Памятники петровской эпохи

Содержание:

Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей

П етровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых.

Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца создали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель. Это трехэтажное здание с мансардой долго было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проводились торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы — царевича Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.

С дворцом связана городская легенда: Александр Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Для того чтобы погасить этот долг, он продал кое-что из обстановки своего дворца. Петр Меншикова пристыдил: «В первый твой приемный день если найду здесь такую же бедность, не соответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей». Меншиков волю царя исполнил, и его дом снова засиял богатым убранством.

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I, построенный в 1710–1714 годах, был образцом для строительства домов «зело именитых» особ. Разве что отделка фасада и внутренняя планировка отличала царский дворец от домов его сановников.

Двухэтажное каменное здание было построено на голландский манер по проекту Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно — их украшают терракотовые барельефы — иллюстрации сражений в Северной войне, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца отличается простотой — в нем всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники находили дворец неподходящим для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, нисколько не соразмерным со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нем». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.

Петропавловский собор

Петропавловский собор, строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви 1703 года, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой и было начато строительство, составляла 122,5 метра. При этом, как гласит легенда, шпиль колокольни Петр распорядился возвести над тем местом, где был похоронен царевич Алексей, «дабы крамола никогда не восстала из земли и не распространилась по Руси» (царевича Алексея, сына Петра I, обвиняли в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских храмов: это вытянутое в плане здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и наличники с херувимами. Петропавловский собор стал первым российским храмом, построенным в тенденциях западноевропейской архитектуры.

Палаты Кикина — один из старейших частных домов Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий Большой дворец в Петергофе. После того как Кикин, обвиненный в государственной измене, был казнен, в палатах разместили тогда не имевшую своего здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.

При Кикине палаты были одноэтажными, позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда рядом появились казармы для полка Конной гвардии, в палатах разместились лазарет и канцелярия. Большой зал переделали в полковую церковь — в средней части палат появилась деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание еще неоднократно перестраивалось. Сейчас же палаты выглядят так же, как и при Кикине, — после окончания войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.

Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание построили по рисункам царя архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.

Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.

Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Александро-Невская лавра была заложена еще в 1710 году на том месте, где Александр Невский одержал победу над шведами. Эта символичность была очень важна для Петра — Москве с ее Георгием Победоносцем надо было что-то противопоставить, а будущую обитель он видел главным русским монастырем. На сегодняшний день самой старой церковью в монастыре, вокруг которой и строилась обитель, является Благовещенская (1717–1724). Автором проекта стал Доменико Трезини. Он построил прямоугольное в плане здание, фасад которого сдержанно украшен пилястрами и лепниной. Завершает храм граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви были захоронены члены императорской фамилии и царские сановники.

Кунсткамера и Академия наук

Петр I после поездки в Голландию и Англию вдохновился идеей создания собственного кабинета редкостей, или на немецкий манер — кунсткамеры. Он планомерно закупал как отдельные предметы, так и целые коллекции. В скором времени это собрание потребовало отдельного здания. В 1718 году на стрелке Васильевского острова были заложены «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры».

По преданию, место для строительства музея лично выбрал Петр I. Он увидел необычную сосну: «Отрубок сей достоин примечания по находящемуся в нем суку толщиною в дебелую человеческую руку, который, выросши из одного места и нагибаясь полукружием, наконец врос в другое расстоянием на 1 аршин и 10 вершков от своего исходища». Петр сказал: «Где нашел я сие любопытное дерево, тут да будет и Кунсткамера построена». Первые эскизы музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти доработаны Георгом Маттарнови. Петр был так заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что жертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры размещалась и первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировали сделать флюгер, но потом было решено установить там армиллярную сферу, представляющую модель солнечной системы.

Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли ле Руа. Двухэтажным дворец решили делать не сразу: сначала Петр распорядился возвести одноэтажное здание, и уже когда оно было подведено под крышу, было решено построить второй этаж. Марли стало первым русским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных комнат, связанных одной галереей. В Марли приезжали члены царской семьи — Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцогом Голштинским, Николай I с Александрой Федоровной. Здание использовалось и как место хранения личных вещей Петра I — одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Некоторые экспонаты и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции, развернутой в залах Марли.

Эрмитаж был построен согласно бытовавшей тогда моде на так называемые приюты отшельника. Автором проекта стал Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его уже после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер прорыли ров, через который был перекинут разводной мост.

В нижнем этаже Эрмитажа располагались хозяйственные помещения — чулан, кухня, буфет, оттуда на специальных подъемниках на второй этаж доставляли еду. Гости также поднимались на своеобразном лифте — подъемном кресле. Правда, после того, как во время посещения Эрмитажа Павлом I один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.

Здание государственных коллегий

В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. В скором времени для них потребовалось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но при этом в каждое из них можно было пройти один за одним — Трезини спроектировал план, согласно которому каждый корпус имел свой вход, был перекрыт отдельной крышей, но все коллегии соединялись в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от Биржи в Копенгагене, где жил до переезда в Петербург.

Смотрите так же:  На поклонной горе памятник героям первой мировой войны

Интересно и расположение здания — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана одна городская легенда: строительство здания Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он обещал отдать под усадьбу Меншикова всю оставшуюся после строительства землю. Царедворец рассудил, что если расположить здание вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому он и решил поставить его таким необычным способом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но сделать ничего не мог.

Своего предназначения здание так и не выполнило. При Анне Иоанновне центр города был перенесен на Адмиралтейскую сторону, куда постепенно и переехали коллегии. Сейчас в здании располагается Санкт-Петербургский государственный университет.

Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи.ppt — Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи.(Слайд-экскурсия)

Слайд­экскурсию подготовила
Слайд­экскурсию подготовила
ученица 7 «В»класса МОУ «Лицей №3 им.П.А.Столыпина»
ученица 7 «В»класса МОУ «Лицей №3 им.П.А.Столыпина»
Дмитриенко Софья
Дмитриенко Софья

Первым сооружением города считается дерево­земляная Петропавловская крепость,
заложенная 16 (27) мая 1703, которая должна была защищать отвоёванные у шведов в
ходе Северной войны земли. Петропавловская крепость(27) мая1703 Петропавловская
крепость.
Первоначально крепость была деревянной, но уже в 1706 году под руководством
архитектора Трезини началась замена старых сооружений на новые ­ кирпичные.
Ансамбль Петропавловской крепости включает Комендантский и Инженерный дома,
Артиллерийский цейхгауз, Монетный двор, Главное казначейство, Ботный домик,
гаупвахту и другие исторические сооружения. Одним из первых монументальных
сооружений Петербурга был собор Петропавловской крепости (1712­1733 гг.) с
огромной колокольней, увенчанной 34­метровым золоченым шпилем,
символизировавшим величие новой русской столицы.

Позже в Петропавловской крепости возник
порт, развернулось строительство жилищ, в
частности для «работных людей»
Там же был
построен в 1703
году скромный
деревянный
«дворец»,
известный под
названием домика
Петра Великого.
Домик Петра ­ это
единственный
уцелевший
памятник столь
ранней эпохи.

Сердцем же Петербурга, символом морского могущества России стало Адмиралтейство с
его 72­ метровойбашней со шпилем, увенчанным кораблем. От здания, как лучи,
расходятся три крупных проспекта города.
Адмиралтейство, расположенное на левом берегу Невы ­ один из известнейших
памятников раннего классицизма в Санкт­ Петербурге. Адмиралтейские верфи были
заложены осенью 1704 года и строились по проекту, разработанному Петром I.

Летний дворец Пётр
подарил его своей жене
Екатерине Алексеевне.
Ансамбль Летнего сада
и дворца ­ самый
ранний в Санкт­
Петербурге. Он был
создан по указу ПетраI,
который принимал
личное участие в
проектировании
парка. В 1704 году на
указанном
императором месте
стали высаживать
цветы и саженцы
деревьев различных
пород, устанавливать
первые мраморные
статуи, привезенные в
молодую российскую
столицу со всей
Европы.

Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт­
Петербурга, часто служивший местом торжественных царских приёмов.
Строительство Меншиковского дворца
началось в 1710 году по проекту
архитектора Д.М. Фонтана.
Сначала это была полутораэтажная
компактная постройка, к которой вскоре
пристроили два симметричных флигеля, что
привело к образованию перед зданием
небольшого дворика.

«Исаакиевский собор». Предшественницей собора стала деревянная церковь, которая
была заложена в 1710 году рядом со зданием Адмиралтейства. Церковь была построена
по указу Петра I и освящена в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя
первого императора России.

Кунсткамера. Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого ­ «кабинет редкостей») было
заложено в 1718 году по проекту архитектора Г. Маттарнови на Васильевском острове.
Оно предназначалось для библиотеки и коллекции «монстров и раритетов», собираемой
Петром I.

Здание Двенадцати коллегий. Одна из самых ранних
построек на Васильевском острове, возведенное в 1722­
1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената,
Синода и коллегий ­ высших органов государственного
управления России,
учрежденных Петром I в 1718 году.

«Зимний дворец». Зимний дворец,
одно из самых знаменитых зданий
Санкт­Петербурга, входит во
всемирно известный музейный
комплекс Государственный
Эрмитаж. Предшественником этого
грандиозного памятника
архитектуры был небольшой
деревянный дворец с таким же
названием, служивший зимней
резиденцией Петру I.

Памятники Санкт-Петербурга эпохи Петра I

Памятники Санкт-Петербурга эпохи правления Петра I

Просмотр содержимого документа
«Памятники Санкт-Петербурга эпохи Петра I»

Памятники Петербурга петровской эпохи

Адмиралтейство — это одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Золотой кораблик на его шпиле — один из символов города. К зданию Адмиралтейства лучами сходятся три важные улицы Санкт-Петербурга: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Место для строительства выбрали не случайно. В 1732-1738 годах Адмиралтейство было перестроено в камне, под руководством архитектора И.К.Коробова. Прежний план здания был сохранен.

В 1806-1823 годах Адмиралтейство перестраивали еще раз, работы проводил архитектор А.Д.Захаров. Причиной нового строительства стало несоответствие архитектуры Адмиралтейства званию «центрального» здания города. К 1823 году здание, за исключением башни со шпилем, было полностью перестроено в классическом стиле.

Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Ки?кины пала?ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина. Он был построен в 1714—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером).

В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя . K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года .

Усадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы . На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды. В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого , будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским .

Для отделки использовались самые дорогие и современные материалы, некоторые из которых привозились из-за границы, а некоторые изготавливались русскими мастерами. Большие сени — парадный вестибюль — отличаются своим торжественным и нарядным обликом. В петровское время на первом этаже здания располагались некоторые служебные помещения и мастерские, обслуживающие князя . Второй этаж занимала княжеская семья. Помимо роскошных покоев, на этаже располагались парадные залы, галереи и анфилады .Рассказывают что в перилах главной лестницы Меньшиков соединил две монограммы свою и Петра первого за что получил от Петра кулаком по лицу.

Здание Двенадцати Коллегий

Строительство здания начато в 1722 году, окончено в 1742. Строительство замедлил кратковременный перенос столицы в Москву с 1722 по 1732 год, когда работы остановили. Однако при Анне Иоанновне с 1732 года работы снова возобновились. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров. В 1802 году здание передали Главному педагогическому институту. В 1819 году на его основе был создан Петербургский университет, которому предоставили часть, а затем и всё здание.

крепость в Санкт-Петербурге. расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 мая 1703 по плану Петра I с архитектором Де Ланбергом: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х годах XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом

Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи. Презентацию подготовила ученица 7 класса Толстикова Анастасия. — презентация

Презентация была опубликована 9 месяцев назад пользователемАртемий Крашенинин

Презентация 7 класса на тему: «Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи. Презентацию подготовила ученица 7 класса Толстикова Анастасия.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Архитектурные памятники Петербурга Петровской эпохи. Презентацию подготовила ученица 7 класса Толстикова Анастасия.

2 Основные памятники, сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге. 1. Летний Дворец Петра I. 2. Дворец Меншикова. 3. Петропавловские ворота Петропавловской крепости. 4. Кикины палаты. 5. Здание Кунсткамеры. 6. Зимний дворец Петра Первого. 7. Строгановский дворец.

3 Летний дворец Петра 1. Летний дворец Петра I название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея). В настоящее время закрыт на реставрацию для посещения не доступен. Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезине в годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь

4 ДВОРЕЦ МЕНШИКОВА. До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт- Петербурга, подлинный памятник архитектуры петровского времени. Это жилое здание было одновременно и административным центром новой столицы в ранний период ее строительства.

Смотрите так же:  Памятники на могилу муроме

5 Петропавловские ворота Петропавловской крепости. Петровские ворота триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Мен шиковым бастионами. Памятник петровского барокко. Деревянные Петровские ворота с резным убранством были построены в 1708 году (в годах перестроены в камне) по проекту Доменико Трезини

6 Кикины палаты. Кикины палаты памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге. Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I Александра Кикина. Он был построен в годах неизвестным архитектором недалеко от Смольного(возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну.

7 Здание Кунсткамеры. Кунсткамера кабинет редкостей, в настоящее время Музей антропологии и этнографии имени П етра Великого Российской академии наук первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Кунсткамера в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения.

8 Зимний дворец Петра Первого. Зимний дворец Петра Первого, возведенный под личным руководством императора, был его личной резиденцией. Сейчас интерьеры этого здания, превращенные в музей, могут рассказать о вкусах, привычках и характере великого правителя. У Зимнего дворца непростая длинная история. Место для строительства выбиралось тщательно: Петр Первый хотел видеть из окна Стрелку Васильевского острова, Заячий остров и уходящую в море Малую Неву.

9 Строгановский дворец. Строгановский дворец был построен за два года (в период с 1752 по 1754 год). Это здание один из ярчайших образцов русского барокко. Внешний вид здания характеризуется особой выдержанностью стиля и строгостью композиции. В центральной части выделены парные колонны и фронтон с гербом Строганова.

Санкт-Петербург. Памятники истории и культуры. Петровская эпоха

Строительство на берегах Невы новой столицы. Возникновение и развитие Петербурга. Основные исторические и культурные памятники эпохи Петра I. Живопись петровского времени. Становление русской скульптуры. Образование и наука в период царствования Петра I.

Рубрика Спорт и туризм
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.10.2011
Размер файла 29,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по экскурсоведению

«Санкт-Петербург. Памятники истории и культуры. Петровская эпоха»

  • 1. Введение
  • 2. Основные исторические и культурные памятники эпохи Петра I
    • 2.1 Живопись петровского времени
    • 2.2 Развитие скульптуры в царствование Петра I
    • 2.3 Петровская архитектура
    • 2.4 Образование и наука в период царствования Петра I
    • 2.5 Литературные памятники петровской эпохи
  • 3. Заключение
  • 4. Библиография
  • Тема возникновения и развития Петербурга, безусловно, относится к числу хорошо исследованных и освещенных страниц российской истории. Петербург является в первую очередь историко-культурным феноменом. По мнению К.Г. Исупова, дискуссия о культуре Петербурга, о ее истинных или мнимых противоречиях с «истинно русской» («московской») культурой началась во времена, когда «на месте будущего городка Санкт-Петербурга не было забито ни одной сваи», когда «опоры нового мировоззрения. определялись в событиях села Преображенского, в характере и в поведении юного московского царя Петра» Исупов К.Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания / Отв. ред. Д.К. Бурлака. — СПб., 2000. — С. 6-7..

    «Петровские реформы являлись попыткой преодоления вековой отсталости России. Необходимость крупных преобразований во всех областях жизни страны диктовалась ходом исторического развития и стала особенно острой к началу XVIII в.» Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. — 1957. — С. 3..

    Переход к новому типу культуры являлся смыслом и стержнем петровских реформ, какими бы целями не руководствовался сам царь-реформатор.

    «Осмысление Петербурга как не просто города, а своего рода символа эпохи петровских реформ, знака стремления России стать в один ряд с европейскими странами, не могло не сделать тему Петербурга одним из узловых центров векового спора» Илле М. Петербург: образ и стиль в прошлом и настоящем / Телескоп. — 2003. — № 3.. Актуальность настоящей работы заключается в том, что и до настоящего времени реформы, начатые Петром Великим, не завершены, и в своей новейшей истории Россия пытается решить ту же задачу — построить общество, в основание которого положена идея приоритета суверенной и свободной личности.

    2. Основные исторические и культурные памятники эпохи Петра I

    Эпоха Петра I имеет основополагающее значение для всего русского искусства нового времени. России во всех областях, в том числе и в области культурного строительства предстояло встать вровень с западноевропейскими странами. Открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Петр понимал огромное значение для России освоение передового художественного опыта Запада. Приобретались произведения западноевропейских мастеров, устраивались пенсионерские поездки на казенный счет русских мастеров для учебы в Европе, иностранные художники приглашались для работы и для обучения русских мастеров в Россию.

    «Искусство Петр оценивал…с позиций технократа. Произведения искусства должны были, по мысли царя, служить либо украшением, либо символом, наглядным пособием, дающим людям знания или назидательные примеры для их морального совершенствования. В остальных случаях Петр проявлял полное равнодушие к художественным сокровищам Парижа, Дрездена, Вены, Лондона. Пожалуй, лишь фейерверки и всевозможные «огненные потехи» были подлинной эстетической страстью Петра, возможно, в них он находил редкое сочетание прекрасного с полезным» Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. — С.43. .

    Для культуры этого периода характерна быстрая смена стилей (барокко, классицизма). Суть петровских преобразований в области культуры — ее «обмирщение». Это значит, что искусство становиться светским, она перестает обслуживать интересы только религиозного культа. Преобразуется самый состав искусства, появляются новые виды художественной деятельности, жанры, наконец, меняется изобразительный язык. Основой живописи становится наблюдение, изучение форм земной природы и человека, а не следование канонизированным образцам, как в средневековье.

    2.1 Живопись петровского времени

    Петровская реформа, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. На рубеже двух столетий происходит резкая трансформация художественной традиции. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению его тела, с другой.

    Наиболее интересной сферой развития изобразительного искусства была портретная живопись, более всех других свидетельствующая о глубине и резкости произошедшего перелома. Первыми художниками, чье творчество ознаменовало рождение нового искусства, были И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Работ, принадлежавших кисти Никитина, сохранилось немного. Наиболее известная из них — портрет канцлера графа Г.И. Головкина, замечательный не только точностью внешнего сходства, но, что особенно важно, передачей внутреннего облика умного, волевого государственного деятеля. Крупные работы Матвеева (росписи церквей, Сенатского зала Двенадцати коллегий и др.) не сохранились. Из нескольких известных теперь портретов наиболее выразителен автопортрет с женой, в котором замечательно переданы внутренняя близость обоих персонажей, их дружелюбие, внимание и нежность друг к другу.

    Особое место в изобразительном искусстве I четверти XVIII в. занимала гравюра. Это был наиболее доступный широким массам вид искусства, быстро откликающийся на события времени. Виды морских сражений, городов, торжественных праздников, портреты великих людей — таков был спектр сюжетов, над которыми работали мастера гравюры. Лицо русской гравюры I четверти XVIII в. определяли мастера, сочетавшие в своих работах западную технику и национальный характер русской гравюры Иван и Алексей Зубовы, Алексей Ростовцев. Излюбленной темой работ А.Ф. Зубова были виды Петербурга, в которые обязательно включались водные пейзажи с кораблями.

    2.2 Развитие скульптуры в царствование Петра I

    Развитие русского искусства в рассматриваемую эпоху отмечено достижениями также и в области скульптуры. В начале XVIII века особенное распространение получила декоративная скульптура. Характерно, что художников привлекает теперь больше всего горельеф, причем такой, в котором допускается сильный отрыв пластических объемов от фона. В тех же случаях, когда скульпторы начала XVIII века создавали низкий рельеф (барельеф), они часто пользовались типом так называемого живописного рельефа, в котором, как в картинах, передавались чередование планов, перспективное сокращение предметов и элементы пейзажа.

    Все это можно видеть на примере барельефов А. Шлютера на стенах Летнего дворца в Петербурге (1714) и изящной резной декорации кабинета Петра в Петергофском Монплезире, исполненной Н. Пино. Новым явлением в русской культуре стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж. Б. Леблон).

    Своеобразным разделом декоративной пластики являлась резьба деревянных иконостасов. Среди них выделяется замечательный по мастерству иконостас Петропавловского собора. Он исполнен по проекту архитектора И.П. 3арудного резчиками И. Телегиным и Т. Ивановым.

    Становление русской скульптуры связано с именем Карло Бартоломео Растрелли (I675-1744), отцом знаменитого архитектора, выходца из Флоренции, приглашенного Петром в Россию в 1716 г. Им была создана целая галерея скульптурных портретов виднейших деятелей эпохи — бюст и конная статуя Петра (установленная около Инженерного замка в Петербурге), бюст А.Д. Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

    В эпоху Петра I появились произведения, стремящиеся запечатлеть славные события русской истории. М.В. Ломоносов задумал создать в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга памятник-мемориал Петру I. Для этого мемориала он сделал целую серию эскизов, запечатлевших события петровского царствования и сцену погребения царя-преобразователя. Замысел остался невыполненным, но о нем напоминает знаменитое мозаичное панно «Полтавская баталия».

    2.3 Петровская архитектура

    В области архитектуры к наиболее значительным новшествам можно отнести возникновение регулярной городской застройки. Не имеющим аналогов экспериментом было строительство Петербурга — первого города в России, строительство которого велось по заранее продуманному плану. В разработке плана принимали участие как иностранные, так и русские архитекторы: Ж.-Б. Леблон, П.М. Еропкин. Новая столица кардинально отличалась от традиционного древнерусского города — прямые, пересекающиеся под прямым углом улицы-проспекты, типовые проекты домов, европейский облик архитектуры. Во многом внешний вид города был определен творчеством уроженца итальянской Швейцарии, приехавшим в 1703 г. Доменико Трезини. Им были построены такие замечательные архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду. Адмиралтейство — одна главных достопримечательностей Петербурга — начиналось с Адмиралтейской судостроительной верфи. Верфь была основана на берегу реки Невы 5 ноября 1704 года по приказу Петра I. Через 11 лет по проекту зодчего И.К. Коробова был отстроен главный корпус, который увенчала башня с позолоченным шпилем. Настоящее здание Адмиралтейства уже третье с момента основания верфи.

    Появляется новый тип усадебной архитектуры. Вместо древнерусских палат получает распространение тип дворца в западноевропейском стиле. Одна из первых построек такого рода — дворец А.Д. Меншикова в Петербурге (арх. Дж.-М. Фонтана и Г. Шедель).

    2.4 Образование и наука в период царствования Петра I

    Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Первые учебные заведения Петербурга были, в большинстве своем, профессиональными. Их основная задача подготовить к государственной или военной службе. Петербург в первые годы своего существования был городом военных, и поэтому в городе существует большое количество военных учебных заведений: Морская Академия, Сухопутный кадетский корпус, Артиллерийская школа.

    «Значительную роль в пропаганде новых идей играли учебные пособия. Такой, например, труд, как «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого (1700), напечатанный по повелению Петра, далеко выходил за пределы учебного пособия в узком смысле слова. Во вступительной статье, посвященной «трудолюбивому и миролюбивому юношеству», доказывалась польза просвещения, давались краткие сведения о развитии научных знаний» Грушкин А.И. Публицистика Петровской эпохи // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. — 1941. — С. 78. .

    Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук.

    2.5 Литературные памятники петровской эпохи

    После введения нового порядка летоисчисления пришла очередь следующих, весьма значительных, реформ и перемен. В 1703 г. стала издаваться первая русская газета — «Ведомости»; в печати выходило всё больше и больше светских книг, исторических произведений, политических памфлетов, учебников и календарей. Первоначально в обращении всё еще оставался староцерковно-славянский шрифт, витиеватый и трудный для зрительного восприятия. Но с 1708 г. в светской литературе староцерковно-славянский шрифт уступил место новому, упрощенному шрифту, так называемой гражданке, которая, с последующими упрощениями, употребляется доныне. Введение гражданки способствовало развитию различных издательств, а также образования, поскольку книги, напечатанные новым шрифтом, раскупались и читались охотнее.

    Художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще некоторые черты предшествующего столетия и носила переходный характер. В литературе сохранялись старые формы, но содержание произведений менялось, подвергаясь влиянию гуманистической мысли и идей Просвещения. В начале XVIII в. популярны были повести («гистории»), особенно «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. «Гистории» показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению.

    Начало XVIII в. было важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, в ней наряду с церковнославянским языком активно применялись иностранные слова, многие их которых сохранились в современном русском языке.

    В Петровский период особое значение приобрело развитие жанра общественно-политической публицистики, пропагандировавшей новые передовые идеалы, выдвинутые эпохой преобразования. Важнейшей чертой правительственной публицистики Петровского периода является ее просветительский характер. Элементы сатирической обличительной публицистики нередко сочетаются в указах Петра с декларированием новых передовых идеалов. Так, например, знаменитый «Указ господам Сенату», от 17 апреля 1722 г. высказывает мысль о необходимости водворить «крепкое хранение прав гражданских», ибо «всуе законы писать, когда их не хранить. ».

    петербург памятник петр скульптура

    Строительство на болотистых берегах Невы новой столицы — Санкт-Петербурга — было одним из зримых и масштабных деяний Петра I. Но появление этого города стало не просто перенесением столицы государства с одного географического места на другое. «Рождение Санкт-Петербурга знаменовало и начало новой эпохи в истории России, ее культуры. Город на Неве не только отличался от прежней столицы своей архитектурой, планировкой, географическим положением: он явно противопоставлялся Москве и означал разрыв со старой Россией — московской. Санкт-Петербург, построенный на северо-западной окраине страны и имевший выход к морю, стал символом «окна в Европу», которое удалось «прорубить» Петру I, — окна, столь необходимого для осуществления реформ» Гуркин А.Б. Реформы Петра I и дискретность русской культуры / Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире. — СПб: Изд-во СПбГУП, 2007. — С. 458..

    Петр, как личность, был типичным порождением русской культуры конца XVII в. Это человек барокко со всеми его противоречивыми чертами. «Эпоха Петровских реформ была подготовлена всеми линиями развития русской культуры, многие из которых восходят еще к XIV в. Не один XVII век подготовил собой переход к новому времени, но все «естественное» и закономерное развитие русской культуры. Петровская эпоха только потому была воспринята как кульминационный пункт этого перехода, что именно в это время произошла смена «знаковой системы». Несомненное и очевидное обращение к Западу было не существом процесса, а лишь его естественным порождением» Лихачев Д.С. Петровские реформы и развитие русской культуры // Прошлое — будущему: статьи и очерки. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — С. 387. .

    1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. — Л.: Лениздат, 1989. — 495 с.

    2. Грушкин А.И. Публицистика Петровской эпохи // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. III: Литература XVIII века. Ч. 1. — 1941. — С. 75-96.

    3. Гуркин А.Б. Реформы Петра I и дискретность русской культуры / Диалог культур и цивилизаций в глобальном мире: VII Междунар. Лихачев. науч. чтения, 24-25 мая 2007 г / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, Конгресс петербург. интеллигенции, С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов ; [науч. ред. А. С. Запесоцкий, сост. и отв. ред. Г.М. Бирженюк]. — СПб. : Изд-во СПбГУП, 2007. — 497 с.

    4. Илле М. Петербург: образ и стиль в прошлом и настоящем / Телескоп. — 2003. — №3.

    5. Исупов К.Г. Диалог столиц в историческом движении // Москва-Петербург: pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания / Отв. ред. Д.К. Бурлака. — СПб., 2000. — С. 6-7.

    6. Лихачев Д.С. Петровские реформы и развитие русской культуры // Прошлое — будущему: статьи и очерки. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 575 с.

    7. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР. — 1957. — 192 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Научно-информационный очерк о Санкт-Петербурге: краткая историческая справка. Разработка туристского архитектурно-градостроительного маршрута. Памятники архитектуры Петербурга XVIII века, их история. Туристское значение культурных ценностей города.

    курсовая работа [61,7 K], добавлен 08.12.2013

    Железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга. Краткая характеристика объектов показа. Варшавский вокзал. Замечательные архитектурные и инженерные сооружения. Важнейший элемент инфраструктуры города, его истории и культуры.

    контрольная работа [20,2 K], добавлен 19.11.2006

    Исторические и культурные достопримечательности, памятники старинного русского зодчества и уникальные архитектурные здания, центры декоративно-прикладного искусства в России. Археологические памятники Калининградской, Псковской и Новгородской областей.

    реферат [3,0 M], добавлен 11.12.2012

    Многовековое прошлое региона. Основы туристской привлекательности: природные, культурно-исторические, материально-технические и трудовые. Сравнительный анализ привлекательности Санкт-Петербурга, Стокгольма и Хельсинки. Проблемы развития туризма в регионе.

    реферат [33,0 K], добавлен 27.11.2010

    Характеристика культурно-исторических ресурсов г. Санкт-Петербург и основных видов туризма. Современные тенденции развития туристской инфраструктуры в г. Санкт-Петербург. Разработка тура для школьников старших классов «Путешествие в Санкт-Петербург».

    дипломная работа [5,3 M], добавлен 02.01.2012

    Понятие и сущность туристских объектов, их классификация. Факторы привлекательности Санкт-Петербурга. Объекты религиозного туризма (Исаакиевский собор). Экскурсионно-познавательные объекты Санкт-Петербурга. Государственный Эрмитаж и музей «Кунсткамера».

    курсовая работа [49,6 K], добавлен 18.04.2019

    Общие сведения о Шанхае как крупнейшем городе Китая, расположенном на реке Янцзы. Происхождение его названия. История развития Санкт-Петербурга. Общее между Шанхаем и Санкт-Петербургом. Перспективы их сотрудничества. Характеристика современного Шанхая.

    курсовая работа [49,6 K], добавлен 25.06.2013

    История строительства флота Петра І на Плещееве озере. Окончание флотостроительства и дальнейшая судьба кораблей. Новые предложения по использованию темы «Потешная флотилия Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского. Музей-усадьба «Ботик Петра».

    курсовая работа [2,2 M], добавлен 17.02.2019

    Историческая справка о Филадельфии, памятники истории и достопримечательности города. Его роль в культурной жизни США, наука и образование. Знаменитые граждане Филадельфии. Первый и Второй Континентальные конгрессы, терпимость как основная черта города.

    статья [27,2 K], добавлен 25.10.2009

    Архитектурные памятники Ленинградской области. Памятники культовой и светской архитектуры. Дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы. Археологические, этнографические памятники. Мемориальные комплексы и сооружения. Туристская инфраструктура.

    реферат [48,3 K], добавлен 13.01.2009

    Смотрите так же:  Рязань памятники картинки

Related Post

Памятники культуры в краснодарском крае

Памятники Краснодарского края Памятник белой шляпе Памятник был открыт в 2007 году в парке 30-летия Победы. Авторами проекта являются архитектор С. Ромахин и скульптор В. Поляков. Их задумка была очень

Памятники луганской области

Наш Край-Путешествуем по Украине Мы ничего не продаем — мы предлагаем активный образ жизни! Памятники Луганской области Достопримечательности Луганской области Александровск Город, в 3 км от ж д станции Меловая

Описание памятника хатынь

Описание памятника хатынь Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года. Ванда Яскевич — одна из 149