться не могло…

Смотрите так же:  Политическое развитие страны власть и церковь церковный раскол