Памятники юнеско в россии ярославль список церковь ильи пророка

Архитектурные памятники Ярославля — наследие, охраняемое ЮНЕСКО.

Самая высшая степень ценности исторического памятника — это включение его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2005 году было принято решение о включении исторического центра Ярославля в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Включение в список ЮНЕСКО ставит Ярославль на одну ступень с другими уникальными объектами мировой культуры и обязывает государство и городские власти обеспечить эффективную охрану памятников в зоне ЮНЕСКО.

Цель работы:

Изучение архитектурных памятников, входящие в зону, охраняемую ЮНЕСКО, анализ исполнения Проекта зон охраны культурного наследия, принятый правительством Ярославской области.

Задачи:

? Изучить, какие архитектурные памятники, входят в зону, охраняемую ЮНЕСКО в г. Ярославле.

? Собрать материал об архитектурных памятниках.

? Проанализировать исполнение Проекта зон охраны культурного наследия.

ЮНЕСКО – это Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, созданная 16ноября 1945г., штаб — квартира располагается в Париже.

Всемирное наследие ЮНЕСКО – это памятники природы и истории, играющие важную роль в экологической, исторической и культурной жизни всего человечества, которые необходимо сохранять и оберегать.

На 2013г. список Всемирного наследия ЮНЕСКО включал 981 памятник природы и культуры.

В 1972 г. была принята Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия.

Основная задача Конвенции – выявлять и создавать условия для сохранения выдающихся памятников природы, истории и культуры в мировом масштабе.

ЮНЕСКО не вмешивается во внутреннюю и внешнюю политику стран, сами Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Существует еще один список. Это список объектов Всемирного наследия Юнеско, находящиеся под угрозой уничтожения. Тревожный список. В него временно входят объекты, требующие повышенного внимания, для сохранения которых необходимо принимать срочные меры. В этот список попадают объекты, находящиеся под угрозой исчезновения из-за землетрясений и природных катастроф, активной строительной деятельности, браконьерства, вооруженных конфликтов и даже из-за туризма.

Всемирного наследия ЮНЕСКО

15 объектов включены в список по культурным критериям.

6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i).

10 объектов включены по природным критериям.

4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii).

Кроме этого, 26 объектов на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия.

Объектами Всемирного наследия Юнеско являются:

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников, Архитектурный ансамбль Кижского погоста, Московский Кремль и Красная площадь, Исторические памятники Новгорода и окрестностей (1992), Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (1992), Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (1992), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (1993), Церковь Вознесения в Коломенском (1994), Историческо-архитектурный комплекс «Казанский кремль» (2000), Ансамбль Ферапонтова монастыря (2000), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (2003), Ансамбль Новодевичьего монастыря (2004), Исторический центр Ярославля (2005), Геодезическая дуга Струве (2005, совместно с Норвегией, Швецией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Белоруссией, Молдавией, Украиной).
Озеро Байкал (1996), Вулканы Камчатки (1996), Золотые Алтайские горы (1998), Западный Кавказ (1999), Центральный Сихотэ-Алинь (2001), Золотые Алтайские горы (2001), Убсунурская котловина (2003, совместно с Монголией), Куршская коса (2003, совместно с Литвой), Остров Врангеля (2004), Плато Путорана (2010).

Центр Ярославля, ограниченный улицами Собинова и Республиканской, был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 г. как «выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развёрнутой в масштабах всей России в 1763 году».

Генеральный план застройки города считается и поныне выдающимся, поскольку улицы с регулярно устроенными кварталами были сориентированы на важнейшие памятники архитектуры.

В Ярославле градостроительная реформа оказалась особенно удачной, как в плане самой городской застройки, так и в её сочетании с историческим прошлым и с водными просторами Волги и Которосли.

За центр застройки была выбрана приходская церковь Ильи Пророка Перед храмом появилась типичная для русского классицизма полукруглая площадь., застроенная симметричными корпусами присутственных мест и дворцом наместника между ними. Современное название этой площади — Советская.К центральной площади сходятся улицы-лучи: Угличская, Рождественская, Пробойная.Перспективу улиц замыкают раннего времени: Успенский собор на Стрелке, Знаменская башня, Угличская башня.Радиальный план становится ясен, стоит окинуть центр города со звонницы Спасо-Преображенского монастыря.

Уникальность Ярославля, по мнению экспертов ЮНЕСКО, состоит в том, что:

· Ярославль выгодно отличается от других городов России тем, что промышленное развитие мало затронуло центральную часть города.

· Несмотря на значительные утраты советского времени, Ярославль пострадал меньше других городов аналогичного размера и значения. Новых зданий в центре города сравнительно немного. К счастью, сохранились в нетронутом виде берега Которосли и острова на ней.

· В целом, при застройке города в XX веке превалировало стремление к сохранению историко-архитектурного наследия. В буферной зоне высота новых построек не превышает 14-17 метров.

Для сохранения градостроительной среды города Правительством области разработан и утвержден Проект зон охраны объектов культурного наследия.

Запрещается в зоне, охраняемой Юнеско:

— строительство и размещение предприятий

— строительство новых зданий, строений, сооружений, объектов инженерно-транспортных коммуникаций, кроме оговоренных в регламенте в порядке регенерации историко-градостроительной среды;

— размещение высотных доминант, за исключением воссоздания утраченных церквей или их завершения в исторических габаритах;

— снос (демонтаж) исторических зданий, строений, сооружений без письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия и проведения историко-культурной экспертизы

— реконструкция с увеличением высотных параметров дисгармонирующих объектов;

— размещение на лицевых фасадах зданий, являющихся объектами культурного наследия, а также перед их фасадами на расстоянии ближе 2 метров инженерно-технического оборудования, внешних блоков систем кондиционирования, антенн спутниковой связи, телефонных и электрических распределительных шкафов, опор контактных сетей;

— размещение на зданиях рекламных конструкций размерами более 1,5 м x 0,5 м; размещение рекламных конструкций на объектах культурного наследия из расчета более одной на один вход в здание;

— размещение отдельно стоящих рекламных конструкций площадью рекламного поля более 2,25 кв. метра и на расстоянии ближе 25 метров друг от друга; размещение рекламных конструкций на крышах зданий, над улицами и перед главными фасадами объектов культурного наследия.

Разрешается:

— реставрация и ремонт существующих зданий, строений, сооружений;

— реконструкция существующих зданий, строений, сооружений.

Ярославль — очень сложный объект охраны, потому что это живой город. Если бы это был мертвый город, изолированный — тогда все было бы проще. А этот город развивается, здесь пересекаются разные интересы: властей, бизнеса, гражданских организаций. Разная информация, разные точки зрения — все это теперь надо осмыслить, сообразуясь с критериями ЮНЕСКО, потому что речь идет о всемирном наследии», — говорит профессор Тодор Крестив, эксперт ЮНЕСКО.

Надо бережно относится к историческому наследию, стараясь найти компромисс между интересами бизнеса, власти и горожан.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль)

Контактная информация

История Ильинского храма с XVII по XIX века

Центр древнего Ярославля, включенный в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, украшает белокаменный храм Ильи Пророка – одна из главных достопримечательностей города, старинное архитектурное сооружение с многовековой историей.

Живописный пятиглавый, богато декорированный Ильинский храм с приделами, трапезной и колокольней появился в Ярославле во II половине XVII столетия благодаря стараниям именитых ярославских купцов – братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Потомки высланных Иоанном Грозным новгородцев, осевшие в Ярославле, смогли наладить купеческие связи не только с Москвой, но и со странами Западной Европы, ведя успешную торговлю пушниной, жемчугом, церковной утварью. Братья поставляли товары к государеву и патриаршему дворам, и платили большие по тем временам торговые пошлины (от одной тысячи рублей в год и больше). А личное знакомство с первыми самодержцами из рода Романовых – Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем послужило тому, что с 1646 по 1650 годы Иоанникию Скрипину был пожалован высокий и почетный титул члена привилегированной купеческой гильдии – государева гостя. Честь невиданная, учитывая, что на то время во всей России таким титулом были отмечены всего около 30 человек.

Братья Скрипины – владельцы большого дома в центральной части городского посада, занимающего часть очень оживленной улицы Пробойная, вблизи городского рынка, в 1647 году начали возведение нового храма в честь Ильи Пророка. И место для него выбрали подходящее – рядом с подворьем Скрипиных, на месте двух старинных деревянных церквей – летней (холодной) Ильи Пророка и зимней (теплой) Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя дата строительства церквей достоверно неизвестна, одна из них, Ильинская, упоминается в исторических хрониках за 1612 год. Тогда во время нахождения в Ярославле Второго народного ополчения Минина и Пожарского возле церкви Ильи Пророка произошло чудесное исцеление от иконы Спасителя местного слепого. Предание гласит, что деревянная Ильинская церковь была выстроена предположительно на месте настоящей Ильинско-Тихоновской церкви в год основания города Ярославом Мудрым в честь его битвы с медведем, закончившейся победой князя.

Вонифатий и Иоанникий Скрипины – религиозные и боголюбивые, вложили много сил и средств для возведения Ильинского храма, и можно без преувеличения сказать, что он стал их любимым творением. Весь период строительства здания (с мая 1647 года по июнь 1650 года) братья не только лично контролировали весь процесс постройки, которым занимались ярославские мастера, но и очень скрупулезно подбирали живописцев для оформления интерьеров. Спустя три года усадьба Скрипиных украсилась великолепным, богато украшенным росписями, резными иконостасами, иконами в драгоценных окладах храмом, который и был торжественно освящен. А дату начала и завершения работ увековечили в надписи славянской вязью на белокаменной плите, расположенной справа от входа в храм.

Трепетное отношение братьев к возведению своего детища не осталось незамеченным. На последнем этапе строительства патриарх Московский и Всея Руси Иосиф с позволения царя Алексея Михайловича Романова одарил создателей храма редчайшей православной святыней – частичкой ризы Иисуса Христа, для которой, в ознаменование столь важного события не только для Скрипиных, но и для всего города, был сооружен шатровый Ризоположенский придел. Для украшения интерьеров Ильинского храма и его приделов братья Скрипины пригласили самых известных живописцев из разных городов. Это характеризует их как людей образованных и творческих, знающих толк не только в торговле. Также братья пожертвовали храму большое количество домашних икон, много лет собираемых ими для домашнего моления. Несколько икон XVI столетия украсили центральный иконостас, остальные иконы выполняли артели мастеров из Ярославля и Костромы. Большое количество икон Ильинского храма были украшены очень богато – одеты в золотые и серебряные оклады и обильно усыпаны драгоценными камнями, жемчугом.

Смотрите так же:  Тула памятник нормандии неман

Благодаря «Книге церковного строения», которую братья лично заполняли с самого начала строительства Ильинского храма, можно представить себе, насколько он был значимым для Скрипиных. Кроме описания строительных работ в книге перечислены иконы, созданные ярославскими мастерами с указанием фамилий изографов. Есть перечень икон «домашнего моления», опись церковной утвари, златотканых облачений священнослужителей, пелен и покров из бархата и атласа. А также описание тяблового дубового иконостаса и двух золотых крестов-мощевиков, один из которых, украшенный алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами, находился на иконе Спаса Нерукотворного. Центральный храм освещали четыре медных паникадила – большое весом 160 кг и три поменьше – по 80 кг, а на храмовой колокольне красовались десять колоколов, весом от 400 кг до 1,7 т. Храм опоясывала каменная ограда с примкнувшими к ней каменными домами священника и дьякона, и деревянным домом причетников.

Скрипины позаботились не только об обустройстве храма, но и о его дальнейшем безбедном существовании, отписав во владение несколько торговых лавок и палат. Местом своего упокоения братья выбрали храмовую домовую церковь – придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива с устроенной в подклети усыпальницей. К сожалению, род братьев угас. В 1660 году, не оставив наследников, умер Иоанникий, в 1661 году – Вонифатий. Работы по украшению интерьеров продолжила жена Вонифатия – Иулита Скрипина. Незадолго до своей смерти, в 1680 году она заказала росписи центрального храма, которые выполнили мастера из Костромы под началом известных живописцев Гурия Никитина и Силы Савина и художники ярославской артели под руководством Дмитрия Семенова. В конце XVII столетия земской староста Иван Мякушкин пожертвовал средства для новых резных иконостасов центрального храма и Покровского придела. В 1697 году артель ярославских мастеров под началом Федора Федорова украсила стенописью Покровский придел, а в начале XVIII столетия – остальные приделы и галереи. В 1778 году в обустраивающемся Ярославле утвердили план застройки, благодаря чему Ильинский храм оказался в центре городского посада, и вокруг него была создана Ильинская площадь (сейчас Советская) с множеством административных зданий.

В течение XIX столетия Ильинский храм претерпел некоторые изменения во внешнем облике и интерьерах. Изначально позакомарное покрытие храма заменили тесовой четырехскатной кровлей. Остов центральной главы покрыли белым железом, а боковые главы, главы приделов и колокольни – ярко-зеленой черепицей. В 1807 году в южном Покровском приделе растесали и увеличили проемы окон, перекрыли крышу железом, за ненадобностью разобрали две кирпичные фронтонные стены и кирпичную главу, а также с 1839 года по 1871 год пять раз поновляли росписи. Спустя полвека, в 1857 году все главы основного четверика покрыли железом и выкрасили их в зеленый цвет. Кокошники северного придела Гурия, Самона и Авива заменили четырехскатной кровлей. В 1896 году вокруг храма появилась новая кованая ограда, выполненная по чертежу русского архитектора, реставратора и археолога А. М. Павлинова.

К началу XX столетия приход храма был небольшим и бедным – в 16 дворах проживало всего 29 особ мужского пола и 23 особы женского пола, и на ремонт денег катастрофически не хватало. Да и отписанные Скрипиными торговые лавки отошли в городскую казну еще в XVIII веке, поэтому в XX столетие Ильинский храм вступил в полном запустении, царившем во всех помещениях. Поэтому по инициативе и на пожертвования городского головы, статского советника, известного в городе крупного промышленника и мецената И. А. Вахрамеева в 1898–1904 годах в Ильинской церкви был проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ. К слову, Иван Александрович опекался обустройством всего города, но к Ильинскому храму у него было особое трепетное отношение. Так, в 1880-х годах, узнав, что старинная надпрестольная деревянная резная сень XVII столетия находится в крайне плачевном состоянии, он пожертвовал большую сумму денег на ее реставрацию. Благодаря И. А. Вахрамееву уникальный памятник резьбы по дереву сохранился до наших дней в первоначальном виде.

В ходе ремонтно-реставрационных работ, продолжавшихся в течение шести лет и проводившихся инженерами, архитекторами и живописцами из Москвы, Ярославля, Ростова, был укреплен фундамент западной и северной галереи, заделаны трещины в стенах, кровля и главы храма покрыты новыми листами железа. А также позолочены кресты на главах, заменены деревянные оконные рамы и входные двери железными, поштукатурены и побелены стены снаружи. Интерьеры храма в результате реставрационных работ также преобразились. Специалисты поновили стенопись, очистили от копоти и пыли иконы, вызолотили иконостас и паникадила, заменили прогнившие деревянные полы лещадными, ко всем иконам сделали новые лампады, престол и жертвенник облачили в новые одежды. На все работы было потрачено в общей сложности около 60 тысяч рублей. Церковь Ильи Пророка стала первым храмом Ярославля и одним из первых храмов России, восстановительно-реставрационные работы в котором проводились настолько масштабно и на таком достаточно высоком техническом уровне.

Судьба храма в советский и постсоветский периоды

Ильинская церковь не избежала участи сотен храмов России, которым новая рабоче-крестьянская власть уготовила разрушение и забвение. В декабре 1920 года ликвидационной комиссией был подписан акт о закрытии церкви Ильи Пророка, а чрезвычайная губернская комиссия постановила передать ее, как имеющую исключительную историческую и архитектурную ценность, Ярославскому историческому музею. Уже в начале 1921 года была проведена опись всего имущества храма, в мае 1922 года его, как историко-архитектурный объект поставили на учет и присвоили высшую категорию, а иконам, богослужебным книгам, серебряной утвари, колоколам означили статус музейных экспонатов. Правда, почти всю серебряную церковную утварь и ковчеги с хранящимися в них частичками ризы Спасителя вскоре изъяли, но сам храм, приписанный к отделу древнерусского искусства как памятник живописи и архитектуры, открыли для посетителей. До начала 1930-х годов все желающие могли ознакомиться с экспозициями икон, лицевого шитья, собраниями тканей, церковной утвари, располагавшимися в центральном храме и его приделах.

В 1931–1932 годах над Ильинской церковью нависла реальная угроза уничтожения – ее чуть не сравняли с землей по требованию «пролетарской общественности», но благодаря усилиям сотрудников сектора архитектуры православную святыню удалось отстоять. В конце 1930-х годов в храме без малого три года располагался губернский антирелигиозный музей. Именно в этот период в Ильинской церкви тогдашним руководителем музея В. М. Ковалевым был установлен маятник Фуко, ставший третьим по счету маятником в Советском Союзе вслед за аналогичными, установленными ранее в Ленинграде (Санкт-Петербурге) и Свердловске (Екатеринбурге).

В годы фашистского нашествия и в послевоенный период в помещениях храма сберегались фонды музея. Начиная со II половины минувшего столетия в храме, приделах и галереях трижды (в 1955–1956, 1960, 1983 годах) проводились реставрационные работы. Восстановление коснулось как внешних, так и внутренних объемов. Были очищены от пыли, паутины и плесени старинные иконостасы, окна, поновлены иконы и стенопись, заделаны трещины, восстановлена черепичная крыша Ризоположенского придела и глав колокольни, заново позолочены кресты на главах. После первого этапа восстановительных работ в 1956 году Ильинский храм как отдельный музейный объект открылся для посетителей. А в 1989 году после очередной реставрации был освящен главный храмовый престол в честь Ильи Пророка. С тех пор в дни больших церковных праздников в теплое время года в Ильинском храме служатся торжественные литургии. С 1990 года продолжаются работы по укреплению фресковой живописи главного храма мастерами из Ярославля.

Ильинский храм и сейчас находится в ведении Ярославского исторического музея, поэтому его экспозиции для посетителей открыты с мая по октябрь включительно.

Архитектура и интерьеры Ильинского храма

Церковь Ильи Пророка – яркий образец ранних ярославских храмов. Белокаменный крестово-купольный соборного типа храм на подклети с восточной стороны украшен тремя алтарными апсидами, окружен с северной и западной сторон двухъярусными галереями, оформленными крыльцами, с расположенными вдоль стен расписными каменными скамьями. Западное крыльцо галереи, двухмаршевое, с тремя просторными площадками, освещаемое четырьмя большими окнами, в старину являлось парадным входом в храм и преддверием Покровского и Ризоположенского приделов. Крыльцом с северной стороны галереи, освещенной тремя окнами, пользовались только в будние дни.

Над световыми барабанами, богато декорированными кокошниками и аркатурно-колончатым поясом, высятся пять массивных глав, покрытых черепицей и увенчанных позолоченными крестами. Храм трехпридельный, пятипрестольный. Приделы посвящены какому-либо святому или святым, имевшим большое значение для братьев Скрипиных. Центральный храм освящен в честь святого пророка Ильи. В дьяконнике алтаря храма располагается небольшой престол в честь основателя новгородского Спасо-Преображенского мужского монастыря Варлаама Хутынского. Самый красивый – Ризоположенский придел с одноименным престолом, выстроенный позднее, чем все остальные сооружения церкви для хранения уникальной православной святыни – частицы ризы Иисуса Христа. Есть еще небольшой придел во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива с престолом этих святых и теплый придел Покрова Пресвятой Богородицы с престолом в ее честь и трапезной.

Ильинскую церковь выстроили из красного кирпича, и до начала XVIII столетия ее стены были покрыты рисунками зеленого, охристого, синего цветов, что в сочетании с красным фоном создавало атмосферу невероятной праздничности и торжественности. После церковь стали белить известью с добавлением охры.

С северо-западной стороны к храму примыкает высокая колокольня с глухим нижним ярусом. В ярусе звона колокольня украшена арочками с килевидными завершениями, в шатровой части – рядами «слухов» с фигурными наличниками, которые, оттеняя строгий нижний ярус, придают легкость, ажурность и изящность всему строению.

Смотрите так же:  Москва памятник петру на корабле

Западная галерея соединена с нарядным Ризоположенским приделом, по своим архитектурным особенностям, подобным колокольне, но с прорезанными и украшенными наличниками окнами в нижней части. В восьмерике, покоящемся на четырехугольном основании, также прорезаны окна, а верх украшен двумя рядами кокошников, плавно переходящими в высокий шатер. Окна, расположенные в нижней части придела и восьмерика, создают общую пирамидальную композицию, прекрасно гармонирующую с центральным храмом и галереями.

С северной стороны к храму примыкает домовая церковь Скрипиных – придел святых мучеников Гурия, Самона и Авива с родовой усыпальницей в подклети. В плане храм небольшой, башенного типа с тремя рядами постепенно сужающихся к верху кокошников и небольшой главкой. Северную стену украшают три окна и одно окно расположено в алтарной апсиде. Расписывали придел в одно время с Ризоположенским приделом и галереями – в начале XVIII столетия.

Совсем крошечный Валаамский придел, расположенный в дьяконнике храма, разделен на алтарную часть и помещение для молящихся. Расписывали его те же мастера, которые украшали стены центрального храма в 1680 году.

Южный фасад храма украшает теплый Покровский придел с двумя апсидами и трапезной. В зимнее время в нем единственном проходили богослужения, поэтому система отопления неоднократно переделывалась, отчего страдала стенопись. В этом достаточно большом престольном храме семь больших окон, три из которых расположены в алтаре. Расписан храм в 1697 году ярославским изографом Федором Федоровым.

Все строения прекрасно гармонируют между собой, и, несмотря на некоторую ассиметричность, создают живописную композицию. Особый колорит придают ансамблю оформленные узорами галереи, приделы и колокольня. Своей нарядностью здания обязаны декоративным элементам, которые не поскупились привнести во внешний облик храма зодчие. Это и фигурные наличники, и всевозможные арочки, квадратные углубления, украшенные резными белокаменными вставками с изображенными на них сказочными зверями и птицами – крылатыми львами, двуглавыми орлами, райскими птицами.

Стенопись Ильинского храма выполнена ярославскими и костромскими мастерами в XVII столетии, использовавшими для оформления стен и сводов храма технику фресковой и темперной живописи. Картины и сюжеты на библейскую тематику, выполненные мастерами в ярких и насыщенных красках, несомненно, стали одним из ярких образцов русского искусства.

Интерьеры храма богаты не только изумительной фресковой живописью. Помимо икон, большинство из которых датируется XVII столетием, сохранились уникальные образцы деревянного зодчества – надпрестольная сень с моленными местами (тронами), по преданию, сделанные специально для царя Алексея и Московского патриарха Никона, иконостасы, царские врата, запрестольный крест, подсвечники, фигурные резные львы от подножья моленных мест.

Живописная церковь Ильи Пророка в Ярославле, без преувеличения, является жемчужиной русского храмового зодчества и в настоящее время выглядит очень торжественно, величественно и нарядно.

Исторический центр Ярославля

Культурные критерии: ii, iv
Год включения в Список всемирного наследия: 2005

Город Ярославль, центр Ярославской области, расположен в Центральном регионе России, примерно в 280 км к северо-востоку от Москвы, при впадении в Волгу её правого притока – реки Которосль.

Ярославль был основан в начале XI в., и в 2010 г. будет отмечать свое тысячелетие. В 1218 г. он стал центром феодального княжества, вскоре объединившего значительные территории на севере России и ставшего великим княжеством со многими мелкими уделами. В 1463 г. в процессе объединения русских земель Ярославль вошел в состав централизованного Московского государства, став одним из его наиболее крупных центров.

Особо значимый период в развитии Ярославля пришелся на вторую половину XVI-XVII вв., когда он оказался на перекрестке важнейших торговых путей страны: водного пути – по перешедшей на всем протяжении в русское владение Волге (связь с южными странами), и сухопутного пути – между Москвой и побережьем Белого моря (в те времена это была единственная надежная связь России с Западной Европой). В XVII в. в Ярославле богатыми купцами и ремесленниками ведется строительство множества приходских церквей, соревнующихся между собой красотой своего архитектурного облика и декоративного убранства.

Несколько утратив свою уникальную торговую роль в начале XVIII в., после овладения Россией портами на Балтике, Ярославль все же остался одним из ведущих политических, экономических, культурных и религиозных центров России. В середине XVIII в. сюда была переведена из Ростова Великого резиденция митрополита. В 1777 г. Ярославль стал центром наместничества (с 1796 г. – губернии), оставаясь им до 1920-х гг.

Начиная с 1770-х гг., в рамках грандиозной общероссийской градостроительной реформы Екатерины Великой, в городе реализуется проект регулярной перепланировки, в результате которой исторический центр современного Ярославля приобрел четкий радиально-полукольцевой план. В XIX-начале XX вв. исторический центр интенсивно застраивался и благоустраивался. В Ярославле возникли и действовали такие уникальные в общенациональном масштабе учреждения культуры, как Демидовский Лицей и первый стационарный театр Волкова.

С конца XIX в. в Ярославле стала активно развиваться промышленность. В послереволюционный период этот процесс резко ускорился, и в городе были размещены крупнейшие предприятия машиностроения, химии, нефтехимии и других отраслей. Население города быстро росло и превысило 600 тыс. человек (в 2000 г. – 616,7 тыс. жит.). Интенсивно развивалось жилищное строительство, планировались и застраивались новые районы на бывших окраинах города.

Ярославль, как и все другие исторические города России, не избежал в XX в. утрат своего архитектурного наследия в ходе гонений на религию и кардинальной социалистической реконструкции. Некоторые из этих утрат весьма существенны, как например, преступно снесенный кафедральный Успенский собор на стрелке Волги и Которосли. И все же в сравнении с большинством других городов, в Ярославле сохранилось достаточно много исторических памятников. Сохранилась планировка исторического центра и основная часть его старой застройки жилыми и общественными зданиями.

Памятники архитектуры на территории исторического центра Ярославля представляют все художественные стили, существовавшие в России в течение последних пяти столетий. На сравнительно небольшой площади (объект Всемирного наследия занимает площадь 110 га) находится 140 памятников архитектуры, включенных в списки государственной охраны, и еще приблизительно столько же – выявленных дополнительно и ждущих принятия под охрану.

Важное место в недвижимом культурном наследии исторического центра города занимают архитектурные ансамбли отдельных улиц, площадей, набережных. Основными из них являются: Волжская набережная (Митрополичьи палаты конца XVII в.), Волжская, или Арсенальная, башня того же времени, ансамбль Губернаторского дома 1820-х-1860-х гг. (несколько церквей, жилые дома в стиле классицизма и др.), Советская площадь (ансамбль, образованный при перепланировке центра города в конце XVIII в., включивший как центр композиции более древнюю церковь Св. Ильи Пророка, богатую по внешнему облику и обладающую уникальным циклом внутренних росписей всего интерьера, а также фланкирующие площадь корпуса присутственных мест конца XVIII в. и др.), Площадь Волкова (на пересечении главной радиальной магистрали центра и полукольца бывших валов – ныне бульваров, выходящих к набережным Волги и Которосли, на ней – сохранившаяся от городских укреплений каменная Власьевская башня конца XVII в. и здание городского театра им. Волкова в стиле неоклассицизма, 1911 г.), Улица Ушинского (бывшая Стрелецкая – с целым рядом характерных старых домов, таких как трактир «Пассаж», усадьба Вахрамеева, дом Шипулиных- Сорокиных и др.).

Кроме того, важнейшими архитектурными объектами центра Ярославля являются: Спасо-Преображенский монастырь (основанный еще в XII в. и имеющий сейчас постройки XVI-XIX вв. – стены и башни, собор, звонница, трапезная палата, настоятельские покои и др.), церковь Богоявления (конец XVII в., рядом с монастырем), Гостиный двор (начало XIX в. – классицизм), дом Духовного ведомства (начало XX в.). Одним из объектов культурного наследия федерального значения признано достопримечательное место основания города на стрелке двух рек, – там где располагался кафедральный собор. В 1993 г. памятником истории и культуры объявлен археологический культурный слой центра города.

Культурное наследие Ярославля сохраняется и используется в соответствии с российским законодательством. В 1990 г. был утвержден проект зон охраны памятников истории и культуры города, разработанный ярославскими специалистами на основе комплексных историко-градостроительных исследований. В нем была определена заповедная территория Ярославля, охватывающая историческую часть города с бывшими кремлем и посадом. Исторический центр Ярославля, как объект Всемирного наследия, практически весь охватывается этой заповедной зоной охраны.

В течение 1990-х гг. были выполнены Концепция реконструкции центральной части города Ярославля и Проект детальной реконструкции (регенерации) заповедной зоны города Ярославля, а при мэрии города создан Отдел реконструкции исторической застройки.

Исторический центр Ярославля с июля 2005 года включен в престижнейший список всемирного наследия ЮНЕСКО. По мнению специалистов, сложившаяся в XVII-XVIII веках застройка центра города — выдающийся пример взаимного культурного и архитектурного влияния между Западной Европой и Россией, а также градостроительной реформы императрицы Екатерины Великой. Поэтому самые масштабные работы этим летом проходят именно в зоне ЮНЕСКО. Такой подарок городу сделала Москва: минувшей весной между правительствами столицы и Ярославской области было заключено соглашение о предоставлении региону 600-миллионного межбюджетного трансфера на ремонт и реставрацию исторических объектов центра Ярославля, ремонт дорог и благоустройство территории зоны ЮНЕСКО.

В список памятников, подлежащих ремонту и реставрации, попала прежде всего церковь Ильи Пророка, украшающая главную площадь города — Советскую: ремонтируются фасады и ограды храма, делается новая подсветка. В планах — консервация монументальной живописи и противоаварийные работы в четверике, а также комплексное научное исследование с применением современных высокотехнологичных методик по определению конструктивных и режимных особенностей состояния этого уникального памятника.

Ремонтируются здания Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря: усилен их фундамент, реставрируются фасады, обновлены крыши, восстанавливаются главы четверика и приделов. В Спасо-Преображенском монастыре, где пока располагается историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (готовится его передача РПЦ), в строительных лесах — крепостные стены, у Ильинско-Тихоновской церкви и Митрополичьих палат будут обновлены фасады. Уже отреставрированы фасады и ограда Художественного музея.

Центр города — за границей

Кроме того, на прилегающих к Советской площади улицах ремонтируются 12 гражданский зданий, включенных в перечень объектов культуры регионального и местного значения. Глобальная реконструкция началась и в Демидовском сквере: восстанавливается его исторический облик с наполнением сквера «новыми игровыми, познавательными, рекреационными элементами активности и интересными решениями светового дизайна». При этом главный архитектор области Михаил Кудряшов заверил, что все новые элементы дизайна будут выполнены в традиционных и исторических формах, что позволит сохранить дух места: гармонично дополнить и подчеркнуть красоту старого города.

Смотрите так же:  Памятник 26 бакинских комиссаров в москве

Пока не начался ремонт плиточного покрытия возле Успенского собора на Стрелке, но эти работы тоже в ближайших планах, потому что из-за допущенных ошибок при укладке гранитной плитки несколько лет назад она повсеместно «гуляет», вызывая откровенное недоумение у туристов. Ее будут снимать и укладывать на бетонную подоснову.

Но что особенно радует музейщиков, экскурсоводов, градозащитников, туристов, да и простых горожан, часто весьма смутно представляющих, где точно заканчивается та самая «зона ЮНЕСКО», — это появление в центральной части города специальных знаков, обозначающих границу между старым и новым. Не слишком финансово затратного решения в городе ждали целых 12 лет (!)- с 2005 года. Всего в историческом центре будут установлены около двадцати «пограничных» знаков.

Все новое: урны, ларьки, автобусы…

Впрочем, преображается не только исторический центр, но и город в целом. Ремонтируются дороги, на тротуарах укладывается плитка, в том числе тактильная — для слабовидящих людей, меняются бордюры. На домах уже начали появляться новые адресные таблички: в зоне ЮНЕСКО — белые с золотисто-коричневыми буквами, в остальных районах города — синие с белыми буквами. На магистральных указателях устанавливается подсветка.

В скверах и на улицах появились новые скамейки и ограждения с гербом города. Разбитые и помятые мусорные урны повсеместно меняются на новые антивандальные. Ларьки и киоски из металлопрофиля частично заменены на новые стильные и современные: полностью процесс замены ларьков по решению мэрии должен быть завершен осенью.

К этому же сроку обязаны обновить ярославский общественный транспорт. Прежде всего это касается автобусов среднего класса, то есть маршруток-ПАЗиков: парк автобусов переходит на экологический стандарт Евро-5 и меняет расцветку на красную. Немало красных маршрутных такси и приобретенных на бюджетные средства рейсовых низкопольных автобусов ЛиАЗ уже курсируют по городским дорогам. Еще три красных автобуса, правда, туристических, в мае начали колесить по достопримечательностям зоны ЮНЕСКО — на них, заплатив один раз, можно ездить хоть целый день, периодически выходя на маршруте для пеших прогулок и посещения музеев.

Преображаются парки: на Даманском острове, Юбилейный, Нефтяник, Победы и Детский парк на проспекте Ленина. В них будут обустроены велосипедные дорожки, площадки для роллеров, новые детские, для воркаута и стритбола, появятся уличные тренажеры. Особый подарок городу — фонтаны. В парке 50-летия ВЛКСМ на улице Свободы водо-, светомузыкальная конструкция будет реконструирована. А на площади Юности в рекордные два месяца вместо устаревшего и аварийного фонтана, в последнее время почти не работавшего, уже построен новый светомузыкальный и «пешеходный», струи которого, на радость детворе, бьют прямо «из-под земли». Сооружение торжественно открыли в первый день августа. А вместе с фонтаном, по договоренности врио губернатора Дмитрия Миронова с инвестором, преобразится и вся площадь: к концу лета ярославцы и гости города увидят здесь новые фонари, газоны и клумбы.

Поскольку большинство работ — сезонные, выполнять их пришлось летом, и Ярославль сейчас напоминает квартиру, в которой сразу во всех комнатах идет капитальный ремонт. Однако к 19 августа, когда ярославцы будут праздновать День «Золотого кольца России», власти города планируют основную часть работ в центре города завершить. Все оставшиеся ремонты, по распоряжению главы области Дмитрия Миронова, должны быть закончены не позднее 20 сентября.

Владимир Слепцов, мэр Ярославля:

— Звание столицы «Золотого кольца России» для нашего города не только почетно, но и очень ответственно. Мы гордимся тем, что живем в столице, но это накладывает на нас и определенные обязанности, связанные с благоустройством и созданием комфортных условий для проживания. Городские власти сделают все, чтобы ярославцы чувствовали себя столичными жителями, а туристы и гости с удовольствием приезжали в Ярославль на экскурсии. У нас есть что посмотреть. Недаром исторический центр Ярославля включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас мы прикладываем большие усилия, чтобы привести зону ЮНЕСКО в порядок — ремонтируем дороги и тротуары, восстанавливаем фасады исторических зданий, благоустраиваем территорию. Благодаря помощи главы региона Дмитрия Миронова деньги на эти цели Ярославлю выделил мэр Москвы Сергей Собянин.

В День «Золотого кольца», 19 августа, в Ярославле состоятся сразу четыре масштабных праздника — на все вкусы. На Стрелке пройдет второй по счету гастрономический разгуляй — городской пикник «Пир на Волге», на улице Подзеленье — фестиваль семейного отдыха «Былинафест», который представит «древнерусскую историю и былинную героику в доступной и интересной форме, без лубочных штампов». На Революционной улице — фестиваль народных художественных промыслов и ремесел «Ярославский базар», а в историко-архитектурном музее-заповеднике, концертном зале имени Собинова и храмах Ярославля — юбилейный, 25-й, фестиваль искусств «Преображение». Но самым главным событием праздника в Ярославле станет подписание главами областей и городов, входящих в знаменитый турмаршрут, соглашения о создании Союза городов «Золотого кольца России».

В 2010 году вся страна широко отметила 1000-летие Ярославля.

В наши дни Ярославль является одним из ведущих звеньев «Золотого Кольца» – всемирно известного туристического маршрута России. Город 2010 – это музей под открытым небом, в котором находятся около 800 охраняемых государством памятников архитектуры.

Ярославль – первооткрыватель русского театра, родина многих изобретений, воспитатель талантливых ученых и деятелей культуры.

Достопримечательности Ярославля: культурное наследие города и гордость всей страны

Ярославль — один из немногих российских городов, где сохранилось такое количество памятников исторического прошлого. В этом старинном городе на Волге находятся около 800 охраняемых государством памятников архитектуры. В 2005 году ЮНЕСКО внесло исторический центр Ярославля в список объектов всемирного наследия, и взяло под свою защиту. Поэтому, неудивительно, что Ярославль стал одним из ключевых пунктов туристического маршрута «Золотое кольцо». И совсем не случайно большинство туристических экскурсий по Ярославлю начинаются со знакомства с центральной частью города, отмеченной в протоколе ЮНЕСКО, как образец градостроительной политики XVIII века. На многочисленные церкви, соборы, монастыри, расположенные по всей площади Ярославля, которая составляет 205, 7 кв.м., приезжают любоваться туристы со всего мира.

Обзор достопримечательностей Ярославля >>

Даже беглое знакомство с Ярославлем производит уникальное впечатление на всех туристов — белокаменный город с загадочной улыбкой, красивыми садами, старинными церквями. К сожалению, не все памятники архитектуры сохранились в наши времена. На каждом шагу можно почувствовать дыхание истории Ярославля. Город настолько богат различными достопримечательностями, что даже их перечисление займет не мало времени.

Генеральный план застройки города, полученный в 1778 году считается и поныне выдающимся, поскольку улицы с регулярно устроенными кварталами были сориентированы на важнейшие памятники архитектуры. Чтобы познакомиться с историческим центром Ярославля, достаточно пройтись по набережной красавиц-рек Волги и Которосли. В городе Ярославле великолепно представлена архитектура XVII века – золотого периода в градостроительстве Древней Руси. Сочетание каменного узорочья и резьбы по дереву, многоликость многокупольных храмов, монументальная фресковая живопись имеют действительно народные истоки.

Самый знаменитый в Ярославле памятник истории — Спасо-Преображенский монастырь. В Спасо-Преображенском соборе — самом древнем здании Ярославля когда-то располагалось монастырское книгохранилище с большим собранием русских и греческих рукописных книг. Четырехстолпное, трехглавое здание храма, поставленное на высокий подклет, имеет строгий и изящный облик. Архитектурное оформление фасадов выполнено в стиле древнерусских форм с элементами западноевропейской ордерной системы. В Спасо-Преображенском монастыре, являвшемся в те древние времена культурным центром края, было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище. И именно здесь был найден список «Слова о полку Игореве».

Не менее известным памятником истории Ярославля является Казанский монастырь. По преданию, во время осады города поляками его защитники по мере продвижения неприятеля переносили из храма в храм образ Казанской божьей матери. Поляки сожгли монастырь, но сам город устоял. Жители усмотрели в этом заступничество Казанской божьей матери. И когда в 1610 году на месте сгоревшего монастыря был построен новый, его святыней стал список с образа Казанской Божьей Матери.

Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи, включающий основную церковь Иоанна Предтечи, колокольню и Святые Ворота, является вершиной ярославской школы культового зодчества. В строительстве церкви, продолжавшемся 16 лет, принимали участие все жители слободы — кто деньгами, кто личным трудом. 15-главная церковь поражает всех своей роскошью и грандиозностью.

Напротив стен Спасо-Преображенского монастыря расположена Богоявленская церковь, ставшая одним из первых бесстолпных храмов Ярославля. В архитектуре Богоявленской церкви, построенной из красного кирпича, уже прослеживается влияние московского зодчества. Роспись храма выполнена неизвестными местными мастерами XVII века.

Одним из главных архитектурных памятников Ярославля считается церковь Ильи Пророка. Она была построена в середине XVII века на средства богатейших местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Храм Ильи Пророка — это настоящая сокровищница древнерусского искусства, самый выразительный и совершенный художественный ансамбль XVII века.

Нельзя забывать и о старинных домах, которые уже не так ярко смотрятся на фоне новостроек.

Вот серый, старый дом.…
Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, не собак, ни гаеров, ни слуг…

Смешанность различных архитектурных направлений и стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим искусствоведам называть его «Флоренцией русского Севера». Только здесь, в колыбели искусства и духовных ценностей, никогда не умрет театр, возведенный Федором Волковым, сцены которого знакомы с талантами Щепкина, Москвина, Ермолова, Станиславского, Качалова, Ромоданова. Не померкнет красота и величие церквей, а по набережной не перестанут прогуливаться горожане. Ярославль перенес войны, пожары, он менял облик своих улиц и площадей. И вот он, величественный город, на пути к новой эпохе.

На будущий год Ярославлю исполняется 1000 лет. В честь такой знаменательной даты решено отреставрировать все памятники старины, и провести реконструкцию набережной Волги. А для потомков будет сооружен памятник XXI века – памятник тысячелетия города.

Related Post

Памятники норвегии

Бронзовая скульптурная композиция Софуса Мэдсена, посвящённая героизму моряков, погибших во времена 1-й Мировой войны. Памятник постоянным переменам — необычная скульптура на воде. Амалия Скрам (22 августа 1847, Берген — 15

Памятник герою отечества

Памятник герою войны 1812 г. появился в Псковской области «благодаря народу» В поселке Бежаницы (Псковская область) торжественно открыли памятник герою Отечественной войны 1812 года Александру Чеченскому. Решение о создании памятника

Какой поставить памятник папе

До заказа памятника на могилу ответьте на 7 вопросов! Как выбрать надгробный памятник? Перед тем, как заказать надгробие, ответьте себе на семь вопросов, и Вы купите лучший памятник на могилу