Меню

Орехово-зуевский район монастырь

shurov_oleg

Храмы Орехово-Зуевского района. Часть 2 (сельские церкви)

Это вторая часть моего рассказа о храмах Орехово-Зуевского района. В первой части вы смогли увидеть храмы Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Дрезны и Куровское. Во второй части – сельские церкви на территории района:

Абрамовка – Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Каменная старообрядческая церковь, выстроенная на средства промышленника А. П. Муравлева по проекту 1916 в связи с недостаточностью деревянной церкви. Представляла собой трехапсидную однокупольную постройку в неорусском стиле с колокольней, возможно не была достроена. В настоящее время используется как клуб.

Абрамовка – Старообрядческий молитвенный дом
Молитвенный дом в деревянном здании сельской библиотеки. Устроен в сер. 2000-х в связи с невозможностью возвращения старой церкви, приписан к храму в Устьяново, внешне выделен главкой.

д. Авсюнино – Единоверческая церковь Петра, Митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митр. Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.

п. Авсюнино — Часовня в память погибших воинов
Часовня у памятника погибшим в Великую Отечественную.

Беливо – Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь старообрядческой окружнической общины. Представляет собой редкий пример уцелевшего без особых перестроек старообрядческого молитвенного дома XIX в. Закрыта в 1937, занята клубом. Возвращёна верующим в 1990-х. В 2010 году старое здание реконструировано в одноглавую церковь простой архитектуры, увенчанная главкой и колоколенкой. У церкви возводится резиденция старообрядческого митрополита Корнилия. Митрополит Корнилий родом из Орехово-Зуево.

Беливо – Старообрядческий скит
В лесу у Беливо до XIX в. существовал мужской старообрядческий монастырь (скит), по легенде основанный в 1666 году, позже ликвидированный властями. После ликвидации старообрядческого скита у Беливо на его месте была выстроена деревянная часовня у могилы почитаемого старообрядцами старца Леонтия Беливского (+XVIII в.). В настоящее время место часовни отмечено памятным крестом. Место почитаемое старообрядцами всей России.

Верея – Церковь Матроны Московской
Деревянный храм с шатровой колокольней. Заложен в 2009, в настоящее время внешне окончен, ведется отделка.

Войново-Гора – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Сооружена в 1835-1855. В трапезной были Никольский и Сергиевский приделы. Закрыта в 1938, колокольня сломана. Использовалась как цех химического завода. Открыта в 1996, ремонтируется.

Гора – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Приход села Горы выделился из ореховского. Церковь выстроена в 1877-1886 на средства фабриканта А. В. Смирнова. Это кирпичное четырёхстолпное здание в псевдорусском стиле с декоративным пятиглавием над центральной частью и шатровой колокольней, близкое к типовым проектам. Боковые приделы Никольский и Никитский. Закрыта в 1938. Открыта в 1991, отремонтирована.

Горбачиха – Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы
Большой каменный однокупольный храм в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, построенный в 1839-1849, главный престол Троицкий. В 1887-1889 расширена трапезная с Рождество-Богородицким и Пятницким приделами, выстроена новая многоярусная колокольня. Закрыт в 1953, к 1980-м пришел в аварийное состояние. Отдан верующим в 1989, восстановительные работы начаты только в 2000.

Гридино — Часовня Илии Пророка
Новая деревенская часовня. Кирпичная столпообразная постройка с шатровой кровлей, сооруженная в 2005.

Губино – Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Казанская
Кирпичная старообрядческая молельня, место хранения местно чтимой Казанской иконы Богоматери. Принадлежала окружнической общине. Построена в 1889 на средства Кокуновых, частично перестроена в 1906, тогда же планировалась постройка новой церкви. В 1940 закрыта, вновь открыта в 1945.

Давыдово – Церковь Михаила Архангела
Церковь заложена в 2010, сооружен цокольный этаж. Богослужения проходят в приспособленном помещении.

Давыдово – Старообрядческая церковь Воздвижения Честного креста Господня
Зимний молитвенный дом неокружнической общины. Последнее перед революцией деревянное здание простой архитектуры выстроили в 1916 попечением Ф. С. Терехова. Закрыт в 1930, позже сгорел. В 2001 в церковь перестроена старая каменная кладовая, надстроенная главкой и позже обшитая досками, ныне приписанная к храму в Павловском Посаде. Есть планы строительства особой церкви.

Давыдово – Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный, ярусный, старообрядческий часовенный столб. Сооружен на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.

Дровосеки – Церковь Никиты Великомученика
Небольшая однокупольная кирпичная церковь эклектичных форм, выстроенная на средства супругов М. И. и Ф. В. Костиных в память Коронования Их Императорских Величеств в 1897. Закрыта в 1940, венчания сломаны, использовалась как магазин. Открыта в 1998, ремонтируется.

Елизарово – Старообрядческая моленная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-му заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.

урочище Житенино – Церковь Николая Чудотворца
Каменная однокупольная церковь в стиле классицизма с трапезной (сломана в 2007) и колокольней, близкая к типовым. Построена в 1839 на средства А. П. Хметевского. В трапезной были приделы Александра Невского и Иоанна Воина. Закрыта в кон. 1930-х, к 1990-м в аварийном состоянии. С 2005 ремонтируется.

Запонорье – Старообрядческая часовня
Деревянный ярусный часовенный столб. Сооружён весной 2011 г.

Запутное – Церковь Иконы Божией Матери Казанская
Церковь в удалённой деревне, выделившейся из прихода села Знаменского. Одноглавый кирпичный храм в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженный в 1912-1914. К 1980-м заброшена. Возвращена верующим в 2006, ремонтируется.

Запутное – Церковь Иконы Божией Матери Знамение
Деревянный молитвенный дом, построенный ок. 1906 после гибели в пожаре первой сельской церкви, позже служил зимним храмом прихода. Раньше был занят под жилье, сейчас крыша обвалилась, разрушается.

Ильинский Погост – Церковь Воскресения Христова
Пятикупольный кирпичный храм в стиле классицизма с обширной трапезной и колокольней, выделяющийся своими большими размерами. Сооружён в 1822-1840, многоярусная колокольня выстроена в 1847-1857. В трапезной Ильинский и Никольский приделы. Западная пара малых куполов разобрана в 1-й пол. ХХ в. Закрыт в 1938, использовался как склад, тарный цех. Открыт в 1990, ремонтируется, богослужения проводятся в трапезной части.

Кабаново – Церковь Никиты Великомученика
Приход в деревне Кабаново ореховского прихода был открыт для борьбы с расколом. Деревянная церковь была перевезена в 1890 из Дубровки на средства А. В. Смирнова. Храм в Дубровке был сооружен в 1860 с использованием сруба церкви 1702 из Нестерово. Первоначально это был однокупольный храм с трапезной и столпообразной колокольней. В 1937 церковь была закрыта, вновь открыта в 1953. В 1957 пострадала от пожара, венчания разобраны, сделана новая небольшая главка. В 1996 обложена кирпичом.

Коротково — Часовня
Строящаяся часовня на средства местного жителя И. Никешина

Костино – Старообрядческая часовня
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, несколько раз ремонтировавшийся и перестраивавшийся. Закрыт в кон. 1930-х, сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.

Красная Дубрава – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой богородицы
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, построенная в 1908 на средства бр. Нажёсткиных, Морозовых и др. Принадлежала окружнической общине. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны.

Красная Дубрава — Часовня Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость
Кирпичный четверогранный часовенный столб, сооруженный на территории дома-интерната для умственно-отсталых детей «Журавушка» и освященный 12.07.2012.

Красная Дубрава — Часовня 2-я
Недавно восстановленный, кирпичный часовенный столб, на месте старой часовни 1906 года в честь рождения наследница-Цесаревича.

Красное – Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Село Красное выделилось из прихода Спасского погоста в сер. XIX в. Каменная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Выстроена в 1851 на средства купца Л. А. Кознова. В трапезной были приделы Никольский и муч. Агриппины. Закрыта в кон. 1930-х. Открыта в 1993, отремонтирована.

Красное — Часовня Александра Невского
Каменная часовня на центральной площади села, рядом с церковью. Построена в 1880-х в память императора Александра II на средства Е. И. Лебедева и др. В настоящее время отремонтирована.

Красное — Часовня Петра и Павла на источнике
Часовня у чтимого источника в 2 км от с. Красного.

Ляхово – Старообрядческая часовня
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В сер. 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.

Малая Дубна – Церковь Преображения Господня
Новая строящаяся церковь. Община верующих создана в 1995, первоначально службы проводились в приспособленном помещении. С 1999 с перерывами строится деревянная церковь — приземистая постройка под невысоким шатром с шатровой колокольней, оконченная в 2008.

Мальково – Церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая. После революции занята старообрядческой окружнической общиной, в 1930-х закрыта. В 2000 передана общине Московского Патриархата, ремонтируется.

д. Мисцево – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянный молитвенный дом окружнической общины. Закрыт в 1938, позже сломан. В 2000-х в здании быв. каменной кладовой кон. XIX — нач. ХХ вв. вновь устроена моленная, внешне выделенная главкой.

п. Мисцево – Церковь Троицы Живоначальной
Небольшая церковь простой архитектуры — в виде кирпичного домика с главкой и звонницей. Сооружена в 2005-2006 при Центре социального обслуживания «Милосердие». Приписана к церкви в Ликино-Дулёво.

Молоково – Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Община старообрядцев-неокружников в Молоково была зарегистрирована в 1907. Деревянная одноглавая церковь с колокольней, построенная в 1910, закрыта в 1930-х, сломана после войны. В 2002-2004 на её месте на средства А. В. Коржакова (начальник охраны Ельцина) построен новый деревянный клетский храм в духе зодчества Русского Севера с отдельно стоящей шатровой колокольней.

Нестерово – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Каменная однокупольная четырехстолпная церковь в русско-византийском стиле с небольшой трапезной и колокольней, построенная в 1847-1865 в духе проектов К. А. Тона. В трапезной приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В течении 1930-х богослужения прерывались, но с 1940-х не закрывалась.

Никулино – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в кон. 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.

Новая — Часовня Никиты Великомученика
Кирпичная часовня у чтимого Никитского источника, построенная на средства А. В. Смирнова в 1890-х. Была приписана к храму в соседнем селе Гора. В настоящее время восстанавливается.

Новинка (Новое) – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Храм, строящийся с 2010 на средства благотворителей. Нижний этаж кирпичный, верхний деревянный, с клетским завершением.

Новинка (Новое) – Старообрядческий молитвенный дом
Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета.

Острово – Рафаиловский Троицкий женский монастырь
Сектантский женский монастырь, созданный на участке, принадлежащем М. П. Остроуховой (игум. Серафиме) в 1997 году. Первоначально входил в юрисдикцию РПАЦ («валентиновцев»), в нач. 2000-х перешёл в юрисдикцию ПРЦ (ИПЦ) («рафаиловцев»). За прошедшие годы выстроены кирпичная ограда, несколько корпусов келий и колокольня.

Пашнево – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Пашневский приход выделился из прихода Покровского погоста, откуда и была перенесена первоначально деревянная церковь, в связи с отделением южной части приходских деревень к Рязанским губернии и епархии. Ныне существующая каменная церковь — однокупольное здание в формах переходных от классицизма к русско-византийскому стилю, с трапезной и многоярусной колокольней, построена в 1849-1860. В трапезной были Троицкий и Петропавловский приделы. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена. Открыта в 1998, ремонтируется.

п. Первое Мая — Часовня Иконы Божией Матери Владимирская в СНТ «Оптимист»
Небольшая деревянная часовня, сооруженная в 2008 у места строительства Всехсвятской церкви.

п. Первого Мая – Церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших
Строящаяся церковь на территории СНТ «Оптимист». Община создана в 2007 по инициативе С. В. Семочкина, храм заложен в 2011. На фото фундамент храма.

Поточино – Церковь Иконы Божией Матери Боголюбская
Небольшая кирпичная одноглавая церковь, сооружённая в 2010-2012 на месте часовни, разрушенной в 1960-х. Восьмигранная в плане постройка с притвором и алтарём.

Рудне-Никитское – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь типа восьмерик на четверике, с трапезной и шатровой колокольней, поставленная на подклет. Сооружена в 1782, несколько перестроена при ремонтах в XIX в. Служит летним храмом прихода. В советские годы практически не закрывалась. В Рудне-Никитском уцелел единственный в Центральной России ансамбль из двух старых деревянных церквей: летней и зимней.

Рудне-Никитское – Церковь Рождества Христова
Небольшая деревянная одноглавая церковь, вероятно XVIII в., получившая свой современный облик при расширении в 1898. Служит зимним храмом прихода. В советские годы практически не закрывалась.

Савинская – Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших
Построена в 1888 как часовня. Крупная кирпичная кубическая одноглавая постройка. Была приписана к церкви в Старом Покрове. Закрыта в 1932, перестроена. Возвращена верующим в 1999, отремонтирована, освящена как храм.

Смотрите так же:  Монастырь агафон

Савостьяново — Часовня
Часовня в память события 17.10.1888 была разрешена к постройке в Савостьяново в 1890, представляла собой кирпичную постройку с деревянным завершением, позже была сломана. В наши дни новая кирпичная часовня выстроена у места, где стоял деревянный храм.

В Селиванихе создаётся уникальный старообрядческий церковный ансамбль. Здесь предполагается создание монастыря

Селиваниха – Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянный молитвенный дом существовал в XIX в. В 1907 начата его перестройка в церковь на средства Елисеевых — надстроены восьмерик под шатром, колокольня. Принадлежал окружнической общине. Здание сломано в сер. ХХ в. В 2010-2011 на старом месте сооружена новая старообрядческая церковь — небольшая деревянная одноглавая постройка. Храм освящен 06.09.2011 г. митрополитом Корнилием.

Селиваниха – Старообрядческая церковь Алексия, человека Божия
Летний молитвенный дом старообрядческой общины в Селиванихе в 1930-х был закрыт и вскоре разрушен. В 2010 его фундаменты расчищены, в 2012 заложен новый Алексиевский храм.

Селиваниха – Старообрядческая церковь Рождества Иоанна Предтечи
Строительство церкви начато в 2019 году

Селиваниха – Старообрядческая часовня Иконы Божией Матери Умягчение злых сердец
Деревянная четверогранная часовня каркасной конструкции под невысоким четырехскатным шатром. Соружена над вновь обустроенным источником в 2013-2019 гг.

Сермино — Часовня Спаса Всемилостивого
Кирпичный часовенный столб, сооруженный в 1906, был сломан в ХХ в. В 2008 в деревне сооружен новый кирпичный часовенный столб.

Слободище – Старообрядческая церковь иконы Божией Матери Казанская
Деревянный старообрядческий молитвенный дом крупной окружнической общины, сооруженный в 1882. Главка на вальмовой кровле надстроена в 1909. В 1930-х закрыт, вновь открыт в 1946 и более не закрывался.

Смолево(Новинский с/о) – Старообрядческий молитвенный дом
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.

Смолево(Соболевское) – Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная ок. 2010 на частном участке, но открытая для всех жителей. Прямоугольный сруб под высокой четырехскатной кровлей с главкой.

Старое — Часовня Иконы Божией Матери Казанская
Крупный кирпичный часовенный столб, завершенный луковичной главкой, поставленный в память о погибших воинах. Освящен 04.11.2012

Старый Покров – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, состоящая из пятиглавого четверика, трапезной и многоярусной колокольни. В трапезной приделы Ахтырской Богоматери и Никольский. Не закрывалась, но в 1938-1945 настоятеля не было.

Старый Покров — Часовня Иконы Божией Матери Ахтырская над источником и купальня

Устьяново – Старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Кирпичная церковь сооружена на месте прежней деревянной путем её замены по частям при помощи Ф. Е. Морозовой. В 1910-1911 построены шатровая колокольня и притвор, в 1914 выстроен главный одноглавый храм в неорусском стиле. Закрыта в кон. 1930-х, открыта ок. 1945, более не закрывалась.

Фёдорово — Часовня
Кирпичный часовенный столб, сооруженный в 1990-х у памятника погибшим в Великую Отечественную. Приписан к церкви в Нестерово.

Федотово — Часовня Иконы Божией Матери Ахтырская у Федотово
Кирпичная надкладезная часовня при чтимом источнике, на котором была явлена Ахтырская икона Богоматери. Воссоздана на месте сломанной старой в 2010-е.

Хотеичи – Церковь Троицы Живоначальной
Каменная пятиглавая церковь с трапезной, декор в духе провинциального классицизма, сооруженная в 1811-1823 при помощи графини И. И. Воронцовой. Четырёхъярусная колокольня в псевдорусском стиле построена в 1851. В трапезной Благовещенский и Никитский приделы. Богослужения прекращены в 1939, занята складом удобрений. Открыта в 1995, отреставрирована.

Чистое Северное – Старообрядческая церковь Иконы Божией Матери Неопалимая Купина
Небольшая кирпичная церковь, заложенная ок. 2004 и оконченная постройкой ок. 2010. Одноглавый четверик с притвором. Опекается клиром храма в Губино.

Чукаево (Васютино) — Покрова Пресвятой Богородицы
Приход выделился из дальних деревень пашневского прихода. Деревянная церковь XVIII в. была перенесена сюда на средства Ф. А. Саватюгина в 1869-1870 из Пашнева, куда её в 1796 перевезли из Старого Покрова, несколько перестроена. Представляла собой однокупольную постройку с трапезной и колокольней, над боковыми Петропавловским и Никольским приделами были установлены малые купола. Закрыта в 1933, занята складом. Сломана в 1986 году. На фото руины храма.

Юркино – Церковь Серафима Саровского
Юркинский приход создан из удаленных деревень, ранее входивших в дрезнинский приход. Деревянная Троицкая церковь в псевдорусском стиле была построена в 1903-1905 на средства А. В. Смирнова, представляла собой здание типа восьмерик на четверике с колокольней. В 1930-х закрыта, занята школой, позже сгорела. С 2006 строится новый кирпичный Серафимовский храм — одноглавая постройка с отдельно стоящей колокольней.

Юркино – Поминальный крест на месте церкви Троицы Живоначальной

Язвищи — Часовня Филиппа, митрополита Московского
Кирпичный часовенный столб, сооружённый в 2001 у памятника погибшим в Великую Отечественную. Приписан к церкви в Ликино-Дулёво.

Яковлево – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Кирпичная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней, выстроенная рядом с деревянной в 1909-1915. Закрыта в кон. 1930-х, заброшена. Открыта в 1995, отремонтирована с упрощённым завершением. Первоначально Ахтырская, при восстановлении в 1990-х освящена как Покровская.

У этого рассказа обязательно будет продолжение, в котором я расскажу о храмах следующего подмосковного района.

29 августа 2019 г.
Шуров Олег Викторович
Подмосковье, Шатура

В материале использовалась информация с сайта «Храмы России», активным автором которого я являюсь

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

На месте древней Спасо-Преображенской церкви был построен новый двухэтажный храм. Вскоре в северной части монастыря возвели прекрасный девятиглавый Спасо-Преображенский собор, а территорию обители обнесли деревянной оградой. Первоначально все здания монастыря, за исключением братского корпуса со Скорбященской церковью и бани, были деревянные.

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь выделялся своим строгим уставом; на его территорию женщин не пускали. Духовное устроение и развитие монастыря происходило под наблюдением митрополита Филарета, который много общался с императором Александром II и при устройстве этого монастыря учитывал желание царя о его режиме, характере духовной жизни и хозяйственной деятельности.

Вокруг монастыря были разбиты фруктовые сады. Монастырское хозяйство называли образцовым.

Архитектурно-художественный облик Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря в основном сложился к концу 1880-х гг. Монастырь обнесли кирпичной стеной с башнями; в надвратной колокольне устроили церковь во имя святителя Фотия. В монастыре были три каменных храма: большой каменный (летний) Спасо-Преображенский собор с приделами святого Николая Чудотворца, святого великомученика Георгия Победоносца и преподобных отцов Киево-Печерских; храм Воскресения; храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», а также деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Именно в Спасо-Преображенском храме и пребывал чтимый чудотворным образ Спаса Нерукотворного. Четыре раза в год в монастыре совершались крестные ходы, привлекавшие в него много богомольцев.

70-90-е годы ХIХ века – период наивысшего расцвета обители. В 1879-1886 годах были построены каменные пятиглавый Преображенский собор, трапезный храм в честь Воскресения Словущего и величественная колокольня. При Спасо-Преображенском Гуслицком монастыре существовала монастырская школа – старейшая из церковно-приходских школ как Гуслицкого края, так и всей Московской епархии. В октябре 1913 года при школе был освящен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского – небесного покровителя наследника престола, цесаревича Алексея Николаевича.

В обители была собрана прекрасная библиотека старопечатных и рукописных книг и большая коллекция древних икон. Все это было вывезено из монастыря после его закрытия в 1922 году. Уцелевшая часть этих книг ныне хранится в Отделе рукописей Государственного Исторического Музея.

За время существования обители ее посетили святитель Филарет (Дроздов), святитель Иннокентий (Вениаминов), святитель Макарий (Невский), священномученик Владимир (Богоявленский). В Гуслицком монастыре, в свою бытность благочинным монастырей Московской епархии, регулярно бывал также прославленный ныне в лике святых архимандрит Николо-Угрешского монастыря Пимен. С самого начала существования обители ей покровительствовала царская семья.

В 1918-1920 годах здесь была размещена колония для малолетних преступников. В 1922 году в Преображенском соборе был устроен склад реквизированного имущества и столовая лесхоза. В том же 1922 году монастырь закрыли, однако в обители оставались жить монахи, деля территорию с расположившимся здесь домом инвалидов. У них была устроена домовая церковь в бывшей монастырской бане. Затем большинство насельников было репрессировано. Трое монахов из братии Гуслицкого монастыря сейчас прославлены в лике святых Новомученников Российских. Это преподобномученик Иоасаф (Крымзин), преподобномученик Петр (Мамонтов) и Преподобномученик Серафим (Булашов). Некоторые из них пополнили число Новомучеников и Исповедников Российских и теперь молятся в обителях небесных за земную свою обитель. Поледние три монаха были вынуждены уйти из монастыря в 1928 г., когда монастырь окончательно закрыли и монахам велели освободить все помещения. После Великой Отечественной войны в монастыре открыли большой Дом инвалидов; затем здесь разместились психиатрический диспансер и интернат. Располагались здесь и некоторые другие светские организации. Все они, заботясь о своих интересах, мало думали о сохранности архитектурного комплекса монастыря, который год от года приходил все в больший и больший упадок. Казалось, что обитель погибла безвозвратно

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Семь десятилетий безбожной власти привели монастырь в полное запустение. То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, что обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Большую часть территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат, крупнейший в Подмосковье. Владыка митрополит Ювеналий посещал его в 2004 году на Преображение. Конечно, никто из ныне живущих не виноват в том, что теперь собор со всех сторон плотно окружен больничными корпусами. Похожие ситуации во многих обителях нашей страны. Эти раны лечатся медленно, иногда очень медленно. Но иначе нельзя. Церковь умеет терпеть и, конечно, сострадает больным.

А в день Преображения Господня 2009 года, благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман Серпуховской на праздничной Божественной литургии представил прихожанам нового настоятеля монастыря – игумена Стефана (Макарова), до того времени занимавшего должность настоятеля церкви Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья – подворья Екатерининского монастыря.

По мере сил Спасо-Преображенский монастырь старается осуществлять просветительскую деятельность. С 2010 года среди местных жителей бесплатно распространяется ежемесячная газета «Преображение». В январе того же года открылась монастырская лавка, где можно купить духовную литературу и предметы церковного обихода. Регулярно устраиваются православные ярмарки. С июня 2010 года в обители действует воскресная школа для взрослых.

Периодически устраиваются встречи с известными в православном мире людьми, которые приезжают в Гуслицкую обитель поделиться с прихожанами своим жизненным опытом, знаниями и живой верой. Беседы с такими людьми как профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Лидия Алексеевна Головкова, православная писательница Наталья Евгеньевна Сухинина, священник, окормляющий тюремные и исправительные учреждения, Николай (Блохин), православная травница Людмила Борисовна Чернова, известный московский миссионер, соратник погибшего священника Даниила Сысоева, диакон Юрий Максимов, – беседы с такими людьми приносят огромную духовную пользу для людей, стремящихся жить по воле Божией.

В монастыре с 2010 года открыта воскресная школа для детей. При помощи иерея Игоря создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию детей.

Город Куровское тоже не остаётся в стороне от жизни обители. Многие образовательные, культурные и социальные учреждения города и окрестностей стали поистине её добрыми друзьями. В декабре 2009 года была освящена школа № 6. По договоренности с руководством школ священник Алексий регулярно проводит уроки по основам православной веры в перовой школе и гимназии. Театральная студия «Цветик-Семицветик» районного Центра детского творчества готовит православные спектакли – на Рождество, Пасху, Преображение Господне. Православные праздники стали радостными событиями для жителей города Куровское и поселения Давыдово. Детские выступления, ярмарки, совместные игры, соревнования, подарки – всё это делает эти дни поистине незабываемыми.

В июне 2010 года по благословению настоятеля монастыря игумена Стефана создана служба милосердия «Преображение».

Была проведена полная реконструкция корпуса трапезной: усилен фундамент всего здания, заменены перекрытия, укреплены стены, сделан усиливающий пояс из монолитного железобетона, сделана новая крыша. В здании был устроен храм Царственных Страстотерпцев, расписаны стены, написаны иконы для иконостаса, изготовлен и установлен иконостас. . Он освящен 17 августа 2013 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. На первом этаже этого здания устроена постоянно действующая фотогалерея, посвященная семье русского Императора Николая II и жизни российского общества в дореволюционное время.

Смотрите так же:  Богоявленско-анастасиин монастырь кострома расписание богослужений

В 2019 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на должность настоятеля (с возведением в сан игумена) назначен иеромонах Серафим (Голованов).

Список организаций в регионе
Московская область, Районы Московской области, Орехово-Зуевский, Сельсоветы Орехово-Зуевского р-на, Горский (ОКАТО: 46243813)

АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРСКОЕ не действующее
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРСКОЕ
ИНН: 5034023164
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО,Д 147

БЯЛЬКОВСКИЙ ФЛ МОУ «ЮРКИНСКАЯ ШКОЛА»
БЯЛЬКОВСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮРКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНН: 5073009205
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д БЯЛЬКОВО

ГБОУ НПО ПУ № 58 МО не действующее
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 58 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН: 5073065224
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО,Д 137

ГЭК «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»
ГАРАЖНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КООПЕРАТИВ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»
ИНН: 5034023171
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ЕМЕЛЬЯНОВО

ГЭК «ДИВНЫЙ»
ГАРАЖНО — ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЙ КООПЕРАТИВ «ДИВНЫЙ»
ИНН: 5034023340
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО

Женский монастырь
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОСТРОВСКОЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «СВЯТОЙ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ» ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН: 5034020981
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ОСТРОВО,Д 4 Б

ЖСК «КОЛОС»
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ «КОЛОС»
ИНН: 5073081233
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО,Д 159

ЖСК «КОСМОС»
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ «КОСМОС»
ИНН: 5073081307
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО,Д 161

ЖСК «ПИЩЕВИК»
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ «ПИЩЕВИК»
ИНН: 5073081882
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО,Д 164

ЗАО «АГРАРНОЕ»
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АГРАРНОЕ»
ИНН: 5073040082
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Г ДРЕЗНА,ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ

ЗАО «ГОРА — ХОЛДИНГ» не действующее
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГОРА — ХОЛДИНГ»
ИНН: 5073001125
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ГОРА,Д 1

ЗАО «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА» не действующее
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА»
ИНН: 5073040117
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО

КФХ «ВЕЧЕРНИЕ ЗОРИ» не действующее
КРЕСТЬЯНСКОЕ ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО «ВЕЧЕРНИЕ ЗОРИ»
ИНН: 5073080127
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ГРИДИНО

КФХ «ГОРА»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «ГОРА»
ИНН:
адрес: 142674, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ РАЙОН, Д КУДЫКИНО, Д 137

КФХ «УШАСТИКИ»
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО «УШАСТИКИ»
ИНН: 5034052020
адрес: 142660, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, Ликино-Дулёво ГО, КОРОВИНО (ГОРСКОЕ С/П) Д, —

КФХ АФЕРОВА
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО АФЕРОВА СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА
ИНН:
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО

КФХ ЗОТИНА
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ЗОТИНА ВИКТОРА СТЕПАНОВИЧА
ИНН:
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д МАЛИНОВО

КФХ КОМАРОВ Ю С не действующее
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО КОМАРОВА ЮРИЯ СЕМЕНОВИЧА
ИНН: 5073081240
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ГОРА

КФХ ТИТОВА А А не действующее
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ТИТОВА АЛЕКСАНДРА АНДРЕЕВИЧА
ИНН: 5073085485
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ЕЛИЗАРОВО

КФХ ХОЛОДКОВА
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО ХОЛОДКОВА
ИНН:
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО

МБДОУ Д/С № 53 «СОЛНЫШКО»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
ИНН: 5073086739
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО,Д 158 А

МБОУ «ГОРСКАЯ ООШ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
ИНН: 5073009300
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ГОРА

МБОУ «КАБАНОВСКАЯ СОШ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАБАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
ИНН: 5073009237
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО

МБОУ «САВОСТЬЯНОВСКАЯ НОШ» не действующее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САВОСТЬЯНОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНН: 5073009244
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д САВОСТЬЯНОВО,УЛ СЛОБОДКА

МБОУ «ЮРКИНСКАЯ ООШ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЮРКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
ИНН: 5073009205
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ЮРКИНО

МБУЗ «КАБАНОВСКАЯ АМБУЛАТОРИЯ» не действующее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «КАБАНОВСКАЯ АМБУЛАТОРИЯ»
ИНН: 5073060385
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д КАБАНОВО

МБУК ДК «СОВРЕМЕННИК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ КАБАНОВСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ «СОВРЕМЕННИК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
ИНН: 5034033363
адрес: 142664, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, Ликино-Дулёво ГО, КАБАНОВО Д, 155, А

МКУК КАБАНОВСКАЯ СБ не действующее
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРСКОЕ «КАБАНОВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА»
ИНН: 5034036237
адрес: 142664, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н, КАБАНОВО (ГОРСКОЕ С/П) Д, Д 158

МРО ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СПИРИДОНЬЕВСКОГО ХРАМА СНТ «ЛУЧ»
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД СПИРИДОНЬЕВСКОГО ХРАМА СНТ «ЛУЧ» СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРСКОЕ ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН: 5034054109
адрес: 142660, МОСКОВСКАЯ ОБЛ, Ликино-Дулёво ГО, МАЛОЕ КИШНЕВО (ГОРСКОЕ С/П) Д, —

МРО приход Параскевинского храма
МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ПАРАСКЕВИНСКОГО ХРАМА С. ГОРБАЧИХА ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ИНН: 5073084636
адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ Р-Н,Д ГОРБАЧИХА

Святыни «Старообрядческой Палестины»

Святое, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) — универсальная категория религии, характеризующая наиболее глубинный ее пласт. Можно даже сказать, что представление о священном составляет саму ее сущность. Одна из версий этимологического происхождения термина «религия» возводит его к латинскому слову religare, которое переводится как «вязать, связывать, привязывать, сковывать». Эту версию предложил христианский богослов Лактанций, понимая религию как «связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении Ему и повиновении через благочестие» [1]. Священное как раз и является тем звеном, посредством которого происходит сближение неба и земли. В христианской вере его источником является сам Бог, спасающий людей и дарующий вечную жизнь, поэтому оно считается объектом поклонения книгами, мощами и др. Св. Иоанн Дамаскин писал, что почитает их «не ради их естества, конечно, но потому, что они вместилище божественного действования [2], и чрез них и в них благоволил Бог совершить наше спасение» [3]. Поэтому и мы должны воздавать поклонение всему этому, начиная с Креста, Голгофы, Гефсиманского сада, Гроба Господня и кончая священными сосудами, иконами и мощами, служа при этом не твари, преходящему веществу, а Творцу — Источнику всего, не только видимого, но даже и невидимого.

Итак, в христианстве словами «святой», «священный», или латинизированный вариант — «сакральный», обозначается все то, что имеет сотериологическое [4] значение. Святыми считаются Христова Церковь и даваемые ею Таинства: Крещение, Евхаристия и др., — посредством которых людям передается спасительная Божья благодать. С самых древних времен христианами почитаются священные книги, составляющие Библейский канон, являющиеся богодухновенными и содержащие в себе абсолютную истину. Со временем непреходящую важность приобрели и творения отцов Церкви. Святые люди своим стремлением жить праведно, исполняя Божьи заповеди, удостоились различных духовных дарований, включая чудотворения, пророчества и др. Нередко их называют «друзьями Божьими». Верующие начинают почитать таких людей обыкновенно ранее их официальной канонизации. Одним из древнейших ликов святых были мученики, а само мученичество является продолжением апостольского служения. Претерпев насильственную смерть, они свидетельствовали [5] об истинности христианской веры. Почитаемы были их останки (святые мощи), а на местах их убиения строились храмы и проводились богослужения. Существуют и другие лики святых: исповедники, преподобные, равноапостольные и др. Также с древних времен почитаются и священные изображения — иконы, хотя в нынешних своих формах иконопочитание развилось позднее. Кроме того, существуют особо чтимые чудотворные образы, ознаменовавшиеся сверхъестественными проявлениями. Также есть другие священные объекты, например, водоемы, чаще всего источники. Самый первый из таких — реку Иордан — освятил Сам Христос, когда принял крещение от Иоанна Предотечи.

Река Гуслица, Московская обл.

В данной статье мы поговорим о почитании священного в староверии и обратимся к исконно старообрядческому региону, находящемуся всего в ста километрах от Москвы — Гуслицам. Издавна его величают Старообрядческой Палестиной. Неизвестно, кто первым предложил это название. Однако оно прижилось, благо, было, за что так называть: в Гуслицах абсолютное большинство населения исповедовало старую веру, здесь находилось множество древлеправославных храмов, скитов, иконописных и книгописных мастерских. Население Гуслиц не было однородным, люди грешны, и гусляки были не ангелами, прославившись также и рядом криминальных промыслов (разбой, фальшивомонетничество, конокрадство и др.). Однако, несмотря на это, край сиял древлим благочестием, о чем свидетельствует особенное благоволение у Бога в виде и по сей день сохраняющихся там святынь. Ниже приведем сведения о тех из них, о которых нам удалось добыть более-менее достоверную информацию.

Большинство гуслицких святынь можно поделить на две группы: места скитов и источники.

Среди старожилов многих гуслицких деревень и поныне сохраняются предания о бежавших в их селения из Москвы и других окрестных сел иноков, основывавших скиты. Лесистая и болотистая местность Гуслиц притягивала бегствующих монахов, оставшихся верными преданиям Церкви. Однако данные не о всех из них сохранила память. Еще меньше осталось документальных свидетельств. В данной статье мы поместим информацию лишь о самых важных скитах, сильно повлиявших на верующее сознание, в том числе и чудесными проявлениями, которые сквозь годы и столетия почитает народ. Подробнее о гуслицком монашестве написано в книге С.С. Михайлова «Старообрядческие иноческие поселения в Западной Мещере в XVIII–XX веках».

Почитание водоемов встречается в христианстве повсеместно. Как и ряд других культов, оно переходит еще из языческих времен. Несмотря на изначальное противодействие епископов народному почитанию источников, оно все-таки входит в христианство, принимая новые содержание и символику. Вода — это самая важная для жизни стихия. Она может не только питать, но и исцелять человека, являя этим священную силу. Христиане верят, что эту силу дает Святой Дух, поэтому распространен обычай освящать источники в честь какого-либо святого и совершать на них молебны.

В Гуслицах находится около семидесяти источников, среди которых имеются и чтимые верующим населением. К сожалению, о многих из них ничего уже не известно, о других же информация весьма отрывочная и неподтвержденная. Третьи же и вовсе стали «священными» только сейчас, когда РПЦ начала прибирать родники с хорошей водой себе, освящая их в честь собственных святых, не почитающихся в староверии… Ниже сообщим краткую информацию о тех, которые более-менее достоверно с древности почитаются старообрядцами.

Леонтьев монастырь, Орехово-Зуевский район, д. Беливо

Места вблизи Белива отличаются сильной заболоченностью, однако посреди топких болот встречаются и лесистые островки — гривы, которые давали идеальные убежища для иноков. Здесь было основано множество скитов, о которых никто уже не помнит. Однако ряд обителей долго не забывался людьми и сохранил о себе хоть какие-то мало-мальски достоверные сведения. Речь идет о скитах Леонтия, Камне, Осиповой Гриве и Праксенне Гриве. Среди них наиболее известным и почитаемым является первый.

Основан он был, по преданиям, еще в первой половине XVII в. Однако, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что он появился не ранее второй половины XVIII в. Так сложилось, что первый и последний настоятели носили имя Леонтий, поэтому в народной памяти их образы смешались. По некоторым данным, в монастыре проживало около 240 насельников. При нем действовала школа церковнославянского языка, пения и чтения. Замечательно то, что беливский распев считался эталонным. В 1840-е годы монастырь был разгромлен, сожжен и разграблен в ходе гонений при Николае I. Одно из уцелевших зданий было перенесено в деревню: в нем устроили моленную, сохранившуюся до наших дней. При этом судьба его настоятеля неизвестна: он мог погибнуть при пожаре, но, скорее всего, еще какое-то время жил в окрестностях после разорения монастыря. Ходили легенды о встречах путников с неким загадочным старцем, также здесь можно было услышать и тихий голос молитв, раздающийся неизвестно откуда… Похоронен был Леонтий на монастырском кладбище, и вскоре от его захоронения начали происходить чудеса, что привлекало множество паломников не только из среды старообрядцев, но и из никониан. Многие люди получали от мощей Леонтия исцеления. Однако есть сведения, что ныне тело его может покоиться вне кладбища. Якобы монахи, боясь разорения чудотворной могилы своего игумена, тайно перенесли его останки в другое место, которое уже никто не помнит. Беливо еще какое-то время поддерживало духовно-просветительские традиции своей прославленной обители: какое-то время там продолжала действовать школа. Но постепенно деревня теряла свое духовное значение, что признавали еще современники до революции.

Водосвятие на месте бывших Беливских скитов

В нынешние времена традиция почитания Беливского скита с могилой отца Леонтия возрождается. В 2009 г. был произведен ремонт моленной, к сожалению, принесший в жертву ее исторический облик. Место старинного монастыря также облагородили. Каждый год сюда приезжает делегация с Рогожского, служится молебен с водоосвящением. Но, к сожалению, само Беливо постепенно превращается в обыкновенный дачный поселок, а крепкими старообрядцами остаются только представители старшего поколения.

Троицкий монастырь, Егорьевский район, пос. Шувое

По преданиям, иноки пришли в эти места еще во второй половине XVII в. Более того, в народной памяти с этим связывается и основание самого селения. Однако, судя по писцовым книгам, оно было тут и ранее. Вероятно, первые насельники происходили из Чудова и Богоявленского монастырей, чьи владения находились в этих краях. В свои лучшие годы монастырь вмещал около 50 человек. Богослужения проходили в соответствии со строгим монашеским уставом. Кроме того, в монастырской моленной стояла походная церковь, в которой служилась литургия, когда монастырь посещал какой-либо из беглых священников. Обитель сильно повлияла на окрестное население, с которым во все периоды своего существования она имела крепкие связи (ее селяне называли «Келии»). Именно на ее базе был основан приход, получивший посвящение от монастыря — в честь Пресвятой Троицы (в Шувое не известно о каких-либо других дораскольных троицких престолах). Со временем, что показывают дела 1840-х и 1870-х гг., монастырь стал достаточно малолюден, так что это был, скорее, уже небольшой скит. В Гуслицах входило в норму обыкновение принимать иночество лишь на закате лет для замаливания грехов. В поздние годы здесь начали селиться и женщины. Обычно они занимались бытовыми вопросами: стиркой, готовкой и проч. Скит, перенесший, как минимум, два разорения от царского правительства, был окончательно разрушен советскими властями в 1930-е годы. На шувойском кладбище сохраняется могила, возможно, последней его инокини по имени Назарета. То, что она была похоронена не на монастырском кладбище, а за его пределами, показывает, что в монастыре она к моменту своей смерти уже не жила.

Смотрите так же:  Монастырь бедеева поляна

Креситный ход в поселке Шувое, 2019 г.

В наши дни, начиная с 2012 г., ежегодно 30 июня к месту Троицкого монастыря от Шувойской старообрядческой церкви проходит крестный ход. Это мероприятие совмещено с другой традицией, прервавшейся в 1959 г. в связи с хрущевскими гонениями — ношением по селу иконы Губинской Божьей Матери. Мероприятие обычно собирает много людей не только из Шувоя и других мест России, но также и из ближнего зарубежья. Святое место почтено поклонным крестом, также усилиями членов общины была обустроена общая могила всем покоящимся до второго пришествия инокам монастыря.

Богомолова Гора, д. Слободищи, Орехово-Зуевский район

Богомолова Гора являлась старинным урочищем. Сегодня на этом месте уже давно находится кладбище. Существует предание, что здесь поселились бежавшие из Москвы старообрядцы. Нет никаких данных о том, что тут когда-то находился монастырь. Однако по ряду признаков С.С. Михайлову удалось предположить, что на месте кладбища находилась обитель важностью не меньше Беливской и Шувойской. Вероятно, она имела Покровское посвящение, так как в соседней деревне Поминово, равно и в других близлежащих селеньях существовали покровские моленные, может быть, по этой обители. Во время формирования гуслицкого староверия, в первой половине XVIII в., Гуслицы принадлежали А.Д. Меншикову и Лопухиным, покровителям исконного православия, так что особой надобности прятаться у монахов не было. Позже монастырь могли разорить или иноки сами могли уйти, почувствовав угрозу. Однако место это продолжало быть почитаемым, поэтому здесь, на месте монастырского кладбища, стали хоронить и простых покойников-староверов.

Часовня св. Никиты Мученика и чтимый камень, д. Чёлохово, Егорьевский район

В данном месте в древности находился дораскольный храм св. Никиты Мученика, стоявший там до конца XVIII века. Священство и прихожане храма не приняли никоновских новин, так что вокруг него жили почти одни старообрядцы. По этой причине церковь была разобрана и перевезена на кладбище новообразованного города Егорьевска. Примечательно, что в основании этого храма были положены валуны, почитавшиеся местным языческим населением. По-видимому, таким образом церковнослужители пытались привлечь в храм окрестный люд. Когда церковь перевозили на новое место, камни разбили для замостки городских улиц. Но предания гласят, что до Егорьевска их не довезли, а свалили где-то в районе Ильинского Погоста. Один из камней было решено оставить, так как от него начали происходить чудотворения.

Возле камня была построена часовня и бил святой источник. До революции из Егорьевска сюда ходил крестный ход. В 1970-е годы здесь искали фосфориты, в результате чего источник был засыпан, а камень исчез. Через какое-то время ключ снова забил, но вода в нем уже содержала примесь фосфоритов, и пить ее было вредно. Лишь в 2000 году камень случайно обнаружил один из местных жителей в лесу. Валун был снова поставлен на свое обычное место, а возле него в 2003 году была построена и освящена часовня.

Икона Божьей Матери Губинская, Орехово-Зуевский район, д. Губино

Деревня Губино (старинное название Губинская) исторически не принадлежит к Гуслице. Она является частью соседнего региона, называемого Патриаршина, населенного в былые годы также в большинстве своем старообрядцами, правда, поморского согласия. Однако губинский приход был поповским, принимающим Белокриницкую иерархию. С этим селением связано появление чудотворной иконы Богородицы, ставшей по-настоящему знаковой для Гуслиц. Сохранились предания о ее чудесном появлении, а также об исцелении с ее помощью жителей деревни Слободищи от холеры.

Согласно первому, в начале XVIII в. в Губине разгорелась эпидемия моровой язвы, и, чтобы прекратить ее, жители решили написать образ Казанской Божьей Матери. Было избрано два ходока, которые направились в Гуслицы, чтобы найти иконописца. По дороге они встретили незнакомого мастера, согласившегося написать им иконы и привезти в село. Посланцы вернулись домой. Но между тем время шло, а образ не везли. Тогда жители снова отправили тех же самых односельчан за иконой. Последние хотели обратиться уже к другому мастеру, как вдруг на том же месте встретили старого с готовым образом. Загадочный иконописец передал образ ходокам и, ничего с них не взяв, ушел в неизвестном направлении.

В этой истории кажется несколько странным то, что уже в начале XVIII в. в Гуслицах настолько было распространено иконописание, что именно туда отправили ходоков. Расцвет Гуслицкой иконописи и, соответственно, большинство дошедших до нас образов датируются вообще только второй половиной XIX в. Кроме того, о моровой язве в начале XVIII в. ничего не известно, тогда как есть данные, что эпидемия действительно свирепствовала в этих краях в 1771 г. Исходя из этого, логичней поместить вышеописанные события именно в период 2-й половины XVIII в.

Другое предание гласит о событиях, после которых началось всенародное почитание образа, а именно — об избавлении с помощью иконы от холеры другой деревни — Слободищи, находящейся в Гуслицах. Согласно ему, одной глухонемой девушке трижды во сне являлся старец, который сообщал, что для избавления деревни от холеры необходимо съездить в Губино, взять там икону Божьей Матери и отслужить молебен. Уста девушки чудесным образом разрешились, и она рассказала о своем видении. Когда икону привезли и отслужили молебен, поднялся вихрь, после которого эпидемия прекратилась.

До пожара 1847 г. икона стояла в губинской моленной. Во второй половине XIX в. образ находился в доме владельцев местной бумаготкацкой фабрики Кокуновых. В 1905 г. икона была помещена в нынешний старообрядческий храм в честь Казанской Божией Матери, построенный в конце XIX в., где и хранится по сей день.

Образ был очень популярен среди жителей Гуслиц. Устоялась традиция передавать его на день в одно из селений, где с ним ходили в крестные ходы и проводились молебны. Такая традиция сохраняется и поныне. Например, в Шувое каждый год 30 июня со списком иконы ходят из храма до места старинного монастыря, где проводится водоосвящение.

Святой источник, Орехово-Зуевский район, д. Рудне-Никитское

Рудне-Никитское образовалось на месте древнего погоста Рудня, возникшего еще во времена христианизации Руси. В отличие от большинства сел Гуслиц, здесь был приход господствующей церкви. Однако местная святыня — источник, освященный в честь иконы Казанской Божьей Матери, почиталась также и старообрядцами, коих жило в округе немало. Еще в 1940–50-е годы, а возможно, и дольше, в день летней Казанской у него ставилось до шести аналоев: один принадлежал РПЦ, другие — пяти старообрядческим согласиям.

В советские времена большинству святынь была объявлена война. Сохранились сведения о том, что асфальтированная дорога от Шатурского шоссе до Малькова должна была проходить именно по роднику. Для первой дороги даже забивали сваи, но это не спасло ее от размывания. Когда же, наконец, удалось загнать источник в землю, он забил рядом с дорогой. Интересна быличка, сохраненная местным населением об инженере или архитекторе, который руководил проектом. Предание гласит, что когда последний умирал, то попросил жену набрать воду из чтимого источника, но, сколько она ни пыталась это сделать, ничего не выходило: бутылка выпадала из рук женщины и разбивалась. Она даже попыталась принести воду мужу в ладонях, но донесла лишь несколько капель. Когда же специалиста хоронили, случилось чудо: могила, куда опускали гроб, в жаркий и сухой день оказалась наполненной водой.

В 2019 году в рамках проекта «Родники Подмосковья» были проведены работы по облагораживанию источника.

Святой источник в д. Гридине, Егорьевский район

По преданию, на месте данного источника князь Димитрий Пожарский разбил поляков-интервентов. Сеча была такая, что река Шувойка, на берегу которой проходило сражение, была красной от крови… Здесь была обретена икона Божьей Матери и забил ключ. С этого времени родник стал почитаемым. Деревня Гридино была одной из немногих, где жило большое количество никониан и действовал приход господствующей церкви. Однако немало было тут и старообрядцев. Поэтому источник почитали и те, и другие. Сейчас же инициатива по поддержанию святыни принадлежит исключительно прихожанам РПЦ.

Святой источник в д. Иванищеве

В деревне Иванищеве находится несколько источников, один из них почитается как священный. В былые времена рядом с ним находилась старообрядческая моленная. Последняя, по данным 1898 года, существовала на тот момент 45 лет. Престольный праздник отмечался в Казанскую осеннюю, которая являлась также и неофициальным днем деревни. По словам Г.П. Ермохина, жителя Иванищева, знающего местные предания, большое значение для его предков-односельчан всегда имел храм в соседнем Устьянове. С ним имелись особые связи. Существовал даже обычай в начале мая собирать всем селом деньги на моление, так как, по преданию, когда-то после пожара в деревне, жители обещались делать это каждый год.

В 2012 году в день праздника Казанской иконы Богородицы устьяновским священником о. Алексием Михеевым источник был освящен. Средства на благоустройство родника собирали силами жителей окрестных деревень во главе с упомянутым Г.П. Ермохиным.

Урочища Михаила Архангела, Крутые Берега и Михаило-Архангельский источник, Орехово-Зуевский район, д. 3аполицы

Деревня Заполицы находится в западной части Гуслицкого Раменья, на западной границе Гуслиц. Неподалеку от нее есть забытое уже урочище — в честь Михаила Архангела, находящееся в трех километрах на северо-восток от села Рудне-Никитского и в километре на юго-запад от деревни Заполицы. По преданию, здесь, на месте никогда не зарастающего лесом бугра, стоял Михаило-Архангельский храм, ушедший под землю или разоренный в годы польско-литовского нашествия. В соседнем урочище Крутые Берега, по поверьям, упали колокола этого храма. Еще в 2000-е годы здесь стояло два поклонных креста и оставшиеся старообрядцы Заполиц проводили на Михайлов день, 21 ноября, моление. Неподалеку от этого места есть источник, освященный также в честь Михаила Архангела.

В 2019 году в рамках проекта «Родники Подмосковья» здесь были проведены работы по его облагораживанию.

Святой источник в д. Беливе, Орехово-Зуевский район

Около могилы св. Леонтия, о котором мы выше рассказывали, есть еще и родник со святой водой. Считается, что монастырь стоял именно там. Кроме того, здесь есть и другие источники.

Святой источник в д. Понарине, Орехово-Зуевский район

Чтимый источник находится на краю деревни. Силами ее жителей поддерживается в хорошем состоянии. 3 мая 2008 года рядом с ним был установлен трехметровый поклонный крест. Его освящение, на которое собралось большинство верующего населения деревни, совершил орехово-зуевский священник о. Константин.

Другие источники. Священными можно назвать и другие источники, однако информация о них либо отрывочная, либо недостоверная, либо не известно точно, почитались ли они старообрядцами в древности. Так, возле деревни Степановки есть святой источник, посвященный Преполовению. По преданию, здесь был обнаружен серебряный крест, хранившийся в одной из молелен, и произошло немало исцелений. Возле деревни Барской находится родник «Нопалимая Купина», почитавшийся старообрядцами. В Устьянове существует родник, на который ходили с иконами в праздник Тихвинской Богоматери еще в середине XX в. Сейчас же он заброшен. В Мисцеве на месте бывшего монашеского скита есть родник.
Чтимый источник существует в Авсюнине, он, по некоторым сведениям, почитался жителями издревле. В 90-е годы его благоустройством занималась единоверческая община г. Куровского, а со времени возвращения РПЦ храма св. Петра Митрополита он стал приписанным к этому приходу. Население Авсюнина исповедовало старообрядчество, а единоверие туда было занесено промышленником А.В. Смирновым, на деньги которого возвращенная РПЦ церковь и была выстроена.

Крайне спорный источник есть в Анциферове. Несмотря на отличную воду, содержащую в себе ионы серебра, достоверных сведений о его почитании и посвящении не сохранилось. Но кое-кто говорил, что якобы он ранее был освящен в честь Георгия Победоносца. В начале 2000-х один новообрядческий священник решил прибрать к рукам этот родник, освятив его намеренно в честь Царственных Мучеников, не почитающихся в старообрядчестве. Это свидетельствует о том, что он боялся притязаний староверов.