Меню

Памятник самолета в казани

Самолет Ту-144 «переехал» к зданию КНИТУ-КАИ на Четаева

Фото: Рамиль Гали

(Казань, 15 апреля, «Татар-информ», Надежда Гордеева). Основную часть самолета Ту-144 сегодня ночью перевезли из Авиастроительного района Казани на территорию второго здания КНИТУ (КАИ) имени А. Н. Туполева, расположенного по улице Четаева. Долгое время борт находился возле 6-го здания вуза по улице Дементьева.

Напомним, что вчера днем проводились подготовительные работы для передислокации машины. На площадке работала погрузочная техника.

Ту-144 – советский сверхзвуковой пассажирский самолет, первый и один из двух в мире тип сверхзвукового авиалайнера, который использовался в гражданской авиации для коммерческих перевозок. Ведущим конструктором по самолету был назначен Алексей Туполев, разработка двигателя поручалась ОКБ Николая Кузнецова. 22 июня 1966 года был утвержден макет самолета, 9 октября 1968 года завершилась постройка первого прототипа. 31 декабря 1968 года опытный сверхзвуковой самолет совершил первый полет. Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было создано 16 самолетов.

Ту-144 находится в Казани 31 год. В 1985 году КАИ было присвоено имя Андрея Николаевича Туполева, поэтому один из самолетов был передан Казанскому авиационному институту. В мае 1985 года Ту-144 последний раз приземлился на аэродроме 22-го завода (сегодня это Казанский авиационный завод им. Горбунова).

Стоит отметить, что о возможном перемещении превращенного в памятник самолета говорилось еще в 2013 году. В ноябре 2019 года ко второму зданию КНИТУ-КАИ были перевезены носовая часть, крылья и двигатели самолета.

«Мы работаем над этим проектом два года. Он очень сложный. Машина стоит уже достаточно долгое время и давно не производится серийно, частично утеряна конструкторская документация, поэтому было не очень просто ее разобрать. Это – сложнейшее техническое устройство. Трудности возникли, когда мы пытались отсоединить киль, крылья не отстыковывались. Совсем недавно были сложности с разборкой шасси и т. д. Но это все рабочие моменты, которые мы преодолели», – рассказал журналистам ректор Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева – КАИ Альберт Гильмутдинов.

В том, что проект не так прост для реализации, представители СМИ смогли убедиться лично. Для того чтобы вывезти самолет с его месторасположения на проезжую часть дороги, ушло более часа. Само мероприятие началось в 1.00. Предварительно были обесточены троллейбусные провода и спецтехникой подняты выше обычного положения. Водителю транспорта, перевозящему такой массивный груз, далеко не с первого раза удалось совершить поворот. Но находящийся на площадке проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов заверил: «Здесь работают профессионалы».

Чтобы доставить историческую машину до ул. Четаева, самолет провезли по улицам Дементьева, Миля, Амирхана (авторынок), Чуйкова (горбольница № 7), мимо Kazan-Arena и КАИ-Олимпа. В результате борт «прибыл» до места около 7 утра.

«Выбрана площадка между вторым и восьмым корпусами университета, посчитали, что это самое правильное место для этого самолета. На обоих зданиях – герб университета в виде распахнутых крыльев, а между корпусами – самолет. Нам показалось, что это красиво», – пояснил ректор вуза.

«Мы уверены, что когда Ту-144 будет красиво стоять между нашими зданиями, – это будет жемчужина столицы Татарстана. Поверьте, люди будут приезжать в Казань, чтобы посмотреть тысячелетний Кремль и Ту-144», – добавил он.

Альберт Гильмутдинов признался, что «проект не самый дешевый». «Уже сейчас в этот проект вложено немалое число миллионов. Не только один КНИТУ-КАИ его реализовывал. Строительные установки самолета подготовил и подарил наш Гипронииавиапром, Казанский авиационный завод взял на себя огромные затраты по разборке и последующей сборке самолета, они даже пригласили бригаду из Жуковского. И наш университет много вложил в подготовку инфраструктуры, бетонирование площадки, мы забивали сваи – опоры на 12 м. По перевозке нас поддержала республика. Лично Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов выделил из своего резервного фонда 3 млн рублей на его перевозку», – поделился он.

По словам ректора КНИТУ-КАИ, пока реализуется только первая часть проекта. Второй этап – создание в 2019 году внутри самолета интерактивного музея для детей. «Воздушное судно будем монтировать на месте. Его нужно будет покрасить, красиво изнутри отделать, оснастить интерактивными комплексами. И уже будем думать, где найти на это деньги. Естественно, Министерство образования и науки России в стороне не останется, мы в этом уверены. Называлась сумма 30 млн рублей, когда мы договаривались с предыдущим министром (Дмитрий Ливанов – прим. Т-и). Идея в Минобрнауки РФ очень понравилась, они сказали, что если мы самолет поставим, то они окажут полную поддержку на его оснащение и создание музейного комплекса. Но сейчас у нас новый министр, будем этот вопрос ставить еще раз», – проинформировал он журналистов.

Смотрите так же:  Российский памятники под защитой юнеско

Альберт Гильмутдинов также отметил, что 11 мая университету исполняется 85 лет. «В этот день борт будет стоять в нашем кампусе. Да он не будет покрашен, может, будет немного чумазенький, но мы восстановим ее первозданную красоту», – заверил он.

Проректор Сергей Михайлов уточнил, что у самолета для удобства перевозки были сняты два полукрыла, четыре двигателя, носовая часть, оперение, шасси. К слову, машина в полной сборке весит почти 100 тонн. «Это те части, которые составили разгрузку до 50 т. Снизилась высота самолета и его вес. Если бы мы его не разбирали, то требовалось бы большое число съема коммуникаций на пути следования. Это трудоемко и очень затратно», – подчеркнул он, заметив, что маршрут передвижения разрабатывался достаточно долго.

Ректор добавил, что для погрузки самолета был задействован 120-тонный кран.

Жертвам казанской авиакатастрофы подменили памятник

Странная история произошла с памятником погибшим при крушении «Боинга» в Казани 17 ноября прошлого года. В канун годовщины трагедии в аэропорту установили не тот памятник, проект которого победил в специально объявленном конкурсе, и не в том месте, где планировалось.

«ЧАСЫ» ОСТАНОВИЛИСЬ

Напомним, «Боинг-737» авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс из Москвы, разбился в международном аэропорту «Казань» при заходе на посадку. В результате авиакатастрофы погибли 44 пассажира и 6 членов экипажа.

В числе погибших было несколько бывших сотрудников и выпускников КФУ. Возможно, по этой причине руководство вуза вскоре после трагедии объявило сбор средств на установку памятника жертвам авиакатастрофы и конкурс на лучший проект.

Свои работы на конкурс «Одна беда – общая память» прислали более 100 человек (многие из которых — студенты), причем не только из Татарстана, но и из других регионов России, и даже из ближнего зарубежья. Сначала экспертный совет выбрал из них 30 лучших проектов, затем 10, которые КФУ представил на своем сайте для народного голосования.

В конце апреля определился победитель онлайн-голосования — проект студентки факультета дизайна КФУ Маргариты Калининой, выполненный в виде часов с замершими в момент крушения стрелками. Все элементы композиции — разорванный круг циферблата, трещина на нем, напоминающая кардиограмму, перешедшую в прямую… — символизируют внезапную трагедию. За «часы» студентки Калининой проголосовало тридцать процентов из 80 тысяч участников голосования. Кроме того, КФУ передал на утверждение в Минкульт РТ еще два проекта, занявшие по результатам народного голосования второе и третье место.

Предполагалось, что утвержденный вариант памятника жертвам авиакатастрофы установят к 17 ноября — годовщине трагедии.

СТУДЕНТЫ ЗРЯ СТАРАЛИСЬ

А на этой неделе на территории международного аэропорта «Казань» появился некий загадочный монумент, который не имеет ни малейшего сходства ни с «часами», ни с другими проектами-победителями народного голосования. Это обыкновенная черная плита, на которую белыми буквами нанесены фамилии погибших в авиакатастрофе. Сейчас рабочие завершают монтаж памятника. До официального открытия монумент спрятали под полиэтиленовой пленкой.

Странным образом изменился не только внешний вид памятника, но и место его нахождения – изначально планировалось, что мемориал установят в скверике напротив здания татарского управления Росавиации, чтобы лишний раз не травмировать пассажиров напоминанием о том, что самолеты иногда падают. Теперь же памятник стоит неподалеку от терминала №2.

Узнать о причинах внезапных перемен корреспондент «Вечерней Казани» решила у главы профкома инженерно-авиационных служб ликвидируемой авиакомпании «Татарстан» Антона Бортякова, который в качестве члена экспертного совета конкурса «Одна беда — общая память» принимал непосредственное участие в отборе лучших проектов и занимался процедурой согласования места установки монумента с руководством аэропорта.

Однако Бортяков тоже не в курсе, почему мемориальные «часы» с замершими стрелками, выбранные в ходе народного голосования, перевоплотились в лаконичную надгробную плиту, да еще и на газоне рядом с терминалом № 2. Не знает он и того, кто оплатил создание памятника и его установку. Ведь на монумент, который планировал установить КФУ, средства собирал специально созданный в университете благотворительный фонд. Правда, набрал немного — всего 160 тысяч рублей, но их, по утверждению Бортякова, тютелька в тютельку хватало на реализацию задуманного.

— Может быть, они решили, что денег собрано мало и решили сделать все по-своему? — предположил профсоюзный лидер, не уточнив, впрочем, кто «они».

Смотрите так же:  Гранитный памятник ульяновск

ТАЙНУ ОБЕЩАЮТ РАСКРЫТЬ В КОНЦЕ ОКТЯБРЯ

В пресс-службе международного аэропорта «Казань» на вопросы о памятнике корректно ответили, что не являются заказчиками данного объекта и что СМИ уже в конце октября получат более точную информацию о мероприятиях в честь печальной годовщины, в том числе и об открытии памятника.

К сожалению, корреспонденту «Вечерней Казани» не удалось узнать позицию организаторов конкурса «Одна беда — общая память» по поводу внезапной замены памятника и куда теперь направят собранные на него средства. Юлия Виноградова, председатель координационного совета общественных студенческих объединений КФУ оказалась недоступна для общения с журналистами.

Из неофициальных источников корреспонденту «Вечерней Казани» стало известно, что работы по установке памятника жертвам авиакатастрофы оплатила компания «Ак Барс Холдинг». В департаменте по связям с общественностью, рекламе и внешнеэкономическим связям холдинга эту информацию нам пока не подтвердили, но и не опровергли.

Первый в России памятник Нурееву появился в Казани

На церемонии открытия вспоминали о татарских корнях знаменитого танцовщика

07.11.2019 в 21:06, просмотров: 2750

7 ноября в Казани открыли первый в России памятник выдающемуся танцовщику и балетмейстеру Рудольфу Нурееву, некогда покинувшему СССР. Его называли при жизни летающим татарином. Автором памятника стал Зураб Церетели.

Пятиметровую скульптуру установили перед зданием Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. На церемонии открытия памятника присутствовал Зураб Церетели. Президент Татарстана Рустам Минниханов, побывавшей на торжественном мероприятии, сказал о том, что люди, подобные Нурееву, рождаются один раз в сто лет. «Нуреев — татарин. Его мама — из наших краев» — продолжил он свою речь. Мать Нуреева — Фарида — родом из деревни Татарское Тюгульбаево. А отец — из Башкирии, где и прошло детство Рудольфа Нуреева.

Интересно, что именно в театре, перед которым появился памятник, работает Олег Ивенко, сыгравший Нуреева в картине «Белая ворона» британского режиссера и актера Рэйфа Файнса. В России ее еще не видели, но она на днях была отмечена наградой за выдающиеся артистические достижения на Токийском кинофестивале. В в конце ноября «Белую ворону» покажут на Каирском международном кинофестивале, причем, не в кинозале, а в Cairo Opera House. Представит картину Рэйф Файнс.

Зураб Церетели готов был установить памятник Нурееву и в Уфе. Но местные власти пока не смогли поддержать его инициативу. Но именно в Башкирии часть своего фильма снимал Файнс, впечатлившись судьбой героя в юные годы.

  • Самое интересное
  • Комментарии

Оставьте ваш комментарий

Комментарии пользователей

Популярно в соцсетях

© ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец» Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция — ЗАО «Редакция газеты «Московский Комсомолец». Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail [email protected] Главный редактор и учредитель — П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

В Казани состоялась презентация подстветки мемориала самолёта Ту-144

Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 уже более полугода стоит возле здания Казанского авиационного института (КАИ) на улице Четаева. Установка его на постамент весной 2019 года — это завершение первого этапа восстановления лайнера, сообщает деловая электронная газета Татарстана «Бизнес-Онлайн» .

Самолёт подсвечивается в тёмное время суток девятью вариациями белого, синего и зеленого цветов. Сначала у самолёта появляется своего рода синее небо за бортом, а далее подсветка начинает мигать, привлекая внимание прохожих.

Конкурс на создание подсветки выиграла компания «Мирекс», которая делала аналогичную работу в булгарской Белой мечети, на железнодорожном вокзале Казани и во Дворце водных видов спорта. Стоимость светового оформления составила 2,6 млн рублей, из которых 400 тыс. собрали сотрудники КНИТУ-КАИ в рамках «щедрого вторника», через сайт самолёта Ту-144 поступило 150 тыс. рублей, ещё 350 тыс. — выигранный грант и остальное поступило из эндаумент-фонда целевого капитала.

Смотрите так же:  Памятник жертвам политических репрессий в ижевске

В декабре 2019 года будет отмечаться 50-летие первого полёта Ту-144. К этой годовщине руководство КАИ намерено реализовать проект авиапросветительской площадки для детей и юношества.

Ту-144 СССР-77107 (с/н 10051), 1978 г, / © В.А. Владимиров

Снаружи самолёт уже полностью готов, но внутри работа еще даже не начиналась. Рядом с самолётом планируется построить небольшое здание, часть которого будет находиться немного ниже уровня земли, чтобы не мешать обзору самолёта. На крыше здания расположится кинотеатр. Предполагается, что для его строительства будет получен грант президента Республики Татарстан.

Что касается интерактивной начинки Ту-144, то, руководство КАИ рассчитывает на поддержку федерального минобразования. «Есть хороший шанс, что поддержит федеральное министерство образования», — сказал ректор КАИ Альберт Гильмутдинов на презентации подсветки лайнера.

Ту-144 (борт СССР-77107) более 30 лет простоял в Казани на улице Дементьева. Самолёт выпущен на ВАСО, первый полёт выполнил 20 августа 1975 года. 29 марта 1985 самолёт перелетел в Казань и был установлен на территории КАИ. За 10 лет налёт самолёта составил всего 357 часов.

В апреле 2019 года его перевезли на территорию 2-го здания университета и установили на помост в качестве памятника. Тогда Альберт Гильмутдинов заявил о планах создать на базе самолёта интерактивный музей. Конкурс на лучший проект выиграли ПО «Зарница» и творческое объединение «Самрух».

В Казани впервые состоялась «Солнечная регата»

Соревнование проводилось в Татарстане впервые.

От механика до капитана: новинки гонки «Шёлковый путь»

Знаменитое ралли «Шёлковый путь» вновь не обошло Татарстан стороной. 27 июня в Бугульме прошёл парад участников гонок.

В Казани прошел первый общегородской выпускной вечер

Для 11-классников была запланирована программа с участием известных исполнителей, поздравлением от учителей, директоров школ и ректоров вузов города, запуском белых голубей, вальсом.

Стрельба в Пестречинском районе: бои за Брестскую крепость

В эти выходные в Пестречинском районе раздавались взрывы снарядов и выстрелы ружей. Под крики: «Ложись!» над деревней Альвидино пикировали самолеты.

ТАТАРСТАН Общественно-политическое издание

Редакция журнала «Татарстан», 2019
Электронное периодическое издание «Татарстан»
Свидетельство о регистрации СМИ: № ФС77-47635 от 06.12.2011
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: АО «ТАТМЕДИА»
Главный редактор: Вафина Т.Н.
Телефон редакции: +7 (843) 222 09 79
Электронная почта редакции: [email protected]
При поддержке Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»
Политика о персональных данных
Антикоррупционная политика АО «ТАТМЕДИА»
Для сообщений о фактах коррупции [email protected]

Оформить подписку на журнал «Татарстан» можно так:

1. В любом почтовом отделении РТ по каталогу «ПОЧТА РОССИИ»:

На II полугодие 2019 года:

П2378 – на русском языке

П2381 – на татарском языке

Стоимость 930 руб. (стоимость подписки на 6 месяцев)

или на сайте «ПОЧТА РОССИИ» — на русскую или татарскую версии.

2. Пригласить на дом почтальона, позвонив в ближайшее почтовое отделение.

4. В Татарстане: через альтернативную службу ООО УРАЛ-ПРЕСС КАЗАНЬ, позвонив по телефонам: 204-16-20, 204-14-9 (доставка только по городам Казань, Набережные Челны, Альметьевск).

5. Подписной индекс – П2378 (на русском языке) П2381 (на татарском языке).

6. За пределами России — в странах бывшего СНГ и дальнего зарубежья — по каталогу «МК-Периодика». Подписные индексы: 73947 – на русском языке, 73377 – на татарском языке.

7. В редакции журнала «Татарстан» по адресу: 420066, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2, 11 этаж, тел.: (843)222-09-79, e-mail: [email protected]

8. Оформить онлайн-подписку на журнал «Татарстан» можно на сайте podpiska.pochta.ru

Подписку можно оформить по РТ и по РФ.

Для оформления подписки из Татарстана в другой регион, необходимо изменить город.

Чтобы корзина стала активной нужно указать ФИО полностью

По Татарстану индекс П2381 на татарском языке, индекс П2378 на русском языке.

По РФ индекс П7076 на татарском языке, индекс П7077 на русском языке.

9. Онлайн-подписка (в том числе и на электронную версию журнала) на сайте pressa.ru:

Обращаем ваше внимание на то, что приобрести журнал на сайте pressa.ru могут как зарегистрированные, так и не зарегистрированные пользователи.

Зарегистрированным покупателям необходимо авторизоваться и оплатить номер любым удобным способом (все способы оплаты указаны в личном кабинете). Незарегистрированным покупателям после оплаты издания на электронный адрес будет отправлено письмо с автоматической регистрацией. В письме будет указан логин и пароль для входа в личный кабинет, где находится оплаченный номер.