Меню

Парк дьяково

Московские деревни. Дьяково

Соленые огурцы к царскому столу, фурнитура из дворца, исчезнувший дом деда Квашнина и староверка Качалина

Кочерыжники, дверные ручки из дворца и потомки дворовых людей царя Алексея Михайловича

Считается, что деревня на высоком берегу Москвы-реки, отделенная от соседнего села Коломенское глубоким и протяженным Голосовым оврагом, возникла во второй половине XIV в. В 1662 г. царь Алексей Михайлович перенес Дьяково с южного склона Голосова оврага на новое место, поближе к Москве-реке, а прежнее было «пригорожено в государев сад». В садах выращивали яблони и груши, белую и красную вишню, крыжовник и смородину, сливы, грецкие орехи и малину. Из овощей культивировались капуста, огурцы, редька, петрушка, свекла, шпинат и кресс-салат. Здесь же был устроен «садок» — искусственный пруд для разведения рыбы.

При Петре I местные крестьяне полностью перешли на выращивание овощей, после чего соленые огурцы и капуста из Дьякова стали поставляться к царскому столу в Петербург, а жителей деревни прозвали «кочерыжниками». Огородническую специализацию село сохраняло вплоть до середины XX в.

В середине XVII в. в Дьякове насчитывалось 30 дворов и проживало около 80 человек. Спустя двести лет — 70 дворов с 500 жителями. Дьяково всегда было зажиточным селом, о чем свидетельствуют резьба, наличники, подзоры и коньки, украшавшие дома, и изразцовые печи, стоявшие во многих из них. Во второй половине XVIII в., когда разобрали деревянный царский дворец в Коломенском, местные крестьяне скупили скобяные дверные ручки, замки, ключи, дверные накладки и прочую оставшуюся от дворца фурнитуру и продолжали пользоваться ими даже в начале XX в.

В 1960-е гг. Дьяково вошло в состав Москвы. Большая часть территории села была застроена многоэтажными домами, а та, что уцелела, оказалась на территории музея-заповедника «Коломенское». Тут стояли дома из толстых бревен, напоминавшие скорее не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки — тем не менее некоторым из них было более трехсот лет, и они состояли под охраной государства, о чем свидетельствовали соответствующие таблички. Рассказывали, что обитатели этих домов происходят от дворовых людей царя Алексея Михайловича.

Со временем жителей этих домов стали выселять с территории музея-заповедника и в середине 1990-х гг. расселили последних. Дома, несмотря на свой статус, пришли в упадок, часть их сгорела, другие разобрали. Последний частный дом села Дьяково (1-я улица Дьяково Городище, 74) сгорел в августе 2008 г.

Озеленительная база, пасека и сад священников

Из сельских построек в деревне чудом уцелели два дома по 2-й улице Дьяково Городище — в них находится озеленительная база музея-заповедника «Коломенское»: в сараях складируют рабочий инвентарь, на заднем дворе стоят тракторы, а вокруг до сих пор растут фруктовые деревья.

Также частично сохранилось владение 90 по 1-й улице Дьяково Городище. Огороженный добротным забором участок стоит на краю высокого обрыва, в пяти минутах ходьбы от церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. На участке два дома — маленький, построенный в начале 2000-х гг., и совсем новый, деревянный, еще недостроенный. Рядом пасека, вокруг — большой сад.

До революции владение принадлежало некоему Илье Ивановичу Квашнину (скорее всего — зажиточному крестьянину), в советское время здесь действовала школа резьбы. Затем музей выкупил владение у потомков Квашнина и передал дьяковской церкви — под жилье местных священников. Те сломали старый дом и теперь строят на его месте новый, в котором и живут.

Александр, сотрудник музея-заповедника «Коломенское»:

«Меня давно интересует история местных сел. Самый массовый снос домов имел место давно, в 1970-е гг. Тогда вообще активно шло расселение деревень с территории Москвы. Именно в те годы было уничтожено Коломенское и другие окрестные деревни.

Дьяково исчезало поэтапно. На его территории была организована своего рода база, на которую свозили разобранные дома, с тем чтобы в будущем собрать их обратно, надо полагать, в музейных целях. Но вместо этого бревна распиливали на дрова и продавали, а уцелевшие дома жгли — в результате от села ничего не осталось.

Еще пятнадцать лет назад домов было больше, хотя селом их назвать было сложно: просто отдельно стоящие дома, разбросанные по обширной территории. В одном из них жила староверка Качалина. В другом, еще до революции, дед Квашнин. С его домом произошла загадочная история: как-то раз он просто исчез, только фундамент остался. На этом фундаменте теперь строят дом для священника дьяковской церкви.

А от села Коломенского сохранился один-единственный дом, на входе в «Коломенское» с улицы Новинки. Ни его возраст, ни судьба мне неизвестны».

Жительница соседнего района, гуляющая в Дьякове:

«Мы переехали в этот район из центра Москвы в конце 1970-х гг., и деревни в те годы как таковой уже не было. Стояли отдельные дома — один из них моя соседка умудрилась даже купить и перевезти к себе на участок. Огородов было много, их возделывали вчерашние деревенские жители. Они постоянно спорили из-за дележа земель и выражали недовольство тем, что деревню расселили. А мы тут собирали малину, смородину, клубнику, яблоки. Тогда тут все росло, а сейчас, конечно, ничего, кроме яблонь, не осталось».

Выйдя из станции метро «Каширская», перейдите проспект Андропова по подземному переходу и войдите в музей-заповедник. Ориентир — новопостроенный дворец Алексея Михайловича, который стоит между 1-й и 2-й улицами Дьяково Городище.

Далеко не все, кто бывал в Коломенском, знают о существовании церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Все внимание посетителей привлечено к главному сокровищу Коломенского, церкви Вознесения Господня. А Предтеченская церковь к тому же удалена от основных памятников музея-заповедника.

Однако она не менее древняя, чем знаменитая церковь Вознесения — разница в датах постройки составляет от силы пару десятилетий, — и чрезвычайно таинственная. Настоящий кладезь загадок, ни одна из которых до сих пор полностью не разгадана.

Таинственность этого места ощущается еще у подножия холма, на вершине которого стоит Предтеченская церковь. Холм огибает ручей, не замерзающий даже в самые сильные морозы. Крутая деревянная лестница, ведущая к храму, лентой вьется в густом лесу. Городской шум сюда не доносится. Только с последних ступеней лестницы можно разглядеть храм. Он огорожен, так что нужно обойти заборчик, чтобы войти через главные ворота. И всякий, кто их пересекает, оказывается не просто на территории церкви, а на старинном кладбище.

Как село, Дьяково известно с начала XV века. Название «село» означает, что уже тогда при Дьякове были церковь — и кладбище. По мере возвышения Коломенского Дьяково постепенно теряло свою значимость, но хоронить где-то надо было… По сведениям XVII века, сюда перевели кладбище из Коломенского, территория которого была плотно занята дворами великого князя и митрополита. Так что людей в Дьяково хоронили непрерывно на протяжении нескольких веков. Самые поздние захоронения на местном кладбище относятся к третьей четверти XX века.

Как ни странно, кладбище не оставляет мрачного впечатления. Есть в нем что-то… музейное. Пересекая его по дороге к церкви, можно рассмотреть надгробия XVIII и XIX столетий: белые каменные гробы, установленные поверх могил. Надгробия украшены резьбой, на многих различимы имена покоящихся под ними людей. Такая прогулка, конечно, на любителя, но на нужный лад настраивает. И к церкви (она с недавних пор действующая) люди подходят уже притихшими, очищенными от суеты.

При ближайшем рассмотрении церковь поражает своими размерами. Не многие царские усадьбы могут похвастаться наличием сразу двух грандиозных храмов. А размеры Предтеченской церкви действительно внушительные: она состоит из центрального восьмигранного столпа высотой 34 метра и примыкающих к нему четырех восьмигранных башнеобразных приделов, возвышающихся на 17 метров. Вся эта архитектурная композиция стоит на едином фундаменте и соединена крытой обходной галереей. Церковь кирпичная, но стены ее отштукатурены и побелены.

Если представить на месте центрального, слегка «приплюснутого» купола другой, резную «маковку», то даже у неспециалиста должны возникнуть первые ассоциации с чем-то очень знакомым. Не будем томить: считается, что церковь Иоанна Предтечи в Дьякове — прототип главного символы Москвы и России, собора Покрова на Рву, более известного как храм Василия Блаженного.

Связь между храмами в Дьяково и на Красной площади провели искусствоведы и историки архитектуры: письменных подтверждений преемственности соборов нет. Зато есть «физические» доказательства: в одном временном периоде были построены 3 церкви, сходные по необычному архитектурному решению, по форме, по использованным приемам и материалам. По отношению к русской традиции зодчества архитектура всех трех памятников очень экзотична.

Смотрите так же:  Парк авеню 665 книга

Две из трех церквей известны и сохранились, а третья, Борисоглебская в Старице, была разобрана за ветхостью в 1803 году, но перед сломом ее обмерили и сняли чертежи, что и позволяет сегодня судить о ее внешнем виде и других достоинствах.

Даты окончания строительства Борисоглебской церкви в Старице и Покровского собора на Красной площади известны: 1561 год. Летом 2011-го с помпой отмечали 450-летие со дня освящения Покровского собора. А вот споры о датировке таинственной Предтеченской церкви в Дьякове ведутся уже больше века. Хотя с большой долей вероятности можно сказать, что она была «первой из серии».

До 1930-х годов считалось, что кирпичная Предтеченская церковь была построена в 1529 году Василием III в качестве «моленного» храма о даровании наследника. Наследник, как мы знаем, был дарован летом 1530 года: это Иван Васильевич, впоследствии справедливо прозванный Грозным.

Сейчас датировка 1529-м годом отвергается категорически: получается, что Предтеченская церковь — полная современница церкви Вознесения в том же Коломенском, хотя очевидно, что они принадлежат не только разным авторам, но и разным эпохам и стилям.

На самом деле в 1529 году храм в Дьякове действительно был построен, и действительно был «моленным». Но был он деревянным и (скорее всего) трехпрестольным. И был Предтеченским, да не тем. Ведь есть два варианта посвящения: Усекновению главы Иоанна Предтечи и Зачатию Иоанна Предтечи. Зная о многолетней проблеме Василия III, абсолютно логично предположить, что это была церковь Зачатия Иоанна Предтечи, поставленная с мольбой о чадородии. Это подтверждают и «зачатьевские» приделы «новой» Предтеченской церкви, поставленной на месте деревянной: до конца XVII века приделами дьяковской церкви были Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия святой Анны, Апостола Фомы, Петра митрополита и Царей Константина и Елены. А приделы было принято «переносить» по определенной схеме из более ранних церквей, вместо которых ставились новые.

Но когда именно была построена новая церковь, кем и почему? Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер, классик архитектурной реставрации, объединил многочисленные теории и данные исторических документов. По его версии, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи была перенесена в Дьяково из Старого Ваганькова (несмотря на знакомое москвичам название, эта местность находилась возле Кремля — там, где сейчас стоит Пашков дом).

Деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ваганьково погибла в великий московский пожар 1547 года, случившийся вскоре после венчания Ивана (Грозного) на царство. Тогда сгорела вся Москва и царский двор. Молодому царю предстояло восстановить церковь, на этот раз уже в камне. Оставалось выбрать место.

Плотность населения и застройки в Москве уже в XVI веке была чудовищной. Восстанавливать церковь Усекновения главы следовало на старом месте, однако место это было мало и тесно, а новый титул давал царю право построить церковь в честь своего ангела с особой роскошью и размахом. Оставалась лучшая и ближайшая из подмосковных царских резиденций — Коломенское.

Перенос церкви на свободное место, на высокий берег Москвы-реки позволил зодчим, которым была заказана постройка, изменить как масштаб, так и архитектуру сооружения. Имена строителей церкви неизвестны, хотя все исследователи давно сходятся на том, что это были русские зодчие. Возможно, здесь «тренировались» Барма и Постник — хотя это предположение очень смелое.

Однако очень интересная и аргументированная гипотеза В.В.Кавельмахера о датировке и причинах постройки Предтеченской церкви противоречит наиболее популярной (в том числе и среди сотрудников музея-заповедника) версии А.И.Некрасова, что строительство церкви в Дьякове было приурочено к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году.

Так что однозначно можно утверждать лишь то, что Предтеченская церковь была построена в середине XVI века и, с большой долей вероятности, до постройки самого знаменитого сооружения эпохи Ивана Грозного: Покровского собора на Рву, на Красной площади.

Для посетителей, наверное, не так важно, в каком именно году была построена Предтеченская церковь в Дьякове. В любом случае церковь XVI века — уже несомненная древность. В ходе реставрационных работ, которые несколько раз проводились в XX веке, храм был восстановлен в своем первоначальном облике.

Кстати, каждая последующая реставрация приносила больше вопросов, чем ответов. Так, в середине XX века обнаружили надгробные плиты, которыми была выложена часть пола. В 1962 году на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи (изображение круга со спиралями из кирпичиков), выполненной красным цветом, значение которой исследователями до сих пор не раскрыто.

Другая загадка Предтеченской церкви в Дьякове связана с поисками библиотеки Ивана Грозного, знаменитой «Либерии». Археолог Игнатий Стеллецкий, одержимый поисками этого сокровища, перекапывал подземные пространства во многих местах, связанных с Иваном Грозным. Производил он свои раскопки и под Предтеченской церковью в Дьякове в конце 1930-х годов, чем немало раздражал руководство музея-заповедника и жителей села.

Стеллецкий прокопал холм под церковью на глубину семи метров и, говорят, наткнулся на массивную известняковую кладку. Однако раскопки пришлось свернуть: Стеллецкого мало заботила сохранность самой церкви (а глубокий раскоп мог нанести серьезный ущерб древнему сооружению), к тому же раскопки велись на территории церковного кладбища. По совместному требованию руководства заповедника и местных жителей раскопки прекратились.

Последняя реставрация Предтеченской церкви была закончена в 2009 году, сейчас она находится в очень хорошем состоянии. Но, несмотря на безупречный вид, церковь по-прежнему выглядит одинокой и «забытой».

Тайные комнаты и временной портал: мистика в усадьбе Коломенское

Поделиться в социальных сетях:

Музей-заповедник Коломенское знаменит своей экспозицией под открытым небом, площадь которой превышает 250 гектаров. Его символом стала церковь Вознесения, включенная в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Каждый день полюбоваться усадьбой приезжают около 10 тысяч человек, причем их привлекают не только уникальные памятники архитектуры, но и многочисленные тайны, которые до сих пор хранит бывшая летняя резиденция русских царей. Где искать библиотеку Ивана Грозного и можно ли совершить «прыжок» в прошлое, спустившись в Голосов овраг, – читайте в материале сетевого издания m24.ru.

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Голосов овраг: временной портал или вход в подземное царство?

Голосов овраг, разделяющий Коломенское на две части, давно стал героем легенд и преданий. Письменные свидетельства донесли до наших дней удивительную историю, которая произошла в Коломенском в 1621 году. Тогда стрельцы были подняты по тревоге, так как у ворот великокняжеского дворца из ниоткуда возник отряд всадников. Выглядели незваные гости так, будто явились прямо с поля брани. Вооруженные кривыми саблями и короткими луками, они восседали на низкорослых лошадях, а их шлемы были увенчаны конскими хвостами, как у воинов Золотой Орды.

В ходе дознания пленники сообщили, что принадлежат к войску хана Девлет-Гирея и решили спрятаться от преследователей в овраге, по дну которого стелился зеленоватый туман. Решив, что погоня миновала, всадники покинули убежище и, в итоге, неожиданно оказались у ворот дворца, где их и схватили стрельцы. Государевы дознаватели пришли в замешательство, ведь упомянутый хан Девлет-Гирей погиб более 40 лет назад. Как вышло, что воины его отряда пробыли в Голосовом овраге почти полвека, даже не заметив этого?

Фото: m24.ru/Александр Авилов

По мнению профессионального исследователя аномальных явлений Вадима Черноброва, не стоит списывать эту историю на буйную фантазию ее авторов. Как на самом деле протекает время в овраге, можно проверить при помощи хронометра. Этот прибор способен зафиксировать разницу в скорости времени даже в сотые и тысячные доли секунды. «Измеряя этот овраг, мы это делали несколько раз, мы наткнулись на несколько хроноаномалий, достаточно небольших», – сообщил Чернобров. Отклонения настолько малы, что ощутить их невозможно. Тем не менее, как полагает исследователь аномалий, не исключено, что под влиянием каких-то факторов этот временной зазор способен увеличиваться.

История с татарским отрядом не единственный сохранившийся рассказ о временных «неувязках» в Коломенском. Заметка об аналогичном случае появилась в 1832 году в «Московских ведомостях». По данным издания, в 1810 году двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, поздним вечером возвращались домой – из села Дьяково в село Садовники. Их путь лежал через овраг, и поначалу подвыпившие крестьяне не придали особого значения тому, что по дну лощины стелился зеленоватый туман. Только вернувшись домой, они с изумлением узнали, что отсутствовали более 20 лет.

Голосову оврагу издревле приписывали мистические свойства. Так, по словам экскурсовода Михаила Юшкевича, еще обитавшие в этих краях языческие племена считали его входом в иной мир. Позже возникло предание о том, что именно здесь состоялась битва Георгия Победоносца со змеем, а овраг появился на месте удара хвоста гигантского чудища.

Смотрите так же:  Экспресс парк вити черевичкина

Геологи, разумеется, не разделяют сказочную «теорию» происхождения оврага. По их данным, Голосов овраг представляет собой измененную долину древней речной сети, то есть образовался он в результате осушения какой-то реки. При этом камни, которые лежат на дне оврага, по всей вероятности, прибыли в столицу издалека. Как утверждает Чернобров, они были подхвачены волной медленно движущегося ледника где-то в районе Карельского перешейка. Так это или нет, но некоторые их валунов уже «обросли» плотным слоем легенд и поверий.

Чудо-камни и ледниковая вода

Камни Голосова оврага – Гусь-камень и Девий камень, – как своими названиями, так и необычной формой, привлекают многих приверженцев нетрадиционной медицины. Согласно народным преданиям, достаточно лишь присесть на них – и болезни отступят. А те, кто надеется на исполнение самых заветных желаний, завязывают ленточки неподалеку от чудо-камней.

Ученые, в свою очередь, не спешат приписывать камням какие-то особые свойства. Хотя они отличаются от местных пород и по фактуре, и по геологическому составу, целебными качествами они не обладают. «Приборные методы на сегодняшний момент не показали ни одного из известных, по крайней мере науке, видов излучения, которые из этих камней бы шли», – заявил Вадим Чернобров.

Исследователей аномалий гораздо больше заинтересовала температура воды в ручье, который берет начало в овраге. Измерения показали, что она составляет всего +1,5 градуса, в то время как привычная температура родников в средней полосе России варьируется от 4 до 8 градусов выше нуля. Что за природный «ледник» скрыт в верховьях оврага, так что вода в ручье становится не просто холодной, а ледяной? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.

Вместе с тем ручей в Коломенском не замерзает даже в самые суровые холода. Правда, несмотря на эти уникальные свойства, пить эту воду медики не рекомендуют, ведь экологически чистой ее не назовешь.

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

Уникальная акустика и колокольные звоны

Откуда пошло название Голосова оврага, остается загадкой. Оно происходит то ли от языческого славянского бога Велеса, то ли от голосов, которые эхо разносит по лощине. Как пояснил Вадим Чернобров, овраг прекрасно проводит звук. Если на вершине его зазвонят колокола, то их мелодия будет слышна даже на расстоянии нескольких километров в низовьях оврага.

Не менее знаменит своей превосходной акустикой храм Иоанна Предтечи в Дьякове. Игумен Алексий Иванов объясняет это наличием в купольной части церкви голосников – глиняных кувшинов различного объема. «Интересно: чем выше – количество голосников меньше, но по объему они больше. Вот в самом верхнем ярусе, там голосники – это кувшин объемом примерно на сто литров», – отметил настоятель.

Летописные источники позволяют предположить, что церковь Иоанна Предтечи возвели в 1529 году. Некоторые исследователи считают ее прообразом будущего храма Василия Блаженного. Другие же выдвигают еще более смелую гипотезу, заявив, что именно здесь Иван Грозный мог спрятать свою легендарную библиотеку – Либерию.

Фото: m24.ru/Юлия Накошная

В поисках библиотеки Ивана Грозного

Первым, кто всерьез занялся поисками легендарной царской библиотеки на территории Коломенского, был археолог Игнатий Стеллецкий. В 1938 году он начал раскопки, опираясь на рассказ бывшего сторожа храма в Дьякове. Тот утверждал, что ранее случайно отыскал потайную лестницу, которая вела к железным дверям, охраняемым истлевшим скелетом. В ходе раскопок на глубине семи метров Стеллецкий обнаружил массивную каменную кладку. Однако вскоре работы пришлось свернуть по настоянию местных жителей, возмущенных раскопками на кладбище.

Таинственная лестница вновь оказалась в поле зрения историков лишь спустя 40 лет. В 1980 году во время ремонта строители наткнулись на засыпанный подземный ход. Они начали было освобождать тайник от песка, но затем решили прекратить раскопки, замуровав ход до лучших времен.

Что скрывается на другом конце коридора: тайное хранилище коллекции Ивана Грозного или обычный церковный подвал, – до сих пор будоражит умы исследователей и простых посетителей Коломенского.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

«Восьмое чудо света» царя Алексея Михайловича

Красота этих мест не оставила равнодушными и других российских правителей. Так, по указу царя Алексея Михайловича, на высоком берегу Москвы-реки возвели настоящий дворец-град.

Отделочные работы длились почти 20 лет, но их результат превзошел все ожидания. Иноземные гости, которым в свое время посчастливилось переступить порог царской резиденции, не могли сдержать восторга: стены дворца были отделаны сусальным золотом, полы – устланы роскошными восточными коврами, а по потолку вилась замысловатая роспись. Кроме того, как рассказал научный сотрудник МГОМЗ «Коломенское» Андрей Топычканов, престольную палату, где находился трон царя, украшали механические фигуры львов. «XVII век – это время преклонения перед механикой, и эти львы должны были потрясать воображение современников, иностранцев или придворных», – подчеркнул Топычканов.

Во времена Алексея Михайловича львы приводились в движение особой гидравлической системой, что повергало в шоковое состояние особо впечатлительных зарубежных посланников. Так, сохранились свидетельства о том, что однажды польская делегация, услышав рык, бежала из дворца прочь.

С переездом столицы в Санкт-Петербург дворец перестал пользоваться вниманием царских особ и быстро обветшал. В конце концов, Екатерина II приняла решение разобрать его, предварительно составив подробные чертежи и проведя обмеры всех элементов архитектуры и декора. Именно благодаря этим документам, дворец Алексея Михайловича удалось восстановить, поэтому его также можно считать своеобразным «путешественником» во времени.

Чтобы совершать небольшую экскурсию в русское Средневековье, вовсе необязательно спускаться в овраг в Коломенском и ждать там появления мистического зеленого тумана. Даже обычный осмотр памятников и экспозиций музея-заповедника позволит попутешествовать во времени, а затем так же быстро вернуться «назад в будущее».

Чертова мистика парка «Коломенское»

За моей спиной виден, так называемый, Чертов городок, довольно высокий холм с плоской вершиной, на котором когда-то, давным-давно, располагалось языческое капище. Вообще, чертовыми называли славяне те места, где до их прихода уже существовали какие-то ритуальные центры. Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково он образует такую пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Овраг этот, называющийся Голосов или Волосов, и оба эти места, что Чертов городок, что Дьяковское городище, это все представляет собой такой комплекс очень древних и таинственных поселений, которые существовали в этих местах ну как минимум еще три тысячелетия тому назад.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково, та самая в подземельях которой Игнатий Стеллецкий искал библиотеку Ивана Грозного, сейчас находится на реставрации. Кто знает, может быть в ходе реставрационных работ и удастся найти что-нибудь действительно ценное в этих подвалах. Но в любом случае важно тут вот что, во-первых она венчает собой многометровый культурный слой, самые ранние слои которого относятся как минимум к I тысячелетию до нашей эры. И второе, название этой церкви было дано не просто так. Вот эта самая Глава Иоанна Предтечи Усекновенная, которую можно видеть на мозаике, скорее всего это название было дано, потому что на этом месте осуществлялись ритуальные жертвоприношения еще до того, как в эти места пришли наши предки-славяне.

Кто жил в этих местах до VII века до н. э. не вполне ясно. Ну, кто-то жил, какое-то древнее автохтонное население. Но вот в VII веке, видимо, с запада приходят какие-то новые народы, смешиваются с древним автохтонным населением этих мест и уже образуют финно-угорский этнос. Точнее один из финно-угорских народов, который получил название меря. Меря были в свое время достаточно сильным народом, были они естественно язычниками, поклонялись всяким страшным божествам. И где-то примерно в первых веках нашей эры спокойная жизнь меря была нарушена, потому что сюда пришли из Скандинавии готы.

Готы, придя в эти места, обложили меря налогами. Ну, понятно, что никаких письменных свидетельств не осталось, но именно с этого момента меря начинают буквально промышленную охоту на пушного зверя. Это подтверждается археологическими свидетельствами. А по всему ареалу распространения готской культуры входят в моду меха. Впоследствии эти земли вошли в состав так называемой Империи Германариха, готского полководца. Так что москвичи вполне могут гордиться тем фактом, что их край был частью великой общей европейской культуры, как минимум, начиная с первых веков нашей эры. Правда Москва, на тот момент была, конечно, не городом, тем более большим городом. Общее население было невелико, но, тем не менее, культура существовала и культура весьма развитая. Она собственно называется Дьяковской культурой, существовавшей примерно с VII века до н. э. по VII век н. э. А вот потом произошли очень странные вещи.

В VII веке эти поселения пустеют, без всякой причины, необъяснимо: ни эпидемии, ни войны. Наступают три века забвения. Спустя 300 лет, в X веке нашей эры сюда приходят славяне. Они находят здесь оставленные древние городища, окруженные частоколами, на кольях пожелтевшие от времени черепа, следы жертвоприношений, вырезанные из камня изображения богов и два огромных камня. Камни, которые до сих пор загадывают загадки и ученым и просто любопытствующим жителям нашего города.

Смотрите так же:  Городской парк нальчика

Наверху склона расположен камень Гусь. Не верьте статьям в интернете, о том что Гусь лежит на дне, он как раз расположен выше. Видимо авторы этих статей никогда не были сами в овраге в Коломенском и не видели камня Гусь. Он считается олицетворением древнего языческого мужского божества. Камень Гусь считается, получил свое название за такую несколько ребристую поверхность, напоминающую шершавую гусиную кожу. Но на самом деле Гусь это священная птица в финно-угорской мифологии. Вообще существует очень древняя легенда о нескольких птицах, которые ныряли на дно изначального океана и пытались достать оттуда солнце. И вот, одна солнце достала, а другая извозилась в грязи. Это очень древняя легенда, считается, что ей больше 40 тысяч лет. Вот гусь в финно-угорской мифологии, это как раз та птица, которая достав со дна океана ил или грязь, выплюнула его в мертвую воду и таким образом фактически создала наш мир. Это очень древнее божество, хтоническое, т. е. подземное. На это, кстати, намекает и дыра в земле, до сих пор к нему приходят люди, мужчины, которым необходимо решить какие-то проблемы со здоровьем. На нем, говорят, надо посидеть, чтобы проблемы решились. На дне оврага расположен другой камень, называющийся Девий. Ну, как несложно догадаться, он исполняет роль такого помощника девушкам и женщинам. Соответственно если у них есть какие-то проблемы, им надо придти и завязать ленточку на дереве, посидеть на камушке и все пройдет. Дева это тоже богиня из финно-угорской мифологии, это такая хтоническая тоже подземная богиня. Тоже чрезвычайно древний культ, который по большому счету дал начало очень многим потом сюжетам, в том числе и славянского фольклора, и о Кащее и о Бабе-яге и т.д. Говорят, что Девий камень лечит даже от бесплодия, но вообще про Коломенское, и в частности про Голосов овраг рассказывают достаточно много всего во что можно верить, а можно относиться к этому скептически. Ну, например, существует легенда о том, что ручей, который течет по Голосову оврагу, не замерзает зимой. Это, в общем, неправда. Каждый, кто придет в довольно морозный день может убедиться в том, что ручей замерзает точно также как и все прочие. Говорят, что стрелка компаса ведет себя здесь не так, как должна себя вести. Тоже подтверждений этому документальных нет. И, наконец, существует множество легенд о том, что в Голосовом овраге видели лешего или снежного человека, а также о том, что время от времени здесь появляется какой-то зеленоватый туман, в котором пропадают люди. Люди пропадают не просто, а они переносятся во времени. Ну, вот это, пожалуй, наиболее интересная из легенд связанных с Коломенским.

Одна из легенд гласит, что в 1621 году в Коломенском появился неизвестно откуда маленький отряд татарской конницы. Татар быстро взяли в плен, допросили и с удивлением выяснили, что они считают себя частью большого войска татарского хана Девлет-Гирея, который за 50 лет до того действительно подходил к Москве. Но отряд этот тогда, в 1571 году, въехал в Голосов овраг и проезжая между двух больших камней попал в какой-то зеленоватый туман, а выехав из тумана, татары оказались в будущем, спустя 50 лет, в царствование Михаила Федоровича Романова.

Как бы то ни было, Коломенское это действительно весьма интересное и очень загадочное место на карте современной Москвы. И в общем все, кто хочет и имеет достаточно времени могут приехать сюда или на территорию Чертова городка летом поискать прямо на склонах холма. Можно найти остатки древней материальной культуры дьяковцев, можно найти керамику. А здесь, в Голосовом овраге, можно, чем черт не шутит, увидеть этот странный зеленоватый туман или может быть стать свидетелем каких-то аномальных явлений.

Тайны парка «Коломенское». Голосов овраг

В парке «Коломенское» есть очень необычное и таинственное место – Голосов овраг. Находится он приблизительно посередине музея-заповедника и делит его на две равные части. Овраг в Коломенском имеет длину более километра, склоны достаточно крутые.

Нынешнее название оврага – производное от Волосов овраг. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне оврага, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.

В овраг можно спуститься по деревянным лестницам.

А можно пройти к нему по тропинке от набережной Москва-реки, начинающейся от водопадика.

В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места. Дьяково городище, находящееся недалеко от оврага в Коломенском – самое древнее поселение на территории Москвы.

Есть немало городских легенд, связанных с Коломенским оврагом. Вот, пожалуй, самая интересная:

В 1621 году в Коломенском около царского дворца вдруг появилась татарская конница. «Вдруг» – потому что татар в этих местах не видели с 1571 года, со времен отбитой атаки татарского хана Девлет-Гирея. Отряд схватили и царь Михаил Федорович приказал учинить дознание. На допросе татары признались, что, спасаясь от преследования русского войска, спустились в Голосов овраг. На дне оврага был какой-то странный зеленоватый туман, в котором татары надеялись скрыться. Вышли они из тумана, как впоследствии оказалось, только через 50 лет.

Еще одна мистическая история:

В 1810 году двое крестьян – Архип Кузьмин и Иван Бочкарев поздним вечером возвращались из села Дьяково домой, в село Садовники. Дорога проходила через Голосов овраг, на дне которого они увидели необычайно густой туман. Пройдя сквозь туман, мужики продолжили путь. Каково же было удивление местных жителей, увидевших крестьян, пришедших в родное село. Их уже как 21 год считали пропавшими без вести.

Кроме преданий о перемещениях во времени, ходят рассказы о неоднократных появлениях в овраге огромных волосатых человекоподобных существ а также о случаях левитации.

Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге.

Загадочные камни в Коломенском

В овраге лежат два больших камня весом по несколько тонн каждый – Конь-камень и Девий камень. По легенде, эти камни образовались в результате боя Георгия Победоносца со Змием. Змий разодрал брюхо коня, внутренности выпали и окаменели – так образовался Девий камень, а голова коня стала Конь-камнем.

Камни почитались еще с языческих времен – считалось, что в них живут духи. Здесь проводились обряды, божествам поклонялись и приносились жертвы.

И в наши дни считается, что камни обладают большой силой. Конь-камень лечит мужские, а Девий камень – женские болезни. Кроме того, камни исполняют желания и приносят счастье – нужно только дотронуться и завязать ленточку на соседнем кусте. Для верности, стоит камню поднести дар – несколько монеток или какую-нибудь еду.

Конь-камень лежит почти у самого дна оврага.

Девий камень находится посередине крутого склона.

Часто можно видеть женщин, сидящих на Девьем камне. Его еще называют «Женский камень в Коломенском»

Ручей, протекающий по дну оврага тоже не совсем обычен. В него стекает множество родников, по преданию, бьющих из следов копыт того самого коня Георгия Победоносца. Самый полноводный называется Георгиевским. Еще есть родник Николая-угодника, родник Двенадцати апостолов и группа родников Кадочка.

Вода в ручье обжигающе- холодная, температура одинакова весь год. По поверью, вода из родников и ручья – целебная.

Не так давно русло ручья обложили камнями, построили симпатичные деревянные и каменные мостики.

Библиотека Ивана Грозного

На краю Голосова оврага стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенный в честь восшествия на престол Ивана Грозного. Не исключено, что именно в подвалах храма может находиться пропавшая библиотека.

Как найти Голосов овраг и волшебные камни:

Двигаясь вдоль Москвы-реки, нужно найти мост в месте, где ручей впадает в реку, образуя небольшой водопадик. Здесь находится устье оврага. От водопада проложена тропинка, идущая вдоль ручья. Пройдя метров 500-600, слева, где-то посередине склона вы увидите Девий камень. Еще через 50 метров, ближе к дну оврага, лежит Конь-камень.

Также в Коломенский овраг можно спуститься по деревянным лестницам.