Памятник петру в ленинграде

Памятники Петру I в Петербурге, полный список

Практически в любом городе мира главные памятники посвящены его основателям, не является исключением и Санкт-Петербург. Начиная с первого памятника работы Карло Бартоломео Растрелли, изготовленного в модели при жизни Петра I и, заканчивая многочисленными скульптурами последних десятилетий.

Общее количество памятников этому великому императору в нашем городе которые описаны в этом обзоре составляет 11 монументов и, это не считая многочисленных бюстов нашему герою.

Памятники Петру I в Петербурге

Медный Всадник на Сенатской площади 1782 г.

Среди всех памятников Санкт-Петербурга посвящённых не только Петру I, этот шедевр Фальконе является самым известным, самым знаменитым, самым узнаваемым и, на взгляд авторов этого очерка является пожалуй самым главным символом нашего города. Открытие памятника состоялось в 1782 году.

Первый памятник Петру 1800 г.

Первый памятник Петру I имеет очень сложную и очень длинную судьбу, судите сами:

1. Заказан самим императором и, модель была выполнена скульптором Карло Растрелли при его жизни (1720-е гг.).

2. В 1747 г. при участии сына Карло Растрелли — Франческо Растрелли памятник был отлит в металле.

3. И только в 1800 г. монумент был установлен перед Михайловским замком по повелению Павла I, где находится и поныне.

Памятник Царь-плотник 1996 г.

Этот замечательный памятник раскрывающий одну из сторон жизни царя, хорошо знавшего и владевшего плотницким ремеслом установлен рядом с Адмиралтейством (бывшие верфи) в 1910 г.. В советское время был снесён и заново установлен в 1996 году на набережной Невы, рядом с Адмиралтейством. Скульптор: Бернштам, Леопольд Адольфович.

Бюст перед домиком Петра I 1875 г.

Это единственное исключение в данном обзоре посвящённого памятникам. Бюст установлен 30 августа 1875 г. перед домиком Петра I у набережной Невы. Автором работы является скульптор Пармен Петрович Забелло.

Памятник в Петропавлоской крепости 1991 г.

Этот запоминающийся памятник созданный замечательным скульптором Михаилом Шемякиным установлен на территории Петропавловской крепости в 1991 году. Как и для многих других памятников императору скульптор воспользовался прижизненной маской снятой с Петра в 1719 г. Б.-К. Растрелли.

Памятник у Сампсониевского собора 2003 г.

Этот замечательный памятник работы скульптора М. М. Антокольского был установлен на средства потомков сподвижника Петра Б. П. Шереметева в 1909 г. в честь 200-летия Полтавской битвы. Снесён после 1917 г., заново был открыт в 2003 году.

Памятник у гостиницы Прибалтийская 2006 г.

Этом монумент является даром нашему городу известного и неоднозначного скульптора Зураба Константиновича Церетели. Установлен на Прибалтийской площади напротив гостиницы Прибалтийская в 2006 году.

Памятник в аэропорту Пулково 2019 г.

Этот памятник-шутка появился в аэропорту Санкт-Петербурга совсем недавно в 2019 г.. Фигура Петра со смартфоном в руке и чемоданом, придающие ему вид современного пассажира выполнена в полный рост нашего героя.

Памятники Петру I в пригородах СПб

В Стрельне, перед Константиновским дворцом 2003 г.

Является точной копией памятника установленного в Риге в 1910 г. в честь 200-летия освобождения города ото шведов. Снят в 1915 г. в связи с началом Первой Мировой войны, в настоящее время хранится в музейных запасниках в разобранном виде. Копия установлена в Стрельне перед Константиновским дворцом 27 мая 2003 г., открытие приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. Скульптор: Густав Шмидт-Кассель.

В Стрельне, скульптурная композиция «Царская прогулка» 2003 г.

Скульптура создана известным скульптором и художником нашего времени Михаилом Шемякиным, расположена рядом с причалом за пределами Константиновского парка. Установлена в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга 27 мая 2003 года.

Памятник Петру I в Петергофе 1957 г.

Скульптура расположена в восточной части Нижнего парка Петергофа на пересечении Монплезирской и Марлинской аллей. Скульптором памятника является Марк Матвеевич Антокольский (памятник у Сампсониевского собора ). Торжественно открыт в 1884 году, во время Великой Отечественной войны статуя была похищена немецкими войсками. Восстановлена и установлена на прежнем месте в 1957 году.

Памятник в Кронштадте 1841 г.

Третий по старшинству памятник, посвящённый герою этого обзора, установлен в Петровском парке города Кронштадт в 1841 году. Лицом наш герой обращён в сторону моря и первого форта Кроншлот, с которого собственно и начиналась история Кронштадта. Отливкой статуи занимался известный петербургский скульптор Пётр Карлович Клодт по модели французского скульптора Теодора-Жозефа-Наполеона Жака.

Фотографии памятников Петру I в пригородах СПб:

Памятники без фотографий:

Это дополнение создано после формирования основной страницы для более полной подачи материала о памятниках и бюстах Петру 1, не вошедших в основной раздел.

Памятники Петру I в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге воздвигнуто много памятников Петру Великому. По другому быть и не могло. Ведь создатель города на Неве должен быть всегда “на устах и на глазах” у благодарных потомков. С именем Петра Алексеевича связана история не только его детища-града, но и великой России!

Петербуржцы гордятся старинными и современными изваяниями, посвященными отцу Северной столицы и автору грандиозных реформ державы, которые вознесли ее на пьедестал лучших стран из лучших. Гости города с большим удовольствием посещают памятники Петру I и изучают славную историю прекраснейшего города на Земле, а заодно и становление великой России!

1812 год… Полчища французов осаждают Россию. В Петербурге неистово верят в то, что держава и их город устоят перед натиском Наполеона. Но вот русское войско оставляет Москву, и в императорском дворе начинают всерьез подумывать о всеобщей эвакуации. Составляя список наиболее значимых ценностей, предполагаемых к вывозу за пределы России, сановники не забыли и про один из памятников Петру І. Для него даже местечко припасли соответствующее – в Финляндии.

Самым старым и знаменитым памятником основателю Петербурга и Российской империи является “Медный всадник”. Его создание заняло более 10 лет. Свое название – «Медный всадник» – выполненный из бронзы памятник, получил благодаря одноименному творению А. С. Пушкина. Как бьющееся сердце символизирует жизнь человека, так и Медный всадник расположен в самом сердце Санкт-Петербурга. Пока могучий Петр стоит на страже жизни многомиллионного города, жить и процветать тому на Невских берегах.

Памятник Петру І работы Растрелли

Судьба первого конного памятника Петру I в России настолько же необычна, насколько новаторским было скульптурное мастерство самого ее автора – Бартоломео Карло Растрелли. Изображение лица императора до сих пор считается максимально точно воспроизведенным, что привлекает к достопримечательности немало зрителей. Но обо всем по порядку.

Памятник Петру Великому работы Б. К. Растрелли был создан ранее “Медного всадника”, но установлен перед Михайловским замком позже. В 1800 году Павел I велел водрузить монумент перед Михайловским (ныне Инженерным) замком, предварительно изготовив для него высокий постамент с памятной позолоченной надписью на фасадной стороне: «Прадеду правнук». После того только единожды, в годы Великой Отечественной, Петр покинет свое место.

Памятник «Царь-плотник»

Государь Петр I имел характер тяжелый, решительный и не прощал свои приближенным лености и безделья. Впрочем, и сам был трудолюбив, настойчив и жаден до знаний.

В 1907 году на выставке в Париже государя Николая II заинтересовали два макета памятников, выполненные из гипса. Их автором был Леопольд Бернштам. Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой — “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”. По повелению Николая в 1910 году с макетов отлили бронзовые памятники и установили на Адмиралтейской набережной. Монументы стали подарком государя городу на Неве к 200-летию с момента основания.

Памятник Петру работы Церетели

6-метровый бронзовый Петр I работы Зураба Церетели за считанные годы стал градостроительной доминантой морского фасада Санкт-Петербурга. Вглядываясь в сторону расположенного рядом Финского залива, император несет вечный дозор и первым встречает гостей Северной столицы, прибывающих в город водным путем.

Смотрите так же:  Памятники советским воинам в китае

8-метровый гранитный постамент темно-вишневого цвета с квадратным основанием и скругленными углами венчает трехъярусный карниз, с вершины которого гигантская фигура видна издалека. Мощная фигура императора с выдвинутой вперед ногой олицетворяет поступательное движение России вперед. Опирающийся левой рукой на эфес шпаги – традиционного символа воинской доблести – Петр Первый демонстрирует одновременно миролюбие и решимость. Его правая рука сжимает указ об основании нового города.

Петропавловская крепость. Памятник Петру I

Ни один из памятников основателю Петербурга не вызывал столько эмоций, протестов и искусствоведческих битв, как Петр I работы современного художника Михаила Шемякина, установленный в Петропавловской крепости перед зданием Гауптвахты.

Идею создания бронзового Петра скульптуору и художнику Михаилу Шемякину подал Владимир Высоцкий. «Ты много рисуешь Петра, почему бы не сделать скульптуру?». Но в тот момент художник был еще не готов к этой работе, и вспомнил совет Высоцкого только в 1980 году, в Америке. Тогда и началась работа над этим проектом. Создавая памятник, Михаил Шемякин взял за основу две известные работы Карло Растрелли – «восковую персону» и посмертную маску Петра. Этим объясняется надпись на постаменте: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от итальянского скульптора Карло Растрелли и от русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке».

Петергоф. Памятник Петру I Антокольского

Монплезирская аллея и Марлинская перспектива Нижнего парка соединяются в стратегической для ландшафтной панорамы точке, где доминирующая роль отведена памятнику Петру Великому.

Памятник «Медный всадник» — Памятник Петру Первому

Адрес памятника «Медный всадник»: г. Санкт-Петербург, Сенатская площадь Дата открытия: 1782 год Скульптор: Этьен Фальконе Материал : фигура — бронза, железо, постамент – гранит («Гром камень») Метро: Адмиралтейская Проезд: от ст. м. «Адмиралтейская» пешком в сторону Исаакиевского собора 5-10 минут. Экскурсии по Санкт-Петербургу (обзорные, пешеходные, автобусные)

Несмотря на неподдельную простоту и строгость, лаконичность и динамичность монумента и фигуры Петра Первого памятник «Медный всадник» не оставляет равнодушным ни одного посетителя и запоминается надолго.

История создания памятника Медный всадник

История создания памятника «Медный всадник» интересна не менее чем жизнеописания самого императора, но оставим последнюю для изучения историкам, а сами обратимся к изучению монумента.

Установка памятника «Медный всадник» — памятника Петру Первому состоялась в 1782 году по приказу Екатерины Второй. Скульптора ей посоветовал сам Денни Дидро и императрица уступила пригласив в столицу российского государства Этьена Фальконе, приехавшего в Петербург вместе с молодой ученицей Мари-Анн Коло. Позднее именно ею была выполнена голова Петра для этого памятника. Мари-Анн Коло сумела талантливо отразить все своеобразие и сложность характера императора. И с момента установки памятника Петру Первому скульптур постоянно подчеркивал равноправное участие своей ученицы в общей работе над ним.

Этьена Фальконе можно назвать действительно посланником судьбы для создания именно памятника «Медный всадник» молодому императору-бунтарю. Он проявил поистине величайшее упрямство и настойчивость, так как позволили себе спорить с венценосными особами и знатью относительно образа как Петра Первого, так и памятника в целом. Екатерина II грезила увидеть Петра Первого в облике подстать римскому Цезарю верхом и с жезлом или скипетром, господин И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его в образе полководца фигурой во весь рост с полководческим жезлом в руке. Также в 1773 году господином Дидро, наспех посетившего Петербург, был предложен вариант сооружения фонтана в обрамлении аллегорических фигур. После чего скульптору порекомендовали направить правый глаз императора строго на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий, что показало бы страсть императора к строительству судов и мореплаванию, а также любви к учениям и законам.

Однако всем этим желаниям не суждено было сбыться. Скульптор не отрицал ни полководческих, ни тем более заслуг Петра Первого как мудрого правителя, но видел памятник в его честь в виде фигуры Петра с непременным подчеркиванием его качеств как созидателя, законодателя, благодетеля своей страны и безусловным намерением показать их людям. «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, — это эмблема побеждённых им трудностей», — вот что задумал претворить в жизнь скульптор.

И сделал то, что задумал, хотя на самом открытии памятника «Медный всадник»памятника Петру Первому присутствовать и не смог, так как череда придворных интриг и угрозы завистников из высшей петербургской знати вынудили его покинуть город раньше торжественного события.

Также спорным был вопрос установки памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге, так как место, которое он сейчас занимает еще в 1762 году было отдано самой Екатерине Второй для установки памятника в ее честь. Но она приняла волевое решение установить там памятник основателю Санкт-Петербурга к 100-летию его восшествия на престол. Причем памятник «Медный всадник» стал первым установленным на городской площади и к тому же в память такой великой государственной персоны.

Основанием монумента «Медный всадник» стала огромный гранитная глыба весом более полутора тонн, найденная русским крестьянином Семеном Вишняковым в болотистых землях Лахтинских лесов. Гранитная скала, разбитая ударом молнии была названа Гром-камень. Она больше, чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит этот весил около 1600 тонн. «Взирание на оной возбуждало удивление, а мысль перевести его на другое место приводила в ужас» — писал один из современнников. В итоге, доставка Гром-камня в Санкт-Петербург заняла более 1,5 лет. В процессе обработки, глыбе придали форму морской волны, чтобы подчеркнуть стремление молодого прогрессивного императора показать силу России как великой морской державы и ознаменовать изменения, происходящие в стране.

Описание памятника Медный всадник

Петр Первый по задумке автора твердо восседает верхом на вздыбленном скакуне, который олицетворяет собой своенравный и непокорный народ, покорившийся и принимающий власть императора над ним.

Под копытами скакуна раздавлена огромная змея (выполнена Федором Гордеевым), ставшая символом победы Петра Первого над противниками его реформ и врагами по оружию, а также являющаяся искусно выполненной третьей точкой опоры скакуна.

Фигура самого императора показывает его силу, настойчивость, стремление двигаться вперед и вести за собой огромную державу, которой просто суждено стать великой, что в период его властвования стало явью. Россия в тот период стала поистине величайшей морской державой, обладала огромными запасами и была лидером среди самых крупных государств Старого Света. Именно поэтому лаконичная подпись на памятнике: «Петру I Екатерина II Лета 1782», — выполненная по желанию императрицы, означает и подчеркивает звание Великих императоров ее и Петра Первого (кроме них Великих императоров в Российской империи на тот период больше не было), и одновременно эта надпись подчеркивает, что Екатерина Вторая, бывшая по истине и идейной и духовной последовательницей Петра Великого, она «вторая» не после безродной Екатерины Первой, а «вторая» после великого реформатора Петра Первого.

Легенды памятника Медный всадник

Кроме того, существует множество легенд относительно судьбы этого памятника, на страницах пушкинского «Медного всадника» он оживает и преследует главного героя Евгения.

В пост петровские времена существовала присказка: «Дурак умного догоняет, а Иссакий мешает». Речь в ней идет о памятниках Петру Первому (умный) и Николаю Первому (по признанию соотечественников и ровесников император действительно был человеком не слишком большого ума). Ну, а Иссакий – это Исаакиевский собор.

Сохранилось предание, будто в 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра I в Вологодскую губернию. В это время некий майор Батурин увидел сон, что стоит он на Сенатской площади у памятника Петру I и видит, что всадник вдруг съезжает с пьедестала и направляется к дворцу Александра I. Озабоченный император выходит к нему, и Петр говорит ему следующее: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!». Батурин якобы добился приема у князя Голицына, которому пересказал свой сон и просил передать его царю. Согласно легенде, Александр отменил свое решение об эвакуации и статуя осталась на месте. И никогда сапог вражеского солдата не коснулся петербургской земли.

Смотрите так же:  Ведущая тема я памятник себе воздвиг нерукотворный

Также есть интересная легенда памятника «Медный всадник», что при жизни Петр Первый на своем скакуне (ставшем прообразом скакуна Медного всадника) в месте, где ныне установлен памятник, смог перепрыгнуть Неву (а в том месте река разливается достаточно широко). Произошло это по русской традиции «на спор», горячего и своенравного императора отговаривали, но он решительно вспрыгнул на коня и со словами: «Бог и я!», — дернул поводья и через миг оказался на противоположной стороне Невы, воодушевленный своим успехом, он тут же развернулся и с возгласом: «Я и Бог!», — повторил попытку прыжка, но конь, не пролетев и середины расстояния, погрузился в ледяную пучину, откуда императора вытащили крестьяне на лодке. С тех пор император действительно уверился в божью силу и никогда больше не позволял себя ставить выше Господа и своим подданным впредь запретил делать себе подобное.

Насколько точны и верны эти легенды нам узнать не суждено, но мы верим, что так оно и было.

Во время Великой Отечественной войны памятник Медный всадник был обложен мешками с песком и обшит деревянными листами и особо не пострадал. Приглашаем вас лично увидеть его великолепие своими глазами.

Надпись на памятнике Медный всадник — памятнике Петру Первому: «Петру I Екатерина II Лета 1782» выполнена на русском и латинском языках.

Медный всадник – памятник Петру I

Среди самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга особое место занимает памятник Петру Великому, также известный как Медный всадник. Каждый, кто хорошо знаком с русской литературой, особенно с творениями классиков, наверняка без труда вспомнит несколько произведений, где этой достопримечательности отведена одна из главных ролей в сюжете.

Кстати, на самом деле скульптура изготовлена из бронзы, а медной ее называют опять-таки благодаря классику русской литературы — Александру Пушкину. Его произведение «Медный всадник» — один из ярких примеров того, как знаменитая скульптура вдохновляла (и по сей день продолжает вдохновлять) поэтов и прозаиков.

Памятник был открыт в начале 80-х годов XVIII столетия. Находится он на Сенатской площади. Высота его составляет около десяти с половиной метров.

История создания памятника

Автором модели скульптуры является Этьен Морис Фальконе — скульптор, специально приглашенный в Россию из Франции. На время работы над моделью ему было отведено жилье вблизи дворца, находилось оно в бывшей конюшне. Его вознаграждение за работу, согласно контракту, исчислялось несколькими сотнями тысяч ливров. Голову статуи слепила его ученица Мари-Анна Колло, приехавшая в Россию вместе со своим учителем. В то время ей было чуть больше двадцати лет (а ее учителю — больше пятидесяти). За свою великолепную работу она была принята в Российскую академию художеств. Ей также была назначена пожизненная пенсия. В целом памятник является плодом работы нескольких скульпторов. Изготовление монумента было начато в конце 60-х годов XVIII века и окончено в 70-е годы.

Когда французский скульптор еще не создал модель конной статуи, в обществе существовали различные мнения относительно того, как именно должен выглядеть памятник. Кто-то считал, что скульптура должна изображать императора стоящим в полный рост; другие желали увидеть его в окружении аллегорических фигур, символизирующих различные добродетели; третьи вообще полагали, что вместо скульптуры должен быть открыт фонтан. Но приглашенный скульптор отверг все эти идеи. Он не хотел изображать никакие аллегорические фигуры, не интересен ему был и традиционный (для того времени) облик государя-победителя. Он считал, что памятник должен быть прост, лаконичен, а воспевать он должен в первую очередь не воинские заслуги императора (хотя скульптор признавал и высоко ценил их), а его деятельность в сфере законотворчества, созидания. Фальконе хотел создать образ государя-благодетеля, в этом он видел свою основную задачу.

Согласно одной из многочисленных легенд, связанных с памятником и историей его создания, автор модели скульптуры даже провел ночь в бывшей опочивальне Петра Великого, где призрак первого российского императора явился ему и задавал вопросы. О чем именно призрак спрашивал скульптора? Этого мы не знаем, но, как гласит предание, ответы показались призраку вполне удовлетворительными.

Существует версия, что бронзовый конь воспроизводит облик одной из любимых лошадей Петра Великого — Лизетты. Эту лошадь император купил у случайно встреченных барышников по баснословной цене. Поступок этот был совершенно спонтанным (очень уж императору понравилась бурая лошадь старинной карабахской породы!). Некоторые историки полагают, что Лизеттой он назвал ее в честь одной из своих фавориток. Лошадь служила хозяину десять лет, слушалась лишь его, а когда умерла, император велел изготовить чучело. Но на самом деле это чучело не имеет никакого отношения к созданию знаменитого монумента. Зарисовки для модели скульптуры Фальконе делал с орловских рысков из императорских конюшен, их имена были Бриллиант и Каприз. Гвардейский офицер садился на одного из этих коней, вскакивал на нем на специальный помост и поднимал коня на дыбы. В этот момент скульптор быстро делал необходимые наброски.

Изготовление постамента

Согласно изначальному замыслу скульптора, постамент памятника должен был напоминать по форме морскую волну. Не надеясь найти цельный камень подходящего размера и нужной формы, создатель монумента планировал изготовить постамент из нескольких гранитных блоков. Но неожиданно подходящая каменная глыба была найдена. Огромный камень, на котором в настоящее время установлена скульптура, был обнаружен в одной из деревень в окрестностях города (сегодня этой деревни не существует, ее бывшая территория находится в городской черте). Глыба была известна среди местных жителей как Гром-камень, так как в давние времена в нее ударила молния. По другой версии, камень носил название Конь, что связано с древними языческими жертвоприношениями (в жертву потусторонним силам приносили коней). Согласно преданию, найти камень французскому скульптору помог местный юродивый.

Каменную глыбу пришлось извлекать из земли. Образовался достаточно большой котлован, который моментально был заполнен водой. Так появился пруд, который существует и в настоящее время.

Для транспортировки каменной глыбы было выбрано зимнее время, чтобы подмерзшая почва выдержала вес камня. Его перемещение продолжалось более четырех месяцев: оно было начато в середине ноября и завершилось в конце марта. Сегодня некоторые «альтернативные историки» утверждают, что такая транспортировка камня была технически невозможна; между тем, многочисленные исторические документы свидетельствуют об обратном.

Камень доставили на берег моря, где был сооружен специальный причал: с этой пристани каменная глыба была погружена на судно, построенное для ее транспортировки. Хотя камень был доставлен на причал весной, погрузка началась только с приходом осени. В сентябре каменную глыбу доставили в город. Чтобы снять ее с судна, его пришлось притопить (оно опустилось на сваи, которые перед этим были специально вбиты в речное дно).

Обработка камня началась еще задолго до его прибытия в город. Она была прекращена по велению Екатерины II: прибыв к тому месту, где тогда находился камень, императрица осмотрела глыбу и велела остановить обработку. Но все же в результате проведенных работ размеры камня значительно уменьшились.

Вскоре началась отливка скульптуры. Специально приехавший из Франции литейщик не справился со своей работой, его пришлось заменить новым. Но, если верить одной из легенд о создании памятника, проблемы и трудности на этом не закончились. Согласно легенде, во время отливки вышла из строя труба, по которой в форму заливалась расплавленная бронза. Лишь благодаря мастерству и героическим усилиям литейщика удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Мастер, предотвративший распространение пламени и спасший нижнюю часть монумента, получил ожоги, его зрение было частично повреждено.

Смотрите так же:  Памятник с надписью павел

Изготовление верхних частей памятника тоже было сопряжено с трудностями: их не удалось правильно отлить, пришлось проводить отливку повторно. Но во время повторной отливки вновь были допущены серьезные ошибки, из-за которых позже в памятнике появились трещины (и это уже не легенда, а документально подтвержденные события). Спустя почти два столетия (в 70-е годы XX века) эти трещины были обнаружены, скульптура была отреставрирована.

В городе очень быстро начали возникать легенды о памятнике. Процесс мифотворчества, связанного с монументом, продолжался и в последующие столетия.

Одно из самых известных преданий повествует о периоде Отечественной войны, когда возникла угроза захвата города наполеоновскими войсками. Император тогда принял решение о вывозе из города самых ценных произведений искусства, в числе которых был и знаменитый монумент. На его транспортировку даже была выделена большая сумма денег. В это время некий майор по фамилии Батурин добился встречи с одним из близких друзей императора и рассказал ему о странном сновидении, преследовавшем майора много ночей подряд. В этом сне майор всякий раз оказывался на площади возле памятника. Монумент оживал и спускался с пьедестала, а потом двигался в сторону резиденции императора (она тогда находилась на Каменном острове). Из дворца навстречу всаднику выходил государь. Тогда бронзовый гость начинал упрекать императора в неумелом управлении страной. Заканчивал всадник свою речь так: «Но пока я стою на своем месте, городу бояться нечего!» Рассказ об этом сновидении был передан императору. Тот был поражен и приказал не вывозить памятник из города.

Другая легенда повествует о более раннем периоде времени и о Павле I, который тогда еще не являлся императором. Однажды, гуляя по городу со своим другом, будущий государь увидел незнакомца, закутанного в плащ. Неизвестный приблизился к ним и пошел рядом. Из-за низко надвинутой на глаза шляпы лицо незнакомца разглядеть было невозможно. Будущий император обратил внимание своего друга на этого нового попутчика, но тот ответил, что никого не видит. Таинственный попутчик вдруг заговорил и выразил будущему государю свое сочувствие и участие (как бы предрекая те трагические события, которые позже произошли в жизни Павла I). Указав на то место, где впоследствии был установлен монумент, призрак сказал будущему государю: «Здесь ты увидишь меня вновь». Тут, прощаясь, он снял шляпу и тогда потрясенному Павлу удалось разглядеть его лицо: это был Петр Великий.

Во время блокады Ленинграда, которая, как известно, продолжалась девятьсот дней, в городе появилась такая легенда: пока Медный всадник и памятники великим русским полководцам находятся на своих местах и не укрыты от бомб, врагу не войти в город. Впрочем, памятник Петру Великому все же был защищен от бомбардировок: его обшили досками и со всех сторон обложили мешками, наполненными песком.

Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»

«Медный всадник» — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга. Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла.

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади.

Related Post

Памятники крас

Красный гранит и мрамор Памятник, как последняя дань усопшему, должен соединять в себе эстетические качества и быть чрезвычайно прочным. Находясь постоянно на открытом воздухе, изделие подвержено разрушительному влиянию влаги, мороза

Название памятника в петербурге

Памятники Петербурга, список с названиями Главная страница » Памятники Петербурга, список с названиями Санкт-Петербург, как и любой другой город мира имеет многочисленные памятники отражающие его историю. Невозможно на одной странице

Памятник самолета в казани

Самолет Ту-144 «переехал» к зданию КНИТУ-КАИ на Четаева Фото: Рамиль Гали (Казань, 15 апреля, «Татар-информ», Надежда Гордеева). Основную часть самолета Ту-144 сегодня ночью перевезли из Авиастроительного района Казани на территорию