Меню

Памятник советскому солдату кассиль рассказы

Кассиль Л — Памятник Советскому солдату (рассказ)

Памятник советскому солдату.
рассказ

Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.
Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты — не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.
И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт. Видит наш солдат — пропадает девчонка. «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную. »
Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.
А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.
Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.
И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Лев Кассиль родился в слободе Покровской, после революции переименованной в город Энгельс, — это на Волге, против Саратова. Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врач. Мама, Анна Исааковна, — музыкантша. Учиться мальчик начинал в гимназии, а заканчивал уже при советской власти Единую трудовую школу (ЕТШ).
Его детские мечты были вполне мальчишечьи: хотел быть извозчиком, кораблестроителем пароходов типа «самолёт», натуралистом. В 1923 году, окончив ЕТШ, за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне получил от обкома партии командировку в высшее учебное заведение. В Москве поступил на физико-математический факультет Московского государственного университета по специальности «аэродинамический цикл», но примерно к третьему курсу фактически стал профессиональным литератором — московским корреспондентом газет «Правда Востока» и «Советская Сибирь», сотрудником газеты «Известия» и журнала «Пионер».
Л.А.Кассиль ведёт репортаж о футбольном матче. ФотографияВ 1929 году именно в «Пионере» была опубликована первая повесть Кассиля — «Кондуит». И там же, в 1931 году, вторая — «Швамбрания». «Здравствуйте, — говорили теперь Кассилю дети на улице, — мы вас знаем. Вы этот… Лев Швамбраныч Кондуит».
Сделавшись писателем, Кассиль не стал кабинетным человеком. Он вёл новогодние ёлки в Колонном зале Дома Союзов и праздничные радиорепортажи с Красной площади, комментировал футбольные матчи, работал специальным корреспондентом на олимпийских играх,Л.А.Кассиль на празднике новогодней ёлки в Кремле. Фотография плавал вокруг Европы, ездил по Италии с лекциями о Маяковском, возглавлял объединение московских детских и юношеских писателей, преподавал в Литературном институте, неизменно открывал Неделю детской книги и чуть ли не ежедневно выступал перед своими читателями в школах, библиотеках, детских домах, санаториях, пионерлагерях — по всей стране.

Памятник советскому солдату кассиль рассказы

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №59

непосредственной образовательной деятельности

Пересказ рассказа Льва Кассиля «Памятник советскому солдату».

Чекуновой Галиной Борисовной

по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Пересказ рассказа Льва Кассиля «Памятник советскому солдату».

Программное содержание:познакомить детей с рассказом Льва Кассиля; учить понимать содержание произведения; учить связно, без пропусков и повторений высказывать свою мысль; учить грамматически правильно оформлять предложения, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; развивать умение отвечать на вопросы, используя для ответа предложения из текста рассказа; воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.

Оборудование:

Мяч, иллюстрации к рассказу, звезда, магниты, магнитная доска, мольберт, слайды, аудиозапись марша «Бравые солдаты».

Предварительная работа:

  1. Беседы о Российской армии, о Родине, воинах, о городе Берлине.
  2. Заучивание стихотворений о военных;
  3. Слушание песен к празднику 23 февраля;
  4. Рассматривание альбомов, иллюстраций, на которых изображены рода войск , боевая техника

5. Чтение рассказов Л. Кассиля из книги о военных «Твои защитники», «Сестра»,

рассказов С. Баруздина «Шёл по улице солдат».

Ход НОД

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.

Дидактическая игра «Ответь на вопрос».

Цель: развитие долговременной памяти, подготовка к восприятию текста.

Воспитатель кидает мяч, ребенок отвечает на вопрос.

Воспитатель: Ребята, какой сейчас месяц?

Дети: Сейчас месяц февраль

Воспитатель: Какой праздник отмечает наша страна в феврале?

Дети: В феврале наша страна отмечает День Защитника Отечества.

Воспитатель: Какого числа будет праздник?

Дети: День Защитника Отечества будут отмечать 23 февраля.

Воспитатель: Что такое Отечество?

Дети: Отечество – это наша Родина.

Воспитатель: Как про Отечество можно сказать по-другому?

Дети: Страна, Отчизна.

Воспитатель: Кого называют защитниками Отечества?

Дети: Военные, которые охраняют, защищают, оберегают нашу Родину от врагов. Это солдаты, офицеры, военные моряки, летчики, подводники, танкисты, десантники, вертолетчики, ракетчики.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу под дверью обнаружила вот это. Вы не знаете, что это? (показываю звезду с пустотами)

Дети: предположения : зашифрованное задание, секретное задание.

Воспитатель: А что бы его расшифровать, вы должны называть качества, которыми должен обладать защитник Отечества. Каким должен быть солдат?

Дидактическая игра «Зашифрованное задание»

Цель: активизация в речи прилагательных

Дети называют качества защитника и магнитом заполняют пустоты на звезде.

Дети: Защитник должен быть: храбрый, смелый, мужественный, сильный, ловкий, терпеливый, умный, выдержанный, зоркий, чуткий, отважный, быстрый, бесстрашный, здоровый, должен много знать, не бояться трудностей, заниматься спортом, быстро бегать, хорошо стрелять.

Воспитатель: Задание выполнили, молодцы! О таких храбрых, отважных и смелых защитниках пишут рассказы, стихи.

Я познакомлю вас с рассказом «Памятник советскому солдату», написал его Лев Кассиль. Проходите на места.

Дети садятся на стулья, напомнить про правильную осанку.

Чтение рассказа Льва Кассиля «Памятник советскому солдату».

Долго шла война. Начались последние бои в главном немецком городе Берлине. А фашисты всё не сдаются.

И вдруг, во время боя увидел один наш солдат, добрая душа, на улице маленькую немецкую девочку. Она отстала от своих и осталась одна на улице. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Видит наш солдат — пропадает девочка. Бросился он через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

Скоро сдались фашисты и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили в городе Берлине огромный памятник Советскому солдату за то, что он спас немецкую девочку. В одной руке у него тяжелый меч, которым он бил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка.

Смотрите так же:  Памятник в пскове невскому

Словарная работа: «город Берлин», «фашисты», «добрая душа», «деваться ей некуда», «пропадает», «советский солдат».

Воспитатель: Ребята, сейчас вспомним рассказ. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте полным предложением.

Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: Сколько времени шла война?

Дети:Война шла долго.

Воспитатель: Где проходили последние бои?

Дети:Последние бои проходили в главном немецком городе Берлине.

Воспитатель: Кого увидел один наш солдат во время боя?

Дети: Во время боя увидел один наш солдат на улице маленькую немецкую девочку.

Воспитатель: Что случилось с маленькой девочкой?

Дети:Видно, отстала от своих и осталась одна на улице. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт.

Воспитатель: Как помог солдат девочке?

Дети:Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

Воспитатель: Почему Советский солдат спас немецкую девочку?

Дети: Добрая душа была у солдата. Жалко ему стало немецкую девочку, он испугался за нее.

Воспитатель: Что случилось дальше?

Дети:Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

Воспитатель: Что построили в городе Берлине?

Дети: Построили огромный памятник советскому солдату в Берлине.

Воспитатель: Почему построили памятник Советскому солдату?

Дети: Потому что, советский солдат спас немецкую девочку, он был добрый, отважный и совершил подвиг.

Воспитатель: Как выглядит памятник?Что было в руках у солдата?

Дети: В одной руке у него тяжелый меч, которым он бил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка.

Воспитатель: Ребята, я уверена когда вы подрастете, будите защитниками нашей Родины. А пока вставайте на тренировку.

Физкультминутка «Будь внимательным»

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Ровно встали, улыбнулись.

Руками к солнцу потянулись.

Руки в стороны, вперед.

Делай вправо поворот,

Делай влево поворот.

Приседаем и встаем,

Руками пол мы достаем.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

Дети, стой! Раз-два!

Повторное чтение рассказа.

Воспитатель: Я вам прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно, запоминайте и будем пересказывать.

Воспитатель: Ребята, закройте глазки и постарайтесь вспомнить, о чем был рассказ.

Пересказ рассказа «Памятник советскому солдату».

Воспитатель: Ребята, кто запомнил рассказ, и начнет пересказывать? (Воспитатель просит ребенка пересказать начало и предлагает продолжить дальше остальным детям).

Итог занятия.

Воспитатель: Вы хорошо запомнили и пересказали рассказ! Как он называется? Вы запомнили, кто написал?

Дети: Рассказ называется «Памятник советскому солдату». Этот рассказ написал Лев Кассиль.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ? Что вам понравилось?

Чтобы вы еще хотели узнать о нашей Армии, о солдатах? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, о подвиге советского солдата написан не только рассказ, с которым мы познакомились, но и посвятили стихотворение. Написал его Георгий Рублев, я вам зачитаю отрывок из него. Показывает слайды с иллюстрациями памятника и отрывком из стихотворения.

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Воспитатель: Ребята, спасибо за хорошую работу, пройдем сейчас, как бравые солдаты.

Звучит марш «Бравые солдаты», дети поднимаются и маршируя выходят из группы.

Читать онлайн «Твои защитники [Сборник рассказов]» автора Кассиль Лев Абрамович — RuLit — Страница 8

— Арина! Я -Сорока! Арина, слушай! Петя, дорогой, принимай!

И сообщил всё, что надо, отряду, который назвался Ариной. Не удалось фашистам обойти наших бойцов.

А связисты приползли обратно и сказали командиру:

Всё в порядке, товарищ майор, линия работает.

Прочь с дороги! Берегись! Конница мчится!

Думали враги, что наши далеко. И не ждали, не гадали. А конники советские тут как тут! За ночь в обход врагу степью промчались — и травы не примяли, следа не оставили. Через лес проскакали — веточкой не зашумели. По крутой горной тропке пробрались, где и танкам не пройти. И пошла в бой наша кавалерия. Как огонь горят красные башлыки, косматые бурки словно дым, от сабель-клинков искры сыплются.

Наскочили на врага, ударили!

Горячей огня казачьи кони. Под копытами снег тает. Громче пуль свистят острые сабли. Быстрее ветра мчатся конники-гвардейцы.

Сабли им на заводах рабочие ковали. Коней в колхозах растили. Умению и храбрости коммунисты научили. Гвардейцами их Родина назвала.

И на знамени у них — Ленин!

ПАМЯТНИК СОВЕТСКОМУ СОЛДАТУ

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли.

За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят. Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад — туда, куда солнце закатывается.

Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе — Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт. Видит наш солдат — пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов — фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

— Возьмём Москву, устроим там свой парад и прошагаем по Красной площади с нашими знамёнами. Пусть весь мир увидит, что мы победили Советский Союз и коммунисты сдались.

А к тому времени, когда фашисты напали на нашу страну, они уже силой захватили много других стран. И подняли над чужими землями свои фашистские флаги, на которых извивался страшу ный криволапый крест, похожий на паука. Горе и смерть несли людям эти знамёна. Там, где они развевались, текли слёзы и кровь.

Вот с этими паучьими знамёнами и задумали фашисты пройтись по Красной площади в нашей Москве.

Ну что ж! Повидали мы эти знамёна на Красной площади. Повидали! Только как и когда?

. Война подходила к концу. И вот наконец пришло желанное время, о котором мы мечтали четыре года, с того самого дня, как вступили на нашу землю враги. Повели наши солдаты последний бой, чтобы кончить войну и поднять над главным зданием города Берлина Красное знамя.

Четыре года, днями и ночами, по долгим тяжёлым дорогам войны несли сквозь огонь наши солдаты это знамя. И везде, где появлялось оно — алое, с серпом, молотом и пятиконечной звездой,— люди радовались ему и встречали с лаской и почётом. Потому что все знали: это — доброе знамя! Оно несёт людям свободу и счастье.

Смотрите так же:  Памятники горизонтальные размеры

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник неизвестному солдату». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Юлия Кудрявцева
Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник неизвестному солдату». Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

— продолжать обучать детей навыкам последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

развивать умение детей в разговоре, при рассказывании выражать отношение к поступкам солдат;

— активизировать и обогащать словарь детей по теме «Защитники Отечества»;

-воспитывать уважение к солдатам Российской Армии.

Чтение рассказов о Советской Армии;

Чтение стихотворения Л. Некрасовой «Наша армия родная»;

Рассматривание иллюстраций, альбомов об армии;

Беседы с детьми

Рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине, изображения флагов разных стран, схемы, указка, изображения смайликов, магниты.

Воспитатель (показывает изображения флагов разных стран):

— Ребята, что вы видите перед собой? (флаги)

— Есть ли среди них флаг нашей страны? (Как называется наша страна) Покажите.

Давайте вспомним, что означают цвета российского флага:

Что означает белый цвет?- мир, чистота, доброта. Значит люди нашей страны …какие? (мирные, чистые, добрые)

* синий – верность, надёжность, правдивость. Значит россияне …какие? (верные, надёжные, правдивые)

*красный – сила, отвага; кровь, пролитая за свою страну. Это значит в нашей стране люди (сильные, отважные, храбрые).

А кто же отважно, храбро и смело защищает нашу страну? (военные, солдаты). Правильно, ребята.

— Поэтому Славным солдатам и Защитнице-Армии посвящено множество фильмов, песен, рассказов, стихов.

— Ребята, а давайте поучимся маршировать как солдаты :

Мы пока что дошколята

Но шагаем как солдаты

Раз, два – дружно в ногу,

Три, четыре – твёрже шаг!

На парад идут солдаты

Они смелые ребята.

— Ребята, а я знаю историю, которая произошла с русским солдатом во время войны. Хотите послушать? Проходите к своим стульчикам, садитесь.

Рассказ называется «Памятник Советскому солдату», написал его Лев Кассиль.

Чтение рассказа Льва Кассиля «Памятник Советскому солдату»

Обсуждение рассказа со схемами

— Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)

-В каком немецком городе «начался последний бой войны?» (в Берлине) Педагог выставляет схему 1.

— Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Какие они? (немецкая девочка, русский солдат)

Педагог выставляет схему 2.

— Как автор описывает последний бой? (Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт)

Педагог выставляет схему 3.

— Что случилось с солдатом на улице Берлина? (увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

Педагог выставляет схему 4.

— Почему автор называет солдата «добрая душа»? (потому что солдату стало жалко девочку, он испугался за неё).

— Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную.»). Повтори, Виталик.

— Какой поступок совершил солдат? (подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку) .

Педагог выставляет схему 5.

— Почему солдату поставили памятник? (потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг).

Расскажите, как он выглядит? (Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата).

Педагог выставляет схему 6.

— Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Повторное чтение рассказа.

— Назовите автора и название рассказа. (Лев Кассиль «Памятник Советскому солдату»)

— Ребята, подойдите к гостям и перескажите рассказ.

Пересказы детей

(Рассказавшие дети подходят к воспитателю и выбирают смайлики – грустные- что-то не понравилось, весёлые – понравилось).

— Ребята, покажите свои смайлики. (что понравилось-не понравилось)

— Почему у тебя веселый смайлик? Почему грустный?

Педагог задает детям вопросы. Ответившие дети выходят в раздевалку.

-Как назывался рассказ, который мы читали?

— Какой поступок совершил советский солдат?

— Какие добрые дела можете сделать вы для людей?

— Как называется наша страна?

— У тебя, Соня, папа служил в армии?

— Влад, а ты хотел бы стать солдатом? Почему?

— Как зовут твоего папу?

Презентация проведенного проекта «Защитники Отечества». Данная презентация стала итогом краткосрочного недельного проекта «Защитники Отечества» в средней группе. Цель: Формирование у детей среднего.

«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы». Почему мы выбрали пересказ?.

Урок памяти ко Дню Неизвестного Солдата по рассказу Льва Кассиля «Памятник советскому солдату».
классный час по теме

Патриотическое воспитание младших школьников. Разработка классного часа ко Дню Неизвестного Солдата

Вложение Размер
neizvestnyy_soldat_urok.docx 323.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

ко Дню Неизвестного Солдата

по рассказу Льва Кассиля

«Памятник советскому солдату».

Учитель: Романова Надежда Сергеевна

1. Познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов, с памятным местом боевой славы.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

— Текст рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» у каждого учащегося.

-Конверты с пословицами для групповой работы.

Учитель: — Сегодняшний урок мы посветим знаменательной дате 70-летию Победы над фашистской Германией.

70 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества — Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе — десять, двадцать, шестьдесят, сто, — каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.

Сегодня мы поговорим о подвигах неизвесных солдат.

— Ребята, как вы понимаете выражение «неизвестный солдат»? (Ответы учащихся.)

Подготовленный ученик читает стихотворение.

В одном неизвестном городе,
На улице, что без названия,
Жил безымянный герой
Без титулов и без звания.

Вернулся с войны домой
Забытый, бесправный, хромой.
Оставив частицу себя
На поле для воронья.

Имя твое неизвестно.

Подвиг твой бессмертен.

— Какие дни памяти вам известны?

— Какие подвиги солдат вам известны?

На уроке вы узнаете еще об одном подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль. Рассказ называется «Памятник советскому солдату»

— Посмотрите на слайд.

Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат? Сделайте предположения, о чем будет рассказ?

Учитель читает рассказ.

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят. Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад — туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе — Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт. Видит наш солдат — пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов — фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

После прочтения задаются вопросы:

— Оправдались ли ваши предположения?

— Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)

-В каком немецком городе «начался последний бой войны? »

— Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Какие они?

— Как автор описывает последний бой? Потдвердите свой ответ строками из рассказа. (Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт)

— Что случилось с солдатом на улице Берлина? (Увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

— Почему автор называет солдата «добрая душа»?

— Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную. »)

— Какой поступок совершил солдат? (Подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку)

— Почему солдату поставили памятник? (Потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг) .

— Расскажите, как он выглядит? (Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня — солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой — маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата) .

— Послушайте еще одно стихотворение. И сравните его с рассказом Льва Кассиля.

(Читает подготовленный ученик)

Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах стоял испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

— В чем сходство и различие произведений?(Обсуждение произведений)

— Подготовленный ученик читает стихотворение. (Автор неизвестен. стихотворение взято из интернета)

Будет тот солдат увековечен,
Памятью и гордостью войдет
В памятник который человечен,
В памятник,который не умрет.

Будет он держать среди каскада,
Голову немножечко склоня,
Девочку немецкого солдата,
Девочку, спасенной из огня.

Будет жить он снова,как и прежде,
С новой и достойнейшей судьбой,
С девочкой в оборванной одежде,
С девочкой с солененькой слезой.

Телом он останется в могиле,
Там давненько выбиты слова,
Девочка туда цветы носила,
Девочка, которая жива.

Еще одна ученица читает стихотворение «Разговор у памятника» (автор неизвестен. Стихотворение взято из интернета)

Вот цветы Аленка собирает.

Самый лучший собрала букет
И с вопросом к маме подбегает:

— Мама, что такое монумент?
Мать и дочь идут аллеей парка

Вдоль огромных молчаливых плит,
А на них венки пылают жарко:

«Тише, люди, пусть солдат поспит.
Он под пулями прошел немало,

Чтобы вновь земля была в цвету…»
— Надписи… О чем? Прочти мне, мама.

— Слушай, дочка, я тебе прочту:
«Мы давно не слышим стонов, криков.

Отгремела страшная война,
Но над нашим подвигом великим

Не имеют власти времена».
Тишина к граниту плит припала.

Солнца луч на каждом лепестке.
— Вот солдат, — Аленка прошептала,

— Девочку он держит на руке.
— Мама, эта девочка погибла?

— А как она спаслась?
— Он упал, прикрыв ее без крика, пуля до нее не добралась.
— Мама, этот дяденька ей папа?
— Нет, он ей не папа и не брат.
За нее он жизнь отдал когда-то. Знаю только то, что он солдат.
Поклонись, Аленка, им обоим, положи к подножию венок.
Не пришел тогда он с поля боя, а для нас он сделал все, что мог

Групповая работа . (Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Выдаются конверты с разрезанными на две части пословицами. По три пословицы каждой группе.)

Задание. Собери пословицу и дай ее толкование .

За правое дело сражайся смело.

Родина — Мать, умей за нее постоять.

Где смелость — там и победа.

Честь солдата береги свято.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Кто иза Родину горой — тот истинный герой.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Храбрый тот, кто навстречу страху идет.

Смелый боец в бою молодец.

Тяжело в учении — легко в бою.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Мир строит, а войно разрушает.

Сам погибай, а товарища выручай.

Русский боец — всем образец.

Народы нашей страны дружбой сильны.

— Ради чего сражались наши солдаты? В каком году закончилась Великая отечественная война?

  • В какой стране установлен памятник Советскому солдату с девочкой на руках?
  • В каком немецком городе был установлен памятник Воину-свободителю?
  • Девочку какой страны спас от огня солдат?
  • Что держит солдат в правой руке?
  • Сколько лет спасенной солдатом девочке?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час посвящен новому празднику.

«На территории России, в местах, где проходили боевые действия в годы Великой Отечественной войны, имеется бесчисленное множество могил советских воинов, на которых установлены памятники Неизвестному .

24 октября Государственная дума приняла законопроект об установлении в России 3 декабря новой памятной даты — Дня неизвестного солдата, как память о российских и советских воинах, погибших в боевых де.

Данный сценарий можно использовать на творческий конкурс в рамках военно-патриотической игры «Зарница» для 4 классов и старше.

Патриотическое воспитание. Презентация к уроку памяти » День Неизвестного Солдата.».

Посвящен памятной дате России — Дню неизвестного солдата.

Представлен урок внеклассного чтения, проведенный во 2 классе.

Смотрите так же:  Все про памятники на набережной